На побережья Аттики, чуть к северу от порта Рафина, стоит деревня Неа Макри. За ней возвышается гора Амомон, у подножия которой расположен монастырь Благовещения, больше известный православным грекам просто как «монастырь святого Ефрема”. До недавнего времени о святом Ефреме ничего не знали не только на светском Западе, но и на православном Востоке, и лишь в последние тридцать лет преподобномученик Ефрем Неа-Макрийский стал для греков одним из самых любимых святых, поклониться которому съезжаются люди со всей страны.
В 1950 году греческая монахиня, сестра Макрина, чувствуя, что Господь хочет, чтобы она занялась восстановлением монастыря Благовещения, разрушенного пиратами в XV столетии, испросила разрешения епископа и принялась за работу. Чувствовала, что это место — святое. Она трудилась здесь ежедневно, расчищая завалы, и в молитвах просила Бога, чтобы Он открыл ей, кем были и как жили здесь иноки прошлых времен.
Как-то утром сестра Макрина работала на монастырском дворе, и вдруг в голову ей пришла настойчивая мысль: «Копай землю на этом месте и найдешь то, что ищешь”. Прошло еще немного времени, и снова та же мысль посетила ее. Она обратилась к молодому работнику, пришедшему в монастырь кое-что починить, но ей почему-то неудобным показалось объяснять ему истинную цель поисков, и она попросила его копать на том месте якобы с намерением отыскать древний монастырский колодец. Он отказался, возразив, что воду можно скорее найти не здесь, а в других местах, и в течение нескольких часов безрезультатно копал в разных местах, там, где считал нужным. В конце дня он вернулся туда, где просила копать сестра Макрина.
Очень скоро они откопали очаг, три маленьких оконца и полуразрушенную стену, — признаки того, что здесь когда-то была монашеская келья. Расчищая камни, работник действовал так энергично, что ей приходилось просить его не спешить. Он не слушался, пока она не сказала: «Возможно, здесь кто-то похоронен, и ты рискуешь ударить лопатой по его останкам. Умоляю тебя быть осторожнее”. Он взглянул на нее с удивлением и сказал: «Ты правда считаешь, что мы найдем здесь чьи-то останки?” Сестра Макрина вспоминает:
Я была почти уверена, я почти видела этого инока своим внутренним взором. Мы продолжали благословенный труд и вот, на глубине ста семидесяти сантиметров, увидели главу этого человека Божия. Когда ее полностью откопали, нас окружило тончайшее благоухание. Работник был бледен, он даже не мог говорить. Я попросила его оставить меня одну, и он удалился. Я приложилась к мощам Святого с великим почтением и всем существом почувствовала, что ему пришлось претерпеть страдания. Меня наполняла святая радость, будто я обрела небесное сокровище.
Я почему-то заранее знала, что он монах. Осторожно счистив песок, увидела хорошо сохранившуюся кайму его рясы. Чистая ткань была искусно подшита по-старинному, нитками больше миллиметра толщиной. Земля вокруг его рук и ног была твердой, и на ней сохранились отпечатки… Я попыталась счистить землю с его пальцев, но они оказались столь хрупкими, что начали крошиться. Пошел дождь, могилка быстро намокла, и я решила оставить мощи лежать под дождем. Дождь струился мягкими серебряными капельками, очищая могилу и тело Святого.
Вечером, читая всенощную службу, совершенно одна в этом святом месте, я вдруг услышала звук шагов. Кто-то шел со двора, где была могилка, к храму. Я уже знала, что это он, тот неведомый Святой. Его шаги эхом отдавались у меня в ушах, я была страшно напугана. Кровь бросилась мне в голову, я застыла, даже не в состоянии обернуться. Внезапно сзади раздался спокойный голос: «Сколько же ты собираешься держать меня там, снаружи?” Я обернулась и увидела его. Высокий, темноволосый, глаза круглые, с тяжелыми веками. Черная курчавая борода полностью закрывала шею. В левой руке он держал какой-то светильник, правой благословлял меня.
При этих его словах мой страх мгновенно исчез, сменившись необыкновенной радостью, будто я встретилась с давним хорошим знакомым. Я сказала: «Прости меня, завтра на рассвете я позабочусь о твоих святых мощах”. Он растворился в воздухе, а я продолжила чтение вечерней службы….
Утром я с благоговением счистила с мощей землю, обмыла их и, положив их в храме, зажгла рядом негасимую лампаду. В ту ночь мне приснилось, что этот инок пришел опять. Он стоял возле храма, держа в руках большую, искусно сделанную серебряную икону. Рядом с иконой был подсвечник, и я зажгла восковую свечу. Потом он произнес: «Большое тебе спасибо. Я — Ефрем”.
В течение следующих нескольких лет св. Ефрем открыл историю своего мученичества Макрине и другим людям, являясь им в видениях и снах.
Он родился 14 сентября 1384 года, в раннем детстве потерял отца. Мать его была благочестивой женщиной. Она одна вырастила Ефрема и его шестерых братьев и сестер. В возрасте четырнадцати лет святой Ефрем ушел в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы и двадцать семь лет прожил там в молитве и воздержании. В монастыре он принял сан священника и стал хранителем монастыря. Неизвестно, были ли в обители еще иноки, или же он жил один.
В день его рождения, в сентябре 1425 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, его взяли в плен пираты-мусульмане. Они подвергли святого мучениям, принуждая отречься от Христа. Он отказался, и они истязали его восемь месяцев, давая ранам на его теле немного зажить и затем снова мучая его. 5 мая 1426 года его привели во двор монастыря и подвесили вниз головой на дереве. Это дерево сохранилось и по сей день. Ему вбили гвозди в руки и ноги, а тело пронзили раскаленным докрасна острым железным прутом.
Так предал дух Господу этот святой преподобномученик, а через пятьсот лет люди узнали о его страданиях и обнаружили его мощи. Господь прославил его за перенесенные им страдания и благословил его даром чудотворения. Он стал известным врачом душ и телес, и сейчас тому имеются сотни письменных свидетельств, накопившиеся со дня обретения его мощей.
С 1950 года мать Макрина (она теперь игумения) трудится над восстановлением монастыря. Она и сестры проводят службы по монастырскому чину и заботятся о сотнях паломников, ежедневно приезжающих помолиться в храме у мощей Святого.
За монастырем растет лес с древними соснами и дубами. Среди этих деревьев стоит небольшая каменная часовня святого апостола Иоанна Богослова, а вокруг нее располагается монастырское кладбище. Эта часовня была построена еще до святого Ефрема, и сам Святой любил прогуливаться здесь. Когда вечером садится солнце, деревья светятся теплым, золотым светом, озаряя весь лес удивительным сиянием.
Чудеса Святого Ефрема
Приводим лишь некоторые из сотен рассказов о чудесах по предстательству святого Ефрема, записанных сестрами обители.
Шведский узник
Мое имя — Т.М., я живу в Швеции, хоть и являюсь греком по происхождению. Двенадцать лет назад меня обвинили в преступлении, которого я не совершал, и приговорили к трем годам тюрьмы. Заперли в темной камере, где я в течение пяти месяцев ожидал рассмотрения моей апелляции, назначенного на пятницу, 18 декабря 1981 года.
В четверг внезапно проснулся в три часа ночи, вздрогнул и, даже не успев сообразить, что уже не сплю, вскочил на ноги. Передо мной стоял человек и улыбался мне. Он был босой, в белой одежде, высокий и худой, с густой бородой и непокрытой головой, глаза у него были голубого цвета, ясные и добрые.
Я спросил по-шведски: «Кто ты?” Он снова улыбнулся и ответил по-гречески: «Завтра в суде тебя освободят”. Я повторил: «Кто ты? Откуда ты это знаешь?” Он снова сказал с улыбкой: «Завтра ты будешь на свободе”. Я в изумлении обернулся посмотреть, открыта ли дверь. Дверь была заперта. Повернулся обратно и взглянул на посетителя. И тут произошло нечто, чего я не забуду до конца своих дней: фигура этого человека поднялась в верхний угол камеры и там растворилась. Я был убежден, что стал свидетелем чуда, которое совершил Христос. Перекрестился и уснул.
На следующее утро меня повели в суд. Я провел там несколько часов и, вот, наконец, судья встал и произнес: «Вы свободны”. Я опустился на колени, перекрестился и вышел из здания суда. Позвонил родителям сообщить, что меня освободили. К моему удивлению, они уже об этом знали. «Как? Как вы узнали?” — воскликнул я. Они ответили, что им сообщила моя сестра, молившаяся накануне преподобномученику Ефрему в Неа-Макри.
Я позвонил сестре. Она рассказала, как отправилась в четверг вечером в монастырь святого Ефрема помолиться за меня; там она ощутила в молитве, что святой Ефрем услышал ее, и меня освободят. Тогда она позвонила родителям и рассказала об этом, о событии, которое должно было произойти лишь на следующий день! Это все было тем более удивительно, что дата рассмотрения апелляции не была известна никому из них.
Несколько дней спустя сестра прислала мне по почте иконку святого Ефрема и книгу о нем. Я тотчас узнал на иконе своего таинственного гостя. Поехал в Грецию и сразу же отправился в монастырь поблагодарить Святого за милость, которую Господь послал мне через него.
Т.М. CarussellV, 2131 Hagersten, Stockholm, Sweden.
Свидетельство греческой монахини сестры М.
Я очень сильно болела, и однажды ночью меня мучили сильнейшие боли в почках и печени, так как у меня в них было воспаление. В постели лежать не могла, поэтому всю ночь просидела в кресле. Около четырех часов утра — не помню, спала я или просто была в оцепенении от боли — увидела, что нахожусь в церкви святого Иоанна Предтечи во время всенощной. Вдруг ко мне подошел высокий худой монах с бледным лицом и черной бородой. Сестра, стоявшая рядом, спросила, кто этот монах. «Это отец Григорий,” — ответила я, но монах мягко коснулся моего плеча и произнес: «Чадо, я не Григорий, я — Ефрем. Посмотри на меня. Ты забыла меня?”
Сердце у меня забилось, я чувствовала неописуемую радость. Наклонилась и поцеловала ему руку, а он благословил меня. Подняв голову, увидела, что он очень высокого роста. Глядя на то, как он улыбается, я ощущала, насколько наш мир исполнен Божественного света. Мне хотелось поговорить с ним, но он исчез из вида, будто растворился в облаке. Очнувшись, я чувствовала себя здоровой и сильной.
В другой раз, когда я была больна воспалением легких, отец Ефрем опять посетил меня, и я его не узнала. Он был высокий, тонкий, бледный, с черными волосами. Он вошел ко мне в келью и сказал: «Позволь мне присесть ненадолго; я за целый день так устал, трудился, навещал пациентов, которые меня звали. Вот и к тебе пришел посмотреть, как у тебя дела”. «Ох, отче, я совсем ослабела, и так болит, что не вздохнешь”. Он ответил: «Да, я все знаю. Потерпи и не бойся. Христос победит”.
…Страдая от своей болезни, я решилась спросить у посетителя: «Почему тебя мучили?” — «За Христа, — ответил он. — Требовали, чтобы я отрекся от Христа и продолжали мучить, потому что я отказывался. Смотри, — добавил он и отодвинул рясу, показывая огромную рану. В ней до самой спины были видны внутренности, по краям была черная сгоревшая кровь. — Любовь ко Христу придала мне мужества в страданиях, и Христос победил. Потому, повторяю, никогда ничего не бойся. За Христа стоит пострадать”.
Все еще не осознавая до конца, что это — святой Ефрем, я сказала: «Отче, Вам, должно быть, ужасно больно, вам нужно обратиться к моим докторам, господину и госпоже Харалабулос. Они уважают и любят иноков. Вы должны пойти к ним, Отче, они могут вас вылечить”. Он улыбнулся и ответил: «Чадо, я страдал в прошлом. Теперь я уже не страдаю. Как сказал уже, любовь ко Христу сделала меня победителем. А теперь мне пора, я приду в другой день”. Я поцеловала ему руку. Он благословил меня и ушел.
Через несколько дней он вернулся: «Я пришел проведать тебя”. «Мне все еще плохо, — сказала я, — но в Вашем присутствии мне очень легко, на душе покой, и я хочу покинуть этот мир, у меня нет больше сил”. Он ответил серьезно: «Чадо, еще не время тебе уходить. У нас еще здесь есть дела. Не бойся. Раз я просил тебя терпеть, то всегда буду защищать тебя”.
Из его слов у меня создалось впечатление, будто он врач, и я спросила, не может ли он позаботиться о других болящих сестрах. Он ответил: «У меня есть достаточно лекарств, чтобы всех их исцелить, но им нужно еще пострадать ради Христовой любви. Эта борьба — самое лучшее, что есть. Ее стоит вести. Как еще они докажут свою любовь к Богу и Господу Иисусу?”
Я ответила: «Как Вы скажете, Отче”. Внезапно я поняла, что откуда-то его знаю, и спросила: «Отче, простите меня, я не уверена, но мне кажется, я Вас уже раньше видела”. Он сказал: «Разве ты не помнишь, как я приходил к тебе в больнице Игнатеон? Мы там впервые встретились”. — «А где Вы сейчас живете?” — Спросила я. — «Мой дом в Неа Макри,” — сказал он. «А как Вас зовут?” — «Ефрем,” — наконец открыл свое имя посетитель.
И все же я еще не осознавала, что это святой Ефрем. «Мне уже пора идти, чадо,” — произнес он. — «Мне еще нужно посетить многих больных. Я приду к тебе снова”. Я поцеловала его руку, он благословил меня и вышел.
На следующий день он пришел опять, в то же время: «Чадо, ты все еще очень слаба, и если так пойдет дело, я боюсь, ты не выдержишь. Ты должна попросить доктора Дионисиса давать тебе бульшую дозу того лекарства, которое ты принимаешь”. Меня это в тот момент удивило, и я спросила: «Вы знакомы с доктором Дионисисом?”. Он ответил: «Да, я его знаю довольно хорошо, но он меня не знает. Тебе следует попросить его придти ко мне домой, и там он сможет встретиться со мной. И я хотел бы, чтобы и ты, как только поправишься, пришла в мой дом и помогла сестрам очистить территорию; это и тебе, и им принесет много счастья”.
Он благословил меня. Когда я целовала ему руку, он добавил: «Я сюда больше не вернусь; теперь твоя очередь посетить меня”.
Однако, к моему удивлению, он через несколько дней вернулся: «Вот, я опять пришел. Боюсь, что если я тебе не помогу, с тобой будет беда”. Он достал из кармана какое-то лекарство и дал мне его со словами: «Даю тебе это, потому что ты очень слаба. Ты выздоровеешь”. В руке у него был крест. Он благословил меня, я поцеловала его руку. Он ушел, а я вскоре полностью поправилась, так, что почти и не вспоминала о болезни.
Моя дочь Мария
Однажды утром, в воскресенье, я сидела на веранде и читала книжку о чудесах святого Ефрема. Я была очень взволнована, поскольку без молитвенного предстательства этого Святого наша двухлетняя дочь, Мария, не появилась бы на свет.
Закончив чтение, положила книгу на стол и пошла в дом будить мужа. Сказала ему: «Просыпайся. Мы едем на экскурсию на гору Парнас”. Он ответил: «Ты с ума сошла. Уже восемь утра, а день жаркий. Раньше полудня мы туда не доедем”. Я рассердилась: «Это не отговорка, ребенку нужен свежий воздух, и воскресенье — единственный день, когда ты можешь доставить ей эту радость”.
В этот момент кто-то ласково шепнул мне на ухо: «Не пугайся, чадо, это Ефрем. Пойдем со мной наружу, где ты только что сидела”. Я чувствовала себя теперь очень спокойно и вышла на веранду. Ощущала его присутствие, но не видела его. «Присаживайся, святый Отче,” — произнесла я вслух, словно обращаясь к человеку, которого вижу перед собой. Я сожалела, что у нас нет для него золотого стула. Тут взгляд мой упал на нашу вышитую скатерть, и я постелила ее для него на стул. Он сказал: «Не беспокойся, чадо. Я пришел помочь тебе. Ты расстроена, я знаю, но имей терпение”. И тут я увидела его. Мне показалось, что он уходит, и я стала умолять его остаться: «Скажи мне, это правда ты?” — «Я Ефрем, чадо. Раскрой книгу на том месте, где закончила читать, и ты в этом убедишься”.
Я открыла книжку на четырнадцатой странице и прочла несколько строк, но не поняла, что он имел в виду. Он сказал: «Прочти снова”. Я опять прочла те же строки и на этот раз поняла, что он хотел сказать. Меня это растрогало. Святой Ефрем благодарил меня за небольшое пожертвование, которое я, как и многие другие, передала в его монастырь. Оно было маленьким, но бесценным в его глазах. Я сразу вспомнила о двух лептах бедной вдовы из Евангелия.
Святой снова прошептал мне на ухо: «Я помогаю теперь тебе, как ты помогла мне”. Я не могла говорить, заплакала…. «Твоему ребенку по воскресеньям нужно ходить на Божественную литургию, а не на гору дышать свежим воздухом”. После этого он исчез.
Меня потрясли его слова. Я пошла в комнату мужа, разбудила его и попросила отвести Марию причаститься. Он тотчас согласился, и я разбудила дочку. Стала быстро ее одевать, но не могла найти одну из ее туфелек. Тут я опять заплакала и сказала: «Святой Божий, если ты и правда был здесь, помоги мне, чтобы Мария не опоздала к Святому Причастию”. Уверена, что именно после этой молитвы мне пришло в голову поискать у задней стенки шкафа, иначе бы не стала там смотреть. Туфелька нашлась, и Мария ушла с отцом в храм.
Я все еще не могла поверить в то, что увидела и услышала. Плача, я просила Святого простить мои грехи; за всю жизнь никто мне так не помогал, как он. Мне стало стыдно самой себя. И тогда он прошептал опять: «Христос пришел за разбойником, слепцом, блудницей и прокаженным, чтобы научить всех, что он может исцелить слепоту души, проказу развращенного ума… порочность. Он может воскресить душу человека, как воскресил Лазаря, который уже был мертв”. После этого святой Ефрем замолчал.
Рассказ без подписи, Афины, Греция.
Словно перерезали ниточку
Однажды ночью, пытаясь заснуть, я вдруг ощутила ужасную боль в шее и позвоночнике. Я пошла в соседнюю комнату, попросить мужа о помощи. Он сквозь сон пробормотал: «Сходи к врачу”.
Я вернулась к себе в комнату и выключила свет. Подумала о святом Ефреме, но решила его не беспокоить. Потом внезапно почувствовала, что он стоит у моей кровати. Я сказала: «Святый Отче, пожалуйста, исцели меня”. Он понял, что я сказала, но начал лечить меня не от физической, а от душевной боли: «Что с тобой, чадо? Почему ты плачешь? Перестань плакать и слушай меня. Ту любовь, которую ты ищешь, имеет только Господь. Он дает ее всем Своим созданиям, которые любят Его и которых Он тоже любит. Я пришел возвестить тебе любовь Божию. Когда имеешь эту любовь, не нужно ничего бояться. Божия любовь может спасти и защитить тебя от несчастий и болезней. Она может хранить тебя, как стена, которую не сломает ни один человек. Будь бдительна до самого последнего дня твоей жизни, чтобы не променять Божию любовь на любовь человеческую”. Сказав это, он ушел.
В то же мгновение боль у меня вдруг прекратилась, словно кто-то перерезал невидимую ниточку. Я больше не страдаю и теперь никогда не жалуюсь, если люди оказываются не в состоянии проявить любовь — любовь, которую невозможно сравнить с великой любовью Божией.
Христина Бабукас.
В ожидании ребенка
Июнь 1983 года. Одна благочестивая семнадцатилетняя девушка из нашей деревни ждет ребенка. Врач сказал, что она не сможет родить естественным путем, и она теперь в ужасе от сознания того, что роды будут болезненными и закончатся кесаревым сечением.
Она решила навестить в больнице свою родственницу в надежде встретить там какую-нибудь недавно родившую женщину, которая сможет подбодрить ее. Она все время молится святому Ефрему, как мы ее научили: «Святый Отче, помоги мне родить этого ребеночка как можно легче”.
Хотя в этот день ее осматривал врач и не заметил ничего необычного, вечером у будущей матери возникло чувство беспокойства. У нее не было еще признаков приближающихся родов, но ее муж проявлял необычайную настойчивость и убеждал ее в том, что ей пора ехать в роддом. По пути в клинику жена дразнила его, считая, что врачи и медсестры поднимут их на смех из-за этого бессмысленного визита.
В больнице после осмотра медсестра сказала, что она очень скоро родит. Когда пришел врач, перепуганная девушка начала молиться, и через три минуты младенец оказался у доктора в руках, появившись на свет совершенно безболезненно. Доктор потом уверял молодую маму, что ее роды, обещавшие быть необыкновенно трудными, оказались самыми легкими из всех, что ему довелось принять за двадцать пять лет врачебной практики.
Мария, город Каламита, 16 сентября 1983 г.
Неверующая
Однажды ко мне пришел один знакомый и подарил иконку святого по имени Ефрем. Я приняла подарок и вежливо поблагодарила, но в душе решила поскорее избавиться от иконы, поскольку в Бога не верила. А пока поставила ее в столовой, на столе.
Через несколько дней, в полночь, заметила перед иконой Святого бледный красноватый свет. Сначала я испугалась, а потом ощутила какую-то внутреннюю радость. Свет, словно от свечи, сиял всю ночь. На следующий день рассказала об этом чуде соседям. Они все удивились, так как знали, что я неверующая.
Прошло еще несколько дней, но свет больше не появлялся. Я не хотела прикасаться к этой иконе — боялась. Решила отдать ее кому-нибудь, потому что не хотела снова увидеть этот красный свет. В ту ночь мне приснился святой Ефрем. Он был высокий, вид имел суровый. Одет он был в длинную тунику до пят, а вокруг талии у него была повязана веревка с узелками. Особенно же мне запомнились его византийские сандалии. Я, почувствовав свою греховность, не могла смотреть на его лик. Он произнес внушительным голосом: «Этот свет ты больше не увидишь, так как сказала, что не желаешь этого, но знай — ты можешь убрать мою икону, но сам я всегда буду здесь”.
Благодаря святому Ефрему теперь я верю в Бога.
Екатерина Калогератос, Неос Космос, Афины.
Экзамен по химии
Мое имя — Елена Вулгаракис. Я подала документы для поступления в университет и сдала общий вступительный экзамен в июне 1985 года. Я не была так уж сильна в точных науках и хотя и старалась много заниматься, физику сдала посредственно. В тот день мне предстояло сдавать экзамен по химии. Помню, это был четверг. Я очень нервничала. К полудню экзамен почти закончился, но я не была уверена, что написала все правильно, и горячо молила Бога о помощи.
Потом, словно прислушиваясь к тихому голосу, говорившему мне на ухо, я стерла все, что успела написать. Рядом со мной будто кто-то стоял, диктуя правильные ответы.
Придя домой, узнала, что во время экзамена одна наша родственница позвонила в монастырь и попросила настоятельницу Макрину помолиться обо мне святому Ефрему. Вот он и стоял возле меня на экзамене, помогая отвечать правильно. Он это сделал по своей великой любви к людям.
Я очень благодарна Святому, ведь с его помощью дала верные ответы на 90% вопросов на экзамене по химии.
Елена Вулгаракис, Некея, Афины.
«Следи за своим домом”
Мне приснилось, что я нахожусь в храме святого Ефрема и вижу посреди храма его раку. Святой при моем появлении встал и сказал: «Следи за своим домом”. Он еще что-то говорил, но я не запомнила. Я все просила его простить меня, а потом поцеловала его руку, и он меня благословил. Потом я словно бы увидела горящий предохранитель и услышала, как одна из моих подруг кричит: «Деметра, почему ты не слушаешь Святого? Пожалуйста, почини электричество, а то оно убьет тебя”.
Проснулась и подумала: «Это чудо. Святой предупреждает меня”.
Утром вызвала электрика. Оказалось, что проводка должна была вот-вот загореться!
Святой Ефрем еще не раз помогал нашей семье. Как-то моей дочери потребовалась операция на глазу. К тому же, у нее на ладонях и ступнях годами не проходила экзема. Я мазала ее святым маслом из лампады у его мощей, и она, слава Богу, поправилась. Я всегда благодарю святого Ефрема за его благодеяния.
Деметра Яннотис, ул. Аргирокастру, 23, Гуди, Афины.
Соблюдение поста
Я никогда не постился, но во время последнего Великого поста, накануне Субботы Акафиста, мне приснился сон: дверь моей комнаты открывается, и передо мной предстает высокий худой монах. Я узнал его: это был святой Ефрем. Он произнес: «Ты теперь будешь поститься каждую среду и пятницу. Ты понимаешь меня?” Он сказал это очень строгим голосом, и я проснулся в испуге.
Я тотчас же пообещал Святому и самому себе, что буду поститься по средам, пятницам и другим дням, в которые Православной Церковью установлен пост.
Слава тебе, преподобномучениче Ефреме!
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Прп. Ефрем Сирин
Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефремабыл языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.
Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.
Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов. Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев. Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.
По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь. Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.
Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.
Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова. Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства. Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.
В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами. Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе. Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием. Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»
Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас. Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства. Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.
Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема. Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю. Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.
Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой. В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка. Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года. Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.
Успение преподобного Ефрема Сирина
Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого. Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
«Господи и Владыко живота моего…» Любой христианин, хоть раз бывавший в храме Великим постом, без труда назовет автора этой молитвы — преподобный Ефрем Сирин. Святой, живший в IV веке, оставил после себя текст, который в русской культуре является столь же значимым символом покаяния, как и 50-й псалом.
Благодаря стихотворному переложению Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» об этой молитве слышали люди, которые никогда не заходили в церковь и не подозревали о существовании преподобного Ефрема.
Для средневековых христиан ситуация была противоположной: Ефрема Сирина знали практически все, а вот список его трудов установить было невозможно. Историк Церкви Созомен рассказывает, что сочинения преподобного состоят из трех миллионов строк. Авторитет преподобного Ефрема был столь велик, что больше тысячи лет ему продолжали приписывать авторство все новых и новых сочинений. В те времена считалось нормальным приписывать важные идеи авторитетному святому, чтобы доверие к последнему делало аргументацию более убедительной.
По сравнению с этим обилием произведений биографические сведения о святом весьма скудны. На русском языке до сих пор не издано ни одного древнего жития подвижника. В самом популярном агиографическом многотомнике — Житиях святых по святителю Димитрию Ростовскому житие Ефрема Сирина представляет собой искусственное объединение разных источников, в том числе и весьма поздних. Если же обратиться к текстам самого преподобного Ефрема, то можно найти интересные сведения из его жизни, которые не попали в популярные жизнеописания.
Непосредственным поводом для обращения молодого человека, родившегося в самом начале IV века, стало ложное обвинение в краже овец. В ожидании приговора судьи святой провел в заключении больше двух месяцев и получил несколько откровений от Бога, в которых ему напомнили старый грех — шутки ради он до смерти загнал корову бедняка-соседа. Впоследствии размышления о покаянии и плач о грехах станут излюбленными темами его проповедей и
молитв.
Верующие очень рано оценили значение текстов святого. Еще при его жизни многочисленные проповеди, толкования Священного писания, антиеретические сочинения и молитвы переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Почти сразу у святого появились и подражатели. Его авторитет был столь высок, что его творения фактически приравнивались к библейским текстам. Блаженный Иероним, составлявший в 392 году жизнеописания святых мужей, отмечает, что сочинения Ефрема пользовались большой славой: их читали гласно, в церкви, тотчас после Священного
Писания.
Литературная слава была предначертана святому с самого рождения. Один из агиографических памятников рассказывает о виноградной лозе, выросшей во рту ребенка. Этот сон видели родители преподобного Ефрема. В древнем сирийском житии есть сходный эпизод — видение старца, в котором ангелы просят преподобного Ефрема съесть свиток.
Несмотря на то что поедание свитка в качестве символа красноречия было традиционным житийным топосом (достаточно вспомнить поговорку «Твоими устами бы да мед пить»), в случае с преподобным Ефремом эта метафора как никогда уместна. Святой был величайшим представителем сирийской литературы и в своих творениях использовал изощренную литературную технику, основанную на повторах, использовании устной речи и созвучий. Сергей Аверинцев в статье, посвященной преподобному Ефрему, называл его поэзию «пророческой», находил ей аналогии в текстах Ветхого и Нового Завета, а также приводил примеры каламбурного построения фраз на сирийском языке.
Использование каламбуров в поэзии Ефрема Сирина позволяло ему бороться с распространением лжеучений. Некий еретик проповедовал свое учение с помощью песен, сложенных на популярный мотив. Святой использовал этот стихотворный размер для проповеди Православия, о чем специально говорил в заглавии своих сочинений. Более того, будучи музыкантом, преподобный Ефрем иногда указывал, на какой мотив нужно исполнять тот или иной гимн.
До сих пор исследователи спорят, знал ли сирийский подвижник греческий язык. По одной из версий преподобный Ефрем знал его с молодости и даже оставил на нем несколько текстов, по другой — святой чудесным образом стал понимать и разговаривать на греческом языке во время беседы со святителем Василием Великим.
О самой встрече прославленного сирийского аскета с архиепископом Кесарийским также рассказывают поразному. Все началось с того, что преподобный Ефрем в молитве получил откровение встретиться со столпом веры по имени Василий. Святой вместе с одним спутником прибыл в Кесарию и пошел в храм, где святитель совершал богослужение. В житии, изложенном по творениям святителя Димитрия Ростовского, рассказывается, что преподобный Ефрем стал громко восхвалять архиепископа в церкви, и окружающие люди говорили: «Этот монах хочет что-то получить от епископа». Ближе к реальной ситуации более древняя версия. Святой мысленно выразил недоумение, как столпом веры может быть человек, одетый в столь пышные одежды и пользующийся таким почитанием. В этот момент святитель Василий посылает своего архидиакона с просьбой к преподобному Ефрему пройти в алтарь. Первый раз святой отказывается, во второй идет в алтарь и уже там произносит фразу «Воистину велик Василий».
Подвижники наслаждаются беседой друг с другом, и, по одной из версий, святитель Василий совершает диаконскую хиротонию преподобного Ефрема. От иерейской хиротонии монах по смирению отказался.
Отметим, что древние источники сохранили не только упоминание о диаконском сане сирийского подвижника, но и его словесный портрет. По словам Сергея Аверинцева, «о нем сохранилась живая память как о низкорослом, лысом и безбородом человеке с необычайно сосредоточенным выражением лица, которого невозможно было развлечь или рассмешить».
Последняя фраза — скорее часть образа преподобного, чем его реальная черта. Автор многочисленных молитв и покаянных слов, по мысли средневековых христиан, просто не мог быть веселым человеком.
О молитвах Ефрема Сирина нам известно и много, и мало. Автор «Толкового Типикона» Михаил Скабалланович пишет: «В «Актах (житии) св. Ефрема” говорится, что «он возвышенными и духовными песнями (odas) своими преподал учение о Рождестве Христовом, Крещении, посте, страдании (Христовом), Воскресении, Вознесении и прочих таинствах оного Божественного промышления; сюда он присоединил и другие гимны — о мучениках, о покаянии, об умерших”». По мнению Скабаллановича, преподобному Ефрему принадлежит и еще целый ряд молитв, включая и Великопостную молитву Ефрема Сирина.
Первые достоверные письменные сведения о том, что молитва «Господи и Владыко живота моего» должна читаться Великим постом, восходят к Иерусалимскому типикону Х века, но, скорее всего, текст этот был известен в Церкви гораздо раньше. Значение главной молитвы Великого поста она приобрела лишь в Русской Церкви, когда ее стали многократно и гласно повторять. Достаточно открыть Постную триодь, чтобы убедиться в частотности ее употребления.
К сожалению, в тексте жития преподобного Ефрема не удалось найти обстоятельств написания этой проникновенной молитвы, зато можно привести косвенное доказательство того, что текст принадлежит перу «сирийского пророка». Некоторые древние памятники рассказывают о том, что сирийский отшельник просил у Бога умерить в нем умиление — «ослаби ми волны благодати Твоея». Просьба очень странная для обычного христианина и очень характерная для преподобного Ефрема, который большую часть жизни так искренне говорил о покаянии, что его проповеди на эту тему до сих пор остаются излюбленным чтением монахов и мирян.
Текст: Андрей ЗАЙЦЕВ
Версия для печати
Тэги: Покаяние Молитва Святость Преподобные История
11 Февраля 2020
Раннее христианство оставило современным христианам драгоценное духовное наследие. Имена святых угодников Божьих как маячки освещают путь спасения души человека. Одно из таких имён – преподобный Ефрем Сирин. Его писательские богословские труды составляют фундамент православной веры. Составленная им покаянная молитва является главным молитвословием в дни Великого Поста.
Краткое житие преподобного Ефрема Сирина
Родился Ефрем в начале 4-го столетия, в христианской семье. Его малой родиной стал город Низибия, на юго-востоке Турции, граничащий с Сирией. Ефрем отличался горячим нравом, что иногда приводило к неблаговидным поступкам. Житие Ефрема Сирина свидетельствует об одном случае, который в дальнейшем стал показательным. В отрочестве, он выпустил из загона чужую корову, ради шалости, которая была кормилицей в бедной семье. Животное погибло. Об этой истории никто не знал, кроме Бога и Ефрема.
Спустя время, Ефрем попадает в похожую ситуацию, где он несправедливо обвиняется в расхищении скота. Это его возмутило, но попав к заключённым, которые обсуждали свои преступления, он вспомнил, давно забытую историю с бедняком. Ефрем понял, что у Бога не бывает ничего не заслуженного. Один узник вспомнил, что как-то прошёл мимо тонущего человека и не помог, другой, ложно обвинил вдову. Стало ясно, что Господь справедлив в Своём воздаянии. Этот жизненный опыт привёл Ефрема к покаянию, переоценке своей жизни. Так начался христианский путь будущего святого Ефрема Сирина.
Преподобный был хорошо образован, много времени проводил с отшельниками, впитывая духовные наставления, их образ богоугодной жизни. Искушений в жизни святого было достаточно. Ефрема Сирина обвинили в порочной связи с дочерью высокопоставленного человека, которая забеременела от местного эконома. Та, чтобы скрыть настоящего отца, который носил такое же имя, Ефрем, ложно указала на Ефрема Сирина. Преподобный положился на волю Господа, и не стал оправдываться. Когда же малыш родился, его отдали Ефрему Сирину, чтобы он его сам и воспитывал. Далее произошло невероятное. Взойдя на амвон с ребёнком, он попросил его именем Иисуса Христа, назвать настоящего отца. На удивление, из уст младенца было трижды озвучено «Ефрем, эконом», после чего ребёнок умер.
Святой Ефрем много путешествовал, хотел уединения, но Промысел Бога направлял его на служение людям, что он и делал до конца своей земной жизни. День Ефрема Сирина почитается Церковью 10 февраля по новому стилю.
Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина
Богословская писательская деятельность преподобного Ефрема принесла почитание и уважение ещё при его жизни. В Едессе было сформировано духовное училище из учеников святого. Великопостная покаянная молитва Ефрема Сирина духовный плод, который помогает измениться в лучшую сторону, поворачивает душу к Богу. В этой молитве собраны грехи, которые мешают приближению к Господу, не дают возможности приобрести настоящую радость и Любовь:
- дух праздности;
- уныние;
- любоначалие;
- празднословие.
Слова этой молитвы одновременно и обличают, и показывают выход для заблудившейся души человека:
- целомудрие;
- смиренномудрие;
- терпение;
- дух Любви.
Несмотря на её краткость, в покаянной молитве Ефрема Сирина присутствует вся полнота Бога, которую способен вместить в себя человек. А значит, может изменить свою жизнь, сделать её счастливой, наполнить радостью и светом Небесного Отца.
Вернуться к списку публикаций