На сегодняшний день в России эвтаназия и все остальные виды помощи в смерти строго противозаконны. ФОТО Александр Рюмин/ТАСС.
Кто-то называет эвтаназию правом на достойную смерть, кто-то узаконенным убийством и страшным грехом. И узнать, что же это на самом деле. не дай бог никому.
Официально эвтаназия и ассистированное самоубийство разрешены всего в нескольких странах — Бельгии (с 2002-го), Нидерландах, Швейцарии (с 1942-го), пяти штатах США, Люксембурге (с 2009-го), Канаде (с 2016-го). Еще есть страны, где эвтаназия вроде как не разрешена, но и не запрещена, — Германия, Франция, Испания, Албания, Израиль… С каждым годом список государств, вставших на сторону права на смерть, все больше.
В России все виды помощи в смерти строго противозаконны. Хотя тысячи тяжелобольных людей буквально умоляют об этом. Страдающие онкологией в последней стадии, обездвиженные инвалиды, жертвы автокатастроф, навсегда оказавшиеся прикованными к кровати. Когда уже нет средств им помочь, человека с адскими болями просто выписывают домой умирать. А родным и близким только и остается, что проходить все круги ада в попытках достать обезболивающее или еще как-то облегчить жизнь умирающего.
В такие моменты люди и начинают искать другой выход.
Надо ли узаконить эвтаназию в России?
«ЗАДУШИЛ СВОЮ РОДНУЮ МАТЬ»
Несколько историй из криминальных сводок за последние годы.
56-летний преподаватель московского вуза Владимир Ольховский задушил свою родную мать. 78-летняя пенсионерка страдала от рака печени в последней стадии. «Она так кричала и так просила ее убить, что я не выдержал и согласился», — рассказал Владимир в суде. Врачи подтвердили, жить его маме оставалось буквально несколько дней. Профессору дали 9 лет.
Павел Коваленко из Саратовской области застрелил свою больную (рак пищевода) жену Елену. Женщину выписали из больницы умирать. Ни есть, ни пить она не могла и мучилась от страшных болей. Выпив водки для храбрости, Павел взял охотничий обрез и направил дуло в грудь супруге. После попытался покончить с собой, но неудачно. Осужден на 6 лет.
Ударом молотка по голове убил свою 93-летнюю мать москвич Юрий Киселецкий. Женщина была лежачей больной. Она умоляла всех своих друзей и близких дать ей смертельную дозу таблеток. Но решился на убийство в итоге ее родной сын. Юрий до суда не дожил — покончил с собой в изоляторе временного содержания.
Дикими способами из-за отсутствия доступной паллиативной помощи россияне пытаются исполнить последнюю волю умирающих родных. По официальной статистике Минздрава РФ, на сегодняшний день около 600 000 человек ждут места в хосписах. И хотя число хосписов постоянно растет, мест все равно не хватает.
По официальной статистике Минздрава РФ, на сегодняшний день около 600 000 человек ждут места в хосписах. ФОТО Михаил ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС
«МЫ ПОКУПАЛИ ЕЙ ГЕРОИН»
Со Светланой (имя изменено) мы списались ВКонтакте в тематической группе под говорящим названием «Эвтаназия». Я поклялась не выдавать ее адрес и удалить все письма сразу после прочтения.
— Мы из маленького провинциального городка. Больница в райцентре в 60 километрах от нас. Конечно, запустили мамину болезнь. У нас только чтобы обследовать и поставить точный диагноз, ушло полгода. Поехали в Москву в Институт имени Герцена. Все деньги собрали по друзьям, знакомым, кое-что продали. Но маму лечить не взяли. Поздно было. Рак прямой кишки, неоперабельная стадия. Как она мучилась, вы не представляете. Я до сих пор плачу, вспоминая этот ад. Старшая сестра бросила все и приехала из Питера к нам помогать.
Врачи сказали: «Сделайте так, чтобы ей было тепло и спокойно. Это все, что возможно. Ей осталось месяца три». Очень страшно понимать, что уже ничего нельзя сделать. Ты просто наблюдаешь, как родной человек медленно и мучительно умирает. Выписать сильные обезболивающие с наркотиками тогда было сродни подвигу (история с мамой Светланы случилась до 2015 года, после 2015-го, когда число самоубийств у онкологических больных стало набирать массовые обороты, выписка рецептов на наркотики сильно упростилась. — Ред.). У нас дежурство было с сестрой. Иначе бы я с ума сошла. Сестра добывает лекарства, я дома с мамой. Потом наоборот. А еще семью надо содержать и детей. Если таблетки заканчивались, мама кричала так, что я сама готова была выпрыгнуть из окна. Она просила нас убить ее, дать ей снотворное, чтобы заснуть и не проснуться. И двоюродный брат достал уже настоящий наркотик — героин. На всякий случай.
— Пригодился?
— Да. Никогда не думала, что у себя на кухне буду варить дозу. Но приходилось, и не раз. А потом я по телевизору увидела сюжет про эвтаназию. Полезла в интернет, почитала. Сестре в личные сообщения отправила ссылку на сайт про эвтаназию. Вслух такое я сказать не могла. Таня не разговаривала со мной три дня. А потом мы сели и стали думать, что делать. В Швейцарию отправить маму за 8000 евро для нас было неподъемно, конечно.
Тут же в интернете «знающие люди» объяснили сестрам: аналог того самого препарата, что выписывают приехавшим на самоубийство в Швейцарию, можно купить в Китае через сайт.
— Мама сразу согласилась. Сейчас понимаю, как ужасно все это звучит, но тогда мы все испытали облегчение. Она даже как-то повеселела, и как будто боли стали не такие сильные. Спокойная неделя выдалась, мы шутили и смотрели фильмы. Но потом боли вернулись. У нас все было готово. Мы просто развели смесь, и мама ее выпила.
— Полиция ничего не заподозрила?
— Нет. Отмеренные ей врачами три месяца давно прошли. В справке о смерти значится, что скончалась от основного заболевания. Про то, что было на самом деле, знают только я и сестра.
— Жалеете о том, что сделали?
— Нет. Если со мной такое случится, я сама закажу себе порошок.
«ОСТАВЛЮ КВАРТИРУ ТОМУ, КТО ОТПРАВИТ МЕНЯ В ШВЕЙЦАРИЮ»
В группе «Эвтаназия» в соцсети я без труда нашла сразу нескольких человек, которые мечтают о смерти и даже копят деньги на Швейцарию.
— Я инвалид с детства — ДЦП. Сейчас ухаживает мать, но когда она умрет, то что? Ей 65, мне 40. Все, что я могу делать самостоятельно, — видеть, слышать, дышать и говорить. Никакой таблетки от моей болезни нет. Так что я готова к смерти. Знаю все способы, как безболезненно и быстро уйти из жизни. Но кто мне будет ассистировать? Я же из дома выйти сама не могу, до входной двери не дойду. Очень надеюсь, что как-то смогу накопить. Я квартиру оставлю тому, кто мне поможет оказаться в Швейцарии.
Контакты человека, готового проконсультировать, как безболезненно уйти из жизни, мне подсказали сразу несколько участников группы сторонников «хорошей смерти». Я с ним связалась. И хотя у меня была заготовлена легенда, он мгновенно вычислил, что я журналист и собираю информацию.
Суицидальная поездка в Швейцарию — это мечта многих. Но это дорого и не так просто.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
ОТКРОВЕНИЯ «КОНСУЛЬТАНТА ПО САМОУБИЙСТВАМ»:
Люди обращаются разные: кто-то неизлечимо болен, кто-то устал жить
— Не спрашивайте никаких подробностей обо мне, — сразу предупредил собеседник (мы общались в соцсети). — Давайте просто назовем меня мистером G. Дело в том, что по нашему законодательству все эти советы незаконны. И если органы заинтересуются, то можно попасть под уголовную статью «содействие совершению самоубийства».
Даже в виртуальной беседе было ясно, что человек образованный. Знает несколько языков, разбирается в сложных терминах. Эвтаназия — его хобби, и он продвигает эту идею в массы. Например, ведет Ютуб-канал на двух языках, делает переводы тематических книг, фильмов и лекций.
— Суицидальная поездка в Швейцарию — это мечта многих. Но это дорого и не так просто. В той же швейцарской клинике Dignitas за 20 лет побывали только двое русских. Так что уехать на Запад я помочь не могу. Единственное — подсказать способ безболезненно уйти из жизни у себя дома. Препарат, который дают принять в швейцарской клинике, раньше можно было незаконно заказать в Китае за $300. Контакты поставщиков, товар которых был проверен в лабораториях, известны всем интересующимся благодаря австралийскому доктору Филипу Ничке и его книге. Это тот самый Доктор Смерть, что представил в том году на выставку капсулу для самоубийц. В родной Австралии книги доктора Ничке под запретом. К тому же его лишили медицинской лицензии. Но это не мешало ему проводить семинары по всей стране. Он владелец интернет-магазина, торгующего приспособлениями для ассистированного самоубийства и просто самоубийства. Но в Россию вы ничего заказать не сможете.
Доктор Смерть Филип Ничке в Википедии обозначен как «австралийский гуманист».Фото: Twitter.com
Кстати, последний надежный поставщик запрещенных веществ из Китая перестал выходить на связь, о чем и указано в книге. Торговать-то и сейчас торгует, но там мошенников много. Есть еще вариант с заказом препарата из Мексики: ветеринарный раствор — $400 за 100 мл флакон или $600 за 2. Но в отличие от порошка из Китая, который проходит таможню, флаконы легко обнаружат на рентгене, и тогда уголовная статья. Я не рекомендую и предупреждаю о риске. Тем более что есть и другой, дешевый и легальный способ совершить самоубийство.
Такие наборы для эвтаназии продает Ничке. В России их покупка невозможна — это противозаконно.
«Доктор» рассказал мне все способы, где, как и что надо принять. Мы не имеем права это публиковать. Скажу лишь, что я была сильно шокирована доступностью орудий смерти.
— Вот так же примерно проходит и моя консультация.
— А цена какая?
— Для больных людей обычно бесплатно, а так — $50. Но обращаются за советом редко. В общей сложности за пару лет я проконсультировал больше 10, реально покончили с собой тоже больше 10. О смертях двоих я узнал из новостей. Это были молодые парни, и мы списывались буквально накануне произошедшего.
— Кто эти люди и почему хотят умереть? Вот эти парни, например, какая у них была причина?
— Люди разные были: кто-то смертельно болен, кто-то устал жить. Я не требую «уважительной» причины для консультации, но обычно говорят. У одного был БАР (биполярное аффективное расстройство), у другого соматическое заболевание, причинявшее также и психологические страдания. К слову, люди без «уважительной» причины обычно или консультируются на будущее, или, даже купив препарат, откладывают его. Инстинкт самосохранения — сильная штука. Около года назад консультировал одного бизнесмена — у человека было все, кроме желания жить. Жив до сих пор, счастливо или нет — не знаю.
— Как полиция фиксирует такие смерти?
— Как еще им фиксировать, если человек себя убил. Хотя, иногда в СМИ пишут, что есть и версия убийства — так было с одним из тех парней.
— Скажите, в чем ваша философия? Почему вы вообще таким занялись?
— «Таким» — чувствуется негативная коннотация. Смерть — такое же право каждого человека, как и жизнь. Я знаю, как безболезненно умереть, — если кто-то тоже хочет узнать, почему нет. Еще как вариант — это сублимация. Возможно, подсознательно я хочу убивать людей, и это социально-приемлемый способ это делать. Что касается дискуссий об эвтаназии как таковой, ну да, потенциальные злоупотребления — основной контраргумент, помимо того что это богопротивное деяние.
Макет «капсулы для самоубийц» австралийский активист выставил в апреле этого года на выставке похоронной индустрии в Амстердаме. «Клиент» проходит специальные тесты, потом занимает место внутри. Последний вопрос: доброволен ли уход из жизни?Фото: Twitter.com
В России вопросы легализации эвтаназии были озвучены пару раз в Госдуме, и сама идея подверглась жесткой критике. Ведь правом совершить смерть могут пользоваться непорядочные личности.
А КАК У НИХ?
Тур в один конец
Немного в стороне от всех толерантных к вопросам смерти стран стоит Швейцария.
Удивительно, но именно благодаря этой богатой и цивилизованной стране такое страшное слово, как «суицид», прижилось рядом с веселым и беззаботным словом «туризм». Дело в том, что в Швейцарии законом разрешено помогать при суициде, если нет корыстных мотивов. И распространяется это на всех, включая иностранцев.
Понятию «суицидальный туризм» уже больше 20 лет, с тех самых пор, как в 1998 году в Цюрихе появилась организация Dignitas, выступающая тем самым ассистентом в самоубийстве не только для местных жителей, но и для иностранцев. Кстати, название клиники переводится с латинского как «Достоинство». «С достоинством жить, с достоинством умереть» гласит слоган этой фабрики смерти.
По правилам Dignitas подготовка к самоубийству довольно хлопотное дело. Человек должен подтвердить свою болезнь бумагами, пройти консультации как минимум с двумя медиками клиники. И дважды с разницей во времени подтвердить свое намерение. Только после этого назначается день икс. Все происходящее сотрудники снимают на видео и предоставляют полиции в качестве доказательств. Некоторые клиенты Dignitas не против, чтобы это предсмертное видео попало на глаза широкой публике. Короткие ролики теперь активно гуляют в тематических пабликах. Зрелище не для слабонервных. Я посмотрела один такой, где умирает миллионер Симон Биннер.
— Вы понимаете, что, после того как откроете канал капельницы, в ваш организм поступит яд и вы умрете? — спрашивает голос за кадром.
Мужчина тяжело кивает, говорить он не может из-за болезни. Потом включает аудиозапись в телефоне, слушает последние признания в любви близких и открывает смертоносный краник капельницы. При этом мужчина счастливо улыбается… Следующие кадры — в катафалк грузят гроб. За годы своего существования в Dignitas ушли из жизни около 2500 человек.
Сейчас в Цюрихе действует несколько подобных организаций. Стоит тур в один конец, надо сказать, недешево.
Вот детальный прайс одной из клиник (все цены в евро):
3500 — предварительный платеж, при этом положительное решение врача не гарантируется и платеж не возвращается.
870 — за две консультации врача.
2200 — платеж, если врач разрешил ассистированное самоубийство (АС) и выписал рецепт.
440 — оформление документов.
2200 — кремация.
Итого: 6570 просто за АС, 9210 — АС + кремация + оформление документов.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Врач должен биться за жизнь пациента до конца
Основатель и руководитель Санкт-Петербургского детского хосписа протоиерей Александр Ткаченко:
— В большинстве случаев, если человеку оказывается своевременная и качественная паллиативная помощь, вопроса об эвтаназии не возникает. Если нет боли, работает психолог, обеспечены медицина и нормальный уход, человек ценит то время, которое он может провести с родными. Я уж не говорю о том просторе для криминала в этой теме и возможности решения наследственных вопросов. На мой взгляд, нужно думать не об эвтаназии, а о том, как обеспечить каждому человеку качественную помощь, доступную медицину, качественные лекарственные препараты и возможность без страданий прожить столько, сколько ему отведено.
Основатель Санкт-Петербургского Детского хосписа, протоиерей Александр Ткаченко. ФОТО детскийхоспис.рф
Мне кажется, что, поднимая вопрос об эвтаназии сейчас, мы «ставим телегу впереди лошади». Нам нужно сначала принять концепцию достойной смерти в обществе, согласиться с тем, что это естественная часть жизни и к смерти нужно быть готовым. И общество должно согласиться, что право на достойную смерть — такое же неотъемлемое право человека, как право на жизнь. Только после этого можно будет подступиться к обсуждению темы эвтаназии. А пока рановато, не готово ни общество, ни законодательство, ни специалисты, ни сами люди.
СПРАВКА «КП»
Эвтаназия — в переводе с греческого «хорошая смерть». Это практика, когда тяжело и неизлечимо больным врачи назначают смертельный препарат, потому что только уход из жизни может прекратить страдания.
Ассистированное самоубийство — суицид, совершенный с помощью другого человека, часто врача. То есть медицинский работник сознательно и намеренно дает больному знания, как и что принять, чтобы уйти из жизни. Основное отличие от эвтаназии — больной должен самостоятельно принять лекарство.
ОПРОС КП
В ТЕМУ
Эвтаназия как «лечение»: сумасшествие или гуманность?
«В Бельгии 24-летней девушке разрешили «вылечить» депрессию эвтаназией. Королевство Бельгия стало вторым после Нидерландов государством, где неизлечимо больные люди получили право на добровольный уход из жизни при помощи врачей». Прочитав текст в нескольких СМИ, мы не поверили своим глазам. Более того, в татарстанских социальных сетях новость вызвала бурное обсуждение (подробности)
Парализованный итальянский диджей добился эвтаназии
Фабио Антониани, известный как DJ Fabo, попал в ДТП в Индиив 2014 году, после чего потерял зрение и остался парализованным. В январе 2017 года он с помощью своей девушки записал видеообращение к правительству Италии с просьбой предоставить ему право на эвтаназию, которая запрещена с 2011 года. Диджей рассказал о своей жизни до аварии и о том, что ему приходится переживать сейчас. Однако правительство отказало в просьбе. Тогда близкие Фабио обратились в швейцарскую клинику за помощью (подробности)
Смерть на ТВ: британцы показали эвтаназию
Британец ушел из жизни в швейцарской клинике в окружении кинокамер
Тысячи британцев увидели последние минуты жизни смертельно больного человека, решившегося добровольно прекратить страдания и достойно уйти из жизни. (подробности)
УДК 316.4.06 ББК 60.56 Б-88
Браницкий Владимир Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орел; e-mail: v.caravan@yandex.ru
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЭВТАНАЗИИ
(рецензирована)
В статье на основе анализа эмпирических данных исследуется отношение студенческой молодежи к эвтаназии. Цель исследования состояла в определении готовности молодежи принимать участие в общественной дискуссии по проблемам, связанным с легализацией эвтаназии в России.
Объект исследования — общественное мнение, предмет исследования определяется автором как отношение студенческой молодежи к эвтаназии. Исследование показало, что большая часть опрошенной орловской студенческой молодежи — сторонники эвтаназии, причем студенты-медики чаще представителей других направлений подготовки выступают за легализацию эвтаназии в России.
Ключевые слова: эвтаназия, паллиативный уход, студенческая молодежь, легализация.
RELATION OF STUDENT YOUTH TO EUTHANASIA
(reviewed)
Key words: euthanasia, palliative care, student youth, legalization.
Социальные трансформации и кризисные явления в современном обществе приводят к переосмыслению многих достижений духовного и нравственного прогресса человечества, в том числе и ценности человеческой жизни. Сегодня, как свидетельствует практика, такие качества личности, как сострадание, милосердие и любовь приобрели статус вторичных, неважных, а порой и мешающих достижению рациональных целей. Исследователи процессов глобализации отмечают, что в недрах современной духовной культуры сформировалась негативная тенденция — превращение смерти в обыденное явление. И как следствие появилась так называемая культура смерти, которая
характеризуется не только наличием совокупности специфических идей, но и особым типом мышления.
Отсюда в современном обществе устойчивый и острый интерес к проблеме эвтаназии — одной из самых спорных (и по сей день нерешенных) проблем. Сложность проблемы заключается в ее системном характере, поскольку в ней преломляются медицинские, социальные, моральные, религиозные, философские, этические, экономические, политические, правовые и аспекты.
Цель нашего исследования состояла в изучении отношения студенческой молодежи к эвтаназии, определении готовности образованной части российской молодежи участвовать в общественной дискуссии по проблемам эвтаназии, в том числе ее легализации в российском обществе.
Методология исследования. Вплоть до 90-х годов XX века проблема эвтаназии выступала предметом интереса исключительно узкого круга лиц, в научной среде изредка появлялись публикации, касающиеся данной темы. Развитие жизнеподдерживающих технологий в мире способствовало тому, что дискуссия о легализации эвтаназии приобрели широкий общественный резонанс.
Появление термина «эвтаназия» связывают с именем английского философа Ф. Бэкона, который использовал его в 1623 году для обозначения смерти, не сопряженной с мучительной болью и страданиями.
В философской традиции эвтаназией принято называть безболезненный и избавляющий от страданий необратимый исход человека в небытие. В современном понимании эвтаназия трактуется как сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной смерти безнадежно больного страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения физических и психических страданий больного .
По критерию позиции врача различают эвтаназию пассивную и активную, с точки зрения позиция пациента — добровольную и недобровольную, прямую и непрямую. Пассивная (негативная) эвтаназия («метод отложенного шприца») предполагает ситуацию, когда врачом прекращается оказание медицинской помощи, необходимой для продления жизни.
Активной (позитивной) эвтаназией («метод наполненного шприца») называется практика, когда врач целенаправленно предпринимает специальные действия, ускоряющие смерть пациента (например, делается летальная инъекция или пациента отключают от медицинской аппаратуры).
Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе или по согласию пациента (или его законного представителя). Случаи умерщвления без непосредственного согласия или против воли больного рассматриваются как недобровольная или принудительная эвтаназия.
Эвтаназия сегодня не является единственной системой помощи человеку при умирании. Паллиативный уход как система медицинской помощи, предполагающая использование болеутоляющих средств с целью облегчения физической и моральной боли, можно рассматривать как альтернативу эвтаназии. Однако надо заметить, что между эвтаназией и паллиативным уходом тонкая грань, поскольку и в том и другом случае применяются одни и те же лекарства, только в разной дозировке.
В настоящее время эвтаназия разрешена в Соединенных Штатах, Бельгии, Голландии (первая страна, в которой парламент узаконил эвтаназию), Франции, Швейцарии, Израиле. Правда, в каждой стране есть свои особенности. Так, например, в отличие от Голландии, Бельгии и Швейцарии, где разрешена активная эвтаназия (с помощью специальной инъекции), в Финляндии, Франции, Израиле и США практикуется пассивная эвтаназия (когда безнадежно больной сам просит отключить его от аппаратов искусственной вентиляции легких и искусственного кровообращения).
Специальные статьи или отдельные нормы, касающиеся эвтаназии, имеются в Уголовных кодексах примерно четверти стран мира. Самостоятельные нормы об эвтаназии предусмотрены в законодательстве Азербайджана, Молдавии, Грузии, а также более чем в тридцати странах дальнего зарубежья, в том числе в Австрии, Германии, Дании, Польши, Швейцарии, Японии и других странах .
В Уголовном Кодексе РФ прямого упоминания об эвтаназии нет. Однако в статье 45 «Запрещение эвтаназии» в Законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» устанавливается прямой запрет на осуществление эвтаназии: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» . Кроме того, лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность, а не гражданско-правовую.
В Статье 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» предусматривает отказ пациента или его законных представителей от медицинского вмешательства, В этих случаях больному или его законному представителю в доступной форме разъясняются возможные последствия, о чём оформляется специальная запись в медицинской документации .
В Этическом кодексе российского врача в статье 14 «Врач и право пациента на достойную смерть» отмечено, что «эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии» . Тем не менее, отечественные специалисты считают, что латентное применение эвтаназии в современной России имеет значительные масштабы (по некоторым косвенным данным 20-30 тысяч случаев в год).
Методические вопросы и характеристика объекта исследования. Социологическое исследование проводилось в ноябре-декабре 2017 года с использованием двух методов: анкетирование (методом квотной выборки, N=350), экспертный опрос (N=10). Эмпирическим объектом исследования стали студенты старших курсов гуманитарных, технических, естественнонаучного и медицинского факультетов Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева и Орловского государственного института культуры. В качестве экспертов были привлечены врачи городских больниц г. Орла, в том числе Орловского онко-диспансера.
Основными эмпирическими индикаторами исследования выступали мнения студентов и экспертов об использовании эвтаназии в современном российском обществе, правовой и нравственной оценки ее легализации.
Результаты исследования. Статистики о случаях эвтаназии в России не существует, подобные факты в редких случаях становятся известными. В исследовании, проведенном автором, только один практикующий врач (из числа экспертов) призналась в том, что у нее есть опыт эвтаназии.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Согласно результатам исследования, сторонников эвтаназии больше всего оказалось среди студентов-медиков и будущих инженеров (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Считаете ли Вы допустимой эвтаназию для смертельно больных людей?»
Свою позицию студенты — сторонники эвтаназии объяснили следующим образом: смертельно больные люди испытывают невыносимые физические страдания (89%); живут в унизительной зависимости от других людей, испытывая при этом моральные страдания (75%); создают много проблем для родственников, потому что требуют постоянного ухода (82%); недоступность или дороговизна необходимых лекарственных препаратов (67%); человек имеет право распоряжаться своей жизнью (54%).
Как показало исследование, большая часть опрошенных студентов относит себя к православным, однако при этом характеризует свой статус как неверующие или атеисты. Отсюда можно сделать вывод, что процессы секуляризации (несмотря на то, что в последнее время церковь расширяет свое влияние на общество), трансформация ценностных ориентаций российского общества повлекли за собой изменения сознания молодых людей и рационализацию отношений между людьми.
Другой причиной, объясняющей высокий процент сторонников эвтаназии среди студенческой молодежи (52%), по нашему мнению, является то обстоятельство, что реальную практику ухода за тяжелобольными людьми имеет всего 1,4% опрошенных, т.е. проблема эвтаназии для подавляющего большинства респондентов является умозрительным конструктом.
Эксперты отмечали, что «принять решение об эвтаназии тяжело не только врачам, но и родственникам больных по моральным соображениям и какой-то необъяснимой верой в чудо — а вдруг станет лучше», «в пациентах, которые почувствовали даже кратковременное облегчение, нередко просыпается желание жить. До следующего болевого приступа». Однако семь из десяти экспертов могут назвать ситуации, когда эвтаназия — акт милосердия по отношению к страдающему пациенту.
Студенты-противники эвтаназии (37%) считают ее «преступлением», «убийством», «нарушением заповеди «Не убий», «отрицанием ценности жизни
■ студенты медицинского факультета студенты гуманитарных факультетов
■ студенты естественнонаучного факультета
человека». Три четверти данной категории опрошенных рассматривают паллиативную помощь как альтернативу эвтаназии. Следует сказать, что в современном российском обществе профессиональных реабилитационных центров, хосписов и других специальных заведений для больных в терминальной стадии, так широко распространенных в странах Запада, очень ограниченное количество (например, в Орловской области первый и пока единственный хоспис открылся в 2015 году).
72% опрошенных студентов считают, что дискуссии по проблемам эвтаназии, в том числе ее легализации, должны обсуждаться на публичном уровне. Однако, по мнению 54% будущих врачей, эти проблемы имеют отношение в первую очередь к профессиональному сообществу медицинских работников и потому должны обсуждаться специалистами-медиками.
Среди причин, делающих проблемы эвтаназии в современном российском обществе актуальными, студенческая молодежь указала низкий уровень социальной защиты пожилых людей; бедность и неудовлетворительное качество жизни значительного числа граждан России, нищенские пенсии, высокая стоимость (нередко недоступность) лекарств, непродуманные реформы в сфере здравоохранения, жестокость людей по отношению друг к другу. Эксперты к этому перечню добавили негативное отношение (дегуманизация) государства и общества к старости, экономическое бессилие и социальную незащищенность особенно тяжелобольных людей.
Мнения студентов относительно легализации эвтаназии в России распределились следующим образом (рис. 2).
Как видно на рисунке 2, четверть опрошенных студентов не имеет определенной позиции по вопросу о легализации эвтаназии в современном российском обществе. Вероятными причинами в данном случае могут выступать не только отсутствие у респондентов опыта ухода за больными людьми, но и молодой возраст опрошенных, для которого свойственна сильная мотивации к жизни и ориентации на будущее, а также недостаточная информированность об эвтаназии.
Как показало исследование, самое большое количество студентов, положительно относящихся к легализации эвтаназии в России, оказалось среди будущих врачей. Студенты естественно-научного и технических факультетов составили большинство тех, кто определил свою позицию как нейтральную. Доводы студентов, отрицательно
относящихся к легализации эвтаназии в современных российских реалиях, представлены в таблице 1.
Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на некоторую неопределенность, молодое поколение врачей, инженеров, биологов, химиков и даже философов готово принять эвтаназию как практику современной жизни, правда с оговоркой, что каждый конкретный случай должен быть тщательно изучен.
Нельзя не согласиться с мнением экспертов, что одним из факторов правовой легализации эвтаназии в некоторых странах стало появление современных биотехнологий (в том числе трансплантологии), с помощью которых оказалось возможным продление жизни человека, но, к сожалению, не избавляющих от физических и психологических страданий.
Таблица 1 — Мнения студентов о причинах, по которым легализации эвтаназии
в России не допустима (%)
Мнения студентов %
Легализация эвтаназии приведет к криминализации медицины. 92
Отсутствие законодательно-правовой базы, которая бы учитывала все нюансы эвтаназии. 89
Низкий уровень этической и правовой культуры российских граждан, включая врачей. 75
Ориентация людей на прагматические цели и инструментальные ценности может привести к тому, что с помощью эвтаназии кто-то будет избавляться от старых или больных людей. 67
Легализация эвтаназии может привести к тому, что в стране совсем деградирует система социальной защиты. 55
Отечественные исследователи в области социологии и медицины объясняют актуальность проблем, связанных с эвтаназией, особенностями российской ментальности, в которой не сформировалась в полной мере ценность человеческой жизни, а также особенностями современного общественного сознания и психологии, среди которых доминируют чувство неуверенности и осознание своей незащищенности, страх перед возможностью оказаться в беспомощном состоянии.
Выводы. Результаты отечественных исследований эвтаназии, включая исследование, проведенное автором, свидетельствуют, во-первых, о том, что высокий процент молодых людей, не определившихся и нейтрально относящихся к легализации эвтаназии в России, обусловлен недостаточной информированностью молодежи в области клинического и правового аспектов эвтаназии, с рассогласованностью ценностных, этических и мировоззренческих представлений с реальными социальными практиками. Во-вторых, в настоящее время формируется когорта врачей, которая положительно относится к эвтаназии по разным основаниям, в том числе экономии экономических, физических и моральных сил медицинского персонала и родственников больного. В-третьих, легализация эвтаназии в современном российском обществе не обеспечена правовой базой, соответствующей современному уровню развития медицины и социальных практик.
Литература:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти томах. Том 27 / Гл. ред. Б.В. Петровский. 3-е изд. Москва: Сов. энциклопедия, 1986.
2. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Том 4 / Под ред. В.С. Степина. Москва: Мысль, 2010.
1. Big medical encyclopedia: in 30 v. V. 27. / ed. by B.V. Petrovsky. 3rd ed. M.: Sov. Encyclopedia, 1986.
2. New philosophical encyclopedia: In 4 vol. Vol. 4 / ed. By V.S. Stepin. M.: Mysl, 2010.
Разрешена ли эвтаназия в России? У врачей есть четкое понятие помочь больному уйти из жизни запрещено законом, но и мешать уходу тоже нельзя. Давайте вместе разбираться…
На данный момент – пока нет, но этот вопрос поднимался неоднократно на протяжении последних 20 лет. Над ним постоянно спорят медицинские работники и ученые, философы и юристы. Однако правовой нормы, которая устанавливает санкцию за осуществление ассистированной смерти, в законах нет.
Содержание
Причины запрета
На вопрос: почему в России запрещена эвтаназия, — невозможно ответить точно и однозначно. Есть несколько причин:
- большая вероятность мошенничества со стороны родственников тяжелобольных;
- невозможность точно определить, насколько неизлечимо заболевание;
- влияние христианства, которое отрицательно относится к любому виду самоубийства.
Закон о запрете эвтаназии
По существующеми закону УК РФ эвтаназию квалифицируют как убийство — это умышленное причинение смерти другому человеку ст. 105 УК РФ. Есть конечно и смягчающие обстоятельства наказания — учитывается мотив сострадания (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Со стороны юристов есть понимание, что эвтаназия — это удовлетворение просьбы больного — облегчить его муки и ускорить его наступающую смерть. Т.е. речь идет только о заведомо неизлечимых людях, которые сами готовы к процедуре и просят об этом или если человек в коме и нет никаких шансов — то по просьбе родственников.
Интересный момент: В Бельгии пациент подает дважды просьбу, заверенную нотариусом и существует специальная комиссия которая проверяет все досконально перед реализацией задуманного в течении 3 месяцев. Сама процедура входит в стандартный пакет страховки.
Вернемся к России! Запрет эвтаназии в РФ достаточно серьезен, поскольку несмотря на отсутствие преступления с такой формулировкой, помощь в активном или пассивном уходе из жизни будет рассмотрена как убийство. Хотя в 2006 году депутаты обсуждали возможность криминализации эвтаназии путем выделения ей статьи в УК РФ и назначения особой санкции (для врача это было бы ограничение свободы до 2 лет и лишение права заниматься медицинской деятельностью на 2 года), однако, эта инициатива не получила поддержки.
Эвтаназия в России: за и против
Пока не будет разработан достойный и обдуманный законопроект, в котором установят условия «хорошей смерти», принципы и процедуру ее осуществления, легализация эвтаназии в России невозможна.
Интересный случай: Российский врач, больной раком 4 стадии, знал об аллергии на препараты наркоза, ему предстояла операция, но он намеренно не предупредил анестезиолога о своей аллергии. Сразу после введения препаратов наркоза наступила остановка сердца и дыхания. Реанимационные мероприятия не смогли вернуть его к жизни. Только после вскрытия стало понятно решение пациента.
По определению право на жизнь должно предполагать и наличие права на смерть. Очевидно, что сохранение жизни умирающего любыми средствами, которые только продлевают его мучения, не имеет ничего общего с гуманностью, а действия врача должны быть направлено на то, чтобы состояние пациента улучшалось. В России возможность «хорошей смерти» поддерживается на данный момент в первую очередь организациями, которые ставят своей целью защиту прав пациентов. Основная же масса ученых и юристов считает, что социум не может пока взять на себя ответственность за ассистируемую смерть.
И если обсуждать вопрос: почему в России нет эвтаназии, — причины очевидны. Это и неорганизованность текущей законодательной базы, и невозможность согласовать все точки зрения, а также трудность решения, как именно осуществлять «хорошую смерть».
Законодательное закрепление
Правовое регулирование эвтаназии в России осуществляют несколько нормативно-правовых актов: это и Конституция, которая закрепляет право на жизнь, и Федеральный Закон в области охраны здоровья граждан. Последний в одной из статей закрепляет невозможность осуществления ассистированной смерти врачами: медицинскому персоналу также категорически запрещается прекращать меры по поддержанию жизни. Однако все не так просто с данным положением: другая норма этого же закона гласит, что граждане все же вправе отказаться от какого-либо медицинского вмешательства с объяснением всех возможных последствий, что очень напоминает пассивную форму ухода из жизни. В связи с этим возникает вопрос: а пассивная эвтаназия в Росии разрешена или нет? Определенных и четких пояснений законодатель не дает.
Очевидно, что из-за указанных нестыковок необходим специальный законопроект об эвтаназии в России, чтобы определить все понятия, связанные с этой процедурой и установить рамки ответственности.
Специального наказания, если была совершена активная эвтаназия – нет: статья УК РФ, устанавливающая санкцию за умышленное убийство, будет применяться в таком случае.
Проблемы эвтаназии в России
Основной проблемой в регулировании «хорошей смерти» является юридическая неясность при квалификации данного деяния. Все же если рассматривать, что убийство совершается из сострадания (в качестве мотива), то можно было бы считать это смягчающим обстоятельством. Также совершенно не предусмотрено наказание за склонение к эвтаназии, в уголовном законодательстве есть лишь доведение до самоубийство, но оно должно быть сопряжено с активными действиями преступника, а никак не советами.
Можно сказать, что проблемы эвтаназии в России и за рубежом сходны, поскольку мало в каких странах есть упоминание о «хорошей смерти» в нормах уголовного права, не говоря уж об издании специальных законов.
Случаи эвтаназии в России
Впервые об эвтаназии как о преступлении заговорили больше 10 лет назад. Тогда две девушки убили парализованную женщину. Сами они утверждали, что мотивом была жалость к состоянию больной. Однако это не стало причиной снисхождения, поскольку суд установил также, что у потерпевшей была депрессия, а также, что она заплатила за свое убийство золотыми украшениями. Девушки были приговорены к 5 годам лишения свободы.
Также в 2007 году в Архангельской области мужчиной была совершена эвтаназия неизлечимо больной женщины по ее просьбе. Суд приговорил его к 9 годам тюремного заключениям, поскольку было установлено, что она ему заплатила, а это уже считается убийством из корыстных побуждений.
Очевидно, что эвтаназия в России, примеры которой приведены выше, находится вне закона.
Нужна ли в России эвтаназия?
Трудно ответить определенно: столько нюансов заключено в этой процедуре. Однозначно можно сказать, что нужно гуманней относиться к тем, кто неизлечимо болен. Кроме того, двусмысленно определяя возможность пассивного ухода из жизни, законодатель не может точно решить легальна ли эвтаназия в России: закон о запрете отдельных ее форм, следовательно, точно необходим.
Интересно: изначальное значение эвтаназии состояло в том, чтобы обеспечить паллиативное лечение, то есть то, которое облегчает страдания пациента.
Эта тяжелая операция закончилась успешно – хирурги спасли жизнь пациента. Но иногда не в силах врачей вытащить человека на этот светФото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
Гости – заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Эльмира Глубоковская и юрист, адвокат Московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры» Александр Федулов. Ведущие – Михаил Антонов и Андрей Дятлов.
Антонов :
– Мы решили две крайних позиции взять по этой проблеме. Эвтаназия – это акт милосердия или все-таки циничное убийство.Ваше отношение к эвтаназии? В этом году не стало доктора Кеворкяна, того самого, которого прозвали «доктор Смерть». Ушел он из жизни не добровольно, а по естественным биологическим причинам. Кстати, в Америке уже сняли фильм о его жизни.
Федулов :
– 83 года прожил, продолжительную жизнь, надо заметить.
Глубоковская :
– Мое отношение к этой проблеме это отношение в первую очередь врача и отношение человека, который работает в Комитете по охране здоровья. Я понимаю, какая сегодня ситуация складывается и с демографическим кризисом в России, и с высокой смертностью россиян, и с той ситуации, что по самоубийствам мы входим в первую пятерку, онкология растет. То есть у нас число людей, которые заболевают тяжелым, а порой неизлечимым недугом, только растет. На мой взгляд, таким людям нужно помогать. В первую очередь должно помогать государство, развивать паллиативную медицину, паллиативную медицинскую помощь, а не казнить их. В Штатах есть такой вид казни, когда вводят химические вещества, для того чтобы остановилось сердце и дыхание. И что, мы обреченных людей, у которых и так такая незавидная участь, которые испытывают душевные и физические страдания, практически будем еще и казнить.
Федулов :
– По их собственному желанию.
Глубоковская :
– А вы знаете, что такое больной человек? Зачастую это бывает и пожилой человек. Даже бывают и депрессивные состояния. И бывают минутные трагические моменты в жизни, когда человек принимает такое решение. Когда изучали людей, которых спасли от случаев самоубийств, они потом признавались, что, совершив уже попытку самоубийства, они в ту же секунду хотели исправить, вернуться к жизни.
Федулов :
– Я бы не сводил все проблемы оказания сугубо медицинской помощи (в том числе ее разновидностью является эвтаназия) к одному вопросу – избавиться от безнадежно больного человека, у которого постоянные мучения ежесекундные, постоянные боли. То есть, когда говорят: снова государство будет решать вопрос, разрешить эвтаназию или нет, я бы хотел рассмотреть два вопроса. Если государство желает решить вопрос, что эвтаназию запретить, в отдельных случаях, в качестве исключительной меры, то тогда оно должно на себя взять создание хосписов, которые до сих пор отсутствуют в России. У нас сегодня несколько миллионов больных, и надо думать о том, что если они действительно больные, они испытывают ежесекундные боли, мучения, им не выдаются лекарства. Вот женщина, умершая от рака поджелудочной железы, пишет: «Дорогой доктор (она обращается к таким, как вы, и остальным), врач обязан бороться за жизнь, но не за страдания, муки невыносимы. Продолжение врачом страданий смертельно больного это зло». И если говорить, что большее милосердие от врача – в исключительных случаях оказать содействие в виде эвтаназии. Независимо от нашего собственного отношения у нас в РФ согласно мнения одного из бывших руководителей НИИ скорой помощи им. Склифосовского, он сказал, что практически сегодня эвтаназия в России существует. Я приведу пример, когда вы, законодатели, разрешили существование пассивной эвтаназии в России. Я заявляю сегодня официально: пассивная эвтаназия в России, не регулируемая никаким законом, существует.
Глубоковская :
– Во-первых, я не вижу, в чем вы мне здесь оппонировали. Потому что я говорю: паллиативная помощь, вы говорите: хосписы. Это одно и то же, только теперь государство берет на себя ответственность за больных, которые страдают вот этими недугами. По новому закону, который сейчас обсуждается, есть 36-я статья, по которой теперь государство обязывается больным, страдающим неизлечимыми недугами, оказывать помощь, в том числе медикаментозную, как на стационарном, там и на амбулаторным.
Федулов :
– Когда будет оказана помощь?
Глубоковская :
– Давайте закон принимать. Мы же все его критикуем. На самом деле государство уже запретило эвтаназию. Оно запретило и статьей 45-й Основ охраны здоровья, и в новой редакции закона, тоже в статье 45-й, эвтаназия в России будет запрещена. Объясню, почему. Но здесь есть коллизия. Потому что по статье 33-й человек может отказаться от медицинской помощи. И здесь есть такой элемент пассивной эвтаназии. То есть пока что у нас законодательство в какой-то степени противоречит – одна статья другой. Но мы должны смотреть на проблему эвтаназии в России с определенного угла.
Федулов :
– Пассивная эвтаназия существует. Названная вами статья 45 законодательства об охране здоровья граждан запрещает врачам удовлетворять просьбу больного об ускорении его смерти, то есть об активной эвтаназии. Пассивная эвтаназия осуществляется в двух формах. Когда больной сам отказывается от медикаментозного лечения, а вторая форма эвтаназии осуществляется тогда – она у нас допустима, и по уголовному закону, для того чтобы привлечь врача, который отказался от оказания лечения больного, у него предусмотрена уголовная ответственность до 1 года лишения свободы, а, скорее всего, он штрафом отделается. Даже если откажет в лечении – 10, 100, 150, хоть миллиону человек он не окажет помощь, и люди уйдут из жизни, это вторая форма эвтаназии, практически он не будет получать ответственности.
Если вы берете на себя ответственность – а я выступал с этой темой с 2007 года. За 4 года вопрос приближения к помощи больным в виде оказания медикаментозного лечения тяжелобольным не осуществлялся. Значит, вопрос возникает: сколько из жизни ушло больных в результате тяжелейшей боли, мучения? Как человек, который отстаивает активную форму эвтаназии как одну из разновидностей, тогда, когда добровольно у лица есть желание, или тогда, когда он не может сам принимать решение вследствие того, что у него наступила смерть головного мозга и он подключен к аппарату искусственного дыхания и искусственного питания, за него решают вопрос родственники или государство, когда нет родственников, я говорю за это. И вот здесь есть болезни. Разновидности, о которых идет речь при активной форме эвтаназии или пассивной – как угодно. Государство должно принять закон об эвтаназии. Человек подключен годами к аппарату искусственного дыхания, искусственного питания. У него полностью умер мозг. Электроэнцефалограмма показывает прямые линии, то есть фактически уже человека нет. Представитель Русской православной церкви Всеволод Чаплин откровенно сказал, отрицая эвтаназию: но в этих же телах, возможно, уже и души нет, она покинула бренное тело. Так если покинула бренное тело душа и перед нами лежит овощ, возникает вопрос легализации в этих случаях эвтаназии. Хотя бы один случай есть – уже должен быть принят закон, чтобы права больного в этом случае не были нарушены. Когда у нас отсутствует закон, начинается беззаконие.
Антонов :
– Приведу пример. Штат Калифорния. 76 человек, которые просили об эвтаназии. 34 покончили жизнь самоубийством, 28 скончались естественным путем, оставшиеся до сих пор находятся между жизнью и смертью и продолжают писать письма об эвтаназии. 34 человек покончили жизнь самоубийством!
Глубоковская :
– Я опять не увидела предмета спора. Потому что коллега подтвердил, что есть статья 33-я, по которой частично…
Федулов :
– Я 45-ю статью называл.
Глубоковская :
– Есть 45-я, где эвтаназия запрещена, но есть 33-я, по которой больной может отказаться от медицинской помощи под свою расписку, и это и есть пассивная эвтаназия.
Федулов :
– Так вы подтверждаете наличие эвтаназии?
Глубоковская:
– Я говорю о позиции государства. Что Россия – особая страна. Мы – развивающаяся демократия. Проблемы права человека на свое тело, распорядиться своим телом, поменять, к примеру, пол, отдать свои органы на трансплантологию. Это право должно быть. Все это должно обсуждаться. Но давайте мы не будем себя сравнивать со странами с развитой демократией. Например, Нидерланды, где уже в 2002 году был принят закон, по которому определены правила эвтаназии, и самое главное, определены методы юридической защиты медицинских работников. У нас в России есть черные риэлторы, у нас есть черные трансплантологии. Давайте смотреть на проблему эвтаназии в России под нашим углом, под российским.
Федулов :
– Если у нас не будет закона об эвтаназии, а она будет существовать фактически, и пассивную форму эвтаназии подтвердила Эльмира Глубоковская, значит, нужен закон. Почему? Знаете, в СССР существовало правило. У нас не было до «Интердевочки» никогда проституции в СССР. А сейчас пытаются обосновать, что в России нет эвтаназии. Она есть. А коль есть, у нас могут больных, которые не подлежат применению эвтаназии, убедить без закона, что ему нужна эвтаназия. И применить это положение.
Глубоковская :
– Как вы можете убедить человека, что он не должен бороться за свою жизнь? Возьмете на себя такую ответственность?
Федулов :
– Как зампредседателя Комитета по законодательству 3-го созыва Госдумы России, рассказываю. Пока у нас нет закона, пока вот такие эмоции со ссылкой на основы законодательства вместо регулирования порядка эвтаназии, вместо регулирования наличия хосписов…
Глубоковская :
– Почему же вместо? Я говорю, что у нас сейчас создается закон «Основы охраны здоровья». И там тоже есть статья 45-я – об эвтаназии и статья 36-я.
Федулов :
– 20 лет у нас ничего не создается. Мы просим, чтобы был принят закон об эвтаназии.
Глубоковская :
– А зачем нас просить принимать отдельно закон об эвтаназии?
Антонов :
– Простите, а зачем человеку хоспис с 4-й степенью рака?
Глубоковская :
– Человек должен достойно жить на всех этапах своего заболевания.
Антонов :
– Он устал от боли.
Глубоковская :
– Есть психологи, есть медицинская помощь. И все это он теперь будет получать бесплатно от государства. Одно дело, когда человек думает, что является обузой для своих родственников, а другое дело, когда теперь в статье 36-й нового закона государство обеспечивает человеку паллиативную помощь.
Федулов :
– Да никому не обеспечивается.
Глубоковская :
– Как не обеспечивается? Уже сегодня эти проблемы, мало что обсуждаются, они выносятся на законодательный уровень.
Звонок, Василий:
– У меня есть вопрос к Эльмире. Она когда-нибудь видела ракового больного, которому ставят трамал, ставят морфий, а это его уже не цепляет. А он постоянно в сознании, и боль дикая. Человек лежит год, и у него боль. Он просит, он молит. Я вот ухаживал за своей бабушкой целый год.
Глубоковская :
– Как вы думаете, если у меня 30 лет стажа работы врачом-инфекционистом? Я видела и рак печени, и печеночную кому, и очень много страданий у людей. Я просто пытаюсь объяснить, что человек больной, у которого такая трагедия в жизни, может на какую-то минуту принять ошибочное решение, а через секунду может пожалеть об этом. Я хочу сказать, что всю эту тяжелую часть его жизненного пути можно облегчить. Если у нас будет паллиативная медицина, паллиативная помощь, то как раз эти обезболивающие препараты, помощь психологов, бесплатное пребывание в стационаре – то, что сейчас делают хосписы, что делают общественные организации, в первую очередь Красный Крест, теперь это будет обязанностью государства.
Федулов :
– Вот рак прямой кишки. Вот пишут: «Мама – живой труп. Мы не успеваем мыть, стирать, проветривать. Из нее непрерывно течет моча, кал, гной. Все в доме пропахло мочой, гноем, калом. Мама разваливается». У дочери этой мамы ушел муж из семьи, дети находятся в тяжелейшем психологическом состоянии. И мама уже, которая в тяжелейшем состоянии, онкобольная, просит дать ей морфий. А нам говорят сейчас с телеэкрана: общество не созрело. Вы сказали: бесплатно. Сейчас несколько миллионов человек. Вы как депутат обоснуйте экономическую составляющую вашего довода о бесплатной медицинской помощи. Потому что миллиарды долларов.
Антонов :
– Три года назад лучшим фильмом в Голливуде стала лента «Малышка на миллион», которую снял Клинт Иствуд. Этот фильм заканчивается тем, что девушка-боксер, получив тяжелую травму и оказавшись прикованной к инвалидному креслу, пытаеся покончить жизнь самоубийством. Ее несколько раз спасают. А в финале герой Клинта Иствуда делает ей смертельную инъекцию и, плача, уходит из палаты.
У нас сейчас совершенно все по-другому. Но есть опыт других стран. Есть опыт европейских стран, где эвтаназия разрешена.
Глубоковская :
– К примеру, в Нидерландах, где с 2002 года принят закон. И там даже определены правила и порядок, как эту процедуру производить. Там очень сильная юридическая защита медицинского сообщества, которое проводит эту эвтаназию. Такая же политика проводится в Швейцарии. Но есть другие страны, Англия, где серьезно наказываются такие действия врачей, до 14 лет. Сейчас идет обсуждение, чтобы абсолютный запрет ввести на эвтаназию. Такой же жесткой политики придерживается наше государство.
Я не думаю, что нужен отдельный закон об эвтаназии. Потому что проблема есть. Очень много людей, которые страдают неизлечимыми недугами, устали от болей, беззащитности. Хосписов сегодня недостает. И это проблема государства. Оно на какой-то момент, с 90-х годов было много разрушено, в том числе и такая помощь. Оно отстранилось от этих людей. Оставило их на выживание, на самовыживание. И это стало проблемой человека, борющегося за свою жизнь, проблемой его близких.
Сейчас обсуждается закон «Основы охраны здоровья». И там есть целая статья, 45-я, об эвтаназии. Есть статья 36-я о полиатильной помощи, полиатильной медицине. Я тоже неоднозначно к новому закону отношусь. Очень много вопросов по проблеме социальной защиты медиков, пациентов. Но почему мы от этого отходим? Теперь государство на себя возьмет ответственность за этих людей.
Федулов :
– Дело в том, что государство берет на себя ответственно сто лет, пока мы живем. Не надо на государство возлагать ту ответственность и те материальные затраты, когда они не нужны. Когда сам больной, не вследствие одноразовости, а регулируется его деятельность законом об эвтаназии, вы правильно привели пример европейского опыт. А европейский опыт показывает об отсутствии злоупотреблений, это говорит о том, что в России может быть принят аналогичный закон. А, я повторяю, закон об эвтаназии лучше отсутствия закона. Когда вы говорите о том, что существует фактически применение эвтаназии, а в Европе с каждым днем их становится больше, то это говорит о том, что эта деятельность должна регулироваться. Основания, порядок проведения, в каких случаях, а это исключительный случаи. Это не всеобщая эвтаназия, чтобы полностью россиян отравить. Четвертая степень онкологии. Когда черепно-мозговая травма и наступает смерть мозга. Когда существует травма позвоночника, разрыв позвоночника, человек лежит. И я выступаю категорически против эвтаназии, когда речь касается детей. Речь идет о сугубо конкретных случаях. Когда есть случаи, то больному должны предоставить право выбора. Если право отсутствует, то мы не демократическое государство.
Звонок, Андрей:
– У меня отец тоже раком болел, у него удалили гортань. Если, действительно, этот закон будет, я считаю, что надо попробовать. И надо, чтобы государство контролировало, допустим, уход за больными. Дело в том, что у меня отец болел. Потом назначили врачи только трамал. Он попал к хорошему специалисту. И прожил еще пятнадцать плодотворных лет.
Антонов :
– Я приведу пример. Человек прикован к кровати. За ним ухаживает мама на протяжении двадцати лет, она умирает. Это был ее единственный сын. Он остается один. И так как он обслуживать себя не может, он отправляется в дом престарелых. Это не хоспис. Он там прожил всего два месяца, после чего покончил жизнь самоубийством. А до этого в течение нескольких недель просил врачей дать ему какой-то яд.
Федулов :
– Дело в том, что закон об эвтаназии – не панацея. Это защита самих больных и предоставление им права выбора. При отсутствии закона и права выбора наступает беззаконие. Нарушение прав те же онкологических больных. И когда речь идет о четвертой степени, речь идет о том, что обязательно должны быть проведены экспертизы, гистологическая, цитологическая. Речь идет о том, когда уже не применяется лучевая терапия, химиотерапия, хирургическое вмешательство невозможно. Собирается консилиум. Присутствуют представители прокуратуры, психологи. Принимается решение не в виде одного дня, когда сегодня одно мнение, а завтра другое. А когда по западному опыту стойко, в течение месяца сам больной несколько раз заявляет об этом устно. Потом приводится пример письменно. И проходит значительный срок, когда можно понять, стойко ли волеизъявление больного, несмотря на его состояние. И второй момент. Когда речь идет о смерти головного мозга. Несколько лет человек находится под аппаратом искусственного жизнеобеспечения. И даже когда представитель РПЦ Всеволод Чаплин сказал, «когда его души уже нет», возникает вопрос в этом случае.
Без закона нельзя. Тогда неизвестно, как все надо проводить. Я согласен с Эльмирой Гусейновной: уже законодательство начинает регулировать вопросы эвтаназии. А если так, то недалек тот день, когда мы сошлись во взглядах. И получается, что эвтаназия в России, как закон, свершится. Мы вспомним эволюцию взглядов. Сначала церковь запрещала… У нас земля была плоская. Нельзя было при Авиценне вскрывать тело. А теперь они сами лечатся у медицины. Происходит эволюция взглядов.
Глубоковская :
– Сейчас эвтаназия в России находится вне правового поля. Нельзя так говорить. Мы не в дикой стране живем. Оно регулируется законодательством. Будет еще более серьезно регулироваться. В новом проекте закона. И никакой закон, поверьте, не заставит меня принять такое решение, чтобы распорядиться чужой жизнью. Я не Господь. Я пойму страдания человека. Никто из нас не застрахован от тяжелых недугов. Но я постараюсь сделать все, чтобы облегчить эти страдания. Добрым словом, лекарством. И призываю вас услышать меня. Государство нашло, наконец, возможности, деньги, чтобы создать сеть полиативных медицинских учреждений. Либо амбулаторно помогать таким больным. Антонов :
– Есть же гордые, которые не хотят быть обузой.
Глубоковская :
– Психологи тоже могут найти к ним подход. Мы не можем взять на себя роль палача. За что же человека, который так страдает, будем казнить американскими?
Антонов :
– В ваших словах было бы сто процентов правды, если бы врачи не брали на себя роль палачей во время абортов.
Глубоковская :
– Да. Но у нас есть и «черные риэлторы»… Есть одинокие старики, которых и здоровых сейчас выгоняют… Те же самые черные трансплантологии… А,знаете, когда отключают системы жизнеобеспечения? Только когда наступает биологическая смерть. Для этого не нужен отдельный закон об эвтаназии.
Звонок, Николай :
– У меня мама и папа в сорок лет заболели диабетом. В 70 лет у обоих были ампутированы ноги. Вернее, отцу ампутировали, маме не стали. Она лежала и гнила живьем. Пальцы были костями и мясо отваливалось кусками. Она просила о смерти. И, знаете, в сорок лету меня обнажили сахарный диабет. Сейчас мне 54. Если у нас будет в стране когда-нибудь введена эвтаназия, я тоже думаю, что буду умолять врачей, если будет такая ситуация, просить о смерти. Или запасусь лекарствами и приму сам. Но так, как мучилась мать, когда она расползалась на куски на кровати, это никому не пожелаешь.
Глубоковских :
– У вас не безнадежная ситуация. Вы должны просто обратиться в эндокринологический диспансер. Хотите, а вам помогу. У нас сейчас хорошо лечится диабет. Лекарства даются бесплатно. Уверена, что у вас в будущем такой трагедии не будет. Поверьте мне.
Пока мы живем в такой стране, мы развивающаяся демократия. И сегодня эвтаназия не должна иметь место в стране. Но поскольку закон – живой организм. И всегда можно подойти к решению этой проблемы по-другому.
Федулов :
– Мне нравится позиция коллеги, что она эволюционно рассматривает принятие закона об эвтаназии. Говорит, что он будет регулироваться в основах законодательства. И так далее.
принятие закона с тем разработанным опытом, который есть в Европе, с чем согласна коллега, должен быть. А что касается хосписов – это совершенно отдельный вопрос.
Должно быть разработано законодательство о надежной защите прав пациентов и свободе их выбора.