Про судьбу национальной реликвии и предсказание Ванги о том, когда святыня вернется в Беларусь
Евфросиния Полоцкая. Фото velvet.by
5 июня верующие отмечают День памяти Евфросинии Полоцкой. Евфросиния (до пострига – Предслава) стала первой женщиной на территории Беларуси, причисленной к лику святых. Ее церковное почитание началось практически сразу после смерти, и сегодня огромное количество верующих ежедневно посещают Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке, чтобы попросить у святой покровительства во всех делах, мира на земле и здоровья себе и близким.
С именем Евфросинии связано и появление важной христианской святыни – золотого Креста, который бесследно исчез 75 лет назад и о возвращении которого на родную полоцкую землю молятся верующие по всей Беларуси.
Какие же интересные факты о Кресте Евфросинии Полоцкой мы знаем?
1. Изготовил его по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой 855 лет назад местный полоцкий мастер Лазарь Богша.
Известно, что у Креста было кипарисовое основание, в которое были заложены частицы святых для каждого христианина мощей: кровь Христова, часть гроба господня и гроба Богородицы, частицы мощей святых Пантелеимона и Стефана, кровь святого Дмитрия.
Украшали Крест лики святых из Нового Завета, для создания которых мастер использовал золото (21 пластина), серебро (20 пластин) и драгоценные камни. Также на Кресте, высота которого составляла почти 52 сантиметра, были сделаны надписи.
Крест Евфросинии Полоцкой. Фото mogilevnews.by
2. Один из текстов, помещенных на Крест, содержал слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка.
«… кто изнесет из монастыря да будет проклят святою животворящей троицею и святыми отцами», – говорилось на нем. В то время это было самое страшное проклятие.
3. Хранить Крест Евфросиньи Полоцкой у себя поостерегся даже сам Иван Грозный. Когда в ХІІІ веке смоленские князья захватили Полоцк, они перевезли Крест к себе. Согласно летописям, святыня на русской земле пользовался популярностью – ему поклонялись многие прихожане и верили в его чудотворную силу. В Смоленске же была изготовлена и копия Креста, вероятно, для того, чтобы пользоваться ее при водосвятии.
В XVI веке, после того, как Смоленск был захвачен войсками Василия III, Крест был перевезен в Москву, где хранился в царской казне и при богослужениях использовался редко. Отправляясь в поход на Полоцк в 1563 году, глубоко верующий Иван Грозный взял Крест с собой и пообещал, что если он поможет ему вернуть город, то он вернет реликвию на место. Так Крест вновь оказался в Полоцке, сначала в келье преподобной Евфросиньи, затем – в Софийском соборе.
Памятник святой в Полоцке. Фото Евгении Москвиной
4. Полоцкие монахи как могли берегли святыню. Заказывали копии реликвии, замуровывали его в тайнике во время войны с французами 1812 года…
В середине ХІХ века епископ Василий Лужинский повез Крест в Москву и Санкт-Петербург, где ему поклонялись верующие с пяти часов утра до десяти часов вечера. А ночью Крест возили по домам местных богачей, где производили обряды водосвятия. Таким способом епископ пытался заработать средства на восстановлении Полоцкой епархии.
5. В 1920 году Крест Евфросинии Полоцкой вместе с другими святынями был конфискован в пользу государства. За ним в Полоцк приезжал известный писатель и историк Вацлав Ластовский.
Ластовский сделал описание Креста, которое и сегодня вызывает много вопросов.
Так он указал, что Крест был изрядно испорчен. На нем не хватало двух кусков золота, трех эмалей, а вместо драгоценного камня голубого цвета было вставлено стекло. Но самое интересное: историк писал, что основание Креста – дубовое, между тем как доподлинно известно, что оно было сделано из кипариса.
Почему в описание закралась ошибка, и было ли это ошибкой – неизвестно. Однако, основываясь на этом факте, некоторые историки стали выдвигать версии, что Ластовский привез в Минск не настоящий Крест, а одну из его подделок. А оригинал, мол, был где-то надежно спрятан верующими. Но никаких доказательств этой версии нет.
6. Известно что в в 1928 году Крест был передан на хранение в Белорусский государственный музей в Минске, затем перевезен в Могилев, где был спрятан в специльной комнате-сейфе Могилевского обкома партии. В национальном архиве сохранился документ от 21 ноября 1929 года – акт передачи реликвии из Минска в Могилев.
В Могилеве Крест хранился в комнате-сейфе за двумя стальными дверями – бронированной и решетчатой. Его никому не показывали, но в июле 1941 году, после того, как город захватили немецкие войска, Крест таинственным образом исчез.
7. Сегодня в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря хранится копия Креста, выполненная брестским мастером Николаем Кузьмичем и освященная митрополитом Филаретом.
Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Фото Евгении Москвиной
8. Существует порядка десятка версий того, куда мог исчезнуть Крест Евфросинии Полоцкой. Его и сегодня ищут по всему миру, а в 1991 году к поискам подключился Интерпол. Искали Крест в Германии, полагая, что он был вывезен немцами из захваченного Могилева, в Америке, в фондах Морганов и Рокселлеровском центре, куда он мог попасть после продажи реликвии на аукционе. Но все тщетно.
Есть и версия, что нашу святыню вывезли в Россию вместе с другими ценностями из Могилева, который вот-вот должен был быть захвачен войсками Гитлера. Причем, до конечного пункта его могли не довезти – так как дороги часто бомбили.
Если же он все-таки попал в Россию, почему не значится в фондах ни одного из музеев? А может он хранится, скажем, в Троицко-Сергиевой лавре, как думают некоторые историки?
Хочется верить, что рано или поздно мы получим ответы на все эти вопросы, и наша национальная святыня вернется на родную землю.
Ведь известно, что даже знаменитая Ванга, когда ее спросили про судьбу белорусского Креста Евфросинии Полоцкой, ответила:
«А чего белорусы волнуются? Крест скоро найдется»…
Благоверная Великая княгиня Московская Евдокия (во иночестве Евфросиния) была дочерью княгини Анны и великого князя Суздальского Димитрия Константи-новича, который долго оспаривал старейшинство престола у юного князя Московского Димитрия, и наконец, уступив его силе, выдал за него, еще 15-летнего, свою 13-летнюю дочь, и из соперника сделался верным союзником. Брак был залогом прекращения междоусобной борьбы Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств и знаменовал собой окончательное примирение двух князей. Венчание происходило в Воскресенской церкви (одна из церквей Коломенского кремля). Об этом счастливом браке говорили, что «земля Русская была ему рада».
Богато одаренная натура княжны была прекрасна, но ее мудрость и благочестие еще более превосходили временную красоту. В 1366 году она стала супругой Великого князя Димитрия Иоанновича, прозванного Донским, и 22 года провела с ним в счастливом браке, которому «земля Русская была рада». Союз этот был залогом прекращения междоусобной борьбы двух сильных княжеств. Молодой Димитрий отличался многими добродетелями: не любил празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ; «злобою был дитя, а умом полный муж», – как говорит о нем древнее повествование. Княжна была супругой нежной, кроткой и набожной. Оба «жили в браке чисто, не предавались стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению».
Было кому поддерживать такие их расположения: святитель Алексий был отцом и хранителем этого союза, святой Феодор, игумен Симоновский и племянник преподобного Сергия был их духовником. Княгиня воспитывала детей в страхе Божием. Восприемником одного из сыновей был преподобный Сергий. Молитвой и любовью охраняла княгиня своего супруга в борьбе с различными скорбями, вместе с ним молилась в храме архистратига Михаила перед битвой с полчищами Мамая. В продолжение всего похода она раздавала много милостыни бедным, постоянно ходила в церковь. Христианские надежды не остались посрамленными: в Рождество Владычицы нашей Богородицы 8 (21) сентября 1380 года князь Димитрий одержал такую победу над татарами, после которой Русь уже не боялась орды. Княгиня встречала супруга у Спасских ворот, и вся Москва чествовала своих защитников.
Благочестивый князь увековечил память Куликовой битвы установлением поминальной субботы, называемой Димитриевской. Великая княгиня положила при первой же возможности запечатлеть благодарность свою Богоматери за покровительство в тяжелейшей битве русских.
Но «была радость на Руси, а была и жалость – оскудела земля воеводами и войском». Истощение страны доставило татарам легкий временный успех. Спустя два года, усилившийся поражением Мамая, Тахтамыш подошел к Москве с огромным войском. Димитрий уехал в Кострому собирать полки, а князья Рязанский, Суздальский и Тверской спешили искать милости у Тахтамыша, в Кремле начались волнения и споры: одни стояли за сражение и отпор, другие – готовились грабить или по малодушию бежать. Великую княгиню едва выпустили, и она, чуть было не захваченная татарами, добралась до Костромы через Ростов. Татары ворвались в Кремль, перебили народ, запалили огонь и рассыпались для разбоя по окрестным городам, но, как только услышали, что великий князь ведет полки, поспешили убраться из русских пределов. Много слез пролили князь и княгиня, возвратясь в опустошенную Москву, где на средства князя было похоронено до 24 тысяч человек. В пору тяжких испытаний княгиня более чем прежде, обратила свои помыслы к Богу. В 1383 году ее старший сын Василий был задержан в Орде, и в том же году скончался ее отец. В это время она «внутрь царствующего града Москвы пречестную девическую обитель воздвиже, во имя Вознесения Христа Бога нашего», – написано в «Прологе».
В 1389 году благоверную княгиню посетила самая тяжкая скорбь: князю Димитрию было 39 лет, но он так занемог, что приготовил духовное завещание. Княгиня только что родила шестого сына, и Димитрий просит ее быть «отцом и матерью» детям, наставлять и укреплять в благочестии. В его последнем слове видно, какие надежды возлагал он на ее ум и добродетели. Сыновьям же, наделив их уделами, завещал во всем слушаться матери, с ее правом безотчетной власти распоряжаться в особых случаях уделами. Выделив ей и собственные земли, которые она вольна была отдать кому-либо из сыновей или на поминовение его души. Летопись сохранила слова горького ее плача над гробом:
«Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя? Погас свет очей моих. Где ты сейчас, сокровище жизни моей? Почему не поговоришь со мной, прекрасный свет очей моих? Почему так рано увял, виноград многоплодный? Уже не подашь плода сердцу моему и сладости души моей! Почему не посмотришь на меня, не промолвишь мне какого-нибудь слова? Ужели забыл меня? Почему не смотришь на меня и на детей своих, почему не отвечаешь им? На кого ты меня оставил? Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь? (…) Свет мой ясный, зачем померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей. Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу. И юность еще не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих? Недолго радовалась я с тобой: за весельем пришли плач и слезы, а за утехой и радостью — сетование и плач. Почему не умерла я прежде тебя, чтобы не видеть смерти твоей и своей погибели! Слышишь ли, мой господин, слова мои печальные? Почему не сжалишься над моими горькими слезами! Звери в норы свои идут, птицы небесные к гнездам летят. Ты же, господин, из дома своего так внезапно уходишь. Кто я теперь? Осталась без своего царя. Старые вдовы — утешьте меня, молодые вдовы — плачьте со мной: вдовья доля — самая горькая (…)»
Свято исполняя волю почившего, Евдокия не удалилась в монастырский затвор, по обычаю вдов-княгинь, а возглавила семью. После кончины своего супруга, Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она была одной из самых образованных женщин своей эпохи. Предпоследний сын ее Иван скоро умер, но остались, кроме Василия, великого князя – Юрий, Андрей, Петр и младенец Константин. В память дорогого супруга построила она на своем дворе каменный храм в честь Рождества Богоматери и украсила его лучшими иконами, утварью, книгами. Он был освящен 11 февраля 1393 года в присутствии всей семьи святителем Киприаном. Через два года Рождественский храм был расписан лучшими иконописцами – Феофаном Греком и Симоном Черным. По просьбе благочестивой княгини положено было победу на Куликовом поле праздновать в Москве 8 (21) сентября с особой торжественностью. Княгиня щедро расточала свои средства на украшение и восстановление разрушенных Тахтамышем святынь. На ее иждивение построены были знаменитый Вознесенский женский монастырь (в деревянном исполнении), Горицкий монастырь в Переяславле, а также Церковь Рождества Иоанна Предтечи в том же Переяславле.
В 1395 году Тамерлан готов был сделать с Москвой то же, что сделал Тахтамыш. Общий ужас не мог не потревожить и княгини-матери, под руководством Евдокии Дмитриевны собиралось ополчение, чтобы защитить Москву от нашествия Тамерлана. Она горько изливала молитвы свои к Богородице, чтобы Та спасла град. Когда враг дошел до Ельца, по совету княгини и святителя Киприана, из Владимира перенесена была чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Тимур устрашился Ее видением в багряных одеждах на высокой горе, в окружении множества грозных воинов. Орды Тамерлана отступили, и юный князь, дерзнувший выступить против страшного врага, возвратился со славой.
Между тем христолюбивая княгиня не переставала прилагать новые труды к прежним, множа добродетели, которыми можно угодить Богу: питала нищих, творила милостыню бедным пустыням, в том числе и Кириллу Белозерскому, хранила строгий пост и воздержание. Но перед людьми она не меняла женского обличия и внешнего благолепия: носила богатые одежды, лицо ее было всегда приветливо, светилось радостью. Враг из зависти возбудил подозрение в нескольких безрассудных людях против целомудрия непорочной вдовы. Худая молва, дошедшая до детей, оскорбляла их, и Юрий Димитриевич не смог скрыть своего чувства от матери. Движимая любовью к детям, мать нарушила тайну своих подвигов. Она созвала их и обнажила иссохшую, изможденную плоть, нарочно скрытую многими одеждами, запретив при этом сыновьям говорить о виденном, а тем более мстить клеветникам, предоставив все Божиему суду.
Вскоре было ей утешительное явление: сам Господь послал к ней Ангела Своего возвестить о близкой кончине. После этого она перестала говорить, но знаками дала понять, чтоб написали ей лик ангела. Два исполненных лика княгиня отклонила; когда же ей подали образ Михаила Архангела, обрадовалась и обрела дар речи, сказав, что архистратиг явился ей точно в таком виде. Икону эту она велела поставить в домовой церкви Рождества Богородицы.
Благоверная княгиня не хотела уже долее оставаться в палатах княжеских, но пожелала провести остаток дней в созданной ею Вознесенской обители. С плачем провожали ее дети и бояре из соборной церкви. Во время торжественного шествия, сидевший на пути слепец громко возопил: «О, боголюбивая княгиня, питательница нас, нищих, ты обещала мне во сне: «завтра дам тебе зрение», – исполни же твое обещание». Княгиня, походя мимо него, как бы случайно опустила рукав рубашки, и слепец, отерев им глаза, прозрел. До тридцати болящих исцелились во время шествия Евдокии в обитель на пострижение. Она приняла легкое иго Христово, облекшись в иноческий образ, с именем Евфросиния, подвизаясь еще некоторое время в обители, где ее радением был построен каменный храм, и мирно почила 7 (20) июля 1407 года.
Святые мощи ее были положены в новом храме Вознесенского монастыря, после уничтожения которого в 1929 году, её останки были перенесены в подклет Архангельского собора Кремля.
28 мая 2008 года, после литургии в Архангельском соборе, совершённой Патриархом Алексием II в сослужении викариев Московской епархии, состоялось перенесение её мощей из Судной палаты (подклет Архангельского собора) в придел мученика Уара.
Господь послал множество исцелений, исполнив всякими благами княгинину обитель. Неоднократно возгоралась сама собой свеча над ее гробом, как и над гробом благоверного ее супруга, знаменуя тем небесный свет, которого она удостоилась за светлые подвиги временного своего царствия.
Память святой благоверной княгини Церковь отмечает 17 (30) мая и 7 (20) июля.
В Вознесенской обители с давних пор совершались по рукописным книгам служба и акафист святой Евфросинии. Игуменья этого монастыря Сергия дважды представляла рукопись в Московский цензурный комитет, и, наконец, в 1881 году она была разрешена к напечатанию.
В 2007 году отмечалось 600-летие преставления преподобной Евфросиньи Московской, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской Православной Церкви — орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
Владимира Мстиславича. Из Лицевого летописного свода XVI в. Ефросинья Мстиславна (Фружина; 1130—1193) — дочь киевского Великого князя Мстислава Владимировича и его второй жены, которая была дочерью новгородского посадника Дмитрия Завидича.
35 отношения: Королевство Венгрия, Константинополь, Арпады, Агнесса Австрийская, Рюриковичи, Священная Римская империя, Список королев Венгрии, Секешфехервар, Фридрих (князь Чехии), Фридрих I Барбаросса, Чехия, Шомодь (комитат), Мстислав Владимирович Великий, Мануил I Комнин, Иштван III, Изяслав Мстиславич, Илона Сербская, Иерусалим, Братислава, Браничевский округ, Борис Коломанович, Бела III, Византия, Владислав II (князь Чехии), Владимир Всеволодович Мономах, Великий князь, Геза II, Дмитр Завидич, Любава Дмитриевна, Ласло II, Леопольд V (герцог Австрии), 1130 год, 1146 год, 1162 год, 1193 год.
Содержание
- Королевство Венгрия
- Константинополь
- Арпады
- Агнесса Австрийская
- Рюриковичи
- Священная Римская империя
- Список королев Венгрии
- Секешфехервар
- Фридрих (князь Чехии)
- Фридрих I Барбаросса
- Чехия
- Шомодь (комитат)
- Мстислав Владимирович Великий
- Мануил I Комнин
- Иштван III
- Изяслав Мстиславич
- Илона Сербская
- Иерусалим
- Братислава
- Браничевский округ
- Борис Коломанович
- Бела III
- Византия
- Владислав II (князь Чехии)
- Владимир Всеволодович Мономах
- Великий князь
- Геза II
- Дмитр Завидич
- Любава Дмитриевна
- Ласло II
- Леопольд V (герцог Австрии)
- 1130 год
- 1146 год
- 1162 год
- 1193 год
- Перенаправления здесь:
- Детство и отрочество святой Евфросинии
- Решение стать монахиней
- Благодеяния святой
- Мечта Евфросинии
- Мощи святой
Королевство Венгрия
Короле́вство Ве́нгрия (Magyar Királyság) — государство в Центральной Европе, существовавшее с 1001 по 1918 (в 1920—1944 годах существовало Королевство Венгрия под руководством регента Миклоша Хорти).
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Королевство Венгрия · Узнать больше «
Константинополь
Константинополь в византийскую эпоху Константино́поль (Κωνσταντινούπολις, Константину́полис, или ἡ Πόλις — «Город», قسطنطينيه, Konstantinopolis, Constantinopolis) — название Стамбула до 28 марта 1930 года, неофициальное название (официальное — Новый Рим) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922).
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Константинополь · Узнать больше «
Арпады
Арпа́ды (Árpádok, Arpadovići, Arpádovci) — династия князей (с 1000 года — королей) Венгрии, правившая с конца IX века по 1301 год.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Арпады · Узнать больше «
Агнесса Австрийская
Агнесса Австрийская (Agnes von Österreich; ок. —) — дочь Генриха II Язомирготта, герцога Австрийского и Баварского и его второй жены Феодоры (ум. 1183), племянницы Мануила I, императора Византии на портале GENEALOGY.EU.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Агнесса Австрийская · Узнать больше «
Рюриковичи
Рю́риковичи — княжеский, великокняжеский, позднее также царский (в Москве) и королевский (в Галицко-Волынской земле) род потомков Рюрика — первого летописного князя древней Руси.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Рюриковичи · Узнать больше «
Священная Римская империя
Священная Римская империя (с 1512 года — Священная Римская империя германской нации; Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) — государственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Священная Римская империя · Узнать больше «
Список королев Венгрии
Список королев Венгрии, супруг венгерских королей.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Список королев Венгрии · Узнать больше «
Секешфехервар
Кафедральный собор Се́кешфехервар (Székesfehérvár) — город в Венгрии, административный центр медье Фейер.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Секешфехервар · Узнать больше «
Фридрих (князь Чехии)
Фридрих или Бедржих (Bedřich) — князь Оломоуца (1162—1173), князь Брненский, маркграф Моравии и князь Чехии (1172—1173 и 1178—1189) из династии Пржемысловичей.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Фридрих (князь Чехии) · Узнать больше «
Фридрих I Барбаросса
Фри́дрих I Гогеншта́уфен (Friedrich I Rotbart; конец, монастырь Вайнгартен, Баден-Вюртемберг —, река Селиф, ныне в Турции) — король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, герцог Швабии в 1147—1152 годах под именем Фри́дрих III.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Фридрих I Барбаросса · Узнать больше «
Чехия
Че́хия (Česko, МФА:, официально — Че́шская Респу́блика (аббревиатура ЧР; Česká republika (аббревиатура ČR), МФА)) — государство в Центральной Европе.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Чехия · Узнать больше «
Шомодь (комитат)
Свинопас с овчаркой из »Шомодя», Венгрия. Шомодь (Somogy) — исторический комитат в западной части Венгерского королевства.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Шомодь (комитат) · Узнать больше «
Мстислав Владимирович Великий
Мстисла́в Влади́мирович Вели́кий (сер. февраля 1076 — Согласно Ипатьевской летописи. По данным Лаврентьевской летописи Мстислав умер 14 апреля. См. Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей. Первые поколения (до начала XIV в.) / Пер. с польского и вступ. слово к рус. изд. К. Ю. Ерусалимского и О. А. Остапчук. — СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015. — С. 69—70.), в крещении Феодор, в Европе был известен как Гаральд, наречён в честь деда — Гарольда II Годвинсона, последнего англосаксонского короля.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Мстислав Владимирович Великий · Узнать больше «
Мануил I Комнин
Мануи́л I Комни́н (Μανουήλ Α’ Κομνηνός; 28 ноября 1118 — 24 сентября 1180) — византийский император, чьё правление пришлось на поворотный момент истории как Византии, так и всего Средиземноморья. Мануил стал последним представителем Комниновского возрождения, благодаря которому страна смогла восстановить свою военную и финансовую мощь. Своей активной и амбициозной политикой он стремился восстановить былую славу и статус Византии. За своё правление Мануил сотрудничал с Папой Римским и воевал в Южной Италии, а также обеспечил продвижение по землям империи воинов второго крестового похода. Защищая Святую землю от мусульман, Мануил объединил усилия с Иерусалимским королевством и совершил поход в фатимидский Египет. Император изменил политическую карту Балкан и Восточного Средиземноморья, обеспечив византийский протекторат над венгерским королевством и ближневосточными государствами крестоносцев, а также гарантировал безопасность на западной и восточной границах империи. Однако к концу правления успехи на востоке были скомпрометированы поражением при Мириокефале, состоявшемся в значительной степени из-за неосмотрительной атаки укреплённых сельджукских позиций. К Мануилу, прозванному греками «o Megas» (ὁ Μέγας — «Великим»), подданные относились с большой преданностью. Также он является героем историй, написанных личным секретарём — Иоанном Киннамом, где ему приписаны многие добродетели. После контактов с крестоносцами император наслаждался репутацией «благословенного императора Константинополя» в некоторых частях латинского мираP. Magdalino. The Empire of Manuel I Komnenos. — р. 3. Фигура Мануила вызывает противоречия среди историков. Некоторые из них считают, что величие империи — не его личная заслуга, оно основывалось на достижениях предыдущих представителей правящей династии Комнинов, а его правление — причина дальнейшей смутыP. Magdalino. The Empire of Manuel I Komnenos. — р. 3-4.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Мануил I Комнин · Узнать больше «
Иштван III
Иштван III (III., Stjepan IV, Štefan III; 1147 — 4 марта 1172) — король Венгрии и Хорватии в 1162—1172 годах, из династии Арпадов.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Иштван III · Узнать больше «
Изяслав Мстиславич
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Изяслав Мстиславич · Узнать больше «
Илона Сербская
Илона (Елена) Сербская (Ilona, Јелена / Jelena; ок. 1109 — после 1146) — королева Венгрии, жена короля Белы II.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Илона Сербская · Узнать больше «
Иерусалим
Иерусали́м (יְרוּשָׁלַיִם Йерушала́(й)им, القُدس аль-К̣удсназвание, принятое арабами за пределами Израиля, أورشليم Ӯршалӣм (Ӯрушалӣм)в арабских переводах Библии, أورشليم القدس, Ӯршалӣм-аль-К̣удсофициальное арабское название, принятое в Израиле) — столица Израиля, город на Ближнем Востоке.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Иерусалим · Узнать больше «
Братислава
Братисла́ва (Bratislava), до 1919 года — Прешпорок или Пре́шпорек (Prešporok, Prešporek), Пре́сбург (Pressburg), По́жонь (Pozsony), в средние века — Истрополис (Posonium, Istropolis) — город в Центральной Европе, столица Словакии.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Братислава · Узнать больше «
Браничевский округ
Браничевский округ (Браничевски управни округ) — округ в восточной части Сербии.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Браничевский округ · Узнать больше «
Борис Коломанович
Бори́с Колома́нович (Каламанос, также известен как Борис Конрад; венг. Borisz) (1113—1154) — претендент на венгерский престол, византийский полководец.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Борис Коломанович · Узнать больше «
Бела III
Венгерской иллюстрированной хроники» Бела III (III., Belo III; ок. 1148—1196) — венгерский король из династии Арпадов.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Бела III · Узнать больше «
Византия
Византи́я, Византи́йская импе́рия, Восто́чная Ри́мская импе́рия, самоназвание Ромейская империя (395Дата образования Византии как отдельного государства довольно спорна; существует большой разброс мнений: Наиболее распространённая дата — 330 год н. э. — основание Константином Великим Константинополя; также встречаются даты: 1) конец III века (начало раздельного управления Римской Империей при Диоклетиане); середина IV века (превращение Константинополя в полноправную столицу, время Констанция II); 395 год (разделение Империи на Западную и Восточную); 476 год (гибель Западной империи); середина VI века (правление императора Юстиниана I); середина VII века (эпоха после войн Ираклия I с персами и арабами).
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Византия · Узнать больше «
Владислав II (князь Чехии)
Владислав II (Vladislav II./I.; около —) — князь Чехии с 1140 года, в 1158—1172 годах — король Чехии (как Владислав I), старший сын чешского князя Владислава I и Риксы фон Берг.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Владислав II (князь Чехии) · Узнать больше «
Владимир Всеволодович Мономах
Влади́мир Все́володович Монома́х (Володимиръ (-мѣръ.) Мономахъ; в крещении Василий; 1053—19 мая 1125) — князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. На сохранившихся печатях Владимир Мономах также использовал титул архонт всея земли Русской, на манер византийским титулам. Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая, предположительно, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы) и в соборе Киевских святых.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Владимир Всеволодович Мономах · Узнать больше «
Великий князь
Великий князь — титул правителя в ряде государств, стоящий по рангу ниже царя или короля, но выше князя.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Великий князь · Узнать больше «
Геза II
Ге́за II (II.; 1130, Тольна, Венгрия — 31 мая 1162) — король Венгрии (с 13 февраля 1141 года) из династии Арпадов.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Геза II · Узнать больше «
Дмитр Завидич
Дмитр Завидич (Дмитрий, Дмитр Зивидиц) (ум. 9 июня или 9 июля 1118 г.) — новгородский посадник в 1117—1118 гг.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Дмитр Завидич · Узнать больше «
Любава Дмитриевна
Любава Дмитриевна (ок.1104 — пос.1167) — вторая жена (с 1122 г.) великого князя киевского Мстислава Владимировича, дочь новгородского посадника Дмитра Завидича.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Любава Дмитриевна · Узнать больше «
Ласло II
Ласло II (II., Ladislav II., Ladislav II.; 1131 — 14 января 1163) — король Венгрии.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Ласло II · Узнать больше «
Леопольд V (герцог Австрии)
Леопольд V (Leopold V; —) — герцог Австрии с 1177 года и Штирии с 1192 года из династии Бабенбергов.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и Леопольд V (герцог Австрии) · Узнать больше «
1130 год
Христос коронует Рожера II. Мозаика в церкви Марторана в Палермо Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и 1130 год · Узнать больше «
1146 год
Людовик VII после проповеди Бернарда Клервосского готвится к крестовому походу Церковь Петра и Павла на Городянке (Смоленск), построенная в 1146 году.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и 1146 год · Узнать больше «
1162 год
Коронация Амори I Иерусалимского Нахичевани, построенная в 1162 году.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и 1162 год · Узнать больше «
1193 год
Крепость Остербург (Вайда), построенная в 1193 году.
Новый!!: Ефросинья Мстиславна и 1193 год · Узнать больше «
Перенаправления здесь:
Евфросиния Мстиславна, Евфросинья Мстиславна, Евфросинья Мстиславовна, Ефросинья Мстиславовна, Ефросинья Киевская.
5 июня христианский мир праздновал День памяти небесной покровительницы Беларуси, выдающейся просветительницы Евфросинии Полоцкой. В родном городе преподобной прошли торжества, восславляющие ее духовный подвиг.
«Была помощницей обидимых, скорбящих утешением, нагих одеянием, больных посещением и, просто говоря, для всех была всем», – так пишет о преподобной Евфросинии неизвестный автор ее жития, сравнивая великую святую с неувядающим цветом райского сада, лучом солнца, просветившим землю Полоцкую.
И действительно своей подвижнической деятельностью наша знаменитая соотечественница прославила Полоцк на весь мир, сделав его центром духовности, в который ежегодно съезжаются тысячи паломников из разных стран. В этом году в силу сложившейся эпидемиологической обстановки торжества не были столь массовыми, как обычно, поскольку проводились с соблюдением социального дистанцирования. Но камерный характер мероприятий еще более подчеркнул их теплоту и сердечность, особую атмосферу духовного единения людей. В Полоцк приехали паломники из разных городов Беларуси, Украины, России, хоть делегации гостей были не такими многочисленными, как прежде.
На открытых площадках возле учреждений культуры состоялись красочные литературно-музыкальные презентации с вернисажами, премьерами песен, театрализованными представлениями. Свои таланты великой землячке посвятили и юные полочане. На территории учреждений образования для учащихся из школьных лагерей и жителей микрорайонов было реализовано десять духовно-просветительских проектов, а возле памятника преподобной в центре города прошел детский праздник «Мы славим имя Евфросинии», участники которого рассказали, как поддерживают традиции великих просветителей своей земли и стремятся приумножать богатейшее наследие родного города добрыми делами.
Центром празднования стал Спасо-Евфросиниевский монастырь, который в XII веке основала преподобная Евфросиния и где сейчас хранятся ее святые мощи. В этом сакральном месте, как говорят сестры монахини, постоянно чувствуется незримое присутствие небесной покровительницы, она здесь госпожа и хозяйка, готовая услышать и поддержать каждого, кто в искренней молитве обращается за помощью.
После Божественной литургии в Софийском соборе в монастырь пришли участники крестного хода в честь памяти преподобной. Святая обитель встречала гостей в нарядном убранстве, дорожку к Спасо-Преображенской церкви сестры выстлали ковром из живых цветов. У входа в храм был отслужен молебен, а затем прозвучали приветственные речи.
– Святая Евфросиния для нас – это не только небесная заступница, но и символ нашей православной веры, белорусской государственности и более чем тысячелетней православной культуры, – сказал председатель областного Совета депутатов Владимир Терентьев, поздравив участников торжества с великим общецерковным и общенациональным праздником.
Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратил внимание на ситуацию, которую человечество переживает в связи с эпидемией коронавируса, назвав ее испытанием для всех живущих на земле, поводом задуматься о своих мыслях и поступках. Жизнь Евфросинии Полоцкой, отметил владыка, является примером того, как надо преодолевать трудности, которые встречаются и будут встречаться на пути каждому. Подлинная любовь к Богу и всем окружающим людям должна быть в наших сердцах. Святая Спасо-Евфросиниевская обитель и сегодня является ярким образцом для подражания в стойкости веры, исполнении обещаний служить Богу через служение людям.
Фото Ларисы МАЛАШЕНИ.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны
Преподобная Евфросиния Полоцкая — мать женского монашества в Руси, первая игуменья обители для женщин, пример аскетизма и духовной чистоты, наставница русских женщин, призванная Богом окормлять их как в прошлом, так в настоящем и будущем.
Родившая в землях нынешней Беларуси, умершая в Иерусалиме, погребенная в Псковских землях, эта хрупкая женщина стала символом объединения русских земель и христиан всего мира. Православный мир 23 мая воздает дань памяти преподобной Евфросинии, несущей и поныне радость в мир.
Детство и отрочество святой Евфросинии
История не сохранила точной даты появления в семье князя Святослава — Георгия дочери Предславы. Историки предполагают, что это произошло в 1101- 1103 годах в Полоцке. Сами Небеса подарили девочке пророческое имя Предслава, ибо ее впереди ожидала слава от Бога и почитание от людей. С детства, овладев грамотой, зачитывалась Предслава жизнью святых, выучилась каллиграфии.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
Евфросиния Александрийская стала примером для подражания юной девы. История знатной александрийской красавицы, отказавшейся от богатства и славы, ушедшей в мужской монастырь, чтобы ее не нашли, захватывает все мысли Предславы. Неслучайно в скором будущем полоцкая красавица примет постриг с этим именем.
Также святая Макрина, жившая в четвертом столетии, вызывала у девушки чувство восторга и поклонения. Сестра святителя Василия Великого была образована, умна, могла вступать в спор с мужчинами и выходить из них победительницей. Наполненная милосердием и мудростью, святая Макрина, как мученица — дева Фекла, в аскетизме несла подвиг служения Богу, основывая монастыри, она стала одним из примеров подражания юной Предславы.
Праправнучка Великого князя Владимира славилась на всю округу своими молитвенными подвигами, которым удивлялись как родные, так и люди в Полоцке. Обладая даром каллиграфии, девушка целые дни проводила в переписывании книг, отец пообещал в приданое дать ей целую библиотеку, на что красавица-дочь ответила, что ее жених — Иисус.
Светла, прекрасна лицом, нежная, смиренная и образованная девушка привлекала женихов со всего мира, но она отклоняла одно предложение за другим, пока в один день отец не сообщил ей о предстоящей помолвке с одним из знатных князей.
В то время игуменьей женской обители была родная тетка Предславы, к которой и убежала красавица под покровом ночи. Разъяренный отец пустился в погоню за дочерью, но Дух Святой встал за защиту девушки в лице игуменьи и епископа Ильи, после беседы с ними отец благословил дочь и вернулся в поместье.
Еще о святых женщинах в православии:
- Житие святой Анны Кашинской
- Житие святой преподобной Елены Дивеевской
- Житие святой великомученицы Ирины Македонской
Решение стать монахиней
В келье Софийского собора, который славился большой библиотекой, и поселилась 12-летняя Предслава. Полоцкий епископ Илия вначале со скептицизмом отнесся к появлению богатой княжны, которая явилась с сундуком перед ним, но когда увидел в нем не наряды, украшения, а только свитки и книги, изумился, как хрупкая девчушка дотащила его. Он благословил послушницу на переписывание книг, хотя это был тяжелый труд и ним занимались только мужчины, поставив к ее келье стол.
Икона с житием святой Ефросинии Полоцкой
Горожане заказывали книги, платили за них хорошие деньги, которые красавица раздавала среди нуждающихся и нищих. Убедившись в серьезности желания красивой, юной годами, но зрелой мудростью, племянницы, игуменья благословляет Предславу на постриг, который та приняла с именем Евфросиния, что означает радость.
Время послушания новопостриженная монахиня проводит в маленькой келье Софийского собора, молясь, переписывая и читая духовные книги, наполняя сердце Божьей Премудростью.
Духовно взрастая, Евфросиния несет в радости дар Духа Святого любовь. Жаждущим просвещения в духе она дарит переписанные собственноручно книги, которые в то время обладали как духовной, так и настоящей финансовой ценностью. Радость, которую несла преподобная монахиня, была благодатной, она помогала людям легче переживать тяготы и горести жизни, находя в печалях крупицы радости.
Благодарные половцы называли матушку Евфросинию, явившуюся в прекрасном духовном лике, «Наша радость». В возрасте 25 лет, укрепленная духовно, монахиня во сне через ангела получает наставление от Бога переехать в другое место для основания женской обители.
Дух Святой проговорил и к Полоцкому епископу Илии о направлении монахини в маленький городок Сельцо. В послушании епископ собирает знатных жителей Полоцка в лице бояр и князей, среди которых был и отец Предславы, и сообщает им о направлении матушки Евфросинии для служения в церковь Христа Спасителя в Сельцо. При этом он попросил никого не препятствовать ее отъезду, а благословить.
Благодеяния святой
Все имение монахини составляли книги, с ними она и появилась в Сельце. Основав женскую обитель, молодая игуменья уделяет особое внимание подрастающему поколению, открывается школа для девочек.
Преподобная Евфросиния учит детей грамоте
Видя взрастание Евфросинии в вере, терпении и милосердии, постриг принимают часто вопреки воле родителей ее родные:
- родная сестра Городислава — Евдокия;
- двоюродная сестра, княжна Звенислава — Евпраксиния;
- племянница Кироанна — Агафья;
- племянница Ольга — Евфимия.
Евфросиния, ее родные и жительницы Полоцка, пришедшие в Сельцо вслед за матушкой стали первыми насельницами Спасского женского монастыря, живя там в единстве души и духа. Преподобная игуменья собственным примером учила насельниц быть терпеливыми, смиренными, хранить душевную чистоту.
Благодаря пожертвованиям князей появилась возможность строительства каменного храма, который возводился под руководством зодчего Иоанна, при котором явилось первое Господнее чудо.
Количество подготовленного широкого кирпича было недостаточным для начала работ, матушка с монахинями молились всю ночь, и наутро печь чудным образом наполнилась необходимым материалом. За один день было закончено храмовое строительство, а вечером на нем был поставлен крест.
Построенный в 1161 году собор Преображения Господнего стал одной из жемчужин в короне русского православного зодчества Древней Руси. В этом храме была келия преподобной, из окна которой открывался прекрасный вид на древний Полоцк, отсюда матушка могла слышать проповеди и пение монахинь.
По благоволению Божьему преподобная матушка Евфросиния основывает мужскую Богородицкую обитель с церковью Божьей Матери, украшенной иконами, переданными императором М. Комниным, среди которых особо славился святой образ Богородицы «Ефесская». Впоследствии эта икона была подарена в 1263 году дочерью князя Брячислава Александра в честь своего венчания с Александром Невским городу Торопцу, городу, где проводилась церемония венчания.
Следует знать! Специально для нововозведенного мужского монастыря матушка заказывает крест с драгоценными камнями и частицами святых мощей, который хранится и поныне.
К благочестивой матушке, славившейся по всей округе мудростью, приезжают за совет и поддержкой:
- князья, не могущие найти выход в распрях;
- купцы, зашедшие в финансовый тупик;
- простые люди с самыми разнообразными проблемами.
Икона преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой
Для всех находит ответ и совет мудрая женщина, черпающая поддержку Творца в непрестанных молитвах о единстве земли русской. Игуменью Евфросинию знают во всем мире, она переписывается с Византийским императором, христианскими святыми, просветителями, умоляя всех иметь единую душу.
Мечта Евфросинии
Матушка Евфросиния всю жизнь мечтала побывать в Иерусалиме, собственными руками коснуться мест пребывания Иисуса и умереть там, где умер Спаситель. Приблизительно в 1167 году ее мечта сбылась, в сопровождении сестры Евпраксии и племянника Давида она попала на Святую землю, встретилась с императором, а потом постоянно молилась в церкви св. Софии в Константинополе.
Им удалось попасть в Иерусалим, находившийся во власти латинян, остановившись в русской обители Божьей Матери. Русские паломники с трепетом передали в дар храму Гроба Господнего золото, благовония и кадильницу. Вскоре преподобная заболела, тихо почила 23 мая и была погребена недалеко от Иерусалима в обители Феодосия Великого.
Весть о кончине матушки достигла Полоцка. С тех пор ежегодно, 23 мая православные верующие отдают Богу хвалу за смиренную дочь Божью, ставшую светильником для русского женского монашества.
Мощи святой
После завоевания Иерусалима султаном Саладином монахи русского монастыря покинули Святую землю, забрав святые останки игуменьи, перенеся их под покров в Киево-Печерскую лавру. Святая Евфросиния была первой женщиной, похороненной в Киевских пещерах.
Более 700 лет хранили память православные христиане в Белой Руси о великой княгине, первой игуменье, основательнице монашества Евфросинии Полоцкой и молились о возвращении ее мощей в родной город.
В 1910 году в Киев на церемонию прощания со святыми мощами Полоцкой княжны прибыли десятки тысяч паломников. Для святых останков была приготовлена кипарисовая рака, после целого дня прощания и всенощного бдения в сопровождении трех кораблей святые мощи по Днепру начали свой 12-дневный путь возвращения, с остановками для богослужений в нескольких городах.
Мощи преподобной Евфросинии в Свято-Евфросиниевском монастыре, Беларусь
Сбылась самая большая мечта преподобной Евфросинии объединить воедино христианские народы, рядом с королевой эллинов в Крестном ходе принял участие князь Константин, люди стояли в единой молитве.
Интересно! Как только раку установили в Спасском храме, основанном матушкой, начались происходить чудеса исцеления. Одной из первых от болезни желудка была исцелена монахиня, которой врачи вынесли смертный приговор.
Недолгой была радость Половецких жителей, революция внесла свои коррективы. Мощи преподобной игуменьи вскрыли и отправили в музей атеизма. Потом они были спрятаны монахами в Витебске при начале войны, только в 1943 году вернулись в Полоцк.
Храм Спасителя был окончательно возвращен православным в 1993 году, мощи преподобной Евфросинии, находящиеся слева от алтаря, до сих пор хранят ее присутствие, отвечают на молитвы паломников.
Ежегодно тысячи паломников приезжают за помощью к преподобной с просьбами помочь:
- в восстановлении и укреплении семьи;
- даровать силы терпения и смирения;
- укрепить веру;
- в излечении от тяжелых недугов.
Подвиг Невесты Христовой Евфросинии вдохновляет христиан наполняться духовной ревностью, внутренним горением.
Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой