Тропари по Непорочных
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разориша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша.
Сонм Ангелов изумлен был, видя Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но разрушившего силу смерти, воскресившего с Собой Адама и освободившего всех от ада.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.
Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба.
Зачем вы, ученицы (мироносицы), мешаете миро со слезами сострадания? Сияющий во гробе Ангел вещал мироносицам: «Смотрите на этот гроб и знайте, что Спаситель воскрес из мертвых».
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.
Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.
Ранним утром мироносицы спешили ко гробу Твоему, рыдая, но предстал перед ними Ангел и сказал: прошло время рыдания, не плачьте, но скажите апостолам о воскресении.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим.
Мироносицы жены с миры пришедша ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба.
Мироносицы жёны, с миром пришедшие к Твоему, Спаситель, гробу, рыдали, но Ангел сказал им: что вы Живого причисляете к мертвым? Ибо Он, как Бог, воскрес из мертвых.
Слава: Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи.
Слава: Поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице во едином существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят Ты, Господи.
И ныне: Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси, падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.
И ныне: Родив подателя жизни, Дева, Ты избавила Адама от греха; Еве же радость вместо горя даровала; отпадших же от жизни направил к ней от Тебя воплотившийся Бог и Человек.
Аллилуиа (трижды).
На «Бог Господь…» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне» — «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим…», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к Плащанице. В это время читаются статии «непорочны». Перед первой статией совершается полное каждение, перед второй – малое, после третьей статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон четвертого гласа: «От юности моея…», прокимен и Евангелие. Потом поется стихира праздника, произносится ектения, возглас и читаются каноны из Минеи.
В это время не совершается елеопомазание. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершаются троекратное каждение вокруг Плащаницы, три земных поклона и обнесение Плащаницы вокруг храма крестным ходом. Предстоятель в полном облачении идет с Евангелием под Плащаницей. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения Плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника. Затем совершаются каждение вокруг Плащаницы, ектении и отпуст.
Исследования в приходской церкви английского города Фолкстон показали, что хранящиеся в ней кости действительно могут принадлежать святой Энсвит, умершей в VII веке.
Энсвит происходила из семьи англосаксонских королей Кента. Ее отцом был Эдбальд, правивший в 616–640 годах. Про этого короля Беда Достопочтенный сообщает, что он, в отличие от своего отца Эдильберта, отказался принять христианскую веру и, более того, совершил великий грех, женившись после смерти отца на своей мачехе. Историки, впрочем, оправдывают Эдбальда тем, что он поступил согласно обычаю, имевшемуся у германцев-язычников. Согласно Беде Достопочтенному, Эдбальд понес кару за свое отступничество: «Случались у него частые приступы безумия, и он был одержим нечистым духом». Архиепископ Кентерберийский Лаврентий сумел-таки обратить Эдбальда в христианство, и тот отказался от незаконного с христианской точки зрения брака и женился на Эмме, дочери короля Австразии Теодеберта II. В этом браке у него родились сыновья Эрменред и Эрконберт и дочь Энсвит (Ēanswīþ, Eanswythe, Eanswide, в современном написании Eanswith).
О жизни Энсвит известно немногое. Согласно житию, отец настаивал, чтобы она вышла замуж, но Энсвит отвечала, что выбрала бессмертного жениха, который подарит ей вечную любовь и радость, и просила лишь дать ей келью, где она могла бы молиться. В конце концов отец уступил, и Энсвит основала в Фолкстоне обитель — возможно, первый женский монастырь в Англии (его конкурент за этот титул — расположенный неподалеку монастырь в Лайминге — был основан святой Этельбургой, которая приходилась сестрой Эдбальду и тетей Энсвит).
Рассказывают, что пока строился монастырь, в Кент приехал свататься к Энсвит сын короля Нортумбрии, но она была тверда в решении посвятить жизнь молитвам. В 630 году монастырь, посвященный святому апостолу Петру, был достроен и Энсвит поселилась там. Она не могла стать настоятельницей, так как в тот момент ей было всего шестнадцать лет. Личность первой настоятельницы английского женского монастыря осталась неизвестной. Предполагают, что это могла быть монахиня, приехавшая в Англию из Рима, чтобы обучать других монашескому образу жизни.
Энсвит прожила в монастыре, молясь и трудясь, до конца своих дней, а умерла она очень рано, не дожив до двадцати лет. Скончалась она, согласно церковному преданию, 31 августа 630 года (существует более поздняя датировка и рождения и смерти Энсвит, согласно которым она умерла в 660-х). Причина ее смерти неизвестна.
Сохранились легенды о сотворенных ею чудесах — например, изгнании беса из одержимого и исцелении слепого. Поскольку Энсвит жила задолго до Великой схизмы, расколовшей католическую и православную церковь, ее причисляют к святым и православные, правда, почитается она почти исключительно Американской православной церковью.
Православная икона святой Энсвит
Монастырь в Фолкстоне был разграблен викингами в 867 году, а спустя недолгое время наступающее море разрушило прибрежный утес, где он находился. Мощи святой были перенесены дальше от моря в церковь Петра и Павла. В 1095 году лорд Фолкстона Найджел де Мундевиль основал в городе новый монастырь, на этот раз мужской, бенедиктинского ордена, чьей реликвией стали мощи святой Энсвит. Но море продолжало вторгаться на сушу, и монастырь пришлось переносить вновь. В 1138 году была построена новая монастырская церковь святой Марии и святой Энсвит в Фолкстоне, а день перенесения мощей, 12 сентября, стал отмечаться как приходской праздник.
Церковь святых Марии и Энсвит в наши дни
После того как король Генрих VIII разорвал отношения римским папой, английские монастыри по его приказу были закрыты. 15 ноября 1535 года монастырь в Фолкстоне разграбили, монастырская церковь была частично разрушена, а мощи Энсвит пропали.
Позже церковь Марии и Энсвит была восстановлена в качестве приходского храма, в этой функции она выступает и поныне. 17 июня 1885 года при ремонте церкви каменщики обнаружили в северной стене алтаря скрытую под слоем штукатурки нишу. В ней находился свинцовый реликварий размерами 35,5 × 22,8 × 20,3 сантиметра. Судя по оформлению, он был сделан в XII веке. Внутри находились кости, которые эксперты признали костями молодой женщины.
Гравюра с изображением реликвария (1885)
С тех пор мощи святой Энсвит выставлялись в храме каждый год в день приходского праздника. Эта практика прекратилась, когда несколько прихожан обвинили священника в поклонении мощам, что не соответствует канонам англиканской церкви. Реликварий хранится в той же нише, где был обнаружен, отделенный бронзовой дверцей.
Извлечение реликвария для исследования костей
Костные останки, которые считаются принадлежащими святой Энсвит
Нынешнее исследование проводилось с разрешения церковной администрации диоцеза Кентербери, причем останки не покидали помещения церкви, где в течение пяти дней действовала развернутая учеными временная лаборатория. Чтобы гарантировать, что реликвии остаются в безопасности, ученые даже спали в своей импровизированной лаборатории. После окончания работ кости вернули на место. Эндрю Ричардсон из Кентерберийского археологического фонда отметил, что разрешение на исследовательские работы было смелым шагом со стороны церкви, ведь ученые могли установить, что кости относятся к более позднему времени, а приписываются Энсвит они по ошибке или в результате сознательного подлога, совершенного во время основания церкви в 1138 году из благочестивых побуждений.
Исследователи подтвердили вывод экспертов XIX века о том, что кости принадлежат молодой женщине, умершей в возрасте 17–20 лет. Также они отметили, что эта женщина в детстве не страдала от недоедания. Для радиоуглеродного анализа были использованы фрагменты зуба и костей стопы. Специалисты из Университета Королевы в Белфасте определили, что кости принадлежат человеку, умершему в середине VII века. Исследователи планируют также провести изотопный анализ, который сможет указать, где родилась и жила эта женщина, и выделить из костей образцы ДНК.
Опасения, что останки могли быть созданы в ходе средневекового увлечения поддельными реликвиями, развеялись. Хотя строго доказать, что погребенной в церкви женщиной была Энсвит, невозможно, теперь исследователи склонны считать такое предположение верным. «Теперь кажется вероятным, что у нас есть единственные сохранившиеся останки члена кентской королевской семьи и одной из первых англосаксонских святых», — говорит Эндрю Ричардсон.