Политика конфиденциальности и использования файлов сookie:
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая, вы соглашаетесь с их использованием. Узнайте больше, в том числе о том, как контролировать использование файлов cookie.
Понятно! Реклама
Ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года, в нашей стране отмечается как праздник «День народного единства”. В этот день (или по старому стилю 26 октября 1612 года), второе ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским освободила Москву от польских интервентов. Вот о значении этого события в истории России, мы и поговорим.
Начало XVII столетия – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. В этот период на карту было поставлено само существование России как независимого суверенного государства. Борьба с иноземными захватчиками охватила все слои населения страны, стало делом общенародным.
Как писал русский историк Василий Осипович Ключевский: «По разрушению связей политических оставались еще крепкие ее связи национальные и религиозные; они и спасли общество. Когда вторглись в государство польские и казацкие полчища, тогда проснулось в обществе чувство национального и религиозного единства, во имя которой враждовавшие друг с другом классы общества соединились, чтобы вытеснить из пределов государства и казаков, и ляхов”. Непосредственными же объединителями представителей различных слоев населения, в единое общенародное войско, стали посадский человек Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Кузьма Минин – год рождения не известно; год смерти – 1616. Он был одним из организаторов и руководителей второго земского ополчения, являлся соратником Дмитрия Пожарского.
Минин – Нижегородской посадский, с сентября 1611 года – земский староста. В боях за Москву проявил личную храбрость. В 1612 – 1613 годах – член земского правительства, а с 1613 года – думный дворянин.
Известный русский художник Константин Егорович Маковский изобразил Минина в минуту, когда он страстно убеждает нижегородцев присоединится ко второму ополчению. Талантливо передал художник весь облик Минина-патриота, стремящегося поднять народ на борьбу с иноземными захватчиками. Несмотря на личную храбрость, Минин все же не был военным. Поэтому военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642). Он еще участвовал в создании и деятельности первого земского ополчения, которое в силу ряда обстоятельств не смог решить главную задачу – освободить Москву, изгнав захватчиков.
Эту первоочередную задачу пришлось решать силами второго ополчения, в котором одну из главных ролей сыграл Пожарский. Его талант, как военачальника раскрылся не только в момент освобождения Москвы, но и в том, что он в 1615 – 1618 годах успешно руководил военными действиями против польских интервентов и казацких отрядов. После этой войны, Пожарский возглавлял несколько приказов, в том числе Ямской, Разбойный, Московский судный.
Началом освободительного похода второго ополчения считается весна 1612 года, когда ополчение двинулось из Нижнего Новгорода в сторону Москвы. Первую остановку ополчение сделало в Ярославле. Опираясь на местное движение, ополченцы очистили от интервентов поволжский север страны. В конце июля 1612 года ополчение подошло к Москве. 22 – 24 августа произошли решающие сражения с интервентами. В октябре сдались остатки захватчиков в Китай-городе и Кремле.
26 октября 1612 года ополченцы с боем взяли Московский Кремль. Именно эту дату сегодня мы и празднуем как «День народного единства”. По своему значению – это конечно важная дата в истории России, но не настолько важная, чтобы её праздновать как общенациональный праздник. Более важное значение для дальнейшего развития страны было другое событие, произошедшее 21 февраля 1613 года. В этот день Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, тем самым утвердив вектор развития России как самостоятельного, независимого государства.
Реклама
Издания Курганской области / Военно-патриотические издания / России доблестные даты / Поляков из Москвы изгнали
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем -и в ужасах войны Друзьям,
Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу-
Федор Глинка
В российской истории часто, и до боли аналогично, повторяются события, которые уже происходили в русском государстве и, как видно, нас не учили уму — разуму. Действия антинациональных авантюристов-политиков не раз доводили нашу Родину до грани обнищания, унижения и отчаяния, и казалось, что выручить, спасти наш народ может только чудо. Но чудес на свете не бывает, а находились всегда и действовали решительно удивительные чудесные люди, патриоты Отечества, которые шли в народ и вместе с ним подымали с колен поруганное авантюристами и интервентами государство, возвращали ему былую честь и величие.
После царствования Ивана Грозного, присоединившего к Московии Казанское и Астраханское ханства, земли в Прибалтике, отличавшегося стратегической смелостью и решительностью в укреплении русского государства, наступили смутные времена. Присечение династии в истории монархической России всегда выливалось в большие народные беды, хотя подобные явления в других странах мира обходятся без особых потрясений и разрушений. Угаснет династия — выберут другую, и порядок быстро встает на место. У нас же…
Зарождение российских смут, как правило, возникает наверху. Стоящие у кормила власти люди, кто хитростью, кто силой, кто наглостью и вероломством стараются заполучить для себя власть или, поддерживая других в этом деле, урвать и соблюсти личную выгоду. Приходящие к власти всякий раз обещают, что их правление будет самым справедливым, с опорой на чаяния и думы народные. Сказать просто. Осуществить — трудно, а порой и невозможно. Если люди приходят к руководству бесталанные, серые.
На пороге семнадцатого века шла отчаянная борьба за московский престол. После Ивана Грозного Россией пытались управлять Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский… Последний изложил на бумаге свою клятвенную «Запись», положив на которую святой крест, целовал его на верность, что рядить да судить он будет «истинным праведным судом», по закону, а не по усмотрению, «обязуется непременно судить не единолично, а с боярами своими…» «Да и доносов ложных мне не слушать, а сыскать всякими сысками накрепко, и ставить с очей на очи…», а за ложный донос по сыску наказывать, смотря по вине, возведенной на оболганного. Без вины опалы своей ни на кого не класти…»
Боярскую думу это не удовлетворяло. Ведь до этого девизом царя Ивана Грозного было: «Жаловать своих холопий вольны мы и казнить их вольны же…» Клятвенно стряхивая с себя эти царские прерогативы, Василий Шуйский превращался из господаря холопов в правомерного царя подданных, правящего по закону.
Но летописец рассказывает, что царь Василий после целования креста тут же пошел в Успенский собор и говорил там народу: «Целую крест всей земле на то, что мне ни над кем не делали без собору, никакого дурна…» Этой клятвой Шуйский рассчитывал избавиться от боярской опеки, стать земским царем, для формы ограничив свою власть Собором — учреждением, сути которого в то время никто толком не понимал и не воспринимал.
Ослабление централизованной власти на Руси всегда приводило к разброду и шатанию в обществе, к лихоимству и воровству, самоуправству. Все это и началось после кончины Ивана Грозного. Вслед за верхами начали искать свою правду и выгоду и низшие сословия. Никто и никому не хотел подчиняться.
Уж так устроен мир, что только ленивый не постарается поживиться за счет ослабевшего соседа. У западных стран, при виде погрязшей в межусобицах Московии, алчной страстью наживы загорелись глаза. Вслед за провалившимися ставленниками Лжедмитрия польский король Сигизмунд III с помощью военной силы и предателей бояр на московский престол воцарил своего сына Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 года польские войска вошли в Москву и обосновались в ее сердце — Кремле и Китай-городе. Вели себя здесь как полноправные хозяева, не считались не только с холопами, но и с боярской знатью. Шведский король Карл IX, под предлогом помощи России, ввел свои войска в Новгород, начал захват русских земель в Прибалтике.
Не о целостности и процветании Русского государства пеклись новоявленные «помощники и покровители». Польша стремилась присоединить к себе исконные русские земли аж вместе со Смоленском. Правда, его воевода Михаил Шеин собрал рать да Смоленск полякам не отдал. Захватчики вели себя нагло на русской земле, грабили, насильничали, обложили россиян непосильными поборами.
Освободительное движение, направленное против подчинения России польской королевской власти, началось в конце 1610 года, когда отношения между москвичами и поляками обострились. В Москве было введено осадное положение. Страх у польских шляхтичей вызвал наплыв русских людей в Москву, тайная доставка в столицу оружия, что говорило о подготовке народного восстания. Под руководством дворянина Прокофия Ляпунова начинает формироваться первое ополчение, которое нашло поддержку в стране. К общему движению присоединились Нижний Новгород, Муром, Суздаль, Владимир и другие города. Главной силой ополчения явились рязанцы и казацкие отряды князя Трубецкого и Заруцкого. Но они не смогли выработать единый план борьбы с интервентами.
Поляки в Москве чувствовали себя как на вулкане. Чтобы обезопасить себя, устроили резню в Китай-городе, где погибло более 7 тысяч безоружных москвичей, а после подожгли Москву в разных местах. Тщетно москвичи пытались помешать поджогам. Москва выгорела дотла. На месте богатого и многолюдного города осталось лишь пепелище. Весть о разорении Москвы разнеслась по всей стране.
В составе 1-го ополчения начались внутренние разногласия, которые привели в итоге к его распаду. Почти одновременно с этим произошло падение Смоленска. Положение в стране еще более ухудшилось.
В конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск. Польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. На смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове обосновался третий — какой-то Сидорка. Первое дворянское ополчение со смертью Ляпунова расстроилось. Страна осталась без правительства. Боярская Дума, ставшая во главе его после подстрига в монахи Василия Шуйского, упразднилась сама собой после захвата Кремля поляками. Правда, кое-кто из бояр со своим председателем князем Мстиславским примкнул к полякам.
Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами. Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию.
К концу 1611 года, когда в противоборствах изнемогали политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, видящие гибнущую Русь.
Из Троицкой обители архимандрит Дионисий и келарь Авраамий стали рассылать через православные храмы призывные грамоты народу с просьбой подыматься для спасения веры и Отечества. Опыт первого ополчения показал, что для освобождения страны от интервентов необходимо единение всех патриотических сил, их консолидация под единым знаменем.
Почин в этом благородном деле освобождения родины от польской шляхты принадлежит посадским людям Нижнего Новгорода. Под руководством их старосты Кузьмы Минина стало собираться второе русское ополчение осенью 1611 года, когда Кузьма Минин был выбран земским старостой в Нижнем Новгороде. Создание нового ополчения было официально провозглашено в торжественной обстановке в соборе Спаса Преображения. С речью выступил протопоп Савва, а затем к собравшемуся народу обратился Кузьма Минин. Призывая своих сограждан подняться против интервентов, Минин говорил: «Ведь я хорошо знаю, что если начнем это дело, многие города нам помогут. Не пощадите себя и жен и детей своих, а не только своего имущества.»
Мужественный и благородный призыв Кузьмы Минина был широко поддержан. По словам современника-летописца, «полюбился всем совет его.»
В ходе формирования ополчения возник важный вопрос о военном руководстве. Нужен был особый полководец и в то же время такой человек, который ставил бы интересы родины выше своих собственных. Минин нашел и вождя патриотического движения, князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Основной целью второго нарождавшегося ополчения было освобождение Москвы от захватчиков и изгнание интервентов с русской земли. Начались сборы средств на содержание войска, его вооружение. Многие люди отдавали последнее. Месяца четыре ополчение формировалось, а потом двинулось к Москве, пополняясь по пути толпами добровольцев, служивых людей, просивших принять их на земское жалование.
Под Москвой ополчение по советам и переговорам Минина слилось с казацким отрядом князя Трубецкого. Это усилило его боеспособность.
В июле 1612 года до ополченцев дошла весть, что Сигизмунд готовит на Москву 12-тысячное войско под командованием Яна Кароля Ходкевича. Король дал ему несколько отрядов пехоты, участвовавших ранее в боях за Смоленск. Ходкевич направился в поход на подмогу ляхам, засевшим в Кремле и Китай-городе.
Дмитрий Пожарский понимал, что соединения польских сил нельзя допустить. Поэтому он отправил к Москве отряд князя В.Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот столицы. Главные силы ополченцев встали у Арбатских ворот. Путь отрядам Ходкевича к Китай-городу и Кремлю был прикрыт.
Силы Ходкевича и его огромный обоз подошли к русской столице и начали переправу через Москва-реку, но были отбиты. На следующее утро поляки решили прорваться снова к Москве-реке со стороны Донского монастыря через Замоскворечье, но казацкие отряды поджидали их на улице Пятницкой близ церкви святого Климента. В завязавшейся схватке казаки не только разгромили польских захватчиков, но и отбили у них более четырехсот подвод с провиантом и оружием. Разгоряченные удачей казаки хотели преследовать уцелевшие польские силы, отступающие к Воробьевым горам, да их удержали воеводы, сказав: «Довольно, казаки! Двух радостей в один день не бывает! Как бы после радости да горюшка не отведать». В борьбе с Ходкевичем отличился и сам Кузьма Минин. Он взял четыре роты и удачно атаковал силы Ходкевича. После этих неудач гетману пришлось отойти от Москвы.
После этого ополченцы обступили Китай-город, выкопали глубокий ров, заплели плетень в две стены, насыпали между ними землю, установили пушки и начали обстрел засевших там ляхов.
15 сентября Дмитрий Пожарский послал полякам письменное предложение о сдаче в плен: «… Вы пропадете скоро с голоду. Королю вашему не до вас теперь… Не губите напрасно душ своих за неправду короля. Сдавайтесь!»
Но командовавший осажденными поляками лихой воин Николай Струев ответил на предложение о сдаче в плен непристойной бранью.
А пророчества Пожарского сбылись. Осажденные голодные поляки не только съели своих коней, но переловили и поели всех собак и кошек.
22 октября русские ополченцы атаковали осажденных. Голодные поляки не могли устоять, отступили и заперлись в Кремле, но не надолго. Через два дня они прислали парламентеров с просьбой о капитуляции.
25 октября русские ополченцы вступили в Кремль. В Успенском соборе был отслужен торжественный молебен об избавлении от неприятеля царствующего града.
Поляки еще пытались удержаться на русской земле, но, воодушевленные успехами, ополченцы всюду гнали интервентов восвояси.
Русский народ высоко оценил патриотическую и организаторскую инициативу Минина и Пожарского по изгнанию с русской земли польских интервентов и при их жизни воздавал патриотам Отечества хвалу и честь.
В 1804 году начались работы по увековечению памяти в победе 1612 года. В феврале 1818 года благодарные потомки открыли в Москве на Красной площади первый монументальный памятник — памятник освободителям Отечества Минину и Пожарскому. Интересно то, что работы над его созданием не прекращались даже во время Отечественной войны с Наполеоном.
За успешное сооружение монумента его автора Ивана Петровича Мартоса пожаловали чином действительного статского советника с назначением высокой персональной пенсии, а литейного мастера Екимова наградили орденом Анны 2-й степени и премировали 20000 рублями.
И стоило! У каждого из нас и сегодня этот памятник вызывает высокие патриотические чувства за народ российский и дорогое наше Отечество.
Владимир Ушаков
Издания Курганской области / Военно-патриотические издания / России доблестные даты / Поляков из Москвы изгнали
На портале «Узнай Москву» появился новый маршрут, посвященный Смутному времени. Его разработали специально ко Дню народного единства, который ежегодно отмечается в России 4 ноября.
«День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов и положило конец Смутному времени. Прогулявшись по новому маршруту на портале «Узнай Москву”, горожане и туристы узнают, где проходило историческое сражение с поляками, история каких зданий тесно связана с временами Смуты и какая святыня помогла освободить от польских захватчиков Кремль», — рассказал Эдуард Лысенко, Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента информационных технологий.
Для того чтобы найти описание маршрута, на портале «Узнай Москву» нужно выбрать вкладку «Маршруты», а затем из списка — прогулку «Москва в Смутное время».
Маршрут протяженностью шесть километров включает в себя девять пунктов. Все они обозначены на интерактивной карте. Нажав на одну из девяти точек, можно найти информацию о том или ином месте, связанном со Смутным временем. Познавательная прогулка займет чуть более часа.
Она начинается от дома Орлова-Денисова на Большой Лубянке. В разное время им владели Долгорукие, Нарышкины, Голицыны, Хованские и Волконские. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь размещался Монетный двор, а в годы правления Елизаветы Петровны — Камер-коллегия, заведующая казенными сборами. В начале XVII века на этом месте находились каменные палаты князя Дмитрия Пожарского. Именно возле них в 1611 году произошло сражение отряда русского ополчения с польскими интервентами, захватившими Москву.
Следующая точка маршрута — церковь Казанской Иконы Божией Матери на Никольской улице. Она стоит на месте исторического сражения с поляками, которое состоялось 1 ноября (22 октября) 1612 года. Именно тогда второе ополчение сумело захватить Китай-город, а спустя несколько дней, 5 ноября (27 октября), освободило от захватчиков Кремль. Ополченцы привезли с собой в Москву чудотворный образ Казанской иконы Божией матери, в честь которого впоследствии Дмитрий Пожарский и построил храм. В 1632 году деревянный храм сгорел, а на его месте построили новый, каменный. Позднее облик церкви претерпел большие изменения, а в советские годы ее снесли. В начале 1990-х годов собор был восстановлен по сохранившимся материалам.
А на улице Ильинке расположена церковь Пророка Ильи на Новгородском подворье. Именно с набата Ильинского колокола началось восстание против Лжедмитрия I в 1606 году.
От Ильинки маршрут ведет на Красную площадь, где у стен Кремля стоит памятник Минину и Пожарскому. С предложением увековечить память лидеров второго ополчения в начале XIX века выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Монумент выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса.
В стенах самого Московского Кремля произошли многие события Смуты. Здесь в 1605 году перед народом предстал Лжедмитрий I, здесь же он построил себе роскошный дворец на польский манер. В 1606 году самозванец был убит во время народного бунта. Кроме того, за стенами Кремля прятались польские отряды полковников Струся и Будилы, пока их не изгнали оттуда ополченцы в 1612 году.
От Кремля через Боровицкую площадь можно пройти на улицу Волхонку— в годы Смуты она называлась Чертольской. Русским войскам удалось занять ее в марте 1611 года. С двух сторон их защищали стены Белого города, но поляки вышли из Кремля через Тайницкие ворота по мартовскому льду Москвы-реки и вошли в Белый город через незапертые Чертольские ворота— ныне Пречистенские. Интервенты атаковали русское войско и сразили его. Как раз на месте этого боя стоит храм Христа Спасителя. Правда, построен он в честь других событий — в память о победе над Наполеоном и изгнании французской армии из России.
Завершается маршрут в 2-м Обыденском переулке. Там находится церковь Илии Пророка Обыденного. 3 сентября (24 августа) 1612 года, в день одного из решающих сражений ополченцев с польскими интервентами, келарь (монах, заведующий монастырским хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками. На нем присутствовал Дмитрий Пожарский. Неподалеку от храма располагался штаб второго ополчения, который в итоге отразил натиск гетмана Хоткевича.
Еще несколько мест, связанных с событиями Смутного времени, пользователи портала «Узнай Москву» могут посетить уже вне маршрута. Это Крутицкое подворье, где ополченцы останавливались на подступах к Москве, и храм Святого Климента. Там в 1612 году развернулось сражение между казаками и отрядом гетмана Ходкевича.
А находясь недалеко от станции метро «Добрынинская», можно вспомнить о том, что 400 лет назад здесь проходила граница Москвы с Земляным валом и деревянной крепостью. Через Серпуховские ворота в 1605 году в город торжественно въехал Лжедмитрий I.
«Узнай Москву» — совместный проект департаментов образования и науки, культурного наследия, культуры и информационных технологий города. Интерактивные гиды по достопримечательностям столицы содержат описания 1,8 тысячи зданий и сооружений, 643 памятников, 318 музеев, 192 территорий, сведения о 207 исторических личностях и 98 тематических прогулочных маршрутах.
Все объекты можно посмотреть как на портале «Узнай Москву», так и в мобильном приложении, которое доступно в App Store и Google Play.
День народного единства — государственный праздник. Он отмечается 4 ноября начиная с 2005 года. Праздник учрежден в честь победы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского над войсками Речи Посполитой.
В честь Дня народного единства в Москве традиционно организуют разнообразные мероприятия. С 2 по 4 ноября в Москве в третий раз пройдет фестиваль «День народного единства». В этом году праздничная программа развернется на девяти ярмарочных площадках и 21 площадке в городских парках.
Москвичи и туристы смогут узнать о культуре и традициях народов всех восьми федеральных округов России. Гостей ждут выступления творческих коллективов, старинные игры, ремесленные и кулинарные мастер-классы и другие развлечения. Кроме того, на фестивале можно будет приобрести изделия народных промыслов и попробовать угощения из разных регионов.
А с 28 октября по 4 ноября в рамках фестиваля «День народного единства» для москвичей и туристов проходит 30 бесплатных познавательных экскурсий. Экскурсоводы проекта «Гуляем по Москве» приглашают пройти по центральным московским улочками и переулкам, побывать в усадьбе Останкино, саду «Эрмитаж» и Лефортовском парке, познакомиться с Москвой Гиляровского, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Станиславского и Шаляпина, а также послушать множество увлекательных историй о нашем городе и его знаменитых жителях. Чтобы принять участие в экскурсиях, достаточно зарегистрироваться на сайте проекта «Гуляем по Москве». Продолжительность каждой экскурсии — от двух до двух с половиной часов.
В День народного единства парковки в столице будут бесплатными. 4 ноября можно будет оставить машину на любой улице Москвы, включенной в зону городского парковочного пространства. Платными останутся лишь плоскостные парковки со шлагбаумами — они будут работать в обычном режиме по действующим тарифам.
Краткое описание
4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
Действительность
24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?
Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).
Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.
Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601–1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…
Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.
Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.
Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.
26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.
Источники и литература
Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).
Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.
Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.
Соколов Б. Почему день 4 ноября стал праздником? // История.ру.