Нет таких отношений, которые бы не спотыкались об что-то такое болезненное, через что можно пройти только через прощение. В каком-то смысле прощение — это единственное мерило ценности сложившихся отношений. Пока есть чувства — прощению всегда быть.
Можно, конечно, измучить человека, разорвать его сердце своим отношением и поступками к нему, а потом сердится на него, что он не готов прощать, но это немножко другая история. Она о пределах человеческого сердца и о том, как мы убиваем отношения и вместе с ними любовь. (я об этом писала однажды в заметке: «Когда уходит любовь».) Сегодняшняя же история о том, что значит простить человека.
На самом деле, об этом прощении мало что известно. Многие думают, что это похоже на понимание… Но понимание и, не дай бог, оправдание — это еще не значит прощение. То, что мы понимаем, почему с нами так поступили, не лишает нас боли, а ведь именно боль мешает нам простить. Поэтому есть люди, которые думают, что можно простить, только если дашь сдачи. Многих из нас настолько переполняет обида, что она незаметно превращается в злость. Злость требует выхода и мы, грубо говоря, начинаем мстить, мягко говоря, наказывать своего обидчика, возвращая ему нашу боль. Месть, как ее ты ни назови, тоже не вариант для прощения. Она продлевает страдания и окончательно отравляет остатки чувств. Но есть и такие люди, которые уверены, что простить — это значит забыть и никогда ни за что не вспоминать. Но увы, пока человек пребывает в здравом уме и доброй памяти, это не реально.
Так что же значит простить?
Мы — люди, и отлично умеем ранить друг друга, порой с такой силой, что все хорошее внутри нас замирает. Словно все машины города в один момент застряли в непроходимой пробке. Тогда приходит прощение и помогает наладить движение вперед. Оно словно мостик между разорванными островками, соединяющий прошлое и будущее. Поэтому простить в первую очередь означает — перестать смотреть на человека через призму его прошлого, а осмелиться увидеть его таким, какой он есть сейчас, на этом мостике, и что он делает для вас и вашего совместного будущего, после всех вынесенных уроков и сделанных выводов.
Прощение — всегда дело для двоих. Одному — понять, как он ранил человека, принять его боль на себя, попросить прощения, простить себя и больше так не ранить. Другому — пережить свою боль и научиться видеть как ради него меняется любимый человек.
Конечно, истории бывают разные. Иногда совсем некого прощать. Никто не замечает как ранит. Никто не просит прощения и уж тем более никто не меняется. А иногда не у кого и прощения попросить. Любимый исчез со всех радаров. Отвернулся. Отстранился. Не выдержал.
Что угодно готовы делать люди вместо прощения. Чаще всего их завлекает словно в глубокую воронку психологическая игра: «каюсь — обижаюсь». Когда один — вечно виноватый, а другой- вечно обиженный. И тогда поступки одного — продиктованы чувством вины, а поступки другого — чувством обиды. Со стороны может показаться, что люди усердно делают шаги на встречу к друг другу, но на самом деле они стремительно друг от друга отдаляются.
Обида всегда требует восстановления справедливости. Когда ради нее мы готовы пренебречь любимым человеком и когда становится важной только боль, которую во что бы то ни стало необходимо вернуть, начинается месть. В этот момент тот, кого обижали рьяно начинает сам обижать, перевоплощается в виноватого обидчика. А виноватый, соответственно, как по мановению волшебной палочки превращается в глубоко обиженного. Так и живут, периодически меняясь ролями: обиженный становится виноватым, виноватый — обиженным и наоборот. У этой игры нет положительного конца. Она истощает людей, разрушает их отношения и в конце концов из их сердец уходит любовь.
Выйти из этой игры как из заколдованного круга возможно только одним способом — прекратить играться в невинную овечку и признать свою часть ответственности за то, как складываЛИСЬ и складываЮТСЯ ваши отношения.
То, что я сейчас скажу, мало кому понравится, но ваш партнер до определенной меры — ваше детище. Как в зеркало смотрите в него. Это то, что вы сделали и с ним, и с самим собой. Поэтому в том, что вы ранены — есть доля вашего вклада. Признать это — большая смелость. Осознать, в чем конкретно выражается этот вклад, — большая мудрость. Изменить этот вклад — заслуживает большого уважения. Понять границы своей ответственности, чтобы не взять на себя лишнего, — проявление глубокой доброты к самому себе. Отсюда прощение начинается в тот самый момент, когда каждый начинает корректировать свой вклад в друг друга.
Вот так конкретно, без всякой высокопарности, любовь делает людей лучше. Потому и говорят, что прощение возможно только в любви. Любящий прощает. Ведь гораздо важнее любого прошлого для него оказывается сам любимый человек, его настоящее и будущее с ним.
Дорогой мой читатель, прощайте любимых!
С уважением и любовью, Ваш психолог Надежда Резникова http://blog.nedbright.com
|
Проповедь проректора Николо-Угрешской Духовной семинарии священника Валерия Духанина на Литургии в храме преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешского монастыря 4 сентября 2016 г. в неделю 11-ю по Пятидесятнице на чтение воскресного Евангелия (Мф. 18: 23 – 35). |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Какое странное дело – маленькие дети быстро прощают друг друга. И если в песочнице один ребенок сломал другому игрушку, то уже через какой-то час они снова беззаботно играют, как будто ничего и не было. И только взрослый человек, это очень странное, непонятное и загадочное существо, которое считает себя серьезным, способно хранить обиды на протяжении многих лет и не прощать своего прежнего друга, мужа или жену, самых близких людей.
Непрощение всегда опирается на вроде бы объективные причины. Мы не прощаем ближнего, потому что он нас подвел или предал, мы не прощаем родителей за то, что например отец всю жизнь пил, а мать не дала встречаться с понравившимся человеком и, как кажется, разрушила твое семейное счастье. Мы не прощаем детей за то, что они не слушаются или плохо учатся и вообще поступают так, как сами хотят. Мы не прощаем подругу за то, что она сплетничает, и не прощаем друга за то, что он не принес нам какую-то вещь. Непрощение – это начало вражды, оно рушит семьи и связи друзей, оно воздвигает стену, за которой обиженный пытается спрятаться.
Есть еще одна удивительная вещь. Непрощение, зло и обида копятся в душе обиженного, но в итоге горит он сам. Да, вина другого человека была объективна, но страдаешь от непрощения ты сам. Огонь непрощения – это начало адского пламени, которое жжет уже здесь, жить в мучении невыносимо, а мучаемся мы от того, что держим на кого-то зло. Непрощение – это узел, завязанный внутри души, это петля, затянутая на своей собственной шее. Непрощение – это погубление себя, а не врага, уничтожение себя своей обидой, а не обидчика.
И выход здесь только один – развязать этот узел, снять петлю с собственной шеи. Выбросить вон отраву, оставить вне своего сердца зло, а значит, надо простить.
И в общем-то, если прямо сказать, прощение или непрощение – это тот водораздел, который четко показывает, с кем вообще ты, с Богом, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: …) или с диаволом, врагом Божиим, который еще никогда никого не простил.
В реалиях нашего страшного мира есть такое явление – сатанизм. Служители этого безумного культа, избрав откровенное зло и насилие как главные ценности жизни, порой не гнушаются приносить в жертву диаволу живых людей. Мало кто знает, что в этом изуверском ритуале собственно жертвой является не момент смерти и даже не страдания сами по себе, а тот момент, когда несчастный человек допускает в себе злость по отношению к истязателям. И это для сатанистов признается победой.
Итак, если мы проникаемся злобой к врагам, то мы проиграли. Напротив, Господь Иисус Христос потому и победил на Кресте диавола, что во время невинных, несправедливых страданий Он явил в Себе любовь, добро и прощение. Вот почему крест обладает такой силой над диаволом. Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. Только так добро и побеждает зло, и это на протяжении веков являли святые.
Святая мученица Фавста (это начало IV века) была предана на мучение за веру Христову в очень юном возрасте. Ее предали в руки жесточайшего мучителя Максима, которому было велено источить над святой весь ужас своих мучений. Но святая Фавста только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя: «Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верой и утверди в страхе Твоем». Эта кроткая молитва, эта просьба, чтобы Господь возлюбил Максима, желание блага своему истязателю так поразили его сердце, что он сам уверовал во Христа и вместе со святой Фавстой принял мученический венец. Прощение – это возможность преобразить обидчика, и это одно из главных средств спасти самого себя.
Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от личной обиды кажется слишком существенным. Но Евангелие говорит ясно и прямо: Прощайте и прощены будете (Лк. 6: 37). Нам простится только тогда, когда мы прощаем других, когда мы не держим ни на кого зла в своем сердце.
Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в будущем, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы самим быть прощенными. Вот казалось бы, такое простое средство: хочешь, чтобы Бог тебе всё простил? – прости всё своим обидчикам, и тебе уже открыт Рай. Нам трудно простить, потому что мы не хотим смириться и признать, что все попущенные нам оскорбления и трудности даны Богом как врачевство от гордости и от прочих наших страстей. Когда нас обижают, мы скорее обрушим авторитет человека, досадившего нам, но свой авторитет мы не обрушим никогда, ибо свое «я» превыше всего, таков закон гордости. И вот почему нам трудно простить.
Простить – это значит обрести свободу, ибо ты уже не зависишь от чьих-то дурных поступков. Действительно, прощение – это свобода, это простор чистой совести, это крылья ангелов, которые никому не мстят и ни на кого не держат обиду, и этими крыльями душа воспаряет к самому Небу.
Дай Боже всем нам обрести эти райские крылья прощения, с помощью которых взойти к Небесам, где нет ни одного обиженного, и где никто не таит в сердце зла. Прямо сейчас давайте каждый вспомним, кто нам доставил самые большие обиды и скажем: «Господи, я немощен, но помоги мне простить, укрепи мою слабую душу, а своему обидчику я желаю спастись и обрести вечную радость в Царстве Божием». Аминь.
На основании любого обязательства у должника возникала обязанность исполнять что-либо по требованию кредитора. Действие, которое должен был предпринять должник на основании требования кредитора, называлось обязательственной престацией.
Она всегда состояла из какого-либо dare, facere или praestare, т. е. в обязательстве должника дать нечто кредитору, что-нибудь сделать для него или, напротив, не сделать, воздержаться от чего-либо или претерпеть что-либо.
Обязательства должника, обязывающие его dare, назывались obligationes in dando. На основании этих обязательств должник должен был передать кредитору некую вещь или в собственность или в беспрепятственное владение, или в интересах кредитора установить на свою вещь какое-либо право (jus in re aliena).
При обязательствах facere должники обязывались что-либо сделать для кредиторов или наоборот, не сделать того, что они могли бы сделать, если бы не существовало обязательств. Эти обязательства назывались obligationes in faciendo или nоn faciendo. Obligationes in faciendo обязывали должника передать кредитору во временное пользование некую вещь, сохранять некую вещь кредитора, в определенное время восстанавливать некую принятую от кредитора вещь или употреблять собственные физические или интеллектуальные способности в интересах кредитора. Obligationes in nоn faciendo обязывали должника не совершать в собственных интересах того, что он мог бы совершить, если бы не существовало обязательств.
В источниках римского права не было достаточно точно выражено, в чем состояли обязательства praestare, называемые obligationes in praestando. Между тем, в связи с содержанием обязательств dare и facere (non facere), обязательствами praestare принято считать все другие обязательства, т. е. все те обязательства, при которых должники обязывались нечто претерпеть или не препятствовать кредитору в проведении определенных действий, против которых могли бы возражать, если бы не существовало обязательств (obligationes in patiendo).
Но шла ли речь об обязательствах in dando, in faciendo, in non faciendo или in patiendo (in praestando), любое обязательство должно было соответствовать некоторым существенным условиям, чтобы вообще выступать как престация в обязательственных отношениях.
Условия были следующими:
а) обязательственная престация должна быть возможной, выполнимой (possibilis). Возможными считались престации, выполнение которых не противоречило физическим законам или физиологическим возможностям должников. Престации, выполнение которых в этом аспекте было невозможным (334), не приводили к установлению обязательственных отношений: impossibilium nulla est obligatio; (335)
б) обязательственная престация не должна оскорблять моральные чувства или bonos mores. Неморальные обязательства, т. е. обязательства, чья престация противоречила добрым нравам, были недействительными; (336)
в) обязательственная престация не должна быть противоправной или запрещенной законом. Обязательства с престациями, противоречащими предписаниям и общим принципам правопорядка были недействительными, если не шла речь о престациях, запрещенных предписаниями leges minus quam perfectae или leges imperfectae. В таких случаях, даже будучи противоправными, обязательственные престации могли иметь определенные правовые последствия;
г) обязательственная престация должна быть определенной или хотя бы определяемой (obligationes certae). Определенными были те престации, при которых уже в момент установления обязательств было точно определено, что и сколько должен должник; при определяемых престациях в момент их установления не было известно, что и сколько должен должник, но все же были даны все элементы для позднейшего определения предмета и величины долга (obligationes incertae). Неопределенные престации, т. е. престации при которых не было известно и не могло стать известно в дальнейшем, что и сколько должен должник, предопределяли недействительность обязательств;
д) обязательственные престации должны быть оценены в денежном отношении (pretio aestimatilis). Это не означало, что обязательственными престациями являлись лишь те акции, которые согласно законам экономического оборота имели утвержденную стоимость в деньгах. По предписаниям римского правопорядка, особенно по предписаниям obligationes in faciendo или in praestando, многие действия, которые сами по себе не обладали экономической ценностью, могли выступать как обязательственные престации, так как и они, в случае их неисполнения, сводились к денежной сумме, утверждаемой решениями римских судов. Точнее, по предписаниям римского права как престации, оцениваемые в деньгах, были определены и те действия, которые следовали экономическим законам обмена, и те, которые не обладали такой природой, но которые решениями римских судов могли быть трансформированы или в возмещение ущерба, или в poena poivata, которые должник должен был выплатить кредитору. (337)
Содержание
От Матфея святое благовествование
Глава 5.
1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Предыдущая глава |
Следующая глава |
Что такое прощение?
Перед необходимостью простить врага или обидчика многие люди теряются, поскольку неверно представляют себе, что такое прощение или вообще этого не понимают. Я хочу пояснить, в чем заключается смысл прощения.
Прощение — это не оправдание обидевшего нас человека, когда мы находим разные причины, по которым он заслуживает прощения. Истинное прощение не зависит от поведения обидчика, которое искупает (или не искупает) содеянное им зло. Прощение определяется исключительно вашим внутренним решением простить по любви, простить ради самого прощения.
Если человек причинил зло намеренно, он никогда не сможет полностью оправдаться и целиком искупить свою вину. Но, тем не менее, необходимо прощать тех, кто причинил вам зло. Это нужно в первую очередь вам самим — чтобы жить в свободе и с легким сердцем, не сгибаясь под тяжким грузом непрощения.
Прощение вовсе не требует умаления боли и страданий. Простить — не значит сказать: «Мои переживания — ерунда, они ничего не стоят» или «Не так уж сильно я и пострадал». Прощение выражается словами: «Я принимаю решение не держаться за причиненные мне боль и обиду, я отказываюсь от желания отомстить обидчику, я отпускаю его с миром».
Прощение не означает, что обидчик не должен понести справедливое наказание за содеянное. Допустим, я прощаю человека, но если его преступление требует наказания или возмещения ущерба, то закон остается в силе. Прощая, вы передаете человека в руки Бога, чтобы суд вершил Он. Прощение — это акт доверия Богу, вера в то, что Он Сам разберется с этим человеком, как посчитает нужным. Суд Божий — это Высший Суд, который вершится под эгидой милосердия и любви. И не забывайте, что божественные понятия о справедливости очень часто не совпадают с человеческими, земными понятиями.
Многие считают, что время лечит душевные раны. Мне такие случаи не встречались. Конечно, воспоминания со временем теряют остроту. Люди растут и меняются. Но поток времени не способен унести тяжелые чувства и переживания. И десятки лет спустя мучительные события детства вдруг отзываются все той же болью.
Можно легко забыть мелкие обиды, которые едва задевают душу. Но для того, чтобы простить за глубокие душевные раны или за серьезное зло, требуется пройти нелегкий путь. Чтобы пройти его до конца, необходимо время и желание. Никогда не стоит забывать, что прощение является волевым действием.
Следует также помнить, что прощение — это проявление силы. Некоторые люди считают, что прощать – удел слабых. Неправда. Много ли надо усилий, чтобы затаить в себе гнев, ненависть или обиду? Совсем не надо: эти непрошеные постояльцы обосновываются в душе сами по себе. А вот чтобы изгнать их и жить с миром в душе, необходима немалая сила духа. Есть люди, стойкость и сила которых известна многим, а они призывают к прощению. Махатма Ганди однажды сказал: «Слабые люди не могут простить. Прощение — привилегия сильных».
Следующая глава >>
Прощение как средство достижения свободы
Прощение как средство достижения свободы Хотим мы того или нет, наша жизнь полна постоянными конфликтами, скрытыми и явными, вызванными объективными столкновениями интересов или вымышленными причинами. Жизнь сама по себе начинается с конфликта – наше рождение
3. Зло и его прощение
3. Зло и его прощение Но это тихое слияние бессильных существенностей улетучивающейся жизни следует взять еще в другом значении — в значении действительности совести и в явлении движения последней, и рассмотреть совесть как совершающую поступки. — Предметный момент в
(γ) Прощение и примирение
(?) Прощение и примирение Истинное, а именно обладающее самосознанием и наличным бытием уравновешивание, в силу его необходимости содержится уже в предшествующем. Сокрушение жестокого сердца и его возвышение до всеобщности есть то же движение, которое было выражено в
ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ
ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ В классическом иудаистском и христианском теологическом учении грех, по существу, отождествляется с неповиновением воле божьей. Это со всей очевидностью явствует из распространенного представления о первородном грехе как о неповиновении Адама. В
УПР. Прощение Тела
УПР. Прощение Тела Задайте себе следующие вопросы:Что вы чувствуете по отношению к своему телу?Что в нем вам нравится?Что в нем вам не нравится?Какие недостатки вы способны изменить (с помощью питания, физических упражнений и других средств)?Какие недостатки вам никогда
ПРОЩЕНИЕ
ПРОЩЕНИЕ Для тех, кто по–прежнему уверен, что чувство вины помогает удерживаться на «прямом и узком пути» (проторенном чужими стандартами), я приведу еще одно доказательство: опасные последствия чувства вины достаточно широко описаны современной психологией. Перед тем,
ПРОЩЕНИЕ И СМИРЕНИЕ
ПРОЩЕНИЕ И СМИРЕНИЕ Авва Афанасий переписал на прекрасном пергаменте, который стоил восемнадцать золотых монет, весь Ветхий и Новый Заветы. Однажды некий брат пришел к нему и, увидев столь ценную книгу, унес ее. В тот же день авва Афанасий обнаружил исчезновение рукописи
Прощение
Прощение Важным элементом добродетели милосердия является требование прощения обид. Этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (См.: Лк., 17:4), так и всякого согрешающего против тебя (См.: Мф.,
184. ПРОЩЕНИЕ
184. ПРОЩЕНИЕ Я не вспомню грехов твоих.Библия — Исайя, 43:25Отче! Прости им, ибо они не ведают, что делают.Библия — Евангелие от Луки, 23:34Бог простит: это его профессия.Гейне — Предсмертная фразаСладчайшая месть — это прощение.Фридман — Имре
ГРЕХ И ПРОЩЕНИЕ В классическом иудаистском и христианском теологическом учении грех, по существу, отождествляется с неповиновением воле божьей. Это со всей очевидностью явствует из распространенного представления о первородном грехе как о неповиновении Адама. В
Прощение открывает дорогу любви
Прощение открывает дорогу любви Часто люди бывают убеждены, что простить способно только любящее сердце, и если в сердце есть любовь, прощение происходит автоматически. Все ровно наоборот: прощение дает сердцу способность любить. Невозможно любить человека, против
Прощение и здоровье
Прощение и здоровье Научный проект Висконсинского университета назвали просто — «Исследование прощения». Полученные в ходе его выполнения данные показали, что умение прощать предотвращает сердечно–сосудистые заболевания, появляющиеся у людей среднего возраста. У
Прощение — это путь
Прощение — это путь Важно понимать, что прощение происходит поэтапно, шаг за шагом. Я выделяю несколько этапов процесса прощения:1. Признайте, что вам нанесли обиду и причинили боль.Прежде чем прощать, необходимо признать, что некие события, слова, отношение или ситуации в
54. Прощение
54. Прощение Я должен простить, считаете вы, чувствительные люди? Да, конечно, я хочу это сделать. Я это и сделаю, хотя мне это не всегда удается легко. Люди часто так неблагодарны, зложелательны, коварны! Моя оскорбленная душа порою так ожесточается, что я не знаю, что с нею
Прощение (Pardon)
Прощение (Pardon) Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности самому себе, да и просто