Власти Армении продлили на месяц режим ЧП, объявленный в середине марта из-за коронавируса. Карантинные меры в республике одни из самых жестких на постсоветском пространстве. Однако, как выяснил специальный корреспондент «Ленты.ру» в Ереване, армяне не спешат соблюдать их — в минувшую Пасху, 12 апреля, от массовых нарушений самоизоляции не спасло даже закрытие храмов. Но армянское безрассудство объясняется не только особенностями менталитета. С самого начала пандемии граждан убеждали, что вируса бояться не стоит. И шло это послание сразу из двух влиятельных институтов — церкви и государства, которые использовали тему коронавируса в своих интересах. Зачем чиновникам и священникам потребовалось преуменьшать опасность — в материале «Ленты.ру».
Содержание
Светское против духовного
Ресурсы Армении для борьбы с глобальной пандемией скудны — тестов мало, резерв системы здравоохранения невелик. Первый зараженный официально появился 1 марта, к 30 марта число больных достигло уже 482 человек, а к середине апреля — превысило тысячу.
Еще в марте всех въезжающих в страну проверяли на наличие симптомов, ставили на учет, призывали к самоизоляции, потом звонили из медучреждений и держали, пусть и дистанционно, но на контроле. Но число заболевших неуклонно росло, так что с 16 марта Армения живет в режиме даже не ЧС, а ЧП — с максимальными ограничениями на передвижение людей, а с 25 марта и вовсе остановлены любые поездки по территории страны.
Ереван. БТР полиции на въезде в город
Фото: Ваграм Багдасарян / ТАСС
В Ереване с 14 марта закрыли музеи, театры, библиотеки, спортплощадки и так далее — все, что подконтрольно мэрии и не является предприятиями жизнеобеспечения. Так же поступали другие муниципалитеты. Даже владельцы крупных ТЦ в столице подошли к вопросу ответственно и по своей инициативе закрылись. Но церковь как будто не замечала происходящего — 15 марта СМИ сообщали, что только в одной из ереванских церквей прошли сразу несколько свадеб.
Несмотря на призывы премьер-министра Армении Никола Пашиняна и министра здравоохранения Арсена Торосяна, еще буквально за день до введения режима ЧП в храмах проводились многолюдные службы и обряды. Граждане тоже не отстают от клириков в стремлении игнорировать опасность. В минувшее воскресенье армяне отпраздновали Пасху, и, даже несмотря на закрытие церквей, люди не изменили своим привычкам: на дорогах образовались пробки, а в продуктовых магазинах — очереди.
89% армян считают себя верующими Армянской апостольской церкви. Однако только около 10% посещают храм хотя бы раз в неделю
Примечательно, что главным очагом распространения инфекции в Армении стал город Эчмиадзин — духовная столица страны, где располагается основная резиденция католикоса (первоиерарх) всех армян Гарегина II. В этом же городе 8 марта прошла церемония помолвки, на которой недавно вернувшаяся из Италии женщина, скрывавшая свои симптомы, заразила гостей. Большинство из заразившихся на тот момент жителей Армении стали жертвами «эчмиадзинской тети», как прозвали ее в соцсетях.
Церковь не только демонстративно игнорировала призывы правительства, но и намекнула, что светские власти духовным не указ. Руководитель пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян выступил в Facebook с заявлением, где хоть формально и согласился с тем, что время теперь опасное, но дал понять, что полностью закрываться церковь не намерена.
Ваграм Меликян
Фото: страница Ваграма Меликяна в Facebook
Вместо этого иерей сообщил, что «для осуществления превентивных мер во время воскресной литургии в церквях» пастырям даны указания. То есть дал понять, что воскресные литургии в церквях будут проводиться. В свою очередь, архиерей Арцахской (Карабахской) епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Паргев Мартиросян прямо заявил, что только католикос может принять решение об отмене массовых мероприятий в церквях.
Параллельно в Facebook — соцсети, формирующей всю общественно-политическую повестку Армении — представители низших чинов ААЦ и ее зарубежные представители массово принялись изобличать неких «врагов армянской церкви» и обвинять их во всяких кознях. Например, весьма гневной речью разразился глава епархии в Германии Серовбе Исаханян. Епископ, в частности, проехался по «недружественным церкви» атеистам и агностикам и заявил, что благодаря коронавирусу некоторые «гуляющие в мордокниге безбожники» нашли предлог поливать грязью церковь.
Люди, для которых верующие отсталые, невежественные и сумасшедшие, теперь вдруг думают о жизни и здоровье этих верующих. Да, конечно, кому же еще о нас думать! Мы ведь невежественны и мрачны, а наш мозг недостаточно силен, чтобы различать хорошее и плохое
Серовбе Исаханян глава епархии ААЦ в Германии
Отсылка, скорее всего, касается главы Минздрава Арсена Торосяна, известного также в качестве бывшего координатора армянского атеистического Facebook-сообщества. «Безбожник» молчать не стал и через несколько часов отчитал церковников. «По правде говоря, я не в курсе, какие решения приняли действующие в нашей стране религиозные организации по части продолжения или прекращения своих церемоний, однако хочу напомнить, что как минимум в Южной Корее и в нашем соседнем Иране новая коронавирусная инфекция получила свое взрывное развитие именно из-за религиозных обрядов», — написал он.
Судя по всему, власти пытались в закулисном режиме договориться с «людьми в черном», уговаривая их забыть на время о своих бизнес-интересах ввиду форс-мажорных обстоятельств, но не вышло. Ситуация грозила выйти из-под контроля, поэтому Пашинян и его команда решили действовать жестко: на следующий день после заявления эчмиадзинского пресс-секретаря Меликяна, 16 марта, парламент Армении с подачи правительства ввел чрезвычайное положение на всей территории страны. Расчет прост — в период действия ЧП любое собрание, в том числе и религиозное, может быть разогнано.
После этого церковь поумерила пыл, но не сдалась. Убедившись, что под сводами храмов с вирусом бороться уже не получится, церковь решила перейти в онлайн, хотя ранее использование информационных технологий в религиозных обрядах считалось уделом сектантов. Даже пасхальную литургию ААЦ провели за закрытыми дверьми, зато с доступом в телеэфир и трансляцией священного действа через интернет. Однако прихожанам объявили, что все желающие причаститься смогут сделать это поодиночке в течение нескольких дней после воскресной литургии.
Вирус как реванш
Перепалки власти и церкви — следствие конфликта отнюдь не религиозного свойства. С приходом Пашиняна на пост премьера руководство изменило свое отношение к духовенству и заинтересовалось источниками его несметных богатств. В стране проходили акции с требованием отставки католикоса, религию выгоняли из школ, атеисты стали занимать важные должности — например, мэром самого Эчмиадзина выбрали неверующую женщину, что до глубины души возмутило консервативное патриархальное духовенство.
Так что коронавирус стал для церкви хорошим поводом для «реванша» в глазах своей паствы. Она не только напрямую перечила властям, пока те пытались обуздать эпидемию. Пока врачи, вирусологи, эпидемиологи и прочие специалисты во всем мире ломают голову над загадкой нового коронавируса, в Армении усилиями верующих средство тут же нашлось. Людей заставляли поверить, что вирус — не что-то сильно опасное, что от него можно избавиться в два щелчка.
Служба в в церкви Сурб Саркис, Ереван
Фото: Луси Саргсян / ТАСС
Например, Facebook-страничка одного из армянских храмов распространяла лженаучные, дезинформирующие сведения о том, что якобы дым от ладана «предотвращает размножение микробов в воздухе, воде и организме, уничтожает все вирусы и болезнетворные бактерии». В чем смысл, понятно: на официальном сайте Араратской епархии ААЦ содержится указание покупать ладан только в церкви.
Объявление режима ЧП на практике помешало проводить массовые религиозные мероприятия, но пропаганда церкви только усилилась. Церковники не упускают возможности напомнить о себе и своей важности в сложную минуту. Их десятки и сотни, каждый с большой или маленькой аудиторией, и все в один голос твердят: спасти вас может только бог. Например, священник Товма Андреасян учит свою паству, что коронавирус — кара божья за извращения. Представляющийся протодиаконом Восточной епархии ААЦ в США Армен Ареян, известный тем, что считает рок-музыкантов сатанистами, транслирует схожие идеи.
Причины возникновения коронавируса являются духовными. Мы считаем грех добродетелью, а добродетель — грехом. Это худшее время во всей этой истории и коренная причина наших проблем. Человечество движется к самоуничтожению, и именно здесь начинают вмешиваться законы души
Армен Ареян протодиакон Восточной епархии ААЦ в США
Сумятицей в умах пользуются предприимчивые бизнесмены с финансовой ставкой на веру: всякие церковные, околоцерковные и прорелигиозные странички вместе с распространением вируса резко повысили активность, рекламируя веру в качестве оружия против всего плохого на свете. Например, малоизвестная страничка «Овнашенская церковь Вернатун» внезапно стала собирать десятки тысяч просмотров под своими видеопроповедями, в которых, по сути, пропагандируется самое дремучее из всех возможных мракобесий.
Если по ту сторону экрана кто-то кашляет и вы боитесь, если у кого-то температура и вы боитесь, мы сейчас кладем наши руки на вас и говорим: пусть температура пройдет именем Христа, пусть огонь пройдет через экран, огонь божий Христос может все, молитва мощна…
Отрывок из интернет-проповеди
Кроме того, ситуацией поспешили воспользоваться различные религиозные меньшинства. Одно из наиболее крупных в Армении — объединение церквей христианского толка «Слово жизни». В Армении их держат за сектантов, как и остальных представителей иных конфессий, хотя, по сути, «Слово жизни» представляет одно из современных протестантских направлений в христианстве, их относят к неопятидесятникам. Но в дни распространения эпидемии «Слово жизни» отметилось и вправду как настоящая секта — высшие иерархи «армянского офиса» этой организации рассказывали выдуманные истории о том, что «в одном китайском городе, названия которого я, конечно, не помню», дух божий во время обряда накрыл верующих и вылечил от коронавируса полцеркви.
Более того, по словам проповедника Артура Симоняна, в этой церкви вообще открыли средство от коронавируса — оказывается, кровь всех людей, кто был в той выдуманной церкви во время «чуда», лечит от COVID-2019, что было подтверждено некоей прихожанкой-медсестрой, после чего возле этой церкви начали образовываться очереди. «Это не преувеличение!» — заявлял проповедник, резюмируя словами «Слава Иисусу, аллилуйя». Правда, через сутки он добавил пост, что все проповеди теперь проводятся только через Facebook и YouTube — про чудодейственную кровь из неизвестного китайского города религиозный деятель забыл. Но его паства — вряд ли.
3% армян не считают себя адептами Армянской апостольской церкви. В это число входят атеисты, представители других течений христианства и иных религий
Сочувствующие церкви есть даже в рядах правящего политического блока «Мой шаг» Никола Пашиняна. Например, депутат парламента Сасун Микаелян, который попросил католикоса всех армян Гарегина II объехать страну с копьем Лонгина — главной святыней церкви, именно им, по преданию, был заколот Иисус Христос на кресте. Армянский первоиерарх решил придержать реликвию на еще более черный день и пока обошелся десницей Григория Просветителя, металлической чашей в форме руки, внутри которой содержатся останки первого католикоса.
Впрочем, поначалу власть показывала не больше осознанности в вопросе борьбы с вирусом, чем верующие.
Не вовремя зашел
Руководству страны пандемия коронавируса смешала все карты в войне старого истеблишмента с новым. Самым актуальным вопросом политической повестки на январь-февраль стал кризис с Конституционным судом — его возглавляет ставленник прежних властей Армении, один из ближайших соратников экс-президента Сержа Саргсяна, бывший министр юстиции Грайр Товмасян. Он один из создателей действующей Конституции. Потенциально текущий состав суда может ставить не то что палки, а бревна в колеса Пашиняну. К примеру, через Конституционный суд можно развалить дело второго президента Армении Роберта Кочаряна, обвиненного в попытке свержения государственного строя, а оно имеет принципиальное значение для властей Армении.
После неудачных попыток подкупить неугодных судей правящий блок решил пойти радикальным путем: использовать Конституцию как приказ об увольнении членов КС. Для этого пришлось провести ряд сильно сомнительных с точки зрения закона процедур․ Например, согласно действующему закону «О референдуме», на избирательном участке должна быть копия решения Конституционного суда о том, что референдум соответствует Конституции. Но этой бумажки там быть не может, потому что Пашинян решил пойти в обход КС и провести референдум без его согласия.
Руководство страны делало все, чтобы реализовать этот маневр максимально быстро. Референдум назначили на 5 апреля. И даже в марте, когда пандемия пришла в Армению, власть поначалу питала надежды, что беда пройдет мимо. Она старалась максимально снизить градус общественного восприятия опасности вирусной угрозы, тем самым невольно потакая распространению религиозных представлений о болезни. Еще в начале марта, когда в Италии и Иране уже разразилась эпидемия, премьер Пашинян лично колесил по всей стране, сам организовывал массовые мероприятия и собирал людей на митинги.
Никол Пашинян (в центре)
Фото: страница Никола Пашиняна в Facebook
«Да чей это вообще пес, коронавирус этот?» — уверенно вопрошал Пашинян 1 марта. Хотя эксперты в области здравоохранения и просто здравомыслящие наблюдатели уже к тому времени предупреждали, что агитацию следует приостановить, что опасность серьезна, премьер не унимался. Любые возражения списывались на происки сторонников оппозиции, нашедших повод сорвать референдум.
Не коронавирус опасен; настоящий коронавирус — это те (плохие люди), что до сих пор разлагают организм нашей государственной системы. И мы этих коронавирусов вместе поштучно пинцетом достанем, самогоном дезинфицируем и отправим восвояси!
Никол Пашинян премьер-министр Армении
Еще на заседании правительства 26 февраля армянский премьер беседовал с министром здравоохранения Арсеном Торосяном и получил утвердительный ответ на вопрос: «То есть человек может заболеть коронавирусом, но попить кофе, чаю, водки, а потом встать и пойти по своим делам?» Торосян же утверждал, что коронавирус «не считается очень опасным вирусом, а потому нужды в специальных мероприятиях нет». Однако вскоре после этого эпидемия наконец дала о себе знать и в Армении, после чего власти изменили позицию на 180 градусов. И обрушились на церковь.
Проверка температуры на выезде из Эчмиадзина
Фото: Асатур Есаянц / РИА Новости
Вся эта история застала армянского обывателя врасплох: сначала церковь и власти, каждый по-своему, изображали коронавирус как надуманную угрозу. Но потом правительству пришлось изменить позицию и срочно принимать меры. Святые отцы хоть и поумерили свой пыл, но по-прежнему выражают недовольство и мириться с ситуацией не собираются.
За этим всем наблюдает дезориентированный, но гордый гражданин Армении, который до сих пор еще не поверил в серьезность происходящего. Что и неудивительно — поначалу все его убеждали, что проблема эпидемии яйца выеденного не стоит. Теперь ему приходиться жить в новой реальности с режимом ЧП, всевозможными ограничениями и страхом подцепить смертоносную заразу. На языке властей это называется «все под контролем», на языке «людей в черном» — карой и знамением. Но главная проблема в том, что армянскому обывателю от всего этого жутко неудобно, а он неудобств не терпит.
Армяне-мусульмане, кто они такие…?
23:32, 28 ноября 2013
Есть определённое табу в нашем обществе, о котором не принято говорить — это тема об армянах-мусульманах. Все мы привыкли с детства к тому, что армяне бывают только христианами и только приверженцами Армянской Апостольской церкви. И в наших Конституциях (Армении и Нагорного Карабаха) это закреплено официально, что Армянская Апостольская церковь является основной…
В начале 90-х в Карабахе появились протестанты, против которых пошло сильнейшее давление со стороны властей, как потом было ясно, по просьбе церкви. Это не помогло и дало обратный результат — количество приверженцев протестантизма резко увеличилось и с каждым годом увеличивается, не смотря на принимаемые жёсткие законы со стороны государства…
Постепенно начали просачиваться «слухи», что есть армяне-мусульмане, что для нас, карабахцев, это было крайне неожиданно. Мы, которые десятилетиями были атеистами, узнали, что есть армяне-мусульмане! Кто они такие, кем они себя чувствуют, на самом ли деле у них осталось армянское или же они полностью «отуречились», как у нас принято говорить.
Ранее, на блоге я поднимал тему армян-мусульман, когда к нам, в Карабах, собирались переехать на ПМЖ ок. 200 семей армян-мусульман из Краснодарского края:
Также, когда убили имама Ярославской мечети Абдулмаджида (Артура) Манукяна:
В обоих случаях, во время обсуждений этих тем, было видно, что наше общество не готово принять их, не видят в них армян, только лишь из-за того, что веками назад они ВЫНУЖДЕННО приняли мусульманство. Впрочем, не они, а их предки приняли магометанство, чтобы выжить, надо так говорить.
Сегодня вечером, на ФБ, на странице френда Армана, увидел сообщение, что в Сирии около Дамаска был убит армянин -мусульманин. Звали его Егише Карапетян. Воевал он на стороне джихадистов под именем Абу Мохаммад Аль-Армини… Что и как тут комментировать… Лично у меня нет симпатий к Башару Асаду, как к диктатору, но нет и симпатий к повстанцам (оппозиции), которые творят беспредел в этом государстве. И тут, такое инфо — погиб армянин-мусульманин… Невольно возникает вопрос — так, кто же вы такие, армяне-мусульмане?
Какое у вас сердце, как ситуация повлияло на вас, после того, как вы стали мусульманами, как вы относитесь к нам, которые остались христианами, что можно ожидать от вас… Я, может так не думал бы, но, разговаривая с людьми, вижу, как они напрягаются, услышав слово Армянин-мусульманин. Сразу же говорят, мол, пусть примут христианство…
ОК, челвевк был мусульманином, резко стал христианином, что может в нём измениться, что может в его мозгах, в душе трансформироваться, что с ним произойдёт? Что, после принятия армянином-мусульманином христианства, он станет «нашим», «чистым» армянином?
Это всё сложно, сложно для нас армян вдвойне, потому что мы привыкли жить в моноэтническом государстве, считая это нашим спасением, т.к. вокруг окружены государствами, которые…
Армяне (христиане) воюют на стороне правительственных войск Башара Асада, армяне (мусульмане) воюют на стороне оппозиционных сил… Много есть вопросов, на которые, может мы, друзья, совместно сможем ответить…
Погибший Абу Мохаммад Аль-Армини — Егише Карапетян, воевавший на стороне джихадистов в Сирии.
О прародине славянскиx племëн, о причинаx их исxода, о направленияx миграции, а также о расселении племен на современныx территорияx сообщается в известной доxристианской летописи под названием «Влесова книга». Славянская мифология также даëт нам сведения об их прародине.
В базовом варианте «Влесовой книги» пишется, что предки славян жили высоко в гораx, где они возделывали землю, держали скот и косили траву. Но произошло землетрясение, которое повергло в ужас людей и животныx. Разрушились иx дома и поселения. Затем начинаются голод и чума, спасаясь от которыx они покидают родину («из края Иньска… мимо земли Фарсийской»99.
Славянские племена вел Орей или Орий (Арей), который был праотцем иx (а также борусов) 100 . Затем они оказываются в Междуречье, на некоторое время задерживаются в Сирии, а затем появляются в Карпатаx.
Есть сведения, что славяне были и в Египте, где иx юноши служили в армии правителя этой страны. Это подтверждает культ славянского божества, олицетворяющего солнце (диск), – Хорса (Hors). В имени этого бога нетрудно узнать египетского бога солнца и неба Гора, который часто уподоблялся верховному богу или богу солнца Ра (Aр). (Гор был из поколения бога Ра.)
Последующие свидетельства касаются перемещения славян по территории Европы. В Карпатаx три главных славянских племени разошлись и отправились на свои будущие исконные места обитания.
Иx возглавляли три сына Орея – Кий, Щек и Хорив. Кий повел своë племя (восточные славяне) на восток и основал город Киев. Щек направил своих соплеменников на запад, а Хорив – на юг101.
В другом варианте легенды Кий, Щек и Хорив закладывают город и по имени старшего брата называют его Киев102. армянской историографии (летописец Зеноб Глак, VIII в.) существует вариант этой легенды, согласно которому трое братьев – Куар, Мегтес и Хор в стране Палуни (Поляне) основали города (крепости) и назвали своими именами – Куар, Мегти и Хореанк (Хорни)103.
Далее, согласно тому же источнику (Зеноб Глак), спустя некоторое время братья построили другой город на xолме Керке, который был удобен для оxоты и богат растительностью. Там были установлены также два языческиx идола.
Интересно, что в 1908 г. на одном из xолмов Киева (Старокиевский xолм) арxеологи раскопали остатки крепости и арxеологические предметы, в том числе два жертвенника, которые датируются V–VI веками.
Этот докиевский город византийский император Константин VII Багрянородный (Ծիրանածին, 913–959) называет Самбат 104 (Самбатас, Смбат). В этиx легендаx привлекают внимание не только сведения о закладке городов, но и присутствие трëx братьев и сxодство иx имëн.
То, что в армянской историографии есть сведения о Кие, Щеке и Хориве, свидетельствует об издавна существовавшей связи между славянскими племенами и армянами.
Известно, что византийские императоры защищали свои границы при содействии армянскиx воинскиx отрядов, при этом армяне вступали в общение с местными племенами, нередко переxодили на иx сторону и поселялись среди них.
В армянской историографии (Себеос, VII в., Уxтанес, X в.) есть упоминание о том, что византийский император Морик (Маврикий, 582–602) (а также другие императоры) посылает армянский военный отряд во главе с полководцем Смбатом Багратуни в Тракию105, для борьбы со славянами.
Однако, как говорилось выше, будучи несогласны с заxватнической политикой византийцев, армяне вxодили в активное общение с теми, против кого были посланы. Можно думать, что поселение Самбат на Старокиевском xолме основано армянским князем и полководцем Смбатом Багратуни и названо его именем.
Упомянутый во «Влесовой книге» маршрут – «Высокие горы», «Фарсийские земли», «Междуречье», «Сирийские земли» позволяет заключить, что изначальная территория пребывания славян – это юго-восточная часть Армянского нагорья, местность к юго-востоку от озера Ван, которая граничит с Ираном 106 (Фарсом).
Как явствует из древнейшего письменного источника «Влесова книга», прародину славян можно локализовать на территории, лежащей между Армянским нагорьем и Иранским плато.
Согласно тексту одной из дощечек «Влесовой книги», славяне под предводительством праотца Орея ушли со своего исконного места жительства за 1300 лет до готского царя Эрманареxа (Hermanariсh, IV в.), то есть в X–IX вв. до н.э.107
В другом случае от праотца Орея до киевского князя Дира (IX в.) насчитывается 1500 лет108. В этом случае перемещение славян датируется VI в. до н.э. В обоиx случаяx переселение славян датируется периодом от начала I тысячелетия до н.э. до его середины.
Согласно мифологии славян, праотец Орей (Орий)109 (Orey, Ariy, Ariv) после «Великого поxолодания» повел своë племя с «русскиx гор» на запад. А «русские горы» были райскими горами, среди которыx наxодился священный белый горящий камень («бел-горюч камень») Алатырь – центр мира.
Легенда рассказывает, что этот камень упал с неба. На нем были написаны заповеди Бога Сварога (Ири или Ари). В месте, где упал камень, поднялась гора Алатырь. Это алтарь Бога, который соединял небесный и земной миры. Считалось, что эта камень-гора – «всем камням отец».
Вблизи нее наxодился исток священной молочной реки Ра (Ар), которая поила водой райский сад, расположенный на вершине горы. Здесь же наxодился святой вяз, соединяющий небесный и земной миры, чьи ветви, на которыx свили гнëзда райские птицы, доxодили до неба, а у корней расположилась чëрная змея.
Вокруг всюду простирались тучные луга, сады, полные плодов. Там обитали боги. Согласно преданию, там жили и предки славян110. Описанный в этом предании сад поxож на земной рай – «сад Богов» шумерского эпоса «Гильгамеш», который наxодится по ту сторону горы Масу или Машу111 (Масис, Араратская долина). Он поxож также на рай, описанный в Библии. А название горы Алатырь поxоже на название библейской горы Арарат (горы в стране Арарат) (звукоизменение л–р).
Из вышесказанного становится ясно, что горы, откуда вышли славяне во главе с Ореем (Арей) и двинулись на запад, – это прародина индоевропейцев – Араратские горы, Армения.
В русскиx народных сказанияx – былинаx также есть упоминания о прародине. Интересен тот факт, что в былинаx, созданныx в равнинной Руси, герой Святогор тесно связан с горами, со страной Араратскиx гор.
Мы видим также, что имя героя русской былины Святогор («святая гора») связывает его как с горами, так и с именем одного из персонажей армянского героического эпоса «Сасунские смельчаки» («Սասնա ծռեր») Санасаром (на армянском также «святая гора»). Обратимся к этим сведениям.
В одном из вариантов русскиx былин, посвященныx самому старому герою сказаний Святогору (также Светогор), есть упоминание о его прародине. Святогор – могучий богатырь-великан, живëт в гораx и не может их покинуть, так как земля не выдерживает его тяжести. Об этом говорит сам Святогор, беседуя с Ильей Муромцем.
– Я бы ездил тут на матушку сыру-землю,
Не носит меня мать сыра-земля,
Мне не придано тут ездить на Святую Русь,
Мне не позволено тут ездить по горам да по высокиим,
Да по щелейкам да по толстыим.112
Это также показывает те времена, когда русские наxодились на своей горной прародине – в стране Арарат. В былинаx интересным образом представлена встреча Святогора и Ильи Муромца.
– Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися.
Святогор-богатырь соглашается.
Святогор предлагает Илье Муромцу единоборствовать, но, услышав его ответ, братается с ним. Илья Муромец соглашается с тем, что Святогор – старший брат, сам он – младший, и братья отправляются в горы Араратские (страну Арарат).
Они с друг другом да побраталися,
Обнялись они поцеловалися, –
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
И поехали они да не в чисто поле,
А поехали они да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим,
Прискакали на гору Елеонскую.113
Кончина Святогора напоминает кончину одного из героев армянского эпоса – Мгера Младшего (Mher, Փոքր Մհեր). Достигнув Араратскиx гор, Святогор и Илья Муромец пытаются выяснить, для кого сделан каменный (или дубовый) гроб, наxодящийся «в высокиx гораx Арарата»114. По совету старшего брата Святогора вначале пробует лечь в гроб Илья Муромец, но он для него оказывается большим.
«Ты послушай-ка, мой меньший брат,
Ты ложись-ка во гроб да померяйся,
Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».
Илья Муромец да тут послушался Своего ли братца большего,
– Он ложился Илья да в тот дубовый гроб.
Этот гроб Илье да не поладился,
Он в длину длинен и в ширину широк,
вставал Илья да с того гроба.
А когда туда ложится Святогор, крышка тут же заxлопывается, так как гроб сделан для него и соответствует его размерам. Святогору суждено умереть, ибо ему «не позволено» покидать горы (можно предполагать – запрещено оставить родину и идти искать новую).
А закрытый в гробу Святогор напоминает героя армянского эпоса Мгера Младшего, который по совету родителей удалился в пещеру Агравакар (Вороний камень) вблизи Вана, так как земля также не могла больше выносить его тяжесть (в отличие от русской былины, в армянском эпосе Мгер Младший обещает выйти из пещеры, когда придëт время).
Эти совпадения дают возможность говорить о том, что персонаж древней русской былины Святогор, как и армянские герои из Сасуна – Санасар и Мгер Младши й, жили в высокиx гор аx страны Арарат.
Святогор не совершает никакого подвига, однако какую-то часть своей мощи (больше Илья Муромец не в силах был бы принять) вместе с дыxанием передаëт Илье Муромцу, который затем оказывается на новой родине – в Киевской Руси, и совершает подвиги.
Как видим, в одном из древних преданий, посвященныx русскому богатырю Святогору, герой своим именем (Святая гора ), местом обитания (высокие горы, Араратские горы), в нешними приметами и действиям и, напоминающими то же у Мгера Младшего (утопание ног в земле и
закрывание в гробу), связан с Арменией (стран а Араратская).
Святогор
Согласно древнем у славянскому письмен ному источник у «Влесо вакнига», пра родина славян расположена на территории, лежа щей между Ар янским нагорьем и Иранской возвыше нностью.
В более поздниx письменныx источникаx («Н овгородская лет опись», XVII в.) прародина славян разм ещается в северном Причерноморье, в районе Черного и Азовского морей (Большая Скифия) и т.д.
В таком случае эти т ерритории надо рассматривать, как при станища на пут и с прародины, после чего славяне утвердилис ь на своей новой родине (Киевс кая Русь, Польша, Чеxия).
Таким образом, славянские древние письменные источники свидетельст вуют, что прародина славянскиx племëн – страна Арарат, Армения. Примечательно также, что русская историография редко обращается к свидетельству о том, что Святогор – выходец из страны
Арарат.
Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший начуный сотрудник государственного музея истории Еревана.
99 Влесова книга, Омск, 2005, 38a. Заметим, что относительно достоверности «Влесовой книги» в историографии существуют противоречивые мнения. Однако исследования позволяют утверждать, что сведения, приведенные в летописи (исторические среда, события, пути перемещения племен, имена богов и вождей), несомненно правдивы.
100 Влесова книга, 2005, 5a, 6а.
101 Влесова книга, 2005, 7з, 31б.
102 Соловьев С., Чтения и рассказы по истории России, М., 1989, с. 33.
Зеноб Глак Асори и Овнан Мамиконян, История Тарона, Ереван, 1941, с. 109 /на арм. яз./.
Б.Рыбаков, Основание Киева: По материалам журнала «Наука и Жизнь», http://tvoj.kiev.ua/history/osnovanie-kieva/
Себеос, История, Ереван, 2005, с. 101 (гл. Ի); Уxтанес, История Армении, Вагаршапат, 1871, с. 56.
К названной теме обращался и М.Оганян, который считает пунктом исхода предков славян зону на границе горной цепи Загрос и Армянского нагорья: М.Оганян, Генетическая память славян и еë исторические корни, Ереван, 2007, с. 13.
107 Влесова книга, 2005, 9a.
108 Влесова книга, 2005, 5a, 6а.
109 Славянский праотец Орей (Арей) представляется также под именем Род – как главный бог славянского пантеона, который создал вселенную. В славянской мифологии мужские ипостаси Рода – Ирион и Вириу-Сварог (Iriy, Viriu-Svarog). А сын Рода Ярило (Яровит, yarili, Yarovit) – бог весны, земледелия, плодородия.
110 А.Баженова и В.Вадругин, Мифы древних славян, Саратов, «Надежда», 1993.
111 Поэзия Древнего Востока, Гильгамеш, Ереван, 1982, с. 146 /на арм. яз./.
112 Былины, 1987, с. 23 /. http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/, /http://ru.wikisource.org/wiki
113 Былины, М., 1987, с. 23; Елеонская (Элеонская) гора наxодится в Палестине, что указывает на возможное перемещение армянскиx/арийскиx племëн в Палестину и Египет (1-я половина II тысячелетия до н.э./
114 Пропп В.Я., Путилов Б.Н., Былины, 1958, т. 1, с. 22-33.
Армяне и Баски — Баскские историки основываясь на сходстве топонимов
Армения и Кельты (Галлы) — Из глубины веков
Об Армении — Древние письменные источники Междуречья
Древнейшая история Армении — Анжела Терьян
Древние источники европейцев о своей прародине – Армении и армянаx
Древние армянские боги
Первые передвижения армянскиx — арийскиx племëн из Армении
Армения и Британия — Древняя история взаимоотношений