Бурановские бабушки — фольклорный коллектив, исполняющий на удмуртском языке разнообразные хиты, перепевая известных российских и зарубежных исполнителей.
«Бурановские бабушки» были выбраны представителем России на конкурсе песни «Евровидение 2012».
Содержание
- Биография
- Детство и юность
- Личная жизнь
- Юмор и творчество
- Игорь Касилов сейчас
- Телепроекты
История Бурановских бабушек
Коллектив «Бурановские бабушки» (на удмуртском языке «Брангуртысь песянайёс») родом из Малопургинского района Удмуртии, село Бураново. В настоящее время состав «Бурановских бабушек» таков: Граня Ивановна Байсарова, Алевтина Геннадьевна Бегишева, Зоя Сергеевна Дородова, Галина Николаевна Конева, Наталья Яковлевна Пугачёва, Валентина Семеновна Пятченко и Екатерина Семеновна Шкляева. Художественный руководитель ансамбля – Ольга Николаевна Туктарёва. Ансамбль был создан более 40 лет назад, но известность к «Бурановским бабушкам» пришла после выступления на фестивале «Новая песня Древней земли».
Павел Поздеев, организатор фестиваля: «Наша творческая группа хотела соединить удмуртский фольклор и городскую культуру. Для этой цели мне нужен был ярко выраженный сельский коллектив, готовый к эксперименту. И хотя сейчас у нас в селах и деревнях немало отменных фольклорных групп, но, как оказалось, мало кто из них готов к разрушению стереотипов. Для меня это был не музыкальный проект, а только хэппенинг. Я даже не знал, как и что поют бабушки из Буранова и хорошо ли они поют. Но когда услышал, понял, что они – истинные носители своего местного фольклора, эти песни бытуют только в этой местности».
Ольга Туктарева, директор Бурановского сельского дома культуры и руководитель ансамбля «Бурановские бабушки», согласилась участвовать в коллективном приготовлении на Центральной площади Ижевска перепечей. После успешного выступления «Бурановских бабушек» стали приглашать на многие проекты.
Фестиваль «Новая песня Древней земли» продолжал развиваться как эксперимент в области массовой культуры и современного искусства. К одному из проектов был подключен сарапульский театр танца Ольги Зиминой, которая сделала хореографический спектакль с участием «Бурановских бабушек». Если в постановке О. Зиминой бабушки пели, то в следующем проекте, посвященном 150-летию возрождения крезя, им была уготована молчаливая роль – они воплощали образ Древней земли.
В 2008 году по заказу Министерства национальной политики Удмуртии в Удмуртской госфилармонии был проведен День родного языка, во время которого «Бурановские бабушки» спели известные песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя на удмуртском языке, чем произвели огромное впечатление на публику. Кто-то из зрителей записал это выступление и разместил в Интернете, после чего произошел всплеск интереса к бабушкам. Когда первоначальная реакция схлынула, кто-то из родственников бабушек дал денег на съемку клипов, а Ольга Туктарева перевела на удмуртский еще несколько знаковых для мировой и русской культуры песен. Особый интерес вызвала перепевка «Бурановскими бабушками» хита группы Beatles «Yesterday».
На сегодняшний день 96107 пользователей заходили на сайт, где размещен битловский репертуар в исполнении «Бурановских бабушек».
В мае 2010 года Павел Поздеев проводил в ижевском клубе «Авиатор» удмуртскую вечеринку с участием «Бурановских бабушек», на которой побывала Ксения Рубцова, московский продюсер, уроженка Удмуртии. Бабушки ее заинтересовали, она заключила с ними договор и начала их продвигать. Сейчас коллектив «Бурановские бабушки» – частый гость на телевидении, зрители видят их на экране Первого канала, ГТРК, НТВ, они участвуют в юбилейных концертах известных композиторов-песенников, в различных шоу, звезды шоу-бизнеса обсуждают их феномен с экрана, а японские кинематографисты сняли документальный фильм с их участием.
Бурановские бабушки на Евровидении
На российском отборочном туре «Евровидение-2010» «Бурановские бабушки» представили песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон». Ее написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова, или просто Баба Лиза. Позднее Баба Лиза признавалась, что она рада, что ее песню услышали многие люди, но сама в Москву бабушка не поехала в силу возраста – ей 84 года.
В песне «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон» поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам – как их прокормить? В стойле – молодая кобыла – как ее научить пахать? Выхожу в поле – даль безграничная – как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?».
С этой песней «Бурановские бабушки» заняли 3-е место на российском туре «Евровидения». В 2012 году коллектив вновь участвовал в российском отборочном туре с песней Party for Everybody. По результатам последнего тура «Бурановские бабушки» одержали победу и представят Россию на конкурсе «Евровидение-2012» в Баку.
Биография
Игорь Касилов — артист эстрады, юморист и телеведущий. Участник звездного дуэта «Новые русские бабки» больше известен публике в образе Клавдии Ивановны Цветочек. Актера редко узнают без грима, но с приходом популярности это лишь играет ему на руку.
Детство и юность
Игорь родился 31 мая 1966 в Тольятти. В семье никто не имел отношения к творческим профессиям, да и сам Касилов не предполагал, что его биография будет связана со сценой. Личная жизнь родителей мальчика не сложилась. Они развелись, и Игорю с сестрой пришлось выбирать, с кем оставаться. В результате сына воспитывал отец, рабочий завода.
Сергей Чванов (Матрёна) и Игорь Касимов (Цветочек) без грима…
Опубликовано Penelope Aleks Пятница, 22 июня 2018 г. Сергей Чванов и Игорь Касилов без грима
Творческие задатки проявились у юноши еще в детстве. В школьные годы Игорь часто становился участником самодеятельности и театральных постановок. Получив школьный аттестат, Касилов стал студентом политехнического университета, но склонности к наукам не испытывал. Зато местная команда КВН сразу привлекла внимание харизматичного парня.
Получение высшего образования на время прервала служба в армии. Молодой человек был призван в ряды ракетных войск и отправился в Казахстан. Отдав долг родине, он вернулся домой и продолжил учебу в университете.
Личная жизнь
Первую любовь артист встретил в молодости, будучи студентом. Избранницей Игоря Касилова стала популярная девушка университетского потока Наталья Разматова. Она не испытывала взаимной симпатии к начинающему юмористу, и это оказалось большим разочарованием для молодого человека. К моменту его возвращения из армии Наталья уже вышла замуж.
Оставив надежду на серьезные отношения, Касилов пользовался вниманием представительниц противоположного пола, но не погружался в устройство личной жизни. Это продолжалось до судьбоносного знакомства с актрисой театра «Колесо» Еленой Назаренко. Она стала женой артиста и променяла ведущие роли на драматических подмостках на семейный уют и воспитание сына Егора. Появления других детей пара не планировала. Сейчас семья живет в Москве и поддерживает маму актера.
Касилов предпочитает не распространяться о своих буднях, поэтому не постит фото в «Инстаграм» и не выкладывает публикации в иных соцсетях.
Юмор и творчество
Учась на театральных курсах ГИТИСа, Игорь познакомился с Сергеем Чвановым, артистом студенческой сцены. Новый приятель также увлекался юморесками. Сергей был актером театра «Колесо», как и будущая супруга Касилова. Завершив обучение, Игорь также работал на этой сцене. На подмостках театра он реализовался как исполнитель ролей и постановщик. Впоследствии Игорь Касилов окончил театральные курсы Петра Фоменко.
Старт нового этапа в карьере артиста пришелся на 1990-е. Вместе с напарником Сергеем Чвановым он вел передачу «Десерт» на одном из тольяттинских телеканалов. Дуэту также удалось сотрудничать с юмористом Игорем Угольниковым. Мужчины снимались в программе «Оба-на!», для чего периодически приезжали в столицу. Артистам приходилось выступать и в роли конферансье у более знаменитых коллег.
Образы двух старушек, закадычных приятельниц, родились еще в институте. Поначалу актерам казалось не очень комфортным выступать в женских нарядах, но, вжившись в роль, они привыкли. Дебют дуэта состоялся на самарском телевидении, а затем в эфире радиостанции «Август» в Тольятти.
7 марта в Йыхвиский Концертный Дом выступят Клавдия Ивановна Цветочек и Матрена Ивановна Нигматуллина — дуэт «Новые…
Опубликовано Йыхвиский концертный дом Вторник, 4 февраля 2014 г. Сергей Чванов и Игорь Касилов
Первые появления «бабок» происходили на телевидении в рамках чужих эфиров. В 1999-м пара получила приглашение к сотрудничеству с Евгением Петросяном в рамках передачи «Кривое зеркало». В этот же период артисты дали первый «сольник» в Московском государственном театре эстрады.
Дуэт приглянулся зрителю и спустя время уже оказался гостем «Аншлага». Задор и остроумие актеров неизменно привлекали к экранам тысячи телезрителей и гостей эстрадных залов. «Новые русские бабки» стали посещать творческие вечера, выступали на популярных ТВ-шоу и расширяли аудиторию поклонников.
В 2009 году «бабки» прекратили сотрудничество с Евгением Петросяном. Они стали ведущими передачи «Субботний вечер» на канале «Россия-1», а в 2015-м выступили лицами передачи «Улица веселая».
В том же 2015-м Игорь Касилов попробовал силы в литературной сфере. Вместе с партнером Андреем Беляниным он выпустил книгу под названием «Гаврюша и красивые».
Игорь Касилов сейчас
Новостей от дуэта «Новые русские бабки» в последнее время становится все меньше. Устав от привычных образов, Чванов и Касилов решили открыть для себя новые творческие возможности и реализовать амбициозные идеи.
В 2020 году Игорь Касилов выходит на сцену не только как участник эстрадного дуэта, но и как самостоятельный артист. Он выступает с антрепризными спектаклями «Двое в лифте, не считая текилы» и»Любовь@любовь». В сотрудничестве с Андреем Беляниным Касилов продолжает работу над книжной серией «Гаврюша и красивые».
Телепроекты
- «Шутка за шуткой»
- «Кривое зеркало»
- «Смехопанорама»
- «Голубой огонек на Шаболовке»
- Фестиваль юмора «Юрмала»
- «Юморина»
- «Измайловский парк»
- «Новогодний парад звёзд»
- «Это смешно»
- «Улица Весёлая»
Сегодня СМИ сообщили печальную новость: умерла участница коллектива «Бурановские бабушки» Натальи Пугачевой. Исполнительница, которую поклонники называли самой милой солисткой коллектива, ушла из жизни в возрасте 83 лет. Наталья Яковлевна всего два дня не дожила до 84-го дня рождения.
Напомним, что Наталья Пугачева боролась с онкологическим заболеванием. Несколько лет назад исполнительница победила рак желудка. Тогда Наталье Яковлевне успешно удалили опухоль в одном из онкоцентров Москвы, о чем рассказала руководитель группы. «Хорошо, что вовремя болезнь «поймали». Почти три года назад мы с размахом отметили 80-летие Натальи Яковлевны у нас в деревенском клубе. Она тогда, несмотря на недуг, песню для всех исполнила, которую сама и придумала. Получилось трогательно до слез», — поделилась Ольга Туктарева.
Наталья Пугачева
Однако в последнее время солистка «Бурановских бабушек» снова жаловалась на проблемы со здоровьем. Кроме того, Наталья Яковлевна все реже появлялась на сцене. «Она болела уже четыре месяца. Последние полгода она уже не выступала», — приводит слова Ольги Туктаревой «РЕН-ТВ».
Напомним, что удмуртский коллектив «Бурановские бабушки», родом из села Бураново Малопургинского района Удмуртии, прославился на всю Европу после участия в 2012 году в музыкальном конкурсе «Евровидение». Группа, состоящая из харизматичных бабушек в национальных костюмах, произвела фурор и заняла второе место. По словам Виктора Дробыша, коллектив в глазах СМИ даже затмил победительницу вокального конкурса Loreen. «Мне даже отчасти было ее жалко, потому что после победного дождя вся пресса ломанулась к бабушкам, а Loreen какое-то время стояла одна», — вспомнил Дробыш в эксклюзивном интервью «Вокруг ТВ». После успеха на «Евровидении-2012» в Баку «Бурановских бабушек» начали приглашать с выступлениями во многие страны мира.
Отметим, что в 2014 году «Бурановские бабушки» оказались в центре спорной истории. Тогда продюсер Ксения Рубцова, которой принадлежали права на бренд и записи, решила реорганизовать коллектив и набрала новых вокалисток, когда контракт предыдущих участниц истек. Тем не менее участницы первого состава группы продолжили музыкальную карьеру и выступали под названием «Бабушки из Буранова».
«Бурановские бабушки» до смены состава
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | лучи́стый | лучи́стое | лучи́стая | лучи́стые | |
Рд. | лучи́стого | лучи́стого | лучи́стой | лучи́стых | |
Дт. | лучи́стому | лучи́стому | лучи́стой | лучи́стым | |
Вн. | одуш. | лучи́стого | лучи́стое | лучи́стую | лучи́стых |
неод. | лучи́стый | лучи́стые | |||
Тв. | лучи́стым | лучи́стым | лучи́стой лучи́стою | лучи́стыми | |
Пр. | лучи́стом | лучи́стом | лучи́стой | лучи́стых | |
Кратк. форма | лучи́ст | лучи́сто | лучи́ста | лучи́сты |
лу-чи́с-тый
Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Корень: -луч-; суффикс: -ист; окончание: -ый .
ПроизношениеПравить
- МФА:
Семантические свойстваПравить
Лучистый свет Лучистые глаза Поток метеоритов, расходящийся радиально из точки «о»
ЗначениеПравить
- книжн. светящийся лучами ◆ Лучистый свет месяца. ◆ Вдали, за рекой, до небосклона все сверкало, все горело; изредка пробегал там ветерок и дробил и усиливал сверкание; лучистый пар колебался над землей. И. С. Тургенев, «Накануне», 1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен. исполненный внутреннего сияния (о глазах) ◆ Лучистые глаза. ◆ Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное — эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. Л. Н. Толстой, «Война и мир. Том четвертый», 1867–1869 г.
- физ. возникающий вследствие лучеиспускания ◆ Лучистая теплота. ◆ Лучистая энергия.
- имеющий форму или рисунок лучей, расходящихся из одной точки ◆ Лучистая руда. (минер.)
СинонимыПравить
- лучащийся
- —
- радиационный, лучевой
- лучевидный, лучеобразный, радиальный
АнтонимыПравить
- тёмный, погасший
- —
- —
ГиперонимыПравить
- светящийся
- —
- —
ГипонимыПравить
- —
- —
- —
- форма, рисунок
Родственные словаПравить
- существительные: луч, излучение, лучина, лучеиспускание, лучемёт
- прилагательные: лучевой, лучистый; лучеобразный, лучезарный
- глаголы: лучить, лучиться, излучать, излучаться
- наречия: лучеобразно, лучезарно
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
- лучистая энергия
ПереводПравить
светящийся
- Английскийen: radiant
- Испанскийes: radioso; radiado
- Шведскийsv: strålande (sv), strål- (sv)
радиационный
- Английскийen: radiation (атр.), radiating
- Испанскийes: radiante
- Шведскийsv: strålande (sv), strål- (sv)
БиблиографияПравить
- Для улучшения этой статьи желательно:
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Babooshka – так теперь называется группа, в которой поет, если так можно выразиться, Старуха Изергиль. Колоритного персонажа играет Александр Константинов. О своем уходе из группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля» в проект Babooshka он сообщил недавно в «Фейсбуке».
Напомним, что «АХС» – рекордсмен по количеству материалов, признанных Минюстом экстремистскими. «Убивай космонавтов, они лезут на небо», «Коллайдер» – за репосты этих и многих других песен полагаются административные наказания, за что в 2017 году поплатились житель Мурома и житель Чебоксар. Как поясняет Александр Константинов, творчество группы – это пародия и сатира, поэтому в корне неверно отождествлять позицию Старухи Изергиль и его собственную. Песни стоит воспринимать как художественные произведения, а не как экстремистские призывы.
Коллектив «Ансамбля» был по-своему популярен, привлек этот феномен и ведущие российские СМИ – интервью с участниками группы можно почитать в «Караване» и «Новой газете», посмотреть на «Дожде».
Однако группа теперь не та из-за внутренних противоречий. Вот что рассказывает Александр Константинов о конфликте с музыкантом Сергеем Глуховым:
– Он и разозлился, когда я сообщил ему о том, что у меня другой (подчеркну в очередной раз: профессиональный! – мне не надо никого искать) коллектив. При этом я сказал, что не против иногда и с ним выступать. А он взбесился от такого предложения и в итоге сам, дурак, лишился «АХС». Вот скажи: на кого народ пойдет – на АХСиМСЗ без меня или на меня, где на афише будет крупно написано АХСиМСЗ с еле видной приставкой экс-? Разумеется, весь репертуар у меня в полном соответствии с концепцией АХСиМСЗ (так, как я его себе представляю).
Александр Константинов продвигает проект Babooshka, в который, кроме Константинова, включились группы Bethlehem, Bog-Morok, Morguenstern и др. Поэтому Старуха Изергиль продолжает свое путешествие по Руси – и не только. По словам Константинова, в скором времени планируется тур в Израиль. Любопытно будет узнать, как там воспримут будто бы «антисемитскую» песню «Синагога», в которой на самом деле припасено немало патронов против антисемитских заблуждений.
У Старухи, конечно, одиозная слава, но все-таки слава. Шеф-редактор «Каравана» Мария Орлова рассказала, что образ зарождался буквально на ее глазах:
«С Константиновым мы познакомились в середине 1990-х, когда Старуха была еще молода и романтична, занималась сольной карьерой и писала мистичные, лирические и смешные песни. Кстати, я придумала назвать Старуху Изергилью… Некоторое время Константинов и Глухов работали у нас в «Караване». Они и Гена Строганов, сын двух профессоров филфака Михаила Викторовича и Евгении Нахимовны. Гена тоже потом стал фольклорным персонажем, известным как Соломон Хайкин (помните такой мем: заросший бородой по самый лоб чувак в очках с плакатиком «Путяра пшел вон!»?).
В общем, в тот период я шла на планерки с ужасом. Прихожу в редакцию, а там такие фольклорные элементы на диване сидят. Константинов-то – добрая и веселая «старушка», а эти двое ой как не добры… Первое совместное выступление Старухи и Глухова нас шокировало. Был день города, кажется, 1999 год. Они позвали коллег посмотреть, и выяснилось, что Старуха сменила имидж и стала злобной. Эти двое жгли какие-то перевернутые кресты, и мы ушли, не в силах на это смотреть. Потом Константинов периодически возвращался к нам на работу в качестве культурного обозревателя.
А в начале 2000-х мне как-то позвонил Андрей Фефелов и спросил: «Это не ваш старушатник в «Ансамбле Христа Спасителя»?». Так я услышала это название, спросила Константинова, он ли это. Старуха, смущаясь, призналась: да, мол, я. Много позже я прочитала шикарное интервью со Старухой и Глуховым, которое сделал Андрей Лошак. И только тогда рискнула их послушать, поняв, что это уже серьезное культурологическое явление.
Оба, конечно, безумцы. Но филологическая закваска сказывается: берут тему, доводят ее до абсурда, и получается песня, которую потом запрещает Роскомнадзор. Первая песня, которую я рискнула прослушать, «Православная Тверь». Что сказать, ребята многое предугадали.
Сейчас они чемпионы по количеству запрещенных за экстремизм песен. За их репосты людям дают реальные сроки. Хотя это всего лишь очень черный юмор.
Саша уверяет, что Глухов приревновал к популярности Старухи. Мол, он лидер и идеолог, а народ любит Бабку. Теперь вместо Старухи будет выступать женщина в парандже: это удобно – одна уйдет, можно заменить на другую, и никто не увидит. А Старушка продолжит сольную карьеру. Вот в марте в Израиль летит…»
Подготовил Дмитрий Кочетков