Руководитель восстания евреев против сирийского царя Антиоха IV.
Его отец священник Маттафия из рода Хасмонеев в 167 г. до н.э. возглавил восстание в Иудее, вызванное деспотическими декретами и гонениями на евреев со стороны царя Антиоха IV Эпифана из династии Селевкидов (175–163 гг. до н.э.). Антиох своим эдиктом от 167 г. до н.э. запретил иудеям осуществлять обрезание и праздновать субботу, а Иерусалимский храм превратил в святилище Зевса, приказав поместить во дворе храма статую Зевса. Восстание началось с того, что Маттафия отказался совершать языческие жертвоприношения в своем родном городке Модиин и вместе с сыновьями ушел в горы, призвав иудеев поднять мятеж.
Так начался длительный период Маккавейских войн. После смерти Маттафии его сын Иуда, получивший прозвище «Маккавей», принял на себя руководство восстанием. Иуда Маккавей стал одним из величайших вождей в истории еврейского народа. Одержав несколько побед над регулярной царской армией, Иуда в декабре 164 г. до н.э. овладел Иерусалимом и очистил храм от остатков языческого культа (отсюда пошел праздник «освящения» – ханука). Завоевание Иерусалима означало de facto отпадение Иудеи от Селевкидского царства. К военным победам Иуды добавились его дипломатические успехи. В 161 г. до н.э. он заключил договор с Римом о взаимопомощи в случае войны. В том же году Иуда разбил сирийскую армию, возглавляемую селевкидским полководцем Никанором, в решительном сражении под Адасой. Армия сирийцев намного превосходила численностью войска повстанцев. В 160 г. до н.э. Иуда Маккавей погиб в бою при Элеасе. Он был похоронен в семейной усыпальнице в Модиине.
После гибели Иуды Маккавея восстание возглавили его братья, Иоанатан и Симон. Борьба шла с переменным успехом. Оба брата Иуды погибли. В 142 г. до н.э. после 25-летней упорной борьбы Иудея стала суверенным государством. Сирийский царь Деметрий II заключил с ней мир фактически как с равной стороной, хотя цитадель Иерусалима Акра в течение ряда лет после победы Маккавеев еще оставалась в руках селевкидского гарнизона. Восстание евреев 167–142 гг. до н.э. вошло в историю как Маккавейские войны. С этого момента и на протяжении свыше ста лет род Хасмонеев занимал центральное место в еврейской истории. У Генделя есть оратория «Иуда Маккавей».
Исторические источники:
Первая и Вторая Книги Маккавейские.
Иллюстрации:
1. Иуда Маккавей (Chabeus Iudas Ma). Гравюра в форме медали из сборника портретов исторических личностей, изданного Гийомом Руйе (Guillaume Rouillé. Promptuarii Iconum Insigniorum. Lyon, 1555);
2. Иуда Маккавей. Марка из серии «Герои Израиля». Номинал 0,25 лиры. Эмиссия август 1961 г.;
] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)
ХАСМОНЕЙСКАЯ ДИНАСТИЯ И МУДРЕЦЫ
Ицхак Стрешинский
Хасмонеи руководили восстанием против Селевкидской Сирии, начавшимся в 167 году до н. э., а затем были правителями еврейского государства на протяжении более чем ста лет. В этой статье мы приведем краткий обзор истории этой династии и выясним, как относились еврейские мудрецы к ее представителям.
Йеуда Маккаби, победитель. Гравюра Г. Доре
Происхождение родового имени «Хасмонеи» – на иврите «Хашмонаим» или «Бейт-Хашмонай» («дом Хасмонеев») – не установлено с полной определенностью. Иосиф Флавий производит его от имени прадеда Матитьяу, родоначальника династии, поднявшего знамя восстания. Отметим: в Первой книге Маккавеев упоминаются только имена отца и деда Матитьяу и то, что он был коеном из рода Йегоярива, а имя его прадеда не упоминается. Исследователи видят связь этого имени с городом Хашмон в Иудее.
Хасмонеев часто называют Маккавеями (на иврите «Маккабим»), однако изначально слово «Маккаби» было личным прозвищем Йеуды, одного из сыновей Матитьяу. Именно Йеуда Маккаби (Маккавей) возглавил повстанцев после смерти отца, и после победы его армии над греческими поработителями и их еврейскими союзниками в 164 году до н. э. и был учрежден праздник Ханука. Освободив Храмовую гору, повстанцы очистили оскверненный греками жертвенник и возобновили служение в Храме. Освящение жертвенника продолжалось восемь дней. В талмудических источниках упоминается также чудо с единственным неоскверненным сосудом масла, которого хватало на один день, но после того, как победившие повстанцы зажгли его, оно горело восемь дней.
После событий, ставших причиной учреждения праздника, борьба продолжалась. Йеуда Маккаби нанес несколько поражений селевкидским войскам, но силы были неравны, и он пал в бою в 160 году до н. э. После гибели Йеуды борьбу возглавили его братья Йонатан и Шимон. Йонатан воспользовался борьбой за власть между различными селевкидскими правителями, каждый из которых, стремясь обеспечить себе спокойный тыл, пытался заручиться поддержкой командира еврейских отрядов. В 152 году до н. э. Александр Балас, один из тех, кто боролся за власть в Селевкидском государстве, назначил Йонатана первосвященником и пожаловал ему титул «друг царя». С тех пор Хасмонеи удерживали за собой пост первосвященника. Кроме того, различные претенденты на власть отдали под контроль Йонатана и Шимона разные районы Эрец-Исраэль (Экрон, прибрежная полоса, юг Самарии).
В 143 году до н. э. селевкидский военачальник Трифон коварством захватил Йонатана, а затем и убил его. После его гибели сопротивление возглавил Шимон. В 142 году до н. э. Деметрий II согласился освободить Иудею от уплаты дани, что фактически означало признание ее независимости. Шимону удалось изгнать противника из его последних оплотов в стране, в том числе и из иерусалимской цитадели Акра. В 140 году до н. э. Великое собрание в Иерусалиме провозгласило Шимона правителем и первосвященником «навек, пока не придет истинный пророк» (Первая книга Маккавеев, 14:41). То есть власть потомства Шимона должна была продолжаться, пока не возобновится пророчество и не наступит период мессианского Избавления. Скорее всего, эта формулировка была компромиссом между Шимоном и мудрецами Торы, которых называли «прушим» («фарисеи»). Считалось, что Шимон и его династия не выполняют мессианскую функцию и их власть не представляет собой часть мессианского Избавления. По-видимому, так полагал и сам Шимон, иначе он не согласился бы на такую формулировку.
В 135 году до н. э. Шимон и два его сына, Матитьяу и Йеуда (судя по всему, названные в честь его отца и брата), были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона, пытавшимся захватить власть. Еще одному сыну Шимона, Йоханану, при поддержке народных масс удалось одержать верх и стать следующим правителем Хасмонейской династии. Йоханан Гиркан (135–104 годы до н. э.) значительно расширил границы Хасмонейского государства, используя для этого и наемные части. Он завоевал значительную часть Заиорданья и покорил эдумеев, заставив их принять еврейскую веру. Кроме того, Йоханан Гиркан овладел Самарией и разрушил святилище самаритян на горе Гризим. В конце своего правления Йоханан Гиркан принял сторону цадоким (саддукеев) – группы, к которой принадлежали военная знать, крупные землевладельцы и отдельные коены. Они отрицали Устную Тору, понимая то, что написано в Торе, буквально. Тогда же начался конфликт Хасмонеев и прушим.
Сын Йоханана Гиркана Йеуда Аристобул (104–103 годы до н. э.), согласно Иосифу Флавию, стал первым правителем Хасмонейской династии, который объявил себя царем. При нем была завоевана Галилея. Еще больше границы Хасмонейского царства расширил Александр Янай (103–76 годы до н. э.), брат Аристобула и сын Гиркана. Он завоевал приморские территории от горы Кармель на севере до границы с Египтом на юге и территории на восточном берегу Иордана. При нем разразилась гражданская война, в которой царю, ставшему сторонником цадоким, противостояли широкие массы еврейского населения под руководством прушим. В этой гражданской войне погибло не менее 50 тыс. евреев.
В Вавилонском Талмуде (Кидушин, 66а) упоминается инцидент, ставший причиной конфликта между Янаем и мудрецами. Завоевав шестьдесят городов, царь Янай очень обрадовался, созвал всех мудрецов еврейского народа и устроил пир. Нечестивец и насмешник Эльазар бен Поира посоветовал Янаю появиться перед мудрецами в венце первосвященника. Когда тот последовал его совету, один из присутствующих, старец Йеуда бен Гдидья, сказал ему: «Царь Янай, достаточно тебе царской короны, оставь корону первосвященства потомству Аарона». Он произнес это потому, что говорили, будто мать Яная была в плену, а в таком случае ее сын не может выполнять службу коена. Начали искать подтверждение этому слуху и не нашли его. В гневе Янай прогнал мудрецов, а после этого по совету Эльазара бен Поиры стал преследовать их. Отметим, что Иосиф Флавий приводит в «Иудейских древностях» похожую историю о конфликте отца Яная, Йоханана Гиркана, с мудрецами и указывает ту же причину, которая упомянута здесь.
После смерти Александра Яная власть перешла к его жене Шломцион (76–67 годы до н. э.). Согласно Талмуду, мудрец Шимон бен Шатах был братом царицы Шломцион и пользовался большим влиянием при дворе. Когда отношение Яная к прушим ухудшилось, Шимона бен Шатаха спрятала царица, его сестра. Во время правления Шломцион Шимон бен Шатах и вернувшийся из изгнания Йеуда бен Табай восстановили судебное и религиозное руководство мудрецов и приняли ряд важных постановлений.
После смерти Шломцион началась междоусобная война между ее старшим сыном Гирканом и младшим сыном Аристобулом. В 63 году до н. э. обе враждующие стороны обратились за помощью к римскому полководцу Помпею, и тот воспользовался этим, чтобы подчинить Иудею Риму. При вступлении войск Помпея в Эрец-Исраэль выявилось различное поведение двух враждующих братьев: сторонники Гиркана открыли перед войском Помпея ворота Иерусалима, а приверженцы Аристобула три месяца удерживали Храмовую гору. Римляне оставили за Гирканом титулы первосвященника и этнарха, но упразднили царскую власть и отторгли значительные территории от бывшего Хасмонейского царства. В окружении Гиркана большим влиянием стали пользоваться эдумей Антипатр и его сын Ирод, именуемый в еврейских источниках Гордусом.
В последующие годы было несколько неудачных восстаний против римлян, возглавляемых Аристобулом и его сыном Александром. Последнюю попытку восстановить прежнее величие Хасмонейской династии предпринял второй сын Аристобула – Матитьяу Антигон (40–37 годы до н. э.). Воспользовавшись враждой парфян с Римом и овладев с их помощью Иерусалимом, он стал царем и первосвященником. Матитьяу Антигон выпустил монету с изображением меноры – в ознаменование победы Хасмонеев. Копию этой древней монеты можно увидеть на современной израильской монете достоинством 10 агорот.
В 37 году до н. э. римские войска взяли Иерусалим после длительной осады. Матитьяу Антигон был казнен, и римляне возвели на престол Ирода. Желая, чтобы евреи относились к нему не как к чужаку, а как к законному царю, Ирод решил породниться с династией Хасмонеев и женился на Мирьям, внучке Гиркана и Аристобула. В 29 году до н. э. Мирьям была казнена по приказу Ирода, который уничтожил также ее брата, деда Гиркана и мать. А в 7 году до н. э. Ирод казнил своих сыновей от Мирьям, Александра и Аристобула. Последним правителем Иудеи, имеющим отношение к Хасмонейской династии, был внук Ирода и Мирьям, царь Агриппа I (41–44 годы), которого, в отличие от других представителей династии Ирода, евреи любили, видя в нем потомка династии Хасмонеев.
После краткого обзора правления династии Хасмонеев попробуем выяснить, верно ли распространенное представление о том, что мудрецы пытались предать забвению героизм Хасмонеев и не упоминают их в талмудических источниках или упоминают только в негативном контексте. Начнем с того, что события и даты, связанные с Хасмонеями, неоднократно упоминаются в «Мегилат Таанит» («Свиток поста»). Это сочинение на арамейском языке, представляющее собой список 36 дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями и потому запрещенных для поста, было написано или окончательно отредактировано, по-видимому, незадолго до разрушения Второго храма. Согласно Талмуду (Шабат, 18б), авторами «Мегилат Таанит» были мудрецы, и это сочинение можно считать полноправной частью литературы мудрецов.
Хотя в талмудических источниках сообщается, что первосвященник Йоханан (Йоханан Гиркан) в конце жизни стал саддукеем, кое где о нем отзываются с почтением. Вавилонский Талмуд (Мегила, 11а) упоминает Хасмонеев среди спасителей еврейского народа в эпоху греческого владычества. В Мишне (Мидот, 1:6) сообщается, что Хасмонеи спрятали камни жертвенника, оскверненные греками. В арамейском переводе-толковании книг Пророков (Таргум Йонатан) стих: «Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою» (Шмуэль I, 2:4) разъясняется как пророчество о том, что луки македонян будут сломлены, а для Хасмонеев, которые были слабы, будут совершены чудеса и они победят. Годы правления Шломцион и Шимона бен Шатаха представлялись как годы благословения и благополучия, когда «дожди выпадали с ночи на субботу до ночи на субботу и семена стали размером с золотой динар» (мидраш Сифра, глава Бехукотай).
Завоевание Иерусалима Иродом Великим. Миниатюра Жана Фуке из трактата И. Флавия «Иудейские древности».
1470–1475 годы
Теперь, когда мы привели примеры того, что Хасмонеи не были преданы забвению в талмудической литературе, можно спросить, почему не обсуждаются в Мишне законы Хануки? Существует мнение, что рабби Йеуда а-Наси (около 135–220), составитель Мишны, не мог публично обсуждать законы национального праздника Ханука из-за римской цензуры. По той же причине в Мишне не выражена надежда на приход Машиаха из дома Давида. Между тем Пурим, возможно, казался римлянам далекой по времени политической интригой, а не событием национального масштаба, имеющим актуальное значение, поэтому с обсуждением законов этого праздника не возникало проблем. Кроме того, Ханука уже упоминалась в «Мегилат Таанит», составленной раньше, чем Мишна. Законы Хануки можно также сравнить с теми, которые связаны с цицит, тфилин и мезузой, ибо Мишна не обсуждает их в особых трактатах. Рамбам пишет, что эти законы были общеизвестны во время составления Мишны, поэтому рабби Йеуда а-Наси не видел смысла обсуждать их (см. Комментарий Рамбама к Мишне, Менахот, 4:2). По-видимому, то же можно сказать и о законах Хануки.
Формулировка, сопровождающая назначение Шимона Хасмонея, а также и то, что ничего не сообщается о конфликтах с ним мудрецов, позволяет предположить: мудрецы считали власть Хасмонеев легитимной, поскольку она была временной и без мессианских притязаний. И во время описанного в Талмуде конфликта с Янаем ему также говорили, чтобы он довольствовался царской короной, не прельщаясь венцом первосвященника, а в дни царицы Шломцион мудрецы были частью руководства страны. Нельзя согласиться, на мой взгляд, и с мнением тех исследователей, которые приписывают мудрецам антимилитаристские взгляды и считают, что причиной их конфликта с Янаем были его многочисленные войны. Так, нам не известны протесты мудрецов в дни царицы Шломцион, хотя она продолжала военные кампании. Да и упомянутая ссора мудрецов с Янаем произошла на пиру, где праздновали его победы. Все это позволяет прийти к выводу, что мудрецы преследовали цель исправить общество, а не отделиться от него. Так, Шимон бен Шатах находился в окружении царя Александра Яная, пока считал, будто можно что-то исправить. Несмотря на все проблемы, которые были у мудрецов с некоторыми правителями Хасмонейской династии, нет свидетельств о том, что мудрецы, подобно Кумранской общине, предпочитали отделение от общества и отшельничество.
АНТИО́Х, имя 13 селевкидских царей, правивших Сирией в течение двух с половиной веков. Некоторые их них играли важную роль в еврейской истории.
Антиох II Теос (правил в 261–246 гг. до н. э.). Намеки на его столкновения с царем Египта и придворные интриги можно найти в книге Даниэля. Известно, что он даровал специальные привилегии и даже полные гражданские права евреям в ряде греческих городов.
Антиох III Великий (правил в 223–187 гг. до н. э.). Его непрерывные войны с Египтом положили конец долгому периоду мира в Иудее. В течение 20 лет, до 198 г. до н. э. Иудея переходила из рук в руки. Недовольство Птолемеями привлекло евреев на сторону Антиоха III, и он вознаградил их, восстановив разрушенные во время войны кварталы Иерусалима, освободив его жителей от податей на три года и предоставив Храму необходимые средства. Антиох III также разрешил евреям самоуправление в соответствии с их религиозными нормами.
Антиох IV Эпифан, сын предыдущего царя (правил в 175–164 гг. до н. э.). Будучи ревностным сторонником политики эллинизации, Антиох IV неоднократно вмешивался в дела Иудеи и даже в назначение первосвященников. В результате, каждый последующий первосвященник являлся все более раболепным и покорным в отношении политики эллинизации. Во время второго похода Антиоха IV против Египта в 168 г. до н. э. ложный слух о его смерти привел евреев к восстанию. По возвращении из Египта Антиох штурмом взял Иерусалим, уничтожил тысячи евреев и еще большее число продал в рабство. Вместо них в Иерусалиме были поселены греки. В 167 г. до н. э. Антиох пытался под угрозой смерти заставить евреев отречься от веры их отцов и переименовать Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Это было исключительным событием в эллинистическом мире, и возможно, что религиозные притеснения казались царю единственным средством добиться политической устойчивости в Иудее, религия которой была чужеродна эллинизированной империи Антиоха. Частично его действия приписывались его странному поведению вообще, за которое современники называли его Эпиман (Безумец) вместо Эпифан (Великолепный). Гонения Антиоха IV привели к восстанию Маккавеев, завершившемуся созданием независимого еврейского государства под управлением династии Хасмонеев.
Антиох VII Сидет (правил в 138–129 гг. до н. э.). В начале царствования воевал за свой престол против узурпатора Трифона. Добиваясь помощи или хотя бы нейтралитета Шим‘она Хасмонея, он подтвердил все привилегии, данные евреям его предшественниками. Однако, достигнув некоторых военных успехов, Антиох немедленно нарушил свое слово и круто изменил свою иудейскую политику. Он потребовал возвращения Яффы, Гезера и цитадели Иерусалима под власть Селевкидов. Антиох VII неоднократно пытался добиться силой выполнения своих требований; возможно, он также подстроил убийство Шим‘она Хасмонея. Через несколько лет Антиох вторгся в Иудею и два года осаждал Иерусалим (при Иоханане Гиркане). В конце концов евреи были вынуждены принять жестокие условия Антиоха VII.
Антиох IX Кизикен, сын Антиоха VII. Несколько раз был разгромлен силами Хасмонеев на рубеже 2–1 вв. до н. э.
Содержание
Маттафия Хасмоней
25 Фев 2014
Хасмонеи вождь, коэн, Маккавеи, Маттафия, священник, Хасмонеи, Хасмоней Просмотров: 187
Маттафия Хасмоней — инициатор и вождь восстания Хасмонеев, которое согласно современным научным исследованиям, рассматривается не как восстание против иностранного гнета, а как гражданская война между ортодоксальными и реформистскими партиями в еврейском лагере.
В конфликте из-за должности Первосвященника традиционалисты с еврейскими/арамейскими именами, такими как Ониас, боролись против эллинизаторов с греческими именами, такими как Ясон или Менелай. То, что началось как гражданская война, приняло характер вторжения, когда эллинистическое царство Сирии встало на сторону эллинизированных евреев против традиционалистов. По мере обострения конфликта правитель эллинистической селевкидской Сирии Антиох IV Эпифан (ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.) запрещал обычаи традиционалистов, тем самым, отходя от обычной практики Селевкидов, запрещая религию целого народа. Хотя восстание началось как религиозное восстание, оно постепенно трансформировалось в национально-освободительную войну против Селевкидской Сирии.
(Матитьягу ха-Хашмонай, Маттитьягу, Маттатия)
? – 166 г. до н. э.
ивр. מתתיהו, ивр. מַתִּתְיָהוּ הַכֹּהֵן בֶּן יוֹחָנָן, Matiṯyāhu haKohēn ben Yōḥānān, англ. Mattathias ben Johanan
Вождь восстания Хасмонеев |
|
167 г. до н. э. – 166 г. до н. э. |
|
Предшественник | — |
Преемник | Иуда Маккавей |
Место рождения | Иудея, Государство Селевкидов |
Место смерти | Иудея, Государство Селевкидов |
Вероисповедание | иудаизм |
Место погребения | — |
Отец | Иоханан |
Мать | — |
Род | Хасмонеи, род Иоарива |
Жена | — |
Дети | Иоханан Гаддис |
Симон Тасси | |
Иуда Маккавей | |
Елеазар Аваран | |
Ионатан Апфус |
Маттафия зажигает огонь восстания Хасмонеев
Иудея после начала восстания Маккавеев
Гробница Маттафии, Израиль
Могила, приписываемая священнику Маттафии в Хорбат-ха-Гради в лесу Бен Шемен
Маттафия Хасмоней был сыном Иоханнана, внуком Симеона Хасмонея, и правнуком Асмона или Хасмонея, левитом рода Иоарива, который был пятым внуком Идаии, сыном Иоарива и внуком Яхина, в свою очередь потомком Финееса, третьего первосвященника Израиля, по собственным словам Маттафии в 1 Маккавеях.
Маттафия происходил из сельской семьи священников в Моди‘ине (или Модиим) и как и все здоровые священники служил в храме в Иерусалиме. Он стал основателем царского рода Хасмонеев, правивших Иудеей в 165 – 63 гг. до н. э.
После начала гонений Селевкидов, Маттафия вернулся в Модиин. В 167 г. до н. э. в Модиин прибыли сирийские чиновники во главе которых был Апеллес. Чиновники обратились к Маттафии, пользовавшемуся среди односельчан большим авторитетом, с приглашением, чтобы он подал пример всем присутствующим и принёс жертву на алтарь языческого божества. Но Маттафия ответил: «Все народы, обитающие империю царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья, мы останемся верными Союзу наших предков. Сохрани нас Бог, чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказаниям царя, и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево».
Но некоторые из собравшихся евреев, казалось, уже готовы были перейти на сторону сирийцев. И когда один из них хотел всё-таки совершить языческое жертвоприношение, Маттафия убил отступника, вызвавшегося выполнить приказ, равно как и сирийского чиновника. A затем обратился к жителям Модиина со словами: «Пусть придут все, кто любят справедливость и право и последуют за мной».
После указа о его аресте, Маттафия искал убежища в Иудейской пустыне, со своими пятью сыновьями: Иудой, Елеазаром, Симоном, Иохананом и Ионатаном, и призвал евреев следовать ему, что многие сделали. Этим было положено начало партизанской войне «за право и справедливость». Маттафия объединил и возглавил повстанческие отряды, которые ранее действовали в Иудее и южной Самарии. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал нападения на соседние местности, разрушая языческие алтари, наказывая отступников от веры предков и евреев лояльных новой политике.
Маттафии было необходимо собрать воедино всех недовольных. Он убеждал хасидеев перейти к активной борьбе, призывая их бороться против сирийцев. После того, как группа повстанцев (около 1000 человек) была уничтожена, не оказав сопротивления врагу из-за запрета нарушить святость субботы, Маттафия разрешил защищаться с оружием в руках также и в субботу, ибо, «если мы не будем бороться против язычников, чтобы защищать нашу жизнь и наши законы, они скоро нас уничтожат».
Эти слова возымели влияние на хасидеев. Таким образом, Маттафия возглавил небольшую армию, крепкую своей верой во всемогущего Бога Израиля и своей любовью к родине — Земле Израиля. Воодушевление этой маленькой группы воспламенило всех недовольных сирийским владычеством. Образовалась армия, которая делала набеги на обитаемые местности, уничтожала языческие алтари, подвергала обрезанию ещё не обрезанных маленьких детей, убивала вероотступников и изменников и защищала верующих от нападений язычников.
Маттафия возглавлял восстание всего год, но за это время он приобрёл такой авторитет, что мог перед смертью назначить преемников для руководства дальнейшей борьбой; он назначил своего сына Симона Хасмонея советником, а своего третьего сына Иуду Маккавея военачальником. Младший сын Маттафии, Ионатан Хасмоней, стал первосвященником в Иерусалимском храме, а потомки Симона — царями новой династии Хасмонеев.
Это был первый шаг восстания Маккавеев, результатом которого стала независимость евреев, которой они не пользовались в течение 400 лет. Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление Храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. חנוכה, «освящение»). События войны составляют основу праздника Ханука, отмечаемого евреями 25-го числа кислева по еврейскому календарю, что соответствует середине ноября и концу декабря по григорианскому календарю.
Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) более ста лет (с 167 по 37 до н. э.).
Маттафия Хасмоней умер приблизительно в 166 г. до н. э.
Семья Маттафии Хасмонея
Отец: Иоханнан
Мать:
Род: Хасмонеи, род Иоарива
Жена:
Дети — 5 сыновей:
Иоханан Гаддис (Каддеш) (II в. до н. э.)
Симон Тасси (Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай) (? — 134 г. до н. э.), 3-й Предводитель восстания Хасмонеев (143 г. до н. э. — 143 г. до н. э.)
Иуда Маккавей (Иехуда ха-Маккаби) (? – 161 г. до н. э.), 1-й Предводитель восстания Хасмонеев (166 г. до н. э. — 161 г. до н. э.).
Елеазар Аваран (Елеазар ха-Маккаби) (? – 162 г. до н. э.). Убит в битве при Беф-Захарии