По мнению Бунимовича, не столь важно, из какой сферы пришел человек, главное — его способность меняться. У уполномоченного нет профстандарта и каких-то общих требований, нет даже просто устоявшегося образа, здесь все очень персонифицировано и очень многое зависит от личности, считает эксперт. Плохо другое — что среди уполномоченных есть люди, которые надеются добиваться результатов, опираясь на свои хорошие отношения с властями. «Когда все вокруг довольны омбудсменом, это плохо, потому что наша задача — контроль, и мы всегда приходим с плохими вестями и болезненными вопросами. У мэра, губернатора, президента должно портиться настроение, когда к нему приходит уполномоченный по правам ребенка», — говорит Бунимович.
Содержание
«Законодательная шапка»
В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.
«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».
Вольные-подневольные Эти люди живут сегодня совершенно нормальной жизнью благодаря бывшему директору интерната
Что касается содержательной части закона, то теперь региональные уполномоченные имеют одинаковый конкретизированный объем полномочий и прав. А основные новации связаны с участием в судах. В ряде регионов и раньше был некоторый опыт: уполномоченные могли давать свое заключение, если судья соглашался на их участие в процессе в качестве третьих лиц. Теперь у них есть право обращаться в суды с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий чиновников в отношении детей.
«Это большой шаг вперед, — считает Головань. — Когда гражданин судится в интересах своего ребенка с государством — с департаментом соцзащиты, образования, здравоохранения, — участие уполномоченного может нивелировать изначальное неравноправие сторон. А минус закона в том, что по ряду категорий дел Административный кодекс не работает. Нужна возможность подавать обычные иски по Гражданскому процессуальному кодексу».
Кроме того, уполномоченные так и не получили права оспаривать принимаемые регионами нормативно-правовые акты. Так, 19 декабря правительство Московской области выпустило постановление о порядке формирования списков детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, привел пример Головань. «В этот список включаются дети, которых жители Подмосковья взяли из других регионов, только в том случае, если они прожили здесь более пяти лет. То есть устанавливается ценз оседлости в отношении сирот — верх цинизма и беззакония! И тут следовало бы подать административный иск в суд, не дожидаясь обращения по конкретной ситуации, но таких прав у областного уполномоченного нет», — рассказал Головань.
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова во время заседания президиума координационного совета уполномоченных по правам ребенка в РоссииФото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Об отсутствии юридических отделов, да и просто достаточного количества сотрудников говорили в аппаратах многих региональных уполномоченных, куда «Такие дела» обращались с вопросом о практике выхода в суды. «У многих просто нет возможности этим заниматься: есть регионы, где уполномоченный по правам ребенка работает вообще один, без аппарата», — объясняет пассивность коллег проработавшая последние десять лет на посту уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.
Тем не менее, по ее мнению, необходимо расширять полномочия регионального омбудсмена. В частности, предоставить ему право участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам. Как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков, суды региона, как правило, соглашаются с его участием в таких процессах, но происходит это не всегда. Так, недавно суд не только не принял во внимание, но даже не стал рассматривать заключение, касающееся изъятия ребенка у опекунов. «Мы были с этим не согласны и предлагали решение, связанное с поддержкой этой семьи», — рассказал омбудсмен.
Свадебный генерал
По оценке Голованя, сегодня у детского омбудсмена более скромные полномочия, чем, например, у уполномоченного по правам предпринимателей: «Видимо, предприниматели у нас более беззащитная категория, чем дети». Так, в законе право участвовать по собственной инициативе в гражданских процессах в качестве государственного органа прописано только для уполномоченного по правам ребенка при президенте (ч. 1 п. 5 ст. 6 закона). У региональных омбудсменов таких полномочий нет.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна КузнецоваФото: Сергей Бобылев/ТАСС
Как сообщили в пресс-службе федерального уполномоченного по правам детей Анны Кузнецовой, с января 2019 года она «реализовала свое право на вступление в судебный процесс» по 19 гражданским делам. Кроме того, появилась практика участия в таких судах региональных омбудсменов от имени федерального уполномоченного. Но в целом количество таких доверенностей невелико. И вопрос о привлечении регионального омбудсмена к гражданскому процессу на основании статьи 47 ГПК РФ остается, как и прежде, на усмотрение суда.
Что же касается данного законом права обращаться с исками по Административному кодексу, то на сегодняшний день оно практически не используется. Пока не было случаев обращения в суд с административными исками и в практике федерального уполномоченного. «Подобные вопросы удается успешно разрешать уже на стадии обращения в прокуратуру», — рассказали в пресс-службе.
Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина и начальник УФСИН России по городу и области Игорь Потапенко заключили соглашение о сотрудничестве. Об этом телеканалу «Санкт-Петербург» стало известно из информации на сайте аппарата детского омбудсмена.
По словам Анны Митяниной, крайне важно сформировать единую информационную базу по детям. Данные о них поступают от разных ведомств в разной форме. В связи с этим полученные показатели крайне сложно анализировать.
Планируется создание тестового раздела «безопасность детства», в который будут поступать сведения о детях, совершивших правонарушение, либо в отношении которых были совершены противоправные действия. Также в раздел будет поступать информация, если дети употребляли наркотики и алкоголь.
Анна Митянина подчеркнула, что совместные действия позволят предметно работать с несовершеннолетними, которые уже попали в зону внимания УФСИН.
«Это логичное продолжение тех действий, которые совершает сейчас аппарат Уполномоченного по правам ребенка по взаимоотношениям с органами государственной власти по обмену информацией. Ни для кого не секрет, что сегодня от разных ведомств информация о проблемном детстве поступает в разных формах, разными способами, и, когда появляется необходимость анализировать эту информацию, выясняется, что это сделать очень сложно».
Как заявил Игорь Потапенко, одно из основных направлений сотрудничества – совместная проверка и анализ фактов нарушения прав несовершеннолетних, а также беременных, содержащихся в колониях и СИЗО.
Также начальник УФСИН отметил, что важно защищать права детей, появившихся на свет в местах лишения свободы.
«Мы их выводим и на футбол, на чемпионат мира, реально мы их водили, они смотрели на стадионе, то есть, мы стараемся здесь опекать их, ведь это дети, хоть они и совершили серьезные преступления. Мы сталкивались многократно, особенно, несколько лет назад, когда мы открываем ворота, их никто не ждет. Да, здесь в Петербурге мы решали вместе с аппаратом Уполномоченного. Это проблема очень серьезная».
Подписывайтесь на нас:
- «Яндекс.Новости»
- «Instagram»
- «ВКонтакте»
- «Telegram»
Фото: spbdeti.org
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»
В Дзержинский суд Светлана Агапитова направила своё заключение. «В судебном заседании в рамках указанного гражданского дела несовершеннолетняя в присутствии педагогов, представителей органов опеки и попечительства муниципального образования «Смольнинское», аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге… подтвердила, что в случае раздельного проживания родителей она хочет проживать с отцом. Кроме того, в связи с исполнением 14 лет ею… направлено заявление в Дзержинский районный суд… в котором она просит определить место жительство ее с отцом. Исходя из вышеизложенного, и с учетом мнения, полагаю возможным определить место жительство несовершеннолетней с отцом».
Суд тянулся до осени. В октябре на заседании вдруг появилась представитель Павла Астахова. Как позже стало понятно, к нему обратилась мама девочки. Загвоздка здесь в том, что аппарат федерального омбудсмена, согласно закону, – не госорган, он не может быть привлечён к судебному процессу, на то есть региональные омбудсмены. Но присутствовать в суде его представителю нельзя запретить.
Сотрудница аппарата Астахова ознакомилась с ситуацией очень быстро и уже 10 ноября дала своё заключение. Аргументация занимала 3 страницы: «…у ребёнка имеются признаки психологической зависимости от отца», «девочка повторяет его мнения его же словами», «у ребёнка дефицит эмоционально тёплых, близких отношений, чувство тяжести и зависимости от обстоятельств», высказанное ребёнком мнение должно учитываться «за исключением случаев, когда это противоречит его интересам», а мнение «о проживании с отцом нельзя считать объективным и соответствующим её реальным интересам». Поэтому, было сказано в заключении аппарата Павла Астахова, исковые требования матери «подлежат удовлетворению».
Практически в то же время, когда к защите прав ребёнка подключился детский омбудсмен Павел Астахов, судебную защиту матери взяла на себя коллегия адвокатов Павла Астахова. До этого в деле работали другие адвокаты. Вряд ли здесь уместно говорить о конфликте интересов, всё-таки адвокатский кабинет – некоммерческая структура, и в деле участвовал не сам Павел Алексеевич. Но почему-то создавалось ощущение, что в октябре, когда суд стал казаться затянувшимся, кто-то пустил в ход «тяжёлую артиллерию». Но та не сработала.
Ровно за месяц до выборов уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге, 25 ноября, Светлана Агапитова выиграла у Павла Астахова, представленного сразу в двух ипостасях – детского омбудсмена и основателя адвокатской коллегии. Дзержинский суд вынес решение в пользу отца.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»
Митянина Анна Владимировна
Уполномоченный по правам ребенка защищает права и законные интересы детей, определенные в Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и другими федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов независимости, гласности, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности.
Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с действующим законодательством Уполномоченный по правам ребенка:
- осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностных лиц, организаций Санкт-Петербурга, нарушающие права и законные интересы ребенка;
- проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и законных интересов ребенка;
- оказывает детям и их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка;
- осуществляет в установленном действующим законодательством порядке судебную защиту прав и законных интересов ребенка;
- вносит в органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге предложения о совершенствовании деятельности по осуществлению защиты прав и законных интересов ребенка;
- направляет в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти и местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организации Санкт-Петербурга ходатайства о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов ребенка;
- информирует общественность о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов детей;
- осуществляет правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.
Ежегодные доклады о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
Приемная Уполномоченного по правам ребенка
Санкт-Петербург, переулок Гривцова, д.11.
Почтовый адрес: 190 000, Санкт-Петербург, BOX 1163
Телефон/факс: 576-70-00