В Калининградской области 18 иоля, в поселке Рыбачьем на Куршской косе, пройдут торжественные мероприятия, посвященные к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Варфоломей, сын ростовского боярина Кирилла, решившись отречься от мира, уединился в дремучем лесу неподалеку от Радонежа, построил себе обитель. После пострига в монашество получил имя Сергий. Как свидетельствует агиограф Епифаний Премудрый, из своего духовного опыта, полученного путем отшельничества, Сергий знал, что гармоничное взаимодействие между духом, душой и телом достигается человеком, если он занят каждодневным созидательным трудом, развивая свои физические силы; если он регулярно обращается к молитве и духовным раздумьям, т.е. обогащает свою душу благотворными впечатлениями, если он постоянно углубляет в себе духовное начало, непрестанно созерцая свой внутренний мир с целью обнаружения и искоренения пагубных страстей и выработки добродетельных качеств.
«Что видел, — задается вопросом Е.Трубецкой, — что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли подневольной татарам. Люди, звери и бесы – все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому в виде беспорядочного сборища, как «стадо бесчисленное», и разом кричат на разные голоса: «Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне. Ужели ты не боишься умереть с голода, либо от зверей или от разбойников и душегубов!» Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба – и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя» . Так повествует Епифаний об отношении зверей к святому Сергию.
Молва о радонежском подвижнике, передаваясь от одного к другому, стала распространяться в народе с неимоверной быстротой. Люди, утратившие веру в свои силы, духовно сломленные, задавленные тяжким бременем монгольского ига, невольно потянулись к Сергию, увидев в нем образец праведной, богоугодной жизни, ведущей к освобождению от безверия и отчаяния. Каждый из пришедших к Сергию строил себе бревенчатую келью, имея в ней лишь самое необходимое для жизни в пустыни. Высокие нравственные качества Сергия, его душевная теплота, кротость, его терпение и трудолюбие, духовная крепость, твердость в вере — в то неспокойное время, время жестоких междоусобиц и разорительных монгольских набегов, все это казалось людям очень редким и непривычным, почти невозможным. Вокруг построенных келий была воздвигнута ограда — высокий деревянный частокол, служивший защитой от диких зверей и лихих людей. Так создавался Троицкий монастырь.
С немногочисленными сподвижниками Сергий прожил в Троицкой обители около 15 лет. Именно таким путем шел и сам подвижник, являя собой образец гармоничного духовного роста и созревания. На раннем этапе отшельничества Сергий не раз подвергался страшным и мучительным видениям, порожденным чувством одиночества, мимолетными сомнениями в собственных силах, страхом перед предстоящими испытаниями. Но строгий пост и усердные молитвы помогали Сергию вновь обретать в себе духовную крепость и одерживать победу над наводящими ужас видениями.Жизнь и деятельность преобразователя русского монашества игумена Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиевская лавра) Сергия Радонежского становится все более известной, и к нему начали стекаться ищущие иноческого уединения. Благодаря авторитету и духовным подвигам Сергия обитель становится духовным центром Московской Руси.
В тысячелетней истории христианской святости на Руси это место – центральное. Церковь определила сергиевский тип святости как преподобие. Согласно церковному канону, получая при пострижении новое имя, монах своей святой жизнью открывает, являет собой подобие Божие и становится Преподобным. В это время святыми становились исключительно князья и реже святители, «разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществляли промысел Божий. К преподобным относились святые, чей подвиг состоял в монашеском подвижничестве, аскезе, предполагавшей отказ от мирских привязанностей и стремлений, следовании Христу, которым этот тип святости и был предуказан в словах, обращенных к апостолу Петру – «И всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф., 19, 29).
Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, «прихождение в себя после долгого омрачения, это начало нового пустынножительского подвижничества… это прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту» Новое подвижничество, которое мы видим со второй четверти XIV века, существенными чертами отличается от русского подвижничества более древнего периода. Это подвижничество пустынножителей. Все известные нам монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными, а Сергий свои обители располагал в дремучих лесах, на пустынных землях. Всего вместе с учениками Сергей Радонежский учредил более 40 монастырей. В 1452 г. он был канонизирован, причислен к лику святых русской православной церковью. Впервые на Руси в рамках православия Сергий преподобный сформулировал морально-трудовую концепцию, согласно которой труд рассматривался не как наказание, а как «умное делание», источник познания.
В монастырях, основанных сторонниками Сергия, строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали особый род молитвы Неусыпаемая Псалтирь. Называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Такой молитвой молятся только в монастырях. Пример глубокого смирения подавал и сам Сергий: участвовал в строительстве кельи, рубил дрова, молол зерно, выпекал хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел общинножительный Устав, распространившийся потом во многих русских православных монастырях. В основе Устава лежала идея «умного делания», которая рассматривала обязательный личный труд как средство самосовершенствования.
Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. Его авторитет среди русских князей был настолько велик, что он нередко выступал как примиритель в их междоусобицах. Но самое значительное деяние во благо земли русской Сергию принадлежит в связи с активной поддержкой объединительной и национально-освободительной позицией от монголо-татарского ига.
Перед выступлением против Мамая, пишет Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского», московский князь Дмитрий пожелал «со всеми князьями и воеводами принять благословение Сергия, игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу – смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослабю, из коих первый был некогда боярином брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Дмитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшей надеждою на помощь небесную» .
Карамзин еще дважды вспомнит Сергия Радонежского, когда перед битвой Дмитрий не решался вступить в битву с Мамаем, но получив письмо, в котором преподобный благословлял его на битву, советуя не терять времени, так Дмитрий и поступил. И, в скорбный час, когда Дмитрий объезжал поле Куликово, где полегло множество россиян, но вчетверо более неприятелей, среди павших были Сергиевы иноки Александр Пересвет и священно-витязь Андрей Осляби.
По оценке князя Евгения Трубецкого, преподобный Сергий Радонежский является духовным родоначальником поколения великих русских подвижников, которых историк В.И. Ключевский назвал «зарею политического и нравственного возрождения русской земли». При свете этого созвездия начался расцвет русской иконописи, являющийся уникальным алмазом в короне мирового искусства. И вся русская иконопись с начала и до конца носит на себе печать великого духовного подвига преподобного Сергия и его современников. «Прежде всего, — пишет Е. Трубецкой, — в иконе ясно отражается общий духовный перелом, пережитый в те дни Россией. Эпоха до св. Сергия и до Куликовской битвы характеризуется общим упадком духа и робости. По словам Ключевского, в те времена «во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса» татарского нашествия. «Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость». «Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые бросались бежать, сами не зная куда» .
По словам Е.Трубецкого на иконах начала и середины XIV века вы почувствуете «рядом с проблесками национального гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя… иконописец еще не смеет быть русским» . И даже изображение русских святых – князей Бориса и Глеба воспроизводят не русский, а греческий облик — лики продолговатые, бороды короткие. А если внимательнее рассмотреть иконы XV и XVI веков, то обнаружим разительный переворот: «все обрусело – и лики… прежде всего в появлении широкого русского лица, нередко с окладистой бородою» . В икону XV века вторгается и русский быт: Илья пророк мчится по небу в колеснице на тройке белых коней под русской дугой, а святой печет хлеб в русской печке, половец изображен в русской шубе. Подобные бытовые подробности, замечает Е.Трубецкой: «Это – не дерзость, а выражение нового духовного настроения народа, которому подвиг святого Сергия и Дмитрия Донского вернул веру в родину, а иконописец, забывший уроки греческих учителей, стал писать образ Христа с русскими чертами. Это – не самопревознесение, а явление образа святой Руси в иконописи» .
В связи с этим, следует отметить, что в русской иконописи существует резкая грань: «Грань эта проведена духовным подвигом св. Сергия и ратным подвигом Дмитрия Донского. Раньше русский народ знал Россию преимущественно как место страданий и унижения. Святой Сергий впервые показал ее в ореоле божественной славы, а иконопись дала яркое изображение явленного им откровения» . Яркий пример этому – престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры. Икона написана великим Андреем Рублевым «в похвалу» преподобному Сергию через семнадцать лет после его кончины. Сюжет знаменитой «Троицы» — библейский рассказ как к Аврааму явился бог в образе трех юношей. Простота и скромность и в то же время умиротворенные улыбки, сияние глаз, духовный восторг, свечение обликов отражают загадочность и широту духовности. Более всего творчеству Андрея Рублеву созвучно учение исихазма. . Основа православного аскетизма — спокойствие, тишина, уединение — древняя традиция духовной практики Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Феофана Грека, Андрея Рублёва и других на Руси, которую теперь часто считают «второй родиной исихазма», философским воплощением которого стали соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм.
В завершение нашего исследования следует добавить, что в ХХ веке произошла переоценка последствий татаро-монгольского ига. Родной племянник цитированного князя Евгения Трубецкого, один из основоположников евразийского движения — Николай Сергеевич Трубецкой утверждал, что пора покончить с предвзятостью и стереотипом оценки взаимоотношений между славянскими и туранскими народами: «Само объединение почти всей территории современной России под властью одного государства было осуществлено не русскими славянами, а туранцами-монголами. Распространение русских на Восток было связано с обрусением целого ряда туранских племен, сожительство русских с туранцами проходит красной нитью через всю русскую историю. Если сопряжение восточного славянства есть основной факт русской истории, если трудно найти великоруса, в жилах которого так или иначе не текла бы и туранская кровь, и если та же туранская кровь (от древних степных кочевников) в значительной мере течет и в жилах малороссов, то совершенно ясно, что для правильного национального самосознания нам русским, необходимо учитывать наличность в нас туранского элемента, необходимо изучать наших туранских братьев» . Этот взгляд на межэтнические отношения подтверждают и наши исследования евразийского менталитета .
Список использованной литературы
1.Трубецкой Е.Н. Россия в ее иконе. // Он же. Избранные произведения. Ростов-на-Дону. 1998.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 5 //журн. Москва. 1989. №10. С. 121.
3. Шпилькин Ю.И. Философия древнего мира и средневековья. Шымкент. 2004.
4. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Русский мир. М., 2003.
5. Шпилькин Ю.И. Евразийский менталитет. М., 2013 – 242 с.
6.Шпилькин Ю.И. Духовный подвиг Сергия Радонежского // Румянцевские чтения. Материалы Международной конференции (15-16 апреля 2014) М., 2014.
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 2
К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
С.В. Перевезенцев
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ
Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер. К первым следует отнести подвижнический образ жизни Сергия Радонежского, по Правде (справедливости), в труде, скромности и терпении. В основанном им Троицком монастыре он стремился подвигнуть монахов к достижению нравственной чистоты и «высокому житию», направленному на внутреннее духовное преображение. Понимая свободу и единомыслие для отдельного человека как единство души, полностью посвященной служению Богу, Сергий Радонежский придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться и русское общество, и все живущие на земле люди. К иррациональным причинам почитания Сергия Радонежского относятся прежде всего его прижизненные и посмертные чудеса. Для религиозного сознания чудо — вполне реалистический фактор исторического развития, поэтому даже после кончины Сергий Радонежский продолжал оказывать влияние на ход российской истории, а его современники потомки верили в его чудесную помощь, в молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.
Ключевые слова: Сергий Радонежский, Троицкий монастырь, Правда, единомыслие, идея Святой Троицы, чудеса.
Вот уже почти семьсот лет преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) — самый любимый и почитаемый святой всего православного русского мира. Именно преп. Сергий во все последующие за XIV столетием века считался не только небесным покровителем московских государей, но и главным небесным молитвенником за Русское государство и русский православный народ. И сегодня к раке с мощами преподобного, стоящей в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ежедневно выстраивается очередь из нескольких десятков, а может, и сотен паломников, в праздничные дни вырастающая до многотысячной. Значит, не только наши предки, но и многие наши современники продолжают искать помощь и утешение у Радонежского Чудотворца, как его именует церковное предание.
Уже только поэтому стоит попытаться понять причины столь великой и искренней любви православных к преп. Сергию, осознать тот идейный и практический вклад, который он внес в русскую жизнь, а вместе с этим увидеть место и роль троицкого старца в отечественной истории. При этом стоит помнить, что говорить определенно о каких-то духовно-политических предпочтениях и воззрениях Сергия Радонежского не так просто, как кажется, ведь он не оставил после себя ни единой строчки, более того, всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преп. Сергия Радонежского — это его жизнь. Следовательно, необходимо осуществить некую реконструкцию его взглядов и предпочтений на основе существующих русских средневековых текстов. И главный из них — «Житие Сергия Радонежского», которое в 1406-1419 гг. составил его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти XV в. переработал Пахомий Логофет1.
Житие преп. Сергия создает в первую очередь образ подвижника, живущего по Правде2, скромного, терпеливого, неприхотливого: «.. .Одежда новая никогда не прикрывала тело его, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, <.> но только из сукна простого, то есть из сермяги. одежду носил, ветхую, не раз перешитую, <.> многим
2 В русской духовно-политической мысли XI-XVII вв. «правда» — это прежде всего «справедливость», установленная Самим Господом, ибо источником справедливости был Иисус Христос (Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв.: Основные идеи и тенденции развития. М., 1999. С. 238-240).
потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами»3. Отчего вдруг одежда монаха оказывается пропитанной «многим потом»? А оттого, что Сергий основой жизни считал труд и только собственным трудом добывал себе пропитание. Житие сообщает: как-то в голодный год Сергий предложил некому монаху Даниилу соорудить сени перед его кельей, а в качестве платы за труды попросил гнилого хлеба. Даниил тут же вынес Сергию целое решето хлеба и был готов отдать его даром, но преподобный ответил: «Прибереги хлеб до девяти часов, потому что я прежде, чем руки мои не потрудились, и до работы, платы не беру»4. И вообще, рассказывает Житие, Сергий «братии как купленный раб служил: и дрова для всех… колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил»5.
Не сразу, но пережив множество испытаний, братия Троицкого монастыря все же приняла принципы жизни своего игумена: «Монахи, — сообщает Житие, — привыкли больше не роптать в печали и в лишениях, если когда-нибудь случались лишения, или скудость, или недостаток в необходимых вещах. Но все терпели с усердием и с верой, надеясь на Господа Бога, залогом имея преподобного отца нашего Сергия»6. Еще более строгой, но справедливой стала жизнь в монастыре после того, как Троицкая обитель приняла общежительный устав, в основе которого лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена), запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, послушание и четкое распределение обязанностей, наконец, ежедневный неустанный труд.
Таким образом, Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены. По примеру Троицкого монастыря сам Сергий и его ученики основали общежительные монастыри по всей Руси, ставшие везде центрами притяжения для местного населения. Почему? Прежде всего потому, что иноки в этих обителях жили так же, как и окрестные крестьяне, — в труде и скромности, а правила монастырского бытия оказались схожи с принципами жизни сельской общины. И крестьяне увидели в монахах самих себя — таких же тружеников, живущих столь же скудно и скромно. Таким образом Троицкий монастырь и другие общежительные обители уже в XIV
3 Житие Сергия Радонежского / Пер. М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб., 1999. С. 339, 341.
4 Там же. С. 335.
5 Там же. С. 315.
6 Там же. С. 341.
столетии превращаются в русском народном сознании в символ Правды, русской Правды — справедливости.
Но Правда общежительных монастырей состояла не только в том, что иноки жили как крестьяне, но и в том, что они соблюдали еще один завет преп. Сергия — «чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную»1, т.е. нравственную чистоту. Иноческое трудолюбие, скромность и воздержание не были вынужденными, не были вызваны, как для большинства современников, лишь жестокими условиями окружающей жизни, но стали результатом свободного выбора каждого из монашествующих. Поэтому монахи общежительных обителей трудились втройне — и физически, и нравственно, и духовно. И снова первым здесь был преподобный Сергий. Его Житие повествует о том, что после дневных трудов, ночью, Сергий «в молитвах без сна проводил время; хлебом и водой только питался. И что бы он ни делал, псалом на устах его всегда был. Так пребывал он в молитвах и в трудах, плоть измучил свою и иссушил, желая быть небесного города гражданином и вышнего Иерусалима жителем»8.
Став игуменом, преп. Сергий заботился о духовной жизни братии своего монастыря. Поэтому вечером он обходил братские кельи: «Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется, — негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал. Затем утром на следующий день призывал он к себе провинившихся; но и здесь не сразу запрещал им беседы, и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывая, говорил с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу.»9
Но Правда в русском понимании все же не только справедливость. «Христос есть истинная Правда.», — написал позднее, уже в XVI в., один русский книжник10. Вот в чем было главное чудо общежительных монастырей: монахи трудились и жили похожим на крестьян образом, но по-другому — в чистоте души и с верой во
7 Там же. С. 389.
8 Там же. С. 315.
9 Там же. С. 331.
10 Пересветов И.С. Большая челобитная / Пер. А.А. Алексеева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. М., 2000. С. 441.
Христа. Именно уподобление Самому Спасителю Христу придавало монастырским насельникам физические и нравственные силы, которые они направляли не столько на преодоление каких-то внешних трудностей, но главное — на внутреннее духовное преображение.
И вновь это происходит благодаря преп. Сергию, который, живя во Христе, направлял к тому же монастырскую братию. Так в русскую жизнь пришла идея и практика «высокого жития» как реальный пример возможности достижения в обычных жизненных обстоятельствах духовного совершенства. Прежде всего преп. Сергий призывал иноческую братию отказаться от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия, но хранить «чистоту души», смирение и любовь. Тогда братия сможет обрести «внутреннюю» духовную свободу и единомыслие, без которых невозможна жизнь, будь то одного человека или всего человеческого сообщества11. В понимании преп. Сергия, свобода и единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову любовь на земле и подают пример остальным людям. Для русского общества — это духовное единство всего народа как основополагающий принцип идеи единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.
И совсем неслучайно обитель, основанная преп. Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви12. Но Святая Троица — это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности. Следовательно, Святая Троица становилась и символом единства Руси. Впервые в русской истории преп. Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили как бы от Самого Господа. А икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преп. Сергия, почиталась не как произведение искусства, но как воплощенный символ божественного единения.
Но ведь преп. Сергий Радонежский не только проповедовал духовное единство, но и много потрудился во славу единства Русской
11 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 389.
12 См. об этом более подробно: Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 158-159, 163-167.
земли. Именно он не раз, в наиболее драматичные моменты истории, убеждал князей прекратить кровопролитные усобицы и помогал им услышать друг друга, соединить силы: ходил мирить князей в Нижний Новгород и Рязань, в 1374 г. участвовал в съезде князей, на котором был составлен княжеский союз, подготовивший победу на Куликовом поле, а в канун Куликовского сражения, как сообщает «Сказание о Мамаевом побоище», благословил московского великого князя Дмитрия Ивановича и все русское воинство на битву с полчищами Мамая13.
Все перечисленные выше причины почитания преп. Сергия Радонежского носят скорее рациональный характер, они вычислены позднейшими исследователями жизни и творческого наследия троицкого старца. А были и другие причины, которые сделали образ преп. Сергия неотъемлемой частью русского национального сознания, — иррационального свойства, а именно — чудеса, которые народная молва связывала с преп. Сергием, совсем неслучайно прославленного Русской православной церковью как Радонежского Чудотворца.
Казалось бы, чудеса лежат за пределами науки, но понять сущность и специфику религиозного сознания вообще и русского религиозного сознания в частности без обращения к понятию чуда невозможно, ведь религиозный человек повседневно пребывает в состоянии чудесного. В понимании православного человека, Господняя воля могла проявляться в реальном мире только в виде чуда, и как следствие именно чудесами Господь учил человека. Поэтому чудо — вполне реалистический фактор исторического развития. Чем больше с именем того или иного подвижника связано чудес (прижизненных и посмертных), тем более значимо присутствие этого человека в истории, ибо, во-первых, чудеса, творимые им, являются свидетельствами особой Божией благодати, и, во-вторых, посредством этих чудес Господь помогает людям, живущим вокруг подвижника или верящим в его духовную силу после его кончины, решить некие их проблемы, а главное — найти путь ко спасению.
Вот и вера в благодать, дарованную Господом преп. Сергию Радонежскому, стала, наверное, самой главной причиной особого почитания этого подвижника и особой любви к нему православного народа. Как свидетельствует «Житие Сергия Радонежского», в жизни троицкого игумена было множество чудес. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преп. Сергия, обещала свое покровительство устроенной
13 Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 150-153.
им обители14. Важно, что сам факт видения преп. Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.
Если проанализировать посмертные чудеса, связанные с именем преп. Сергия, то сразу видно, что он приходил на помощь своему народу в самые трудные, переломные моменты отечественной истории. Так, спасение Москвы от нашествия Мухаммад-Гирея в 1521 г. вскоре связали не только с заступничеством Божией Матери по молитвам перед ее Владимирской иконой, но и с преп. Сергием, который, согласно записанным тогда же видениям, вместе с преп. Варлаамом Хутынским остановил исхождение святых с Владимирским образом из столичного града и тем, по вере людей того времени, сохранил Покров Богородицы над Москвой15. О многих чудесах преп. Сергия во время Казанского похода 1552 г. рассказывают «Казанская история» и «Троицкая повесть о взятии Казани», в которых Радонежский Чудотворец представлен одним из главных (наряду со свят. Николаем Чудотворцем) творцов великой Казанской победы16. Сергий Радонежский — один из важнейших участников Смутного времени: именно он, если верить «Сказанию» Авраамия Палицына, основной вдохновитель обороны Троице-Сергиева монастыря во время его осады в сентябре 1608 — январе 1610 г., неоднократно являвшийся в чудесных видениях игумену и защитникам обители17; кроме того, по уверениям Кузьмы Минина, преп. Сергий воодушевил его на собирание народного ополчения для спасения Москвы18.
Такого рода примеров можно найти еще немало. В данном случае совершенно не важно, происходили ли все эти чудеса на самом деле, главное в другом — люди искренне верили и продолжают верить в реальность чудес преп. Сергия, в то, что по молитвенному обращению к его имени они смогут получить не только духовную, но и вполне осязаемую помощь, а значит — выстраивали свое реальное поведение в зависимости от тех чудес, в которые они верили. Таким
14 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6.
С. 380.
15 Полное собрание русских летописей. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. Ч. 1. СПб., 1908. С. 634.
16 Казанская история; Троицкая повесть о взятии Казани // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. М., 2000. С. 252-509, 510-555.
образом, чудеса, связанные с именем преп. Сергия оказываются немаловажным фактором развития истории России.
В заключение можно еще раз напомнить причины, благодаря которым преп. Сергий Радонежский был и продолжает оставаться столь значимым и деятельным участником отечественной истории: идея и практика справедливости; нравственная чистота; проповедь духовного единства на основе православной веры; неустанные труды во имя Христа, ближних своих и своей Родины и, главное — вера современников и потомков в чудесную помощь преп. Сергия Радонежского, в его молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… М., 1990.
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2001.
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Ч. I: Жизнеописание преподобного Сергия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1909. Кн. 2. Разд. III.
Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-восточной России со времен преп. Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881.
Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10.
religiozno-filosofskaya mysl’ X-XVII vv.: Osnovnye idei i tendentsii razvitiya. M., 1999.]
Во второй половине XIV века Русь оживала после губительного столетия монголо-татарского ига. Заново выстраивались политические, экономические и социальные связи. Духовная жизнь была главной скрепой восстановления русской государственности. В то время, исключительное влияние на процессы ренессанса северо-восточной Руси оказывал игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский.
Его духовное наставничество над князем Дмитрием Московским и поддержка ревнителей освобождения русской земли от иноземного засилья, имеет непреходящее значение. Оценить значение его влияния на успешное становление русской государственности можно по двум факторам:
-
Его главным «деянием» в истории Отечества было и остается благословление московского князя Дмитрия Ивановича на битву с полчищами Мамая. Его поддержка не только молитвами, но и направлением двух своих монахов Пересвета и Ослябю в княжеское войско.
-
Немалое значение имела его миротворческая миссия. «Тихими и кроткими речами» и «благоуветливыми глаголами» отец Сергий удерживал русских князей от междоусобной вражды. Так В. О. Ключевский подчеркивал, что Сергий Радонежский сумел отговорить от войны с Москвой «самого упрямого человека XIV в.», князя Олега – «суровейшего Рязанца».
-
Сергий Радонежский ускорил процесс умножения монастырей, ставших очагами и оплотами русской культуры. Основанные его сподвижниками монастыри способствовали практическому и культурному освоению гигантских пространств русского Севера и Заволжья.
Для современников Сергий Радонежский являл собой олицетворение наиважнейших нравственных качеств:
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- скромности;
- милосердия и незлобивости.
Духовное наследие преподобного старца несет в себе идею всеобщего единства, имеющую в основе: жертвенность, милость и любовь. Такое согласие символизирует Святая Троица, имя которой отец Сергий взял для названия основанного им монастыря. Сегодня Троице-Сергиева лавра – это православное сердце России, а игумен Сергий Радонежский символ ее единства.
Таким образом, личность Сергия Радонежского особенно ярко проявляется на фоне величайшего национального бедствия – монголо-татарского ига. Его мистический образ и достигнутое им духовное величие, при глубоком смирении дали импульс для развития и расширения и единства Русского государства.
Свою знаменитую речь «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» российский историк В. О. Ключевский впервые произнес на торжественном собрании Московской духовной академии, посвященном 500-летию памяти Сергия Радонежского († 1892).
Еще при жизни преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши дни люди всех классов русского общества притекают к гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования.
Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени? И редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему; каждый ответит твердо и вразумительно. Имя преподобного Сергия — это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.
Чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской Церкви, для этого самому русскому обществу должно было встать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь преподобный Сергий.
Он был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей.
Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником служил ей, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха, как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новика, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, «тихой и кроткой речью» вызывал в них раскаяние без досады.
Икона «Святые Сергий Радонежский и Димитрий Донской»,
написанная свящ. Сергием Симаковым в XX в.
Читая это, видишь пред собою практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства.
Так воспиталось дружное братство, производившее, по современным свидетельствам, глубокое назидательное впечатление на мирян. В монастыре всё было бедно и скудно, или, как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, «все худостно, все нищетно, все сиротинско».
В самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев; в деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена; чего ни хватись, всего нет, по выражению жизнеописателя; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба. Но все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы; во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы.
Мир видел всё это и уходил ободренный и освеженный. От вековых бедствий этот человек так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития, но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них.
Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. Этими каплями нравственного влияния и выращены были два факта, которые легли среди других основ нашего государственного и общественного здания и которые оба связаны с именем преподобного Сергия. Один из этих факторов – великое событие, совершившееся при жизни Сергия, а другой – целый сложный и продолжительный исторический процесс, только начавшийся при его жизни.
Событие состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной похоронив их под своими многотысячными костями. Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь», – и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах преподобного Сергия и вместе с князем Димитрием Донским бившегося на Куликовом поле.
Чувство нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество, еще живее и полнее воспринималось русским монашеством. Преподобный Сергий со своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец.
Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохраняло силу непосредственного личного впечатления, какое производил преподобный на современников; эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменяясь церковной памятью, которая превращала это впечатление в привычное, поднимающее дух настроение.
Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.
Внеклассное мероприятие на тему: «Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского
(6-8 классы)
Цели урока:
обучающие:
исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской; в чем состоит его духовный подвиг;
развивающие: развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы;
воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.
Используемые материалы:
- мультимедийная презентация;
- книга С.О. Никулиной «Игумен земли русской»
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
— Сегодня на классном часе мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, о котором Епифаний Премудрый в житие написал такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака» (Сл. 2)
– Как вы понимаете эти слова?
— Почему Сергий Радонежский назван светилом светлым? В чем состоит духовный подвиг прп. Сергия Радонежского? Готовы ли вы ответить на этот вопрос? Мы вернёмся к нему в конце нашего занятия.
Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.
Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. (Сл. 3) Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
Что вы видите необычного?
Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.
Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.
Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский
На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением прп. Сергия Радонежского.
II. Основная часть
Учитель: Мы продолжаем познание жизни и деятельности святого Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. И постараемся ответить на вопрос: Почему, за какие дела считают С.Р. великим деятелем России, в чем состоит его духовный подвиг? Именно так звучит тема нашего классного часа. Но начнём всё по порядку. Я приглашаю вас пройтись по жизненным степеням преподобного. Кстати, что значит преподобный?
Уч-ся: Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.
Учитель: Родился пр. Сергий в 1314 году в городе Ростов. При рождении дали ему имя Варфоломей. С течением времени, семья переселилась из Ростова в местечко называемое Радонеж. Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу.
Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал.
(Сл.4) Однажды отец отправил его искать лошадь. Там мальчик встретил монаха и рассказал ему о своей беде. Монах предложил мальчику войти в дом, чтобы Варфоломей показал, что у него не получается. Но случилось чудо! Вопреки всему мальчик стал читать. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее.
— Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
Вы думаете, так легко научиться читать? Варфоломей родился в 1314 году. Книга, по которой учились читать, была Псалтырь, написанная на старославянском языке. Название буквы и произношение звука было часто очень не похожи. Посмотрите на демонстрационные листы у вас на партах. Прочитайте начало азбуки так, как если бы вы учились во времена детства Варфоломея.
Назовите правильно буквицы, которые вы увидите на экране. (Сл. 5)
— Когда Варфоломей стал подрастать, то захотел уйти в монастырь. Что ответили на это его родители?
Уч-ся: Они попросили подождать, пока они умрут.
Учитель: Как поступил Варфоломей?
Уч-ся: Он выполнил волю родителей.
Учитель: О чём говорит его поступок?
Учащиеся: Об уважении и почитании старших.
Учитель: Что же было после смерти родителей?
Уч-ся: Он совершает задуманное.
Учитель: Совершенно верно. Итак, вернемся к нашему повествованию. После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу младшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец, им полюбилось место, удалённое от дорог и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Живоначальной Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.(Сл. 6)
Возьмем книгу С.О. Никулиной «Игумен земли русской» (читать только два четверостишия).
Сказанье дальше продолжая,
Спешим подвижнику вослед,
Стефана-брата убеждает
Он навсегда оставить свет…
Стефан, уже монахом ставший,
(Жену он рано потерял),
Себе иной судьбы желавший,
Душой томился, унывал.
Сравните Сергия и Стефана. Они сопоставлены или противопоставлены?
Уч-ся: Противопоставлены.
Учитель: Можно ли сказать, что Стефан плохой? Почему про одного мы говорим, что он совершил подвиг, а про другого нет?
Учащиеся: Стефан неплохой, но видимо у него недостаточно силы воли, целеустремленности, не смог до конца выдержать испытания отшельничеством, возможно, испугался трудностей.
Учитель: Почему же Сергий стал святым, а Стефан нет? Для чего же уходит из мира Стефан и для чего Варфоломей?
Уч-ся: Возможно, Стефан уходит из мира в порыве горя, отчаяния, а у Варфоломея – это вполне сознательный поступок. Братья живут по-разному, разные поступки совершают.
Учитель: Сможем ли мы уже ответить на вопрос: что же такое духовный подвиг?
Уч-ся: (Сумбурные ответы)
Учитель: Наверно, мы еще недостаточно узнали сведений. Слушаем дальше. Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Сергий жил в лесу без связей с миром, в трудах, молитве и посте. Он часто подолгу испытывал себя голодом, холодом, жаждой, непрестанными ночными молитвами, пением псалмом. Единственными его соседями были лесные звери. Однажды к Сергию зимой пришёл голодный медведь, которого он встретил ласковыми словами и положил ему на пень хлеба. Так у них завязалась дружба. Дикий зверь повиновался Сергию и был перед ним кроток, как овца. (Сл.7)
Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.
Постепенно у Сергия стали появляться ученики. Сначала их было двенадцать, как и у Христа, все они жили отдельно, имели свою собственность. А потом, когда число их стало расти, и между ними начались разногласия вследствие различия в возрасте, сословиях, духовном развитии, Сергий пришел к выводу, что в своей Обители он должен ввести общинную жизнь. Известен такой случай, который отражен на иконе «Видение птиц Преподобному Сергию». Летопись гласит, что «однажды ночью Преподобный в великой заботе о чадах своих бодрствовал на молитве и услышал голос: «…Смотри, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют, а захотят стопам твоим последовать»». (Сл.8) После этого видения Сергий воспринял существовавший в Византии общежительный устав монастыря, ввёл его в своей Троицкой обители, а затем во вновь создаваемых монастырях, где игуменами становились ученики Сергия. Позднее на этот устав перешли все монастыри России. До этого в монастырях каждый жил и питался по своим средствам. По новому уставу внутренняя жизнь монастыря отличалась справедливым порядком. Имущественное неравенство теперь не разделяло монахов, они легче ощущали себя «братией». Общая работа и общее хозяйство дали возможность сооружать крупные постройки, основывать новые монастыри, осваивать новые земли за Волгой, где ещё много оставалось в те времена некрещёных жителей. Община могла брать на себя заботу о больных и немощных, кормить странников, в годы голода жертвовать из монастырской казны на хлеб для крестьян.
Учитель: Что было главным в Учении Сергия, его правдой, его силой, его религией?
Учащиеся: Труд. Учитель: Ежедневный, напряженный, бескорыстный, во имя общего блага. Каждый работал с любовью, выбирая дело в меру своих способностей и сил. Будучи настоятелем монастыря, он работал наравне со всеми. На всю братию годами носил он воду и колол дрова, молол муку и выпекал хлеба, выращивал капусту и готовил квас. Раскраивал общинникам одежду, себе оставляя негодные куски ткани. И при этом успевал переписывать книги, обсуждал с иконописцем сюжеты икон, лечил людей, усмирял самых строптивых князей, приводя их под начало московского князя. Терпеливо и настойчиво, ежедневно и ежечасно учил он своих общинников дисциплине мысли. Потому что главнее всех дел считал он процесс мышления и призывал к бдительности, утверждая, что не только за поступки и слова несет человек ответственность, но прежде всего за мысли. Все, что говорил Сергий, обладало особой убедительностью, потому что собственным примером он воплощал в жизни те принципы, которые провозглашал. Сергий запрещал братии просить милостыню. Он говорил, что даже кусок хлеба должен быть заработан. В подвижничестве Сергия плотничество очень знаменательно. «Сам рубил избу в лапу». Сергий вырос в сосновых лесах, выучился этому ремеслу. Через столетия сохранил образ плотника, святого, неустанного строителя сеней, церквей, келий.
-Ребята, попробуйте определить, где он на картинке?(Сл.9) Уч-ся: С нимбом над головой. Учитель: Совершенно верно, нимб – символ святости. Монастырь сначала был деревянным, но по истечении времени монахи построили каменный храм. На территории монастыря строятся церкви. (Сл. 10) Внутри стены церкви украшали особыми рисунками, иконами. Сергий Радонежский почитал самую главную икону Святая Троица. (Сл. 11) Сергий, вопреки установившейся традиции, называет свой монастырь не в честь праздника, а в честь самой Святой Троицы, во имя в Троице прославляемого Бога — Отца, Сына и Св. Духа. Так он подчеркивает, что мы, христиане, поклоняемся не просто единому Богу, но Богу единому в Троице. Поэтому и храм имеет такое название – Троице–Сергиева лавра.
Вот стоит он перед нами во весь рост. Скромный человек в монашеской рясе. Это вся его личная собственность, другой за полвека неустанных трудов у него не было. На разоренной Руси не нашлось бы человека беднее. А он отказался от золотых одежд митрополита Московского. А вот всю полноту ответственности за судьбу Отчизны взял на себя, когда пришло время дать отпор монголо-татарам. (Сл.12)
Учитель: Расскажите, пожалуйста, что вам известно об этом из уроков истории?
Уч-ся: То время для Руси было очень тяжёлым. Народ страдал от жестокости монголо-татарского войска. Великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву? (Ст.13) Сергий успокоил, благословил князя и предсказал победу русского войска. Что и свершилось. Много в этом сражении погибло русских воинов-богатырей. Но битва была выиграна, как и предсказал Сергий Радонежский.
Учитель: Все верно. В XIV веке ордынский властитель носил сакральный титул царя, чья власть освящена Богом, а князь, даже великий, обязан был подчиняться царю. Темник (командующий «тьмой», то есть десятью тысячами воинов) Мамай, захвативший власть в левобережной Орде, не был потомком Чингисхана, но в народном сознании того времени он был «царь Мамай». По обычаям Средневековья князь был ниже царя и не имел даже права на открытую битву с царём, чья власть освящена свыше. Это означало бы противодействие Богу.
Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие царю. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с «погаными» в защиту православия.
Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу, но на этом чудеса преподобного не заканчиваются. Считается, что благодаря необъятной вере и любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре. Сергий Радонежский имел особое дерзновение к Богу, поэтому умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. В течение жизни таких исцелений было совершено Сергием Радонежским очень много.
Из жития святого Сергия Радонежского известен случай, подтверждающий силу веры, любви и молитвы, обращенных от него к Богу. Однажды в монастыре, где пребывал Сергий, кончилась вода. Именно тогда Сергий начал молиться Богу, нашел место, окрестил его крестом и стал читать молитву и горячо просить Бога, чтобы появилась вода. Тогда произошло настоящее чудо — на этом месте пробился родник, который теперь называется Сергиевым. И родник этот источал чудеса — тот, кто с верой пил воду из этого родника, тот исцелялся.
Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого. Немало времени прошло с той поры. Различные события, связанные с жизнью Сергия, Сергиева Посада легли в основу местных легенд. Вокруг Лавры действительно нет змей, и местное предание объясняет это тем, что Преподобный Сергий заклял их. И там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Лавра избежала всех ужасов чумы XVIII века и холерных эпидемий XIX века, а также нашествия французов в 1812 году. Первого декабря 1618 года близ Троице-Сергиевой Лавры был заключен мир между Россией и Польшей.
Мне бы хотелось , ребята, прежде, чем мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего занятия, обратить ваше внимание еще на один знаковый момент, касающийся личности прп. Сергия Радонежского. Один очень крупный ученый мыслитель художник советской эпохи Н.К.Рерих очень восхищался личностью С.Р. Многие его картины, размышления в его дневнике посвящены именно этому святому. (Сл. 14) Та картина, которую вы видите перед собой, является пророческой. Картина написана в 1932 г., когда Рерих чувствовал реальную угрозу войны. Образ Святого Сергия для художника — выражение духовности, трудолюбия и ратного подвига русского народа. Это полотно- отклик на своевременно почувствованную опасность, нависшую над Родиной и выражение уверенности в конечной победе России. На картине использованы некоторые принципы иконописи. Сергий изображён в полный рост, крупным планом. Внизу была надпись, сделанная славянской вязью: «Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз …» Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду он события Великой Отечественной войны. Из книги старца Симона Азарьина известен такой исторический факт: в сонном видении явился ему Сергий и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но полагая, что собирание войска не его дело, не знал на что решиться. Спустя немного времени, Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился к нему и сказал: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, младшие охотно исполнят это и благое дело будет иметь добрый конец». Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело. Кратко обобщим теперь основную зашифрованную идею картины: Святой Сергий Радонежский во все времена был, есть и будет величайшим покровителем Земли Русской, и в этом Божья воля.
III. Итог урока.
Учитель: А теперь ребята давайте подведем итог нашего непростого занятия.(Сл.15) В чем же все-таки состоял духовный подвиг прп. Сергия Радонежского?
Уч-ся: Он умел творить различные чудеса, он помогал всем. Кто к нему обращался. Он был очень хорошим человеком.
Учитель: А скажите, пожалуйста, он изначально мог исцелять людей? Или, может были предприняты какие-то усилия с его стороны?
Уч-ся: Он много трудился, молился Богу, старался быть скромным, честным, порядочным.
Учитель: Совершенно верно, ребята. Я попрошу обратить внимание на экран- прочитайте вслух те качества прп. Сергия, благодаря которым до сих пор хранится добрая память о нем в народе.(Сл.16)
Уч-ся: Бескорыстие, Трудолюбие, Патриотизм, Милосердие, Великодушие, Смирение.
Учитель: Совершенно верно. Именно эти качества должны стать для вас примером в дальнейшем. Значение слова «подвиг» не переводится адекватно ни на один из европейских языков. Подвиг — это не простой героизм. Не движение в пространстве, но духовное стремление, подвижничество становится нравственным наполнением слова «подвиг». Сергий становится в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю. Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будите скатываться вниз? А может, вы замрёте на одной из ступеней, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе, каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой. Вот почему так важно, чтобы Сергий, как и до 30-х годов XX века, стал снова самым почитаемым святым России.
ПОДВИГ
Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу…
Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.
Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.
И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке,
на благо всей планеты!