Правнук Ф.М. Достоевского Дмитрий Достоевский о проекте «Достоевский — детям»
«Я, Достоевский Дмитрий Андреевич, правнук великого писателя, обращаюсь к вам с предложением принять участие в издании книги «Достоевский детям», которую писатель задумал, но не успел издать.
Это будет книга ваша и потомков Достоевского. Я напишу предисловие, а моя внучка Вера (12 лет) нарисует иллюстрации.
Детская тема в произведениях Достоевского неуклонно нарастала. Если в первом романе «Бедные люди» дети появляются только в двух небольших эпизодах, то в последнем романе им посвящена целая глава «Мальчики». Интересно, что первое упоминание этого романа определяется строкой в записной книжке писателя: «Может ли мальчик лечь под поезд». Примерно в это время появляется и запись: «Дети решают всё. Дети правят государством». Очевидно, мысль Достоевского простирается от малого возраста ко взрослому. Каким будет ребёнок, таким будет он и правителем. Добродетель закладывается сызмальства. Параллельно своему последнему роману Достоевский пишет уникальный проект «Дневник писателя». Ежемесячник — отклик на животрепещущие события в России мудрого, авторитетного человека. Очерки о детях, события, связанные с детьми, занимают в дневнике большой объём. На каждый выпуск он получает мешки писем, среди которых немало писем родителей к нему с вопросом » а что читать детям, чтобы они выросли достойными людьми». В ответах Достоевский скрупулёзно перечисляет авторов, в список входят и те, кого он знает с детства, и те, которых он читает своим детям. Вполне возможно, что тогда и появляется у Федор Михайловича мысль: «А что я могу дать детям из своих текстов?» Зарождается мысль издать такую книгу. Вспоминается ещё одна запись Достоевского: «Писать радостнее, когда за стенкой детки галдят». Это он о своих детях. Как бы скорее издать такую книгу, чтобы Федик и Люба стали первыми его слушателями, но не успел… У нас с вами есть возможность успеть для своих детей.
Эта книга, которую Достоевский задумал, была издана его вдовой Анной Григорьевной по оставленным заметкам в конце XIX века. С тех пор оригинал не переиздавался. Вместе мы можем издать эту книгу, не потерявшую актуальность и сегодня.
Книги под таким названием уже издавались разными издательствами в 1971 ; 2000 ; 2005 и 2012 годах (возможно у кого-то такая есть), но подборка отрывков из произведений Достоевского в них делалась литературоведами. Я же предлагаю книгу — оригинал то есть книгу, которую задумал сам Федор Михайлович Достоевский».
Интересно, что в этот же день, только столетием позже (1922) родился выдающийся американский классик Курт Воннегут, считавший, что в «Братьях Карамазовых» можно найти «все, что нужно знать о жизни». Однако литературное наследие Федора Михайловича, конечно, отнюдь не исчерпывается «пятикнижием». Менее известные произведения выдающегося исследователя человеческих причуд являются неотъемлемой частью его творчества, и в них читатель может узнать много нового и неожиданного не только об авторе и окружавшем его мире, но и — как это и должно быть при чтении такой литературы — о самом себе. Сайт «РГ» решил вспомнить несколько важных произведений из библиографии Достоевского, которые современный читатель нередко незаслуженно обходит стороной (монументальный сборник «Дневник писателя» предлагаем также оставить за скобками — он требует отдельного разговора).
1. «Бедные люди», роман, 1846
Достоевский написал всего восемь романов, пять из которых и составляют «великое пятикнижие». Но и оставшиеся три определенно входят в разряд необходимой для прочтения литературы. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме. Достоевскому приписывают фразу «все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича на Федора Михайловича — особенно раннего — очевидно. И известная фигура «маленького человека» стала главной темой в первой крупной работе Достоевского. Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили «психологическую» направленность Достоевского (противопоставляя ее «социальности» Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо). А ведь это было только начало!
2. «Униженные и оскорбленные», роман, 1861
Следующий роман Достоевский написал только спустя 15 лет, уже вернувшись из ссылки. Здесь уже отчетливо видны ставшие впоследствии известными черты творчества писателя. Жуткий надрыв, который вызывает этот роман, созвучен с чувствами, возникающими при чтении «Идиота» — а это каждый раз очень тяжелый (и полезный) психологический и эмоциональный опыт. В «Униженных и оскорбленных» нет такого градуса перманентной истерики, который Достоевский мастерски поддерживает в «Идиоте», но страшная болезненность, характерная для отношений персонажей книг великого психолога, пронизывает все произведение.
3. «Игрок», роман, 1866
Третья крупная работа, не включенная критиками в «пятикнижие» — «Игрок». Впрочем, нельзя сказать, что этот роман испытывает недостаток внимания со стороны читателей. Все-таки тема азарта российской публике всегда была близка и интересна. История создания произведения анекдотична — «Игрок» был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. И хотя автору от читателя трудно было укрыть, что книга писалась в спешке и для выполнения срочного контракта, описание психологии азартного игрока самим же азартным игроком, обладающим литературным даром и проницательностью Достоевского — настоящее сокровище.
4. «Двойник», повесть, 1846
Ранняя повесть молодого Достоевского смогла вызвать одобрение у самих Тургенева и Белинского, а это, конечно, в то время было лучшим пропуском в литературную среду. Здесь особенно видна ориентация Федора Михайловича в ранние годы на творчество Гоголя. Легкий сюрреализм, к которому Достоевский прибегал не так уж часто, раскрывает мрачные глубины страхов и амбиций мелкого чиновничества. Гротескная атмосфера и соответствующий финал — неслучайно повесть произвела впечатление на современную ему литературную элиту.
5. «Неточка Незванова», повесть, 1848
Одно из самых странных и необычных произведений Достоевского планировалось как роман. В итоге получилась повесть, но впечатление, несмотря на незаконченность, она все равно производит колоссальное. С небывалой даже для Федора Михайловича откровенностью вскрываются механизмы и природа «аберраций сознания» персонажей, а интенсивность, с которой они наносят друг другу моральные увечья, не может не пугать.
6. «Белые ночи», повесть, 1848
Еще одна душераздирающая повесть мастера, отличающаяся в целом не характерной для Федора Михайловича сентиментальностью. Поэтический образ мечтателя, обнаруживающего к концу книги неожиданный для такого характера стоицизм, вызывает сочувствие, родственное бескорыстному состраданию, которое испытывает он сам. Атмосфера тихих белых ночей имперского Петербурга, во время которых разворачивается драма, оказывает настолько завораживающее действие, что экранизировать небольшую повесть в XX веке взялись несколько кинодеятелей. Прекрасный фильм выдающегося режиссера Лукино Висконти (который, однако, перенес декорации в родную Италию) — лучшее признание повести.
7. «Записки из Мертвого дома», повесть, 1860
Повесть «Записки из Мертвого дома», имеющая черты автобиографии, представляет собой интереснейший документ, описывающий быт и нравы преступников, которых в Российской империи ссылали в Сибирь. Типажи, о которых читатель узнает из книги, Достоевский привез из ссылки. Рассказанные со свойственной писателю любовью к деталям при его проницательности зарисовки действительно переоценить невозможно.
8. «Записки из подполья», повесть, 1864
«Записки из подполья» входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения «великого пятикнижия». Недаром эту повесть называют «прологом» к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Проблема «подполья», в которое загоняет себя рефлексирующий петербургский чиновник, остается актуальной и понятной многим из наших современников. Рефлексия и бездействие как результат экзистенциального отчаяния провоцируют упадочничество, и здесь уже возникает опасность привычки к жестокости и полноценного морального уродства — и, что самое страшное, сам персонаж это все, разумеется, прекрасно понимает. Настоящая «достоевщина» начинается именно здесь. Уже спустя два года появилось «Преступление и наказание».
9. «Чужая жена и муж под кроватью», рассказ, 1860
Интересно, что во время написания такой тяжелой книги как «Записки из Мертвого дома» Федор Михайлович обратился к своим ранним юмористическим зарисовкам, результатом чего стал презабавный рассказ «Чужая жена и муж под кроватью». Само название является типичным для водевилей того времени. А водевиль в творчестве Достоевского можно встретить, прямо скажем, нечасто. И как такое пропустить? Не оставили рассказ без внимания и советские киноделы, которые в 1984 году сняли его экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли.
10. «Крокодил», рассказ, 1865
И, наконец, нельзя не вспомнить о таком необычном для Достоевского рассказе как «Крокодил». Неизвестно, читал ли его сумрачный сюрреалист Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский «Нос», в подражание которому, очевидно, «Крокодил» и написан. А действие произведения насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающихся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах. Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря — ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности «Скверный анекдот».
Недавно прочитал заинтересовавший меня пост Екатерины Пастуховой:
«Образы персонажей становятся более точными по тому, как тот или иной взрослый относится к ребёнку.
Вся идеология писателя выражена им в одной фразе: «Душа исцеляется рядом с детьми»!
Сам Достоевский имел четверых детей, двое умерли совсем маленькими. Переживая смерть своих чад, Фёдор Михайлович считал себя ответственным за эти трагедии. Он старался искупить свою вину перед Богом, но был бессилен перед реалиями жизни. Тем острее он показывает несправедливость этого мира к детям и тем призывнее звучит его голос в защиту детей.
«Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет».
«Без детей нельзя было бы так любить человечество».
«…Будьте добры, и пусть ребенок Ваш поймет, что Вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что Вы были добры, то, поверьте. Вы исполните перед ним Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо. И при этом он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть, и с умилением. И если б Вы сделали много и дурного, т. е., по крайней мере, легкомысленного, болезненного и даже смешного, то он несомненно простит Вам, рано ли, поздно ли, в воспоминании о Вас все Ваше дурное ради хорошего, которое запомнит. Знайте тоже, что более Вы для него ничего и не можете сделать…»
Фёдор и Любовь Достоевские с матерью, А. Сниткиной
Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор таких бессмертных произведений, как «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и многих других.
Содержание
Ранние годы
30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский – работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия Нечаева) – происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевские поселяются в Санкт-Петербурге.
Жизнь и творчество писателя по датам
1837 год
Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 году автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».
Во время учёбы Достоевский часто читал произведения как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
1844 год
Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844–1845 гг.), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845–1846 гг.) не вызывает абсолютно никаких эмоций и даже критикуется.
В январе–феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.
1849 год
22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».
К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения и сходит с ума.
1850–1854 гг.
В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.
1857 год
После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск – и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.
1860–1866 гг.
Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати, роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.
Последние годы жизни. Смерть и наследие
Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 г. – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879–1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография Достоевского по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Достоевского.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
- Во время краткого пребывания в Тобольске по пути на каторгу в Омск Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
- Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
- Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.
- Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. – величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно».
- Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал:»Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс»
- посмотреть все интересные факты из жизни Достоевского
Тест по биографии
Лучше запомнить краткую биографию Достоевского поможет данный тест, попробуйте ответить на все вопросы:
- Вопрос 1 из 12
В каком году родился Фёдор Михайлович Достоевский?
- В 1799
- В 1821
- В 1881
- В 1903
Начать тест(новая вкладка)