Население Японии стремительно сокращается и в перспективе вымрет полностью. Чтобы справиться с дефицитом рабочих рук, моноэтническая страна ослабляет одни из самых строгих миграционных законов в мире. Демографический провал должны восполнить иностранцы и роботы.
Парламент Японии принял закон, открывающий доступ в страну низкоквалифицированным рабочим-иностранцам. Власти рассчитывают, что в ближайшие пять лет приедут 350 тыс. таких рабочих, которых раньше считали источником преступности и снижения зарплат самих японцев.
С апреля 2019 году года на работу в Японию смогут устроиться рабочие в 14 секторах экономики, в которых дефицит кадров ощущается больше всего: строительство, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, медицина, уход за больными и престарелыми, судостроение и некоторых других. В законе не прописаны положения о защите прав иностранных рабочих и устройстве их быта, однако указано, что приезжие будут получать не меньше, чем их японские коллеги.
Кроме того, для высококвалифицированных работников будет разрешен переезд с семьей.
В 2017 году в 126-миллионной Японии были зарегистрированы порядка 1,3 млн иностранных рабочих служащих. Среди них преобладают граждане Китая, Вьетнама и Филиппин.
В целом иностранцы составляют всего 2% населения Японии.
До последнего времени использование зарубежных граждан в сфере физического труда в принципе было запрещено. Хотя пути обхода этого ограничения существовали. Так, на неквалифицированную работу легально могли претендовать иностранцы японского происхождения, иностранные студенты и стажеры.
Власти Японии не раз подвергались критике за то, что трудовые мигранты работают в качестве «стажеров технических специальностей» в крайне некомфортных условиях труда, с низкими зарплатами и длительными рабочими днями. Представители оппозиции указывали, что они ничему не учатся, а фактически эксплуатируются. Они опасаются, что и новый закон «не обеспечивает мигрантам права на человеческое обращение».
Желание Токио привлечь трудовых мигрантов понятно. Но план по приему 350 тысяч иностранных рабочих — это недостаточная мера, чтобы переломить многолетнюю тенденцию сокращения населения.
Только в 2017 году оно сократилось на 373 тысячи человек. «Хотя политика открытия дверей — это верное направление, правительство должно делать еще больше», — сказал CNBC экономист Natixis Japan Securities Кохей Ивахара.
Традиционно отношение к мигрантам у японцев негативное. Согласно ноябрьскому опросу газеты Yomiuri Shimbun, лишь 48% населения Японии выступают за увеличение числа иностранных рабочих, 42% — против этой меры.
Демографическая беда
Сокращение численности населения — одна из наиболее острых проблем для Японии. Длительный период низкого уровня рождаемости начался еще в 60-е, и с тех пор эта тенденция не поменялась.
К 2065 году в Японии будут проживать 88 млн человек, а к 2115 году их количество упадет до 51 млн, прогнозировал Национальный институт населения и социальной защиты. По данным на конец 2017 года, в Японии живут 126,8 млн человек. Это значит, что к 2115 году население сократится на 60%. Коэффициент рождаемости сейчас составляет 1,44 ребенка на одну женщину. Для естественного воспроизводства населения этот показатель должен составлять около 2,1, писал институт.
Ученые просчитали, что при самом негативном сценарии,
нация перестанет существовать в 3776 году.
При этих расчетах исследователи исходили из текущего уровня иммиграции — всего лишь 50 тысяч человек в год. Для стабилизации численности населения приток людей в страну должен превышать 500 тыс. человек, предупреждал институт.
В 2017 году в Японии был зафиксирован самый низкий уровень рождаемости за последние 100 лет. В стране родилось рекордно мало детей — 941 тысяча. Минздрав зафиксировал «уменьшение количества женщин детородного возраста — от 25 до 39 лет». При этом показатель смертности составил 1,34 млн человек.
Чтобы как-то исправить ситуацию, власти снизили возраст совершеннолетия с 20 до 18 лет. С этого возраста можно будет и вступать в брак. Косвенно эта мера должна привести к повышению рождаемости, надеются в правительстве. Также принимаются меры, чтобы решить проблемы с очередями на поступление в центры дневного ухода за детьми. Ведется работа по улучшению условий труда для работников с частичной занятостью, прежде всего молодых мам.
Другое дело, что сами японцы не очень хотят замуж или жениться — по результатам исследования Национального института населения 2016 года, без партнерш и партнеров живут 70% японцев и 60% японок. Японцы развитию личных отношений явно предпочитают строить карьеру — в среднем жители страны восходящего солнца работают по 16 часов в день.
Примечательно, что в Японии при этом очень много долгожителей, и продолжительность жизни в стране — одна из самых высоких на планете. В 2016 году продолжительность жизни мужчин составляла почти 81 год, а женщин — чуть больше 87 лет.
В 2017 году около 68 тысяч японцев перешагнули рубеж в 100 лет, для сравнения: в России — 7 тысяч человек. Прогнозы ООН говорят, что в Японии в 2050 году будет почти один миллион людей в возрасте более ста лет.
Старение населения не может не сказываться на экономике. Власти больше тратят на выплату пенсий и на здравоохранение. Трудоспособного населения, а, значит, и налогоплательщиков становится меньше, что тормозит экономику. В связи с этим власти Японии планируют подготовить к 2022 году законопроект о повышении пенсионного возраста до 70 лет. В настоящее время как мужчины, так и женщины выходят на пенсию в возрасте 65 лет. Экономике страны выгодно, чтобы пенсионеры продолжали работать — высокий уровень жизни в целом этому способствует. Пенсионный фонд составляет около 55 триллионов иен (около $500 млрд) и является дефицитным — почти $110 млрд вносится из бюджета. По прогнозам, к 2065 году на одного работающего придется один пенсионер, что почти катастрофа. Сейчас уже 30% населения страны старше 65 лет.
Япония будущего — страна роботов
Японцы, тем не менее, придумали еще один выход из ситуации с нехваткой рабочих рук. Это роботы. Уже сейчас в стране используют роботов для ухода за пожилыми людьми в домах престарелых. Премьер-министр Синдзо Абэ продвигает «революцию роботов». По его планам, рынок робототехники должен вырасти к 2020 году в четыре раза до 2,4 трлн иен, при этом четверть всех работ в крупных японских корпорациях к этому времени будут выполнять именно они.
Не хватает и педагогических кадров, поэтому в августе 2018 года Министерство образования Японии объявило, что в следующем году запустит программу, в рамках которой в школах страны будут внедрены англоговорящие роботы с искусственным интеллектом. Так школьники будут учить английский язык. Набирает силу и тенденция замещения строителей. Несколько японских строительных компаний разрабатывают роботов для высотного строительства. В частности, компания Shimizu тестирует роботов, которые могут сваривать балки, транспортировать грузы и устанавливать потолочные панели.
Роботы начнут работать на производствах, будут собирать посуду со столиков в ресторанах, размещать товар в супермаркетах, убирать помещения в отелях. Похоже, что и общаться японцы предпочитают с роботами — первую партию социального робота-компаньона Pepper в 1000 штук японцы раскупили за минуту. И это при том, что стоит он недешево — около $10 тыс.
Япония имеет, пожалуй, самую долгую историю и богатый опыт разработки инновационных технологий. Согласно данным Международной федерации робототехники (IFR) на конец 2017 года, японцы производят более 50% всей робототехнической продукции в мире.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности демографического развития населения Японии»
Актуальность темы исследования После Второй мировой войны уделяли немало внимания изучению Японии .Было опубликовано много интересных и содержательных работ , посвященных исследованию различных аспектов экономики , истории , социальной структуры , внутренней политики , международных отношений , языка и культуры , национального вопроса и т.д. Однако при всей присущей этим исследованиям глубине разработки многих сложных проблем , оригинальности теоретических обобщений и актуальности практических выводов в них обходится , как правило , вопрос о роли демографических факторов в общественном развитии Японии . А важность этих факторов ныне уже никто не подвергает сомнению .
Вместе с тем следует отметить и малоизученность данной проблематики в отечественной науке , где были бы показаны особенности демографического развития японского населения в целом и где был бы дан анализ демографических событий, происходивших и происходящих в Японии. А по существу обобщающих работ по демографическому переходу в Японии , его факторов и особенностей , в российской науке нет . В диссертации мы попытались восполнить этот пробел , что и стало главной целью нашего исследования , его научной новизной .
В современной Японии совершаются не только бурные политические события и серьезные социально-экономические преобразования. За последние 50 лет в этой стране произошли и весьма значительные демографические сдвиги . Сложившаяся здесь , как и во многих развитых странах , демографическая ситуация несет опасные осложнения для дальнейшего социально-экономического роста — остро встает перед страной проблема «старения» населения , которое идет в Японии гораздо быстрее , чем в других странах . Доля престарелых граждан (лиц старше 65 лет) в общей численности населения составила в 2000 г. 16,8 % . Ожидается , что к 2025 г. она увеличится до 27,4 % , а в 2050 г. достигнет 32,3 % . В то же время , доля населения в возрасте до 15 лет , наоборот , снизилась до 14,7 % в 2000 г. против 18,2 % в 1990 г., а в 2025 и 2050 гг. составит 13,0 % .
В то же время , в результате успехов в области медицины и здравоохранения в послевоенный период резко сократилась детская смертность, а также смертность взрослого населения от инфекционных заболеваний , широко распространенных в прошлом .
Отметим , что без учета демографического фактора нельзя теперь правильно оценить ни нынешнего внутреннего положения , ни перспектив дальнейшего развития . Стала очевидной уже не только желательность , но и необходимость научного исследования демографических проблем населения Японии .
Рассматривая демографический переход в Японии , следует обратить внимание и на главную ее особенность географического — островного положения. Япония окружена со всех сторон морями и расположена на четырех крупных островах : Хоккайдо , Хонсю , Сикоку , Кюсю , а также 4 ООО мелких островов . Протяженность японских островов — 3 ООО км , территория — 377 200 кв. км .
Демографические процессы протекают в Японии , где горы составляют 80 % всей ее площади , и лишь 15% культивировано , таким образом полезной площади мало. Горы ограничивают полезную площадь страны , затрудняют связь , осложняют освоение земель . Равнины расположены только в прибрежной полосе . Этим Япония отличается от континентальных стран .
Население Японии характеризуется исключительной национальной однородностью .В 2000 г. количество лиц неяпонской национальности исчислялось 1 556 113 человек , что по отношению к общей численности населения страны составляло 1,2 % .Среди национальных меньшинств Японии наиболее многочислены корейцы — 636 548 человек , за ними следуют китайцы — 294 201 и наконец бразильцы — 224 299 человек .
По численности населения Япония занимает 9-е место в мире . Средняя плотность населения на 1 кв. км примерно 339 человек .
За 100 лет население страны увеличилось в 3 раза — с 43.8 млн. человек в 1900, до 127 млн. в 2000 г. При этом , в 80-е — 90-е гг. рождаемость резко сократилась , смертность снизилась . Средняя продолжительность предстоящей жизни населения заметно выросла : если в 1935 г. она составляла 47 лет у мужчин и
50 лет у женщин , то 2000 г. — соответственно 77 и 84 года . По этому показателю демографического развития Япония вышла на первое место в мире .
Особую актуальность представляет и вопрос исторического расселения японцев в Бразилии , Перу , США и Канаде , вопрос об использовании японских рабочих в этих странах , о роли японской диаспоры , размеры которой превышают 1 млн. человек.
Вместе с тем все большее значение приобретают демографические процессы, что связано с быстрым ростом населения в первые послевоенные годы , а затем замедление темпов его прироста в Японии , изменением его возрастной структуры, возникновением и усилением ряда диспропорций в территориальном распределении населения.
Значение демографической проблематики диктует необходимость исследования народонаселения Японии . Нашей задачей было начать комплексное исследование населения Японии В данной диссертационной работе рассматривается ряд основных демографических показателей в их динамике , важнейшие демографические процессы , а также сделана попытка установить некоторые связи между социально-экономической структурой , взятой в ее историческом движении , и теми или иными демографическими явлениями .
Еще раз отметим , что до настоящего времени в отечественной науке не проводилось комплексных исследований демографического перехода в Японии , процессов происходящих в японской семье и демографическом развитии , а также не изучены проблемы зарубежного расселения японцев в мире .
Выше указанное и обусловило выбор настоящей темы , цели и основные задачи , а также объект и предмет настоящего диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является анализ факторов и особенностей демографического развития населения Японии и их влияние на социально-экономические процессы .
В соответствии с этим в работе была сделана попытка решения следующих основных задач : исследовать эволюцию демографических процессов в Японии и их влияние на социально-экономическое развитие страны ; изучить трансформацию японской семьи и ее роль в формировании сложившихся тенденций в демографическом развитии страны ; >> —рассмотреть феномен «ускоренного» варианта демографического перехода ; проанализировать международную миграцию населения в Японии . Объект исследования — население Японии . Предмет исследования — демографические процессы в Японии . Теоретико-методологической основой диссертации стали работы отечественных исследователей : С.А. Арутюнова , Н.В. Кюнера , В.М. Рамзеса, И.Р. Савельева , В.О. Кистанова , Т.Ф. Сиверцевой , Т.Н. Матрусовой , Э.В. Молодяковой , С.Б. Маркарьяна , Я.Н. Гузеватого , Э.Ю. Бурнашева , В.А.Ионцева , Г.Е. Ананьевой .
Информационную базу исследования составили национальные статистические справочники и ежегодники Японии , материалы ООН , а также данные исследований министерства здоровья и благосостояния Японии , материалы периодической печати , законодательных актов по вопросам семьи.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том , что в работе дан комплексный анализ демографических изменений в населении Японии и их влияние на ее социально-экономическое развитие. Среди наиболее существенных результатов , обладающих новизной или отдельными элементами новизны , можно выделить следующие : исследован феномен «ускоренного» варианта демографического перехода ; выявлены основные факторы и особенности демографических изменений населения Японии ; раскрыта роль трансформационных процессов происходящих в японской семье , оказывающих существенное влияние на демографическую ситуацию в стране ; проанализированы важнейшие компоненты качества жизни населения Японии ; исследована международная миграция в Японии .
Практическая значимость работы состоит в возможности использования в РФ выработанных автором подходов к изучению динамики демографических Т процессов в Японии , в разработке эффективных мер демографической политики на основе регулирования сложившихся механизмов формирования воспроизводства населения в экономически развитых странах .
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть также использованы в изучении японского опыта при регулировании семейно-брачных отношений в России , в разработке мер по осуществлению демографической политики , а также при подготовке специалистов занимающихся проблемами населения Японии .
Апробация работы . Основные положения диссертации прошли апробацию на ряде научных конференций : Международная научная конференция «Демографические и социально-экономические аспекты старения населения » в ноябре 1999 г. , Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам в МГУ (апрель 2000 г.) . По теме диссертации опубликовано три статьи .
Структура работы . Цель исследования , его предмет и определили логику построения диссертационной работы . Работа состоит из введения , трех глав , заключения , списка литературы и приложения .
В 1994 году Комплексный план по защите детства (т.н. «План ангела») впервые придал очередям в детские сады статус общественной проблемы и сформулировал задачу о строительстве и расширении детских учреждений. Сменяющие друг друга кабинеты министров продолжали призывать к решению проблемы, однако, несмотря в том числе на усилия органов местного самоуправления, добиться своевременного обеспечения местами в детских садах всех желающих так и не удалось.
В последние годы в стране резко снизилась рождаемость, детские сады в регионах не заполнены, некоторые из них приходится закрывать. За последние 15 лет закрылось около 500 школ. В 2016 году количество новорожденных впервые не достигло миллиона, в 2017 сократилось до 946 тысяч. По прогнозам, в 2018 году число рождённых детей вряд ли достигнет 900 тысяч. Почему же не исчезают очереди в детские сады? Дело в том, что данная проблема обусловлена целым комплексом факторов и существует только в определённых регионах.
Во-первых, дефицит кадров высвобождает вакансии для женщин, и число работающих женщин постепенно растёт. Всё больше и больше женщин выходят на прежнюю работу после рождения ребёнка или стремятся трудоустроиться повторно.
Во-вторых, уровень доходов молодых семей намного ниже, чем в 90-е годы. Данные о росте доходов справедливы только для последних нескольких лет, которым предшествовал период значительного сокращения заработка. Современная зарплата по-прежнему уступает уровню 90-х. Это вынуждает семьи с детьми полагаться в том числе на заработок супруги.
В-третьих, позднее вступление в брак и поздние роды не позволяют женщинам ждать, когда ребёнок вырастет. Трудоустроиться в 35-40 лет после длительного перерыва достаточно сложно, поэтому многие стараются выйти на работу как можно раньше.
В-четвёртых, открытие новых дошкольных учреждений приводит к увеличению спроса. Когда рядом с домом появляется детский сад, женщины, пользуясь предоставившейся возможностью, отправляют туда детей и выходят на работу. Это служит примером для тех, кто не решался сделать выбор между домашним хозяйством и карьерой. С учётом нехватки рабочих рук в крупных городах найти работу не проблема – было бы куда устроить ребёнка.
Пятый фактор – это неравномерное распределение населения и рабочих мест. Число молодых семей сокращается не только в регионах, но и в пригородах – удобное транспортное сообщение привлекает молодёжь в центр города. Несмотря на демографический спад в целом по стране, в столичном округе, особенно в 23 районах Токио, приток молодёжи обеспечивает прирост. Количество детей в Токио растёт, однако рождаемость остаётся минимальной. В регионах с убывающим населением люди распределяются крайне неравномерно. Например, в районе Кансай и в префектуре Осака численность населения сокращается, однако в городе Осака интенсивное строительство высотных жилых домов способствует приросту населения. Уровень цен на земельные участки в центре города не позволяет строить детские учреждения рядом с новыми домами. Непродуманное градостроение лишь подливает масла в огонь проблемы очередей в детские сады.
Шестой фактор – нехватка воспитателей. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах, где женщинам предоставляется богатый выбор вакансий. Их не привлекает ни содержание работы воспитателя, ни уровень оплаты труда. Зарплата воспитателя значительно ниже средней суммы, а условия оставляют желать лучшего – детские травмы, работа с родителями и длинный рабочий день из-за нехватки персонала. Недавно для воспитателей был введён ряд надбавок, однако уже известны случаи присвоения этих сумм директорами и другими руководителями учреждений.
Для решения проблемы очередей в детские сады богатые муниципалитеты объявляют набор персонала по всей стране, спонсируя надбавки к зарплате и субсидии на аренду жилья. Это стимулирует приток молодых женщин в крупные города и ещё больше дестабилизирует демографическую ситуацию в стране.
Седьмой фактор – взаимосвязь продолжительности рабочего дня родителей с рабочими часами воспитателей. Несмотря на лозунги об активной жизни женщин и реформе труда представление о «золотом стандарте» остаётся неизменным – ненормированный рабочий день, мужчина-кормилец и жена-домохозяйка. Поддерживать баланс между работой и воспитанием детей удаётся лишь немногим.
Детские сады начали приспосабливаться к потребностям работающих на полную ставку родителей только после внедрения так называемого «Плана ангела». До этого они закрывались в 5 вечера, поэтому работающие на полный день мамы не могли полагаться только на дошкольные учреждения. Чтобы продолжать работу после рождения ребёнка, следовало иметь дополнительные ресурсы для присмотра за детьми – няню или бабушек с дедушками. Постепенно в детских садах появилась «продлёнка» и комната для больных детей, и с приходом ХХI века женщины наконец-то обрели возможность выходить на работу после родов. Почему система детских учреждений не функционировала вплоть до конца 90-х?
В основе японского экономического чуда лежало разделение ролей по гендерному принципу «мужчина – опора семьи, жена – домохозяйка». Всего за 15 лет до появления «Плана ангела», в 1979 году, ЛДП Японии опубликовала исследование «Общественное благосостояние по-японски». В нём прямо указывалось, что неработающие домохозяйки, ухаживающие за пожилыми родителями и воспитывающие детей, сокращают расходы на социальное обеспечение, и «если открыть много детских садов, государство обанкротится». По прошествии всего десяти лет, в 1989 году, уровень рождаемости упал до 1,57, то есть оказался ниже показателя 1966 года (1,58). Эта новость широко освещалась средствами массовой информации под заголовками «шок 1,57». Однако традиции, сложившиеся в период экономического роста, прочно защищали устоявшиеся гендерные принципы и сдерживали реформу системы труда. Рождаемость продолжала падать и в 2005 году достигла исторического минимума – 1,26. Впоследствии показатель немного улучшился, однако увеличения количества рождающихся детей так и не произошло. За прошедшие 30 лет коренных мер по борьбе с низкой рождаемостью разработано не было. Проблему очередей в детские сады невозможно решить только за счёт политики в сфере дошкольных учреждений. Необходима реформа системы отпусков по уходу за ребёнком, реформа труда, изменение условий воспитания детей и социальной системы в целом.
Снижение рождаемости не повлияло на длину очередей в детские сады. С 2019 года правительство планирует сделать дошкольные учреждения бесплатными. Это приведёт к росту потребности в детских садах и дальнейшему увеличению очередей. Подобные популистские полумеры, принимаемые в преддверии выборов, способны лишь усугубить проблему. А с учётом того, что отмена оплаты распространяется в том числе на детские сады, не прошедшие государственную сертификацию, решение правительства ставит под угрозу безопасность и здоровье детей. В новостях регулярно сообщают о несчастных случаях, приводящих к гибели малышей во время пребывания в детских учреждениях.
Резкое снижение рождаемости обусловлено высоким процентом холостяков среди поколения второго бэби-бума (1971-1974) и последовавшего за ним всплеска в 1975-1981 годах. Стремясь выжить в условиях экономического кризиса, предприятия ограничили приём штатного персонала и увеличили долю временных работников. Не имея стабильной работы и достойного заработка, молодёжь отнюдь не стремилась заводить детей. В последние годы ситуация изменилась, на фоне дефицита кадров рынок труда стабилизировался. Мы уже не помним, что два десятка лет, известные в Японии под названием «потерянного времени», фактически принесли молодёжь в жертву и привели к падению рождаемости. Мы должны как можно скорее создать благоприятные условия, способствующие вступлению в брак и рождению детей, обеспечить стабильную занятость молодёжи. Проблему очередей в детские сады невозможно решить без комплексной продуманной политики в сфере детского благосостояния. Демографическое пике ставит под угрозу существование японского социума. Отсутствие конкретного органа, ответственного за политику социального обеспечения детей, отнюдь не способствует решению проблемы детских садов и не развеивает чёрные тучи, угрожающие будущему нашей страны.