Это одна из самых старых каменных церквей Санкт-Петербурга. Изначально она принадлежала находящемуся рядом Андреевскому собору. Он тогда ещё был деревянным, требовалось тёплое помещение для зимних служб. Восточная часть построенного храма венчалась куполом со шпилем, над трапезной была установлена колокольня также с куполом и шпилем. Церковь была освящёна в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1916 году, когда в Санкт-Петербурге грузинская диаспора насчитывала около 6 000 человек, церковь была отдана грузинскому приходу. Здесь впервые в Санкт-Петербурге прошли богослужения на грузинском языке.
Кроме того, при церкви хоронили знатных грузин. До сих пор на стене сохранена надпись на грузинском и русском языках: «На сем месте погребена грузинского полку господина майора князя Эдишера Потальевича Амилахвари супруга его Гука Нодаровна, которой от рождения 37 лет, а преставилась в нынешнем 1745 г. месяца марта 28 числа».
После революции приход был закрыт и в здании разместили трикотажную фабрику.
Об особенностях этого дня читателям «Вестей» рассказал Владыка Павел
В это, 12 февраля, Святая Церковь воспоминает трех великих угодников Божиих: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
- Читайте также День всех влюбленных: раскрыта тайна святого Валентина
О празднике читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
Содержание
Три святителя Вселенских
Икона трех святителей
При императоре Алексее Комнине (время правления с 1018 по1118 годы) в народе появились ианиты, василиане, григориане, которые в спорах не могли определиться, кто выше по достоинству, чести и славе перед Богом среди святителей — Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст.
- Читайте также Как подготовиться к Великому посту-2017 и что стирает любой грех
Сторонники Василия Великого отмечали в нем строгость и требовательность к себе и окружающим, борьбу с ересями. Его считали организатором монашеской жизни. А также он был вознесен на ангельскую высоту, поскольку весьма доступно и понятно объяснял тайны природы.
Василий Великий: изречения
- Берегитесь измерять пост простыми воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить.
- Болезни бывают от вещественных начал, и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни и как наказание за грех, и здесь нужно терпение и покаяние.
- Душа не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется каким-либо телесным очертанием, но узнается только по действиям.
- Если душа как должно управляет стремлениями тела, то и тело спасено, и душа пребывает вне опасностей.
- Живущему добродетельно невозможно быть всеми почитаемым.
Сторонники Иоанна Златоустого возражали, что Иоанн также непримиримо боролся с пороками, призывал грешников к покаянию, но равным ему в красноречии не было. В своих проповедях ему лучше, чем кому-либо удавалось толковать Слово Божие и показывать его применение в жизни.
Иоанн Златоуст: цитаты
- Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
- Послушай Бога в заповедях, чтобы Он послушал тебя в молитвах.
- Разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви
- Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
- Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
- Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.
Сторонники Григория Богослова отмечали, что святитель лучше всех освоил мудрость греческого мира, отмечали величие и чистоту языка и никто, в их понимании, не смог изложить учение о Святой Троице, как это сделал Святитель Григорий.
Григорий Богослов: слова
- Все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и не прочно.
- Для ходящего по высоко натянутому канату не безопасно уклоняться в стороны, и малое, по-видимому, уклонение влечет за собою большее, безопасность же его зависит от равновесия.
- Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других.
- Простота неосторожна; человеколюбие не без слабостей; и кто далек от зла, тот всего менее подозревает зло.
- Говорить о Боге — великое дело; но гораздо большее — очищать себя для Бога (…). Учить — дело великое, но учиться — дело безопасное.
- Мужья были законодателями; поэтому и закон обращен против жен.
Этим спорам не было видно конца, поскольку чем дальше, тем больше людей принимали ту или иную сторону и пререкания продолжались. Тогда три Святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали в один голос: «Скажи нашей пастве, что мы у Бога все одинаковы, у нас нет соперничества. Каждый из нас обладая той или иной благодатью Святого Духа творил необходимое для спасения людей. У нас нет первого, второго, третьего. Призывая в молитве имя одного святителя, двое других также присутствуют. Повели ссорящимся не создавать расколов в церкви, а способствовать единству и согласию. Составь один праздник нам троим, мы у Бога в одинаковой чести, составь для него, а для нас службу, где будут песнопения каждому из нас, передай пастве, чтобы праздновали каждый год. Если будут почитать нас таким образом, мы будем молить Господа в общей молитве о спасении».
После этих слов святители поднялись на небо озаренные светом. А святой Иоанн Мавропод собрал народ и сообщил о своем видении. Все спорившие партии примирились, поскольку митрополита все очень уважали за его добродетели.
- Читайте также Митрополит Павел рассказал, как впустить Бога в своей сердце
Тридцатый день января (по старому стилю), по новому – 12 февраля, скорее всего тоже не случайная дата, поскольку митрополит, словно завершая месяц, в который происходили три дня памяти этих святых, – объединил их в один в конце месяца.
«С этого времени Святая Церковь молитвенно почитает этих трех святителей, которые потрудились много для церкви, сами стали примером для подражания, оставили своим потомкам святое наследие, невзирая на опасности и преследования. Этим праздником мы почитаем совокупность знаний, просвещения, которое мы получаем через слово. Литургия Василия Великого, которая служится 10 раз в год, Иоанна Златоустого, которая служится каждый день, и Григория Святителя преждеосвященных даров, которая служится в пост. Поэтому величая трех святителей, мы отдаем славу тому, кто возлюбил Бога, и пускай они молятся о грешных и недостойных рабах своих», — поведал митрополит Павел.
Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков.
Аминь.
Тропарь Святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту
В связи с участившимися случаями использования эксклюзивных материалов газеты «Вести» и сайта vesti.ua без ссылок на первоисточник, напоминаем нашим читателям о законе об авторском праве и санкциях, предусмотренных за его несоблюдение. Мы приветствуем использование наших материалов, но только с гиперссылкой на Вести. В противном случае оставляем за собой право обращаться в суд.
Каждый год, 30 января (12 февраля по старому стилю), Православная Церковь чествует трех Великих Отцов Церкви и Вселенских Учителей и Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции они почитаются как покровители образования.
Праздник Трех Иерархов был введен в середине 11-го века, во времена правления византийского императора Константина Мономаха митрополитом Эвхаитским Иоанном Мавроподом, являющимся выдающимся деятелем византийской науки и литературы. Цель Мавропода состояла в том, чтобы представить этих трех выдающихся личностей христианства в качестве главных сторонников догмата о Пресвятой Троице и положить конец не стихающим спорам о том, кому из трех святителей нужно отдавать предпочтение.
Разногласия зашли так далеко, что внутри церкви началось деление на три «лагеря»: василианов, григорианцев и иоаннитов.
Праздник Трех Иерархов, помимо религиозного характера, носит и просветительский. Он считается праздником греческого образования, так как Святители способствовали развитию христианского учения в сочетании с развитием древнегреческой грамоты. Образовательный характер празднования дня Трех Иерархов был установлен 9 августа 1841 года ученым советом Национального университета имени Каподистрии.
Святитель Василий Великий
День памяти 1 января (14 января по старому стилю).
Святой Василий родилсся в 330 году в Кесарии Каппадокийской, в семье понтийского ритора (адвоката того времени) Василия и Эмилии. В семье, кроме Василия было ещё 8 детей. В один день с Василием Великим церковь чтит память всей семьи:
- Святого Василия Старшего (отец)
- Преподобной Емилии (мать)
- Григория Нисского (брат)
- Святителья Петра (брат)
- Праведного Навкратия (брат)
- Преподобной Макрины (сестра)
- Блаженной Феосевии (сестра).
После получения начального образования, Василия отправили в Византию для продолжения учёбы. В 351 году юноша отправился в Афины, где процветали наука и искусство. Здесь он изучал риторику, философию, астрономию, геометрию, медицину, физику и многое другое. Во время учёбы в Афинах, Василий Великий подружился с Григорием Богословом и эта дружба продолжалась всю жизнь.
После Афин Святитель вернулся в Кесарию, где занимался риторикой, как и его отец. Вскоре он отправился в паломническое путешествие в Египет, Палестину, Месопотамию и Сирию, чтобы поближе познакомиться с монашеством — «наукой из наук» монашеством. Строгий, аскетический образ жизни пришёлся Василию по душе, так, что он даже отправился на Понт и в течение пяти лет (357-362) монашествовал.
Василий намеревался остаться в уединении навсегда, но смерть епископа Кесарийского Евсевия изменила ход событий. Народ Кесарии просил Василия занять место епископа и после своего избрания, он был вынужден вернуться в Кесарию. Святитель оставался епископом Кесарийским в течение девяти лет, а дела совершённые им за это время послужили примером для будущих поколений. Он основал благотворительные общества по уходу за бедными и больными, известные как «Василиады».
Василий Великий внес решающий вклад в формулировку догмата о Святой Троице. Отдельного внимания также заслуживает написанная Святителем Божественная литургия («Литургия Василия Великого»).
Его работы делятся на догматические, антиарианские, аскетические, практические, беседы и послания.
Всю свою недолгую жизнь он боролся за единство христианской церкви, которая в те времена изнывала от разных ересей. Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте 49 лет.
Святитель Григорий Богослов
День памяти 25 января (7 февраля по старому стилю).
Святой Григорий родился в 329 году в Арианзе, недалеко от города Назианза в Каппадокии. Он получил христианское образование от своего отца Григория, епископа Назианзского. Святитель учился в самых известных духовных центрах того времени — Кесарии, Александрии и в Афинах, где он был одноклассником Василия Великого.
После учебы Святитель возвращается в Назианз и в возрасте 30 лет приняв крещение, отправляется в пу́стынь, где становится монахом.
Вскоре отец Григория, который на тот момент уже находился в преклонном возрасте, просит его о помощи на пастырском поприще. A по возвращении, по просьбе христиан, он был рукоположен в пресвитеры. Позже Василий Великий, будучи епископом Кесарийским, рукоположил его в епископы, против воли самого Григория.
После кончины отца, Святитель решает вернуться к уединению, но так как на тот момент он уже прослыл своей добродетелью, мудростью и добросовестностью, христиане Константинополя призывают его вступить в борьбу с арианством, которое своими еретическими лжеучениями терзало Церковь.
Согласившись Григорий отправляется в столицу, где находит пристанище в небольшом храме, освященном в честь «Анастаси» (Воскресения), в знак победы Православия над арианством.
Здесь он произнес свои знаменитые «Пять слов о богословии». Именно это сочинение снискало Григорию имя «Богослов».
В 381 году в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор, который был призван утвердить никейский символ веры и избрать нового епископа.
Григорий Богослов был избран новым архиепископом Константинополя. Однако некоторые члены Синода, отсутствовавшие на заседании Собора, являясь его противниками, не согласились с таким исходом, и Григорий без колебаний сложил с себя полномочия.
Последние годы Святитель провёл в фамильном имении, удалившись от всякой общественной деятельности и ведя строгий аскетический образ жизни, параллельно занимаясь литературной деятельностью.
Умер Григорий Богослов 25 января 390 года, в возрасте 61 года.
Святитель Иоанн Златоуст
День памяти 13 ноября (26 ноября по старому стилю).
Иоанн Златоуст родился в 347 году. Его отец умер вскоре после рождения сына, так что забота о воспитании легла полностью на мать Иоанна — Анфусу. Юноша обучался риторике у крупнейшего учителя позднеантичной эпохи — Либания. Учитель настолько высоко ценил Иоанна за его внушительные успехи, что в последние годы своей жизни, на вопорс, кому он поручил бы школу, Либаний ответил: «Златоусту, если бы его не похитили христиане» (Либаний был чужд христианской веры и поэтому был глубоко огорчён тем, что многие из его учеников, в том числе и Иоанн Златоуст, обратились в христианство).
По завершении учебы Святитель некоторое время уделил юридической практике в Антиохии. После кончины матери Златоуст принял монашество, которое называл «истинной философией» и на 4 года удалился в пу́стынь.
В 381 году он вернулся в Антиохию и был рукоположен в дьяконы а затем и в пресвитера (386 г.). За время своей священнической деятельности Святитель особое внимание уделял толкованию Священного Писания и проповеди. Вскоре его репутация вышла за пределы Антиохии, и в конце 397 года он был вызван в Константинополь, где Архиерейский Собор избрал его в Архиепископы Константинополя (26 февраля 398 года).
Его главной целью была реорганизация Церкви, так как Златоуст считал, что моральному возрождению общества должно предшествовать духовное очищение духовенства и знати.
Его проповеди обличали распущенность нравов императорского двора и общества в целом, призывая к необходимости вернуться к принципам христианской жизни. Святитель не стеснялся выступать и против императрицы Евдоксии, из-за чего был дважды сослан.
Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в возрасте 60 лет, во время второго изгнания, по пути в Пицунду (Абхазия).
Иоанн Златоуст признан величайшим церковным писателем. Его работы впечатляют своим объемом и богословской глубиной.
День памяти трех иерархов и учителей Восточной Церкви празднуют 12 февраля по Юлианскому календарю. В народе этот праздник называют еще «Трех святых»: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста.
День памяти трех иерархов и учителей Восточной Церкви празднуют 12 февраля по Юлианскому календарю. В народе этот праздник называют еще «Трех святых»: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста.
В богослужениях все они названы равноапостольными, столпами Церкви и учителями вселенной. Как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, праздник трех Святителей принадлежит к новейшим праздникам Греческой Церкви. Толчком к установлению этого праздника стал большой спор во второй половине ХІ ст. о том, кто из них троих более ценен для Церкви. Одни выше ставили святого Василия Великого, другие — святого Григория Богослова, а третьи — святого Иоанна Златоуста. Сторонники святого Василия называли себя василианами, святого Григория – григорианами, а святого Иоанна — иоаннитами.
Этот спор решили сами Святители. Они сначала каждый по отдельности, а потом все втроем явились Иоанну — епископу города Евхаит, отличавшемуся мудростью, знанием, добродетелями, и сказали: «Мы, как видишь, равны у Бога и нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу, а каждый из нас отдельно в своем времени, отдельно вдохновленный Божьим Духом написал соответствующие поучения для спасения людей. Так что нет между нами ни первого, ни второго, но если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Установи празднование нашей памяти в один день, так как мы равны у Бога, а совершающим память о нас мы будем споспешниками к спасению».
Епископ Иоанн сделал, как ему повелели Святители. А из-за того, что Церковь уже праздновала в январе память каждого из них по отдельности, то он в 1076 году назначил их общий праздник 30 января (по юлианскому стилю — 12 февраля). Кроме того, в их честь епископ составил проповедь, тропари, каноны и стихиры. Наши летописи 1076 года упоминают об установлении этого праздника в Греции.
Богослужение праздника воспевает и прославляет трех Святителей за их горячую любовь к Богу и ближнему, твердую веру, значение для Церкви, светлые добродетели, Божью мудрость и заступничество.
«Василий божественный ум, — поем на стиховне малой вечерни, — Григорий божественный глас, Иоанн воскресный светильник, три высочайшие угодницы Троицы и служителие да прославятся». В стихире на стиховне вечерни сказано: «Духа органы, грома божественного трубы, молнии проповедничества, светильники всесветлые, золотые и светоносные в Боге, преблаженный Василие, Григорие всемудрый, всезлатой и всечестный Иоанне».
Приводя в пример их величие, заслуги и значение для Бога, Церковь призывает верных к подобающему прославлению Трех Святителей: «Любители праздника, — поем на литии, — сойдясь, славим песенными похвалами Христовых Святителей, Отцов славу, столпы веры и верных учителей и хранителей, говоря: Радуйся, церковное светило, Василие премудре, и столпе нерушимый. Радуйся, уме небесный, архиерее преславный, Григорие Богослове. Радуйся, Златослове, всезлатой Иоанне, покаяния ясный проповедниче. Но, Отцы пребогатые, не переставайте всегда молиться ко Христу о верою и любовью совершающих ваше священное и Божественное торжество».
В народе этот праздник называют «Трех святых»: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуст. В богослужениях все они названы равноапостольными, столпами Церкви и учителями вселенной.
День памяти трех иерархов и учителей Восточной Церкви празднуют 12 февраля по Юлианскому календарю (30 января — по Григорианскому). В народе этот праздник называют еще «Трех святых»: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуст. В богослужениях все они названы равноапостольными, столпами Церкви и учителями вселенной.
Как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, праздник трех Святителей принадлежит к новейшим праздникам Греческой Церкви. Толчком к установлению этого праздника стала большой спор во второй половине ХІ ст. о том, кто из них троих более ценен для Церкви. Одни выше ставили святого Василия Великого, другие — святого Григория Богослова, а третьи — святого Иоанна Златоуста. Сторонники святого Василия называли себя василианами, святого Григория – григорианами, а святого Иоанна — иоаннитами.
Этот спор решили сами Святители. Они сначала каждый по отдельности, а потом все втроем явились Иоанну — епископу города Евхаит, отличавшемуся мудростью, знанием, добродетелями, и сказали: «Мы, как видишь, равны у Бога и нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу, а каждый из нас отдельно в своем времени, отдельно вдохновленный Божьим Духом написал соответствующие поучения для спасения людей. Так что нет между нами ни первого, ни второго, но если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Установи празднование нашей памяти в один день, так как мы равны у Бога, а совершающим память о нас мы будем споспешниками к спасению».
Епископ Иоанн сделал, как ему повелели Святители. А из-за того, что Церковь уже праздновала в январе память каждого из них по отдельности, то он в 1076 году назначил их общий праздник 30 января (по юлианскому стилю — 12 февраля). Кроме того, в их честь епископ составил проповедь, тропари, каноны и стихиры. Наши летописи 1076 года упоминают об установлении этого праздника в Греции.
Богослужение праздника воспевает и прославляет трех Святителей за их горячую любовь к Богу и ближнему, твердую веру, значение для Церкви, светлые добродетели, Божью мудрость и заступничество.
«Василий божественный ум, — поем на стиховне малой вечерни, — Григорий божественный глас, Иоанн воскресный светильник, три высочайшие угодницы Троицы и служителие да прославятся». В стихире на стиховне вечерни сказано: «Духа органы, грома божественного трубы, молнии проповедничества, светильники всесветлые, золотые и светоносные в Боге, преблаженный Василие, Григорие всемудрый, всезлатой и всечестный Иоанне».
Приводя в пример их величие, заслуги и значение для Бога, Церковь призывает верных к подобающему прославлению Трех Святителей: «Любители праздника, — поем на литии, — сойдясь, славим песенными похвалами Христовых Святителей, Отцов славу, столпы веры и верных учителей и хранителей, говоря: Радуйся, церковное светило, Василие премудре, и столпе нерушимый. Радуйся, уме небесный, архиерее преславный, Григорие Богослове. Радуйся, Златослове, всезлатой Иоанне, покаяния ясный проповедниче. Но, Отцы пребогатые, не переставайте всегда молиться ко Христу о верою и любовью совершающих ваше священное и Божественное торжество».
Теги: #Три святителі #Календарь