Самолёт
Boeing 737-2H4 имел серийный номер 21447 и производственный 508, а выпущен был в 1978 году и свой первый полёт совершил 19 января. Его два реактивных двигателя были модели Pratt & Whitney JT8D-9A. 2 февраля под бортовым номером N50SW он был передан компании Southwest Airlines. В 1998 году его приобрела корпорация AAR, которая 16 марта 1999 года сдала авиалайнер в лизинг компании Air Philippines, где тот получил бортовой номер RP-C3010. Ко дню катастрофы самолёт имел 68 475 часов налёта и 79 522 цикла (посадки).
Катастрофа
Самолёт выполнял внутренний рейс GAP 541 (позывной — Orient 541) из Манилы в Давао. Из Манилы он вылетел в 05:21, а всего на борту находились 6 членов экипажа, 1 недействующий член экипажа (техник) и 126 пассажиров, включая 4 детей. Посадка в Давао по плану должна была быть в 06:45, но рейс 541 задержался. В 06:56, когда осуществлялся заход на посадку на ВПП 05, экипаж получил указание уходить на второй круг, так как в это время по полосе осуществлял руление другой самолёт (предположительно рейс 809 компании PAL). Погода в это время была спокойная, хотя на небе стояла низкая облачность. Тогда экипаж запросил разрешение на посадку с другой стороны — на ВПП 23, на это диспетчер согласился.
В 07:01 экипаж передал об удалении от аэропорта в 7 миль. В 07:03 диспетчер сообщил, что полоса свободна и посадка разрешена, однако экипаж ему не ответил. Диспетчер сделал несколько безуспешных вызовов, после чего в 07:18 сообщил об исчезновении рейса 541. В 07:25 на горе Каланган (англ. Kalangan) на острове Самал и в 6 с лишним километрах от Давао были обнаружены обломки авиалайнера. На высоте 450—500 метров над уровнем моря Боинг врезался в плантацию кокосовых пальм и почти полностью разрушился, уцелел лишь хвост. Все находящиеся на борту (131 человек) погибли, что превысило по масштабам произошедшую за два года до этого катастрофу DC-9 (104 погибших). На 2015 год катастрофа рейса 541 остаётся крупнейшей авиакатастрофой на Филиппинах.
Причины
Свидетели на земле сообщили, что слышали взрыв в небе и видели дым, выходящий из оперения самолёта до того, как тот врезался в землю.
В официальном отчёте виновником катастрофы был назван экипаж, который в условиях облачности был дезориентирован и снизился ниже безопасной высоты. В ответ родственники 100 погибших подали в суд на авиакомпанию, заявив, что самолёт был неисправен, имел нарушения целостности конструкции, а также неисправный альтиметр. Страховые компании в ответ согласились на выплату компенсации в 165 миллионов долларов США для урегулирования судебных исков.
Авиакатастрофа произошла в 2 км от военного аэродрома у города Чугуева Харьковской области около 20:45 мск. По предварительным данным, самолет разбился при заходе на посадку Читать в полной версии Фото: Национальная полиция Украины
В результате авиакатастрофы под Харьковом погибли 22 человека, сообщает ГСЧС Украины.
Всего на борту самолета находились, по данным ведомства, 28 человек. Два человека выжили и госпитализированы, поиски тел продолжаются. В самолете совершали учебный полет курсанты Харьковского университета Воздушных сил.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
mobrep/telegram
МВД Украины сообщает о 20 погибших и двух тяжело раненных, на борту самолета, по их данным, находились 24 человека.
По предварительным данным, самолет разбился при заходе на посадку у города Чугуева, где расположен аэродром учебной воинской части. По словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексея Данилова, авария произошла во время учебно-тренировочного полета.
Президент Украины Владимир Зеленский назвал произошедшее «ужасной трагедией». В своем Facebook он написал, что для расследования причин авиакатастрофы создана правительственная комиссия. Президент завтра пообещал приехать в Харьковскую область.
Командование Военно-воздушных сил Украины подтвердило, что Ан-26 разбился при заходе на посадку. Большая часть погибших — курсанты Харьковского университета.
На место катастрофы прибыл глава Харьковской областной государственной администрации Алексей Кучер. По его словам, в самолете летели 28 человек — семь офицеров и 21 курсант. Из них 22 погибли, двое ранены, а судьба еще четырех неизвестна.
Самолет перевозил 167 пассажиров и девять членов экипажа из разных стран. По данным иранского Управления по чрезвычайным ситуациям, в результате катастрофы погибли в основном граждане Ирана. Министерство иностранных дел Украины сообщило о гибели граждан семи стран: 82 — Иран, 63 — Канада, 11 — Украина, 10 — Швеция, 4 — Афганистан, 3 — Германия, 3 — Великобритания.
Среди пассажиров были десятки иранских студентов, возвращавшихся на Украину после новогодних каникул. При этом значительная часть пассажиров направлялась в Киев, следуя через аэропорт Борисполя транзитом в другие страны. По информации канадской газеты «Глоб энд мейл», перелет рейсом МАУ через Киев является одним из самых дешевых способов летать между Торонто, в котором проживает большое ирано-канадское сообщество, и Тегераном.
Портал Flighradar24, который отслеживает на своем сайте полеты воздушных судов в режиме реального времени, сообщил, что «рейс 752, летевший в Киев, потерпел крушение вскоре после вылета из Тегерана». На сайте говорится, что лайнер вылетел из аэропорта Тегерана имени имама Хомейни в среду в 6.12 по местному (5.42 по московскому) времени и должен был приземлиться в Киеве через 1 час 50 минут. При этом вылет рейса из иранской столицы был задержан «по техническим причинам» почти на час.
Связь с «Боингом», который успел подняться на высоту 2240 метров, была потеряна спустя две минуты после взлета. По предварительным данным экипаж самолета не подавал «сигнал бедствия». Рухнувший лайнер был относительно новым (построен в 2016 году), а его плановое техобслуживание, по данным украинской стороны, было проведено за два дня до трагедии: во время этой технической проверки, в частности, был восстановлен вышедший из строя регистратор полетных данных.
Глава департамента реагирования на чрезвычайные происшествия Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резаифар сообщил об обнаружении бортовых самописцев. По его словам, которые привело агентство ISNA, в соответствии с международными правилами их расшифровка будет проводиться в Иране уполномоченными организациями. Тегеран не намерен передавать самописец разбившегося лайнера авиакомпании «Боинг».
Иранские официальные лица заявили о том, что причиной крушения стала «техническая неисправность». Спустя несколько часов после трагедии Кассем Биниаз, пресс-секретарь министерства транспорта Ирана, которого процитировало иранское государственное агентство новостей IRNA, сообщил, что, по предварительной версии следствия, причиной катастрофы стало возгорание одного из двигателей лайнера при наборе высоты.
На кадрах, которые очевидцы крушения засняли и разместили в социальных сетях, видно, как при наборе высоты самолет загорелся и стал падать, а после столкновения с землей темное утреннее небо озарила вспышка мощного взрыва.
Агентство Ассошиэйтед Пресс приводит слова очевидца катастрофы, который рассказал, что слышал «мощный взрыв в небе». «Все дома в округе начали дрожать. Повсюду был пожар, — сообщил местный житель Мохаммад Кассеми. — Сначала я подумал, что это американцы выпустили ракеты. Я побежал в подвал, найдя в нем укрытие. Через некоторое время я вышел из дома и увидел, что в поле разбился самолет. Его части лежали повсюду».
«Единственное, что удалось сделать пилоту, — это направить самолет к футбольному полю, а не к жилому району», — сказал Ареф Гераванд, другой свидетель катастрофы.
В видео, обнародованном на сайте иранского информационного агентства Tasnim, видны сгоревшие части самолета, разбросанные на земле. На месте крушения «Боинга» работали 60 пожарных расчетов и два спасательных вертолета. Иранские власти предупредили, что сталкиваются с трудностями при опознании жертв авиакатастрофы, поскольку их тела сильно обгорели.
Глава МИД Украины Вадим Пристайко сообщил, что обсудил крушение с иранским коллегой Джавадом Зарифом. Киев и Тегеран договорились координировать действия своих следственных групп, работающих над выяснением причин катастрофы самолета «Международных авиалиний Украины» (МАУ) в Тегеране.
По предварительной версии иранских властей, причиной катастрофы стало возгорание одного из двигателей лайнера при наборе высоты
Корпорация «Боинг» в своем «Твиттер» заявила о готовности оказать необходимое содействие в расследовании катастрофы самолета: «Мы находимся в контакте с являющейся нашим клиентом авиакомпанией и поддерживаем ее в это трудное время. Мы готовы оказать любую необходимую помощь».
Крушение лайнера в Тегеране произошло за несколько дней до того, как к исполнению обязанностей должен приступить новый генеральный директор компании «Боинг» Дэвид Кэлхун. Он сменит на этом посту Денниса Меленберга, который был уволен со своей должности в декабре прошлого года из-за резонансных скандалов вокруг лайнера «Боинг-737 MAX». С моделью самолета 737-800 связаны несколько катастроф, в том числе в 2016 году, когда рейс авиакомпании FlyDubai потерпел катастрофу в Ростове-на-Дону, в результате которой погибли 62 человека.
Официально
Владимир Путин выразил соболезнования в связи с авиакатастрофой под Тегераном. Соответствующие телеграммы президент России направил украинскому лидеру Владимиру Зеленскому и главе Ирана Хасану Роухани. Путин передал слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в тот же день поручил оценить безопасность полетов и туризма в Ближневосточном регионе, регионе Персидского и Оманского заливов с учетом произошедших там последних событий. Также поручено подготовить предложения по обеспечению безопасности россиян с учетом различных сценариев развития ситуации.
Облетая залив
Росавиация рекомендовала прекратить полеты над Персидским заливом. «В связи с информацией о существующих рисках для безопасности международных полетов гражданских воздушных судов до последующего извещения Росавиация рекомендует не использовать воздушное пространство над территориями Ирана, Ирака, Персидского и Оманского заливов для полетов гражданских воздушных судов РФ, включая транзитные полеты», — говорится в сообщении Росавиации, которое ведомство направило авиакомпаниям.
Вице-премьер Максим Акимов 10 января проведет совещание по вопросу безопасности туристов и полетов на Ближний Восток, сообщил «Интерфакс». В совещании примут участие МИД, Минтранс, Ростуризм и другие ведомства. По его итогам будут приняты решения по дальнейшим действиям.
Полеты в воздушном пространстве Ирана и Ирака уже остановили авиакомпании Air France, Lufthansa, Singapore Airlines, China Airlines, China Southern Airlines, Malaysia Airlines, Emirates, Flydubai, SCAT Air Astana. Изменили маршруты полетов Air Canada, Srilankan Airlines, «Белавиа». Представитель «Уральских авиалиний» пояснил «РГ», что авиакомпания сейчас «рассчитывает альтернативные маршруты». В авиакомпании S7 Airlines отметили, что учтут рекомендации Росавиации в планировании маршрутов: «Единственный рейс, который затрагивают введенные ограничения, — Новосибирск — Дубай». Компания «Аэрофлот» находится в постоянном контакте с авиационными властями ОАЭ и Ирана и готова принять меры для обеспечения безопасности полетов, передает ТАСС. О подготовке альтернативных маршрутов сообщила и его «дочка» — «Победа».
Туроператоры прогнозируют незначительный рост цен на авиабилеты из-за ситуации на Ближнем Востоке. Для тех пассажиров, которые уже купили билеты, стоимость перелета не изменится, пояснил «РГ» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. По его словам, и в будущем удлинение маршрута радикально на стоимость перелета не повлияет. «В зависимости от маршрута и точки назначения время в пути увеличится примерно на час-полтора», — отметил Барзыкин. То есть в ОАЭ, например, лететь из Москвы придется не 5, а 6 часов.
Подготовил Евгений Гайва
Взгляд из Киева
Хотя катастрофа в Иране стала крупнейшей в истории украинской авиации, официальная реакция Киева оказалась скупой, но во многом показательной. Например, спустя двенадцать часов после катастрофы, на официальном сайте президента Владимира Зеленского говорилось лишь о поручении президента открыть уголовное дело по факту крушения и о проверке летной годности всей украинской гражданской авиации. О прекращении своего отпуска в Омане, ставшего главным внутриполитическим скандалом на время новогодних каникул, а также о соболезнованиях семьям погибших Зеленский сообщил в социальных сетях. Правительство, в свою очередь, на брифинге пообещало помощь семьям погибших и произнесло обязательные в таких трагических случаях слова.
Траур, несмотря на масштаб катастрофы, в стране не объявили: граждане Украины на борту все-таки были в меньшинстве. Другое дело — расследование причин, к которым украинский МИД и правительство уже намерены присоединиться, согласно Конвенции о международной гражданской авиации. И здесь, учитывая внешнеполитический контекст, Украина уже начинает играть определенную роль. Так, в Киеве фактически поставили под сомнение версию падения «Боинга», озвученную иранской стороной. Так, посольство Украины в Иране удалило первое сообщение о катастрофе, где отвергалась версия о «теракте или ракетной атаке», а единственной причиной назывались технические неполадки. В отредактированном сообщении говорилось уже о том, что до выводов специальной комиссии все другие версии считаются неофициальными. Отказались комментировать причины трагедии и в компании МАУ, принадлежащей Игорю Коломойскому. Там настаивают, что самолет был новый, профилактику прошел за два дня до падения, а экипаж, по словам гендиректора МАУ Евгения Дыхне, «не мог допустить ошибки». В свою очередь, премьер-министр Украины Гончарук объявил, что будет требовать «максимально публичного расследования», причем с участием украинских специалистов, и «на территории этой страны», то есть Ирана. Также не исключил версию теракта секретарь украинского Совбеза Алексей Данилов, заявивший, что «ни одна из версий не должна быть проигнорирована». Он сообщил о двух пассажирах, не попавших на рейс, — их имен и гражданство Данилов не назвал.
Подготовил Петр Лихоманов
Мнения
Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»:
— Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) опубликовало три сообщения NOTAM (извещение для пилотов).
Этими извещениями «всем американским авиаперевозчикам и коммерческим эксплуатантам, всем владельцам свидетельств авиационного персонала, выданным FAA, за исключением лиц, выполняющих полеты для других авиаперевозчиков на зарегистрированных в США воздушных судах, а также всем эксплуатантам воздушных судов, зарегистрированным в США» из-за «возросшего количества военных действий и роста политической напряженности на Ближнем Востоке, представляющих необратимый риск для выполнения полетов американских гражданских воздушных судов из-за возможности потенциальной ошибки в расчетах или неправильного опознавания» запрещаются полеты в Районе полетной информации Багдад, в Районе полетной информации Тегеран, а также в отношении некоторых рейсов, выполняемых над водной поверхностью Персидского и Оманского заливов.
По сообщению Independent, вскоре после авиационного происшествия на сайте посольства Украины в Иране появилось сообщение, в котором предполагалось, что причиной падения самолета стали технические проблемы. В этом сообщении также говорилось, что «по предварительной информации, самолет разбился в результате технического сбоя двигателя. Возможность террористической атаки или ракетного удара в настоящее время исключена».
Однако позднее это сообщение было удалено с сайта, а через несколько часов на нем появилось новое: «Причины авиационного происшествия будут установлены технической комиссией».
Вряд ли сейчас можно уверенно говорить о причинах столкновения самолета с землей. Необходимо установить все подробности организации, обеспечения и выполнения рейса PS752, чтобы понять, что произошло на самом деле.
Какой профиль безопасности авиакомпании «Международные авиалинии Украины»? Она была учреждена в 1992 году и является крупнейшей на Украине. Базируется в аэропорту Киев/Борисполь. В парке авиакомпании около 40 воздушных судов, которые эксплуатируются почти по 90 маршрутам.
Авиакомпания успешно прошла международный аудит безопасности IOSA Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), срок действия которого истекает 16 июня 2021 года. За всю свою историю до 8 января в авиакомпании не было ни одного авиационного происшествия.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР
— Из тех доступных материалов и сообщений, которые есть в связи с катастрофой «Боинг-737», можно сделать вывод, что речь идет о проблемах с техникой. Или электроникой.
Катастрофа произошла на взлете, с полными баками. Самолет разлетелся вдребезги. Иранская сторона отозвала первое предположение о технической причине катастрофы, сославшись на начало работы комиссии по расследованию. Найдены черные ящики, их расшифровка даст объективную картину происшедшего.
Расследование будет международным: самолет американского производства, эксплуатировался украинской авиакомпанией, на его борту летели пассажиры разных стран. Но большинство — иранцы. Сам по себе самолет хороший. Но специалисты посмотрят, что случилось с электроникой. Может, она аналогична той, что стоит на «Боинг-737MAX», производство которых после двух авиакатастроф приостановлено. Остановка конвейера компании связана с отказом американского авиарегулятора FAA разрешить в 2019 году полеты самолетов данного типа.
Комиссия также посмотрит на возможное столкновение «Боинга» с военным дроном и признаки взрыва внутри самолета.
Отмечаю оперативные действия Росавиации, которая после этой катастрофы запретила полеты наших самолетов в воздушном пространстве Ирана и Ирака, так же поступили США.
Это диктуется правилами ИКАО, запрещающими полеты в воздушном пространстве стран, где идут военные действия. Украина в свое время грубо нарушила это правило, и в результате был сбит «Боинг» с огромным количеством пассажиров.
Подготовила Наталия Ячменникова