-
Зачем нужна противоположность?
Мы не можем избирать праведность, не имея перед глазами противоположных друг другу категорий добра и зла. Легий, великий Пророк из Книги Мормона, сказал своему сыну Иакову, что для исполнения вечных намерений Божьих «необходимо, чтобы противоположность была во всем. Иначе же… не существовать ни праведности, ни нечестию, ни святости, ни печали, ни добру, ни злу» (2 Нефий 2:11).
Бог разрешает сатане противостоять добру. О сатане Он сказал:
«Я повелел свергнуть его;
И он стал сатаной, да, самим дьяволом, отцом всякой лжи, для того чтобы обманывать, и ослеплять людей, и вести их пленными по воле своей, то есть тех, кто не внимают голосу Моему» (Моисей 4:3–4).
Сатана делает все, что может, чтобы уничтожить сделанное Богом. Он стремится «все человечество сделать несчастным» и «пытается сделать все человечество таким же несчастным, как он сам» (2 Нефий 2:18, 27). Он не любит нас, не желает нам ничего хорошего (см. Мороний 7:17) и не хочет, чтобы мы были счастливы. Он хочет сделать из нас своих рабов и усердно притворяется, чтобы поймать нас.
Поддаваясь искушениям сатаны, мы ограничиваем свой выбор. Следующий пример хорошо иллюстрирует это. Представьте себе, что вы видите на берегу моря знак с надписью: «Опасно—водоворот! Купание запрещено!» Можно подумать, что это – ограничение нашей свободы. Но так ли это? У нас еще остается много других вариантов. Мы можем свободно купаться в другом месте. Мы вольны гулять по пляжу, собирая ракушки. Мы можем понаблюдать закат солнца. Мы легко можем отправиться домой. Мы так же вольны проигнорировать предупреждение и пойти купаться именно в этом опасном месте. Но как только водоворот захватит нас в свои объятия и потянет вниз, у нас останется очень мало вариантов выбора. Можно пытаться спастись либо звать на помощь, но можно и утонуть.
Несмотря на нашу свободу выбирать, что делать дальше, мы не свободны в выборе последствий наших действий. Последствия, будь они хорошими или плохими, – это естественный результат любого принятого нами решения (см. к Галатам 6:7; Откровение 22:12).
Небесный Отец рассказал нам, как избежать плена сатаны. Нам надо всегда бодрствовать и молиться, прося Бога помочь нам противостоять искушениям сатаны (см. 3 Нефий 18:15). Наш Небесный Отец не допустит нам быть искушаемыми сверх нашей силы (см. 1-е Коринфянам 10:13; Алма 13:28).
Заповеди Бога уводят нас от опасности, направляя к вечной жизни. Принимая мудрые решения, мы обретем возвышение, вечное совершенствование и сможем наслаждаться бесконечным счастьем (см. 2 Нефий 2:27–28).
-
Приведите несколько примеров поступков, ограничивающих наш выбор. Назовите некоторые действия, ведущие к большей свободе.
Уважаемый Антон!
Не все из того, что Бог промыслительно уготовил человеку для блаженной жизни, удается разложить, так сказать, по полочкам рационального разума человеческого. Очень многое не укладывается в эти тесные рамки, и только Дух Святой может утвердить истинность рассудочных противоречий. Отец Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины» в слове 6 «Противоречие» подробно разбирает эту тему и приводит примеры этих противоречий в учении Церкви. Так, два естества во Христе соединены «неслитно и неизменно», и в то же время – «нераздельно» и «неразлучно». И еще: «Божество – единосущное – и в то же время – триипостасное». Такие противоречия носят название антиномий. «И догмат, как объект веры, непременно включает в себя рассудочную антиномию… И только в момент благодатного озарения эти противоречия в уме устраняются, но не рассудочно, а сверх-рассудочным способом» (Столп и утверждение истины. М., 1990). Святитель Иоанн Златоуст в утешение сомневающихся в своем спасении писал, что «геенна для того и существует, чтобы мы в нее не попали». И угроза геенной все-таки оставляет за человеком свободу выбора. Это каждый из нас знает из своего личного опыта.
Умудри Вас Бог.