29 октября 1969 года был впервые проведен сеанс связи между двумя узлами первой интернет-сети, один из которых располагался в Лос-Анджелесе, другой — в 640 километрах, в Стэнфорде. С тех пор интернет не только прочно вошел в нашу жизнь, но и полностью поменял ее.
Интернет — это прозрачность границ и небывалое разнообразие информации, децентрализация, цифровая демократия и самоуправление. Благодаря интернету каждый, минуя иерархии посредников, может заявить о себе как о выдающемся инноваторе, творце, о своих прорывных продуктах, уникальных произведениях и моментально вывести их на глобальные рынки. Интернет кардинально ускорил все без исключения процессы, избавил нас от диктата государства и корпораций, облегчил доступ к любым товарам, услугам, знаниям до степени нажатия нескольких клавиш, усилил конкуренцию, персонализировал потребление и производство и срезал цены. Интернет создает новые профессии и технологии образования. Интернет повышает качество жизни, при этом экономя и высвобождая ресурсы и снижая урон окружающей среде.
Big data («большие данные»), цифровые торговые платформы, С2С-продажи («consumer-to-consumer», «потребитель — потребителю»), фриланс, уберизация (исчезновение среднего менеджмента), экономика совместного потребления, каршеринг (прокат автомобилей) и карпулинг (совместное использование авто) — лишь крохотная часть современного интернет-словаря и новых, удивительных граней нашей повседневной жизни.
С другой стороны, интернет — это и неведомые раньше риски и угрозы: сокращение «живого» человеческого общения, одиночество, вторжения в личную жизнь, рост краж персональных данных и запугивания ими. Хакерские атаки на энергетические, банковские, транспортные и прочие жизненно важные системы и опасность масштабного коллапса, тотальный контроль «Большого брата», расцвет теневой экономики, отмирание громадного количества профессий и целых отраслей — тоже «плоды» интернета.
И все же прогресс не остановить. На начало 2019 года к интернету были подключены 4,4 миллиарда человек, более 57% жителей Земли (в том числе три четверти граждан России), рост за 2018 год — 9%, каждый день — более чем по миллиону. Мобильных пользователей на тот же период насчитывалось более 5,1 миллиардов, рост в 2018 году– 2%, а с 2013 года — почти на 40%.
Что дальше? Чем еще удивит нас интернет в ближайшее время? Наш эксперт — Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологии — РТФ Уральского федерального университета.
Содержание
- Промышленный интернет вещей и анализ данных
- 3D-проектирование и производство
- «Умный» организм, одежда, дом, среда, город
- Дополненная и смешанная реальность
- Информационная культура, гигиена и безопасность
- Современные страховые технологии: Профессионализм — это важно, но почему вопрос стандартов встает именно сейчас?
- ССТ: С чем вы столкнулись, приступая к этой работе?
- ССТ: Что такое профессиональный стандарт?
- ССТ: Какие квалификации специалистов страхования утверждены государством?
- А есть ли у телевидения будущее?
Промышленный интернет вещей и анализ данных
— Представим производство, каждая составляющая которого, будь то транспорт, доставляющий комплектующие, склад, сборочный конвейер, обрабатывающие станки, вспомогательные службы и так далее, снабжена беспроводными высокоточными датчиками и высокоскоростными системами сбора информации с выходом в интернет. Измерения в режиме реального времени образуют огромные массивы данных обо всех производственных процессах, начиная с доставки сырья до поставок готовой продукции, о состоянии помещений, машин, об изделиях, услугах и персонале.
Генерация и накопление данных — лишь половина задачи, вторая половина — обработка, анализ, интерпретация, консалтинг. Именно эти «половинки» — сбор, анализ «больших данных» и применение новых знаний к предметной области — лежат в основе всех современных превращений, происходящих с человечеством в связи с появлением и развитием компьютеров, интернета и цифровых технологий. (Соответственно, организация сбора данных, их обработка и интерпретация — очень актуальные и хорошо оплачиваемые специальности).
Результат — четкое согласование и ускорение операций, улучшение логистики, предотвращение простоев и аварий, экономия ресурсов — временных, человеческих, материальных, финансовых (в том числе удлинение жизненного цикла оборудования, его замена по реальному износу, а не по типовым нормам), увеличение производительности и общей эффективности, конкурентоспособности и прибыльности бизнеса. Пример: за один рейс Boeing 787 Dreamliner накапливает 500 гигабайт данных, сбор и обработка информации, поступающей со всех таких самолетов, используется для оптимизации производства лайнеров, их ремонта и эксплуатации.
Теперь представим, что информационные потоки анализируются не людьми, а искусственным интеллектом: так устраняется «человеческий фактор» — субъективность, иррациональность, бюрократизм. И это тоже уже не фантастика, а близкая перспектива: известны проекты, когда искусственный интеллект, опираясь на накопленные данные, методом машинного обучения (самосовершенствования по мере решения множества сходных задач) определяет оптимальный состав присадки для получения стали нужного качества.
3D-проектирование и производство
— Устойчивое развитие технологий и средств моделирования привело к созданию отдельных траекторий в различных отраслях промышленности: это имитационное, трехмерное (3D) моделирование. Появление цифровых 3D-моделей (которые можно создавать в одном месте и передавать в другие по интернету) предопределило возникновение технологии 3D-печати. По-другому эта технология называется «аддитивным производством» физических предметов посредством их послойной печати с помощью 3D-принтеров и различных материалов, которыми эти принтеры заправляются. Сегодня это цемент, металлические порошки и полимеры, в будущем — алюминий, нержавеющая сталь, сплавы, керамика.
3D-проектирование снижает риск конструкторских ошибок, а 3D-производство уже заменяет целые фабрики и заводы, большие коллективы, при этом является компактным, экономичным и экологичным, простым в эксплуатации и поэтому доступным не только специалистам, но и «любителям»: пройдет еще немного времени и небольшие 3D-принтеры различного назначения станут обычным домашним прибором.
Примеров уже очень много. В Китае с помощью аддитивных технологий возводят недорогие многоэтажные дома, да и в нашей стране есть опыт «строительства» здания в Подмосковье. В Австралии «напечатали» реактивный двигатель. В США и России проводят успешные исследования с 3D-печатью живых тканей. Постепенно 3D-технологии совершат революцию в производстве самых разнообразных предметов, от обуви и мебели до автомобилей и сложного промышленного оборудования: их изготовление станет быстрее, производительнее, дешевле. Это, безусловно, отразится на многих отраслях:, металлургии, химическом производстве, машиностроении, авиа- и автомобилестроении, легкой промышленности, строительстве, медицине. Откроются возможности в разработке и производстве новых материалов, появятся конструкции нового класса, выявятся и риски, и это вызовет необходимость неизбежных трансформаций.
«Умный» организм, одежда, дом, среда, город
— Сейчас, по группам пользователей-энтузиастов, уже становится заметным, что человек окружен и даже начинен «умными», соединенными с интернетом устройствами — вживленными в организм имплантатами, аксессуарами (к примеру, часами, фитнес-браслетами, очками дополненной реальности), одеждой. Это также позволяет накапливать информацию в больших объемах и развивать методы ее анализа и интерпретации. Данные о человеке (температура тела, давление, пульс, темп дыхания, химический состав пота, активность передвижения) позволят отслеживать состояние в динамике и, например, помогать врачу в постановке диагноза, в выборе предлагаемых рекомендаций насчет лечения. Таким же образом можно будет получить дополнительные сведения об окружающей среде (например, о радиационном фоне, загрязнении воздуха), в которой находится человек.
«Умным» становится и жилище. Диапазон существующих решений — по функционалу, устройствам, серверам и протоколам как зарубежных, так и российских компаний — уже достаточно широк. Среди множества конкурентных решений — Apple HomePod, Google Home, Amazon Echo и другие, к вашим услугам Яндекс.Станция — домашняя цифровая платформа в виде звуковой колонки, оснащенная виртуальным голосовым помощником «Алиса» с хорошим русским языком, способная разбудить вас в заданное время, найти в интернете нужную вам информацию (скажем, о погоде или дорожных пробках), видео, музыку, вывести изображения на монитор компьютера или экран телевизора, пообщаться с вами и поиграть, включить или выключить домашние устройства.
Системы управления зданиями на основе данных, собранных с помощью огромного количества датчиков, уже «умеют» регулировать электропотребление, освещение, положение окон, жалюзи и ставней, вентиляцию, кондиционирование, влажность, газо- и водоснабжение, канализацию, работу аудио- и видеосистем, бытовых приборов, систем безопасности (видеонаблюдение, охрана, сигнализация о протечке воды, утечке газа, возгорании), полив растений. Большой вопрос не в возможностях таких систем, а в единой и прозрачной стандартизации, которая позволит массово выпускать совместимые устройства и внедрять решения по разумной и комфортной для пользователей цене.
С одной стороны, такие технологии дают некоторый комфорт, ведь приближаясь к своему «умному» дому, вы связываетесь с ним через приложение в смартфоне, и к вашему возвращению прибрано и постирано, установлена нужная температура, светло (или затемнено), приготовлен ужин. Холодильник сообщит в приложении об истекающем сроке хранения продуктов и «закажет» что-то, по его усмотрению, недостающее из еды и напитков.
С другой стороны, повышается плотность информационного потока: вы мало что успеваете выбрать самостоятельно, «советники» почти все делают за вас. Вернее, от вас скроют детали: вы просто чего-то хотите, а они рекомендуют и ставят задачу на реализацию. Стремительное развитие Google, Siri (Apple), Cortana (Microsoft), Alexa (Amazon), Алиса («Яндекс») показывает, что они очень быстро перейдут на уровень, где будут не просто выполнять ваши запросы, а стремиться повысить эффективность вашей деятельности, какой бы она ни была.
Перейдем от дома к городу. В насыщенном мире «больших данных» и интернета город представляет собой многослойную структуру генерации и анализа информации для принятия основных решений. С одной стороны — датчики, камеры, горожане-обладатели различных носимых устройств как генераторы потоков данных, с другой стороны — жители как потребители городских сервисов, таких как городская администрация, учреждения образования, здравоохранения, культуры, органы правопорядка, транспорт, коммунальные и дорожные службы. На основе обращений горожан, в результате анализа многочисленных сведений возникает соучастное проектирование и реализация новых объектов и сервисов: планируются и строятся школы и больницы, музеи и стадионы, культовые сооружения и торговые центры, площади и парки, дороги и развязки, решаются вопросы развития транспортной сети, организации парковок, освещения, благоустройства, утилизации отходов и тому подобные. Подобные точечные решения уже существуют и проходят испытания. Так, некоторые достижения уральских компаний и нашего университета были представлены на выставке «InterGEO 2019» в Штутгарте.
Дополненная и смешанная реальность
— Это стремительно набирающая обороты сквозная информационная технология. Мы надеваем очки (например, очередную версию Google Glass) или берем в руки смартфон, и на реальную картину мира накладываются дополнительные изображения — тексты, голограммы, аудио и видео: навигационные подсказки, исторические сведения об объектах, инструкции, досье на собеседников, моментально составленные по их профилям в социальных сетях и так далее.
Следующий уровень — смешанная реальность, когда виртуальные объекты «взаимодействуют» с реальными. На билборде, мимо которого вы идете, реклама, предназначенная только для вас (ведь в сети есть досье и на вашу персону). На фасаде здания — цифровой проект стрит-арт-композиции, на участке городской среды — вписанная в реальность трехмерная модель новой постройки, инженерного сооружения, памятника, сквера. В обучении и производстве — интерактивные 3D-чертежи, показывающие и подсказывающие порядок выполнения работ.
Мы уже видим соответствующие изменения в образовании, рекламе и коммуникациях с пользователем, в производстве, продажах. Пока это инициативы компаний-энтузиастов. Но обычный цикл развития технологий таков, что проникновение дополненной реальности в нашу жизнь увеличит средний период пребывания человека в Сети с сегодняшних 4 часов в день, до 12 часов, по оценкам экспертов.
Информационная культура, гигиена и безопасность
— Ежегодно объем производимой на планете информации удваивается. Современный человек усваивает за год столько информации, сколько раньше житель сельской местности — за всю жизнь. Люди приобретают интернет-зависимость и все равно не успевают «переварить» потоки поступающих сведений. Другая нарастающая проблема — в качестве информации: по интернету к нам поступают не только полезные, но и лживые, вредные и даже опасные данные. Жертвами злоумышленников становятся в первую очередь дети, подростки, пожилые люди.
Любое поведение человека в Сети оставляет множество следов, внедрение дополненной реальности и разных персональных датчиков лишает приватности данные, которые являются «языками бессознательного». Мы оставляем в интернете — на сайтах, в социальных сетях, мессенджерах — паспортные данные, номера мобильных телефонов, банковских счетов, свою коммуникацию с другими людьми и так далее. В свою очередь, операторы мобильной связи и банки говорят об огромной ценности этих данных и накапливают их: где мы живем, работаем, ночуем, как передвигаемся, где предпочитаем прогуливаться, в какие заведения ходим, с кем общаемся, какими доходами располагаем, где и какие покупки совершаем. Другое направление работы с такой информацией: государства, используя информационные технологии, постепенно создают информационный контроль за гражданами. Показательный пример — Китай, где на основе наблюдений за поведением людей им присваивается определенный социальный обладатели низких рейтингов не могут рассчитывать на занятие должности, успешную карьеру или кредиты.
Как искусственный интеллект изменит российскую бюрократию, власть и экономику. Интервью
Это подтверждает наши тезисы: во-первых, есть потребность в специальных интеллектуальных роботах, персональных электронных помощниках, которые будут обеспечивать информационную гигиену, фильтруя информацию и пропуская безопасную и действительно важную. Во-вторых, необходимо формировать общую цифровую культуру людей, просвещая их о текущих возможностях, ограничениях, рисках цифровых технологий. В-третьих, совершенно точно появится профессия консультанта по приватности, его задача — отрегулировать до безопасного уровня вашу «видимость» в Сети, уберечь вас от злоумышленников, дать рекомендации — как использовать цифровые технологий, чтобы обеспечить устойчивый рост ваших рейтингов.
Современные страховые технологии: Профессионализм — это важно, но почему вопрос стандартов встает именно сейчас?
Элла Платонова
Вице-президент ВСС
Элла Платонова: Вопросы копились годами, и сейчас открылась возможность решить старые проблемы. Мы вступили в фазу, когда страховщики, используя механизмы и возможности реформы смогут обеспечить прозрачность в трудовых отношениях как внутри трудовых коллективов, так и по отношению к контролирующим органам. Кроме того, на этой базе можно расширять и улучшать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников страховых организаций.
ВСС выстраивает эту систему с рядом ведущих вузов, где есть финансово-страховые кафедры. Например, совместно с Финансовым Университетом при Правительстве РФ разработаны типовые программы подготовки и переподготовки работников страховых организаций и соискателей. Страховые компании могут проводить обучение своих специалистов по согласованным квалификациям, а подтверждать свои знания на соответствие определенной квалификации должны в Центре оценки квалификаций (ЦОК) ВСС.
Это важно и для тех людей, которые не только планируют, но и уже связали свою жизнь со страхованием. Им будет проще выстраивать траекторию повышения своего профессионального уровня и определять свою карьеру.
ССТ: С чем вы столкнулись, приступая к этой работе?
Э. П.: Мы провели совместно с Финансовым Университетом при Правительстве РФ анализ состояния страхового рынка с целью выявления и определения перечня квалификаций страховых специалистов, которые существуют на практике, но не учитываются государством в квалификационных справочниках. В результате кропотливой работы мы выяснили, что до 2018 года в квалификационных справочниках не было никаких других квалификаций страховых специалистов, кроме «агента страхового». Другими словами, де-факто специальностей у страховщиков много, но де-юре ни одной из них нет. Это порождает проблемы кадровых служб страховых компаний. В трудовых книжках записаны должности андеррайтер, специалист по перестрахованию, специалист по урегулированию убытков и т.д. Но их нет в квалификационных справочниках, а, значит, любая проверка Минтруда, например, может задать законные вопросы и применить санкции.
ССТ: Что такое профессиональный стандарт?
Э. П.: Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» впервые закреплены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ: квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Для работодателей профессиональный стандарт является основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации. Кроме этого, положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профобразования. Таким образом решается появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними знаниями и навыками, а работодателю требуются совсем другие.
ССТ: Какие квалификации специалистов страхования утверждены государством?
Э. П.: Пока их три — андеррайтер, менеджер по продажам страховых продуктов, специалист по урегулированию убытков. Планируется разработать и описать такие квалификации, как единоличный исполнительный орган страховой организации (директор страховой организации, руководитель филиала), специалист по перестрахованию.
В рубрику «Экономика и менеджмент» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А есть ли у телевидения будущее?
Весь мир аналога разрушим
До основания. А затем?
Константин Миллер
Технический директор телеканалов
«СТС-Москва» и «Домашний» (Телеэкспресс)
Вы любите театр? А знаете, что на заре кинематографа многие предсказывали ему быcmpую и неминуемую смерть. Якобы кино полностью заменит театр. Однако этого не произошло, и оба этих искусства прекрасно сосуществуют в наше время. Почему? Да потому, что кино, при всех его достоинствах, не в состоянии заменить прямого общения актеров со зрителями
Похожая история приключилась в наши дни. Некоторые люди решили, что телевидение может полностью вытеснить кинопрокат, и захотели упразднить последний. Слава Богу, он выжил в тяжелейших условиях, а сейчас получил хорошее развитие. Не задумывались ли вы о том, в чем разница между кино и телевидением?
Телевидение — это продукт с доставкой на дом, а в кино мы идем смотреть конкретный, интересующий нас фильм. Возникает вопрос, а что же такое телевидение и какое у него место в будущем?
Вот, например, с театром относительно просто. Никто не сомневается, что театр — это Искусство. От литературного первоисточника (пьеса), через работу режиссера (постановка), художника (свет, декорации), до исполнения актерами своих ролей (спектакль) — все это искусство и совсем немного технологии (фонограммы, механизм сцены, световые эффекты).
Нет сомнений, что и кино — это Искусство. Также присутствует литературная первооснова, режиссерская работа, работа художника, игра актеров, и, плюс к этому, работа оператора, глазами которого мы видим, работа звукооператора, ушами которого мы слышим и, наконец, работа режиссера монтажа, который из разрозненных кусков собирает законченное произведение -Фильм. Однако, сам процесс демонстрации фильма искусством не является, это — индустрия. В кино значительно больше технологических процессов, чем в театре, поэтому кроме киноискусства существует кинопромышленность и кинопрокат.
С телевидением еще сложнее. Изначально телевидение определяется как технология передачи изображения на расстояние. Изображение раскладывается на точки (пиксели), преобразуется в электронный сигнал, а сейчас, я бы сказал, в цифровой код, затем сжимается, передается по каналу связи, а на приемной стороне расшифровывается и обратно преобразовывается в изображение. Причем происходит это в реальном режиме времени (хотя бывает и ускоренная, и замедленная съемка). Существует множество форматов разложения изображения и способов его передачи по каналам связи.
Все это из области науки и техники, а есть ли здесь что-то от искусства? Безусловно. Каждая передача, имеющая своего автора, режиссера, исполнителя, является произведением искусства. Здесь есть о чем поспорить, но спор этот будет из разряда того, что каждую ли фотографию, каждый ли рисунок считать произведением изобразительного искусства? Например, при всем уважении к неоимпрессионистам, «Черный квадрат» Малевича я не могу назвать произведением изобразительного искусства. Но, если на то пошло, не все то, что нам показывают на сцене театра, является искусством. Тем не менее каждая телевизионная передача защищена авторским правом. Более того, вся программа передач телевизионного канала (так называемый контент, то есть по-русски — содержание) является объектом авторского права вещателя данного канала.
Цифровой XXI век
Мы живем в очень интересную эпоху очередной технологической революции, важную роль в нашей жизни играет Интернет. Если двадцатый век мы называли атомным, то двадцать первый век, скорее всего, назовут цифровым или информационным веком. Что такое Интернет? Сказать, что Интернет — это глобальная коммуникационная сеть, как он определяется в учебниках, значит сказать очень мало. Тогда уж, это -множество подмножеств локальных коммуникационных сетей, объединенных в глобальную структуру. На самом деле, это даже не средство общения, а среда общения. Интернет дает нам информацию, информацию и еще раз информацию. Вы можете общаться с любым абонентом Интернета не только при помощи текстовых сообщений, но и с помощью голоса, а если захотите, можете обмениваться и изображениями. В Интернете вы можете найти и получить практически любую информацию, включая литературу, кино и телевидение, бесплатно или за деньги.
И вот, Шани Оргад (Dr Shani Orgad), профессор Лондонской школы экономики и политики, подготовила доклад о результатах исследования, которое она провела по заказу компании Nokia. В нем она представила будущее телевидения, которое будет сильно отличаться от обычного. Она особо подчеркнула решающую роль индустриализации в развитии мобильного телевидения: зрители сами смогут выбирать что, где и когда им смотреть, то есть они будут сами составлять программу передач. (У нас это сейчас называется еще одним модным иностранным словом — «интерактив».) Внедрение мобильного телевидения обеспечит зрителю более личное и частное телевидение, чем традиционное вещательное. Это откроет широкие возможности для пользователей. Они смогут получать контент в любое время и в любом месте, выбирать то, что им подходит больше всего, и даже создавать и загружать свои собственные видеоматериалы. Также, по мнению Шани Оргад, телекомпании будут специально снимать очень короткие, но цельно законченные кусочки — программы, которые будет удобно просматривать на ходу, так называемые ТВ-снеки; также получат распространение «мобизоды», то есть короткие, сделанные специально для мобильных каналов фильмы и шоу.
А теперь вспомним, что традиционное аналоговое вещательное телевидение после 17 июня 2015 г. в нашей стране становится вне закона, и ужаснемся, -неужели телевидение так просто возьмет и растворится в Интернете?
В России разрабатывается программа перехода к цифровому вещанию до 2015 г., а по оценкам некоторых экспертов, такой переход закончится уже в 2012 г. Начато цифровое вещание в Мордовии, готовятся к переходу на него и в других регионах России. Не секрет, что многие кабельные операторы уже давно освоили цифровое вещание. Замечательно. Но что же получается? Каждый оператор сам себе выбирает формат вещания? А как же тогда быть с единым информационным пространством России? Ведь одно из неоспоримых преимуществ цифрового вещания — это то, что на одной и той же частоте на всей территории России может транслироваться один и тот же пакет программ. Причем в отличие от аналогового телевидения на одной частоте может располагаться не один канал, а несколько в зависимости от качества передаваемого изображения. Чем ниже передаваемая разрешающая способность изображения, тем больше каналов может уместиться на одной частоте.
Извечный русский вопрос -«Что делать?»
Думаю, начать надо с утверждения стандартов цифрового телевидения. На сегодняшний день существует только один такой: ГОСТ Р 52210-2004. «Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения». К сожалению, в отличие от советских времен, ГОСТы теперь имеют не обязательное, а рекомендательное значение. Это плохо, так как, например, в законе РФ «О средствах массовой информации» один глоссарий, а, например, в законе «О рекламе» — другой, да и в проекте упоминавшейся уже программы перехода к цифровому телевещанию тоже пока свой собственный глоссарий. Поэтому недостаточно разработать стандарты, необходимо их обязательное внедрение для обеспечения единого информационного пространства России.
Конечно же, должен быть не один стандарт. Я бы разделил форматы цифрового вещания в зависимости от размера экрана пользователя:
- Мобильное или IP-телевидение с размерами экранов до 30 см по диагонали. К этому классу относятся мобильные телефоны, смартфоны, КПК, автомобильные, наручные и карманные телевизионные приемники. Для этого класса будет спра-в ведливо все то, о чем говорила г-жа профессор Оргад. Достаточно стереофонического, а для каких-то каналов и монофонического звукового сопровождения, необходима обратная связь. На цифровой частоте может разместиться до 100 каналов.
- Традиционное телевидение стандартной четкости с размерами экрана от 30 см до 100 см по диагонали. Это самое привычное нам массовое телевидение. Стереофоническое звуковое сопровождение. На одной цифровой частоте могут разместиться 4-6 таких каналов
- Телевидение высокой четкости с размерами диагонали экрана от 1 до 3 м. К этому классу относятся домашние кинотеатры, видео проекторы, офисные просмотровые залы и тому подобное. Звуковое сопровождение по схеме 5 + 1.
- Цифровой кинематограф с размерами экранов более 3 м по диагонали. Специальная сеть для кинотеатров в различных уголках страны. Полифоническое звуковое сопровождение. (Соответствующий проект уже разрабатывается.)
Форматы должны быть совместимыми, то есть должно быть так, что, с одной стороны, даже на мобильном телефоне может приниматься канал высокой четкости (при условии свободного доступа к нему или оплаченной подписки) с тем качеством, которое позволяет данное устройство, и, с другой стороны, на домашнем кинотеатре должен быть возможен прием мобильных каналов (при тех же условиях — свободный доступ или оплаченная подписка) либо в окне соответствующего размера, либо с той четкостью, которую обеспечивает канал. Другое дело, что стоимость подписки в принципе помимо всего прочего может зависеть и от размеров экрана приемного устройства. Может быть, даже свободный доступ одного и того же канала для мобильных устройств и платный для больших экранов или, наоборот — свободный доступ для стационарных телевизоров и платный для мобильных устройств.
Нет сомнений в том, что в Интернете ли, в цифровом ли кинематографе, телевидение как технология никуда не исчезнет. А что будет с телевидением как со средством массовой информации?
С точки зрения потребителя
Как уже отмечалось выше, покупать просмотр фильма за определенную плату — скорее свойство кино. Кстати, определение «домашний кинотеатр» достаточно точно отражает ситуацию, и с этой точки зрения — владельцы качественных аудиовизуальных комплексов покупают фильмы для домашнего просмотра. Многие кабельные операторы предоставляют платную услугу — показ определенного фильма на специально выделенном канале по расписанию. Вы оплачиваете какой-либо сеанс, настраиваетесь на нужный канал и смотрите фильм. И эта услуга у кабельных операторов правильно называется кинопоказом. То есть кино проникло в телевизор и в этом смысле.
Вещателей интересует, будет ли спрос на тот контент, который они предлагают телезрителю за абонементную плату или бесплатно, то есть на деньги рекламодателя? Безусловно, будет. Одна из задач перехода на цифровое вещание сделать это так, чтобы рядовой зритель не только не был бы ущемлен, но и сам к этому переходу не прилагал бы никаких усилий. Сейчас зрители больших городов, так называемых миллионников (то есть с населением более 1 000 000 человек), смотрят в эфире 15-20 телевизионных каналов. Видимо, эти же каналы и должны остаться в пакете свободного доступа при цифровом вещании. Это будет справедливо и для малых населенных пунктов, так как приравняет их по возможностям к крупным городам.
Однако потребности самого зрителя растут, и странно было бы этого не учитывать. Покупая домашний кинотеатр, я хочу видеть изображение и слышать звук соответствующего качества. Сейчас эфирное телевидение мне этого качества обеспечить не может. В будущем те каналы, которые претендуют на художественное вещание (кинофильмы, музыка, спорт, зрелищные шоу) должны перейти на форматы высокой четкости.
В существующем формате стандартной четкости могут остаться информационно-аналитические и другие подобные каналы («говорящие головы», извините за жаргон), хотя, может быть, и их будущее в малых формах, о чем говорилось выше. Как ни странно, в этих же форматах должны остаться эротические каналы — ТВЧ им категорически противопоказано, воздержусь от дальнейших пояснений.
Ну а про мобильное и IP-телевидение мы уже говорили с госпожой Шани Оргад.
Хочу подчеркнуть, что ни один формат не может быть исключительным. Каждый канал должен иметь возможность выбора одного или нескольких стандартов вещания. Важно, чтобы сами эти стандарты были четко регламентированы, были едины во всей России и учитывали международные рекомендации. Очень важно не допустить перекоса в пользу одного из стандартов. Сейчас я вижу опасность такого перекоса в сторону мобильного телевидения. Одно только соотношение количества публикаций в прессе про мобильное или IP-телевидение к публикациям про ТВЧ (более чем 10:1) не может не настораживать. Я ничего не имею против того, чтобы смотреть новости или моби-зоды на мобильном телефоне. Но и миллионы телевизоров с большими экранами никуда не денутся. Придя домой, я хочу посмотреть, например, футбольный матч любимой команды на большом экране с хорошим разрешением. Очень хочется, что бы телевидение высокой четкости нашло свое место в наше стране, а не было бы забыто и запущено, как в свое время кинопрокат.
Итак, какую-то часть телевидения как средства массовой информации возьмет на себя Интернет. Именно, что касается информации. В остальном, телевидение будет востребовано ровно настолько, насколько будет отвечать потребностям соответствующей зрительской аудитории.
Опубликовано: Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #4, 2007
Посещений: 16988