16 октября (3 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 18-й седмицы по Пятидесятнице (восемнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 7 известных поименно святых и одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.
* * *
Святитель Агафангел, митрополит Ярославский, исповедник. 1927 год стал одним из самых тяжелых для Русской Церкви. Уже 2 года как скончался Святейший Патриарх Тихон. Более года томится в тюрьмах Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр. Церковное руководство взял на себя его заместитель – митрополит Нижегородский Сергий, крупный богослов, яркая, харизматичная личность.
Человек, в условиях жесточайших антицерковных гонений решившийся на рискованный шаг: огласить послание «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Документ, внесший разделение в церковную среду, но в то же время позволивший ослабить давление на православных:
Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла сознается нами как удар, направленный в нас…
Далеко не все клирики и миряне согласились с этим суждением. Одни восприняли его как соглашательство с богоборцами и решительно разорвали с митрополитом Сергием. Другие, напротив, полностью согласились с тем, что православный человек должен быть советским патриотом. Особую позицию занял один из самых авторитетных архипастырей Русской Церкви – 73-летний митрополит Ярославский Агафангел. К тому времени он уже прошел тюрьмы и ссылки, а потому отрицал любые компромиссы с богоборцами. Но был уверен: церковное единство выше любой политики.
Не принимая политики митрополита Сергия, владыка Агафангел старался служить делу церковного единения. Душевная чистота этого подвижника делала его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе. Святитель делал все ради сохранения мира церковного.
И эта примирительная позиция митрополита Агафангела принесла свои плоды: Русская Церковь постепенно восстановила свое единство. И даже самые непримиримые противники Декларации митрополита Сергия – представители Русской Православной Церкви за границей – спустя восемь десятилетий воссоединились с Церковью на Родине.
* * *
Священномученики Дионисий Ареопагит, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Святые апостольского века, погибшие в Галльской Лютеции (на месте современного Парижа) в 96 году от Рождества Христова (по некоторым данным, это могло произойти несколько позже, в 110 году).
Святитель Дионисий, апостол от 70-ти, был знатным афинянином, членом Ареопага (верховного суда Афин), поэтому и получил второе имя Ареопагит. Когда первоверховный апостол Павел проповедовал Слово Божие в ареопаге, его услышал Дионисий и настолько проникся верой во Христа Спасителя, что стал верным сподвижником апостола Павла.
Святой Дионисий успел побывать в Иерусалиме еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Об этом событии сохранились его слова, обращенные к учителю:
Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство.
Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил.
После кончины первоверховного апостола Павла святитель Дионисий продолжил его дело, проповедуя в западных странах вместе со своими верными помощниками – пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Вместе они и приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь. Согласно строкам жития священномученика Дионисия, после того как его обезглавили, он чудесным образом «взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый».
Огромное значение имеют богословские творения святителя Дионисия Ареопагита, несмотря на то, что многие из них историки Церкви относят к более позднему времени, они сохраняют название в честь этого святого, зародившего основы научного богословия, именуясь «ареопагитиками».
Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Иоанн Хозевит. Святой второй половины VI столетия от Рождества Христова, епископ Кесарии Палестинской, широко известный своими чудотворениями, прозорливостью и борьбой с евтихианской ересью. С юных лет будущий святой совершал монашеские подвиги в Фиваидской пустыне. Повелением императора был поставлен Кесарийским епископом, но, в силу своего стремления к отшельническому уединению, отправился в Хузевскую пустыню, находящуюся между Иерусалимом и Иерихоном, где и совершал монашеские подвиги до конца своей земной жизни.
Блаженный Исихий Хоривит. Современник преподобного Иоанна Хозевита, прославившийся монашеским подвигом молитвенного безмолвия, предопределившего практику православных исихастов. Святой Исихий жил в VI столетии в одном из монастырей Святой горы Афон и поначалу вел себя как далеко не самый усердный и благочестивый монах, но после внезапной кончины чудесным образом через несколько часов воскрес и резко переменился. Господь даровал ему еще 12 лет безмолвной молитвы, а перед смертью преподобный Исихий преподал наставление монашеской братии: «Простите меня, братия. Имеющий память смертную никогда не согрешит».
Преподобный Дионисий, затворник Печерский. Русский святой XV века от Рождества Христова, иеромонах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Из его Жития известно такое чудо: однажды, в 1463 году, отец Дионисий обходил с каждением мощи древних Печерских святых со словами: «Святые отцы и братие! Христос воскресе!» И вдруг, подобно грому, от святых мощей прозвучал ответ: «Воистину воскресе!» После этого старец ушел в затвор в пещеры, где совершал молитвенные подвиги вплоть до своей блаженной кончины.
Трубчевская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, написанный в городе Трубчевске (нынешняя Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году. В советские годы была утрачена, но вновь обретена в 1993 году и ныне пребывает в Троице-Скановом монастыре.
* * *
Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
16 октября Церковь чтит память священноисповедника Агафангела (Преображенского). В 1923 — 1925 гг. святитель проживал в селе Колпашево Нарымского края. Владыка Агафангел жил в районе Матьянги, по адресу: ул. Гоголя, 50 в двухэтажном доме на верхнем этаже. Архипастырю было запрещено совершать богослужения, но несмотря на запреты, к митрополиту приходило за молитвенной помощью и благословением множество людей. Сейчас мощи священноисповедника Агафангела находятся в Вознесенском соборе.
Среди сонма страдальцев, изведавших в годы послереволюционных репрессий тяготы ссылки в Нарымском крае, митрополит Ярославский Агафангел является одним из наиболее известных. Его святой патриарх Московский и Всероссийский Тихон, незадолго до этого избранный на Поместном соборе Русской Церкви, а затем и Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) на случай ареста или смерти видели в числе немногих своих преемников по управлению Церковью. Это свидетельствует о высоком авторитете святителя Агафангела. И такое уважение со стороны выдающихся иерархов и всего народа было вполне заслуженным.
Владыка Агафангел сочетал глубокую веру и преданность Христу и Его Церкви с прекрасным образованием и крайним милосердием даже к тем, с чьими взглядами и действиями он не мог согласиться. Отличало этого видного церковного деятеля и удивительное благородство души, в силу которого он был совершенно чужд карьерных амбиций и никогда не пользовался выгодами своего положения и даже законной возможностью получить высшую власть в Церкви. Являясь образцом христианского благочестия и православного пастырства, святитель Агафангел перед лицом тяжких лишений и смертельной опасности увенчал свой жизненный путь подвигом мужественной верности Тому, Кому служил с юных лет.
Канонизируя святых, Церковь предлагает всем людям верный образец (по-гречески — «канон») жизни, достойной звания человека, раскрывающей в полной мере данный Богом потенциал личности. У святых есть чему поучиться! А принесение мощей святого человека производит в нашей душе ощущение его близости, присутствия и молитвенного за нас ходатайства перед Отцом Небесным. Это — особое благословение для нашего края от Бога через его святого. Тем более, что святитель Агафангел бывал на Томской земле не только невольно, но и произвольно — в самом начале своего церковного служения в качестве преподавателя Томской духовной семинарии. Ныне он в третий раз посетит нас и незримо и видимым образом — в своих мощах — с тем, чтобы уже навсегда здесь остаться и быть помощником в несении земных и духовных трудов для всех, кто станет обращаться к нему с молитвой.
Епископ Колпашевский и Стрижевской Силуан.
Сщисп. Агафангел (Преображенский)
Святитель Агафангел ( в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в Тульской губернии. Сын сельского священника, он в детства был мечтательным и религиозным мальчиком, как пишет автор жития митрополита Агафангела, игумен Дамаскин (Орловский).
Александр рано захотел стать священником. Впрочем, путь его к священству не был простым. Сначала духовному пути воспротивились родители. Зная не понаслышке о том, как тяжела и скорбна жизнь сельского пастыря на Руси, они уговаривали сына получить светское образование и устроить свою жизнь с большим комфортом.
Сын настоял на своем: поступил в Тульскую духовную семинарию. Однако к концу обучения желание стать клириком и в самом молодом человеке явно охладело. Он увлекся естественными науками, решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом. Так Александр начал готовиться к поступлению на медицинский, — но вдруг тяжело заболел.
Около года он боролся за жизнь, и пришлось забыть не только о подготовке к экзаменам, но и вообще о всякой учебе. А как только он оправился от болезни, пришло новое испытание — умер отец-священник. В то же самое время Александр, как лучший ученик семинарии, получил направление в Московскую Духовную академию для продолжения богословского образования. И не неожиданно для себя самого не стал отказываться.
Игумен Дамаскин (Орловский) в житии святителя Агафангела пишет, что уже в годы обучения в Академии и проживания в Троице-Сергиевой Лавре Александр получал отчетливый призыв от Господа — становиться монахом: «Часто, с благоговением склоняясь перед мощами преподобного Сергия, он молился и вопрошал: не остаться ли навсегда в стенах обители? И внутренний таинственный голос ему отвечал: «Добро есть здесь быти, останься, останься здесь». Но, увы, не послушался он этого внутреннего голоса. Заманчивые предложения мира обольстили его, и он отказался от вступления на монашеский путь».
По окончании Академии Александр отказался от мыслей о священстве и монашестве и захотел стать семейным человеком. Но счастливая супружеская жизнь длилась всего 11 месяцев. В январе 1885 года в жизни Александра Лаврентьевича произошло несчастье, которое определило весь его дальнейший жизненный путь. Вскоре после родов от заражения крови скончалась его супруга, умер и новорожденный сын.
Все случившееся Александр Лаврентьевич принял как волю Божию. Спустя два месяца после смерти жены, уже в марте 1885 года 31-летний вдовец принял монашество. Епископ Рязанский и Зарайский Феоктист постриг его в мантию под именем Агафангел и рукоположил в сан иеромонаха.
Митрополит Агафангел Преображенский. Фото: ruguard.ru
Далее были годы службы в Сибири — работа в Томской духовной семинарии, затем в Иркутской. Уже через 4 года после пострижения в монахив возрасте всего 35 лет он был архиереем: сперва, в 1889-м, был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, затем, в 1893-м, получил самостоятельную кафедру в Тобольске. «Здесь ему пришлось трудиться не только как епархиальному архиерею, но и как миссионеру. Каждый год он предпринимал дальние и долгие путешествия по самым отдаленным уголкам епархии, не предполагая тогда, что через тридцать лет ему снова придется пройти по этим местам, но уже в качестве узника», — рассказывает игумен Дамаскин (Орловский).
Потом была служба на западе империи, в Прибалтике — 13 лет (1897–1910) в Рижской и Митавской епархии, затем 3 года в Литовской и Виленской. Здесь владыка приобрел славу «либерального» архиерея. В 1905, будучи епископом Рижским, он созвал Епархиальный собор, на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, об изменениях и сокращениях богослужения в латышских и эстонских приходах.
В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены.
В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангел стал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.
Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещен в священнослужении.
Немиров пренебрег запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили — приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя.
Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, — тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак».
Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду».16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка.
После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведен обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего».
Митрополит Агафангел (Преображенский), ярославская тюрьма, 1922 год. Фото: pstbi.ru
14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:
— Против существующей власти ничего решительно не имею, все ее распоряжения я исполнял и исполнять буду. Национализации крупной промышленности и крупного землевладения я сочувствую, но признаю желательным это отчуждение компенсировать, признаю необходимым предоставление права на мелкую собственность, то же и в отношении церквей и монастырей. Против запрещения преподавать Закон Божий в школах ничего не имею, но не согласен с запрещением преподавания его лицам, не достигшим 18 лет, потому что оно противоречит декрету отделения Церкви от государства. Против изъятия церковных ценностей, имеющих второстепенное значение, если оно не нарушает существенно интересов религии, как, например, изъятие сосудов, в которых совершалось таинство, и снятие риз с особо чтимых икон, — я не протестую.
Спрашивали о церковной власти. Владыка ответил:
— Власть Патриархом передана мне. Распоряжения Высшего Церковного Управления считаю незаконными.
После допроса владыка был выпущен на свободу. Однако он прекрасно понимал, что находится под угрозой ареста. Под домашним арестом был патриарх Тихон, шел процесс по делу митрополита Петроградского Вениамина. Осознавая, что Церковь в ближайшее время может остаться без законного управления, 5(18) июня 1922 года митрополит Агафангел составил послание к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви.
В нем он подтвердил, что остается законным главой церковного управления и не признает обновленческого ВЦУ: «как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Церковью русскою. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными».
Также, ввиду своей невозможности прибыть в Москву, митрополит Агафангел благословил всем епархиям перейти на временное самоуправление: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления высшей церковной власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению».
28 июня 1922 года митрополит Агафангел был заключён под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. Вопреки просьбам, митрополита не допускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались десятки и сотни верующих с требованием выпустить владыку или хотя бы разрешить желающим взять у него благословение. Опасаясь народных волнений, 22 августа власти перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы.
5 сентября 1922 года помощник уполномоченного Секретного отдела Ярославского ГПУ Куликов составил обвинительное заключение по делу митрополита Агафангела. Его обвиняли в написании воззвания, «в котором он объявляет себя преемником Патриарха Тихона, главой Российской Церкви и вместе с тем объявляет Высшее Церковное Управление властью незаконной и самочинной со всеми вытекающими отсюда последствиями». В дополнение к этому Куликов напомнил про историю с запрещением попа Немирова — как гласило обвинение, митрополит «проявил насилие над гражданской свободой совести… к гражданам Николо-Троицкой волости».
Обвинитель отмечал, что «благодаря старческому возрасту судебное наказание не может быть применено». «Принимая во внимание, — писал Куликов, -… что Агафангел пользуется громаднейшей популярностью, … дальнейшее его содержание под стражей является нецелесообразным, оставление же на свободе… грозит поводом к новому возрождению старой реакционной церкви и подавлению обновленческого в ней движения». Таким образом, обвинитель предлагал применить к митрополиту Агафангелу меру административного наказания и выслать его «в один из отдаленных монастырей, где бы он спокойно и без вреда для советской власти мог провести свои старческие дни».
Однако вместо монастыря осенью 1922 года 70-летний старец был заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. Узнав об этом, верующие Ярославля обратились к председателю ГПУ с ходатайством. «Усерднейше просим оказать нам великую милость, — писали они, — возможно скорее освободить из-под стражи томящегося в заключении… нашего старца -митрополита владыку Агафангела, о котором мы по чистой совести свидетельствуем, что он страдал совершенно напрасно, являясь лишь жертвою отвратительной злобы некоторой части духовенства». Ходатайство было оставлено без внимания.
25 ноября 1923 года владыку приговорили к трем годам ссылки. В 1923 — 1925 гг. он проживал в селе Колпашево Нарымского края. Владыке было запрещено совершать богослужения, однако большим утешением для него в годы ссылки была встреча с ссыльными иноками и священниками из Ярославля.
По окончании срока ссылки, в августе 1925 года, владыку не отпустили в Ярославль. Вплоть до весны 1926 года его незаконно содержали в тюрьме г. Перми. Все это время с владыкой «работал» Тучков…
«В это время секретный отдел ГПУ строил дальнейшие планы раскола Русской Православной Церкви. Была организована группа архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским), которая готовилась для захвата церковной власти после ареста митрополита Петра. Преследуя цель раскола и уничтожения Церкви, ГПУ отводило в этом замысле место и митрополиту Агафангелу. Предполагалось в нужный момент предложить ему как второму кандидату вступить на пост Патриаршего Местоблюстителя в соответствии с завещанием Патриарха Тихона, с тем, чтобы якобы спасти Православную Церковь от анархии и церковной разрухи, а на самом деле породить этим еще один раскол», — пишет игумен Дамаскин (Орловский).
Тучков задался целью расколоть «тихоновское» духовенство, устроив между различными архиереями «битву за местоблюстительство». С этой целью он льстил митрополиту Агафангелу и уговаривал его «взять власть в свои руки»: «Среди верующих растет смятение, — пересказывает речи Тучкова игумен Дамаскин, — Между тем советское правительство готово изменить свое отношение к Православной Церкви и легализовать церковное управление. Но в данный момент это невозможно, потому что власти не знают, с кем вести переговоры и кто стоит во главе управления Церковью.
Лично он, Тучков, не видит выхода из создавшегося положения, если не примет на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя митрополит Агафангел; митрополит — старейший архиерей Православной Церкви, он был назначен заместителем Патриарха еще в 1922 году, в конце концов, он обладает среди архиереев огромным авторитетом…. Тучков обещал, что если митрополит возьмет на себя обязанности Местоблюстителя и войдет в переговоры с правительством о легализации церковного управления, то со стороны ОГПУ возражений не будет. Тучков призывал митрополита к жертвенности — ради благоустроения Церкви».
Введенный таким образом в заблуждение, 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел составил в Перми воззвание, в котором объявил, что он вступает в права Патриаршего Местоблюстителя (на самом деле таковым на тот момент уже являлся митрополит Петр (Полянский).
Начались распри и столкновения между духовенством по всей России — повсюду вопрос о высшей церковной власти вызывал споры и прения. Довольный результатом, Тучков распорядился выпустить митрополита Агафангела из тюрьмы. 1 мая 1926 года владыка прибыл в Ярославль.
Епархия встретила митрополита Агафангела в состоянии раздробленности. Одни приходы признавали Патриаршим Местоблюстителем его, вторые — митрополита Петра, третьи — митрополита Сергия (Страгородского), которых, в свою очередь, также активно «обрабатывал» Тучков…
«Все эти события сильно расстроили здоровье владыки Агафангела, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — и, желая его поправить, он в середине июня уехал из Ярославля в деревню, неподалеку от Толги. Здесь он снял комнату. Сам хозяйствовал, колол дрова для печи, варил обед. В это время казалось, что все епархиальные и общецерковные дела отошли для него на задний план». Ради церковного мира, митрополит Агафангел уступил права Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), о чем 8 июня он уведомил гражданскую власть.
В декабре владыка вернулся в Ярославль. Он снял небольшую комнату в частном доме, которая одновременно служила ему и столовой, и спальней, и канцелярией. Здесь он принимал приходящих к нему по духовным делам священнослужителей и мирян. Состояние здоровья владыки стремительно ухудшалось. Незадолго до его кончины верующие выстроили митрополиту отдельный домик, где у него были три небольшие комнаты.
Икона святителя Агафангела (Преображенского) в храме святых новомучеников и исповедников Российских в Бутово. Источник: sr.isa.ru
Тем временем план ГПУ по умножению путаницы в церковном управлении успешно приводился в жизнь. 29 октября 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) был арестован. В управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Иосиф (Петровых), но 8 декабря 1926 года он издал распоряжение о передаче власти одному из трех назначенных им заместителей: архиепископам Екатеринбургскому Корнилию (Соболеву), Астраханскому Фаддею (Успенскому) и Угличскому Серафиму (Самойловичу).
Архиепископ Корнилий не смог приступить к своим обязанностям, так как находился в ссылке. Архиепископ Фаддей был задержан Тучковым на пути в Москву, и во временное управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Серафим. «Странное положение установилось в епархии. Митрополит Агафангел был правящим архиереем, а подчиненный ему викарий, архиепископ Серафим, был главой всей Российской Православной Церкви, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — Но митрополит не возражал. Он правил Ярославской епархией в тех условиях, в которые его поставил Господь, понимая, что при богоборчестве, принятом властями за официальную идеологию, многими расколами могли кончиться разномыслия архипастырей, пастырей и православных мирян».
Окончательный удар по церковному миру России нанесла печально известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит Агафангел решительно отказался поддерживать про-советскую позицию митрополита Сергия. Позицию митрополита Агафангела разделили три его викария: архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), временно управляющий Любимским викариатством бывший архпиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также находившийся в Ростове Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых). Они совместно составили и отправили митрополиту Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928 года.
Митрополит Агафангел и митрополит Сергий неоднократно переписывались, спорили о проблемах церковного управления, однако к компромиссу так и не пришли.
В середине сентября 1928 года владыка Агафангел слег в постель. 9 октября он причащался уже только святой Кровью, так как к этому времени никакой пищи принимать не мог. После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Однако владыка чувствовал, что приближается конец его земной жизни, и отдавал последние распоряжения.
«Предчувствуя близость смерти, владыка просил протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить, — сообщает игумен Дамаскин (Орловский), — Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Отец Димитрий съездил и все передал…»
Казанский собор г. Ярославля, в котором находятся мощи святителя Агафангела. Фото: temples.ru
16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Проститься с архипастырем пришли многие тысячи верующих. Владыка был похоронен в склепе Леонтьевской церкви г. Ярославля.
В 1931 году Леонтьевская церковь была передана в пользование общине обновленцев. Однако ввиду ее немногочисленности (около 30 человек) община оказалась не в состоянии нести все необходимые расходы по содержанию церковного здания, и 7 декабря 1940 г. исполком Ярославского Горсовета упразднил Леонтьевскую религиозную общину. Храм превратили в склад, а могилу святителя — в мусорную яму.
В 1993 году Леонтьевская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. С тех пор в храме служатся Божественные литургии и панихиды по митрополиту Агафангелу.
На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года митрополит Агафангел был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
День памяти 16 октября (3 октября ст.ст.)
Митрополит Агафангел (Саввин)
Агафангел (Саввин) (род. 1938), митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, доктор богословия, почётный член Киевской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
В миру Алексей Михайлович Саввин, родился 2 сентября 1938 года в селе Бурдино Тербунского района Курской области в крестьянской семье.
В 1956 году окончил среднюю школу.
В 1958-1960 годах учился в Киевской духовной семинарии, в 1960-1962 годах — в Одесской, а между 1962-1966 и годом — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии”. Впоследствии учёным советом Киевской духовной академии от 27 декабря 1999 года ему была присвоена учёная степень доктора богословия.
В 1965 году он поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 2 апреля 1965 года принял постриг с именем Агафангел.
18 апреля 1965 года архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым) был рукоположен в иеродиакона, а 22 апреля 1965 года – в иеромонаха.
С 1966 года – старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии. Одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.
7 апреля 1967 года возведен в сан игумена.
С 29 мая 1967 года по ноябрь 1975 года – ректор Одесской духовной семинарии. 1 июня 1967 года возведен в сан архимандрита.
С января 1968 года – член епархиального совета Одесской епархии.
В 1971 году был членом Поместного Собора Русской Церкви от Одесской духовной семинарии. 11 ноября 1975 года на заседании Священного Синода определено быть епископом Винницким и Брацлавским. Хиротонисан 16 ноября 1975 году.
С 16 ноября 1975 по 1990 год – управляющий Хмельницкой епархией.
7 сентября 1981 года был возведен в сан архиепископа, а 10 марта 1989 года — митрополита.
Народный депутат Украины 12-го созыва (1990-1994 годы). Член правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член правления и президиума Украинского республиканского фонда культуры, член правления Одесского областного совета мира.
7 августа 1991 года был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, но отказался ехать в результате беззаконных действий тогдашнего предстоятеля Украинской Православной Церкви Филарета (Денисенко).
7 сентября 1991 года был уволен на покой согласно поданному прошению, но в апреле 1992 года восстановлен на Винницкой кафедре.
Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел
С июня 1992 года – митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный Член Священного Синода Украинской Православной Церкви.
С 1993 по 1998 годы вновь состоял ректором Одесской духовной семинарии.
В эти переломные годы владыка был неизменным участником Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви — в 1988, 1990, 1991, 1992, 1994 и 1996 годах.
С 27 августа 1995 года по 8 мая 2008 года был председателем Учебного Комитета при Священном Синоде Украинской Церкви.
Еще до принятия архиерейского сана активно участвовал во многих международных форумах: в июле 1969 года – член делегации Русской Православной Церкви на Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. В сентябре 1969 года участвовал в четырех собеседованиях богословов Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 годах – член советской делегации в международных «Круизах мира по Днепру”. В 1988 году – член советской делегации в «Круизе мира” по реке Миссисипи (США). В 1992 году – член международной встречи «Люди и религия”, имевшей место в Лювене, Бельгия, под девизом «Европа и религия”.
С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского Комитета защиты мира Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды – ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.
За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре, открыты Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский мужские монастыри, а также Свято-Михайловская и Свято-Преображенская женские обители. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые, Одесской митрополии возвращено 3-этажное здание Свято-Андреевского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор.
В 1995-1997 годах по представлению митрополита Агафангела решением Украинского Священного Синода причислены к лику святых преподобные Кукша Одесский, Гавриил Афонский, Иона Одесский, святитель архиепископ Иннокентий (Борисов), священномученик и исповедник Анатолий (Грисюк), митрополит Херсонский и Одесский.
В 1992 году в Житомире под председательством митрополита Агафангела состоялось совещание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей церковных братств и мирян Украинской Православной Церкви, осудившее антиправославные раскольнические замыслы и деяния тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко).
Почетный гражданин городов Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США.
С 2000 года, по поручению Священного Синода Украинской Православной Церкви, митрополит Агафангел представляет Украинскую Церковь на переговорах Русской и Константинопольской Православных Церквей по уврачеванию раскола на Украине.
С 27 июля 2009 по 23 октября 2014 года входил в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
С 23 декабря 2011 по 8 мая 2012 года, на основании п. 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви, как старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода УПЦ, был председательствующим в заседаниях Священного Синода Украинской Православной Церкви (председательствовал 23 декабря 2011, 26 января и 21 февраля 2012 года) на период болезни митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . 24 февраля 2014 года вновь председательствовал на заседании Синода УПЦ, на котором ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) управлять Украинской Православной Церковью, тайным голосованием был избран местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).
С 15 октября 2018 года включён в состав членов комиссии по церковному праву Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .
Митрополит Агафангел имеет 4-томные печатные труды: праздничные пасхальные и рождественские послания, обращения, приветствия, доклады, на различные темы слова, речи, проповеди, рефераты и др., многие из которых помещены на страницах «Журнала Московской Патриархии», в «Богословских Трудах» и «Православном Вестнике».
Награды
- Церковные:
- орден св. блгв. кн. Владимира 3-й степени (1968)
- орден св. блгв. кн. Владимира 2-й степени (1969)
- орден св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (от Александрийской Православной Церкви, 1969)
- орден св. ап. и евангелиста Марка 1-й степени (от Александрийской Православной Церкви, 1981)
- орден Святого Креста (от Иерусалимской Православной Церкви, 1981)
- орден св. равноап. Нины 2-й степени (от Грузинской Православной Церкви, 1981)
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1985)
- орден св. блгв. кн. Владимира 1-й степени (1988)
- орден св. князя Даниила Московского 2-й степени (1998)
- право на ношение второй панагии (1998)
- орден святителя Московского Иннокентия 2-й степени (2000)
- юбилейный орден «Рождество Христово — 2000» 1-й степени (2000)
- орден свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2000)
- орден прп. Нестора Летописца 2-й степени (2001, УПЦ)
- орден прп. Нестора Летописца 1-й степени (2003, УПЦ)
- орден свт. Алексия, митр. Московского 2-й степени (2008, в связи с 70-летием со дня рождения)
- орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2013, в связи с 75-летием со дня рождения)
- почетный знак Предстоятеля Украинской Православной Церкви (2013, за особые заслуги перед УПЦ и в связи с 75-летием со дня рождения)
- орден «За церковные заслуги» (2013, Молдавская митрополия)
- орден Стефана Великого 2-й степени (Молдавская митрополия)
- орден Антиохийской Церкви и медали других Церквей
- Светские:
- медаль мира ООН (1988)
- Почетная Грамота Президиума Верховного Совета УССР (1988)
- Почетная грамота Президиума Верховного Совета Грузинской ССР (1989)
- знак отличия Одесской областной госадминистрации и Почетная грамота (1990)
- Почетная Грамота и Медаль Кабинета Министров Украины (1998)
- орден «За заслуги» 2-й степени — знак отличия Президента Украины (1999)
- орден Почета (2000, Приднестровская Молдавская Республика)
- орден «За заслуги» 1-й степени — знак отличия Президента Украины (2003)
- орден Дружбы Российской Федерации (2003)
- орден «Чернобыльский крест» (2003, награда Всеукраинской общественной организации «Союз чернобыльцев Украины»)
- орден Суворова (2003, Приднестровская Молдавская Республика)
- орден св. Георгия Победоносца 1-й степени (2004, награда Российской Палаты личности при Президенте РФ)
- Почетная грамота Президента Российской Федерации (11.07.2013, Российская Федерация, за заслуги в укреплении духовных связей народов России и Украины)
- орден князя Ярослава Мудрого 4-й степени (2013, Украина)
- «За духовное подвижничество» (2013, награда Украинского фонда культуры)
- Почетный знак Одесского городского головы им. Г.Г.Маразли 1-й степени (2013)
- памятный знак Национального университета «Одесская юридическая академия» (2013)
- почетный гражданин г.Одесса, г. Ильичевск (2013), г. Белгород-Днестровск (2013)
- орденский знак «Слава на верность Отчизне” 3-й степени, за высокие трудовые достижения и заслуги перед украинским народом
- серебряная медаль «10 лет независимости Украины” 2-й степени
- орден «Казацкая слава” 1-й степени
- памятная медаль Президиума Верховного Совета Армянской ССР
- почетная медаль «Борцу за мир” Советского комитета защиты мира
- золотая медаль Советского фонда мира
- почетная медаль Советского комитета защиты мира
- почетная грамота, почетная медаль и почетный знак Советского фонда мира
- шесть Почетных грамот Украинского Совета мира с вручением памятных медалей
- почетная грамота общества «Украина”
- почетные грамоты Винницкого и Хмельницкого областных отделений фонда мира
- почетные грамоты Винницкой и Хмельницкой областных организаций Украинского общества охраны памятников истории и культуры
- орден Г. Маразли 3-й степени (награда Одесской городской мэрии)
- знак отличия Министра внутренних дел Украины
Использованные материалы
- «В Киеве прошло заседание Священного Синода УПЦ», 12 мая 2008 года, сайт Православие.Ru:
- Биография на официальном сайте Московской Патриархии :
- «Состоялась торжественная Академия по случаю юбилея Митрополита Агафангела», 2 сентября 2013 года, сайт Одесской епархии УПЦ МП :
С 18 января 1935 по 6 января 1954 года — в составе Курской области. См. «История Тербунского района», официальный сайт администрации Тербунского района Липецкой области,
Журнал № 73, журналы заседания Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2011: , Журнал № 24, журналы заседания Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012:
Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям, официальный сайт Русской Православной Церкви,
Патриаршее поздравление митрополиту Одесскому Агафангелу с 70-летием со дня рождения:
Патриаршее поздравление митрополиту Одесскому Агафангелу с 75-летием со дня рождения:
В день празднования 75-летнего юбилея митрополита Агафангела Блаженнейший Владимир возглавил праздничную Божественную литургию в Спасо-Преображенском Одесском кафедральном соборе, 1 сентября 2013 года, сайт Одесской епархии УПЦ МП:
Распоряжение Президента РФ от 11.07.2013 N 273-рп «О поощрении»:
Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский (Саввин Алексей Михайлович)
Дата рождения: 2 сентября 1938 г.
Страна: Украина Биография:
Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви
Родился 2 сентября 1938 г. в с. Бурдино Тербунского района Липецкой области (Россия) в крестьянской семье.
В 1965 г. поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. 2 апреля 1965 г. принял постриг с именем Агафангел.
18 апреля 1965 г. архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым, †1990) рукоположен в иеродиакона, 22 апреля 1965 г. — в иеромонаха.
С 1966 г. — старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии, одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.
7 апреля 1967 г. возведен в сан игумена.
С 29 мая 1967 г. по ноябрь 1975 г. — ректор ОДС.
1 июня 1967 г. возведен в сан архимандрита. С января 1968 г. — член епархиального совета Одесской епархии.
Активно участвовал во многих международных форумах; в июле 1969 г. — член делегации Русской Православной Церкви на конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами.
В сентябре 1969 г. участвовал в четырех собеседованиях богословов Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 гг. — член делегации в международных «Круизах мира по Днепру». В 1988 г. — член делегации в «Круизе мира» по р. Миссисипи (США). В 1992 г. — член международной встречи «Люди и религия» в Лювене, Бельгия, под девизом «Европа и религия».
В 1971 г. — член Поместного Собора Русской Православной Церкви. Член Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990, 1991, 1992, 1994 и 1996 гг., на последних двух был избран председателем Мандатной комиссии.
11 ноября 1975 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви избран епископом Винницким и Брацлавским. Хиротонисан 16 ноября 1975 г.
С 1975 г. по 1992 г. — управляющий Хмельницкой епархией.
7 сентября 1981 г. возведен в сан архиепископа.
10 марта 1989 г. возведен в сан митрополита.
В 1998 г. удостоен права ношения второй панагии.
С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского комитета защиты мира и Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды — ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.
Народный депутат Украины 1-го созыва (1990-1994 гг.). Член правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член правления и президиума Украинского республиканского фонда культуры, член президиума Одесского областного совета мира, член Ассоциации народных депутатов Украины.
В 1991 г. встал в оппозицию сепаратистскому курсу митр. Киевского Филарета (Денисенко, впосл. анафематствован), что закончилось конфликтом, в результате которого 7 августа 1991 г. архиепископ Агафангел был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру. Не принял назначения и 7 сентября 1991 г. был почислен на покой.
После Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 г. был возвращен на Винницкую и Брацлавскую кафедру.
Решением Синода УПЦ от 20 июня 1992 г. переведен на Одесскую и Измаильскую кафедру, назначен постоянным членом Синода Украинской Православной Церкви.
В 1993-1998 гг. — ректор Одесской духовной семинарии.
С 27 августа 1995 г. по 8 мая 2008 г. — председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.
Награжден многочисленными орденами Русской Православной Церкви, других Поместных Православных Церквей, имеет государственные награды.
Ученым советом Киевской духовной академии от 27 декабря 1999 г. митрополиту Агафангелу присвоена степень доктора богословия. Ученым советом Одесской национальной юридической академии 2 сентября 2003 г. митрополиту Агафангелу присвоено звание почетного доктора.
За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре открыты: Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский, Свято-Николаевский мужские монастыри, а также Свято-Архангело-Михайловский и Спасо-Преображенский женские монастыри. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые храмовые сооружения.
Одесской митрополии возвращено трехэтажное здание Свято-Андреевского Афонского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор.
В 1995-1997 гг. по представлению митрополита Агафангела решением Священного Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк).
Митрополит Агафангел — почетный гражданин гг. Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США. В июне 2004 г. на сессии Одесского городского совета избран почетным гражданином г. Одессы.
С 2001 г. в составе делегации Русской Православной Церкви, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира, представляет Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений на Украине.
Участник двух международных церковных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова, проходивших в 1997 и 1998 гг. в Симферополе и Почаевской лавре.
Под патронатом митрополита Агафангела 20-23 января 1999 г. в Одессе проходила международная конференция Фонда единства православных народов «Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики и государственных институтов власти».
Большое внимание митрополит Агафангел уделяет подготовке кадров священнослужителей для Украинской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения.
Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской митрополии. Одесская духовная семинария, монастыри и приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство митрополии, насельники монастырей и преподаватели семинарии присутствуют при принятии присяг в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы.
По благословению митрополита Агафангела в Одесской митрополии возрождается миссионерская деятельность. В теле- и радиоэфире еженедельно звучит пастырское слово. Во многих храмах и монастырях действуют воскресные школы для взрослых и детей. В Свято-Успенском Патриаршем мужском монастыре вошло в традицию проведение внебогослужебных бесед с прихожанами.
Имя митрополита Агафангела внесено в информационный биографический справочник «Украина: 10 лет независимости. 500 влиятельных личностей».
Епархия: Одесская епархия (Правящий архиерей) Награды:
Церковные:
- 1968 г. — орден св. кн. Владимира III ст.;
- 1969 г. — орден св. ап. и евангелиста Марка Александрийской Православной Церкви II ст.;
- 1969 г. — орден св. кн. Владимира II ст.;
- 1985 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
- 1981 г. — орден св. ап. и ев. Марка Александрийской Православной Церкви I ст.;
- 1981 г. — орден св. равноап. Нины Грузинской Православной Церкви II ст.;
- 1981 г. — орден Святого Креста Иерусалимской Православной Церкви;
- 1988 г. — орден св. кн. Владимира I ст.;
- 1998 г. — орден св. кн. Даниила Московского II ст.;
- 2000 г. — юбилейный орден «Рождество Христово — 2000» I ст.;
- 2000 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
- 2001 г. — орден прп. Нестора Летописца УПЦ II ст.;
- 2003 г. — орден прп. Нестора Летописца УПЦ I ст.;
- 2008 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
- 2013 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
- 2015 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
- 2018 г. — орден свт. Иннокентия Московского I ст.;
- орден Стефана Великого Молдавской митрополии II ст.;
- орден Антиохийской Церкви и медали других Церквей.
Светские:
- 1988 г. — почетная грамота Президиума Верховного Совета УССР;
- 1988 г. — медаль мира ООН;
- 1989 г. — почетная грамота Президиума Верховного Совета Грузинской ССР;
- 1990 г. — золотой знак отличия Одесской областной госадминистрации и почетная грамота;
- 1998 г. — почетная грамота и медаль Кабинета Министров Украины;
- 1999 г. — знак отличия Президента Украины — орден «За заслуги» II ст.;
- 2000 г. — орден Почета Приднестровской Молдавской Республики;
- 2003 г. — знак отличия Президента Украины — орден «За заслуги» I ст.;
- 2003 г. — орден Дружбы Российской Федерации;
- 2003 г. — орден «Чернобыльский крест» (награда Всеукраинской общественной организации «Союз чернобыльцев Украины»);
- 2003 г. — орден Суворова ПМР;
- 2004 г. — орден св. Георгия Победоносца (награда Российской Палаты личности при Президенте РФ) I ст.;
- 2013 г. — Почетная грамота Президента России;
- 2013 г. — государственный орден Украины князя Ярослава Мудрого IV ст.;
- орденский знак «Слава на верность Отчизне» III ст.;
- серебряная медаль «10 лет независимости Украины» II ст.;
- орден «Казацкая слава» I ст.;
- орден Г. Маразли III степени (награда Одесской городской мэрии);
- знак отличия Министра Внутренних дел Украины;
- памятная медаль Президиума Верховного Совета Армянской ССР;
- почетная медаль «Борцу за мир» Советского КЗМ;
- золотая медаль Советского фонда мира;
- почетная медаль Советского Комитета защиты мира;
- почетная грамота, почетная медаль и почетный знак Советского фонда мира;
- шесть почетных грамот Украинского Совета мира с вручением памятных медалей;
- почетная грамота общества «Украина»;
- почетные грамоты Винницкого и Хмельницкого областных отделений фонда мира;
- почетные грамоты Винницкой и Хмельницкой областных организаций Украинского общества охраны памятников истории и культуры.
Святитель — исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Александр Преображенский), родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия. Родители будущего святителя жизнью своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие — вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.
О своих отроческих религиозных переживаниях святитель вспоминал так: «Я… любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что все персть, все пепел, все сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование».
В 1871 году юноша поступил в Тульскую Духовную семинарию и здесь пережил первые серьезные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали привитым ему в семье традициям церковного благочестия. Александр стал подумывать о профессии врача, но постоянное общение с отцом помогло ему преодолеть эти сомнения, и в 1877 году он поступил в Московскую Духовную Академию. Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, которым всегда славилась Троице-Сергиева Лавра.
В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Академию со степенью кандидата богословия. Александр Лаврентьевич был назначен на должность преподавателя латыни в Раненбургское Духовное училище Рязанской епархии (ныне город Чаплыгин, в составе Воронежской епархии), а 7 декабря 1882 года его назначили помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. В том же году он вступил в брак, но, не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр потерял супругу и новорожденного младенца почти одновременно. «Жизненный путь, избранный мною, — не мой жребий… я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому», — так он вспоминал урок, вынесенный из этих тяжких испытаний. 7 марта 1885 года Александр Лаврентьевич принял монашеский постриг с именем Агафангел (в память мученика IV века), а вскоре был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1886 году иеромонах Агафангел назначается на должность инспектора Томской Духовной семинарии с возведением в сан игумена, а в 1888 году он становится ректором Иркутской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 года в Иркутском Вознесенском монастыре архимандрит Агафангел был рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 по 1897 год Владыка управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 году становится епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года возглавляет кафедру Виленскую и Литовскую, будучи с 1904 года в сане архиепископа.
Все преобразования духовных учебных заведений в своей епархии святитель стремился подчинить одной цели: научить юношество прежде всего любить молитву. Вообще церковное просвещение и жизнь евхаристическая были важнейшими сторонами деятельности Владыки. Много он сделал для улучшения жизни простых сельских священников, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открывал приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность епархиального свечного завода.
К намечавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел составил, по поручению Святейшего Синода, отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Трудился Владыка и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, немало постоянных пенсионеров. «Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, уважение к чужому мнению — вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним», — свидетельствуют о нем современники.
В 1912 году архиепископ Агафангел был награжден бриллиантовым крестом на клобук. В постановлении о награждении подчеркивалась его неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединенная с твердостью.
С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. С началом Первой мировой войны в 1914 году архипастырь организовывает фонды помощи армии, госпитали для раненых солдат, назначает священников в действующую армию. В 1917-1918 годах является членом Предсоборного присутствия, затем членом Поместного Собора. С 1918 года он является членом Высшего церковного управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
12 мая 1922 года Святейший Патриарх, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передаче им полномочий на церковное управление, вручив митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».
3 июня 1922 года появился так называемый «Меморандум» за подписями нескольких архиереев Русской Православной Церкви, в котором предательски заявлялось, что обновленческое Всероссийское церковное управление является «единственной канонически законной церковной властью». Пастырей призывали считать распоряжения этого незаконного органа управления «законными и обязательными».
В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издал Послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призвал верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За свое сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель немедленно подвергся аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в нескольких тюрьмах, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашев Нарымского края Томска.
В своем завещании Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя — священномученики митрополит Петр (Полянский) и митрополит Кирилл (Смирнов). Органы ГПУ пытались поставить у кормила Церкви послушную группу архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Однако митрополит Сергий (Страгородский), назначенный митрополитом Петром своим заместителем на время ссылки всех трех Патриарших Местоблюстителей, запретил эту группу.
Тучков, начальник особого секретного отдела ОГПУ, сделал попытку оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истек в конце 1925 года. В апреле 1926 года произошла его встреча с Владыкой в Пермской тюрьме. Святителю предложили принять высшую церковную власть. Цель этого предложения — столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы и тем самым лишить Церковь законной иерархии. Владыка, конечно, не мог располагать в ссылке всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского). В Перми в апреле 1926 года он издал послание, которым известил о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Однако вскоре, после переписки с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), святитель понял реальное положение дел и отказался принять на себя обязанности Местоблюстителя — «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Лишенный властолюбивых устремлений, он советует митрополиту Петру передать Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому).
Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, архипастырь призвал своих викарных архиереев — епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова), с тем чтобы составить обращение, где говорилось, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.
Однако тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, владыка Агафангел до конца жизни старался служить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчетливой дипломатии и политической борьбе, необходимых для удержания в руках внешней административной власти.
Переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье святителя Агафангела. Сердечные приступы участились, и в середине сентября он слег в постель. Перед кончиной он часто приобщался Святых Таин. 3 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Двенадцать ударов колоколов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине исповедника. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
Владыка Агафангел причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.