Определение 1
Боксёрское восстание (1898—1901 г.) — восстание ихэтуаней («отряды гармонии и справедливости») против вмешательства иностранцев во внутреннюю политику, экономику и религиозную жизнь Китая.
Сначала власти пытались подавить повстанцев, затем встали на их сторону, но в результате императрица Цыси заняла сторону Альянса восьми иностранных держав. Китай попал в большую зависимость от иностранных государств.
Предпосылки
Предпосылки восстания:
- Неравноправные договоры с иностранными державами;
- Поток миссионеров в стране;
- Проникновение иностранцев в северные районы (строительство железных дорог, введение почтово-телеграфной связи, рост импорта фабричных товаров оставили без средств к существованию работников традиционных транспорта и связи);
- Рост импорта фабричных товаров, ускоривший разрушение ручной промышленности;
- Ухудшение жизни крестьянства в результате стихийных бедствий;
- Отказ правительства от проведения либеральных реформ.
Ихэтуани
В 1898 году на севере страна начали действовать против иностранцев стихийно сформировавшиеся отряды. Самыми распространёнными названиями отрядов стали «Ихэцюань» и «Ихэтуань».
Повстанческие отряды имели общие признаки —неприязнь к иностранцам, а также к китайцам-христианам. Многие повстанцы соблюдали религиозные ритуалы, позаимствованные у традиционных подпольных сект. Участники организаций практиковали физические упражнения, напоминавшие кулачный бой, за что были прозваны европейцами «боксёрами».
Состав участников:
- разорившиеся ремесленники;
- бедные крестьяне;
- демобилизованные солдаты;
- оставшиеся без работы транспортные рабочие.
Все ихэтуани должны были придерживаться десяти правил, указанных в уставе:
- подчинение верховному командованию;
- помощь товарищам;
- придерживаться буддизма;
- не совершать преступлений;
- всегда участвовать в бою;
- не нападать на других ихэтуаней;
- не мародёрствовать;
- все захваченные трофеи сдавать властям;
- убивать христиан;
- если христианин был китайцем, ему предоставлялся выбор: умереть или отречься от веры.
Ход событий
К началу лета 1898 года столкновения повстанцев с иностранцами становились всё масштабнее. Урегулирование конфликтов возлагалось на местных чиновников, которые ничего не могли предпринять. К сентябрю ситуация на севере полностью вышла из-под контроля. Всюду происходили грабежи и убийства.
2 ноября 1899 года лидеры ихэтуаней призвали китайский народ активно бороться с иностранцами и династией Цин. Эта дата считается началом восстания, хотя фактически оно началось в 1898 году.
Правительственные войска потерпели на севере череду поражений, и отступали к Пекину. Между правительством и восставшими было заключено перемирие. повстанцы сосредоточили силы на изгнании из государства иностранцев. Центр восстания переместился в столичную провинцию Чжили, а количество повстанцев достигло 100 000 человек.
Зимой 1899—1900 годов в Китай прибыли части русских войск, затем начались учения и манёвры. Не имевшие чёткого плана, ихэтуани хотели очистить Пекин от иностранцев. Поэтому они начали проводить агитацию в провинциях и обучать для похода на столицу армию.
Интервенция коалиционных сил
13—14 июня ихэтуани вошли в Пекин и осадили посольский квартал. Державы Великобритания, Франция, Германия, Австро-Венгрия, Япония, США, Россия, Италия) организовали интервенцию. 17 июня коалиционные войска заняли форты Дагу. Опасаясь восставших, цинское правительство объявило державам войну, но не сделало ничего для обороны страны, продолжая за пределами столицы карательные операции против отрядов ихэтуаней. Наместники центральных и южных провинций расправлялись с антииностранными выступлениями. В середине июля иностранные войска овладели Тяньцзинем и начали наступление на Пекин. Их численность достигала 40 тысяч человек. В середине августа иностранцы заняли Пекин, и начали проводить карательные экспедиции против отдельных очагов восстания. В 1901 восстание было подавлено.
Последствия
В результате восстания и последующих событий Цинская империя ухудшила свое положение. Иностранная коалиция навязала Китаю неравноправный «Заключительный протокол» или «Боксёрский протокол», подписанный 7 сентября 1901 года.
Согласно условиям Заключительного протокола, Китай брал на себя обязательства:
- Послать в Германию посла с извинениями за смерть сотрудника дипломатической миссии фон Кеттелера. Кроме того, китайские власти обязались поставить памятник фон Кеттелеру;
- Послать в Японию посла с извинениями за смерть сотрудника японской дипломатической миссии Сугиямы;
- Казнить всех лидеров восстания;
- На христианских кладбищах восстановить разрушенные и поставить новые памятники;
- В течение двух лет не ввозить оружие в страну;
- Уплатить контрибуцию в 450 000 000 лян серебра. 1 лян по обменному курсу равнялся 2 серебряным рублям. Россия получала 30 % репараций, Германия — 20 %, Франция — 15,75 %, Великобритания — 11,25 %, Япония — 7 %, США — 7 %, а оставшаяся сумма делилась поровну между остальными участниками коалиции;
- Допустить вооруженную охрану в Посольский квартал и во все учреждения страны;
- Разрешить в Китае постоянное нахождение иностранных войск;
- Уничтожить форты в Дагу;
- Предоставить странам-победительницам право возвести 12 опорных пунктов на пути от моря к Пекину;
- Запретить все общественные религиозные организации и организации, направленные против иностранцев.
В 1902 году Китай и Россия подписали договор, в соответствии с которым российские войска покинули Маньчжурию, а Цинская империя обязывалась соблюдать выдвинутые российской стороной определённые условия.
За восстанием последовали действия китайского правительства, которое в 1901-1908 годах провело ряд реформ, сходных со «ста днями реформ». Серьёзнейшим изменениям подверглись военная сфера, административная система и сфера образования.
Замечание 1
Новый раздел Китая стал причиной очередного витка соперничества в Азии.
В рамках его произошла Русско-японская война, а позже японская экспансия в Маньчжурию, Корею и на север Китая.
(пам. 11 июня), 222 чел., пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней (букв.- «отряды в защиту мира и справедливости») в Китае (в основном в Пекине). В европ. исторической традиции эти события (1899-1901) названы «боксерским восстанием». Восстание носило националистический характер, было направлено против иностранного вмешательства во внутренние дела Китайской империи, которое значительно усилилось в кон. XIX в. В идеологии восставших присутствовала антимиссионерская и в первую очередь антихристианская составляющая. Одной из задач борьбы с колониализмом ихэтуани считали физическое уничтожение кит. христ. Церкви и принявших христианство соотечественников. По свидетельству чудом спасшегося прот. Сергия (Цзи Чана), сына сщмч. Митрофана (Цзи), ихэтуани называли иностранцев и соотечественников-христиан бесами и их исчадиями, себя же — небесным воинством. Они устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвоприношения.
Китайские новомученики. Икона. Иконописец О. И. Черняк. 1990 г. (Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско)
Китайские новомученики. Икона. Иконописец О. И. Черняк. 1990 г. (Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско)
К 1900 г. в Пекине было неск. десятков тыс. христиан разных конфессий, в т. ч. неск. сот православных христиан (Русская духовная миссия (РДМ) в Китае была основана в XVIII в., при имп. Петре I, см. «Пекинская духовная миссия»). До весны 1900 г. офиц. власти Китая покровительствовали иностранным миссиям, но к лету имп. Цыси резко изменила свое отношение и приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. В Пекин бежали иностранцы из провинций: они искали спасения в Посольском квартале города. Когда восстание охватило столицу, начальник РДМ архим. Иннокентий (Фигуровский; впосл. митрополит Пекинский и Китайский) и его сотрудники покинули подворье миссии и переселились в российское посольство, располагавшееся в юж. квартале Пекина. Будучи заверены кит. правительством в сохранности имущества, они взяли с собой только древний образ свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского), привезенный из Албазина свящ. Максимом Леонтьевым еще в 1685 г. (см. ст. Албазинцы), и наиболее ценную церковную утварь. Кит. правительство выставило на охрану миссии 10 солдат, но к 11 июня миссия была сожжена дотла, уничтожены богатая б-ка, архив и ризница.
В сер. мая 1900 г. в дер. Дундинань ихэтуани сожгли правосл. храм и школу на глазах диак. Сергия Чана (впосл. протоиерей), к-рому удалось бежать. Прибыв в Пекин 26 мая, он доложил о случившемся начальнику миссии архим. Иннокентию, а тот в свою очередь поставил в известность посольство. Христиане, жившие неподалеку от миссии, уезжали из города. Поджоги кварталов, где жили европейцы, и домов христиан начались вечером 31 мая 1900 г. Свящ. Сергий, очевидец сожжения РДМ и правосл. храма на ее территории, сообщал о сплоченности христиан, оставшихся в столице, охваченной беспорядками.
Накануне 11 июня на улицах Пекина отрядами ихэтуаней были расклеены прокламации, призывавшие к уничтожению христиан и содержавшие угрозы каждому, кто осмелится их укрывать. Ночью отряды восставших с горящими факелами напали на христ. дома во всех частях Пекина, хватали людей и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед пытками отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Им распарывали животы, отрубали головы и поджигали жилища вместе с людьми. Истребление христиан продолжалось и все последующие дни восстания. Отказавшихся отречься от Православия выводили за городские ворота, где допрашивали и сжигали на кострах. По свидетельству очевидцев, некоторые из правосл. китайцев мужественно встречали смерть. Правосл. катехизатор Павел (Ван Вэньхэн) умер после пыток с молитвой на устах. Учительница школы миссии Ия Вэнь была дважды подвергнута пыткам; ее полуживую забросали землей, когда она очнулась, ее стоны услышал сторож и перенес в свою будку; спустя нек-рое время ее вновь схватили и на этот раз замучили до смерти. Ия Вэнь мужественно исповедовала Христа.
По некоторым данным, среди пострадавших за Христа были и албазинцы, потомки тех, кто принесли Православие в 1685 г. в Пекин,- Мирон и Мария Жуй, казненные вместе с 8 детьми, и, вероятно, еще неск. человек. Укрываясь от опасности, мн. христиане собрались в доме свящ. Митрофана (Цзи), в т. ч. пришли и его недоброжелатели. 10 июня солдаты и ихэтуани окружили жилище священника. В это время там находилось ок. 70 христиан, в основном женщины и дети. Священнику нанесли множественные ранения в грудь, от к-рых он скончался. Соседи отнесли его тело на то место, где находилась богадельня миссии. Позже архим. Авраамий (Часовников) позаботился о мощах священномученика. Жена свящ. Митрофана диаконисса Татиана Ли 10 июня укрылась в доме невесты сына, но на др. день ей и еще 19 христианам отрубили головы. Старший сын свящ. Митрофана 23-летний Исаия, который служил в артиллерии, был казнен 7 июня у ворот Пинцзэмэнь. За 2 дня до погрома его 19-летняя невеста Мария (Шуан) пришла в дом свящ. Митрофана и погибла вместе с семьей своего жениха. Сергий, средний сын священника, единственный выживший из семьи Цзи, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я родилась около церкви Пресв. Богородицы, здесь и умру». Младшему из детей священника, Иоанну, было тогда 8 лет. 10 июня ихэтуани нанесли ему множество ранений, отрезали нос и уши. Мария спрятала его в отхожем месте, и израненный мальчик прожил еще неск. дней. На вопрос, больно ли ему, он ответил, что страдать за Христа не больно. Иоанн попросил у соседей воды, но они отказали ему, опасаясь преследования. Сохранились свидетельства китайцев, которые впосл. приняли крещение, что мальчик, будучи повторно схвачен ихэтуанями, спокойно шел к месту казни.
Христ. погромы произошли в ночь на 11 июня, т. е. на день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, в связи с чем это событие иногда называют «Варфоломеевской ночью в Пекине». Во время восстания ихэтуаней помимо правосл. христиан погибло ок. 30 тыс. католиков и ок. 2 тыс. протестантов.
По ходатайству начальника миссии архим. Иннокентия поминовение К. м. установлено Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апр. 1902 г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма во имя Всех святых мучеников, возведенного в 1903 г. на территории Пекинской миссии. Архим. Иннокентий также представил в Синод поименный список 222 погибших за веру православных китайцев. Для православной общины в Китае установлено ежегодное празднование памяти мучеников: 10 июня полагается соблюдать строгий пост (его можно перенести на ближайшую пятницу, если этот день — суббота или воскресенье) и совершить заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, 11 июня совершать торжественное богослужение и крестный ход на место избиения мучеников или вокруг храма.
Архим. Авраамий (Часовников), член миссии, оставил свидетельство обретения и перенесения мощей мучеников (Православная Китайская Миссия. Москва, 1903). Он сообщил, что неск. дней продолжалась работа по извлечению из земли и колодцев тел казненных. Мощи регента Иннокентия и 3 членов его семьи остались почти нетленными. Затем при большом стечении народа и в присутствии родственников прославляемых святых мощи были торжественно перенесены в храм. Во время богослужений 16 китайцев приняли таинство Крещения.
После передачи территории миссии в распоряжение Посольства СССР в 1956 г. храм Всех святых мучеников был разрушен при реконструкции территории. В 1957 г. миссия была закрыта и мощи перенесли на правосл. кладбище Пекина за воротами Аньдинмэнь, у храма во имя прп. Серафима Саровского. Мощи К. м. были частично выкопаны и осквернены хунвэйбинами в годы «культурной революции» (1966-1976), при разгроме правосл. кладбища. В наст. время на месте кладбища располагается городской парк Циньняньху («Парк молодежного озера»).
17 февр. 1997 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение установить почитание К. м. как местночтимых с празднованием дня их памяти 11 июня (24 июня н. с.). С 2005 г. в Пекине в этот день ежегодно совершаются богослужения на бывш. территории РДМ (ныне принадлежащей Посольству России в КНР).
В Пекине пострадали: свящ. Митрофан (Цзи Чунь), его супруга Татиана Ли, диаконисса, их дети, Исаия с невестой Марией и отрок Иоанн; катехизатор Павел (Ван Вэньхэн), его мать Екатерина, его супруга Сарра, дети Иоанн и Александра, племянник Иоаким; эконом Иннокентий (Фан Чжихай), его супруга Елена Ши, дети Евмений, София и Надежда; парамонарий Климент (Куй Лин), его мать Ия Вэнь, его супруга Варвара Чжунь, дети Мария, Ольга, Ия и Ирина; Матфей (Хай Цюнь), его супруга Матрона Жуй, дочь Агафия; его брат чтец Вит Хай, его супруга Марфа, его мать Екатерина Чжун, его братья Никифор и Кирилл, его сестры Васса и Елена Чжун, бабушка Надежда Чан, дядя Алексий Мин, двоюродные братья Вонифатий и Стефан; просфорник Симеон (Си Линьа); сестры Екатерина и Муза Ай; Марина Сюй; Анна Жуй; певчий Петр (Ли Юньань), его супруга Евфимия, дочь Артемия; Мария Ай, ее дочери Анисия и Мелания; Александра Ли, ее дочери Артемия и Евдокия; певчий Алексий Ин, его мать Сусанна А, братья Давид и Евфимий; чтец Афанасий (Юй Шуан), его родители Сергий Шуан и Анна, бабушка Ольга А, тетя Агафия Хэ, братья Павел, Евгений и Кир; Афанасий А, его супруга Варвара, их дети Пелагия, Мария и Савва; Мирон Жуй, его супруга Мария, их дети Марфа, Анастасия, Евдокия, Иннокентий, Савва, Нил, Мария, Елена; Любовь Чан, ее мать Мария Чан, брат Иосиф Жун, его дочь Сарра; Анна Сэ; Дорофея У, ее мать Анастасия Ли, сын Мина; певчий Капитон Инъюань, его супруга Параскева; Виктор Фу, его супруга Марина, их дети Герман, Вера, Матфей, Надежда; Петр Ван, его супруга Анисия, дочь Елена, сын Иоанн Сун; Акилина Ван, ее дети Сергий, Анания, Пелагия; Филипп (Ли Жуйсин), его супруга Анна, сын отрок Фома; Алексий (Хан Вэньхэн), его супруга Фекла, их дети Феоктист, Анна, Иулитта, Софония, младенец Николай; Феодор Юэ, его супруга Елисавета, дочь Татиана; Илия Цюань, его брат Герасим, его супруга Елена, их дети Иоанн и безымянный младенец; Минодора Ван, ее дети Андрей с супругой Анной и дочерью Софией, Иоанн с супругой Дарией и сыном Феодосием; Мария, ее сын младенец Марк; певчий Сергий Чжан, его сын Иоанн; Александр (Хэн Гуй); Лев (Хай Лин), его сын Иоанн, отец Савва Цин; Сампсон Пань, его супруга Анна, их сын Евдоким; Павел Сан; Николай Хан; Иосиф Фу, его супруга Елена; Даниил Дэ, его родители Трофим Гун и Екатерина; Георгий (Лянь Си); Анна Линь; Матрона Лянь, ее дочери Мавра и неизвестная по имени; Евфимий Пань, его супруга Феврония; Павел Шуан, его мать Анна Чан, его супруга Акилина, их дети Иоанн и Макрина; Ирина (Гуй Жуйши) и ее супруг Иона Гуй; Ирина Фу, ее дети Анна, Афанасия, Евпраксия, Прохор, Мария; Стефан Фу, его супруга Пелагия; Анна Бай, ее сын Антоний; Зоя Шуан, ее дети Александра и Андрей; Капитолина Хуай; Агафия Жуй; Акилина Гуан и ее дети Евстолия и Кифа; Евгений Цзи; Евфимия; Феодот Жуй; Михаил Цюан, его дочь Елена; отроки Мария, Мария, Нина, Василий; Елена Хо; Олимпиада Цзинь, ее дочь Ольга; Феврония Фу; Анна Ли; Никон Хо; Андрей (Чжу Лин); Петр Чан; Иона; Дария Дэ, ее внучка младенец Агафия; Феофан Ин; Павел Дун, его супруга Евгения, их дети Иулиания, Лукия, Стефан; Дария; Исаия Сэ; Анна, ее дочь Анна; Николай.
1 окт. 2000 г. папа Иоанн Павел II канонизировал 120 мучеников Римско-католической Церкви, большинство из к-рых погибло в 1900 г.
Ист.: Сказание о мучениках Китайской Правосл. Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 г. // Китайский благовестник. 2000. № 1. С. 5-21.
Лит.: Bodin L. E. The Boxer Rebellion. L., 1979; История Рос. духовной миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997; Поздняев Д., прот. Православие в Китае (1900-1997). М., 1998; Preston D. The Boxer Rebellion: The Dramatic Story of China’s War on Foreigners that Shook The World in the Summer of 1900. N. Y., 2000; Дацышен В. Г. История Рос. духовной миссии в Китае. Гонконг, 2010.
Прот. Дионисий Поздняев
Гимнография
Для празднования памяти К. м. 11 июня известны 2 богослужебных последования.
Е. Е. М.
До XIX века Китай оставался закрытой страной. Сюда невозможно было попасть не только азиатам, но и европейцам. Однако уже в начале века в Поднебесную стали вторгаться представители иностранных государств. В этой части света они выступали за активную колониальную политику. В результате этого подконтрольными стали внутренние рынки страны, подпавшие под влияние британского правительства. Как раз в то время в Китае правила старинная династия Цинн, которая, в свою очередь, ничего не смогла предпринять против техники и вооружений Британии. На полях сражений все битвы были проиграны. Положение в стране сложилось опасное, постоянно активизировалась борьба, направленная против захватчиков. Таким образом, общественно-политические движения охватили весь Китай, их главной целью было устранить с территории иностранцев – американцев, японцев, британцев.
Против колонизаторов выступали следующие общества:
- иминьхуэй;
- дадаохуэй;
- ихэцюань;
- ихэтуань
Все эти группы являлись тайными, боролись за справедливость. В более общем смысле этого слова – за освобождение государства. Многие их участников обществ активно занимались спортом. И он по своим правилам очень напоминал современный бокс. По этой причине иностранцы называли китайцев цюань или боксерами, то есть выполняющими физические упражнения.
Восстание боксеров в Китае: идеология
«Боксеры» или восставшие верили в магию и заклинания, поэтому идеологическая составляющая их борьбы основывалась на религии, таинствах и мистике. Произнося заклинания, они верили, что тем самым обретают божественные способности. К примеру, они полагали, что их вера защищает от ранений, огнестрельного оружия. Участники обозначенных сообществ в Китае славились репутацией непобедимых и неуязвимых.
Причины боксерского восстания
До прихода европейцев Китай считался довольно самобытной страной. Это наблюдалось во многих сферах традиционной китайской культуры. Однако со временем здесь стали происходить разительные перемены. В первую очередь, они были связаны с преобразованием жизни страны. Итак, предпосылкой к началу Боксерского восстания послужил экономический фактор. Начали происходить существенные перемены в жизни населения страны. Вначале была возведена сеть железных дорог, проложены телеграфные линии. После этого стали разрабатываться месторождения полезных ископаемых.
Результатами деятельности различных иностранных компаний явились следующие радикальные изменения в экономике:
- традиционные промыслы перестали быть актуальными, огромное количество людей осталось без работы;
- носильщики и лодочники, отвечавшие за транспортировку грузов, оказались никому не нужны;
- без средств к существованию остались гонцы-бегуны, доставлявшие товары в различные уголки огромной Империи;
- в упадке оказалось кустарное горное дело, так как началось создание промышленных бассейнов
Усугубились перечисленные факторы и из-за прочих обстоятельств:
- Значительный голод в Китае, который обострился в конце XIX века;
- Неурожаи;
- Перенаселение;
- Наводнения и засухи;
- Стычки с армиями прочих государств;
- Забастовки против деятельности миссионеров;
Произвол со стороны немецких военнослужащих, которые занимались массовым разрушением порядков в стране;
Равнодушие со стороны чиновников, наживавшихся на рабочих и крестьянах
Все это стало причиной массовости народных недовольств. Огромное количество людей убивало купцов, священников, устраивало взрывы в шахтах. Толчком к восстанию явились реформы, принятые императором Гуансюя в 1898 году. Его инициативы вызвали споры в правительстве, после чего он мгновенно был отстранен от власти. Позднее его место заняла жена – императрица Цы Си. Что касается ее, то она полностью поддерживала радикальные методы борьбы в своей стране. Со временем Китай начали заполонять войска, армии проводили всевозможные опасные маневры. В ответ «боксеры» организовали агитационную кампанию, готовясь захватить стратегически важные объекты, в том числе Пекин.
Каковы были цели Боксерского восстания?
- Оно выступало против разрушения сложившегося патриархального общества;
- Сетовало за возвращение и сохранение национального китайского быта;
- Агитировало против правления знаменитой Маньчжурской династии, завоевавшей Китай
Представленные цели преследовала императрица Цы Си, издавшая для этого особый указ, где назначались награды за убийство иностранцев.
Участники восстания
Социальная база Ихэтуанского восстания по сути своей неоднородна. Заметим, что против иностранных колонизаторов выступали бедные крестьяне, солдаты, вернувшиеся с фронта, и многие другие неблагополучные группы. Восставшие нападали на деревни, грабили, убивали местных.
Это было обусловлено тем, что ихэтуани свято верили в свою неуязвимость, что они неподдейственны для пуль и снарядов. Говорилось об этом даже в специальном уставе организации. Там же имелся кодекс из 10 правил, которым беспрекословно должны были следовать участники восстания.
Составлялся устав при участии правительства, которое настаивало на содержании в документе следующих пунктов:
- Подчиняться командованию;
- Не нападать на остальных восставших;
- Убивать людей христианской религии;
- Отдавать имущество местным властям;
- Принимать участие в боях;
- Соблюдать принципы буддизма;
- Помогать другим участникам восстания
За соблюдением обозначенных правил следила группа людей, подчинявшихся командованию. За неповиновение назначался арест, особо тяжкое наказание либо смерть.
Начало Боксерского восстания
Начало Боксерскому восстанию было положено в 1898 году. Именно в это время бунтари напали на инженеров, а также работников, занимавшихся строительством Китайско-Восточной железной дороги. Вместе с этим «боксеры» преследовали иностранцев-христиан. Данные программы были распространены по всей стране – в мастерских, государственных учреждениях и других местах.
Битва за Посольский квартал
Восставшие получили мощную поддержку от правительства в виде еды, вооружения, разрешения на полную свободу действий. В особом декрете говорилось, что «боксеры» исполняют свой патриотический долг. 20 июня 1900 года ознаменовалось тем, что произошла осада Посольского квартала в Пекине, где мятежники убили германского посла.
Ихэтуаньцы заручились военной поддержкой от войск правительства. Таким образом, осадку квартала удерживали до середины августа 1900 года. В общей сложности это длилось 56 дней. Поскольку здания посольства были расположены в нескольких местах квартала, осажденные организовали два укрепленных места:
- к первому относились посольства США, Великобритании, Российской империи;
- ко второму – Япония, Испания, Франция, Германия
Детей и женщин отправили в английское посольство, до куда не доходили обстрелы.
Наступление войск на международном уровне против восставших китайцев началось 15 июля. Тогда русские солдаты перешли Амур и вторглись в Маньчжурию. Здесь и начались бои с боксерами.
В августе международные войска стали прорываться к столице Китая. И взорвав ворота, вошли в Пекин. Бои длились в течение нескольких часов, которые, в конце концов, завершились полным поражением восставших.
Вся эта непростая история закончилась тем, что императрица скрылась из главного дворца, а союзные войска стали наживаться на массовых бесчинствах. Союзники устанавливали свои порядки. У них получилось очистить от «боксеров» территорию Пекина. Позднее участники восстания открыли наступление в Маньчжурии и даже дошли до Благовещенска. В этой части страны вспыхнули бои между российскими войсками и ихэтуанями.
Бои в Приамурье
Ихэтуаньцы проводили обстрелы пароходов, ходивших по реке Амур. Обостряли ситуацию различные прокламации «боксеров». Агенты восставших говорили, что планируется массовый захват города. Местные жители организовывались в отряды, чтобы участвовать в активных боях.
Поражение восстания
Освободив Пекин, российские войска перешли в наступление на Амур. Они оккупировали Маньчжурию. Удар по восставшим нанесла императрица, заметившая, что «боксеры» начали проигрывать. Затем она перешла на сторону иностранцев. Более того – издала закон о необходимости бороться с восставшими.
Официальной датой окончания восстания признан декабрь 1901 года. Сопротивление длилось еще на протяжение года.
Результаты и значение Боксерского восстания
Заключительный протокол, называемый в историографии «Боксерским», был подписан императрицей Цы Си. Документ был поддержан Японией, Российской и Германской империей, Великобританией, Францией и прочими странами. Таким образом, после всего произошедшего Китай оказался в положении ещё худшем, чем в XIX веке.
Пекин в те дни вызывал не случайные ассоциации с Варфоломеевской ночью, когда откуда ни глянь доносились стоны истязаемых, проливались кровавые реки, и улицы были заполнены
В 1902 году Россия и Китай подписали акт, согласно которому наши войска должны были покинуть Маньчжурию. В соответствие с русско-китайской конвенцией от 1898 года Россия взяла Порт-Артур с прилегающими к нему Ляодунским полуостровом.
Восстание было бессмысленно для рядовых китайцев. Зато правительство взялось за реформы, связанные с военной, управленческой и образовательной областями. Потребовалось на них около 7-ми лет.
Восстание «Боксеров» ускорило республиканскую революцию 1911 года, благодаря чему Китай впоследствии получил статус республики.
10 мая начался первый в истории визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Китай. Уже триста лет назад в столице Китая городе Пекине была основана Русская православная миссия. В 1902 г. были канонизированы 222 китайских новомученика как местночтимые святые, и еще до 1917 г. была написана их икона и составлена особая служба. О них, а также об истории появления Православия в этой стране — наш небольшой материал.
Первое свидетельство о православных в Китае относится к 1685 году. А уже в начале XVIII века указом Петра Первого в Пекине была основана Русская Духовная миссия. К началу XX века православная община Пекина насчитывала несколько сот человек. Почти все они приняли мученическую кончину в ходе восстания «боксеров» против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая.
Народный протест против колониализма летом 1900 года был поддержан правительством китайского императора. Одним из лозунгов боксеров стала борьба с христианской Церковью и обращенными в христианство китайцами. В ходе этой борьбы были страшно замучены и убиты свыше 30 000 христиан разных конфессий, не отрекшихся от Христа несмотря на пытки и издевательства ихэтуаней.
Только 222 из православных были опознаны, их мощи собраны и погребены в крипте новопостроенного храма Всех святых мучеников в Пекине. В годы «культурной революции» этот храм был разрушен, а его крипта затоплена.
В 1902 году китайские мученики были канонизированы Русской Православной Церковью церковью как местночтимые святые. Китайским новомученикам еще до 1917 года была составлена особая служба и написана икона.
Празднование Собора новомучеников китайских в Русской Православной Церкви совершается в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю).
Со слов тогдашнего начальника Русской Духовной миссии в Пекине архимандрита Авраамия (впоследствии митрополита Иннокетия):
«Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 года. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Их участь была страшна. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах».
Для рок-группы из Лондона см. The Boxer Rebellion (группа) . Не путать с I Wor Kuen .
Боксерское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 義和團 運動 | ||||||
Упрощенный китайский | 义和团运动 | ||||||
Буквальное значение | Ополчение объединилось в Движение за справедливость | ||||||
Транскрипции | Стандартный мандарин | Ханю Пиньинь | Уэйд – Джайлз |
Boxer Rebellion (拳亂), Boxer Uprising или ихэтуаней движение (義和團運動) был антиимпериалистической , анти-иностранные , и антихристианская восстание в Китае между 1899 и 1901, к концу династии Цин .
Он был инициирован Ополчением, объединенным в праведности ( Yìhéquán ), известным на английском языке как боксеры, потому что многие из их членов практиковали китайские боевые искусства , которые в то время также назывались в западном мире китайским боксом . Жители северных районов Китая вызвали недовольство христианскими миссионерами. Непосредственным фоном восстания стала сильная засуха и разрушение, вызванное ростом иностранных сфер влияния после китайско-японской войны 1895 года . После нескольких месяцев роста насилия и убийств в Шаньдуне и на Северо-Китайской равнине против иностранного и христианского присутствия в июне 1900 года бойцы-боксеры, убежденные, что они неуязвимы для иностранного оружия, собрались в Пекине под лозунгом «Поддержите правительство Цин и истребите иностранцев». . » Иностранцы и китайские христиане искали убежища в Посольском квартале .
В ответ на сообщения о вторжении по восемь Nation Альянса американских, Австро-Венгрия, Великобритания, французские, немецкие, итальянские, японские, и русским войск , чтобы снять осаду, первоначально колеблющаяся императрица Цыси поддержала Боксер и в июне 21 издал императорский указ об объявлении войны иностранным державам. Дипломаты, иностранные гражданские лица и солдаты, а также китайские христиане в Посольском квартале были осаждены Императорской армией Китая и боксерами в течение 55 дней. Власти Китая разделились на сторонников боксеров и сторонников примирения во главе с принцем Цином . Верховный главнокомандующий китайских войск, маньчжуры генерал Жунлу (Junglu), позже утверждал , что он действовал в целях защиты иностранцев. Чиновники Взаимопомощи Юго-Восточного Китая игнорировали императорский приказ о борьбе с иностранцами.
Альянс восьми наций после того, как был первоначально повернут назад, привел 20 000 вооруженных солдат в Китай, победил Имперскую армию и 14 августа прибыл в Пекин , сняв осаду с дипломатических представительств . Последовал неконтролируемый разграбление столицы и окрестностей, а также массовые казни подозреваемых в принадлежности к боксерам. Boxer Протокол от 7 сентября 1901 года предусмотрен для исполнения правительственных чиновников , которые поддерживали боксер, положения для иностранных военнослужащих , которые будут дислоцированными в Пекине, и 450 млн таэлей 10 млрд серебро примерно $ в 2018 году цен на серебро и больше , чем ПРАВИТЕЛЬСТВА годового налоговые поступления — выплачиваются в качестве компенсации в течение следующих 39 лет восьми участвующим странам.