О взаимоотношениях человека и священника можно сказать так: как мы ищем одного врача, дабы он изучал наш телесный недуг, так и прихожане ищут «своего» священника, который становится «врачом души». Когда к священнику человек приходит на исповедь один, второй, третий раз, то постепенно складываются между ними доверительные отношения. Священник начинает понемногу узнавать какие-то личностные особенности прихожанина, его внутренний склад и обстоятельства жизни, а человек начинает у этого священника окормляться. Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом. На страницах интернет-журнала об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).
У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом», советуется. Духовный отец же – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни. Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребёнка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определённый уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада. «Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно?» – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живёт жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришёл в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен…Бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймёшь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.
Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.
Обретение духовника или духовного отца – это всегда таинство. Мне запали в сердце слова одного священника о том, что исповедь – это таинство усыновления: во-первых, человека Богом, потому что он вновь из сына, ушедшего на страну далече, превращается в сына возлюбленного, который вернулся в отцовский дом; а во-вторых, своего рода – человека священником, потому что между ними устанавливаются особые отношения.
Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьёз, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьёзного отношения к нему священника, и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства — отцовства завязываются и устанавливаются.
Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что человек, приходящий раз за разом на исповедь, тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то своё, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.
Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шёл более прямым путём. Такой своего рода навигатор. Ещё точнее сказать: духовник помогает пройти тем путём, которым он сам когда-то прошёл.
Нужно ли и можно ли менять духовника?
Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?
На мой взгляд, человек должен в Церкви искать то, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно.
Ответы духовника – указатели направления духовной жизни. И необходима ещё наша внутренняя работа над собой.
Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждёт, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность. Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.
Иногда дело вовсе не в том, что священник не даёт тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец. Это, подчёркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьёзных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.
С духовником или без духовника?
Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаёшь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путём христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования.Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь. В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.
Каждый христианин нуждается в опытном и чутком наставнике, способном укрепить его в вере и помочь возрастанию в духовной жизни. Найти такого руководителя сложно. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий дает несколько полезных советов, которые помогут не только в поиске духовника, грамотному общению с ним, но и в понимании цели своих исканий — пути ко Христу.
— Владыка, скажите, как найти духовника?
— Самая распространенная ошибка, которую совершают верующие, это поиск святого и прозорливого старца. Люди идут в монастырь и пытаются увидеть там преподобных Серафима Саровского или Амвросия Оптинского. Но важно понимать, что священник — человек со своим характером и душой, и разделять человеческое и Божественное.
Христианин должен искать не волшебника, не целителя, не пророка и даже не святого, который будет утешать, ободрять и потакать ему, а священника, доверяющего Богу, стремящегося к святости и готового в этом помочь другому человеку. Поэтому нужно молиться и просить у Бога помощи в стремлении к совершенной жизни, в трудах, совершаемых ради Него, в поиске единомысленного батюшки.
— Можно ли обратиться к батюшке с просьбой стать духовником и как это сделать?
— Конечно можно. Но не стоит с этим торопиться. Новоначальному христианину следует не только молиться Господу с просьбой послать духовника, но и ждать часа, когда откроется воля Божия. Это будет настолько явственно и ощутимо, что человек сам поймет — этот момент настал. И тогда можно, не стесняясь, подойти к священнику, сказать, что исповедуетесь у него, общаетесь с ним и хотите, чтобы он стал вашим духовником. Если батюшка имеет такую возможность, понимает, что готов взять хотя бы часть ответственности на себя, то тогда, он, наверное, может согласиться.
К примеру, известный старец Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) на просьбу стать духовником никогда не давал прямого согласия. Он только отвечал, что будет стараться делать все, что от него зависит, а остальное управит Господь. Когда я стал священнослужителем, и ко мне шли люди с такими же просьбами, я говорил им то же самое, потому что отношения между духовником и чадом должны состояться по воле Божией.
— Скажите, как складываются отношения между духовником и его чадом?
— Никто из нас не застрахован от искушений. В любой семье бывают радостные моменты, но бывают и трудности, острые ситуации, в которых нужно проявлять смирение и терпение. Точно так же складываются отношения у духовника и исповедника. Во многом они зависят от того, что мы ждем от духовника. Нельзя рассчитывать, что он будет потакать нашим интересам, страстям, постоянно хвалить, брать на себя ответственность и решать за нас все вопросы. У священника нужно искать наставничества во Христе. Священник должен идти к Богу и показывать эту дорогу жаждущим спасения. Если в отношениях духовника и чада главным является совместный путь к Богу, то ради этого можно потерпеть немощи священника, который, как и любой человек, имеет недостатки, а также потрудиться над собой. Только в этом случае отношения будут укрепляться. Ну, а если по какой-то причине они рассыпаются, то нужно, ничего не скрывая и не утаивая, прямо об этом сказать священнику. Это касается и исповеди. В грехах и страстях можно каяться любому священнику, а вот помыслы, чтобы никого не смутить, следует открывать только духовнику, знающему все уголки сердца и души человека.
— Существуют ли правила общения с духовником?
— Конечно, в церковной жизни есть этикет. Я всегда удивляюсь, когда люди говорят о батюшке или обращаются к нему, не называя сан. Если мы обращаемся к архиерею, то называем его владыка, священника — отец, диакона — отец диакон. Естественно, в отношениях между духовным отцом и чадом тоже существуют определенные правила, которые свидетельствуют об уважении и почтении. И снова их можно сравнить с теми, что действуют в семье при общении детей и родителей. Это не раболепство, не слепое следование каким-то устаревшим нормам, а обыкновенные человеческие отношения с учетом церковного этикета.
— Как Вы думаете, каким должен быть духовник и какими он обладает правами и обязанностями в отношении духовных чад?
— Исповедник сам делегирует права своему духовному отцу. При этом священник может требовать послушания своего чада ровно настолько, насколько тот готов слушаться духовника и священнослужителя вообще. Повторюсь, что священник в своих словах, проповедях, общении с народом должен быть, прежде всего, путником, идущим к Царствию Божиему и ведущим за собой желающих. Те, кто следует за батюшкой, не только наделяют его полномочиями, но и получают от него определенные послушания, о выполнении которых духовник может спросить по мере духовного возрастания. Но ни в коем случае недопустимо, чтобы священник принуждал человека, давая благословения, нарушающие свободу и подавляющие волю. Послушание может быть только добровольным.
— Владыка, скажите, о чем стоит советоваться с духовником, а что можно и нужно решать самому?
— Подобную ситуацию можно сравнить с отношениями детей и родителей. Одни дети родителям полностью доверяют и советуются по всем вопросам, которые по мере возрастания меняются. Другие дети своевольны, абсолютно закрыты и от своих родителей, и тем более от окружающего мира. То же самое может быть и в духовной жизни. Все зависит от степени доверия и характера отношений, сложившихся между духовником и чадом. В этом случае доверие должно быть взаимно, как и мера ответственности.
Прежде всего, духовника нужно спрашивать о том, как исполнить волю Божию, как найти путь к спасению. Конечно, опытные духовники могут дать очень мудрые жизненные советы. Но в первую очередь они, как делатели заповедей Божиих, как молитвенники, исходя из своего опыта, должны учить христианина молиться, каяться, обращаться к Богу и спасаться, то есть наставлять именно в духовной жизни, а потом уже помогать в вопросах, которые беспокоят человека в повседневной суете. При этом нужно хорошо понимать, что общение с духовником не снимает с человека личной ответственности.
— Как поступить, если в каком-то вопросе человек не согласен с духовником?
— Нужно сказать об этом своему батюшке. Если это вопрос не принципиального характера и не касается заповедей Божиих, то можно с духовником и не согласиться.
Вообще, священник не должен нарушать свободу человека, потому что этого не делает даже Господь, но он может высказать свое мнение, предположение, поделиться мыслями и чувствами, а в остальном все зависит от верующего: примет ли он слово своего духовника или же нет. Ответственность за это решение полностью будет лежать на человеке.
Бывают ситуации, когда чадо не согласен с духовником, но верит ему и знает, что батюшка не пожелает зла, и поступает так, как тот советует. Человек, смирив себя и, как наш Господь, послушлив был даже до смерти (Фил. 2, 8), получает гораздо больше пользы, нежели ожидал. И я знаю множество примеров, подтверждающих, что послушание творит чудеса.
— Духовник является проводником воли Божией, но нередко источником нашей воли становится страсть. А может ли страсть руководить советами духовного отца?
— Жизнеописания православных подвижников Палестины и Египта, которые содержатся в патериках, отечниках и лавсаиках, полны примеров того, как духовники, одержимые страстями, давали своим чадам послушания. Вот один из них. Духовник, у которого некий монах нес послушание, был раздражителен и гневлив. Он часто давал поручения и благословения, руководствуясь страстью гнева. И что же оставалось делать бедному послушнику? Получается, что, выполняя волю старца, он поступал по его страсти и уподоблялся ему? Ничего подобного. Даже данное в гневе и раздражении послушание, которое чадо воспринимает как волю Божию, способно указать путь к исправлению. И в первую очередь это зависит от человека веры. Но существует одно условие: мы должны выполнять все, что нам говорят, только в том случае, если это не противоречит заповедям Божиим. То есть мы всегда должны опираться на здравый смысл и думать своей головой, а не просто слепо нести данное нам послушание.
Хочется верить, что в наше время нет духовников, которые требуют слепого и бездумного выполнения поручений от своих чад. Христианин, когда берет благословение на то или иное дело, всегда должен иметь мужество и желание его выполнить. Человек должен что-то делать самостоятельно, прикладывать определенные усилия. В противном случае духовничество теряет смысл. Но если тебе дали заведомо абсурдный совет, противоречащий Закону Божиему, то, конечно, как минимум в этом совете нужно усомниться и не следовать ему. Однако тогда возникает вопрос: что это за духовник, который дает невыполнимые послушания?
К сожалению, наше время скудно на примеры послушания, хороших духовников стало меньше. Но верующему Господь всегда поможет и пошлет единомысленных братий и сестер и, конечно, духовника по сердцу.
— Если у человека все же нет духовного отца, то к кому он может обратиться за советом и помощью?
— Сейчас у каждого есть замечательная возможность — обратиться к трудам святых отцов, по крайней мере, на первоначальном этапе духовного пути. Например, святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что именно святые отцы должны быть нашими наставниками. На сегодняшний день существует огромное количество литературы, которая позволяет познакомиться с опытом Православной Церкви и ее подвижников. Нужно только читать и разбираться, получая ответы на многие вопросы. Следующим шагом должна стать молитва и поиск духовника, потому что живое общение со священником невозможно ничем заменить.
Беседовала Дарья Хохлова
* * *
Читателю
На сайте «Православное Заволжье» www.pravpokrov.ru в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.
Личный духовник патриарха Кирилла призвал всех россиян присоединиться к общему обращению к Богу в молитве.
«Братья и сестры!
Это не просто предупреждение личного духовника патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника братии Оптинской пустыни, пережившего мальчишкой невзгоды и трагедию Великий Отечественной войны. Это призыв 87 летнего духоносного старца схиархимандрита Илии. Старец призывает каждого из нас усилить молитву как домашнюю по соглашению в 16.00 местного времени. Это обращение к Богу много времени не займёт, но потребует сильнейшего душевного переживания. Только представьте себе, о чем в «колокола бьет» не только старец Илия, но и Афонские старцы, призывающие читать ежедневно акафист Казанской Божией Матери, защитницы России.
Вот-вот все рванет, и извне, но более опасен для России всегда был враг внутренний. И тогда не нужно уже будет многое нам: ни сотовые, ни квартиры, ни образование детям, ни машины, ни отдых комфортабельный за границей, ни растущие цены на продукты, ни даже так отдалившаяся пенсия, ни многое другое… А только мир и жизнь, которые мы перестаём ценить, и не смолкает внутренний и не только безмолвный ропот и недовольство.
Так настроим свои часы на 15.55 на каждый день, хотя бы неделю и уединимся на 5 минут и прочтём сердечно с вниманием и покаянием коротенькую молитву о спасении России и нас, грешных.
А в воскресный день исполним четвертую заповедь Божию и наполним храмы молитвой благодарения Господа нашего Иисуса Христа и едиными устами восхвалим Имя Его святое!
Не будьте безразличны, не отмахивайтесь, потом будет поздно….
Господь по молитве нашей соборной и отведёт беду и ещё даст нам спокойной мирной жизни в Боге. МОЛИМСЯ ЗА РОССИЮ: Молитва дана о. Илием после Литургии на патриаршем подворье в Ново-Переделкино. Батюшка просил каждого молиться за Россию из-за сложного положения. С каждого присутствующего в храме брал обещание, что человек будет молиться сам и передаст эту молитву близким и знакомым».
о. Илий. Сугубая молитва. Молитва за Россию: «Господи, прости нас грешных и помилуй, и избавь страну нашу Россию от внутренних ссор, распрей, раздоров, глада, мора, разрухи, войн с иноземными захватчиками по бесконечному Твоему милосердию. Даруй на земле нашей мир и благоденствие. Аминь».
Кто такой духовник
Ты когда-нибудь задумывался: есть ли различия между духовником, духовным отцом и старцем?
Давай с тобой сразу определимся в терминах и уточним, кого называют духовником, духовным отцом и старцем. Церковный народ и церковные писатели эти термины часто используют как синонимы. И нередко всеми ими именуют одного и того же священнослужителя. В дальнейшем и я буду придерживаться такой же традиции, однако сейчас нам с тобой важно определить узкий смысл этих понятий: духовник, духовный отец и старец. Тем более, что некоторые церковные писатели проводят четкое разграничение между этими наименованиями.
Духовник.
Кто же такой духовник? Духовниками являются все священники. При рукоположении каждому из них дается право принимать исповедь и давать наставление людям, обращающимся к ним за советом. При этом священники, сознавая свое несовершенство, конечно, не должны дерзновенно брать на себя права и обязанности святых старцев. Наставничество священника заключается в том, чтобы точно излагать людям вероучение Церкви.
Как-то раз к старцу Паисию Афонскому приехал адвокат из Афин. Во время беседы он вынул книгу и открыл ее. Старец, сидевший напротив, спросил:
− Что это у тебя?
− Священное Писание, геронда. Хочу спросить вас о некоторых вещах.
− Возьми, чадо, бумагу, карандаш и пиши! − молвил отец Паисий.
Когда адвокат приготовился к записи, прозорливый старец сказал:
− Напиши на этой бумаге все свои грехи, ступай к духовнику твоему, исповедуйся и очисти свой ум от греха. И после того как очистишь и будешь понимать больше, приходи сюда, спросишь, что хочешь.
Адвокат растерялся и тихо признался:
− У меня нет духовника.
− Знаю, поэтому и говорю тебе это.
Однако адвокат захотел оправдаться:
− Знаете, геронда, у нас в Афинах нет хороших священников-духовников. Может, вы имеете в виду кого-либо, посоветуйте мне.
− Послушай, чадо, − твердо сказал старец Паисий, − все священники-духовники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них − Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает. Итак, иди в церковь и исповедуйся!
Старец Паисий часто подчеркивал своим собеседникам, что во время исповеди через священника действует Сам Бог. Поэтому каждый из них имеет возможность принимать исповедь и прощать людям грехи. Однако при этом старец пояснял:
− Если кто нуждается в духовном наставнике, то ему не следует идти наудачу. Наставлять могут только те, кто прежде сам позаботился о своем очищении. Обретя опыт через делание, они получают заповедь и учить.
Ты понимаешь, о чем говорил старец Паисий? Малоопытный в духовном отношении священник в своих проповедях может прекрасно излагать евангельское учение и церковные догматы, однако он неспособен решить конкретную проблему. Он преподаст тебе общие правила, но у него может не получиться применить их в твоем частном случае.
Что же делать, если рядом нет опытных пастырей? За неимением опытных вполне можно обращаться за советом к любому священнику. Однако при этом надо соблюдать благоразумную осмотрительность, которая должна основываться на знании Священного Писания и наследия Святых Отцов.
− Изучай Божественные писания и писания Святых Отцов, − наставлял преподобный Симеон Новый Богослов, − чтобы с ними сличать то, чему учит тебя твой учитель, и чтобы как в зеркале видеть, насколько они согласны между собою. Согласное с писаниями надо усваивать и удерживать в мысли, а несогласное необходимо отвергать, дабы не прельститься: «Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и обманщиков»13.
Если тебя окружают только духовно незрелые священники, то это, конечно, печально. Когда Петр Александрович Брянчанинов оказался в подобной ситуации, он получил от своего знаменитого брата, епископа Игнатия, письмо. Святитель писал: «Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних − Златоуста; говори духовнику грехи твои − и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность».
Когда ты попросил у священника наставления, а затем у тебя возникло сомнение в его словах, можно посоветоваться по интересующему тебя вопросу и с близкими тебе благочестивыми христианами. Конечно, это не означает, что тебе надо относиться подозрительно к священникам и обсуждать все их наставления. Просто здесь уместна пословица: «Доверяй, но проверяй». Как это делать? При проверке, разумеется, ни в коем случае не называй имя священника и то, что он тебе сказал, чтобы не оказаться заурядным сплетником. Вопрос, который задавал ему, задай другим, выслушай их ответы и, помолившись, сделай выбор.
Духовный отец.
Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник − это священник, у которого исповедуются, духовный отец − тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», − говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин).
Поискам духовного отца собственно и посвящены мои письма к тебе. Как найти духовного отца и жить под его руководством − цель нашего с тобой разговора.
Не ожидай, что духовный отец будет каждый день вещать тебе пророчества и совершать перед тобой чудеса. Его задача совсем другая: он должен постоянно руководить твоей жизнью. Для этого совсем не требуется человек, достигший святости. Конечно, было бы замечательно, если бы ты обрел такого наставника. Однако святых во все времена было немного, тем более их мало в современном мире. Поэтому для тебя вполне подойдет благочестивый и духовно опытный пастырь, каких немало на нашей православной Руси.
Если человек ставит перед собой цель найти только святого наставника, он может оказаться на своем жизненном пути и вовсе без духовного руководства. Будь смиренным в своих стремлениях, и Господь пошлет тебе истинного духовного отца. Если для твоего спасения будут необходимы чудеса и пророчества, Спаситель даст тебе и то и другое через самого простого и скромного священнослужителя.
Хочу сказать тебе, что история старчества и духовничества насчитывает много столетий. Об этом церковном явлении написано немало книг. Если есть желание, можешь их прочитать. Отмечу только, что современное духовничество является преемником древнего старчества, зародившегося среди монахов египетских пустынь.
В Византии, а затем и у нас на Руси, центрами старчества были монастыри! В Древней Руси духовные отцы, служившие на приходах, по своему влиянию на своих духовных чад почти ничем не отличались от монастырских старцев. В наше время, когда многое в церковной жизни изменилось, большинство приходских и монастырских священников, конечно, старцами не являются. Жизнь под их руководством во многом напоминает «жительство по совету», когда духовный отец выступает для своей паствы в качестве более духовно опытного брата во Христе.
Расскажу тебе о том, как искала духовного руководителя одна православная христианка.
Ольга Михайловна Чавчавадзе в молодости очень хотела найти духовного отца. Когда девушка услышала, что в Гжатске живет игумен Никон (Воробьев; 1894-1963), известный своей духовностью пастырь, она с надеждой отправилась в этот город.
Отец Никон очень доброжелательно принял Ольгу Михайловну, но сказал, что будет ее духовником, а не духовным отцом − так он никогда себя не называет.
Ольга Михайловна вспоминала: «Кроме того, отец Никон почти сразу заметил, что неполезно жить рядом с человеком, который знает, как надо жить, но не живет так. Он говорил это по великому смирению, но с большой простотой.
− Вот поделиться с Вами, просто в силу своего возраста и жизненного опыта, это было бы можно. Но того духовного руководства, в котором и я, и вы одинаково нуждаемся, сейчас нет, − это он очень часто повторял, особенно вначале. − Не ищите этого, в наше время этого нет».
Игумен Никон руководил духовной жизнью многих людей. При этом его представления о духовничестве были настолько высоки, что он не находил себя вправе называть духовным отцом кого-либо. В одном из своих писем игумен Никон объяснял: «У Вас должно было бы напечататься в сознании мое мнение, что я не могу никак руководить в духовной жизни, потому что не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного «чада», способного к послушанию и к жизни под руководством духовного «отца». Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей».
Несмотря на весь свой благодатный опыт и духовный авторитет, отец Никон до конца жизни старался быть для своих многочисленных духовных детей не отцом, а братом. Желаю тебе, чтобы в поисках духовного отца ты ориентировался на такие личности, как приснопамятный игумен Никон.
Старец.
Известный церковный писатель Иван Михайлович Концевич писал, что один опытный священник, говоря о духовном руководстве и оттеняя различие между старчеством и духовничеством, выразился так: духовный отец направляет на путь спасения, а старец ведет по этому пути.
Ты хочешь узнать, каким образом строятся отношения старца и его ученика? Между ними, можно сказать, заключается духовный договор: старец берет на себя обязанность спасти душу ученика, а тот отдает себя в полное послушание старцу, отсекая свою волю во всех жизненных обстоятельствах.
Старец руководит каждым шагом ученика, сделанным им в своей жизни. Ученик должен беспрекословно и без рассуждения выполнять все распоряжения своего наставника, так как непосредственно через него открывается воля Божия. Старец принимает исповедь ученика, который рассказывает ему обо всех своих мыслях, чувствах и делах без исключения. Старец наказывает и поощряет ученика сообразно своей воле, движимой Духом Святым. Поэтому, как ты понимаешь, для старца мало быть человеком праведным. Для выполнения своей миссии ему необходимы особые дары Божии.
Иван Михайлович Концевич отмечал, что «старчество − это особое благодатное дарование, харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости».
Наверное, ты уже немало наслышан о старцах и о том, что многие христиане полагают за счастье жить под их руководством?
Иногда люди, прочитав в книгах о старцах, начинают искать для себя подобных духовных руководителей. При этом часто они не отдают себе отчета в том, что сами неспособны по своему духовному развитию преклонить свою душу под благое и беспрекословное иго послушания. Поэтому Господь и не дает незрелым христианам старцев. Да где же и взять старцев, когда не хватает людей, готовых к послушничеству.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что послушание старцам в том виде, в котором оно существовало в среде древнего монашества, не дано нашему времени. Истинное послушничество есть высокое духовное Таинство. «Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его».
Если человек неразумно упорствует в поисках старца, он может принять за такового лжестарца, к которому приведут его нечистые духи.
Советую тебе пока не помышлять о старце. Если будет необходимость, Сам Господь пошлет тебе истинного старца. Сейчас же ищи хорошего духовного отца. Послушание ему не является безусловным. Поэтому, если вдруг твой наставник окажется неискусным в духовном руководстве, ты не понесешь большого вреда. При полном же послушании лжестарцу урон, принесенный тебе, может оказаться непоправимым.
Ты можешь спросить: почему, рассказывая тебе в основном о духовном отце, я часто привожу примеры из жизни различных знаменитых старцев? Потому что эти случаи очень яркие и поучительные. Взаимоотношения между истинным старцем и настоящим учеником − идеальны. В отношении к своему духовному отцу ты должен ориентироваться именно на них.