Исповедь для современного человека может быть очень трудным делом. Далеко не все, кто часто или время от времени бывает в церкви, регулярно исповедуются и причащаются. Что же говорить о людях, которые причисляют себя к верующим, но в церковь не ходят? Им и вовсе трудно решиться на такой шаг. О том, как начать исповедоваться, рассказал в интервью «МИР 24» православный священник отец Дмитрий (Николаев), иерей Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
— Отец Дмитрий, когда на исповедь приходит человек, который давно или вообще никогда не исповедовался, за какой срок ему нужно вспомнить свои грехи? За всю жизнь, или последние прегрешения, или самые острые для него?
Отец Дмитрий (Николаев): Обычно, если человек приходит на исповедь, то с чем-то, что ему кажется очень важным. Совесть ему подсказывает, что он живет в грехе и перед Богом виноват. Иногда подразумевается что-то конкретное, чаще – общее состояние, понимание того, что все рушится, но выход из этого неведом для него.
Фото из архива Дмитрия Николаева
Нет такого правила, что на исповеди нужно ограничиться тремя, пятью или пятнадцатью пунктами. Он может быть и один. Важно, чтобы во время этой встречи Господь коснулся человека, и тот пришел во второй раз.
— А на какое время исповеди можно рассчитывать? Обычно очереди ждут и другие люди, иногда их много. Можно ли позволить себе занять побольше времени или нужно высказаться сжато?
Д. Н.: Разговор не обязательно должен быть длинным. И в короткой беседе можно наметить какие-то важные точки, которые очевидно окажутся болевыми. Нужно об этом поговорить, потому что все равно человек сразу не сможет во все вникнуть. Даже если специально к этому готовился и принес целую тетрадку своих грехов. Условно говоря, важно выявить причины острого состояния, обратить внимание на них и не обращать внимания на насморк.
Если священник один, то, конечно, он не сможет разговаривать долго, а если служит сразу несколько священников, то будет больше времени, чтобы высказать все то, что отягощает душу. Подробно лучше исповедоваться на вечернем богослужении.
— Предположим, что человек не ходит в храм. Он молится дома или совсем не молится. Зачем ему приходить на исповедь, какую цель он должен перед собой ставить?
Д. Н.: Когда болит зуб, то цель одна – чтоб он не болел. Так и тут. Человек приходит не для чего-то, а по причине.
Если человек пришел на исповедь, то это не просто так. Это значит, что его привел Бог. Это значит, что в его жизни наступило время перемены, что с этого момента жизнь уже не может идти так, как шла раньше. У человека начинается новый этап в его взаимоотношениях с Богом.
О тех, кто не приходит, говорить сложно. Что мы можем им сказать? У них все хорошо. Они сильны и величавы. Они знают, как жить в материальном мире. Но штука в том, что дорога эта рано или поздно упирается в непроходимую стену. Потому что человек создан для большего и призван не только ходить, но и летать.
А если ему пока не надо, то бессмысленно его уговаривать. Можно пробовать заронить в его душу семя Божьего Слова, но не своими словами, а личным примером. Тогда оно прорастет.
Если человеку не надо мыться, значит так все и будет, пока он не зарастет грязью и пока не начнутся болезни. Если человеку не надо исповедоваться, то давайте будем последовательны: давайте тогда не будем и мыться. Представьте, что вы не моетесь год и два. Что с вами будет? А душа ведь тоже требует очищения и заботы. Исповедь – это баня для души.
— Может ли быть такое, что человек пришел на исповедь, а батюшка ему грехи не отпустил? В каких случаях?
Д. Н.: Нет, этого быть не может. Если человек кается, то как это, чтобы ему грехи не отпустили? Бывают, конечно, случаи, что человек пришел вроде на исповедь, но совсем не исповедоваться.
Он считает, что у него грехов нет, но ему надо пройти некий ритуал и батюшка ему должен прочесть молитву. Но если человек ни в чем не кается, то в чем его прощать? Можно и молитву прочесть, в ней говорится о прощении грехов. Но рядом с двумя людьми стоит Третий. Сам Господь, и все это слушает. Потому исповедь и называется таинством.
Но как правило тот, кто считает, что он не грешен, до исповеди не доходит. А если человек пришел, то, хотя он себя и может убеждать что у него все в порядке, но в глубине души понимает, что это не так.
— Как правильно себя вести на исповеди? Каким языком разговаривать со священником? Полезно ли написать записку?
Д. Н.: Никакого специального языка не требуется. Если человеку есть что сказать, если у него есть мысли и переживания, то он сможет их облечь в слова. А если сказать ему нечего, то можно обложиться формулировками, а толку не будет.
Наоборот, какие-то специальные термины иногда даже вредны, потому что за ними можно спрятаться. А Богу надо свое сердце принести, а не формулировку. Важно понимать, что на исповеди мы стоим перед самим Христом.
А вот писать полезно: можно создать шпаргалку для себя. Но не протягивать ее батюшке, склонив смиренно голову и оставаясь отстраненным. Нужно самому произносить свои прегрешения. На худой конец можно и зачитать, но лучше, чтобы записка была тезисной, а вы просто туда посматривали, чтобы не забыть ничего. Потому что действительно во время исповеди человек может растеряться, ведь он находится в необычной для себя ситуации.
Фото: Википедия/Пресс-служба Липецкой и Задонской митрополии РПЦ
А бывает так, что, когда он дома готовился, он мог испытывать покаянные чувства. А тут пришел – и ничего не чувствует! Это может его огорчить или ввергнуть в сомнения. Хотя, ничего страшного в этом нет, обычная ситуация. Важно, что человек уже почувствовал и зафиксировал это и в сердце своем, и на бумаге, и опыт этого покаянного чувства у него уже есть. Мы же не можем плакать по заказу. Это все очень интимные вещи.
— Есть и такая точка зрения: «А зачем я буду что-то священнику говорить? Я же уже перед Богом покаялся в молитве, понял свои грехи».
Д. Н.: Да, перед Богом мы каемся каждый день. Но священник – это свидетель. Он присутствует при том, как человек кается. А рядом незримо стоит сам Христос, принимает исповедь. И он сам так установил, что отпущение грехов происходит через молитву, которую читает именно священник.
Когда я учился в школе, мы очень активно перерисовывали фотографии очень плохого качества, которые тогда ходили по рукам. На них были изображены приемы запрещенных в те годы каратэ и боевого самбо. Мы очень тщательно все это переписывали в надежде на то, что мы сейчас все узнаем и дома сами всему научимся. Но никто не научился. Потому что, чтобы научиться, надо работать с тренером. Так и здесь.
Можно каяться самому, но все-таки Церковь – есть Церковь. Конечно можно плыть по морю и на бревне, и на плоту, и на лодочке худой. А можно плыть на большом корабле. На корабле-то, наверное, понадежнее и подальше можно доплыть. А если надо, то и перелететь.
— А как нужно относиться к словам священника, которые сказаны на исповеди? Ведь священники – люди, они могут ошибаться.
Д. Н.: Как говорят опытные духовники, все происходит по вере. Если исповедующийся пришел с убеждением что он предстоит перед Богом и готов принять любое его решение, то Господь вложит в уста священника нужные слова.
И священник скажет их не от себя, а именно потому, что ему Бог велел ответить. Это уже совсем другой опыт, это совсем другие взаимоотношения с Богом.
Но, совсем не обязательно все будет происходить именно так. Более того, не стоит даже ждать, что с каждым приходом на исповедь батюшка обязательно скажет что-нибудь значительное. Что он скажет два слова, и разведет этими словами все тучи над головой. Так бывает, но далеко не всегда. Обычно что-то подобное случается именно тогда, когда ничего не ждешь.
Кроме слов, сказанных священником, есть еще его молитва. Ведь он не только слушает исповедь, но еще и молится за человека. И вот эта молитва зачастую важнее тех слов, которые он может произнести в ответ на исповедь.
— Надо ли искать для исповедей какого-то одного священника или каждый раз приходить к разным священникам нормально?
Д. Н.: Это кто как устроен: кто-то ходит к разным, кому-то нужен один. Но еще бывают разные периоды. Вроде ходит человек к одному священнику, а потом раз – и опять в поиске.
Желательно найти такого священника, с которым у вас получится контакт, и именно из такого контакта постепенно вырастают отношения духовника и духовного чада. Если священник постоянно один и тот же, то он, как врач, который ведет больного и знает его историю болезни. Он знает все препараты, которые ему давал, как тот реагировал на эти препараты, какие были случаи положительной динамики, какие были рецидивы. Так же и здесь. А вот если человек согрешил в чем-то таком, в чем ему стыдно признаться перед знакомым батюшкой, то он начинает бегать к другим, то это уже лукавство и малодушие.
Во-первых, батюшка ничего не подумает, его сложно чем-то удивить. Да и батюшка-то сам грешный человек. Бояться нечего. А вот эти мысли – они мешают, толкают человека, чтобы он пошел по пути наименьшего сопротивления, к другому батюшке, чтобы было полегче, как бы не так стыдно. Но ведь вся сила покаяния – в стыде. Не зря говорят, что грехи в стыде сгорают. И это очень важно.
— Что делать, если человек кается, но при этом понимает, что с этим грехом он покончить все равно не сможет?
Д. Н.: Покаяться все равно надо. Потому что, если болезнь не уходит после первого сеанса электрофореза, это же не значит, что его не надо делать. А потом есть болезни, которые лечатся быстро, а есть глубоко укоренившиеся в нашей душе.
Но мало-помалу можно дойти до такого состояния, когда этот или тот привычный грех станет по-настоящему ненавистен. Когда ты уже совсем не хочешь в нем находиться. И тогда можно выйти победителем в этой схватке на долгое время. А может, и навсегда.
— Бывает так, что батюшка отругает на исповеди, и человек себя некомфортно чувствует. И уже в следующий раз не хочет вообще идти в церковь. Как быть?
Если человек приходит в храм за комфортом, то он немножко ошибся дверью. Ему надо идти на массаж, в хорошее кафе – посидеть душевно. А в храм мы идем с болью, вопросами или благодарностью. Мы приходим выпрямлять свою жизнь, которая подобна мотку изогнутой проволоки. Ее приходится выпрямлять, и это больно.
Если батюшка пожурил, то скорее всего по делу. Но привычка относиться к себе необычайно трепетно, конечно, не дает воспринимать это адекватно.
Один из моих педагогов в свое время говорил такие слова: «Люди делятся на две категории. Одни люди ищут возможности, а другие ищут причины».
Известно, что Бог сначала обращается к человеку шепотом Любви. Если он не услышан – то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести – то Бог обращается к нему через рупор страданий.
Понимаете, некоторые люди не идут в церковь, потому что считают ее какой-то структурой, аналогичной институтам светской власти. На самом же деле Церковь— это совокупность верующих людей, это мы сами. Если ты крещен – то ты тоже часть Церкви, она из нас, людей и состоит.
Ирина Филиппова
Беседа с настоятелем Троицкого храма с. Захарово игуменом Тихоном (Полянским)
— Что есть покаяние? Где его истоки? Для чего оно нужно человеку?
— Покаяние — одно из семи христианских Таинств. Оно установлено Самим Иисусом Христом (см. Ин. 20, 21-23; Мф. 16, 19; 18, 18). В этом Таинстве верующий, при исповедании своих грехов и видимом разрешении их священником, невидимо разрешается от всех грехов Иисусом Христом, возвращаясь к тому состоянию, которое было обретено после Крещения. Для действенности Таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, устное изложение своих грехов перед священником и молитвенное прошение священника.
Покаяние — это спасительный мост, брошенный над пропастью греха, отделяющей нас от Бога. Свт. Иоанн Златоуст так воспел покаяние: «О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».
— Чем же отличается состояние покаяния, раскаяния от просто искреннего осознания своих грехов? Или, может быть, это одно и то же?
— Покаяние и просто осознание своих грехов — состояния, существенно отличающиеся друг от друга. Например, я могу «просто осознавать», что не знаю греческого языка, и спокойно прожить с этим всю жизнь. Но я могу и по-иному отнестись к своей необразованности и приложить усилия, чтобы научиться этому языку и достичь определенного совершенства в применении своих знаний. То есть, в двух случаях точка отсчета — одна и та же, а конечный результат — принципиально разный. Другой пример: недостаточно только вести печальную статистику преступлений в обществе, осознавая криминальный беспредел. Нужно предпринимать самые решительные шаги. Также и в нравственной жизни: недостаточно только осознать свою греховность — с ней нужно бороться. Покаяние как раз и содержит в себе не только осознание греховности, но и намерение исправиться.
Человеку тяжело осознавать свою греховность, в которой его обличает голос совести. С грузом плохих мыслей и поступков тяжело, невозможно жить (можно вспомнить, что известнейших мировых злодеев мучили кошмары). Простое «осознание грехов» может оказаться безвыходным тупиком и довести до полного отчаяния, если мы не найдем в себе силы покаяться. «Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий» (прп. Ефрем Сирин).
Уже в Ветхом Завете присутствовало понимание того, что покаяние требует каких-то действий по преодолению греха и его последствий. Первоначально покаяние состояло из внешних очистительных обрядов, поста, облачения во вретище (грубую одежду из мешковины). Потом пророки возвысили понятие о покаянии и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердечного сокрушения и смирения перед Богом (см. Пс. 50, 19) и изменения своей жизни (см. Ис. 1, 16-17). Евангелие понимает покаяние не просто как «раскаяние», «сожаление» о грехах, но и как возрождение, полное изменение существа.
— Зачем человеку нужна исповедь? Что она дает?
— Исповедь — это покаянное изложение грехов перед священником, после которого священник разрешает, то есть прощает искренне раскаянные грехи. Исповедь в храме совершается согласно «Чину исповеди», напечатанному в церковном «Требнике» и включающему в себя молитвы о прощении грехов и исповедание православной веры. Исповедь — это важнейшая часть покаяния, поскольку на исповеди мы получаем прощение и благословение на исправление своей жизни. Однако покаяние состоит не только из исповеди. По словам свт. Иоанна Златоуста, «истинное покаяние не то, которое произносится только на словах, а то, которое утверждается делами, исходя из самого сердца». В Церкви существует покаянная дисциплина, то есть правила, необходимые для помощи христианину в борьбе с грехом и для исправления последствий соделанных грехов, нанесенных как душе самого кающегося, так и окружающим. Вспомните, в Евангелии мытарь Закхей не только решил больше не грешить, но и обещал четырехкратно возместить причиненную обиду (см. Лк. 19, 1-10). То есть истинное покаяние соединяется с делами милосердия, молитвой. Кающийся может получить от священника епитимью — предписание выполнения определенных дел: чтение молитв, совершение земных поклонов, оказание помощи окружающим, раздача милостыни.
— Одна моя знакомая говорит: «Я знаю все свои плохие поступки и мысли и всегда могу их высказать перед Богом в душе. Мне посредник не нужен», — она имеет в виду священника. А какова на самом деле роль всех трех участников исповеди?
— Можно позавидовать Вашей знакомой, если она действительно знает абсолютно все свои плохие поступки и мысли. Думаю, что она на самом деле неплохой, самокритичный и строгий к себе человек. Однако видно, что Ваша собеседница не очень хорошо представляет себе роль и место священника во время исповеди. К примеру, не без доли сарказма присовокупляет к священнику торговое наименование «посредник». Грехи — это не предмет обмена или торга человека с Богом, здесь, действительно, нет места «посредникам». Для покаяния нужен не посредник, а свидетель покаяния. Такими свидетелями, кстати, в древней Церкви был не только один священник, но и все христиане — исповедь носила публичный характер. Апостол Иаков в своем послании пишет: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16). Наверное, эти слова удивили бы вашу знакомую.
Каждая исповедь — это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху. Священник — только свидетель этой вашей клятвы верности Богу, о чем во всеуслышание напоминает в храме каждый раз перед исповедью. Ваша знакомая могла бы возразить: «А зачем? Мне и свидетель не нужен!» Интересно было бы узнать у нее: когда она выходила замуж, то кто участвовал в торжественной регистрации ее брака — «посредники» или свидетели? А что, если обойтись без них и вообще без самой свадьбы? Правда, в таком случае получается нечто совсем не похожее на законный брак.
Несомненно, в боязни покаяния в присутствии священника присутствует и элемент гордости, желание скрыть от окружающих отрицательные стороны своей личности. А такая черта нашего характера, как самооправдание, разве не заставляет нас приуменьшать значение своих ошибок, объяснять их причину неумолимыми обстоятельствами, а не нравственным падением? Человеку бывает очень стыдно обнаружить перед священником плохие мысли и поступки. «Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию — стыд» (свт. Иоанн Златоуст).
Но давайте обратимся к следующему примеру. Можно провести аналогию между грехом и болезнью, как это встречается в святоотеческой литературе: у святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского.
Только грех — это болезнь, прежде всего, нравственная, по духовному закону она соединяется с телесным началом человека, поскольку человек это единое существо (что очень ярко видно на примере таких недугов, как алкоголизм, наркозависимость, курение, но это правило верно и для прочих грехов). Недаром же тысячи философов с разными вариациями говорили слова, похожие на знаменитое: «В здоровом теле — здоровый дух». Конечно, каждый из нас заботится о здоровье своего тела и старается не дать повода для болезни, ну а если мы все-таки заболели, то спешим к… Стоп! По логике Вашей знакомой, мы все глубоко неправы. Больные ни в коем случае не должны идти к доктору: в лечении болезни «не нужен посредник», постыдно рассказывать врачу о неприглядных подробностях наших немощей; нужно гордо и самонадеянно бороться с болезнью один на один. Что же, плачевные последствия самолечения общеизвестны.
Так и священник во время исповеди выступает в роли врача наших греховных болезней, а церковь называется «врачебницей духовной». Пастырь выступает в роли нашего духовного отца, или духовника, помогая нам добрым советом, вместе с нами размышляя о причинах падения, а если нужно, то и утешая нас, поддерживая в моменты малодушия и сомнений. Есть прекрасные слова, сказанные нашим современником, подвижником ХХ столетия, преподобным Силуаном Афонским о духовничестве: «Мы же должны спрашивать своих духовников, и они приведут нас ко Христу, потому что им дана благодать вязать и решить. Приди к духовнику с верою — и получишь рай. Великое лицо — иерей, служитель у престола Божия».
И вот мы уже подошли к самому главному. Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). В апостольской преемственности этот дар сохраняется в Церкви («от онех же и на ны другдругоприимательно пришедше» — как сказано в разрешительной молитве). Прощение не нужно понимать юридически, как «индульгенцию», как уравновешивание какой-то «кармической» чаши весов, это нравственный факт, неразрывно связанный с нравственным перерождением.
Если вдруг на Вашем пути к Богу Вам становится «ненужным» кто-то из ближних — назовем кого угодно: «посредника», свидетеля, родственника или даже Вашего обидчика, — то это уже недобрый признак. Послушаем Самого Господа, сказавшего: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).
А теперь о том, в чем Ваша знакомая, безусловно, права. Никто, никакой самый опытный священник не сможет заменить своими наставлениями или молитвами ее личного покаяния. Нельзя раскаяться за другого, сделать этого не может даже Сам Бог. Вспомните из Евангелия: Христос молился за распинавших Его (см. Лк. 23, 34), Он пришел спасти грешников (см. Мф. 9, 13), но Он не может их насильно сделать праведниками.
— Иногда исповедался — и словно гора с плеч свалилась, но отнюдь не каждый раз чувствуешь душевное облегчение. От чего это зависит? Может быть, от настроя, с которым приступил?
— Исповедь является Таинством, а это значит, что Господь всякий раз благодатно действует на душу кающегося грешника. Но как именно действует Господь — является тайной. Поэтому ожидать наступающего после каждой исповеди какого-либо определенного духовного ощущения или настроя чувств неверно. Мы не можем предвосхитить замысел Божий о самих себе, тогда как Богу известно, что именно полезно человеку. Господь действует так, чтобы помочь вставшему на путь исправления, и здесь не бывает «стереотипных решений», ибо дары Духа различны (см. 1 Кор. 12, 4). Вспомните притчу о блудном сыне: любящий отец по-разному поступил с сыновьями, один из которых всегда оставался в отеческом доме, а другой пропадал в дальних странах (см. Лк. 15, 11-32). Однако родительская любовь была одинаковой и к верному сыну, и к блудному. Так и Небесный Отец в отношении к нам в одном случае дает пережить радостное чувство прощения и богосыновства, в другом — оставляет нас для того, чтобы мы приумножили свое усердие в покаянном труде, чтобы осознали свое несовершенство. Божественная же любовь остается неизменной, это нужно помнить всегда.
Конечно, совесть подсказывает нам, какими мы уходим с исповеди. Но следует предостеречь от всецелого доверия своим чувствам и ощущениям, от стремления искать повторяющегося приятного душевного настроения. Почему это нежелательно? Здесь нам грозит опасность духовного недуга, носящего название «прелесть» или «прельщение». Сравните: если мы станем кормить ребенка только одним сладким, сахаром, то неминуемо искалечим его растущий организм неизлечимыми болезнями. Для пользы нашему телу в надлежащее время подобает вкушать и сладкое, и соленое, и теплое, и прохладное. Также и для духовно возрастающей души, по согласному опыту многих святых подвижников, невозможно достичь совершенства без внутреннего плача и исповедания грехов. Еще апостол Павел так учил об этом: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Так что искать в исповеди нужно, прежде всего, прощения грехов, а не переживания каких-либо приятных и облегчающих чувств.
— В исповеди человек изливает свою душу, означает ли это, что исповедь — чисто спонтанный акт, и если к ней готовиться, то она станет формальной? Надо ли готовиться к исповеди и как?
— Исповедь требует серьезной работы над собой, подготовки к этому Таинству.
Человеку в определенном душевном настрое хочется «излить», как Вы говорите, свою душу. Однако любой священник подтвердит Вам, что очень часто на исповедь приходят люди, почему-то чувствующие, что им нужно подойти к аналою с Крестом и Евангелием, но совершенно не знающие, что говорить.
И начинается довольно печальная попытка исповеди, когда священник перечисляет всевозможные грехи, а «кающийся» односложно отвечает «да» или «нет». Это означает, что по-настоящему человек еще и не задумался о своей совести, он, может быть, осознает свою греховность, но не видит за собой конкретных грехов. Если вдруг к врачу пришел пациент, которому «захотелось» подлечиться, но ничего не говорит о симптомах своего недуга, как его лечить? И если для уточнения диагноза доктор будет перечислять все возможные болячки, а пациент станет ограничиваться ответами «да» и «нет», то вряд ли он тем самым значительно поможет своему лечению.
Чтобы такого не было во «врачебнице духовной», к исповеди следует подготовиться. Нужно вспомнить свои поступки, начиная с самого детства, особенно если Вы приступаете к Таинству впервые. Можно поразмышлять над качествами своей души с листком бумаги и карандашом в руках. Если Вы прочитаете Евангелие, это очень поможет Вам увидеть свои грехи и обрести надежду на их прощение. Домашняя уединенная молитва поможет открыть сердце Богу. Воздержание в пище и в развлечениях — пост — сообщает смиренное настроение душе. А чтобы исповедь не стала «формальной», можно вспомнить нелицеприятные слова преп. Ефрема Сирина: «Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя».
— Задачу «самопознания» в разное время ставили самые различные религиозные и философские течения. Огромный мистический опыт в этой области накоплен популярными сейчас восточными культами, практикующими «погружение в себя», медитации, «растворение» в потоках «энергии». В современном мире, где так сильно культивируется эгоистическое внимание к самому себе, такая «духовность» с готовностью принимается многими.
Ничего общего с христианской аскезой эти опыты не имеют! Христианство говорит о поврежденности грехом человеческого естества и ставит задачу его исправления. Так возможно ли спасение своими силами? Если человек, как считают приверженцы «самопознания», — это своего рода путеводная книга, то можно ли научиться науке «мировой гармонии» по этому испорченному учебнику? Сегодня не только духовная, но и клиническая практика убедительно свидетельствуют, что безысходная замкнутость на своих проблемах, чувствах, «погружение в себя» ведут к непоправимому ущербу душе и психике, к «аутизации» личности и в, конечном итоге, к уходу от ближних и от Бога.
Сейчас многое говорится об одиночестве в современном обществе, об угрожающем росте психических расстройств, в том числе депрессивного и суицидального характера. Как выход, на Западе и у нас становятся популярными попытки решения личных проблем с помощью модного психоанализа. Может быть, психоанализ и исповедь, как иногда звучит в литературе, — явления одного порядка? Отнюдь нет! На первый взгляд кажущаяся научно-медицинской, практика психоанализа чревата серьезными повреждениями морального статуса человека, когда убаюкивается голос совести и под лозунгом «раскрепощения» и «избавления от комплексов вины» уничтожается чувство стыда, оправдывается всякий грех. Как сказано в Писании, беззаконник не знает стыда (Соф. 3, 5).
Исповедь же, напротив, не притупляет чувство греха, а дарует прощение, примиряет человека с Богом и ближними, дает выход из тупика и изоляции, в которые нас повергает грех. Без благодатной помощи Божией самооправдаться одними человеческими рассуждениями и средствами невозможно (см. Лк. 10, 29; Гал. 5, 4). Человек не может быть самодостаточной «вещью в себе», как не могут побеги существовать без питающего их ствола. Об этом сказано в Евангелии: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви (Ин. 15, 4-5).
Таким образом, христианское познание себя — не самоцель, а всего лишь средство на пути к Богу. Познавать Бога, восстановить с Его помощью помраченные в грехопадении образ и подобие Божие в себе — цели жизни христианина. В прекрасной древнерусской книге под названием «Толковая Палея» присутствует замечательное выражение: «Если узнаем, кто мы есть, то и Бога познаем, Творцу поклонимся, Владыке поработаем, Кормильца возлюбим, Благодетеля постыдимся», — то есть критерием верного представления о себе является благоговение перед своим Создателем.
Кстати, в Священном Писании мы не найдем буквальных указаний «познавать себя». Зато в славянском переводе звучит повеление внимать себе (см. Втор. 15, 9; Исх. 23, 21; Деян. 20, 28), а в древнееврейском оригинале сказано еще более выразительно: «стереги себя». Ветхозаветному стиху Втор. 15, 9 свт. Василий Великий посвятил толкование в отдельной беседе, закончив ее словами: «Внимай себе, чтобы внимать Богу». В этих словах лаконично и точно сформулирован смысл христианского самопознания.
Что касается практической стороны Вашего вопроса, то снова следует напомнить о необходимости подготовки к исповеди. Сама исповедь — это ведь итог покаянной работы души, а не «творческая импровизация». Можно попросить священника помочь в подготовке, особенно когда приступишь к Таинству Покаяния впервые, и лучше это сделать заранее, а не прямо перед исповедью. Можно попросить у батюшки отдельной духовной беседы, помочь советом могут и знакомые Вам христиане.
Фото: Геннадий Алексеев
Покаяние и исповедь
Какие грехи принести ко Господу?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.