— Вера в Бога для меня прежде всего опора. Причем абсолютная. Божии заповеди, говоря понятным современному человеку языком, это некий комплекс. Нельзя выбрать из них две, допустим, «не укради» и «не убий», и сказать «вот по этим заповедям я живу, а по другим — нет». Как две заповеди не изъять из десяти, так веру не изъять из ее традиции. Возглавляющий Церковь Патриарх выбран, избран церковными людьми, и как для человека — в светском мире я бы сказал «законопослушного», а в церковном «живущего по правилам» — Патриарх не может быть для меня не авторитетным человеком.
Я неоднократно слышал его проповеди — всегда очень доступные и интересные. Мне показалась уникальным и очень ярким событием встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском на Кубе в 2016 году. По-моему, мы уже начинаем забывать про это, но это была очень серьезная встреча — настоящий разговор и, обратите внимание, не монолог кого-то одного, а диалог.
Теперь о времени, в котором служит Патриарх… Когда я недавно в театре «Модерн» выпустил постановку «Войны и мира», многие уважаемые мною люди неожиданно спросили меня: «А ты не боишься критики за то, что в твоей постановке так много православия?!» Я просто обомлел. То есть если где-то у кого-то много голых ж… на сцене, это нормально и можно ничего не бояться? А меня предупреждают: жди критики за то, что в спектакле много православия. Вот такое время. Это все меня очень удивило, но еще сильнее укрепило в мысли, что я прав в том, что делаю. Особенно если передо мною текст Льва Толстого и 1800 год.
Однако, несмотря на все это, нельзя не заметить, что в церковь сегодня приходит молодежь. Причем современная. Многие даже выглядят «экстремально», в храме можно встретить представителей самых разных субкультур.
Даже светские люди склонны воспринимать его высокую должность как место для святого человека
И к Патриарху сегодня многие прислушиваются. Я уверен, что сила человека, к которому прислушиваются, рождается из его ответственности. Не важно, говорим мы про светского начальника или церковного архипастыря. И самая большая ответственность заключена в соотношении того, что человек говорит, и того, что он делает. Патриарх же говорит о самом главном, о Спасении человека. И его измеряют по этим словам. Иногда я понимаю, почему так часто звучит критика в адрес Патриарха. Потому что даже светские люди почему-то склонны воспринимать его высокую должность как место для святого человека. О нем говорят и судят, имея в виду этот «уровень». Поэтому, когда я слышу от атеистов, вдруг говорящих про Патриарха или священноначалие «да кто они такие?!», я в этом прочитываю запрос на святость. Русский человек — максималист и вряд ли откажется от такого восприятия: ну раз Патриарх, то как минимум должен быть святым.
И, по-моему, только люди, работающие с большими коллективами, руководящие ими, понимают, как ему сложно. И какая у него большая работа. И внутри Церкви, и вне ее — в миру.
Москва. 8 ноября. INTERFAX.RU — Предстоятель еще одной православной церкви — патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал украинскую неканоническую религиозную структуру — Православную церковь Украины (ПЦУ).
Как следует из размещенной в интернете видеозаписи литургии в храме Архангела Михаила в Каире, Александрийский патриарх впервые упомянул имя главы ПЦУ Епифания как предстоятеля одной из поместных православных церквей. Таким образом, Александрийский патриархат присоединился к церквям, признающим автокефалию ПЦУ.
Информацию о том, что Александрийский патриархат признал автокефалию ПЦУ, также подтвердил архиепископ Черниговский и Нежинский, заместитель главы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий (Зоря). Об этом архиепископ написал в своем фейсбуке, опубликовав фото письма от Александрийского патриархата.
В конце октября ПЦУ признал глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним II, несмотря на противодействие со стороны собственного епископата. После этого, в начале ноября Русская православная церковь (РПЦ) прекратила евхаристическое общение с главой Элладской церкви, обвинив Иеронима II в признании «украинского раскола».
Александрийский патриарх — «второй по чести» после Константинопольского среди предстоятелей поместных православных церквей мира. В молодости он учился в Одесском университете, с 1985 по 1990 годы был настоятелем Александрийского подворья в Одессе. До сих пор патриарх Феодор был известен как один их главных защитников канонического православия на Украине.
Год назад вскоре после того, как Константинопольский патриарх признал украинский раскол, Феодор II совершил визит в Одессу, чтобы выразить солидарность с канонической церковью этой страны, и обещал ей свою поддержку на международном уровне.
ПЦУ была создана в декабре 2018 года при содействии Константинопольского патриархата и тогдашнего руководства Украины. До недавнего времени она не была признана ни одной из православных церквей мира, за исключением Константинопольской.
1 февраля 2009 года Русская Православная Церковь обрела нового предстоятеля — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Интронизация впервые после избрания Святейшего Патриарха Тихона проходила в храме Христа Спасителя.
Протоиерей Александр Агейкин. Фото: Юлия Маковейчук
О настроении, царившем во время подготовки к Интронизации, о встрече со святынями, связанными с церемонией, о первых впечатлениях о новом Патриархе вспоминает клирик главного храма Русской Православной Церкви протоиерей Александр Агейкин.
Содержание
Подготовка к Интронизации: между скорбью и радостью
Избрание Патриарха и последующая подготовка к Интронизации для каждого священнослужителя связаны с противоречивыми переживаниями: с одной стороны это скорбь по ушедшему в мир иной Предстоятелю и воспоминания о том периоде, а с другой ожидание неизвестного с надеждой на то, что изменения, которые неизбежны, будут конструктивны и положительны. Ну и конечно, это внутреннее чувство радости за то, что осиротевшая Церковь вновь обрела своего Предстоятеля в мире и согласии.
Такого эпохального события, как интронизация Святейшего Патриарха в Храме Христа Спасителя, в истории Русской Церкви не было со времен святителя Тихона, избранного в этом храме на Патриаршество. Но тогда это происходило в центре революционных событий, сейчас жизнь совсем другая, новые мировые проблемы, перед Церковью стоят новые задачи.
Интронизация Святейшего Патриарха Тихона
Торжество без форс-мажоров
Святейший Патриарх Кирилл был избран большинством голосов, спокойно и согласно, и хотелось, чтобы и интронизация прошла так же торжественно, мирно и красиво. В подготовке к этому событию участвовали люди, хорошо знакомые с церковными традициями — архиепископ Истринский Арсений, протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев, то есть те, кто был ближайшими помощниками покойного Патриарха, и работа шла единодушно.
В советские годы интронизации проходили в Елоховском соборе, поэтому к Интронизации Святейшего Патриарха Кирилла готовились особенно серьезно — ведь она проходила в огромном храме Христа Спасителя, это совсем другой масштаб, другое количество служащих архипастырей и духовенства. Конечно, все предусмотреть сложно — в богослужении принимают участвует вся полнота Церкви: все архиереи Русской Церкви, представители всех Поместных Церквей и духовенство, принимавшее участие в работе Поместного собора. Необходимо было все организовать так, чтобы служба, несмотря на такое количество служащего духовенства, прошла красиво, по чину. И это удалось: Интронизация прошла на удивление чинно, без неожиданностей и нарушений порядка, достойно такого великого события в жизни Церкви.
Встречи со святынями
Жезл святителя Петра Московского
Мы испытывали в эти дни и глубокое волнение от возможности духовно прикоснуться и увидеть особую святыню, которая до сих пор находится в «музейном плену». После интронизации Святейшему Патриарху вручался архиерейский жезл святителя Московского Петра, который на один день был передан из музейных хранилищ Московского Кремля. С этой святыни, можно сказать, начиналась Московская кафедра, и мы могли наблюдать видимое преемство через этот простой, очень аскетичный, деревянный жезл. Это очень запоминающееся и яркое переживание, можно сказать — духовное счастье.
Настолование — посаждение на престол Патриарха — совершали Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Они сажали нового Предстоятеля на исторический трон Патриарха Тихона, находящийся на горнем месте храма Христа Спасителя, впервые после интронизации святителя. После разрушения дореволюционного храма Христа Спасителя трон был сохранен в Александро-Невской лавре, и впоследствии, по восстановлении собора, был возвращен.
Настолование Патриарха Кирилла. Фото: Михаил Моисеев
Это очень важный момент: сам чин интронизации — это восхождение Патриарха на горнее место Патриаршего кафедрального собора, которое закрыто со времени смерти предыдущего Предстоятеля. Его возводят туда два старейших архиерея, тем самым демонстрируя преемство в Церкви. И то, что этот трон принадлежал Патриарху-Исповеднику, тоже имеет важное историческое и духовное значение.
Образ Патриарха: «Мы не заметили в его взгляде радости»
Я благодарен Богу, что мне выпала честь прикоснуться к этому событию, быть непосредственным свидетелем этого действа. Меня поразил в эти дни, образ избранного нового Патриарха. Он был очень сосредоточен. Он принимал непосредственное участие в подготовке к интронизации, скрупулезно учитывал и обсуждал каждую мелочь.
Святейший Патриарх Кирилл. Источник: http://www.sobor2009.ru
После интронизации мы не заметили в его взгляде радости — у него было серьезное, сосредоточенное лицо человека, сознающего, как много ему нужно сделать. Видно было, что он переживал это событие как возложение тяжелого креста, который предстоит ему нести, полностью отвергнувшись самого себя. Интронизация для Патриарха — не праздник, а начало нелегкого труда на всю жизнь.
Записала Мария Сеньчукова
Сергей Собянин поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 11-й годовщины со дня его интронизации.
«Ваше мудрое слово вызывает живой отклик в сердцах миллионов верующих, помогает обрести духовную опору и смысл жизни. Невозможно переоценить Ваш вклад в утверждение нравственных ценностей, укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия, развитие церковно-общественного диалога в нашей стране и ее столице. Ваш авторитетный голос слышен далеко за пределами храма, а Ваши благие деяния принадлежат всей России», — отметил Мэр Москвы.
Поместный собор Русской православной церкви (РПЦ) состоялся в 2009 году. На нем был избран новый предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Правительство Москвы и РПЦ совместно реализуют крупные социальные, культурные, просветительские проекты. Так, например, в столице ведется реставрация храмов, которые обладают статусом объектов культурного наследия. В 2011–2018 годах в Москве отреставрировано 54 храма, 33 из них — по программе предоставления субсидий.
В 2019 году работы велись в 26 храмах. По городской программе субсидий завершилась реставрация церкви Иоанна Златоуста в Рождественском монастыре.