Всем нам хочется быть красивыми, привлекательными, нравиться себе и окружающим. Но как же этого добиться? И что же вообще такое красота женщины?
Что же это – умение стильно и модно одеваться? И это тоже, но не только. Может это красивая стрижка, или эффектный макияж? Может быть это правильные маски для волос?
Думаю, это вполне может вас украсить, но есть ещё кое-что. Тогда может это спортивная, подтянутая фигура и здоровый вид – да, во многом так и есть, но, мне кажется, что мы упускаем несколько существенных моментов женской красоты!
Очень важно следить за своей фигурой, заниматься своим здоровьем и вообще вести здоровый образ жизни и тогда вы будете выглядеть отлично – это, конечно же, несомненно. И умение правильно одеваться и грамотно подбирать для себя одежду, которая украшает вас и раскрывает вашу красоту женщины, вашу женскую сущность – это очень важное умение и один из важных шагов на пути к привлекательности. Да, хорошая, грамотно подобранная стрижка способна и омолодить вас и придать образу законченность или в корне изменить ваш имидж.
Но хочется обратить ваше внимание на несколько существенных моментов, без которых и красивое платье, и роскошная причёска, и потрясающий макияж могут померкнуть, и вы будете выглядеть недостаточно привлекательно, не так хорошо, как могли бы.
Уверенность в себе — это один из ключевых моментов! Даже в довольно просто одежде, со скромным, сдержанным макияжем или вовсе без него, вы будете выглядеть очень хорошо, если вы будете излучать уверенность в себе, в своей женской красоте и силе, в своей привлекательности.
А уж в стильной одежде, с продуманными аксессуарами, с выразительным макияжем и красивой стрижкой вы будете неотразимы.
Но именно в такой последовательности – уверенность в себе – модная одежда. Кого-то природа одарила от природы больше, кого-то меньше, в плане внешних данных, но одни умели себя подать, они уверены в своей привлекательности, и эта уверенность передается другим! Такие женщины и девушки неизменно восхищают и поражают мужчин и коллег, вызывают восторг и желание подражать им. Если вы внимательно посмотрите на знаменитых актрис, певиц, то вы можете понять, что не все из них имеют идеальную внешность, идеальную фигуру и безупречные черты лица.
Их самоподача, их манера держаться, их уверенность в себе заставляют нас считать их эталонами красоты, делает их неотразимыми.
Походка и осанка. Я думаю, что наша походка, наша осанка зависят не только от нашей общей физической, спортивной формы, но и от нашей уверенности в себе. Гораздо привлекательнее выглядят люди с лёгкой, уверенной походкой, с прямой спиной, с умением держать себя, в буквальном смысле слова. Такой человек словно гордится своим телом и уверенно, красиво, гордо «несёт себя». Я видела довольно привлекательных от природы женщин и мужчин, которые горбятся, не ходят, а волокут себя по жизни, а стоит им добраться до любого сидения, они обмякают в нём, словно промокший мешок. Довольно унылое зрелище. От таких людей за версту веет неуверенностью, усталостью, грустью и старостью. Но ведь старость – это в первую очередь состояние души, ваша нелюбовь к жизни и себе, когда вас ничто не радует и не вдохновляет.
Несите себя по жизни легко и весело, уверенно и красиво. Приучите себя держать спину, держать себя, не разваливаться, а быть собранными, но при этом лёгкими и красивыми, уверенными и привлекательными! рекомендую вам прочитать на нашем сайте «Солнечные руки» замечательную статью «О красивой походке замолвите слово».
Улыбка. Ничто так не красит женщину, как искренняя, лучезарная улыбка, кокетливая, лёгкая или широкая, по-детски открытая.
Улыбка преображает внешность в лучшую сторону, иногда очень даже сильно. Улыбка заразительна и притягательна, вы дарите свет и тепло, и люди тянутся к этому свету, он греет, радует, поднимает настроение. У меня было много случаев, которые убеждали меня в потрясающем действии улыбок, но вот один из них мне особенно запомнился. Я стояла на остановке и ждала автобус, я сильно торопилась, нервничала, что опаздываю, ко всему прочему было довольно зябко, и чем дольше я стояла там, тем больше замерзала. Ну, вот поэтому, видимо, и вид у меня был недовольный, угрюмый. Мимо проходил мужчина и сказал мне: «Девушка, улыбнитесь, вы такая красивая, и вам должно быть очень идёт улыбка!». Мне стало очень приятно, внутри всё потеплело, и я совершенно искренни улыбнулась этому милому прохожему. Он заулыбался мне в ответ и сказал: » Ну вот, я так и думал! Улыбайтесь чаще – с улыбкой вам лучше, она вас очень украшает!» Ну, раз мужчины так считаю, то это определённо стоит взять на заметку!
Жизнелюбие и лёгкость. Не только улыбка делает нас привлекательными, притягивает к нам людей, но и вообще радостный, позитивный жизненный настрой. Вы вполне могли сами убедиться, что позитивные люди, люди, ведущие активный образ жизни, весёлые и неунывающие по жизни притягивают к себе всеобщее внимание, ведь хочется быть рядом с такими людьми, они заряжают нас энергией, с ними весело, и жизнь видится в самых ярких и чистых красках. А если вы сами такой человек – то люди потянутся к вам, и вы станете гораздо привлекательней и притягательней!
Людям, ведущим активный, интересный, насыщенный образ жизни некогда грустить. В их глазах светятся огоньки, они полны энергии, полны азарта, полны идей, с ними очень интересно, они живые, естественные – и они привлекательны!
Работайте над уверенностью в себе, любите себя и свою жизнь, дарите этому миру свет, тепло, улыбки и будьте привлекательны!
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт sun-hands.ru обязательна!
С уважением, Ольга Шеина.
«Библия красоты anti age» — это настольная книга для женщин, желающих отлично выглядеть в любом возрасте, каким бы он ни был. Ее авторы, beauty-редакторы с многолетним стажем, собрали отзывы 2400 обычных женщин в возрасте от 35 до 60 лет, протестировавших огромное количество антивозрастных средств, начиная от флюидов мгновенного действия и заканчивая лосьонами против целлюлита и растяжек, и составили рейтинг наиболее эффективных. В книге много советов и рекомендаций от признанных во всем мире экспертов по окрашиванию волос, макияжу, известных диетологов, гуру в области массажа лица, а также специалистов, которые знают, как сохранить остроту ума и память. А если вы решились на инъекции красоты или пластическую хирургию, то советы гуру косметической хирургии Уэнди Льюис подскажут, как сделать так, чтобы ваши шансы на максимально хорошие результаты были оптимальными, а риск – минимальным. В этой книге есть все необходимое для того, чтобы вы роскошно выглядели и прекрасно себя чувствовали независимо от возраста.
Когда мы говорим о красоте человека, чаще всего мы думаем о его внешнем виде. Как правило, сначала мы оцениваем одежду, фигуру и лицо, а затем только решаем, хотим ли узнать его внутренний мир или нет. Часто бывает так, что человек очень красив внешне, но его поведение и личные качества заставляют нас держаться от него подальше. А порой, мы видим неопрятность и неуклюжесть, и нам уже не хочется знакомиться. Возможно этот человек талантливый и хороший, но плохая одежда нас отталкивает. Как жаль, что внешность не всегда является зеркалом души.
Духовная красота для меня – это чистые мысли, хорошие поступки и набор особых качеств, которые делают человека лучше и добрее. Эти черты, конечно же, отображаются на поведении, походке, мимике и жестах. О красоте внутреннего мира говорят поступки индивида. Для меня красивый тот человек, который излучает улыбку, желает всем добра, не сквернословит. Красота проявляется в уважении к другим людям, стране, ее истории и традициям. Духовная красота – это умение откликнуться на чужую боль, желание помочь кому-то и защитить слабого. Такие люди, как правило, умеют любить, дружить и действительно радоваться жизни. Им нет дела до скандалов, интриг и сплетен. Они всего лишь наслаждаются своей свободой и разрушают стереотипы. Мне кажется, что духовно красивые люди прям светятся изнутри. Ведь их головы не заняты негативными мыслями, и они не зацикливаются на том, как быть лучше других. Им важно быть собой и жить своей жизнью. Часто говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — и я с этойфразой полностью согласна. Если мы хотим, чтобы в мире было больше добра, значит нужно совершенствовать наш внутренний мир. Следует начать заботиться о близких, быть искренними с окружающими и научится помогать людям.
В жизни важно быть гармоничным человеком. Ведь если личность нашла гармонию между красотой внутреннего и внешнего мира, то ее вряд ли можно будет назвать несчастливой. А что еще для духовной красоты нужно? Жизнерадостные люди, которые наслаждаются картинами природы, радуются жизни и дарят позитивные эмоции, всегда будут притягивать окружающих. Возможно так мир станет добрее.
УДК 17 + 111.85
Чалдышкина Марина Викторовна
кандидат философии, доцент кафедры философии Омского государственного медицинского университета
Мироненко Татьяна Васильевна
старший преподаватель кафедры философии Омского государственного медицинского университета
НРАВСТВЕННОСТЬ КАК КРАСОТА: К ВОПРОСУ О СОПРЯЖЕНИИ
Chaldyshkina Marina Viktorovna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy Department, Omsk State University
Mironenko Tatiana Vasilievna
Senior Lecturer, Philosophy Department, Omsk State University
MORALITY AS BEAUTY: CONCERNING THE ISSUE OF CONJUGATION
Аннотация:
В представленной статье авторы рассматривают проблему сопряжения нравственности и красоты. Утверждается, что вне нравственных перипетий, нравственного напряжения человек в качестве нравственного существа не утверждается. Осуществляя свободу нравственного выбора, он устанавливает само-бытие как таковое, в котором присутствуют и нравственность, и красота.
Ключевые слова:
нравственность, красота, свобода воли, нравственные перипетии, культура, бытие, благо, человек, поступок, совесть.
morality, beauty, free will, moral vicissitudes, culture, being, good, human, action, conscience.
В «Эстетике» Г. Гегеля, фундаментальном четырехтомном исследовании, обращает на себя внимание суждение философа о красоте как форме нравственности. «Нравственность должна выступать в форме красоты… Нравственность — есть разум воли» . Что позволяет «брать вместе» нравственность и красоту? И как она (нравственность) соотносится с разумом воли?
На наш взгляд, «взять вместе» нравственность и красоту возможно потому, что и «нравственность», будучи категорией этического, и «красота», будучи категорией эстетического, имеют отношение к «свободной субъективности», то есть к человеку. В них (нравственности и красоте) запечатлены его творческая энергия, устремленность к возвышенному, способность к самосовершенствованию. Если бы человек был лишь природным существом, то он не знал бы ни нравственности, ни красоты. Однако в качестве «экзистенции» (К. Ясперс), он переживает свое присутствие в мире, открывая мир, в котором разлита красота, а любое событие мира не может не быть нравственно неизмеримым.
Условием такого переживания человеком собственного присутствия в мире становится свобода воли. Она позволяет человеку, осознавшему свои границы (природные, социальные), выходить за их пределы. Выходить — значит прилагать усилия. Нравственность и красота свидетельствуют о возможности подобных усилий, поскольку и то, и другое — не приложения к человеческому бытию, они коренятся в самой его структуре.
Бытие не просто дано человеку. Оно ему даровано. К нему, как дару, должно относиться ответственно. Ответственное отношение к бытию утверждается всяким нравственным актом. Последний нравствен тогда, когда не лишен связи с красотой. Нравственность утверждает себя в красоте. Трансцензус к красоте как таковой есть всегда выхождение за пределы «обихода», обретение духовно-нравственного совершенства, поскольку красота «фундирует собой всю систему ценностей» (М.А. Можейко).
Однако современность с присущими ей формами существования проблематизирует бытие человека, заглушает голос «фундаментальной страсти» человека пребыть, исполниться (М.К. Мамардашвили). Стандарты красоты, весьма далекие от идеала красоты, навязываемые с экранов телевизоров и компьютерных мониторов, пропагандируемые со страниц глянцевых журналов массовой культурой, явно лишены какого-либо нравственного содержания.
Однако так было не всегда. Нравственность и красоту долгое время отличали совместность и со-общаемость в культуре. Попытаемся прояснить точки их сопряжения. Любая культура отмечена такими формами эстетической деятельности, в которых человек осознает и осуществляет нравственные интенции, доводя последние «до полной силы и ума», обращая их на себя, реализуя в них «собственный проект». Иначе — «выходит себе навстречу» (Р.М. Рильке).
Античные греки, средневековые христиане, титаны Возрождения не отделяли красоту от нравственности, поскольку смотрели на мир сквозь призму красоты. Они как будто искали «формулу гармонии» с собой и миром.
По мысли В.С. Библера, мир античного грека мог быть и трагичен, и комичен, и лиричен. Однако оформление его в порядок (греческий Космос) было связано с образом Красоты. «Коа^еы» означает «украшать, приводить в порядок, устроивать, приготовлять, ставить в строй, строить». Античный космос «вылепливают Художник, Военный, Политик, Моралист, Философ. Все это — лики Бога-скульптора, того, кто… будет назван в Новом Завете Космократором» .
Средние века, унаследовав от античной культуры идею kalokagathia (единство благого и прекрасного), трансформировали ее в переживание верующим зримой красоты мира как образа безвидной красоты и божественного блага. Причем обращенность средневекового человека к умозрительной красоте, его способность читать природу «онтологически в свете божественного участия» не мешали ему переживать конкретный опыт, данный в реальности. «Наряду с культом общих понятий. в мировосприятии той эпохи живет непосредственная и ревностная устремленность к реальности, переживаемой во всех ее аспектах, включая наслаждение ею в эстетической перспективе» .
Для эпохи Возрождения характерно выдвижение красоты, причем, как писал А.Ф. Лосев, чрезвычайно энергичное. Человек Возрождения обретает себя, внимательно всматриваясь в красоту природы, человека. Просвеченный лучами красоты, он может уже не бояться, что зло угнездится в его сердце. Связь красоты и блага в эту эпоху принимает большую эстетическую окраску. Н. Кузанский в трактате «О красоте» определил благородное и прекрасное как одно и то же, красоту как то, что не может быть отделено от нравственности, ибо и то, и другое совершаются в человеческом существе. По Н. Кузанскому, красота есть бытие всего сущего, вся жизнь всего живущего и понимание всякого ума.
Новое время освобождает нравственность от груза теологии, и в «социальной морали» французского Просвещения на смену «charité» — христианского стремления делать добро ближнему — приходит «bienfaisance» — естественное стремление делать благодеяние .
Пока нравственность и красота оставались предикатами целого, они естественно сопрягались в иерархии ценностей (ср.: название знаменитого сборника духовных аскетических произведений «Добротолюбие» дословно переводится как «Любовь к красоте»). Эстетическая окрашенность нравственности объяснялась потребностью в лицезрении высшего начала культуры -ее умного лика, ее «эйдоса».
«Эйдос», или, другими словами, зримо явленная в символах идея культуры (Космоса, Бога, Разума, Высшего Блага и т. д.), укореняя человека одновременно в вечности и сиюминутности этого единственного временного переживания, давала ему духовный ориентир, выраженный в пластических формах культуры. Вплоть до того момента, пока часть (человеческий рассудок) не стала претендовать на всеобщность и герои прежних эпох (Эдип, Фауст, Дон Кихот) уступили место Нарциссу, занятому самолюбованием. Красота, спасающая мир, ушла вместе с мучительным нравственным поиском, уступив место безмятежному и безболезненному существованию «общества анестезии». «Новый человек», проецируя на мир свой образ, лишенный нравственного измерения, превращает его в «примитивную схему», «голый проект» «без мифа, без красоты» .
Значит ли это, что красота как форма нравственности и сама нравственность утрачены безвозвратно? Ответ на этот вопрос следует искать в нравственных перипетиях современности, которые связаны с утратой человеком своего мира и своего места в нем. «Индивид современности никогда не может оказаться в середке этого «своего мира» (как относительно уютно располагался в своем доме человек XVII-XIX вв.)» . Однако, если мир пошатнулся, повторим вслед за В.В. Бибихиным, то быть к нему равнодушным — безнравственно.
Конечно, отсутствие у современного человека, избалованного культурой потребления, чувства меры (категории эстетики, приобретающей тяжесть этического выбора в избытке вещности), не-чувствительность к предельным основаниям культуры (вырождение нравственной идеи в идеологию) приводят к утрате горизонта культуры, а значит, и горизонта личности (В.В. Библер).
Тем не менее человеком, всякий раз погруженным в напряженность нравственных перипетий, он остается. Всякая из перипетий безвыходна в том смысле, что не указывает конкретного пути, выводящего из сложившейся ситуации. Она вненормативна, не говорит — «поступай так или иначе, оставь поле брани, боевых товарищей, спаси свою жизнь» или «стой насмерть». Напряжение перипетии, по слову В.С. Библера, это «ситуация создания нравственности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок, отнюдь не ориентированный на моральную ценность вне себя» . Ответственный поступок есть свободный поступок, в котором связаны свободная воля и нравственность. Свободная воля делает возможным для человека осознание, а значит, и переживание (внешних) запретов, установленных не им как своих собственных (внутренних): не лгу не потому, что могут изобличить, а потому что совестно, стыдно лгать. Иначе, не следую слепо внешним запретам, поскольку основанием воли не может быть ожидаемый результат. Им может быть благо само-по-себе.
Поступок, в котором в ситуации нравственного напряжения осуществляется нравственность, есть совестливый поступок. «Внутренним средоточием нравственных перипетий (и в античности, и во всех иных формах культуры) всегда, но каждый раз неповторимо, является катарсис совести» (курсив наш. — Ч. М., М. Т.) .
Совесть — голос нравственности, внутренний закон, следуя которому мы осуществляем себя в качестве нравственного существа. Именно она определяет собою и образ человека, и человеческие отношения. Именно совесть, если можно так выразиться, играет роль «механизма», гармонизирующего в человеке два начала — себялюбие и направленность к другому. Какими видятся предпосылки, делающие возможным «работу» столь необычного «механизма»? Нам представляется, что те самые — «красота» и «разум воли». Каждым человеком не может не пониматься одинаково необходимость соотношения собственных интересов и интересов другого/других (разум воли). Каждый не может не понимать, что есть достойная жизнь, и каждый стремится прожить именно достойную человека жизнь. Что такое достойная жизнь? Та, что противостоит насилию, агрессии, лжи, низости, хамству, безобразному поведению. Иначе, достойная жизнь — это жизнь нравственная (красота).
Здесь, пожалуй, уместно вспомнить И. Канта, замечавшего, что ничего нового в области нравственного поведения он не говорит, — мы всегда знаем, когда мы поступаем дурно. Важным для Канта было обоснование самой возможности нравственного поведения для всех. Он выводит эту возможность из естественной нравственности, которую человек находит в своем «сердце» (нравственный закон внутри нас). Кант обращает особое внимание на то, что человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. В этом он видит специфику нравственных поступков в отличие от легальных (простое исполнение вменяемых человеку требований, внешнее подчинение). Нравственные поступки потребуют от человека определенных усилий, что вполне возможно, ибо человек — разумное существо и существо, стремящееся к возвышенному.
К чему приведут эти усилия? К утверждению собственного само-стоятельного бытия. Надо лишь «угадать спорящие в нас голоса» (В.С. Библер). Однако «нравственный космос», возникающий из хаоса нашей внутренней жизни, не может нами быть присвоен окончательно. Всякий раз человек будет обстоятельствами собственной жизни ставиться в ситуацию нравственного напряжения, создаваемую нравственными перипетиями, а значит, всякий раз ему потребуется «мужество быть» (П. Тиллих), не избавляться от собственных непереносимых перипетий, а обретать свободу поступать нравственно, укореняя собственное бытие в сопряжении с нравственностью и красотой.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-03-00710.
2. Гегель Г. Эстетика: в 4 т. Т. 4. М., 1973. 668 с.
3. Цит. по: Курганов С.Ю. Акме Эдипа // АРХЭ: Труды культурологического семинара. Вып. 5. М., 2009. 371 с.
4. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб., 2003. 256 с.
5. Там же. С. 12.
7. Бибихин В.В. Язык философии. СПб., 2007. 389 с.
8. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. 417 с.
10. Там же.