Русский язык, есть ли в мире такой язык с таким величием и богатством, найти сложно. Это настоящий родник литературы, неоспоримый символ и авторитет неисчислимых достоинств. Взять любые классические произведения русский авторов и увидим мастерство истинного слова. И снова можно убедиться, что русский язык это бездонный океан красок, изысков, эмоций.
В суматохе нынешнего времени не получается увидеть расцвет русского языка. Нынешняя речь с каждым днем становиться проще и гораздо уже, в языке все чаще слышатся слова иностранного происхождения,
у русского языка при таком раскладе не наилучшее положение. Если взять в руки и полистать любой популярный бестселлер и можно увидеть как литература становится невыразительной и бедной.
А что приводит к этому? Дело не в том, что авторы современности не видят истинного искусства или не досконально знают русский язык. Все дело в том, что произведение, в связи с коммерческим соображением, должно быть как можно ближе к нынешнему поколению, а это значит только одно, произведение будет сухим с незатейливой языковой формой.
Современная молодежь неохотно читает Толстого и Достоевского, произведения таких
авторов становятся сложными и скушными, молодежь не может воспринять глубокую и душевную поэзию Блока и Тютчева. На сегодняшний день произведения всемирно известных классиков становятся всего лишь не нужной обузой домашнего задания, от этого удовольствия никто не получает.
Такое развитие событий пугает тех, кто задумывается и анализирует будущее русского языка в нашей стране. Не нужно вовсе исключать публику, которая действительно читает и наслаждается точностью эпитетов и языковыми оборотами.
Осталось еще немало читательских клубов, кружков сообществ, куда приходят люди, которые не представляют своею жизнь без прекрасной и красочной русской литературы. Такие люди еще стремятся к прекрасному, и надежда на развитие русского языка остается только на них, ведь русский язык это и есть величайшая драгоценность нашего народа.
От рождения человек должен уважать и ценить язык своего народа. Все зависит от родителей, если вместо глупого мультфильма прочитать своему малышу сказку или прекрасный рассказ, то русский язык снова начнет развиваться, возрождаться и крепнуть. В свою очередь страна будет развиваться, уровень культуры неоспоримо подымится, и каждый человек захочет в совершенстве знать свой язык и поклонится его великой красоте.
Пять упражнений для прогресса в учебе
Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… обязательно прочитайте эту статью.
Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то – даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят — «два» в уме…
Первый вопрос учителю и родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?
Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.
Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?
Нет! Вроде как и не за что!
Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?
Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».
Содержание
Мои убеждения
Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.
Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».
Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждешь неизвестного, но ужасного результата. Постепенно привыкаешь. И просто стоишь на месте. В этой тёмной комнате. Без улыбки и всякого желания шевелиться и двигаться.
Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.
Второе. Помочь можно всегда.
Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.
Так вот: чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.
Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».
Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.
Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность — похожая ситуация.
Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим — всем им можно помочь. Просто придумайте как — и скажите себе: «Я должна помочь!»
Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, а потом в учебном центре, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:
Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…
Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.
Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Много читали, ездили по стране, изучали опыт лучших педагогов. Это было ещё в конце девяностых…
Наши поиски привели к нейропсихологии.
Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии — наука о связи работы мозга и поведения человека.
Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.
Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.
А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.
Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.
Поэтому третье убеждение — надо подключать нейропсихологию.
Соединив усилия и находки филологов и нейропсихологов, мы разработали программу, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка.
Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.
Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребенка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.
Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребенку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.
Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится — обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Мы их выполняем на занятиях в нашем учебном центре. Также родители могут практиковать их и дома со своим ребенком.
Пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:
- Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
- Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза — весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
- Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу). Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Подводятся итоги — кто больше составил слов.
- Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО»/»НЕВЕРНО» — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
- Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка — пишешь снова.
Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.
Подводя итог
Что должен понять учитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.
Что должен понять родитель? Любой ребенок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять все возможное.
В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.
СОЧИНЕНИЕ
УДЕРЕВО-2016
Есть ли будущее у русского языка?
Россия – великая держава, обладающая богатой историей и, как писал И.С. Тургенев, «великим, могучим русским языком».
Величие и богатство русского языка оспорить сложно. Это настоящий колосс литературы, непререкаемый авторитет и символ неисчислимых достоинств. Любое классическое произведение русских авторов – это непревзойденное мастерство истинного Слова, лишний раз подтверждающее тот факт, что русскому языку подвластны любые краски, эмоции и изыски.
Но время бежит, пролетают мимо дни, года, мировой прогресс не стоит на месте. Развиваются все отрасли нашей жизни: наука, искусство, образование, промышленность, сельское хозяйство. Развивается и наш язык. Развитие его происходит в результате устаревания слов, перехода из одной части речи в другую, появления новых слов, приобретения у слова новых значений и т.д. Трудно однозначно оценить стремительное развитие языка. С одной стороны, конечно, хорошо – язык обязан развиваться, ведь не стоит на месте сама жизнь, а если развитие его прекращается, то язык умирает. С развитием он обогащается, расширяет свой лексический запас. Но у медали есть и другая сторона, можно даже сказать проблема, это – современное заимствование. Иностранные слова не просто входят в наш язык, они буквально «лезут» из реклам, речей горе-журналистов, болтунов с телевидения и прочих представителей средств массовой информации. Лезут в язык в основном англицизмы. И хотя мало кто воспринимает всерьёз эту ситуацию, но, по-моему, это действительно важная проблема. Причины такого неграмотного употребления иностранных слов различны: скудный словарный запас, нежелание сделать текст понятным для всех, желание высказаться «оригинально» и многие другие причины.
Да, нынешнее время нельзя назвать порой расцвета русского языка. Сегодня он переживает не лучшие свои дни. Достаточно полистать любой из популярных бестселлеров, чтобы понять, насколько бедной и невыразительной становится литература.
Причины этого явления ясны. И дело вовсе не в том, что современные авторы далеки от истинного искусства и не владеют русским языком в должной мере. Однако в силу коммерческих соображений их произведения обязаны быть максимально приближенными к нынешнему поколению, способному воспринимать лишь самые простые и незатейливые языковые формы. Современной молодежи достаточно сложно читать Толстого и Достоевского, она не в силах воспринять кружевную, сказочную поэзию Тютчева и Блока. Увы, всемирно известные великие произведения классики становятся сегодня лишь докучливым школьным заданием, и мало кто видит в нем удовольствие истинного ценителя.
Что может случится с языком, если мы будем засорять его подобными словечками? Русский язык утратит свою уникальность, самобытность, в конце концов, перестанет развиваться и станет мертвым языком. К счастью, пока этого не случилось, язык наш все так же образен, богат и развивается стремительными темпами.
Необходимо бороться с халатным отношением к языку и ограниченным словарным запасом. Как? Это должен каждый уяснить для себя сам, особенно, если ты – общественный деятель, работник телевидения или журналист. Твой долг – доносить людям информацию, понятную для каждого.
Подобные наблюдения пугают того, кто способен анализировать ситуацию и задумываться о будущем русского языка в нашей стране. Однако не стоит совершенно исключать наличия по-настоящему читающей публики, которая вполне способна наслаждаться изумительными языковыми оборотами и точностью эпитетов. И не случайно существование читательских клубов, различных сообществ и кружков, в которых встречаются люди, не представляющие своей жизни без качественной русской литературы. Благодаря такой категории людей, стремящихся к прекрасному, и остается надежда на дальнейшее развитие и процветание русского языка, как величайшей драгоценности всего народа. Ведь именно язык является основой сохранения нации.
Русский язык – зеркало русской самобытности, отражение самой жизни народа, поэтому каждый уважающий себя россиянин обязан сохранять свой язык. «Сохранить язык» вовсе не так трудно, как может показаться на первый взгляд. От человека не требуется ничего фантастического. Необходимо всего лишь соблюдать правила и придерживаться норм русского языка, изучать его подробно и внимательно.
Ценить и уважать язык человек должен с самых первых лет своей жизни. И если все родители вместо дежурного мультфильма станут читать своему малышу сказки и занимательные истории, то значимость русского языка может снова возродиться и окрепнуть. Основы любви к чтению должны зарождаться в каждой отдельной семье. Ведь именно чтение – и есть ключ к величайшим знаниям, грамотной оценке окружающей жизни, пониманию характеров и красивой, правильной речи. Лишь посредством чтения язык сможет оказать свое благотворное влияние не только на умы, но и на души. Прекрасной станет страна, в которой каждый гражданин захочет в совершенстве знать родной язык и поклоняться его необычайной красоте.
Русский Язык, всегда был, есть и будет величайшей ценностью для всех народов России и всего человечества тоже! Именно он породил, сохранил, и будет всегда хранить русскую культуру как основу устойчивого развития всего человечества.