Один мой знакомый атеист, большой чудак, сочинил как-то жутковатую историю в оруэлловском духе. Мне запомнилась часть, когда в воскресный день на выходе из храма к людям подходят крепкие бородатые ребята в чёрных рубашках и смазных сапогах, берут под локоток и, ласково заглядывая в глаза, спрашивают каждого:
— Брат, а о чём было сегодняшнее Евангелие?
Тех, кто отвечал с запинками или молчал, тихонько отводили к стоящему неподалёку чёрному воронку. Больше их никто не видел…
Смейтесь или плюйтесь, но я каждый раз вспоминаю эту историю, когда в храме читают Евангелие. Мозг изощряется в привычных аскетических аналогиях. Воспитанное патериками воображение послушно рисует привычные символы. Бородатые ребята суть бесы. А коль в Церкви не молишься, то самое место тебе с ними, в чёрном воронке. Потом допросы, пытки, лагеря, расстрелы. Такая вот трагикомедия…
В общем, тренинг действует. Я очень редко щёлкаю ушами, когда читают Евангелие. Ближе к Великому Посту оно становится потребностью. Вот человек маленького роста, но большой души залазит на дерево вместе с мальчишками. Вот выходят их храма двое, и один из них более оправдан. А в это время где-то в далёкой стране блудный сын уже плачет над свиным кормом, и отец готов принять его в любой момент, стоит только прийти. Притчи рассказывают о жизни, а сама жизнь напоминает притчу, если внимательно присмотреться. Художественный образ скажет больше, чем самая подробная инструкция по эксплуатации.
Где-то к средине поста читают отрывок, который мне особенно памятен, дорог — и невыносимо тягостен. Больной ребёнок, безутешный отец и растерянные апостолы, которые уже получили власть изгонять бесов, но в данном случае ничего не могут сделать.
И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мёртвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9).
У меня был друг. У него была эпилепсия. С детства. Первый раз она проявилась лет в 12. Мы бегали по стройке, его догнал сторож и ударил какой-то резиновой палкой по голове. Припадки периодически повторялись, но не слишком заметно. Многие вообще ничего не подозревали. Настоящей проблемой это стало уже во взрослом возрасте.
Эпилепсия сильно влияет на характер и поведение человека. Не верьте, если вам скажут, что это не так. Любая болезнь не делает из человека душку, но эта имеет свои прелести. А с моим другом получилось вообще жестоко.
Голливудская внешность, таланты, ум, чувство юмора, стиль, вкус. И при этом он был одним из самых несчастных людей на земле. Девчонки, которые сворачивали себе шеи, провожая взглядами на улице, в суеверном ужасе шарахались позже, если становились свидетелями его недуга. Так бросила его первая девушка. Потом первая жена. Потом он многих футболил сам. А тех, кто всё же искренне его любил (были и такие!), тех, кто готов был чем-то для него жертвовать, — этих он доводил с особенной жестокостью. Мы часто зачем-то мстим тем, кто рядом. А рядом всегда самые близкие и преданные.
Мы вместе росли. Одно время вместе работали. Вместе выпивали. По девушкам он ходил сам. У меня уже были свои, целых две, одной из которых нужно было покупать фрукты и памперсы, а второй цветы на годовщину свадьбы.
У него был миллион приятелей, но я знал, что ближе меня никого нет. Приятели сдувались ветром после первого припадка. У него перебывали почти все одинокие (иногда и не совсем одинокие) молодые привлекательные женщины нашего (и не только нашего) района. Они все были вытолканы из койки. И из жизни. А та, которую не вытолкал он, — вышвырнула его сама, подло променяв на «папика» с денежным мешком.
У него был полный комплект родственников, но любила его, кажется, одна лишь старшая сестра. Но у сестры была своя жизнь и были те, кто нуждался в её любви больше. Потом у него была ещё какая-то случайная, нелепая женитьба и дочка, которая осталась после развода, конечно, у жены.
Он оттолкнул от себя такое огромное количество людей, что становилось непонятно: почему они вообще с ним общались? Конечно, в итоге он отпихнул и меня. Он был так одинок и несчастен, что я не представляю, как он вообще мог с этим жить? Нехорошо быть человеку одному. Он и не смог — умер. Задохнулся с похмелья, во время последнего приступа, сидя в ванной. В полном одиночестве.
Тут бы и закончить, но есть ещё кое-что. Я пытался ему помочь — в перерывах между переворачиваниями его на бок и разжиманием губ (почему-то носом в те моменты он не дышал совершенно), замыванием крови на полу (падал со всех своих метр девяносто, с размаху, лбом на угол мебели, на металл, на стекло, почему-то всегда на что-то твёрдое или острое), вытиранием пены. Я рассказывал ему об одном своём родственнике, который излечился от подобного почти полностью. У раки с мощами преподобного Сергия, у которой он не пропустил ни одной воскресной службы в течении года. О чём думал этот человек и как именно молился Богу, я не знаю. Знаю только, что он совершенно правильно выбрал место, время и способ лечения. Тяжёлые припадки прошли, сменившись лёгкими минутными напоминаниями.
Всё это я рассказывал, как мог, а «мочь» было нелегко, потому что если мой друг не обнимал после приступа очередную кошечку, то обнимал бутылку с пивом. Стараясь не бросать бисера в грязь, я рассказал ему о Таинствах. Шёл Великий Пост, в храмах совершали Соборование. И он неожиданно согласился. Я попросил подготовиться к этому и вести себя как человек, а не как чмо какое-нибудь. Так он меня и послушал! Рано утром мне открыла дверь его очередная полуголая подруга. Та самая, которая потом хладнокровно и расчётливо его бросила. Он сказал, что едет с ней. Она тоже хочет. Ну что ж, помиссионерим, подумал я тогда. Заведём в храм — там видно будет. Не знаю до сих пор, правильно ли я поступил? По крайней мере, если впоследствии и возникают у меня иллюзии о моём миссионерском призвании, то воспоминание об этом дне их успешно развеивают.
В нижнем храме они притихли, подруга даже вытащила откуда-то платочек. Покорно отстояли всё Таинство. Потом я предложил подняться наверх, в большой храм, свечки поставить. Я зашёл первый, чуть замешкался, оглянулся на них. Они стояли такие молодые, ослепительно красивые, нарядные. Подруга взяла его под руку. У него обе руки были в карманах, нижняя губа слегка оттопырена, глаза глядели сквозь тёмные очки-поляроиды. Очень я его полюбил в тот момент. Так бы и двинул подсвечником по многострадальной голове… Через минуту он сказал:
— Мы пойдём. Спасибо, — и пожал руку.
И ушёл.
Теперь он там, у него уже есть ответы на все вопросы. А мне до сих пор много чего не ясно. Я думаю о нём каждый раз, когда читают это место Евангелия. Наверное, это хорошо. Потому что Евангелие не должно быть просто книгой. Это наша жизнь. Для того оно и писалось, чтобы главы стали её вехами. Чем больше — тем лучше. И я не боюсь теперь чернорубашечников на выходе. Текст забыть можно, а вот забыть свою жизнь… ну зачем же тогда жить?
Такая вот история. Вы меня спросите: эпилепсия — это одержимость или болезнь? А у меня нет ответа. Строго говоря, я не знаю. Знаю только, что любая болезнь — это, по сути, и есть одержимость тем самым злым духом, который вошёл в человека после грехопадения. Можно приносить обильные жертвы, танцевать с бубном, ходить на «вычитки» или заполнять себя до краёв противосудорожными препаратами. Я почему-то думаю, что не поможет. Потому что верю в слова о посте и молитве. А вера — такой же способ постижения окружающей действительности, как и знание.
По прошествии лет, после угасания неофитского зуда, после почти полной утраты этой самой веры и последующего её обретения, — я всё ещё верю в чудо. И я хорошо понимаю, что полного исцеления не наступает почти никогда, но понимаю также, знаю по опыту, верю и чувствую, что правильно воспринятая болезнь становится благословением и путём к банальному человеческому счастью. И что самое главное Таинство совершается в сердце человеческом, а самое главное чудо — это изменение его.
Типичные и характерные изменения личности представляют собой наряду с пароксизмальными состояниями важный диагностический критерий эпилепсии.
Некоторые исследователи отрицают специфичность личностных изменений у больных эпилепсией на том основании, что в значительном числе случаев при характерных эпилептических изменениях психики обнаруживаются органические заболевания головного мозга различного генеза . Большинство специалистов подчеркивают специфичность наблюдаемых личностных сдвигов, позволяющих в ряде случаев заподозрить эпилептическую болезнь без типичных судорожных пароксизмов.
Многие авторы считают, что выраженность и глубина изменений личности зависят главным образом от возраста к началу болезни: более тяжелые изменения психики характерны для лиц, заболевших в детстве . В литературе отражены также попытки установить корреляции между выраженностью изменений личности и характером пароксизмов. Г. Е. Сухарева (1974), Н Gastaut и соавт. (1956, 1959), H. Selbach (1965), M. Falconet (1971) считают, что наиболее глубокие и типичные изменения личности свойственны больным «височной» эпилепсией с психомоторными приступами и отчетливо регистрируемой на ЭЭГ локализацией эпилептического очага в медиобазальных отделах височной доли мозга
С точки зрения A Matthes (1977), локализация очага не имеет существенного значения для формирования изменений личности, более значима в этом отношении частота больших судорожных пароксизмов. По современным данным, большие судорожные припадки в отличие от малых ведут к вторичному некрозу ганглиозных клеток. Важную роль в формировании изменений личности A. Matthes придает про-тивоэпилептическим препаратам, нередко назначаемым в высоких дозах, которые способствуют развитию у больных раздражительности и дисфорических состояний. Автор подчеркивает, что негативный психотропный эффект далеко не всегда обусловлен неадекватной дозой препарата; чаще он объясняется неправильно выбранным методом лечения. Большое значение в формировании изменений личности автор придает биологическим и социальным факторам. К биологическим патоплас-тическим факторам он относит особенности преморбида, уровень интеллекта и степень зрелости мозга к моменту начала заболевания Социальным факторам (сре-довые, микросредовые) отводится не менее важная роль. У больных эпилепсией нередко развиваются реактивные и невротические состояния, связанные с пренебрежительным, а иногда и агрессивным отношением окружающих.
Очевидно, ближе всего к истине авторы, рассматривающие изменения личности при эпилепсии как результат сочетанного влияния различных факторов. По мнению А. И Болдырева, для развития характерных для эпилепсии изменений личности наиболее значимы особенности преморбида, природа и выраженность органического поражения, на почве которого развилась эпилепсия, особенности эпилептического процесса, компенсаторные возможности организма и средовые факторы (воспитание, труд, отношение общества и др.).
В работах Е. К. Краснушкина (I960), А. И. Болдырева (1971) и других авторов установлено, что изменения характера (проявление «эпилептических радикалов» личности) нарастают по мере прогрессирования заболевания. При своевременном энергичном и продолжительном лечении эпилепсии с правильным подбором про-тивоэпилептических препаратов изменения личности могут быть выражены минимально или практически отсутствовать.
Диапазон изменений личности при эпилепсии весьма значителен — от сравнительно нерезких характерологических особенностей до расстройств, свидетельствующих о глубоком, специфическом для этого заболевания слабоумии. Эпилептические изменения личности достаточно типичны. Основными чертами психики больных эпилепсией становятся тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность, невозможность отличить главное от второстепенного, трудность переключения. Все это затрудняет накопление нового опыта, ослабляет комбинаторные способности, ухудшает репродукцию и в конечном итоге снижает возможности адаптации к окружающей действительности.
Значительное место в картине изменений личности занимает полярность аффекта в виде сочетания аффективной вязкости, склонности застревать на тех или иных, особенно отрицательных, аффективных переживаниях, с одной стороны, и эксплозивность (взрывчатость) — с другой. Эти особенности аффекта выражаются в таких типичных для больных эпилепсией характерологических особенностях, как злопамятность, мстительность, эгоцентризм, злобность, брутальность и др.
Больным свойствен подчеркнутый, нередко карикатурный педантизм в отношении как своей одежды, так и особого скрупулезного порядка в своем доме, на своем рабочем месте. Существенной чертой эпилептических изменений личности является инфантилизм. Он выражается незрелостью суждений, особым сверхценным отношением к родным, а также свойственной некоторым больным эпилепсией религиозностью. Со времен P. Samt (1875) религиозность считалась чуть ли не патогномоничным свойством эпилептической психики. В настоящее время некоторые исследователи склонны объяснять эпилептическую религиозность не столько самой болезнью, сколько фанатической приверженностью больных к той системе взглядов, в которой они воспитывались, что вообще свойственно инфантильным людям.
Относительно часто встречаются также утрированная ханжеская слащавость, подчеркнутая подобострастность, ласковость в обращении и сочетание повышенной чувствительности, ранимости (дефензивных черт) с бру-тальностью, злобностью, недоброжелательностью, эксплозивностью. На сочетание дефензивных и эксплозивных черт у больных эпилепсией указывает старое, но верное образное выражение: «С молитвой на устах и с камнем за пазухой».
Обращает на себя внимание и особый внешний вид больных, длительно страдающих эпилепсией. Они, как правило, медлительны, скупы и сдержанны в жестах, лицо их малоподвижно и маловыразительно, мимические реакции очень бедны. Нередко бросается в глаза особый, холодный, «стальной» блеск глаз (симптом Чижа).
Кроме описанных изменений личности, у больных эпилепсией возможны истерические и астенические расстройства. Истерические расстройства могут проявляться как в отдельных истерических чертах, так и в истерических припадках, эпизодически возникающих наряду с типичными эпилептическими пароксизмами.
Астенические расстройства в виде симптомов общей гиперестезии, повышенной возбудимости, быстрой истощаемости, нарушений сна, головных болей наблюдаются приблизительно у 1/3 больных эпилепсией . В части случаев астенические расстройства могут быть связаны с повторными черепно-мозговыми травмами при падении больных во время припадков или с хронической интоксикацией барбитуратами.
Непосредственное отношение к вопросу об изменениях личности больных эпилепсией имеют особенности конечных эпилептических состояний . Наиболее удачно определение эпилептического слабоумия как вязко-апатического . Наряду с выраженной тугоподвижностью психических процессов у больных с эпилептическим слабоумием отмечаются вялость, пассивность, безразличие к окружающему, аспонтанность, тупая примиренность с болезнью. Мышление становится конкретно-описательным; утрачивается способность отделять главное от второстепенного, больной вязнет в мелочах и деталях. Одновременно снижается память, оскудевает словарный запас, появляется олигофазия. Вместе с тем при эпилептическом слабоумии нет свойственной эпилептической психике аффективной напряженности, злобности, эксплозивное™, хотя нередко остаются черты угодливости, льстивости, ханжества.
Здравствуйте. Я очень отдалился от Бога и попал в мир порока, разврата и пьянства. Мне очень стыдно, в церковь последний раз ходил лет пять назад. Помимо порнографии и алкоголизма, я стал очень раздражительным, бесы мной овладевают. Но ничего с этим сделать не могу. Помогите, пожалуйста. Вячеслав
Уважаемый Вячеслав! То, о чем Вы пишете, случается с людьми самыми разными, в том числе и теми, кто ходит или ходил в Церковь. Человек слаб, и часто бывает так, что немощи, которым он поддается, засасывают его, как болото. Человек теряет решимость вести благочестивую жизнь, согласную с Евангелием, и чем ниже он опускается, тем тяжелее ему выбраться обратно. Но нужно помнить, что нет такого греха, которого Бог не простил бы кающемуся человеку.
Ситуация, о которой Вы пишете, очень похожа на ту, о которой сказано в Евангелии в притче о блудном сыне. Мы помним, как сын, получив от отца причитающуюся ему часть имения, расточил его блудно, но, попав в бездну порока, вспомнил о том, как он жил у отца, и решил, несмотря ни на что, вернуться домой. Даже несмотря на то, что, по человеческому разумению, он не имел никакой надежды на прощение: он уже получил всё, что причиталось ему по наследству. Он все-таки решил пойти к отцу, надеясь, что тот примет его хотя бы в число своих наемников. Но отец, увидев возвращающегося блудного сына, принял его с радостью и вернул ему первое достоинство, которого он лишился по своему неразумию. Так и любой человек ? если он удалился от Бога, но начинает понимать, что находится в бездне порока и греха (а, судя по Вашим словам, Вы все-таки это понимаете), не только может, но и должен изо всех сил обратиться ко Господу с просьбой о прощении и помощи, о том, чтобы Господь дал ему силы жить целомудренно и благочестиво.
Очень важно, когда происходит какое-то падение, не приходить в отчаяние, потому что сначала бес, соблазняя человека на грех, внушает ему, что Бог милостив и ничего страшного не произойдет, если человек «один раз что-то себе позволит». Когда же падение совершилось, бес тут же представляет Бога грозным, немилосердным Судией и говорит человеку: «Все равно ты пал, всё пропало, идти к Богу незачем». Это обман, который, тем не менее, успешно действует на поколения людей.
Об этом нужно помнить и не обращать внимания на тот голос, который говорит, что покаяние для Вас закрыто, а наоборот, каяться, обращаться к Богу, пытаться исправиться. Если опять падете — опять вставайте. Как только пали, сразу вставайте. И так Господь почтит если не Ваш подвиг, то Ваше терпение и направленность воли к спасению. Если Вы только попробуете встать на путь исправления и покаяния, то увидите, ощутите не просто помощь от человека, а помощь Божию, которая будет Вас поддерживать.
У меня иногда бывают приступы эпилепсии (не тяжелая форма). Живу жизнью нормального человека, никому о недуге не рассказываю (кроме близких и духовника). В Церкви уже достаточно давно, прекрасно понимаю, что это считается духовным недугом, беснованием, и средство от него — «пост и молитва». Но вот стало возникать навязчивое смущение, что последние 6 из 7 случаев были именно во время долгодневных постов. Моя работа в основном физическая (хозяйство в деревне, на кухне в общепите), требует сил, комплекция у меня не крепкая. Муж ропщет: он у меня вообще не верующий, говорит, что все мои припадки только из-за постов. Признаюсь, что упала духом, стала сомневаться: действительно ли «пост и молитва» в моем случае помогают. Беда не в том, что духовник не благословляет на послабление… он благословит. Просто как-то у самой на душе диссонанс — значит, система дала сбой, значит, все мои усилия были напрасными, и вера и упование… Анна
Уважаемая Анна! Вы говорите, что эпилепсия считается духовным недугом, беснованием,? но это неправильно. Я не стал бы так однозначно и легко квалифицировать эпилепсию. Это серьезное заболевание, которое требует, прежде всего, лечения, в том числе медикаментозного, внимательного отношения, соответствующего образа жизни. То, что приступы у Вас бывают во время многодневных постов, говорит только о том, что в Вашем состоянии нельзя долго поститься, но это вовсе не свидетельство того, что болезнь имеет духовную природу, является беснованием. Во все времена для больных людей пост ослаблялся или отменялся вообще, потому что, по слову святых отцов, «мы не телоубийцы, а страстоубийцы». Поэтому Вам нужно, посоветовавшись с врачом, который Вас наблюдает все это время (я надеюсь, что такой врач есть, а если нет, он должен появиться в Вашей жизни), просто избрать себе меру поста, которая была бы безопасной для Вас. Вот и все. В данном случае я склонен принять сторону Вашего супруга.
То, что Вы пишете о «диссонансе в душе», «система дала сбой» — тоже совершенно неверно. Это какое-то самоизмышленное благочестие. К сожалению, очень часто приходится встречаться с тем, что люди сами себе придумывают веру и сами потом в ней разочаровываются. По Вашему письму видно, что, скорее всего, у Вас нет здравого духовного руководства. Иногда бывает и так, что духовник есть, но человек вместо того, чтобы жить по совету, предпочитает сам решать свои вопросы, беря у духовника благословение чисто формально, только на то, что сам он уже твердо решил сделать. Это неправильно. Поэтому здесь я могу дать только один совет: надо смириться. Любая болезнь посылается нам Богом для смирения. Надо смириться, в том числе перестав поститься по уставу, который рассчитан на здоровых людей. Как говорил один древний подвижник, «предпочитаю непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому».
Читала, что раньше было принято жертвовать с доходов десятину на храм. Как в современных условиях делать это правильно и куда нужно приносить пожертвования? На что сегодня тратят эти деньги? Или задавать вопрос о судьбе пожертвований — грех?
Действительно, раньше было принято, и об этом есть указание в Священном Писании, еще в Ветхом Завете, жертвовать на содержание храма десятину, то есть десятую часть своих доходов. Сегодня люди, приходя в храм, жертвуют, сколько могут, когда берут свечи, подают записки о поминовении, покупают книги и другие предметы религиозного назначения. Как правило, для большинства наших прихожан сумма их пожертвований намного меньше реальной десятины. Каждый человек решает этот вопрос по-своему, в зависимости от своего финансового положения. Но я знал и знаю людей, которые очень ответственно относятся к церковной жизни и берут на себя обязанность действительно приносить в храм, куда они ходят, десятину со своего дохода.
Как это можно сделать? Можно положить деньги в ту кружку для пожертвований, которая есть в каждом храме. Можно поговорить со священником, спросить, какая помощь нужна храму. Можно, скажем, оплатить выполнение части работ, которые необходимы, или коммунальных услуг, ведь каждый храм платит ежемесячно определенную сумму за отопление, электроэнергию, воду, газ, выплачивает зарплату священнослужителям, певчим, уборщицам, сторожам ? всем тем людям, которые работают в храме. Если есть желание, можно вносить свою десятину именно на какую-то конкретную графу расходов. Никакого греха в том, чтобы знать, на что идут Ваши деньги, нет.
Мне хотелось бы посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви в священном сане. В Церкви я уже 10 лет, некоторое время прислуживал в храме пономарем. Но я женат, имею маленького ребенка и поэтому не могу поступить в семинарию на очное отделение. Супруга не работает, занимается ребенком, и моя работа — единственный источник дохода. Все семинарии, о которых мне известно, принимают на заочное отделение только уже рукоположенных священников. Подскажите, пожалуйста, есть ли в Центральной России духовные училища или семинарии, принимающие на заочное отделение мирян? Или есть какие-то иные пути к священству? Алексей
Уважаемый Алексей! Не знаю, в какой епархии Вы живете, но в нашей Саратовской семинарии предусмотрена возможность учиться заочно для людей, имеющих семью. Все эти годы мы принимаем на заочное отделение людей семейных, которым необходимо работать для того, чтобы содержать семью. Многие из них стали священниками после того, как закончили обучение. Я думаю, это основной и самый правильный путь к священству.
Владыка, я слышал, что храм во имя святых царственных страстотерпцев в помещении СГУ будет закрыт, а приход будет переведен в пока еще строящийся храм святых Кирилла и Мефодия. Правда ли это? Если это правда, то будет ли в Саратове где-либо в другом месте храм, освященный в честь святых царственных страстотерпцев? Спаси Господи. Православный
Да, действительно, храм во имя святых царственных страстотерпцев в СГУ со временем будет закрыт, потому что он находится во временном помещении, и приход будет переведен в строящийся храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом в новом храме будет устроен еще один престол во имя святых царственных страстотерпцев. Храм в их честь есть и в поселке Дубки Саратовского района. Он действует уже несколько лет, в настоящее время заканчивается его строительство и идет подготовка к Великому освящению. Кроме того, мы планируем построить еще несколько храмов в разных районах Саратова, и думаю, что один из них также будет освящен в честь святых царственных страстотерпцев.
Рубрика «Вопросы Архиерею»
В мире 40 млн человек страдают эпилепсией. Гиппократ называл её «священной болезнью». Древние египтяне и римляне полагали, что боги насылают этот недуг на тех, кто ведет неправедный образ жизни. На Руси её называли «падучей» болезнью, а эпилептиков считали одержимыми бесами.
Приступ на Пасху
Во время освящения куличей, 1 мая 2016 года, одному из прихожан храма Святой Троицы стало плохо – случился приступ эпилепсии. Мужчина, лет 50-60, упал на землю и стал биться в конвульсиях. Глаза закатились, лицо за несколько секунд стало темно-бордовым, а изо рта потекла пена с кровью. Дежурившие возле храма казаки оказали первую помощь. Они перевернули человека лицом вниз, разжали руки, которые мужчина крепко сжал возле груди, развели в стороны ноги. Один из казаков засунул человеку в рот свою руку, чтобы разжать зубы и опустить язык, перекрывающий доступ кислорода. Очевидцы утверждают, что звук, с которым мужчина сделал первый вдох, напоминал вакуумный пылесос.
В скорую дозвониться с первого раза не получилось. Тогда, чтобы не терять времени, казак Максим Турыгин совершил марш-бросок до станции. Вернулся парень назад как раз в тот момент, когда люди все же смогли сообщить медикам по телефону о случившемся. К моменту приезда бригады мужчина уже пришел в себя.
Ребята помогли человеку, но все ли они сделали правильно? И как вообще надо действовать, если на ваших глазах у кого-то случился эпилептический приступ?
Слово доктору
Нужно ли помогать человеку в этот момент, вызывать ли скорую помощь, либо не трогать, чтоб не дай Бог не навредить? На эти вопросы ответил Николай ЗИНЯКОВ, доктор медицинских наук, врач-невролог высшей категории, мануальный терапевт высшей категории.
– Некоторым приходится быть свидетелем, как в общественном месте у человека развивается эпилептический приступ. Но при этом не многие знают, как правильно реагировать в такой ситуации.
– Несмотря на то, что большинство приступов заканчиваются самостоятельно в течение нескольких минут, такие пациенты часто нуждаются в посторонней помощи. А от правильных действий, случайно оказавшихся рядом людей, зависит нередко и жизнь больного.
– Как же помочь человеку?
– Если вы стали свидетелем эпилептического приступа, необходимо соблюдать следующие правила. Увидели, что рядом стоящий человек начал резко падать, постарайтесь его подхватить и уложить на ровную поверхность. Если место не опасное, то лучше никуда не переносить. Если человек уже упал и лежит на проезжей части или рядом с острыми предметами, то обязательно оттащите его в безопасное место. Следите за тем, чтобы во время перемещений он не ударился.
Далее следует положить под голову какой-нибудь валик, это может быть скрученная верхняя одежда, сумка с вещами, пакет и т.д. До купирования приступа необходимо слегка придерживать голову, чтобы человек ею не ударился. При необходимости, расстегните верхнюю пуговицу на одежде больного, развяжите шарф, то есть необходимо ослабить давление на шею пациента для более свободного дыхания.
– А чего делать категорически нельзя?
– Ни в коем случае не давайте пациенту какое-либо питье во время приступа и при нарушенном сознании, он может захлебнуться. И ещё нередко в состоянии приступа челюсти могут быть плотно сжаты. В данном случае не следует пытаться разжать их при помощи силы, поскольку это может нанести вред больному. Так же нецелесообразной является попытка вставить что-либо между зубами, поскольку это может привести к их травматизации.
Во время эпилептического приступа не пытайтесь привести человека в чувства, в сознание, а также не сдерживайте проявляющиеся судороги. Вы можете нанести вред больному такими действиями.
– Если у человека пошла изо рта пена или началась рвота. Как быть?
– Действительно, приступ эпилепсии может сопровождаться обильным слюноотделением, в связи с чем, пациент может захлебнуться. Чтобы этого избежать, необходимо положить больного набок для того, чтобы слюна могла свободно вытекать изо рта. Данное правило важно также соблюдать при появлении у пациента признаков рвоты. Необходимо следить, чтобы больной не оказался развернутым на живот лицом вниз, поскольку он может задохнуться.
Помните, что длительность такого приступа не превышает несколько минут, купируется он в большинстве случаев самостоятельно. Ваша задача сделать так, чтобы человек смог пережить это время не получив травмы и не захлебнуться собственной слюной или рвотными массами.
– Что делать, когда больной пришел в себя?
– Первые минуты после приступа обычно наблюдается общая слабость. Если больной попытается подняться, попробуйте его отговорить. Если встал и пытается идти, придержите его, сделайте несколько шагов вместе. Уточните, были ли раньше у него приступы потери сознания, не является ли данный приступ первым. Если такое уже случалось, пациент пришел в норму, может самостоятельно идти, не нуждается в помощи, позвольте ему решить, что делать дальше.
–Надо ли вызывать «скорую»?
– Оказание помощи при эпилепсии не обязательно должно заканчиваться вызовом скорой помощи. Пока она приедет, приступ уже закончится. Тем не менее, неплохо было бы каждому знать, в каких ситуациях требуется вызвать скорую помощь в обязательном порядке:
· если приступ произошел с беременной женщиной;
· приступ произошел с ребенком или пожилым человеком;
· приступ не купируется в течение нескольких минут;
· во время приступа больной получил травму;
· если после приступа больной не приходит в сознание;
· если этот приступ первый.
После приезда скорой помощи необходимо рассказать врачу все детали приступа в подробностях. Так вы поможете доктору с постановкой диагноза, проведением правильной диагностики и лечением.
Мы благодарим Николая Зинякова за помощь в написании материала. Будем надеяться, что его советы окажутся полезными, и если вдруг вы станете свидетелем эпилептического приступа, теперь точно будете знать, как поступить, чтобы помочь, а не навредить.
В современной медицине эпилепсия – это хроническое заболевание головного мозга, единственным или доминирующим признаком которого являются повторяющиеся эпилептические припадки. Она не имеет ничего общего с душевными слабостями или же психическими заболеваниями.
Частный случай
Таблетки на всю жизнь
Можно прожить жизнь, не узнав, что у тебя эпилепсия
– А ты знаешь, у Ленки-то эпилепсия, – сообщила мне как-то подруга о нашей общей знакомой. Я была удивлена. Лена – 28-летняя девушка модельной внешности, бывший следователь полиции, а ныне помощник судьи, никогда не жаловалась на здоровье.
Она просто упала в обморок, прямо на работе. Думала, что переутомилась, не поела, в кабинете душно, в общем, нашла тысячу причин для самоуспокоения. Через пару недель она снова потеряла сознание. Тут пришлось взять себя в руки и обратиться в госпиталь. Врач сказала, что для постановки диагноза необходимо сделать МРТ головы не позднее, чем через два часа после приступа.
Очередной обморок не заставил себя ждать, буквально через пару недель бледная Лена сидела в кабинете у доктора, который посмотрев результаты обследования сообщил, что у нее эпилепсия. Причем, скорее всего, врожденная. Оказывается, некоторые люди, являясь эпилептиками, за всю жизнь могут ни разу не испытать приступа.
Подруге назначили препараты, которые необходимо принимать постоянно, дабы состояние не ухудшилось. Пришлось отказаться от ночных гуляний, алкоголя и сигарет.
Теперь Лена исправно пьет таблетки, раз в полгода посещает невролога, ночные клубы заменила спортзалом, родила сына и в обморок больше не падает.
Эпилепсия у известных людей
История эпилепсии насчитывает ни одно столетие, например, уже в Новом Завете есть упоминание об этой болезни. Известно множество исторических деятелей, которые были упомянуты в литературе и точно были больны эпилепсией. К числу этих знаменитостей относятся люди разных эпох – Цезарь и эрцгерцог Карл, папа Пий IX и писатели Флобер и Достоевский, а также Александр Македонский, Аристотель, Сократ, Иван Грозный, Петр Первый, Чарльз Диккенс, Льюис Кэрол, Эдгар По, Агата Кристи и другие «знаменитости».
Иногда диагноз «эпилепсия» вызывает сомнения, как, например, у царя Саула, Наполеона, живописца Ван Гога, Апостола Павла. Другие исторические деятели не болели хронической эпилепсией, а иногда просто страдали от эпилептических приступов. К числу таких больных относятся поэт лорд Байрон и революционер Ленин.