Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора
Молитва в Гефсиманском саду
Даст тебе Господь по сердцу твоему. Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора. (MP3 файл. Продолжительность 12:48 мин. Размер 8.79 Mb)
play / mute Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали молитву Господа об апостолах, а с ними и обо всех учениках Христовых: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы (Ин. 17: 11).
Что в нашем сердце?
Узнать о том, пребываем ли мы в таком единстве, мы можем по внутреннему расположению, намерению, произволению, которое имеем в нашем сердце. Святые говорят: надо поглубже заглянуть в себя и рассмотреть, каким является наше сердце, на это обратить особенное внимание. Может получиться, например, что один человек не поможет другому, рассердится случайно, хотя сердце имеет милостивое. Тут же так же поступит и другой, но не по какой-либо случайности, а потому, что скуп или жесток. На вид оба дела одинаковы, а по внутреннему настроению – между ними большая разница. Дела – это единичные действия, в этот час и в этом месте совершаемые, а расположения означают постоянные настроения сердца, которыми определяется характер и нрав человека, из которого проявляются его желания и направления (намерения) его дел.
Если сердце каждого из нас направлено на угождение себе, мы никогда не сможем достигнуть того единения, о котором молился Спаситель. Потому что наше сердце будет находиться тогда во власти недобрых расположений, страстей. Это – гордость, тщеславие, забота о своей выгоде, гнев, ненависть, зависть, пристрастие ко всему земному, уныние, отчаяние, которые являются источниками худых, недобрых, злых дел. В таком случае мы никогда не сможем отозваться на беду другого, сохранить мир и доброе отношение к ближнему.
Если же в своем сердечном намерении мы стремимся к жизни в Боге и с Богом, к угождению Богу, взаимному миру с другими, несмотря на возможные сложные обстоятельства, недопонимание и трудности в общении, Господь, видя такое наше намерение, несомненно, будет помогать нам.
Расположения означают постоянные настроения сердца, которыми определяется характер и нрав человека Сам Спаситель в заповедях о блаженствах указывает на то, какие добрые расположения, то есть постоянные настроения сердца, следует приобрести христианину: смирение, сокрушение, кротость, стремление во всем поступать по правде, милостивость по отношению к другим, терпение, мир души – готовность простить и недоброжелательных по отношению к нам людей. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Потому и апостол Павел призывает христиан: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны, и будьте дружелюбны (Кол. 3: 12–15).
Бог смотрит на сердце человека и исполняет по его намерению. Он знает немощь человеческую, что сам по себе человек ничего не может сделать, и потому помогает ему. Даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои исполнит (Пс. 19 :4). То есть: Господь совершит всякое доброе и справедливое твое намерение.
Единственное, что есть у человека, говорят святые, – это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. «Бог хочет нашего произволения, нашего доброго расположения, проявляемого, пусть даже и немного, но добрым усердным подвигом. Также Он хочет, чтобы мы сознавали свою греховность. Всё остальное дает Он». Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы должны помочь Богу своим смиренным помышлением: «Боже мой, я такой слабый, недобрый человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне». Тогда Бог помогает, потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки, имеет право на Божественную помощь.
«Господь знает наше сокровенное, и по вере и стремлению к истине (доброму расположению) правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что по неведению и непониманию может препятствовать исполнению воли Божией в нашей жизни».
«Важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию», и тогда «искренность наших чувств Господь примет и оправдает. Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведет по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой».
Доброе расположение приводит человека к Богу
«Тот, у кого есть доброе расположение познать Христа, познает Его, обратится к Нему. И пусть рядом с ним не окажется ни богослова, и он не услышит слова Божия, но если у него есть доброе расположение, то поводом для его обращения станет какое-нибудь событие». Помощь Божия зависит от расположения самого человека. Судьбы Божии – неисчерпаемая глубина. Люди, живущие жизнью мирской, – говорит старец Паисий, – те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, кто был увлечён злом, кого подтолкнули к недоброму другие, – все эти люди, если они имеют при этом доброе расположение, обращают Бога к милости, и Он поможет им. Бог приведёт в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже и в час смерти они будут находиться в добром состоянии.
Доброе расположение помогает преодолеть страсти. «К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он видит в себе эту страсть, прилагает усилия и трудится. У него есть расположение преодолеть эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает. Но как Бог может дать человеку Свою помощь, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться?». Потому святые и говорили: «Не ужасайся, если и каждый день падешь и не отступай от пути Божия, но стой мужественно и, без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».
Господь само намерение исправиться принимает за дело Господь само намерение исправиться принимает за дело. Схиигумен Иоанн (Алексеев) писал своей духовной дочери: «Пишешь, что обременена делами и трудно сосредоточиться, даже со чтением Святого Писания трудно бывает. Будь довольна и благодарна, что есть желание и намерение заняться о едином на потребу, ибо Бог видит твое намерение. Это твое намерение – за дело принимает. Ты живешь в миру и жизнь должна проводить деятельную. Когда свои дела кончишь, которые должна исполнять по долгу своего звания, тогда можешь и сосредоточиваться (на духовном)».
Начните понемногу и успеете всё сделать как следует. Но если и не успеете всё сделать, как бы хотелось, сделайте как сможете. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Ваше усилие себя пересмотреть и перестроить Он примет как дело уже совершившееся, только не бросайте его, а имейте в виду продолжать и продолжать, пока доведете до конца. Главное же, то есть решительное намерение всего себя посвятить Господу, Вы непременно должны в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда.
Доброе расположение примиряет людей. Святые советуют «»Когда хочешь узнать, что у другого человека на сердце, то узнай таким образом: испытай свое собственное сердце; сохраняешь ли ты доброе расположение к другому. Если твое расположение доброжелательное, то знай, что, при помощи Божией, всегда найдешь по сердцу своему” (путь к миру с другими)».
«Не сами ли мы иногда бываем виноваты, что люди не могут подойти к нам, ведь они чувствуют, что наше сердце не лежит к ним. Кто тут виноват? Бывают виноваты обе стороны. Но мы, духом жить надеющиеся, не более ли будем виновны, что слишком себе верим, о себе думаем, не давая в сердце места другим? Причина разъединения с людьми есть излишняя любовь себя и всего, что нам принадлежит».
Должно помнить правило мудрости, что из зла добра не выйдет, что гневом не научишь кротости, раздражительностью никого не исправишь и дела не поправишь, а только себя смутишь и делу повредишь. Когда люди увидят нас одержимых гневом, тогда и сами теряют спокойствие и доброе к нам расположение.
Сколько возможно, при помощи Божией, сохраняй хладнокровие (доброе расположение) при встрече с разными нестроениями, заботами, ошибками.
Какой бы лед ни был в сердцах людских, любовь, как солнце, всё растопит Какой бы лед ни был в сердцах людских, любовь (доброе расположение), как солнце, всё растопит. Любовь в словах только, без соответствующих дел, только раздражает. Нужно любить не языком, а самым делом. В этом весь путь, всё могущество любви. Преподобный Серафим говорил: «Радость моя, стяжи мирный дух и около тебя тысячи спасутся”».
Мир лучше сохраняется там, где каждый старается усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию (добрым расположением). Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, стараться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо. «Справедливое недовольство» – «опасный материал» для души. «С особенным вниманием мы должны относиться к нашим душевным переживаниям и изгонять из души своей всякое недовольство против кого бы то ни было, даже против врага своего. Мы не должны затаивать в душе недовольства, потому что, пренебрегая и накапливая его, мы будем держать слишком опасный материал, который может взорвать и погубить собственную душу нашу. Всякое недовольство против ближнего мы должны тушить и искоренять из души своей в самом начале». Одному человеку, вопросившему относительно огорчения (оскорбления), какое причиняет, служащий ему, святой ответил: «Смотри, чтобы, так говоря о брате, что он очень сильно огорчает (оскорбляет) тебя, тебе не увлечься в злопамятство».
Дорогие братья и сестры, будем помнить, – доброе расположение, произволение, намерение есть состояние сердца. «Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять. Потому что каков кто в сердце, таким видит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его». Аминь.
Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.
(Мф. 16: 18)
Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, единой истиной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Неслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Недавно я столкнулась с серьезной проблемой. Не знала, что сказать. Мой друг спросил меня: почему я хожу в Церковь, когда там лишь лицемеры, ханжи да преступники? и кто я сама, если такая компания кажется мне приемлемой?
Так что же это за друг такой, если подобные вопросы задает? Но у нас своя история.
Мы познакомились, когда нам было по 16 лет, и в первый же вечер говорили о Боге. Мой тогда еще новый знакомый спросил:
– Ты веришь в Бога?
Я ответила:
– Да.
Он покосился на мою сигарету:
– И ты думаешь, что сможешь попасть в рай?
Если откровенно, то в 16 лет я вообще мало думала. И всё же представление о дальнейшей судьбе имела. Я рисовала себе перспективы пусть и не счастливые, но точно ироничные. А потому ответила:
– На рай, конечно, не рассчитываю. Но вот где-нибудь рядышком…
– Рядышком? – развеселился мой будущий друг.
Я пожала плечами:
– Ну, может, Господь найдет для меня полезное дело на окраине.
– Например?
Я опять пожала плечами:
– Например, я могла бы ворота в рай красить.
– А ты что, специалист? – засмеялся он.
– А то! – ответила я и тоже рассмеялась.
Так мы и подружились, и с тех пор мало что изменилось. Разве что появилось во мне стремление в Церковь.
Мой друг уверен: посредники для веры в Бога и общения с Богом никому не нужны
Скажу сразу, что друг мой – человек с высшим образованием, верующий и крещеный, но невоцерковленный. Он верит, что Бог есть, и, бывает, видит Его любовь в событиях и в людях. Он не берется рассуждать о том, что после смерти, потому что считает всех людей недостаточно умными для этого. Он как-то чувствует, что веры в душе достаточно… Для чего? Он и сам не знает, но уверен, что посредники для веры в Бога и общения с Богом никому не нужны. Опираясь на эти основания, друг отрицает РПЦ как необходимость и по ходу пытается спасти меня от нее.
Он убежден, что я просто не понимаю, что там происходит. Он считает меня слишком наивной, слишком простой, слишком «блондинкой».
Он часто приносит мне вырезки из газет, показывает видео на ютуб и рассказывает неблаговидные случаи из жизни священников. Его доводы – это широко известные факты, которые всегда подкреплены фото, видео или просто свидетельскими показаниями. И каждый наш разговор он заканчивает железной фразой:
– Ты же и сама раньше не любила Церковь.
Это правда. У меня были проблемы с Церковью. Во-первых, я родилась в период коммунизма. У моей мамы в квартире до сих пор висит красный флаг, натуральный такой, размером с маленькую простыню. И хранится открытка, сделанная мною в первом классе, где старательно выведено: «Мир, труд, май». Во-вторых, волна эмансипации окатила и меня, просто из-за принадлежности к поколению. Какая уж там Церковь, где баба должна стоять тихо и глазами смотреть в пол! Ну и, в третьих, что сейчас особенно горько признавать, я верила СМИ и не верила священникам. Авторитетные, светские люди, вышедшие из того же временного потока, что и мои родители, всю жизнь казались мне понятными и формировали мое мнение. Но всё это было раньше, а затем… Затем Сам Господь по доброте Своей и несказанному человеколюбию Своему сжалился надо мной и указал мне на храм.
Мой друг не в курсе, я не рассказывала, но тогда я прибежала в ближайшую церковь и бросилась к незнакомому священнику.
«Люди-то не знают!” – прокричала я. «Да знаю, знают”, – спокойно отозвался батюшка
– Люди-то не знают! – прокричала я батюшке в лицо, и мой возглас, ударившись о потолок, вылетел в окно.
– Да знаю, знают, – спокойно отозвался батюшка и усадил меня на скамью. – Ну, что случилось?
– Всё случилось! Всё реально, по правде случилось! Это всё правда! – не унималась я, пытаясь ухватить батюшку за рукав.
– Так конечно, правда, – терпеливо освобождаясь от моих пальцев, ответил батюшка. – Чего ты раскричалась-то?
Я закрыла рот руками.
– Простите. Я просто не знаю, что теперь! – громким шепотом выдохнула я. – Как теперь жить? Это же всё-всё менять надо! Вся жизнь не так! Всё не верно!!!
Глаза мои полезли из орбит.
Батюшка торопливо пробормотал:
– Ну-ну, не надо так резко. Пупок развяжется. Начни с малого.
– С малого?
– С малого, – кивнул батюшка. – Старайся ходить на службы, исповедуйся, причащайся, а дальше – Господь поможет.
Как Господь поможет? Я не представляла. Те прекрасные чудеса, которые Он, по доброте Своей, уже даровал мне, всё еще хранились в памяти под стикером: «Счастливые стечения обстоятельств, удача и прочее везение». Но мне хотелось в это верить, и я согласилась. На прощание батюшка улыбнулся:
– Новоначалие – особенное время. Не теряй его зря.
Мне показалось, будто в мир снова вернулась романтика. Но нет, это были розовые очки
Это было первое напутствие, которое я получила. И на мгновение мне показалось, будто в мир снова вернулась романтика. Но нет, это были розовые очки. Их почти сразу разбили.
– Послушай внимательно, – сказала мне Людмила – женщина с большим стажем церковной жизни. – Новоначалие – период особенный. Сейчас Господь к тебе близко-близко: проси всё, что хочешь.
– Ничего себе не проси, – строго сказал Петр, пономарь и просто отличный мужик. – Господь по милости Своей даст, а ты потом от натуги лопнешь. И ничего удивительного, что Господь дает тебе чудо. Ведь чудо дается, чтобы укрепить веру, спасти человека. Мало в тебе веры! Вот окрепнешь, и закончатся ясли.
– Так ты же новоначальная! – отмахнулась от меня свечница. – От того и такая дура. Вот прекратят с тобой возиться, посмотрим, что с тобой будет!
– Сами они дуры, – устало произнес дядя Саша, человек глубокий и уважаемый. – Ты никого не слушай и от Церкви не отпадай. И делай свое послушание. А дальше – как батюшка тебе сказал?
«Господь поможет!» – в один голос закончили мы.
– А что же близость Господа? – нерешительно промямлила я.
Что скрывать, идея «Господь слышит тебя, проси, что хочешь» плотно засела в моей стандартной голове.
– Новоначалие – это как на ручках у Господа нашего, а как уж ты там… – вздохнул дядя Саша. – Самое главное – не отпадай от Церкви, а то погибнешь. И борись с искушениями.
Как сказал преподобный Ефрем Сирин: «Церковь – это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». Поэтому в Церкви искушений много. Но, даже узнав об этом, всё равно мне хотелось увидеть что-то чистое, резко отличающееся от надоевшей реальности. Но вместо этого я оказалась в эпицентре реальности, неприкрытой и вопиющей. И когда первая радость развеялась, меня точно бросило в тесные жернова, и сок моей собственной желчи потек отовсюду. Я начала впадать в депрессию. В Православии это называется уныние или печаль, в зависимости от подробных симптомов. «Господь поможет, Господь поможет», – бубнила я про себя и продолжала ходить в Церковь. И какое-то время я справлялась, а затем упала. Сначала телесно, рассадив ногу и прикусив язык, а потом и духовно, страшно осудив ближнего. Я оказалась там, куда даже Городецкий не любил, – в сумраке. Нет, еще не во мраке, но дико тяжко. В сумраке есть такая гадость, что находиться в нем страшнее и тяжелее, чем в глубокой тьме. Во тьме нет ничего, и можно убедить себя, что и ты сам как бы не существуешь. Будто кто-то где-то там спит и видит сон, и ты в нем, и карма рода на тебе. А сумрак – он тошнота и помутнение, он яд медленного действия. Сумрак прибивает к земле, и ты дряхлеешь, стареешь, тухнешь, как свеча, от зловонного дыхания невидимого врага. Со мной это приключилось так неожиданно, что я действительно подумала об отравлении. Но отрава не спешила покидать тело, а всё просачивалась и просачивалась глубже, стягивая грудь железным обручем. Так я проболела целую неделю, а к концу начала привыкать, прикидывая, что работать всё равно надо, и дел куча, и никто меня ждать не будет. Радость стала забываться, а смех от шутки опять показался достаточным. А затем пришло воскресенье. Я пошла в церковь, исповедалась, причастилась, отошла от Чаши, запила компотом, вздохнула и… обруч лопнул. Я вздохнула еще раз, и еще раз, и радость наполнила меня. Она была такая большая и чистая, точно прохладное лесное озеро в раскаленную жару. От нее я заплакала и наконец-то поняла, что же со мной случилось.
Сумрак отступил, хоть и клубился где-то поблизости. Кто-то, возможно мой дорогой Ангел-Хранитель, давал мне мысль, что опасность всегда рядом и нельзя терять бдительность. Но я пришла домой успокоенная, напоенная. И обрадовалась, когда по скайпу позвонила подруга. Мы поговорили, а затем я сказала:
– Слава Богу за всё! Как же хорошо на душе после Причастия.
– Ой, – отозвалась подруга, – а я вся прямо измучилась!
– От чего?
– Да я сегодня тоже причащалась, а потом еще на обед позвали.
– Ты в трапезной была?! – обрадовалась я за подругу. У нас храм маленький и новый, о такой роскоши и не мечтаем. У нас еще даже забора нет. Но моя подруга – прихожанка другой церкви, где и площадь позволяет, и батюшка очень радушный. И как же замечательно за большим столом сотрапезничать с братьями и сестрами.
– Да ну, – нахмурилась подруга. – До сих пор поджелудочная болит.
– Что-то съела?
– Да мне вообще это тяжело, – сообщила она. – Кагорчика на голодный желудок, а сверху супчика с луком.
«Кагорчика?”– не поняла я. Но вдруг меня осенило и сразу обдало ледяной волной
– Кагорчика? – не поняла я. Но вдруг меня осенило и сразу обдало ледяной волной. – Ты о Причастии что ли? – почему-то мои руки метнулись вверх и перекрестились на груди.
– Ну, – кивнула подруга. – Это же сухое вино.
– Нет, – мотанула я головой. – Это Кровь Христова.
– Ну, понятно, что Кровь. Но на самом-то деле это сухое вино – кагор, – улыбнулась моя подруга и еще раз кивнула.
– Это Кровь Христова, – упрямо повторила я.
– Но сухое же вино?
Меня перекрыло. Понимая, что вот-вот взорвусь, я сказала:
– Давай не будем.
Подруга с радостью согласилась. Мы поговорили о чем-то прочем и на том расстались.
Наступил следующий день, а за ним другой. По стечению обстоятельств посреди недели я попала в другую церковь на службу. Народу там было очень много. Большой церковный праздник совпал с днем ангела настоятеля. К концу службы оказалось, что ноги у меня совершенно отдавлены. Я присела на освободившуюся скамью и расслабилась. Значительная часть народа схлынула. Но остались те, кто хотел лично поздравить батюшку с праздником. Люди принесли цветы, подарки и просто теплые слова. Улыбки не сходили с их лиц. Я залюбовалась этим зрелищем, как вдруг ко мне подошел мужчина и протянул листок. Он мне улыбнулся и сказал:
– Нам прямо из Грузии привозят.
Я опустила глаза и прочитала: «У нас вы можете купить сухое вино. Лучшее сухое вино для Причастия. Из Грузии! Обращайтесь в лавку. Спросите такого-то». Мне стало дурно. Я кивнула мужчине, встала и сунула листок в карман пальто. Мысль была одна: «Скорее уйти».
Вечером следующего дня мой старый друг заглянул на огонек.
– Слышала? Про того священника? Его даже сана лишили, – развязывая шнурки у порога, сообщил он.
– Ты только ради этого пришел? – устало спросила я. – Или хоть чаю выпьешь?
– Да я бы поел, если есть что, – ответил друг и глянул через меня на кухню.
– У меня только по молитве суп течет, – хмуро сказала я.
– Да ладно, – отмахнулся друг, – мне и без супа котлеты нравятся.
– Ты наглый сегодня, – сообщила я другу.
– А ты сердитая, – ответил он.
Мы прошли на кухню, и я стала жарить ему котлеты.
– Всё никак не могу тебя понять, – уплетая угощение, прочавкал мой друг. – Я тебе, конечно, не указ, но ты же должна понимать…
– Ты вообще о чем? – я сглотнула слюну. На дворе стояла пятница.
– Я о твоей этой увлеченности Церковью. Не пойму, почему ты туда ходишь?
Я уселась напротив друга и проникновенно взглянула ему в глаза.
– А тебе какое дело? – спрашиваю. – Котлеты вроде никто не отменил, так какая тебе разница?
– Э, нет! – мой друг отодвинул тарелку. – Раз такой разговор…
Я пожала плечами.
– Объясни тогда, – предложила я ему.
– А помнишь наш разговор дцать лет назад? Ты тогда что про Церковь сказала?
Мы стали вспоминать тот разговор. Потом я признала:
– Ничего.
– А знаешь, почему? – улыбнулся друг и придвинул котлеты обратно.
– Вероятно, у тебя есть ответ.
– Потому что Церковь ничего не решает! Она не влияет на твою веру и на твое общение с Богом. Они просто посредники. А зачем платить больше, если не видно разницы?
Опустошенная субботними размышлениями о разнице и посредниках, о сухом вине и объективной реальности, я всё же пришла в воскресенье в храм. На черствой и формальной исповеди батюшка выслушал меня. На мое признание в осуждении подруги он сказал:
– Легко судить, но мы видим только часть. Перед нами грех, а покаяние лишь перед Богом.
Я кивнула и отошла в ожидании Причастия. Прислонилась к стене, что-то зашуршало в кармане. Ах да, листовка о самом лучшем вине из Грузии. Сердце мое совершенно отяжелело. Святые отцы учат, что сражения с врагом идут не постоянно: то накатят, то по милости Божией отступают. Но что я могу? Ничего. По плечу мне только сумрак, а за ним тьма. Клирос запел: «Тело Христово», затем замолчал, передавая право голоса прихожанам. Нестройный ряд голосов подхватил эстафету. У меня нет сил петь. Я плетусь в конце очереди, но не из-за благочестия, а от апатии. Ну разве можно так идти к Причастию? Уже хочу развернуться и уйти, но батюшка внимательно поглядывает на меня. Что делать? У меня башка дырявая, я дура. Мне даже молитвы не запомнить. Я не помню, что нужно читать в самый последний момент перед Чашей. И почему Господь должен помогать таким, как я? И всё же как хорошо, что есть у нас святые отцы. «Господь – истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою», – говорит преподобный Ефрем Сирин. Любовь не ищет своего. Любовь любит, Господь такой. Господь всё прощает нам, лишь бы мы шли к Нему. И я иду, Господи, я иду к Тебе, прости, что так безобразно…
– Причащается раба Божия Васса.
Слабый голос бабулечки за моей спиной тянет: «…источника бессмертия вкусите». Я вкушаю святыню и сразу отхожу. Раз шаг, два… и вдруг я понимаю, что во рту у меня вкус крови. Такой отчетливый, яркий, его невозможно выносить. Господи!
После службы меня отзывает в сторону Людмила, говорит:
– Батюшка спрашивает: могла бы ты прийти сегодня помочь?
– В чем? – удивляюсь я и, честно говоря, готовлюсь отказать. Я столько раз предлагала помощь, но меня ни разу не звали. А сегодняшний день и так вышел для меня громадным. Еле удерживаю в голове всё произошедшее.
– Нам тут эти штуки привезли, – говорит Людмила и ведет меня к времянке. Я уже вижу, что это, но еще не могу поверить глазам. Разве так бывает? Меня трясет.
Но Людмила, не подозревая, добивает меня:
– Батюшка сказал, ты специалист.
– Угу, – сдавленно киваю я.
«Батюшка сказал, ты специалист”. Передо мной – новенькие ворота и банки краски
Передо мной новенькие, еще не крашенные ворота и банки краски.
Почему же я хожу в Церковь? Ведь там лишь лицемеры, ханжи да преступники. И кто я сама, если такая компания кажется мне приемлемой? Всё просто. Я тоже лицемер, ханжа и преступник. И это чистая правда. Поэтому Церковь для меня – самое подходящее место. Там я учусь не лгать себе о себе и своей жизни. Учусь вновь доверять людям, раскрывать перед ними свое сердце. Туда я иду, когда опять потерялась. Я ищу Господа и там всегда нахожу Его. Церковь – это дом, где живет мой самый близкий, самый лучший и самый любимый Друг – Господь. Поэтому я и хожу туда. Я просто надеюсь на спасение.
Бывают скорби и горести, по своей сути запредельные, такие, про которые говорят: «Врагу не пожелаешь». И не хотелось бы писать о них, ибо не хватает всем нам чистой, спокойной и радостной жизни. Но вот оказывается, что и в них, этих страшных и безысходных историях, Бог неожиданным образом являет поддержку и помощь. И значит, ничего безысходного нет, выход всегда есть, потому что всегда есть Господь Бог, лишь бы обращение к Нему было от самого сердца.
Вот что поведал мне близкий священник отец Иоанн Федоринов, с которым когдато мы вместе пономарили на далеком оренбургском приходе, потом он служил на приходе святителя Николая Чудотворца в селе Матвеевка, а затем переехал в Москву и поступил учиться к нам в магистратуру НиколоУгрешской духовной семинарии.
Матвеевка как село не исчезла в лихие 90-е годы ХХ века, смогла сохранить свою самобытную жизнь. Здесь вспахивали землю, сеяли и собирали урожаи, несли обычные тяготы и радовались привычным праздникам. Но вот уже в 2000-е годы в селе случилась беда: у одной женщины пропала дочь. Она училась в Оренбурге, для проживания снимала комнату. На выходные собиралась поехать домой, приготовила сумку, вышла в магазин чтото купить и не вернулась. Прошло время, хозяева квартиры позвонили маме и сказали: «Вот, здесь сумка вашей дочери, а самой ее нет. Приехала она к вам или нет?»
Горю матери предела не было. Всех, кого могли, обзвонили, подняли на ноги родных и близких, да вообще всех. Конечно, обратились в милицию, написали заявление, но следователям зацепиться было не за что — никто ничего не видел, никаких камер наблюдения рядом не оказалось. Пропал человек, и все тут. Хуже всего в таких случаях неизвестность: то ли жив человек, то ли нет. Переживания терзали родных ежеминутно, лишали здоровья, сводили с ума.
Они пришли к отцу Иоанну, убитые своим горем. «У меня дочь пропала без вести», — едва выговорила мать. Как быть молодому священнику? Он не провидец, не чудотворец, да и подобных ситуаций в его личной пастырской практике пока не встречалось. Как помочь исчезнувшему человеку, которого, может, и в живых уже нет? Сказать родным типовое «Молитесь» или «На все воля Божия»?
Тем временем родственники пропавшей делились с батюшкой своими соображениями: «Мы пробуем все, что возможно, очень просим вас нам помочь, а еще мы хотим сходить к ясновидящим и гадалкам, чтобы они попытались открыть, где найти ее». Их порыв был понятен: спасти родную кровинушку всеми возможными способами и средствами. Предпринять что угодно, лишь бы найти дочь. Но батюшка при всей своей сердечности поддержать подобного подхода не мог. Отец Иоанн объяснил им, что делать этого не следует. Нельзя ждать помощи от Бога и при этом думать: а может, мне и дьявол поможет. Враг только запутает, обманет и оставит в итоге ни с чем, хотя и будет льстиво обещать всевозможную помощь. И если вы пришли в храм, говорил батюшка, то давайте здесь и поищем разрешения ситуации.
Вопервых, он предложил обратиться за помощью к Богу, но не формально, а всем вместе, сообща. Отец Иоанн объявил после богослужения прихожанам о случившейся беде, призвал всех усиленно молиться, кроме того, лично обратился к тем богомольным женщинам, которые ежедневно читают Псалтирь, чтобы они поминали о здравии пропавшей.
Вовторых, отец Иоанн объяснил, что если вы хотите, чтобы Господь вам действительно помог, помог явственно, то и вы должны явственно сделать чтото доброе во имя Божие, изменить себя, начать строгий пост и дать обеты Богу, которые тут же и выполнять. То есть молитвенная просьба Богу должна сопровождаться реальным внутренним изменением тех, у кого случилась беда.
Родные прислушались и сделали все, как им сказал батюшка. Посещали храм ежедневно. Всегда, когда совершалась служба, отец Иоанн видел их в храме. Поскольку храм посвящен святителю Николаю, то особое моление обращалось к нему. После службы родные сами читали акафисты.
Сразу скажем, что после всех молений девушка нашлась. И рассказала жуткую историю, которая поучительна еще и тем, что показывает: Бог помогает нам по горячим и неотступным молитвам, но не так, чтобы вообще все было гладко и без потерь, утрат. Видимо, самые мучительные скорби и страхи посылаются с какойто неведомой нам назидательной целью, которую знает Бог, и Он не бросает нас посреди этих мучений. А произошло с девушкой следующее.
Когда она вышла из дома в магазин, какието подонки затолкали ее в машину и увезли. Страх парализовал внутренние силы, сковал, в таком состоянии сопротивляться было просто невозможно, она даже крикнуть не успела. Злодеи воспользовались неожиданностью и нагло, средь бела дня похитили приглянувшегося им человека.
Привезли ее, ни живую ни мертвую, в какойто дом на отшибе, завели в мрачный подвал… Она успела только увидеть, что там лежали разлагающиеся трупы. В одном из отсеков подвала ее пристегнули наручниками к трубе и подвергли жутким насилиям. Обычно нам хочется, чтобы помощь Божия сразу являла себя и никакого злого прикосновения не было. Но мир во зле лежит, зло проявляет себя, оно несет боль и адские муки, и вот чудо Божие в том, что из этого ада Господь выводит измучившиеся души. Может, мы и не поймем всей милости Божией, если не будет попущено нам опуститься на самое дно страданий, оттолкнувшись от которого душа выныривает к Богу, чтобы вдохнуть полной грудью живительной, спасающей нас благодати.
40 дней пленнице не давали еды, а только издевались. Надежды на спасение у нее не было, но все же она там тоже молилась. И вот на сороковой день, когда она, изможденная и отчаявшаяся, уже не понимала, сон это или реальность, она вдруг увидела седовласого старца, который ласково смотрел на нее. Девушка не была очень воцерковленной, но верила в Бога и обладала какимто минимумом духовных знаний. Она сказала старцу тихо и по-простому: «Ты, наверное, святитель Николай?» В этот момент руки ее выскользнули из наручников — как говорили потом некоторые, потому что усохли от чрезвычайного истощения. Так это или нет, не будем исследовать, важно, что после чудесного явления пленница из подвала выбралась.
Была ночь, и сначала она смогла добраться до милиции. Что там было и как, для нас второстепенно, и мы не знаем, как развивалась история с поиском подонков, но раз похищенная была найдена, то очевидно, что и преступников тоже нашли. Затем ее привезли в деревню, собирались срочно класть в больницу, так как она чрезвычайно ослабла и нужно было ставить капельницы, но она сказала: «Нет, в храм. Везите меня сначала в храм». В какомто смысле это тоже чудо — вот только что ночью она бежала из плена, а утром уже была в церкви. Ее буквально занесли, так как ходить она уже не могла от бессилия. В храме совершалась литургия, причащению предшествовала исповедь. Отец Иоанн исповедал нашу страдалицу и сподобил причаститься Святых Таин. По ее глазам он понял, что претерпела она столько, сколько не всякий вынесет. Сама же она причастилась с радостным облегчением сердца, благодарила Бога за спасение и всех, кто молился о ней. Это действительно для всех был день радости и ликования. Весть передавалась из уст в уста, люди облегченно вздыхали и прославляли Господа. А явившегося старца девушка описала так, как он изображен на иконе святителя Николая в храме.
Хочется сказать, что семья обрела не только дочь, но прежде всего обрела Бога, без Которого уже никто из них не мыслил своей жизни. И еще семья обрела новое отношение к другим людям, к их бедам, скорбям и лишениям. Затем потекли дни обычной жизни. Мама найденной девушки торговала на базаре какими-то вещами, и, когда отец Иоанн проходил мимо нее, она всякий раз дарила ему носки: «Отец Иоанн, возьмите…» Поначалу он отказывался, но потом понял, что для нее очень важно совершать такое дарение, и стал соглашаться.
На этой положительной ноте можно бы и закончить повествование, если бы не еще один случай, произошедший в том же году. У соседа батюшки, милиционера, пропал без вести сын. Батюшка узнал о его исчезновении, можно сказать, случайно, сначала даже не понял, в чем дело. Его попросили прийти освятить квартиру. Отец Иоанн спросил: «А для чего вам это нужно?» Ответили так: «Нам сказали: чтобы сын нашелся, надо освятить жилье». Оказывается, у них пропал сын, молодой человек, и они сходили к какойто бабушке ясновидящей, которая своим экстрасенсорным прозрением толком ничего не разглядела и рекомендовала сначала пройти церковные обряды, даже исповедоваться и причаститься, а потом уже чистыми прийти на ее обряды. Такое бывает в оккультных практиках. Дьявол как бы говорит: сейчас вы и так мои, а вот пойдите примите церковные таинства, ко Христу обратитесь и потом опять станьте моими. Враг смеется над человеком, который сначала идет к святыне, а потом — может, и сам того не понимая — попирает святыню в оккультных действах.
Отец Иоанн, будучи вдохновлен предшествовавшим чудесным случаем, стал оживленно объяснять, что следовало бы делать. Сказал он им честно: «Я не обещаю, что сын непременно найдется, но у нас с вами есть надежда — опыт того события, которое недавно произошло с другой семьей, и вы знаете этих людей. Поэтому давайте доверимся Господу и не пойдем больше ни к каким экстрасенсам. Я вам все расскажу о том, что сделала мама пропавшей девушки, как они постились всей семьей, как стали подавать милостыню… Вы сами можете с ней пообщаться». В общем, говорил он с ними основательно. Ему ответили: «Да, хорошо, вы нас убедили, мы придем в храм». А потом их нет и нет, все как в лету кануло, и решил отец Иоанн сам их найти.
Они признались батюшке: «Мы всетаки на следующий день после беседы с вами поехали к ясновидящей. Она сказала, что сын наш ходит по снегам. Мы доверились ей, только ничего в итоге не получилось». Оказывается, ясновидящая толком не помогла и место не то обозначила, но ей верили, потому что она говорила: сын еще жив — за эту весть цеплялись, как за спасительную соломинку. Доверились ее авторитету, потому что ясновидящая эта весьма почитаема по всей области, многие ездят к ней. Как говорит отец Иоанн, видимо, у нее реальный бесподсказчик, раз такая популярность. Но бес никого не приводит ко благу. Родные молиться Богу не стали, ни поста, ни обетов, ни милостыни на себя не возлагали. Время было потеряно, и через две недели оперативники нашли в лесу труп молодого человека, объеденный лисами, — опознали его уже по вещам.
Так люди сделали свой выбор — доверились больше не Господу, а экстрасенсам — и вместо жизни получили смерть. Даже когда они шли в храм, то относились к Богу лишь как к одному из средств, которым думали воспользоваться наряду с оккультной поддержкой. Это значит, что полноценного обращения к Богу не было, потому и помощь не пришла.
В первом же случае люди обратились к Богу как единственной своей надежде. И для того чтобы твоя молитва была услышана, вовсе не обязательно быть святым. Бог слышит голос кровоточащего сердца. Лишь бы в такой молитве не было лукавой двойственности. Молитва, произносимая от сердца, с искренней верой и покаянной душой, вершит чудеса. А к такой горячей и усердной молитве призван каждый христианин. И значит, чудо, даруемое от Бога за усердную молитву, в какомто смысле должно быть заурядной реальностью жизни христиан. Жаль только, что не всегда мы понимаем это.
Так по-разному завершились две истории, начавшиеся похожим образом…
Солнечные лучи, неторопливо пробиваясь через частично занавешенное окно, бережно касались её нежной восхитительной кожи. Золотистые локоны, переливаясь в солнечных лучах, падали на её хрупкие плечи подобно кристальному водному потоку, текущему с горной вершины…
Милая девушка посреди уютно обставленной комнаты была очень увлечена рисованием. Это было одно из самых любимых её занятий. Отсутствие художественного образования не мешало ей создавать очень красивые и талантливые картины. Ведь для того чтобы делать что-то красивое, не обязательно иметь образование, достаточно просто чистого сердца и желания открыто с любовью выражать его. Живопись позволяла ей проявлять себя через картины, наполняться радостью, гармонией, спокойствием и уравновешенностью.
Порывы освежающего ветра ласкали её умиротворённое, довольное лицо.
Вдруг вся комната наполнилась ярким светом. Барышня зажмурила глаза, естественно подумав, что это солнышко стало светить ещё ярче, выйдя из-за туч.
Но, оказалось, что причина была в другом.
Дело в том, что в комнату влетел неопознанный летающий светящийся объект. Нежданный гость, пластично размахивая величественными крыльями, плавно спланировал на ковёр, наполнив комнату удивительно ярким светом.
Его приход, а точнее прилёт, не нарушил покоя барышни, так как она не видела и не слышала его, она видела лишь свет, который исходил от него.
Он некоторое время любовался удивительной красотой начинающей Богини.
«Как же ты изменилась с тех пор, как я прошлый раз прилетал к тебе в гости».
Это был её Ангел-Хранитель, который посещал её, когда нужна была его поддержка. Несколько лет он не видел её, за это время она стала ещё более красивой, милой, женственной, нежной и осознанной. Она была подобна божественному цветку, который постепенно раскрывал свои изящные, яркие лепестки и дарил удивительный аромат в окружающее пространство.
Он наделял её нужной уверенностью, наполнял доверием и любовью, убирал препятствия для её активного движения внутреннего света, а также, чтобы она снова могла услышать свой внутренний голос.
Сейчас ей особенно нужна была поддержка. Был серьёзный этап в её жизни, требующий ответственного решения. Ангел, находящийся в сияющей сфере, медленно подошёл и обнял её со всей Вселенской любовью. После этого она неожиданно для себя отложила кисть в сторону, почувствовав что-то удивительно приятное и теплое в области сердца…
Крылатый гость очень бережно прикоснулся своим светом к сердцу прекрасной девушки: она не видела, что он находится рядом, но она не могла не почувствовать его трансформирующего прикосновения.
Если бы люди могли бы так обнимать друг друга, тогда почти каждый человек на Земле был бы абсолютно счастлив.
Неожиданно для себя она ощутила резкую перемену состояния: что-то кардинально изменилось в ней. Словно внутри снова зажгли огонь! Она поразилась той удивительной волне, которая стала проникать в каждую её клеточку, охватывая всё её существо. У неё появилось чувство, словно её кожа и всё тело светятся изнутри! Она чувствовала сильнейший прилив энергии, благодарности и беспричинной радости. Ощущения полёта, воздушности, всемогущества! Сомнения и страхи растворились, словно их и не было. Удивительное Состояние Богини!
Девушка снова могла слышать внутренний голос, едва уловимый шёпот своего сердца, который долгое время направлял её по пути счастья, любви, радости, но на некоторое время покинул её.
В жизни каждого человека бывают такие периоды, когда самому сложно разобраться в себе и понять, куда следует идти, и чего же по-настоящему хочет наша душа. В такие моменты Бог посылает нам в помощь ангелов, невидимых для обычных людей, или ангелов в человеческой оболочке, с которыми мы можем общаться, как и со всеми другими. Эти люди преображают нашу жизнь, помогая раскрасить её яркими, удивительными красками. Мы раскрываемся подобно цветку, общаясь с такими людьми. Они заряжают нас нескончаемой энергией, дарят силу и уверенность, вдохновение и желание творить свою реальность в любви, счастье, благодарности.
Они мотивируют нас на ещё более счастливую, гармоничную жизнь, они помогают нам ещё больше приблизиться к себе, познать свою истинную сущность и стать более целостными, гармоничными.
Такие люди-ангелы ничего не требуют взамен, их помощь бескорыстна, ведь она наделена божественной силой. Как Бог может требовать что-то или ожидать?!
Их действия и слова пропитаны безусловной любовью, они просто дарят любовь, радость, тепло без условий, ожиданий и требований. Это важное отличие от обычных людей, которые в большинстве своём корыстны и в поступках своих ищут выгоду, желая получить ответную реакцию.
Если в вашей жизни вы встретитесь с такими людьми, их нужно ценить, как воздух…Нужно быть благодарным Вселенной за то, что эти люди входят в нашу жизнь. Люди-ангелы помогают раскрывать нам наше предназначение. Они дают мощнейший толчок к развитию и самопознанию. Встретившись с ними, мы уже не захотим жить, как раньше. Мы становимся более осознанными и переходим на другой, более высокий уровень сознания, наши энергии и вибрации становятся более чистыми.
Это божественная помощь, удивительный дар Вселенной! Немногие люди могут касаться вашего сердца.
Бог помогает нам выбираться из непростых ситуаций с помощью ангелов-хранителей, когда у нас не получается это сделать без посторонней помощи.
Помните о том, что для кого-то и вы являетесь или будете ангелом-хранителем, кому-то понадобится ваша помощь…
Учитесь обнимать, касаясь всей любовью сердца другого человека…
Бог помогает нам с помощью других людей, которые касаются наших сердец…
(8 августа 2013)