Блаженны невидевшие и уверовавшие…
Сегодня, братья и сестры, мы празднуем Неделю Апостола Фомы – Фомино воскресенье. Во время Евангельского чтения мы слышали историю этого события.
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Такое Евангелие, братья и сестры, напоминает о той основе нашей веры, которая должна строиться не на знании, а на чувствовании Господа, потому что знание не рождает веру. Оно, наоборот, часто становится препятствием тому, чтобы человек открыл своё сердце для Господа и принял Его. Ибо человек, который рассчитывает только на себя, обычно не открывает своё сердце. Он ищет рационального, и находит его. Он ищет объяснения всему, что с ним происходит, и находит его. И, наоборот, который ищет Господа сердцем, пытается Его ощутить, познать через веру, находит Бога.
У Фомы же его «неверие» заключалось в том, что ему было недостаточно только ликующего заверения учеников – апостолов, братьев. Было недостаточно для того, чтобы он всем сердцем принял Господа. Он искал Господа, стремился за Ним, готов был даже жизнью своей пожертвовать. Мы знаем даже, что в одном из упоминаний об апостоле Фоме, говорится, что когда Господь шёл на крестные страдания в Иерусалим, то другие апостолы отговаривали Его, говорили: «Зачем идёшь туда? Ибо Иудеи недавно искали убить Тебя». И только один Фома с твёрдостью сказал: «Пойдём и мы умрём с Ним». Он не был боязливым, не был малодушным, хотя по немощи, подавшись искушению вместе с другими апостолами скрылся, когда Господа взяли на распятие, но он всем сердцем Его искал. И в этом искательстве ему нужны были подтверждения, на что Господь и дал их ему, показав Своё воскресшее тело, дал себя осязать. И тут же Фома исповедует Его: «Господь мой и Бог мой». Но Господь предупреждает нас такими словами: «Ты блажен, потому что увидел и уверовал. Но более блаженны те, которые не видели и уверовали».
Для нас, братья и сестры, вопрос веры в современном мире стоит очень остро. Мы видим вокруг себя много соблазнов, много людей, которые не ищут Христа, не стараются жить по Его заповедям, а живут по своим страстям, по прихотям своей плоти. И живут порой очень успешно, радостно и беззаботно. И много других соблазнов окружает нас. Но нам надобно помнить, что Господь открывается только тем, у кого есть желание Ему послужить. Не ради праздного любопытства, не ради испытания Веры, не ради того, чтобы что-то доказать. Не ради того, чтобы комфортно и беззаботно прожить свою земную жизнь, а только ради того, чтобы послужить Господу. И если Господь видит в нас желание служить Ему, Он всегда откроется нам. Он всегда будет с нами и будет вести нас. Но если в нас пересилит желание жить не по Воле Божией, а по своей собственной, то тут для нас открыт путь покаяния, всегда можем обратиться к Господу и сказать: «Господи, милостив буди мне грешному», — как то сказал мытарь в притче, и был оправдан.
И сегодняшнее событие нам ещё раз и ещё раз указывает на то, что вера может расти и расширяться до бесконечности. Ибо об этом сказал Господь: «Будьте святы, яко и Я свят». Здесь нет предела совершенствованию духовному. И нельзя себе говорить: «Вот я молюсь, пощусь, добрые дела творю, и всё у меня хорошо», — ибо в духовной жизни нет состояния, когда мы останавливаемся. Мы или идём к Богу, или, отворачиваясь, идём от Него. И поэтому, дабы нам не быть ослеплёнными какими-то своими рассуждениями, доводами других людей, а быть верными последователями Христа и помнить, что движение к Богу – оно бесконечно. И сколько бы мы не сделали, у нас впереди много и много духовного труда, духовного подвига, духовной работы над очищением своей души. И помня это, будем просить у Господа, чтобы Он не оставлял нас Своей Благодатью, помогал нам, споспешествовал. И мы будем верными Его последователями и рабами. Аминь.
Протоиерей Виталий Ткачев,
19 апреля 2015г.
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие
В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих!
Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, — сказал Он, — молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17.20). Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша блаженна очеса, яко видят, — сказал Он апостолам, — и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышати, и не слышаша (Мф. 13.16-17). Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими , когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом — говорит один из этих самовидцев Слова — славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1.14). Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума.
Аскетическая проповедь.