В этой статье мы собрали самые часто-задаваемые вопросы, которые задают родители спортсменов детскому спортивному психологу Андрею Цой. Если Вашего вопроса нет в списке, а у Вас есть вопрос по спортсмену-подростку, то Вы можете задать его в комментарии ниже. Итак, список частых вопросов:
Содержание
- Нужна ли вообще психическая подготовка?
- Как часто нужно заниматься психической подготовкой?
- Почему на тренировках у спортсмена все получается, а на турнире НЕ выходит применить свои способности?
- Спортсмен думает, что он самый умный и не слышит тренера или родителя
- Не может выполнить задачу, которую ему ставится на выступление
- Как поддерживать спортсмена на выступлении и после?
- Как вести себя на соревновании родителю – молчать, болеть, подсказывать?
- Подросток боится выступать на соревнованиях
- Ребенок проигрывает одним и тем же спортсменам
- Спортсмен ведет в счете, а потому вдруг начинает хуже выступать и проигрывает
- Испытывает сильный страх и повышенную тревогу на выступлении из-за этого хуже выступает
- После проигрыша бывает депрессивное состояние
- Какие методы психологического воздействия можно использовать для улучшения соревновательных результатов?
- Спортсмен должен стать машиной для забивания мячей
- Если ребенок высокий — разве не надо его отдать на волейбол
- Спорт не даст пойти по кривой дорожке
- Психику тренер не сломает, но может стать родным человеком
Нужна ли вообще психическая подготовка?
В среднем существует 5 видов подготовки:
- физическая;
- техническая;
- тактическая;
- теоретическая;
- психическая или психологическая.
Каждый вид подготовки требует тщательной проработки и % направленности зависит от вида спорта, уровня подготовленности ребёнка и его возраста. Например, часто на старте спортивной карьеры наибольший эффект мы видим от физической и технической подготовки.
Чуть позже спортсмен начинает изучать теорию (со слов тренера или самостоятельно) и понимает, что тактическая и психическая подготовка также важны. Другими словами, чем спортсмен выше уровнем и старше, тем важнее для ребенка занятия со спортивным психологом.
Как часто нужно заниматься психической подготовкой?
Опять же вопрос индивидуальный и зависит от тех же вышеуказанных факторов, но в среднем для психической подготовки подростка достаточно заниматься 1 раз в неделю. Почему?
Потому что для полной отдачи спортсмен должен выполнять ряд заданий на тренировках, которые дает ему детский спортивный психолог. Около недели для этого достаточно, для профессиональных спортсменов частота занятий может быть 2-3 раза в неделю.
Почему на тренировках у спортсмена все получается, а на турнире НЕ выходит применить свои способности?
Состояния в которых спортсмен находится на тренировках и на турнире совсем разные. Например на тренировке уровень тревоги, страха, спортивной злости может быть гораздо ниже, чем на турнире.
Именно по этой причине эффективность ребенка на турнире будет другой по сравнению с тренировкой. Как на это влиять? Заниматься психической подготовкой, которая позволит подростку регулировать свое психо-физическое состояние.
Спортсмен думает, что он самый умный и не слышит тренера или родителя
Часто тренер или родитель перестает быть авторитетом для юного спортсмена. Ребенок видит часть процесса и ему кажется, что в этой части нужно было поступить так или иначе. Особенно это заметно в возрасте от 13-14 лет, когда наступает один из возрастных кризисов у подростка.
В этом возрасте авторитарный педагогический стиль может только навредить и что же тогда делать родителю? Один из методов, который работает – это расширение зоны ближайшего развития подростка и использование метода «Я-сообщений (Я-высказываний)”. Потерявшему авторитет сделать это будет крайне сложно самостоятельно, но важно сформировать такой запрос спортивному психологу и проработать его с ребенком.
Не может выполнить задачу, которую ему ставится на выступление
Помимо того, что состояние спортсмена на выступлении меняется – важно понять, что это состояние можно регулировать. Для достижения этой цели есть целый набор методов и упражнений. Например:
- ПМТ или психо-мышечная тренировка;
- упражнения на концентрацию внимания;
- работа с когнитивно-поведенческой сферой ребенка и др.
Как поддерживать спортсмена на выступлении и после?
Во-первых, давайте разделим любое выступление на 3 фазы:
- до выступления;
- в момент выступления;
- после выступления.
Вы, как родитель должны понимать, что в каждой фазе преследуются определенные индивидуальные цели. Чтобы было проще понять давайте рассмотрим стандартный пример какого-нибудь выступления на соревновании.
- До выступления целью может быть: помочь ребенку войти в ОБС (оптимальное боевое состояние). Для этого важно приехать на локацию заранее, создать условия для разминки и для уединения спортсмена для входа в необходимое состояние.
- Во время выступления (все очень индивидуально) целью может быть поддержка спортсмена во время выступления. Критика, вздохи, кислая физиономия и оценка результатов – это худшее, что может сделать родитель. А вот внимательно смотреть за ходом выступления, положительно кивать головой в нужные моменты и аплодировать во время успеха – это то, что поднимает боевой дух большинства подростков.
- После выступления важно сделать анализ. Большинство тренеров и родителей проводят анализ так, что просто разбирают ошибки спортсмена – и это НЕ лучший вариант. Лично я всегда провожу анализ задавая следующий вопрос: «Что в этом выступлении тебе легче удавалось такое, что раньше было сложно?” И поверьте, спортсмен найдет далеко не 1-2 пункта, если Вы не остановите его. После того, как находится 3-5 пунктов, а задаю следующий вопрос: «А чего тебе не хватало, что важно улучшить”? И здесь спортсмен тоже перечисляет 1-3 пунктов, много не надо, но положительных пунктов должно быть больше, чем отрицательных. Следующий вопрос может быть такой: «Как ты можешь улучшить эти пункты, чтобы на следующем турнире выступить лучше”?
Это очень короткое описание 3 фаз, но если они соблюдены, то у спортсмена должен быть постоянный рост.
Как вести себя на соревновании родителю – молчать, болеть, подсказывать?
Тут Вам лучше всех ответит сам спортсмен и наблюдение за реакцией ребенка на Ваш отклик. По опыту могу описать то, что с большей вероятностью позволит подростку выступить наихудшим образом:
- задавать вопросы типа: ну что ты делаешь? как ты мог? зачем? и т.д.;
- эмоционально реагировать: вздыхать, корчить недовольную физиономию, демонстративно уходить с места проведения соревнований, пользоваться смартфоном во время выступления, смеяться и т.д.
- оценивать: ругать, делать негативные оценки, стыдить и т.д.
По моим наблюдениям то, чего ждет юный спортсмен от родителя:
- чтобы родитель внимательно смотрел за ходом выступления ребенка и не отвлекался;
- чтобы эмоционально реагировал на выигранные очки (если это разрешено правилами);
- чтобы принимал подростка независимо от того выиграл он или проиграл;
- чтобы верил в успех ребенка и подчеркивал это;
- чтобы гордился юным спортсменом и говорил о своих чувствах.
Важно отметить, что когда уже «натянутые” отношения родителя со спортсменом, то и обычный взгляд может казаться критикой. А присутствие самого родителя на соревновании может быть трагедией. В таком случае опять же обращайтесь за помощью к спортивному психологу для подростка.
Подросток боится выступать на соревнованиях
Причины страха могут быть разными – это:
- страх быть пораженным;
- страх наказания тренером или родителя;
- страх допустить ошибку – часто стимулирует второй страх;
- страх выиграть (как ни странно встречается);
- страх встретиться на соревновании со своим товарищем и т.д.
Есть и много других страхов с которыми важно работать на ранних стадиях и не запускать. Важно понять чего именно боится юный спортсмен и проработать страх снизив эмоциональную значимость для подростка.
Ребенок проигрывает одним и тем же спортсменам
Бывает, что складываются так обстоятельства (например травма или «невменяемый судья”, что спортсмен проигрывает более слабому сопернику. Если состязание с этим соперником или командой было очень важно, то это событие является очень эмоциональным, иногда даже травмирующим.
При следующей встрече с этим же спортсменом у ребенка срабатывает триггер и ему может быть достаточно сложно выиграть. Даже с учетом того, если первый сильнее физически и технически. Обычно в этом случае быстро помогают ментальные тренировки с помощью которых формируется новая нейронная связь победителя и как бы травмирующее событие стирается.
Спортсмен ведет в счете, а потому вдруг начинает хуже выступать и проигрывает
Часто родители описывают случаи, когда ребенок ведет в счете и уже почти победил, но вот проблема – вдруг начинает хуже выступать и проигрывает состязание.
Зачастую эту проблему можно решить с помощью когнитивно-поведенческого подхода. Ведь каждому понятно, что дело не физической и технической подготовке. Очень часто неверные автоматические мысли формируют негативные эмоции, которые мешают получить запланированный результат.
В когнитивно-поведенческом подходе сложно работать с детьми, т.к. им сложно отслеживать свои мысли. Но если у подростка получается работать с мыслями, то результат не заставляет себя ждать и результат спортсмен получает достаточно быстро.
Испытывает сильный страх и повышенную тревогу на выступлении из-за этого хуже выступает
Страх, повышенная тревога и другие негативные эмоции чаще отрицательно сказываются на выступлении спортсменов. Важно научить ребенка регулировать свое эмоциональное состояние за счет концентрации внимания, верных мыслей, дыхания, всевозможных техник и др.
Андрей Цой – спортивный психолог
После проигрыша бывает депрессивное состояние
Почему-то некоторые родители, да и тренера ставят задачи на выигрыш и забывают про средства достижения самой задачи. Многие ошибочно думают, что важно во время выступления удерживать внимание на самой цели, но на самом деле важнее удерживать внимание на средствах достижения цели.
Также если сильно акцентировать внимание на выигрыше или проигрыше, то со временем спортсмен может сильно расстраиваться после неудачных выступлений. А если родитель ругает спортсмена за проигрыш, то со временем спортсмен вообще может фантазировать, что вместе с проигрышем он теряет любовь родителя. И поверьте моему опыту – это не единичные случаи.
Важно запомнить 2 вещи:
- Невозможно всегда побеждать, даже для самых успешных спортсменов. Когда младенец начинает пытаться стоять – он допускает много ошибок и только благодаря ошибкам вскоре у него выходит. Потом он делает массу ошибок перед тем как пойти, и так во всем – люди учатся на ошибках, в том числе и мы – родители! Так почему же нашим детям нельзя допускать ошибок?
- Не важно спортсмен проиграл или выиграл – важно закрепить положительный опыт и составить план по улучшению слабых качеств спортсменов. Только делать надо это мягко и без давления, пример как это делается описан выше (в 6 пункте).
Какие методы психологического воздействия можно использовать для улучшения соревновательных результатов?
Для улучшения соревновательных результатов можно использовать психологическую настройку на борьбу с определенным противником. Анализируя особенности будущего противника, тренер должен помочь спортсмену правильно оценить свои возможности. Учитывая соотношение сил на предстоящем соревновании, тренер указывает спортсмену пути для достижения победы. При этом он должен благотворно повлиять на психику спортсмена, внушив ему уверенность в успехе предстоящей борьбы. Для этого тренер сам должен быть достаточно тонким психологом.
Бывает, что тренер, желая лучше обрисовать будущего противника, не считается с тем, как это воспримет спортсмен. В результате, вместо уверенности в успехе предстоящего соревнования, тренер вызывает упадочническое настроение у спортсмена. Вместе с тем тренер не должен дезориентировать спортсмена, преуменьшая возможности сильного соперника.
Вопрос о специальной психологической настройке спортсмена к соревнованию с определенным противником возник в связи с рядом отрицательных случаев в практике соревнований. Бывают случаи, когда спортсмен, как будто во всех отношениях подготовленный к состязаниям, проявлял необъяснимую слабость, вызванную боязнью противника. Это состояние спортсмена, известное в спортивной психологии под названием отрицательной эмоции, относится к его эмоциональной памяти.
При встрече с более сильным противником у спортсмена может возникнуть состояние неуверенности в победе. Сознание того, что он должен встретиться с сильнейшим противником, сковывает его волю, и он выходит на ринг морально побежденным. Предусматривая возможность такой психологической подавленности своих подопечных, тренер должен прийти им на помощь, поднять боевой дух.
Иногда, стремясь помочь спортсмену одержать победу, ему внушают сознание большой ответственности за результат в предстоящем состязании. Тренер обязан оберегать его от этой «накачки», которая, как правило, действует отрицательно.
Отрицательная оценка тренера неоднозначно отражается на процессе спортивной деятельности, поведении спортсмена, по-разному эмоционально переживается. Если у спортсмена с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее воздействие отрицательной оценки, то у спортсмена со слабой нервной системой после ее объявления появляются
Тренеру необходимо проявлять твердость со спортсменами сильного типа темперамента и чуткость к тем, у кого тип слабый. Не рекомендуется также объединять в пары двух спортсменов с одним типом темперамента. Напарником флегматика может быть представитель любых других типов темперамента; сангвиник хорошо совместим с меланхоликом, холерик – с сангвиником.
Каждый психологический тип имеет свой индивидуально предпочтительный стиль обучения, знание которого помогает тренеру лучше понять личностные интересы и мотивационные ценности спортсменов, способствует их более быстрому обучению и помогает предотвратить снижение продуктивности тренировки.
В процессе самих соревнований контакт тренера со спортсменом осуществляется в форме секундирования. Секундирование – комплекс мероприятий по управлению предсоновательными и соревновательными состояниями спортсменов (Г.Д. Горбунов 6). Чаще всего секундирование начинается после разминки или массажа, примерно за 15 мин до старта, и продолжается до выхода спортсмена к месту соревнований. Содержание секундирования определяется конкретными условиями соревнований, индивидуально-психологическими особенностями спортсмена и конкретными выражениями его предстартового состояния. Показанием для проведения секундирования чаще всего служит чрезмерно высокий уровень.
Высоко невротичных и со слабой нервной системой спортсменов необходимо успокоить и убедить, что они справятся с поставленной задачей.
«Сильных» и мало невротичных требуется мобилизовать, подчеркивая, что высокий результат может быть достигнут только в трудной борьбе, требующей предельных усилий.
Непосредственно во время соревнований спортсменов с недостаточным уровнем предстартового возбуждения, с инертной нервной системой и невысоким нейротизмом надо стимулировать, особенно на последнем этапе.
И, наоборот, спортсменов с высоким нейротизмом, испытывающих значительное предстартовое возбуждение, надо сдерживать, т. к. они проявляют большую активность на первом этапе и не могут ее удержать до конца.
Источник: 99 вопросов спортивному психологу (Е. Мельник, В. Савицкий, Н.Боровская)
По рекомендации спортивного психолога ФЛАУ Н.Андреевой
Справка: Бочавер Константин Алексеевич
Кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Психология спорта» Московского института психоанализа, психолог cборной России по скалолазанию и Академии киберспорта М19. Куратор российского сектора Европейского союза спортивных психологов ENYSSP.
Спортсмен должен стать машиной для забивания мячей
— Вы психолог сборной России по скалолазанию, работали и с другими сборными. Для чего профессиональным спортивным командам психолог?
— В спорте есть масса вопросов, которые определяются только и исключительно психологической подготовкой. Если речь о спорте высших достижений, то стандарты физической подготовки, тренировочных программ, экипировки и инвентаря за счет конкуренции и глобализации уже давно вышли на такой уровень, что везде по большей части одинаковы.
Результативность спортсмена различается именно в момент истины, когда он выступает и ему ничто и никто не может помочь: ни тренер, ни команда, ни родители, ни любимый человек. Зато ему необходима полная концентрация и спокойное, уверенное состояние души, тела, разума и эмоций. Такая регуляция возможна за счет систематической работы со специалистом по спортивной психологии.
— Давно ли существуют у команд свои психологи?
— Как только психология оформилась в самостоятельную науку, а это случилось в конце XIX века, уже через несколько лет начали организовываться первые конгрессы по психологии спорта. По сути, как только появилась психология, а спорт стал профессиональной деятельностью, определились отношения этих областей.
Спортивные психологи работают больше века. И это отдельная удивительная область, которая не похожа ни на медицину, ни на педагогическую или социальную психологию, потому что она совмещает достижения различных наук и реализует их в подготовке действующих спортсменов. Фактически у всех национальных команд в большинстве стран мира есть свои коучи и психологи, отвечающие за психическое здоровье и подготовку к соревнованиям. Это касается клубов, команд, индивидуальных спортсменов.
Если болельщик живет эмоциями, то действующему спортсмену не до эмоций. Он должен отключить в себе переживания и стать машиной для забивания мячей, отбивания ударов и результативных пасов.
Перед игрой и после, в раздевалке — можно отдаться эмоциям. А во время игры эмоции — прерогатива исключительно болельщиков. Спортсмен обязан свести свои действия к контролю над разумом и телом.
Фото: unsplash
Если ребенок высокий — разве не надо его отдать на волейбол
— На волне интереса к спорту, особенно когда в нашей стране проходит крупнейшее футбольное событие года, многие родители задумываются, а не отдать ли ребенка в футбол? Когда стоит отдавать в спорт? Спорт вообще для всех?
— Профессиональный и массовый спорт — совершенно разные вещи. Массовый спорт в советские годы назывался физической культурой, сейчас именуется физической активностью. Это то, что полезно каждому, независимо от телосложения, состояния здоровья и возраста. Сюда наравне с классическими видами относятся йога, прыжки на скейте, ровным счетом все, что делает нас сильнее, выносливее, координированнее и здоровее. Одним нравятся танцы, другие предпочитают в одиночку бежать, плыть, подниматься в горы, кому-то подходят единоборства или командные виды, где успех возможен при активном взаимодействии с другими людьми.
Профессиональный спорт — принципиально иное явление. В масштабах одного человека это профессиональная стезя, путь, который позволяет жить спортом, заниматься и зарабатывать только им, не имея другого занятия и приоритетов. Спорт — это карьера «от и до», которая не позволяет размениваться на что-то еще.
В государственных масштабах профессиональный спорт, который в начале XX века стал самостоятельным явлением (спасибо барону де Кубертену и другим власть имущим энтузиастам), оказался альтернативой войнам: государства и идеологии могут отстаивать первенство в спорте, не теряя дееспособных граждан, это война без жертв. Спорт — высококонкурентная среда и специфическая деятельность. Поэтому спорт не для всех, не всем всегда нужен — это главное: он принципиально отличается от физической активности.
При выборе физической активности для ребенка на помощь приходит психология, потому что ни родители, ни тренеры, ни врачи не в силах заглянуть за пубертат и представить, каким именно организмом, телом будет обладать ребенок через пять-десять лет. Первые увлечения физической активностью должны основываться на том, что нравится самому ребенку.
— Какую роль психология играет в этом вопросе?
— Занятия спортом оказывают благодатное воздействие на ребенка, но при одном условии — если родители в это включены. В последнее время многие родители чаще заняты работой, не находят даже минуты для контакта с ребенком, для эмоциональной поддержки, воспитания.
Если мы находим время, если регулярно отводим ребенка на занятия спортом, обсуждаем удачи и поражения, то это формирует надежную привязанность между детьми и родителями, благотворно влияет на отношения в семье, способствуют тому, что у родителей и детей появляется общий повод радоваться и переживать.
Стратегия выбора вида спорта часто идет по пути наименьшего сопротивления. «Активному» ребенку, считает большинство, подходят «активные» виды спорта: баскетбол, футбол. Если ребенок высокий, то отдавать его надо в волейбол и фехтование. Но этот путь хорош для настоящей спортивной карьеры, где врожденные свойства позволят быстрее одерживать верх над соперниками.
Если мы не хотим растить чемпиона, но мечтаем о гармоничном развитии и воспитании для своего ребенка, то можно идти по пути наибольшего сопротивления.
Активного, общительного, беспокойного ребенка можно заинтересовать одиночным видом спорта, который потребует от него умений саморегуляции. Например, легкая атлетика, стрелковые виды или сложно-координационные виды, как спортивная гимнастика, где надо «собраться» и в одиночку показать результат.
Робкого, застенчивого и необщительного ребенка можно заинтересовать хоккеем, футболом. Через занятия в клубе такой ребенок сумеет раскрыть таланты и научится общаться, если раньше не умел.
Так что стратегия выбора вида спорта зависит от того, какое будущее для ребенка мы хотим.
Фото: unsplash
— Но многими видами спорта может быть уже поздно заниматься.
— Если речь о профессиональной карьере, то да. У каждого вида спорта есть свой стартовый возраст. Гимнастика или фигурное катание требуют раннего включения в спортивные занятия, с 4-5 лет. А виды, которые требуют колоссальной выносливости, например, бег на длинные дистанции или велоспорт, нет. Пик развития этих качеств приходится на возраст после двадцати лет. То есть ребенок может успеть поменять много видов спорта и прийти туда, куда интересно, значительно позже, а не в четыре года.
Но если речь все-таки о физической активности и гармоничном развитии личности, тела, души, то начинать в любом возрасте хорошо. Ограничения, конечно, бывают.
Например, детям, на мой взгляд, не стоит заниматься боксом, потому что так накапливаются сотрясения мозга и очевидно, что это не полезно. Но любая физическая активность будет развивать и пластичность нервной системы, и телесную гибкость, и обучаемость новому, будет вырабатывать мотивацию и станет исключительно полезна в школе и других видах деятельности.
Спорт не даст пойти по кривой дорожке
— Может ли спорт решить какие-то подростковые проблемы или усугубить их?
— Нужно смотреть на ситуацию, в которой живет ребенок и его семья. Говоря про благотворное влияние спорта, мы не можем не сказать, что профессиональный спорт для многих детей становится социальным лифтом.
Ребенок из региона переезжает в большой город, где есть спортивная база, путешествует по Европе и миру, где результативно выступает и зарабатывает, делает карьеру. Это может быть рывком вверх для ребенка из не очень благополучной среды, если сам он успешен и мотивирован, здоров и физически крепок.
Для всех детей (особенно это критично для подросткового возраста) спорт является способом не пойти по кривой дорожке. Все вредные и рискованные виды поведения, характерные для школьной поры: низкая физическая активность, ожирение, вредные привычки (алкоголизм, наркомания), деструктивное и саморазрушительное поведение, травля и любые виды немотивированной агрессии — все эти риски несовместимы со спортивной карьерой.
Если подросток серьезно посвящает себя спорту, то с высокой степенью вероятности это гарантирует, что он не окажется в неблагополучных ситуациях. Спортивная карьера — серьезная поддержка и помощь в этом вопросе.
Если речь о подростке, то спорт не только укрепляет связи ребенка и родителей, но и связь со сверстниками, потому что учит доверию, работе в команде, повышает стрессоустойчивость. Любой спорт дает массу поводов справляться со стрессом, переживать неудачи, поэтому те, кто занимается спортом, более стрессоустойчивы по сравнению с теми, кто не занимается спортом вообще.
Если речь о рисках, о том, что спорт может усугубить или повредить, то ничего с ходу в голову мне не приходит. Нет закономерности, что спорт — нечто опасное, вредное и рискованное. Есть риски профессионального травматизма, но, как показывает медицинская практика, бытовой травматизм более распространен и более опасен. Это не повод не заниматься спортом.
— Какие психологические проблемы может решить спорт?
— Во-первых, любой вид спорта или активности учит простой вещи, независимо от того, чем занимаешься: чтобы получить хороший результат, мы должны делать что-то скучное и монотонное. Исполнению партии в балете предшествуют сотни и тысячи часов болезненной растяжки и скучной отработки у станка. Тот, кто систематически занимается спортом, вырабатывает в себе способность к мотивации и постановке цели. Те, кто не очень трудолюбив, не очень хорошо учится, просто не удержатся в занятиях спортом. Спортсмены все разные, но не бывает ленивых! Серьезные занятия точно помогают любому стать дисциплинированным и трудолюбивым.
Во-вторых, физическая активность повышает до определенной меры уверенность в себе. Причем адекватную. Уже после первых проигранных соревнований мы понимаем, что есть объективные причины нашего поражения. Спортсмену проще мириться с собой, принимать себя, работать над собой. Для формирования адекватной и здоровой самооценки спорт — наилучшее средство.
Фото: unsplash
Третий момент — коммуникация и умение людей (особенно это полезно эгоистам) играть по правилам, которые придумал не ты, а кто-то другой. В случае неспортивного поведения ты не выступаешь. Чтобы быть результативным, а все хотят результата, придется быть честным, принять те правила, которые существуют. И это все важные качества для взрослой жизни.
Четвертое, на что стоит обратить внимание. И для застенчивых, и для неуверенных в себе людей спорт является колоссальным ресурсом поддержки и дружбы. Занимаясь среди сверстников, видя чужие недостатки и достоинства, демонстрируя свои, мы привязываемся друг к другу. Многие из нас именно спорту обязаны своими друзьями и близкими людьми.
— Различные виды спорта наверняка развивают разные качества, но какие?
— В зависимости от вида спорта, специфика разная. Может показаться, что единоборствами занимаются очень агрессивные люди. Но, как показывает наука и практика, именно у этих спортсменов не самый высокий уровень агрессии, а основной их навык — предельная саморегуляция. Когда им больно, они должны не поддаться эмоциям, их задача перехитрить противника, победить, а это возможно, если сохранять тактическое и стратегическое мышление, не отдаваться инстинктам, но трезво размышлять и планировать.
Для хоккея и футбола, например, важны не только коммуникация и понимание намерений противника и партнера по команде, но в первую очередь управление своим вниманием. Спортсмен не может сужать внимание до мяча, клюшки или шайбы. Он должен видеть всю площадку целиком. Понимать не только свою траекторию движения, но и траекторию противника. Замечать, оценивать, реагировать — это требует колоссальных затрат умственной энергии.
Если речь об одиночных видах спорта: фигурном катании, гимнастике, стрельбе из лука, скалолазании, то самое важное здесь уметь отключать внутреннюю критику и четко воспроизводить то, чему научен. То есть справляться и управлять своим стрессом, параллельно показывая великолепную координацию движений. Это только кажется простым. Это невероятно сложно, и человеку, который отдался во власть паники, тело отказывает, он становится неловким, скованным.
Психику тренер не сломает, но может стать родным человеком
— Спортсмены взаимодействуют с тренером. И способы этого взаимодействия бывают разные. Часто тренеры не стесняются в выражениях, обесценивают, чрезмерно строги, чтобы привести спортсмена к результату. Это же касается и тренеров в спортивных секциях. Может ли характер тренера и его поведение по отношению к ребенку травмировать, особенно в подростковом возрасте? Или спорт так закаляет, что уже не замечаешь жестокости по отношению к себе?
— Тренер — одна из наиболее авторитетных персон в жизни спортивного подростка. Здесь уместно провести параллель между педагогами и тренерами, большая часть которых любит детей и свою работу.
Но, как и со школьными учителями, жестокость и цинизм настолько яркие вещи, что к ним часто приковывается всеобщее внимание, и в основном вина за негативные стереотипы лежит на СМИ. На тысячу дружелюбных и доброжелательных тренеров найдется один, который поражает агрессией и жестокостью. Но это не правило, а исключение, и часто оно связано с высокой степенью ответственности и профессиональным выгоранием, а не с тем, что человек плохой и безнравственный.
Если тренер некорректен, если родители видят, что общение с ним приносит опасности или риски, то стоит прервать это взаимодействие. Впрочем, это касается любого другого специалиста, от которого ребенок в той или иной мере зависит. Если общение вас не устраивает, вы можете поменять педагога, врача, репетитора. Если все складывается хорошо, то тренер становится почти родственной фигурой для ребенка. Человеком, которому он доверяет, и это доверие полностью оправдано.
Фото: unsplash
— Унижать и обесценивать все-таки довольно частый тренерский прием, с аргументацией «иначе не получится». Не ломает ли это психику ребенка? Не делает ли его самого жестоким по отношению к другим?
— Расхожее выражение «сломать психику» излишне часто используется, это крайне редкое явление. Психика может ломаться в условиях боевых действий, тогда мы говорим о посттравматическом стрессовом расстройстве. Агрессивное или невежливое общение неприятно, может унизить, обидеть, но оно не ломает психику. К этому надо относиться трезво.
Самое худшее, что связано с таким общением, — это снижение у ребенка мотивации. Спорт может стать ему противен. Это нехорошо. У физически активных родителей рождаются здоровые дети, и воспитание их в спортивном духе циклично, передается от поколения к поколению. Поэтому надо стараться, даже если ребенок не будет чемпионом, чтобы он сохранил любовь и привязанность к физической активности. И здесь поможет вовлеченность родителей, которые смогут обеспечить правильное отношение к поведению тренера. Они могут и забрать ребенка из большого спорта с этой же целью. И даже не став чемпионом мира, такой ребенок в будущем точно сможет уже со своими детьми бегать в парке, кататься на коньках, играть на даче в футбол.
В центре внимания родителей всегда должны находиться здоровье и благополучие ребенка, на втором месте результативность тренировочного процесса, и лишь на последнем собственные амбиции.
— Часто родители отдают заниматься детей за компанию или потому что открылась секция рядом с домом, не всегда учитывая мнение ребенка. Насколько приемлемо это и чем чревато?
— Если воля ребенка не учитывается, если родители пытаются реализовать свои амбиции (мама мечтала стать балериной, а папа ватерполистом), то ребенок может просто не оправдать родительских надежд.
Если ребенок оказывается в ситуации династии, когда хочешь не хочешь, а продолжать дело предков придется, то у него может получаться лучше, чем у других, раз его родители занимались, но и провал не исключен.
Если мы говорим ребенку, что надо хоть чем-то заниматься, а чем именно, зависит от того, какая секция есть рядом с домом, то это нормальная стратегия. Она удобна для родителей и зачастую приносит хороший результат. Многие чемпионы мира, с которыми я общался, вспоминая начало своей карьеры, рассказывали о секциях, детских спортшколах, которые находились неподалеку от дома и куда они ходили после школьных занятий. В этом случае мы рискуем лишь тем, что ребенку может стать скучно, если вид спорта окажется не его призванием.
Главное, чтобы физическая активность была не только полезна, но и нравилась ребенку. Например, ваш сын смотрит матчи Тайсона и мечтает стать боксером или видит Емельяненко и хочет заниматься самбо, дочь восторженно смотрит матчи Шараповой или выступления Хоркиной… Мотивация — это половина дела. А дальше все зависит от способностей. Или ребенок становится профессиональным спортсменом, или просто занимается физкультурой и растет здоровым и счастливым.
Профессиональные занятия спортом создают большие нагрузки для психики ребенка. Например:
Мотивация. Ребенку нужно стремиться к высоким результатам. Это нелегкая задача для многих взрослых. Дети тренируются, когда хочется играть, повторяют одно и то же действие, пока не достигнут идеального исполнения и т.д.
Функция детского спортивного психолога:
- Специалист и клиент подберут из множества мотивационных техник самые подходящие. Так, чтобы ребенок мог вкладываться в спортивную карьеру с полной отдачей при любых обстоятельствах.
- Психолог вместе с ребенком определят и эффективные методы для повышения продуктивности тренировок.
Подготовка к соревнованиям. Этот процесс очень затратен для детской психики. Повышенные физические нагрузки и волнение перед выступлением запускают механизмы стресса. Юному спортсмену в этот период особенно важна профессиональная поддержка.
Актуальность спортивного психолога для ребенка:
- Профессиональный психотерапевт проработает с клиентом ситуации победы и проигрыша, конкуренции и т.д. Эти явления могут нанести ребенку большую травму на всю жизнь, если он не сумеет конструктивно воспринять и прожить их.
- Детский спортивный психолог поможет спортсмену научиться справляться с волнением перед выходом на арену, а также управлять своим психологическим состоянием.
- Психотерапевт и клиент будут вместе работать над упражнениями по расслаблению и концентрации усилий. Так тренировки станут эффективнее, а ущерб для психики ребенка – существенно меньше.
Коммуникация. Ребенку-спортсмену важно уметь выстраивать отношения с тренером и/или членами команды. Что не всегда бывает просто. Занять свое место в коллективе, уметь вести себя в конфликтных ситуациях, эффективно работать с разными людьми – незаменимые навыки для любого спортсмена.
Польза психолога:
Специалист совместно с клиентом проработают любые сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии с окружающими: стеснение, неумение отстаивать свою точку зрения, неспособность слышать другого и т.д.
Спортивный психолог для ребенка научит клиента управлять своими эмоциями, чтобы качество командной работы не зависело от климата между ее членами. Этот же навык будет актуален в решении конфликтов.
Поиск ресурсов. Юные спортсмены много тренируются. У них значительно меньше времени на отдых и игры по сравнению со сверстниками. Это вызывает стрессовые реакции практически у каждого ребенка.
Чем в этом случае полезен детский спортивный психолог?
В ходе консультаций со специалистом будет найден баланс между отдыхом и нагрузками.
Психотерапевт вместе с ребенком определят, какие ресурсы из неспортивной жизни ребенка могут компенсировать повышенные энерго и временные затраты на спорт.
Психологи центра «Квартет» окажут качественную, профессиональную поддержку и при любых других сложностях, возникающих у юных спортсменов.
Звоните и записывайтесь на прием!
Будем рады помочь Вам!