На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные.
2 октября Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область Украины побывал в доме для детей-инвалидов при Вознесенском в Банченском мужском монастыре. На границе Украины с Румынией, в Свято-Вознесенском монастыре живут два одиночества — сироты и монахи. Одни сами отказались от мира, приняв постриг, от других отказались родные. Настоятель монастыря архимандрит Лонгин (Жар) стал отцом и тем и другим. Наш корреспондент побывал в этом монастыре за несколько месяцев до приезда Патриарха.
Содержание
Итог передела
«Товарищ Риббентроп, давай рубанем здесь поровнее!» – говорят, именно такими словами в 1939 году Молотов убеждал немцев перерисовать границу Советского Союза, огибавшую польские и румынские территории (это событие запечатлено в истории как знаменитый военный пакт Молотова–Риббентропа). Немцы согласились провести границу поровнее. Так образовался в Черновицкой области на Украине очень необычный Герцаевский район, где абсолютное большинство населения – румыны. В тех краях и находится село Банчены и Свято-Вознесенский монастырь.
– Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви, – рассказывает викарий Черновицкой епархии, епископ Хотынский Мелетий. – Местные живут своим укладом, в румынской традиции. Например, в селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в составе Украины. В своих церквях они официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском, на что у них есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь – новостильная, поэтому, когда Герцаевский район неожиданно для себя самого стал канонической территорией Московского Патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить так, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре – вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю.
Службы тоже можно посещать беспрепятственно, только бывают они в основном ночью. Самая ранняя литургия — в полночь, самая поздняя — в 5.30 утра. Всего каждую ночь в монастыре служат пять литургий, но на них почти нет мирян. В этих краях сохраняется традиция редкого причащения. Приютские дети причащаются раз в три недели, монахи — раз в две недели, а миряне — четыре раза в год, постами
Особую атмосферу края создает и то, что Черновицкая область долгое время была частью Австро-Венгрии. Империя отличалась толерантным отношением к Православию. Австрийцы, придя к власти, хотя и секуляризировали большую часть церковного имущества (оставив из 20 монастырей действующими только три, причем с лимитом в 25 монахов), но деньги не присвоили, а создали Религиозный фонд. Из этого фонда австрийцы сами, с присущей им педантичностью, выделяли средства на содержание приходов, монастырей, духовных школ, платили жалованье и пенсии клирикам, ремонтировали церковные здания.
Монастырские пони
Высоченную колокольню Свято-Вознесенского монастыря в Банченах, кстати точную копию дивеевской, видно еще с дороги. Монастырь окружают зеленые холмы, цветущие луга, пашни, перелески. По грунтовым дорогам гремят колесами деревянные телеги, цокают копытами лошадки, украшенные красными лентами. А в местных деревнях на крышах домов живут аисты.
– Приехали, – перебил мои пасторальные наблюдения водитель. – Подъезда к воротам сейчас нет. Дальше пешком идите.
Оказалось, что в монастыре и вокруг него полным ходом идут строительные работы. К приезду Патриарха нужно очень многое успеть – расписать Троицкий собор (самый большой на Украине), достроить гостиницу для паломников, инвалидный дом на 100 человек (для подрастающих в приюте детей-инвалидов), облагородить ограду и подъезд к монастырю. Ведь это будет первый патриарший визит в истории обители.
Румынские церковные традиции для русского человека удивительны. После воскресной литургии священник разоблачается перед народом и отдает в толпу фелонь, поручи, пояс. Прихожане с благоговением прикасаются к облачениям, в которых батюшка стоял перед Престолом, и возвращают их священнику
– Наша история началась всего 17 лет назад, – рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. – Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили – до пострига он служил по соседству, в приходском храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много.
Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони…
– Так у нас же дети, потому и пони, – ловит мой удивленный взгляд отец Амфилохий. – Сначала приют располагался здесь, в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним в строящийся монастырь. Но приют рос. Когда детей в монастыре стало больше, чем монахов, пришлось задуматься о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры взялись заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах у нас мужской монастырь (в нем сейчас 86 монахов), в Боянах – женский (в нем 120 монахинь), а в Молнице – детский приют. Отец Лонгин – духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.
Счастливые
Сам отец Лонгин вырос сиротой. Отец ушел из семьи, когда мальчику было восемь лет, а когда исполнилось пятнадцать, умерла мама. Мальчик остался в доме один. Жил очень бедно, работал скотником на ферме и все время твердил: «Ну почему это случилось именно со мной?» Ответ на этот вопрос он понял только сейчас.
– Если бы не горе, пережитое тогда, возможно, сегодня со мной не было бы этих детей, – говорит батюшка. – Я хочу, чтобы они не были так одиноки, как я в детстве. Неделями мне нечего было есть, не во что было одеться.
– История появления в приюте первых детей уже стала местным преданием, – рассказывает епископ Мелетий. – У отца Лонгина (тогда еще отца Михаила) в Боянах были коровы. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Время в начале девяностых было трудное и голодное. Медсестры в благодарность решили показать батюшке своих воспитанников. Тяжелые условия, в которых находились дети, потрясли отца Лонгина. Поддавшись порыву, он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют.
За первыми двумя малышами отец Лонгин усыновил еще 27, но потом в его паспорте кончились странички. Следующих 224 ребенка он взял под опеку. Собирал их со всей области. Поедет куда-нибудь по делам монастыря – обязательно привезет с собой кого-нибудь.
Дети с диагнозом СПИД живут в отдельном корпусе, где им обеспечен специальный уход. В корпусе есть свой медицинский персонал, необходимую терапию дети получают здесь же. НА базе приюта даже открыт региональный СПИД-центр
– Однажды отпевал я молодую женщину, – вспоминает отец Лонгин. – Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие и не идут никуда. В резиновых сапожках на босую ногу. На улице мороз градусов двадцать. А самый маленький из них был еще крошечка. Я к ним подошел и спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, – говорю. – Пойдете ко мне жить?» Кивают. Ну я и привез их в монастырь.
Как-то к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов.
– Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю, – говорит отец Лонгин. – Я взял ее в руки, она была как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька.
Степу батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой.
– А есть ли у вас любимчики? – спрашиваю я отца Лонгина.
– Ваша правда, есть, – сознается он. – Больше люблю тех, кто болеет. Не могу без боли смотреть на инвалидов. Однажды в доме малютки увидел красивую девочку. От нее мама отказалась, потому что малышка была ВИЧ-инфицирована. Когда я увидел ее, мне стало очень больно. Она так грустно смотрела на меня, а я боялся дотронуться до нее, чтобы не принести своим детям инфекцию.
Выросшие сироты-инвалиды остаются жить при монастыре. К осени для них будет открыт дом на 100 человек
В ту ночь отец Лонгин так и не смог уснуть, думая об этой двухмесячной девочке. А утром попросил братьев в монастыре, чтобы они обставили как можно лучше комнату, поставили там нарядную кроватку, потому что здесь будет жить ребенок, страдающий такой страшной болезнью.
– Через год врачи определили, что вирус отступил, и мы перевели девочку к остальным детям, – рассказывает монахиня Елисавета, старшая в корпусе для ВИЧ-инфицированных детей. – Всего таких детей у нас 49 человек (у шестерых из них диагноз сейчас сняли). Батюшка собирал их по детским домам со всей Украины. В приюте они получают всю необходимую терапию, здесь отдельный медицинский персонал, усиленное питание. На базе приюта даже открыт региональный СПИД-центр.
«Я хочу, чтобы эти дети не были так одиноки, как я в детстве», — говорит о. Лонгин о своих воспитанниках
Все без исключения детские истории разрывают сердце. Наверное, поэтому у отца Лонгина сердце очень больное, он уже перенес три инфаркта и две тяжелые операции.
– А есть ли в приюте еще места? – спрашиваю монахинь. Они смущенно пожимают плечами: вообще-то места больше нет, новых детей брать некуда.
– Как это некуда? – загремел отец Лонгин. – Вера, значит, у нас кончилась? Бог кончился? Кончилась жизнь, значит, у нас? Как Бог даст, так и будет. Я никогда не думал, что у меня будет 253 ребенка. Никогда. Но сегодня я вижу, что это промысел Божий.
Дети и монахи
Из монастыря в Молницу, где находится приют, можно добраться на попутке или пешком вниз с холма. Дорога проходит через монастырские огороды. Сегодня старшие дети отпросились с уроков в сельской школе, где учатся все приютские, потому что началось время полевых работ и нужно сажать помидоры. К старшим прибилось несколько малышей. Кто-то из ребят копает тяпкой лунки, кто-то носит в ведрах воду, девочки умело сажают зеленые ростки в землю. Монахи и монахини заняты на поле вместе с детьми – братья подвозят на тракторе из парника саженцы, сестры помогают копать и следят, чтобы никто не перегрелся на ярком полуденном солнце. Ваня, первый приемный сын отца Лонгина, взрослый уже юноша и директор монастырской продуктовой лавки, принес на поле несколько ящиков сливочного мороженого на всех. У них в большой семье так: если мороженое – то ящиками, если ехать куда-то – то колонной автобусов, если работать – то вместе.
В угодьях монастыря чего только нет — поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми
Пока старшие помогают в поле, дошкольники и дети-инвалиды принимают водные процедуры дома. Дети живут по четыре человека в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 – монахини, остальные – оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды – все украшено цветами. На газонах – фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы-отца Лонгина ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.
– Разве монашеское это дело – детей развлекать? – спрашиваю я.
– Все правильно вы говорите, – соглашается отец Лонгин. – Монашеский путь и семейный – очень разные. И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много доброты. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель – и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол» – как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.
Отец Лонгин: «Монашеский путь и семейный — очень разные. И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в них много доброты. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, просятся к ним в гости. Не думаю,что это плохо. Монах тоже должен творить добро»
– Каждый год мы отправляем в Киев отчеты: кто-то обеспечил 15 детей рождественскими подарками, кто-то старушек проведал в интернате, – рассказывает епископ Мелетий. – А отец Лонгин никаких цифр нам не дает. Он буднично совершает подвиг. Мы пишем, конечно, его в отчетах, но не вдаваясь в детали, потому что, если его живую настоящую деятельность втиснуть в рамки схоластической административной системы с комиссиями и подкомиссиями, она просто задохнется. У него все это живет без бюрократии. Так, как и должно быть в Церкви.
В последние дни в сети Интернет и электронных рассылках православных групп УПЦ (МП)/РПЦ муссируется тема предстоящего покушения на убийство Банченского архиепископа Лонгина (Жара), викария Черновицко-Буковинской епархии УПЦ (МП), которого якобы «украинские власти приказали убрать в течение двух недель», сообщает «Религия в Украине».
В последние дни в сети Интернет и электронных рассылках православных групп УПЦ (МП)/РПЦ муссируется тема предстоящего покушения на убийство Банченского архиепископа Лонгина (Жара), викария Черновицко-Буковинской епархии УПЦ (МП), которого якобы «украинские власти приказали убрать в течение двух недель», сообщает «Религия в Украине».
Недавно архиепископ Лонгин выступил с церковной проповедью, из которой выяснилось, что он воспитывает у детей-сирот фобию к электронным документам, обещает «кару Господню» парламенту, а предполагаемую автокефалию объявил «церковью антихриста».
Спустя несколько дней в интернете и православных чатах появились призывы усиленно молиться за владыку-исповедника, на которого готовится покушение. В частности, 8 июня некто Антоний Карпов через сайт Frontnews.eu извещает: «Только что поступила по информация о том, что украинские власти приказали убрать Его (Владыку Лонгина) в течение двух недель, за правду, за то, что он открыто говорит людям правду и ведёт людей по Истинному пути. Попросите всех молиться о Нем. Боже, Милостивый, спаси и сохрани Владыку Лонгина. Пресвятая Богородица отведи от Него все напасти. Очень прошу распространить эту информацию, будем молиться за Него».
Такого же содержания сообщения — «Дорогие сомолитвенники!… Появилась подлинная информация о том, что украинские власти приказали убрать владыку Лонгина в течение двух недель…» — появились в различных электронных группах верующих УПЦ (МП)/РПЦ.
Следует отметить, что тема об убийстве владыки Лонгина (Жара) не нова. В 2017 году, на пике борьбы с экуменическим курсом патриарха Кирилла, владыка Лонгин якобы был «отравлен и ждал смерти», но «чудом исцелился».
Некоторые наблюдатели делают вывод, что как только владыка Лонгин выступает с критикой власть предержащих в Церкви или государстве, в православной среде сразу появляется информация о том, что его хотят за это убить.
Епископ Лонгин (Жар)
Лонгин (Жар) (род. 1965), митрополит Банченский, викарий Черновицкой епархии Украинской Православной Церкви, наместник Банченского Вознесенского мужского монастыря
В миру Жар Михаил Васильевич, родился 19 августа 1965 года в селе Петрашевке Герцаевского района Черновицкой области. В детстве осиротел и бедствовал.
С 1971 по 1981 годы учился в средней школе села Петрашевка.
В 1984 году женился на Лилии Соломии, в следующем году у супругов родился сын Владимир, в 1987 году — Михаил, в 1989 году — дочь Мария.
18 января 1990 года рукоположен в сан диакона в Свято-Николаевском храме города Черновцы епископом Черновицким Антонием (Москаленко), а на следующий день, 19 января, был рукоположен в сан иерея тем же преосвященным и назначен настоятелем Свято-Параскевского храма села Подвальное Глибокского (ныне Герцаевского) благочиния, храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бояны Новоселицкого благочиния (ныне монастырь) и Свято-Параскевского храма села Банчены Глыбокского (ныне Герцаевского) благочиния Черновицкой епархии.
С 1991 по 1995 год обучался на секторе заочного обучения Ново-Нямецкой духовной семинарии (Молдова).
В 1992 году взял на воспитание ещё двоих детей, один из которых имел диагноз детский церебральный паралич. Потом усыновил ещё двоих братьев. Часто носил подарки в детские дома, а однажды взял сразу десять детей. Таким образом у него составился целый детский дом, который со временем всё рос.
30 апреля 1996 года пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Лонгина Сотника. Постриг совершил секретарь Черновицкого епархиального управления архимандрит Мелетий (Егоренко).
С 1996 года, по благословению Священного Синода УПЦ (журнал №51 от 6 декабря 1996), занимался строительством Вознесенского мужского монастыря в селе Банчены Герцаевского района Черновицкой области, который был освящён митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) в 1998 году.
Параллельно со строительством обителей занимался строительством приюта для детей-сирот. Приют располагался в Вознесенском Банченском мужском монастыре, а после был переведён в село Молница Герцаевского района Черновицкой области, где был построен комплекс зданий нового приюта.
В 2002 году поступил в Черновицкий православный богословский институт, который окончил в 2007 году.
На конец 2008 года в его детском доме села Молницы пребывало 155 детей — 3 своих, 29 усыновлённых, остальные — опекаемые сироты или лишившиеся родительской опеки. Большинство из них — тяжело больны, побывали в тяжёлых медицинских и социальных условиях, и были приняты отцом Лонгином из государственных учреждений. Для детей было устроено три дома с необходимыми жилищными и гигиеническими условиями, монашествующие и послушники трудилась по обеспечению детского дома, образование и медицинский уход осуществлялись с государственной помощью, материальное снабжение поступало от пожертвований верующих и государства. В детском доме не было зарегистрировано ни одного случая смерти, жестокого обращения с детьми, самовольного отлучения, регистрации в криминальной милиции для малолетних. На март 2010 года в детском доме было уже около 250 детей. К середине 2012 года в приюте проживали 400 детей (из них 82 ребёнка — ВИЧ-инфицированые и 86 — врождённые инвалиды).
16 июля 2008 утверждён наместником Банченского Свято-Вознесенского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.
Епископ Лонгин (Жар). Фото 22 мая 2012 года.
8 мая 2012 года был избран, 21 мая — наречён, а 22 мая — хиротонисан во епископа Банченского, викария Черновицкой епархии. Хиротонию в соборном храме Киевского Свято-Пантелеимоновского женского монастыря в Феофании возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили: митрополиты Кишиневский Владимир (Кантарян), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Вышгородский Павел (Лебедь), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Овручский Виссарион (Стретович), Почаевский Владимир (Мороз); архиепископы Хустский Марк (Петровцы), Белоцерковский Митрофан (Юрчук), Бориспольский Антоний (Паканич), Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), Львовский Августин (Маркевич), Харьковский Онуфрий (Легкий), Яготинский Серафим (Демьянов), Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), Городницкий Александр (Нестерчук); епископы Северодонецкий Агапит (Бевцик), Хотинский Мелетий (Егоренко), Нежинский Ириней (Семко), Макаровский Иларий (Шишковский), Ивано-Франковский Пантелеимон (Луговой), Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), Броварской Феодосий (Снигирев), Обуховский Иона (Черепанов) .
С 23 октября 2014 по 15 октября 2018 года входил в состав комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.
17 августа 2017 года возведён в сан архиепископа митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским) в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской лавры . 17 августа 2020 года последовало его возведение в достоинство митрополита, также совершённое митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием .
Сочинения
- Слово при наречении во епископа Банченского, викария Черновицкой епархии:
Награды
Церковные:
- орден УПЦ прп. Нестора Летописца II степени (29 сентября 2004)
- орден УПЦ равноап. князя Владимира II степени (29 сентября 2009)
- орден РПЦ равноап. князя Владимира III степени (29 августа 2011)
- второй наперсный крест с украшениями (24 сентября 2011)
- орден «Відзнака Предстоятеля Української Православної Церкви за церковні заслуги» (20 сентября 2011)
- орден прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
- орден прп. Агапита Печерского
Государственные:
- орден Украины «За заслуги» 3-й степени (20 января 2006, за особо значимый вклад в социально-экономическое и духовное развитие региона, значительные трудовые достижения, ко Дню Соборности Украины)
- звание Героя Украины с вручением ордена Державы (24 ноября 2008, за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, многолетнюю благотворительную деятельность, указом президента Украины В. А. Ющенко № 1071/2008)
- крест «св.Пантелеимона Целителя» (16 июня 2009, указом Министерства охраны здоровья Украины)
- Победитель конкурса «Человек года в украинском христианстве — 2009» (от Союза христианских писателей Украины)
- орден «Патриот Украины» (6 апреля 2011, от президента Украины)
- орден Независимости Украины (19 августа 2011, от президента Украины)
Использованные материалы
- Биография на официальном сайте Украинской Православной Церкви:
- Страница сайта Герої Україны:
- «Черновицкая область. Свято-Вознесенский монастырь,» фотосправочник Русские Церкви:
Как изменился состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви? Включены в новый состав Межсоборного присутствия // сайт «Правмир»,
«Українська Православна Церква молитовно відзначила третю річницю інтронізації свого Предстоятеля», официальный сайт Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, 17 августа 2017,
«Украинская Православная Церковь молитвенно отметила шестую годовщину интронизации Блаженнейшего Митрополита Онуфрия», официальный сайт Синодального информационно-просветительский отдела Украинской Православной Церкви, 17 августа 2020,