Жизненное пространство людей также внезапно претерпело изменения в результате пандемии, сузившись фактически до размеров своего жилища и изменив формы взаимодействия с другими людьми. Актуальность этому вопросу придаёт тот факт, что эти изменения могут не ограничиться периодом эпидемии стать новой реальностью для человечества. Молодёжь является той частью общества, которая в наибольшей степени подверглась влиянию этих изменений. Важно было бы посмотреть, как новые реалии социальной жизни отразились на религиозной, духовно-нравственной жизни молодёжи и какие эффекты были отмечены в результате этого беспрецедентного по своим масштабам процесса. В этой связи нельзя обойти стороной жизнь современного университет. Что станет с ним в условиях новой реальности? Станет ли высшее образование дистанционным и цифровым? Или же останется преимущественно классическим? Или же мы будем иметь дело с гибридной формой? Подобные же вопросы касаются и экономической жизни общества. Какими будут динамика и направленность экономического развития в посткризисный период? Монастыри же считались всегда островком стабильности, отрешённости от мира и его проблем. Сегодня важно было бы понять как изменился уклад жизни современного православного монастыря. Изменилось ли его место в жизни современного общества. Во время кризиса особенно остро встал вопрос о роли и месте социальных технологий в современном обществе. Достижения и потери при их внедрении в современную жизнь. Всё это требует безусловного осмысления с точки зрения христианской антропологии и нравственного богословия. Зеркалом наиболее существенных изменений в жизни праволсавной церкви стали изменения в её основном элементе — приходе. И, конечно же, небезынтересным остаётся вопрос о том, каковы были и есть географические и страновые различия в современных социально-экономических и религиозных процессах в обществе.
Что включает в себя жизнь христианина?
Роджер Кэмпбелл
«Христианин» – это слово, которое мы довольно часто слышим. Слово «христианин», которое буквально означает «последователь Христа», встречается в Библии всего лишь три раза: «…и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деяния 11:26); «…ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деяния 26:28); «а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петра 4:16).
Мы, конечно, не ожидаем, чтобы девушка слепо приняла решение стать, например, медсестрой, и при этом не знала, что такая работа включает в себя, и что при этом требуется от нее. Так обстоят дела и с тем, чтобы стать христианином: прежде чем человек примет осознанное и ответственное решение стать христианином, то он (или она) должен сначала понять, что же значит быть последователем Христа. Так что же включает в себя жизнь христианина? Чего требует Бог от христиан?
Если человек серьезно думает о том, чтобы стать христианином, то он (или она) должен знать ответы на эти вопросы. Также всякий, кто уже крестился во Христа и сейчас живет новой жизнью в Нем (Римлянам 6:3,4), должен всегда помнить о своих обязанностях и привилегиях, изложенных в новом завете Иисуса Христа. Мы не собираемся повторять все, что Новый Завет говорит о том, что включает в себя жизнь христианина, но нам бы хотелось упомянуть о некоторых обязанностях христианина, о которых ясно говорит Библия. Порядок, в котором мы будем отмечать эти обязанности, не является важным.
Господь ожидает от всех христиан
- Подражать Иисусу
«…Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21). «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филиппийцам 2:5).
- Повиноваться Иисусу во всем
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Луки 6:46).
- Изучать Слово Божие
«Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петра 2:2). «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11).
- Молиться
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессалоникийцам 5:16-18). «…Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6,7).
- Быть хорошим примером для других людей
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16). «…Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тимофею 4:12).
- Собираться для поклонения Богу
«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деяния 20:7). «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай…» (Евреям 10:24,25).
- Обучать Евангелию других людей
«.. .Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марка 16:15). «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (Деяния 8:4).
- Ставить Бога и Его дела на первое место
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:33). «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Колоссянам 3:1,2).
- Отречься себя и следовать за Иисусом каждый день
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Луки 9:23).
- Оставить все ради Иисуса
«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Луки 14:33).
- Помогать другим людям
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галатам 6:10). «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матфея 25:35,36).
- Воодушевлять других христиан
«Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне»…» (Евреям 3:13). «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фессалоникийцам 5:11).
- Не подражать миру и не любить его
«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:2). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоанна 2:15,16).
- Трудиться на благо дела Христа
«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Коринфянам 15:58).
Иисус уже все сказал! Он хочет, чтобы мы пришли к Нему и служили Ему во все дни своей жизни – «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:28-30).
Если Вы ещё не стали христианином, мы воодушевляем Вас принять сегодня это смелое решение. Для того чтобы стать христианином (и в этот момент грехи человека омываются кровью Иисуса), человек должен верить в Иисуса как Сына Божьего (Иоанна 3:16-18), покаяться во всех совершённых грехах (Деяния 17:30), исповедать веру во Христа Иисуса (Римлянам 10:10) и креститься в воде (Марка 16:16).
Христианская жизнь – это самая замечательная жизнь в мире, и с Божьей помощью каждый из нас может верно выполнять свои обязанности перед Всевышним.
Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. К нам пришло письмо, к сожалению, без подписи, с мнением по этому вопросу. Мы сочли нужным включить его в нашу дискуссию.
Что значит быть православным?
К сожалению, на этот вопрос не находится ответа у большинства современных людей живущих в нашей стране, хотя многие из них отождествляют себя с верой отцов, а если же и дается ответ на поставленный вопрос, то зачастую он не соответствует учению и опыту Церкви. Красота и глубина православной веры остается невидимой для большинства. Многие люди предпочитают плавать на поверхности вокруг внешней обрядовой стороны, суеверий и мифов, связанных с православием.
В Святом Евангелии Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7:21,23).
Святые отцы дают нам разъяснение Евангельских слов. Так, святитель Григорий Палама говорит: «То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленно на основании наших дел и соблюдении заповедей Божиих. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждено, благочестиво мыслим о Нем; явим тем, что мы единодушны с богоносными Отцами нашими».
«Видишь на дереве сухую ветвь, — пишет святитель Тихон Задонский, — которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющий свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть истинная виноградная лоза (Ин.15:1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф.5:30) .Он Чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким».
Бывает, что человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Таковой рано или поздно отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды.
О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:
1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)
2.Кто говорит: ‹я познал Его›, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).
3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)
4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).
Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых «православных странах», широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого «титула”. Например, в России, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?
В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: » Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения».
ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.
Далее мы поговорим об утверждении, что православие — это религия слабых и немощных людей, которые боятся даже своей тени и толком ни к чему не способны. Такое мнение можно легко опровергнуть, если обратиться к истории православных народов, где на арену главных событий выступали люди православного духа. Они принимали судьбоносные решения для своей страны и своего народа в драматические моменты истории и вели за собой людей. Многие из них причислены Церковью к лику святых. Например, Александр Невский, Сергий Радонежский, Патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Иосиф Волоцкий и многие другие.
Также можно с уверенностью сказать, что человек, который выносит свое «Я» на периферию и ставит в центре своей жизни Бога, может называться человеком мужественным, ибо и из примеров жизни мы называем лучшими тех людей, которые жертвуют собой ради других. Такие люди, свое самодовлеющее «Я» стараются обуздать и свои интересы в соответствии с законом любви положить на жертвенник за ближних. Подобное поведение полностью отражает заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, значит и православное понимание проблемы. Тем мужественнее поступают те, которые жертвуют своими привычками, наслаждениями ради Бога.
Часто те люди, которые утверждают, что православие — это удел слабых, никогда не жили по Евангельским ориентирам, но те, кто своей жизнью исповедует принципы христианской жизни, вспоминая свою жизнь вне Церкви и сравнивая свою жизнь находясь в ней; всегда с уверенностью скажут: быть Православным — это значит быть сильным человеком! Ибо Православие призывает победить в себе страсти, которые стоят преградой между человеком и Богом. И потому бой с самим собой, есть самый трудный бой, и победа из побед — победа над собой!
Православный человек — это тот кто понимает, что в церковь нужно ходить не только для того чтобы зажечь свечу перед иконой или заказать сорокоусты. Он разумеет, что в церкви ничего нельзя купить. По одной простой причине: церковь – это место, где раздаются дары. Не гуманитарная помощь, конечно, не какие-то спецзаказы. Не надо выстраиваться в очередь, занимать место заранее, тут нет VIP-зоны, просто ЦЕРКОВЬ – ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ. И что самый главный дар, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ – ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. НЕСТЕРПИМЫЙ, ТЯЖЕЛЕЙШИЙ, НЕВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДАР. Нельзя заплатить за самое главное в церкви – за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЕДИНЯЕШЬСЯ СО ХРИСТОМ. Но ведь это и есть самое главное.
Быть православным значит отчетливо разбираться в том, что главное, а что второстепенное. Понимать, что мы можем попросить у Бога не только крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни, ибо этим не ограничивается милость Божия . К тому же, если человек читает Евангелие, то он, с удивлением узнав Евангелие, увидит, что ничего подобного Господь никому, не обещает, не гарантирует и даже не желает.
И последнее, очень важное – Православный человек, это тот, который понимает, что помимо того, что Бог его слышит, нужно и ему научиться слышать Бога. Христос на Тайной Вечере поведал своим ученикам сакральное, в молитве обращаясь к Своему Отцу: «И все Мое Твое, и все Твое Мое» (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: «Все мое – Твое». Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, вручить себя Богу, в руки Божии.
Быть православным — значит не бояться полностью довериться Богу. Не лукавить: «А мне все Твое не надо. Мне-то надо от Тебя только это, это и это. А все Твое – это слишком тяжело. Это слишком страшно. Это слишком невыносимо». Человек не православный НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО БРЕМЯ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ДАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ЭТО – БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Быть православным значит понимать, что церковь — это место, где человек может стать похожим на Христа. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через церковь Господь подает ему Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.