Содержание
- «Тот, в чьём сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдёт в Рай»
- Зависть
- Гордость и гордыня
- 4. Как устроены зависть и гордость?
- Как ум вырабатывает зависть и гордость?
- Гордость и зависть способствуют самосознанию
- 7. Как размыслить зависть и гордость?
- Зависть и тщеславие, гордость
- Гордость и наигранность
- Гордость и скромность
- Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ
- Обманчивая гордость загруженностью
- ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ
- Мужская гордость
- Разница в развитии, разница в поведении
- 48. Родительская гордость
- Цитаты про зависть и сплетни
- Афоризмы про зависть
- Пословицы о зависти
- Заключение
«Тот, в чьём сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдёт в Рай»
Гордые люди – это незрелые души. Те, чьи сердца переполнены гордыней, смотрят на людей свысока и, как правило, сталкиваются со всеобщим презрением окружающих. «Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души», – писал И. Тургенев. А Вольтер сказал: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно высокую гордость».
Высокомерие – это презрение ко всем остальным людям, кроме себя.
Формы проявления гордыни разные. Богатство и успех в жизни; даже походка, при помощи которой люди обычно подчёркивают свой статус. У молодёжи это обычно выражается в поведении, в речи, следовании моде и т. д. У Пророка (мир ему и благословение) есть хадис: «Тот, в чьём сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдёт в Рай». Гордость разрушает поклонение Господу. Богатство, слава, вожделение – это чаще всего три огромные ловушки для нафса человека, которые мешают его воле.
Гордец редко бывает благородным человеком. Он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает. Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Непростительная гордость – не хотеть быть обязанным любому человеку своим счастьем. Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным. Люди, ослеплённые гордыней, хвастаются и кичатся перед другими людьми, считая себя выше остальных.
Скажем, человек знает о своей красоте и беспрестанно красуется перед другими, оказываясь в плену иллюзий собственной неповторимости, или гордится своим успехом, бахвалясь перед окружающими, считая себя совершенным и избавленным от всех недостатков. Богобоязненный человек никогда не должен забывать, сколь бессильны и немощны мы перед Создателем, ведь каждый миг Господь может Своей Волей забрать у нас всё, что Он даровал нам ранее.
Слава – это самое главное бедствие для естества человека. Жаждущий славы человек может совершить насилие и притеснение других людей, сам того не замечая, становясь низким и деспотичным.
В истории много примеров, когда люди высокого ранга избегали известности и демонстрации самих себя. В период Османской империи правитель и полководец Явуза Султан Селим входил в Египет. Народ, чтобы лицезреть его, высыпал на улицы. После того как его осведомили о том, что его ждут чествования и приветствия народа, он сказал: «Пусть стемнеет, все разойдутся по домам, улицы опустеют, только тогда я войду в город. Пусть овации и приветствия, поздравления, вызвав в нас эйфорию и победив нас, не опустят нас низко, став причиной гордыни!»
Зависть
Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть. Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти. Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что они якобы отнимают у них счастье.
Зависть – эта черта характера, осуждаемая в Коране. Господь сообщает в Коране о том, что сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания; но Он предупреждает, что люди должны избегать рождения в душе этого чувства: «…души сотворены готовыми (склонными к зависти и эгоистичным страданиям), но если вы будете творить благое и будете богобоязненными, истинно Аллах ведает о том, что вы вершите» (сура «Ан-Ниса», 4:128, смысловой перевод).
Чёрная зависть – это желание, чтобы достойный какого-то блага лишился его. Зависть – эта скорбь одного человека по благополучию другого.
Чувство зависти представляет собой нежелание признать превосходство другого человека над собой, пусть даже в каком-либо положении. Она очень легко может толкнуть человека к гордыне и возвеличиванию себя перед Всевышним Господом. Ведь все достоинства и способности, которыми обладает тот или иной человек, не являются его собственными достижениями.
Зависть – это серьёзная духовная болезнь, о существовании которой многие люди не подозревают. Зависть неминуемо вытесняет из сердца иман (веру), покорность, упование на нашего Создателя, на Его милость. Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло. Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу. Завистников снедают не только собственные неудачи, но и успехи других. Мудрец сказал: «Зависть обвиняет и судит без доказательств. Она приумножает недостатки, даёт малейшим ошибкам громкие названия; язык её исполнен желчи, преувеличения и несправедливости». Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые ею заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают радости других. В народе говорят: «Если не хочешь страдать, не будь завистливым».
Зависть – это качество, присущее сатане, и богобоязненные верующие должны всеми силами стараться избегать возникновения в душе этого неправедного чувства. Всевышний повелевает уверовавшим уповать на Него от этого зла.
Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета… от зла завистника, когда он завидовал!» (сура «Фаляк», аяты 1–5).
О Аллах! Защити нас от огня зависти, который пожирает наши благие деяния, и одари нас неиссякаемой сокровищницей довольства. Амин.
Магомед Алиев
1. Зависть и гордость. В чем разница?
Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. Она является той аффективной основой, которая раскручивает маховик большинства общественных движений. Зависть — это изнанка гордости. Ее можно определить как ущемление человеческой гордости. Для того чтобы начать войну, нужно убедить народ в том, что другой народ (или страна) ущемляет его национальную гордость. Революция невозможна без зависти. Когда экономисты выводят закон о том, что сила социального напряжения зависит от величины разрыва в доходах 10% самых богатых людей и 10% самых бедных, то этот закон является косвенным описанием количества зависти, которую переживают люди данного общества. Именно эта зависть преобразуется во вражду и ненависть, которые ведут к социальным потрясениям.
О зависти думали и пытались дать ей определение многие мыслители. Даль в своем словаре определяет зависть как досаду по чужому добру, нежелание добра другому, а одному себе. Здесь зависть понимается как некое эгоистическое чувство собственности. Бекон описывает не зависть саму по себе, а подчеркивает то агрессивное чувство, которое возникает из сравнения себя с ближним в своих достоинствах. Философ усматривает в основе зависти акт сравнения себя с другим человеком с целью ожидания превосходства над ним. В результате — агрессия, направленная против того кто превосходит завидующего. Декарт отмечает, что зависть — это порок, огорчающий как его обладателя, так и других. Спиноза рассматривает зависть как вид ненависти. Он не видит того, что зависть и ненависть — разные эмоции и что ненависть скорее порождается завистью, а не является сама таковой. Ларошфуко различает эти эмоции и обращает внимание на то, что «зависть еще непримиримее, чем ненависть». Для него эти две эмоции однопорядковые, и он ставит их рядом, а на самом деле сама непримиримость проистекает от зависти. И. Кант, описывая проявления зависти в поступках человека, постулирует существование черной зависти, проявляющейся в виде неприязни. Черная зависть при этом выступает как мотив поступка, враждебно направленного против завидуемого.
К. Маркс — выдающийся профессионал по научному и идеологическому стимулированию зависти в обществе — не давал определения зависти, а показывал ее проявления, утверждая, например, что мой дом, вполне удобный и обеспечивающий полноту жизни моей и членов моей семьи, скукоживается до размеров жалкой лачуги, если рядом будет построен дворец.
Социологи и социальные психологи рассматривают зависть как состояние человека, возникающее в ситуации социального сравнения. Психологи очень редко относят эту эмоцию к чертам характера. Представитель одной крупнейшей и авторитетной школы дифференциальной теории эмоции, претендующей на всестороннее рассмотрение эмоций, К. Изард в своей книге об эмоциях человека зависть не рассматривает и даже не упоминает*.
В отечественной психологии, пожалуй, первую попытку систематического рассмотрения понятия зависти сделал недавно К. Муздыбаев, который написал пространную статью «О психологии зависти»**. Он описывает психологическую структуру зависти, к сожалению, не обсуждая вопроса о том, как контролировать эту эмоцию.
Я пишу эту книгу не по философии истории или социальной жизни человека, а по психологии зависти с целью научить человека изнутри контролировать это свирепое и опасное чувство. Для этого мне придется описать саму зависть. Я должен ответить на вопрос: «Какие умственные действия, протекающие бессознательно и автоматически, вырабатывают это чувство?» Именно знание этих умственных автоматизмов позволяет человеку осознать, как возникает в нем эта эмоция. Зная это, он может легко научиться контролировать эту эмоцию. Я также опишу, каким образом зависть связана с другими эмоциями. Это позволит человеку, например, за враждой или неприязнью усмотреть их глубинный источник — зависть.
Трудности в исследовании зависти состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его. «Часто ли вы испытываете зависть к этому человеку?» — спрашиваю я у клиента. «Нет, — отвечает он. — Мне он противен, и я его презираю». В данном случае зависть предстает перед нами в виде презрения. Зависть может принимать различные облики, поэтому перед психологом часто встает необходимость обнаружения этой эмоции, скрытой за другими социально приемлемыми переживаниями, такими, как гнев, страх, обида, оскорбление. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые иные переживания и часто человек, страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гневливости. Распознавать скрытую основу эмоции нужно уметь не только психологу, но и любому человеку, который не хочет быть игрушкой в «руках» своих эмоций.
Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гордости и чувства превосходства, которые имеют ту же основу, что и зависть. Поскольку обе эти эмоции — зависть и гордость устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего человека отчетливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая кем-либо гордость и особенно ущемленная гордость по различным поводам. Читая эту книгу дальше, читатель может убедиться в сходстве строения эмоций зависти и гордости.
Для начала рассмотрим связь вражды и зависти. Даже непосвященному в глубины психологии очевидно, что зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только становимся злыми, но еще вдобавок глупеем. Человек, в отличие от животных, устроен странно и часто реагирует внешне бессмысленно. Животные, стремясь устранить боль, как правило, зализывают рану, врачуют больное место. В тех же случаях, когда локализация боли неопределенна, животные или впадают в неподвижность, оцепенение, или убегают, или нападают. Человек же поначалу поступает сходным образом, когда больное место можно точно определить. Когда у него болит бок, он обращается к врачу, с помощью которого и происходит «зализывание боли». Иначе он ведет себя, когда невозможна точная локализации боли, например, при обиде или зависти. Тогда он немедленно нападает на другого человека. Желая устранить собственную боль от зависти, он отказывается «зализывать свою душевную рану», а стремится нанести боль другому человеку или явно, или в воображении.
Так называемые механизмы психической защиты оказывают только временное и локальное действие. Зависть имеет обыкновение возвращаться в неподходящей ситуации и терзает душу завистника. Тогда человек направляет свой гнев против того, кому он завидует, и стремится причинить ему боль. Выбор жертвы при этом может быть разным, в зависимости от жизненных обстоятельств человека, но, как правило, он направлен на объект зависти — на завидуемого (так мы далее будем называть этот объект).
Накопление энергии гнева неприятно, и напряжение ищет разрешения. Когда в какой-то мере удается утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже другой человек превосходит его в чем-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, он снова причиняет боль тому, кому он сейчас завидует. Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою рану, кусает другого. Эта странная система борьбы с болью зависти сложилась в процессе духовной эволюции людей, так как она оказалась выгодной для общества в целом, правда, в ущерб каждому члену в отдельности. Она иногда смягчается, например, в случаях так называемой «белой зависти», или наличия конъюнктивных чувств между людьми, которые выступают как фактор, стимулирующий конструктивную активность. Сила любви, кроме всего прочего, состоит в ее способности нейтрализовать зависть. Если вы любите человека, который вас превосходит в чем-либо, вы начинаете еще больше его любить, восхищаясь им. Поэтому любовь является средством против зависти. Но она работает плохо: того, кого мы любим, тому не завидуем, а того, кому завидуем, не любим. Но бывает так, что зависть подавляет любовь.
В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гордость были правильно использованы, имели больше шансов на выживание. Те же племена, где эти эмоции не могли быть конструктивно использованы культурой, остались или на стадии дикости, или вымерли.
Но в каждом плюсе есть и возможные минусы. Зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряженность и конфликты в обществе. Неисчислимы преступления, которые совершаются из зависти. Вместе с тем неисчислимы достижения и успехи, стимулируемые ущемленной гордостью, направленной на изживание зависти.
Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гордость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под свободой понимать то, что человек сам собой управляет, то достижение им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции.
Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддерживается и питается завистью тех, кто тебе завидует*. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требования к тому, чтобы стать благополучным.
Такие требования становятся выполнимыми, когда человек приобретает ясные представления о зависти и гордости, знает, как устроены эти эмоции. Для этого нужно научиться видеть в себе те умственные операции, в результате которых нашим умом вырабатывается зависть и гордость. Нужно сделать эти умственные операции объектом умозрения, научиться этому.
Способность к интроспекции не является врожденной. Она развивается в упражнениях самосозерцания и приобретения навыков анализа собственных эмоций. При чтении этой книги мы узнаем, как правильно нужно думать о своей зависти и своей гордости, чтобы их легко контролировать. Здесь возникают большие трудности. Когда вы не переживаете зависть, то нечего в себе усматривать. Когда же человек переживает эмоцию, то она берет управление на себя и подчиняет своим целям ум, чувства и волю переживающего. Человек оказывается «не в своем уме», так как управляется не самосознанием или даже не другим человеком, а некоей информационной структурой, которую мы будем именовать эмоцией. В том и другом случае он не в состоянии наблюдать эмоцию. Способность усматривать в себе эмоцию, а не только ее переживать, требует приобретения навыков саногенного мышления, которым можно научиться.
Для саногенного мышления требуется умение отчетливо различать психическую структуру эмоции от того, как она переживается. Об этом я написал книгу «Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)». Применительно к зависти мы должны различать переживание зависти от того умственного поведения, результатом которого является переживание зависти. Понять поведение — означает осознать его цель, план или программу этого поведения, а также обстоятельства, в которых это поведение запускается. Чтобы осознать психический механизм собственной зависти, человеку нужно осознать структуру умственного поведения, порождающего переживание зависти и гордости. Причем эта программа запускается типичной ситуацией, когда происходит социальное сравнение моих результатов активности с результатами другого человека. Эта программа реализуется в строгой последовательности умственных актов, выполняемых автоматически и ведущих, в данном случае, к переживанию зависти. Кто бы ни завидовал, структура программы зависти остается неизменной, что открывает легкие возможности осознавать внутреннюю структуру своей зависти. Уверяю вас, после прочтения книги и обдумывания ее содержания ваша зависть и гордость не смогут так легко изнутри управлять вами, как это было раньше.
Поскольку зависть и гордость есть и для чего-то существуют, то важно понять социальные функции этих эмоций. Важно также понять, в каких ситуациях эти функции бывают полезными или вредными для человека и его окружения.
Следующая глава >>
Гордость и гордыня
Гордость и гордыня Гордость – это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие. Адриан Декурсель Понятие «гордыни» одно из ведущих во всем комплексе семи смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность,
4. Как устроены зависть и гордость?
4. Как устроены зависть и гордость? Если обида возникает от того, что другой ведет себя не так, как я привык ожидать от него, если вина возникает от того, что мое поведение рассогласовано с ожиданиями другого, с тем, каким он желает видеть меня, если стыд — рассогласование
Как ум вырабатывает зависть и гордость?
Как ум вырабатывает зависть и гордость? Умственные операции, порождающие зависть и гордость, осуществляются привычно, автоматически, бессознательно:1) акт восприятия или представления о некотором ценном качестве, свойственном себе и другому: черта личности,
Гордость и зависть способствуют самосознанию
Гордость и зависть способствуют самосознанию Сравнение сосредоточивает внимание на чертах, которые сравниваются, и это совершенствует представление о чертах соответственно представлению о самом себе и других. Если Ване сказали, что Петя аккуратный, то он без труда
7. Как размыслить зависть и гордость?
7. Как размыслить зависть и гордость? Анализируя зависть или гордость, мы выделяем следующие умственные операции:а) выбор значимого признака социального сравнения;б) актуализация ожидаемой идеи равенства: «другой должен быть подобен мне, он такой же, как я»;в) суждение,
Зависть и тщеславие, гордость
Зависть и тщеславие, гордость Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причем различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «черную», которая густо замешана на ненависти и
Гордость и наигранность
1. Гордость и наигранность В христианской идеологии гордость считается не только одним из смертных грехов, но первым и самым серьезным — более фундаментальным, чем другие. В величайшем памятнике христианского мироощущения, «Божественной комедии» Данте, мы видим
Гордость и скромность
Гордость и скромность ГерманияМихаэль Айд»В жизни очень важно испытывать положительные эмоции. Чувства радости, гордости, привязанности, любви и удовлетворения – главные составляющие счастливой жизни. Но Микаэль Айд понял, как важно встраивать эти эмоции в социальный
Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ
Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ При всех своих бешеных усилиях достичь совершенства и при всей своей вере, что оно достигнуто, невротик не достигает того, в чем отчаянно нуждается самоуважения и уверенности в себе. Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной
Обманчивая гордость загруженностью
Обманчивая гордость загруженностью Если хочешь, чтобы тебе стало легче как можно быстрее, попробуй притормозить. Лили Томлин, комедийная актриса «Когда оба моих ребенка были совсем маленькими, — вспоминала Дебора, — мои будни были такими же, как у бесчисленного
ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ
ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ Гордыня и гордость. Вроде бы одно и то же. Раньше определить разницу я бы не смог, теперь она мне стала понятна.Воинов ведут три дня через пустыню, а затем подводят к воде.Одни жадно кидаются и пьют, забыв обо всем, а другие делают это спокойно и с
Мужская гордость
Мужская гордость Мужская гордость – это то, чего нельзя задевать никому.Пока у мужчины есть то, чем он может гордиться, он чувствует себя на коне. В отношении с другими мужчинами он чувствует себя равным, так как у каждого есть свое первое место. Мужчине необходимо
Разница в развитии, разница в поведении
Разница в развитии, разница в поведении Пол ребенка определяется набором хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Даже в материнской утробе развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Без специальных аппаратов и тестов опытные наблюдатели по внешнему виду будущей
48. Родительская гордость
48. Родительская гордость Лидерство начинается дома. Ваша семья – это организация, и ею нужно управлять, ее нужно ценить и улучшать, если вы всерьез намерены достичь фантастической жизни, которой, уверен, заслуживаете. Я также уверен, что самые одухотворенные, самые ценные
ДНО ИЗ ПРИВЫЧНЫХ наших чувств — зависть. Очень нехорошее это чувство. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем.
И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.
«У сусiда хата бiла, у сусiда жинка мила», поёт унылый хохол и жалуется, что «нема хатки, нема жинки». Так. Что ж, завести бы свою «жинку», выбелить бы свою «хатку». Да уж где нам. Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, — кто?
Долго, мучительно и бессильно завидовали мы Западной Европе, её широкому просвещению, её гордым правам. Теперь завидуем столь же мучительно, — и неужели столь же бессильно? — японцам: их скороспелой, но очевидной культурности, их подготовленности, их флоту… их гейшам, может быть. У них школы, у них поголовная грамотность, у них бинокли, у них на солдатах одежда с иголочки.
Завидно. Да кто же мешает нам самим завести всё такое и даже лучшее. Чиновник, что ли? Да чиновник-то откуда же взялся? Не уроженцами же луны комплектуются кадры нашего многочисленного чиновничества. Чиновник — плоть от плоти и кость от кости нашей. Да, ведь, и завидует-то кто? Чиновник же. Так как вне чиновничества у нас мало кто остается в интеллигентном, рассуждающем, сравнивающем, а потому и завидующем обществе.
Но, как бы то ни было, зависть глубоко въелась в нас. До того глубоко, что мы завидуем не только соседям, но даже и своим, например, детям нашим. Всё боимся, что они разовьются свободно, и будут не такими, как мы. Сохрани Бог, ещё умнее нас вырастут. Не захотят жить по нашим шаблонам, свои порядки заведут. Потому так и беспокоимся о том, как бы получше воспитать наших детей. Потому так и много попечения и оберегания на каждом шагу.
Зависть — плод слабости и несвободы. Сильные и свободные не завидуют. И потому, если мы хотим вести существование, достойное сильного европейского народа, то нам надо перестать завидовать. Надо понять, что мы сильны. Сильнее всякого чиновника.
Силен тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и сознает её, тот легко скуёт своё счастье. А завидовать не надо никому, — уже потому, что зависть — один из худших грехов, и ведёт к греху ещё противнейшему, — к унынию.
Уже и вопят малодушные, что мы на краю погибели, что придут чужие, и разделят нашу землю между собою, а мы будем уничтожены и поруганы.
Страшен сон, да милостив Бог.
Унылые вопли, так же, как и преждевременные дифирамбы, недостойны серьёзного и уважающего себя общества. Надо продолжать начатую общественную работу, без уныния, но и без похвальбы. Собственно говоря, все эти речи на тему о том, что мы слабы или что мы сильны, что мы погибаем или что мы должны в самом непродолжительном времени покорить весь свет — совершенно праздное и пустое дело. Будет удача и гений, — будут и приращения нашей обширной территории.
Дело не в том, жить или умереть, — всё дело в том, чтобы и жить, и умереть достойно великого и славного народа. «Любви горящей, самоотверженья»,1 — вот чего надо. Широкого сердца, а не широких границ.
Есть ли это? Если это есть, то всё есть.
Опубликовано:
Новости и Биржевая газета. 1904. № 268. 28 сентября.
Примечания:
1 — Цитируется строка из трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Для расширения славянского кругозора слушателей Русской службы Радио Свобода я в прошлой передаче привел отрывок из радиодонесения украинских армейских разведчиков. Говорят, оно было перехвачено русской стороной, которая не знала, что с ним делать, с этим незашифрованным донесением: «Нишпорили в запіллі, чигали в шелягах і, аби не панькатися, зметикували і крадькома налаштували тенета в манівця на царині, в які врешті решт спірвали якесь велике кацапське цабе і наразі човгаємо домів навпрошки чагарями проз кавунове бадилля з цим недорікуватим покидьком у лантусі». Я объявил конкурс на лучший перевод этого донесения. Победителем вышел мой друг Анатолий Головатый из Черкасской области. «Шарили в тылу, караулили в кустах и, чтобы дальше не возиться, сообразили и тайком устроили засаду за околицей на выгоне, где в конце концов и сгребли какую-то большую кацапскую шишку, и сейчас тащимся домой напрямик через заросли вдоль арбузной ботвы с этим гугнивым отребьем в мешке».
«Рискну достучаться до вашего разума, — так начинается следующее письмо. — А вы не допускаете, что Россия не имела никаких ужасных целей в отношении Украины? Что она, чем могла, помогала ей. Поставками газа по льготным ценам, льготами в доступе на рынок товаров, льготами в допуске людей для работы. Миллионы людей работали в России с девяносто второго года. Это просто факт. Сколько работали на так вами любимом Западе? Посчитайте, кто был в России и кто был там. Мне просто жаль, что приходится такие вещи говорить вам», — пишет этот слушатель. Согласен с ним: Россия действительно готова была не просто помогать Украине, а озолотить ее – даже за счет своих граждан, но при одном условии: чтобы она, Украина, что ей скажут из Кремля — делала, а чего не скажут – не делала. Это условие вечной дружбы и любви никогда не только не скрывалось, а всячески подчеркивалось, под конец – в самой грубой форме, в такой, что грубее не бывает – в форме войны. Кучма, вспоминая свои президентские годы, говорил, что с Россией ему очень трудно было вести хозяйственные дела. Как только речь заходит о крупном совместном проекте, Кремль обязательно выдвигает политические условия. Обязательно! Вплоть до кадровых вопросов: кого куда назначить. С чего бы они разбежались, все, без исключения, республики бывшего Советского Союза, если бы с ними обращались, как с равными? От добра добра не ищут.
Пишет Михаил Петрович Звягинцев: «Уважаемый Анатолий Иванович, я давно заметил, что вы неравнодушны к такому человеческому качеству, как зависть. Это, можно, сказать, ваша любимая тема, хотя касаетесь вы ее всегда вскользь, как и положено опытному пропагандисту. Я про этот способ знаю с ваших же слов. Но не преувеличиваете ли вы значение этого качества? Ведь помимо зависти, человек испытывает и другие чувства: любовь и ненависть, обиду и так далее, и тому подобное. Я, например, в своей жизни испытал весь спектр чувств, в том числе и зависть, но зависть добрую, утверждаю это с чистой совестью. Звягинцев. Подольск». Спасибо за письмо, Михаил Петрович! Значение упомянутого чувства как в жизни отдельного человека, так и в человеческой истории преувеличить, по-моему, все-таки невозможно. Не зря говорится, что это мать всех пороков, и давно говорится, с незапамятных времен. Зависть – мать всех пороков. Всех! Социолог Гельмут Шек когда-то написал целую книгу на пятьсот с лишним страниц о зависти, каковую зависть, ее историческую и повседневную роль, исследует со всех сторон с немецкой обстоятельностью. Эта книга есть на русском языке. «Зависть» — так она и называется, ее считают классической. Вот некоторые подзаголовки. «Зависть богов и концепт судьбы». «Зависть как предмет философии». «Чувство справедливости и идея равенства». Действительно, зависть — мать всего, в том числе и любви к справедливости и равенству. Дрожжи, на которых это все всходит, — это дрожжи зависти. Считается, что человек обычно скрывает свою завистливость. Я, однако, знаю целый класс, который завидует откровенно, воинственно. Говорю о крестьянах, о сельских жителях. Ух, как они завидуют и друг другу, и прочим! Еще несколько подзаголовков из той немецкой книги. Завистливые политические партии. Социализм и зависть. (Да, он весь из зависти!). Завистливый человек в качестве доносчика. Завистливый гость. (О, это страшный человек!). Зависть как фактор истребления населения в развивающихся странах. В этой книге особо показано, как народная зависть мешает развитию бедных стран. Я, кстати, давно думаю, как о чуде, о том, что народная зависть в послесоветской России до сих пор не натворила тех бед, которых можно было ожидать, — даст Бог и не натворит. Будет, видимо, что-то другое — в порядке исторического исключения, если будет продолжаться то, о чем говорится в следующем письме.
«Считалось, что советский человек крайне нетерпимо относится к буржуям за границей, а у себя — к рвачам, дельцам, барыгам, спекулянтам. Но это была официальная сказка! Те же самые люди в девяностые годы и позже сами страстно возжелали стать барыгами. Выяснилось, что наших людей неравенство возмущает гораздо меньше, чем западных! В РФ да, самый большой в мире разрыв между богатыми и бедными. Но это мало кого тревожит. Никакой зависти к самым подлым толстосумам! На 3ападе таких просто посадили бы и разорили, а у нас к ним относятся вполне терпимо. Никто не возмущается, что у Вальки-полстакана сынок — миллиардер. Москвичи не гневаются, что жёны их мэров попадают в списки журнала «Форбс». В промосковском Донецке, в шахтёрском крае, разбогатевший бандит и убийца вовсе не на последнем счету. В России сверхбогатые мерзавцы тоже никого не смущают. 3а них голосуют. Поддерживают их режим, их достижения, визжат: «Крым наш!» — говорится в письме. Русская терпимость к ворам должна бы сильно смущать западных поборников социальной справедливости, если бы среди них были вдумчивые люди. Они пишут целые тома, в которых рассказывают, что трудящиеся России не будут вечно любить непомерно богатых. По расчетам американских, немецких, особенно – французских полусоциалистов все русские барыги первого ряда давно должны были бы болтаться на виселицах. Население России спокойно опрокидывает такие ожидания. Оно покупает места в детских садах. Оно покупает отметки в школах. Оно покупает дипломы и диссертации. Оно покупает рабочие места, льготы, привилегии и награды. Погоду в стране делают деньги и связи. Блат выше наркома – изречение первых лет советской власти, когда министры еще назывались народными комиссарами. Вальку-полстакана, конечно, раскулачат, но не народные массы, а такие же, как сама. А что народ вдруг потребует всех поровнять – это вряд ли. Хотя все может быть. Натравить одних на других, в данном случае – маленьких барыг на больших легче легкого. Если телевизор этим займется, виселицы появятся очень скоро и пустовать не будут.
Читаю, кстати, вопрос: «А в какой момент размер налога переходит ту черту, после которой вы начинаете бранить распределительную справедливость?». Мне нравится ответ, который дает либерализм. Все налоги, вычеты, взносы, поборы должны быть наименьшими. Исходить из того, что налоги – зло, как выразился один из экономистов-классиков. Чем ниже налоги, тем меньше зло. Когда в России слышишь, что воры должны платить большие налоги, хочется сказать одно: воры должны сидеть в тюрьме, а не что-то там платить. Да, в тюрьме по приговорам, предусматривающим, естественно, конфискацию всего украденного плюс весомый штраф.
О судьбе Вальки-полстакана и ее коллег читаю из следующего письма: «Они должны соображать, что смена режима угрожает им, сколько бы они ни нахапали. Их просто прикончат, даже если режим сменится на такой же с другим главарём. Жировавшие на буме нефтяных доходов обыватели – социальная база такого режима. Это миллионы патриотствующих кретинов у телевизора. В захолустных городках им терять нечего, а в голове пусто, и по ней, как в барабан, бьёт пропаганда. Семьи нет, работы нет, перспектив нет. Но в «Новороссию» все равно рванула одна тысячная процента. Совсем чокнутые или маргиналы из уголовников. Остальные — не дураки. Они у телеэкранов за «наших» поболеют. Такая страна даже при крайне снисходительном отношении 3апада всё равно окажется в изоляции. Но ничего катастрофического в ней не произойдёт. Никакого фашизма на помойке не возникнет. Кадры, какие могли, уже себя проявили. Больше визгу, чем изму». Хорошо сказано: больше визгу, чем изму.
Продолжу одним крошечным письмишком. В одной из предыдущих передач наш американский слушатель Михаил Берфман упомянул случай в его штате: девица легкого поведения, на которую попытался напасть маньяк, пристрелила его через плечо, не обернувшись. К этому рассказу другой слушатель пишет: «Года три назад в разговоре проскочило: «Вот американцам разрешили иметь оружие, так они и герои». Все поставлено с ног на голову в сознании наших людей. Это вооруженные американцы разрешают или не разрешают что-либо своим властям, а не власти – им. Как на Запорожской Сечи», — говорится в письме. Великолепное уточнение, просто великолепное! Человек, понимающий Америку по-русски, а не так, как следовало бы, совершенно уверен, что тамошним людям разрешили быть свободными, вот они и свободны. Разрешили им жить лучше всех на свете, вот они и живут. То есть, в дополнение к свободе им разрешили больше всех и толковее всех трудиться – вот и пошли пахать, как заведенные. Им еще много чего разрешили – например, больше всех на свете расходовать моющих средств в расчете на душу населения, вот они и моются два раза в сутки. Такое имеют дополнительное разрешение – мыться два раза в сутки.
«Самый стойкий миф российского сознания, — пишет Алексей Баков, — мы сказочно богаты, у нас сорок процентов мировых ресурсов (помню, и во времена СССР цифра та же была, страна уменьшилась, а мифические ресурсы остались). Мол, только копни российскую землю — и богатства так и пойдут в карман. В Бога не верим, в коммунизм не верим, в рынок тоже не верим, но сорок процентов мировых богатств — это наше святое! Времена у нас сырьевые, всё, что только можно добывать рентабельно — всё добываем. И имеем где-то около семи триллионов рублей в год доходов от сырья в бюджете. И получится около четырех тысяч рублей на каждого гражданина РФ в месяц, если всё поровну и без остатка поделить (чего в России быть не может никогда, воровать — это вековая российская традиция). Но допустим, не своровали и честно поделили. Как на это прожить? И эти четыре тысячи — не больше, будут тогда, когда отнимем все шубохранилища и всю Рублёвку, все мерседесы и все часы у Пескова. Та же история была в семнадцатом – ну, думали, всё отнимем, поделим и заживём. Конечно, с жуликами бороться надо, бороться надо и с бесполезными затратными проектами. Но в конце будет максимум по четыре тысячи на человека, не больше. Вот и все сказочные российские багатства», — пишет Баков. Вот этот человек понимает, что путь к устойчивому, растущему достатку один – накопление капитала. Иного пути не было, нет и не может быть. Между тем, другой наш современник твердит: «Всякий капитал зиждется на обмане, живет им и прирастает». Да, так они и пишут, красные и розовые, пишут из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие… Капитал – это все, что создано и создается руками человека по благословению или при попустительстве Вседержителя, от пирамиды Хеопса до сортира где-нибудь на полустанке. Капитал – это и сами люди каждый со своими способностями и возможностями. Не знаю… Может и вправду все это стоит на обмане. Есть такая философия, которая говорит, что все, что мы видим вокруг себя, — это обман нашего зрения.
На горе стоит туман,
сушится пеленка.
Вся любовь твоя – обман,
Окромя ребенка.
Пишет аспирантка Нелли Колерова. Ей надоела, как она выражается, мировая ложь про Россию, все эти предвзятые, подделанные рейтинги, публикуемые различными агенствами, чья цель одна – приуменьшить, опорочить достижения русских, представить Россию отсталым государством. Она призывает перестать верить этим материалам западной пропаганды. Читаю: «Нельзя же врать постоянно. Но объективные данные нам нужны, поэтому, полагаю, вскоре у нас появятся собственные агентства… Нобелевка, которая стала окончательно ангажированной прозападной премией, заставляет нас задумываться о создании собственных международных премий. Поскольку дело касается не только нас одних, возможно, и рейтинговые агентства, и премии в области культуры, и оценки научных достижений будут создаваться, вручаться и определяться на базе тех новых организаций, в которых мы сейчас существуем: БРИКС, ШОС, других… Когда наши либералы ехидно спрашивают у оппонентов, что же сегодня Россия предлагает миру, им отвечают сухо одним словом: суверенитет. Как ни смешно, это слово для мира сегодня аналогично слову «свобода»… Это, безусловно, обозначает глобальный раскол», — пишет аспирантка Нелли Колерова, а на самом деле ничего она не пишет, а списывает, переставив несколько слов. То, что она прислала на «Свободу», принадлежит одной журналистке кремлевского направления. Думаю, так же Нелли Колерова изготовит и свою диссертацию: спишет ее у кого-нибудь. Но то, что она списала для нас, представляет общественный интерес. Конечно, собственные агентства для объективной оценки разных сторон российской жизни в сравнении с другими странами у России могут появиться. Деньги на такое дело всегда найдутся. Но не думаю, что это так уж обязательно. Ведь есть один показатель, который вбирает в себя все остальные, все без исключения. Его невозможно подделать. Я говорю о курсе рубля. Сколько стоит рубль, столько за него дают хоть на базаре в Пензе, хоть на бирже в Сингапуре. Кремль говорит, что Россия предлагает миру такую ценность, как суверенитет, равнозначный свободе. Пример своего суверенитета предлагает – и таким образом напрашивается на вопрос: а рубль не пробовали предложить? В придачу к суверенитету… Вот читаю, к слову, из последних новостей: «Деревянный» рубль никому не нужен — пишет главная государственная газета Китая «Жэньминь Жибао». — КНР отказала России в переходе на рубль в межгосударственных расчетах».
Следующее письмо прислал разоренный предприниматель – не разорившийся, а разоренный чиновниками, на которых у него не хватило взяток. «Уважаемый Анатолий Иванович! Исчезают самые доходные и лакомые куски сырьевой экономики и сервисного обслуживания населения, абсолютная монополия на энергоносители, а за последнее время и олигархическая монополия на городской мусор. Назовем имена главных московских мусорщиков: Абрамович, Дерипаска, прокурорский сын Чайка. В такой атмосфере наша скромная компания стала набирать темпы роста, приобретать опыт коммерческих отношений, устраиваться половчее в крайнем ряду рыночной экономики. Пока мы бегали за весами и зонтиком, ребята из правительственного аппарата, долго не думая, взяли под свой контроль Норильск с его тридцатью процентами мировой добычи никеля, платины, золота. Нефтяные месторождения уплыли в карманы чиновников. Тихая резня в области энергоносителей закончилась легким кровопусканием, а чтобы никто на эту тему не напрягался, решено было разбомбить Чечню. Люди должны думать не о том, как их грабят, а о террористах. Малый бизнес продолжал барахтаться, совершенствуя свои торговые дела, увеличивая ассортимент производимой продукции, умножая славу Родины достойным трудом. Наши первые кооперативные успехи в восемьдесят восьмом году выразились в отлитых свинцовых противовесах для балансировки колес. С черными от копоти лицами, мы не заметили, как к нам подошла «молодая демократия», готовая легко превратиться в «суверенную». Нам казалось, что все придет само собой, надо только зарабатывать. И заработали на орехи».
«Уважаемый Анатолий Иванович! – следующее письмо. — В одной из ваших передач услышал о женщине, которая тратит свою жалкую пенсию на животных, а себе не оставляет даже на самые необходимые лекарства. Подозреваю, что лекарства ей нужны, в первую очередь, для того, чтобы избавиться от этой заботы. Уверен, что далеко не все ваши слушатели знают, что такое «Синдром Месси» — «патологическое накопительство». Это психическое расстройство – мания собирательства ненужных вещей. Человек не в состоянии выкинуть ничего, вплоть до дырявых кастрюль. Он одержимо собирает по знакомым и помойкам всякий хлам. Больному кажется, что это все может пригодиться в хозяйстве. Синдром Месси увековечен Гоголем в образе Плюшкина. Сюда же относится и патологическое накопительство животных. Больной заполняет свое жилище десятками кошек, собак, кроликов, птиц. Они притягивают его, как наркотик — наркомана. Есть энтузиасты, организующие приюты для собак, кошек, ежей. Чем они отличаются от больных? Сравнительно нормальный энтузиаст находит и обустраивает помещение, где животные не страдают сами и не мешают окружающим людям. А вот женщина, которая содержит в двухкомнатной квартире двадцать кошек или, тем более, собак, не только отравляет жизнь соседям, но и мучает вроде бы спасенных ею животных. В ЕС таких судят по статье «издевательство над животными», — говорится в письме.
Ну, и пишет русский путешественник: «Побывал в Камбодже. Нищета, грязь, кучи мусора, беспорядок и коррупция. Среди хижин стоит демонстрируемый как достопримечательность дворец мэра пограничного города. Говорят, у начальника таможни еще больше. Люди зарабатывают по пятьдесят долларов в месяц или живут на подножном корму. Стоят бесчисленные ловушки для жуков и тараканов. Корыто с водой, куда они ночью забираются. Утром их собирают и употребляют в пищу. Виза выдается на границе, для нее требуется фотокарточка. Поскольку у большинства въезжающих фотокарточек нет, гид объясняет: «Вашу фотку камбоджийские таможенники заменят фоткой таиландского короля с купюры в сто батов, которую вы вложите в паспорт». Сто батов — это около трех долларов. Но поток-то народу огромный. Таможенники и их начальники не бедствуют. Здесь я думал о том, что ваша зацикленность на русских делах абсурдна, хотя и понимаю, что вы работаете на русского слушателя. В общем, путешествовать полезно. Хорошо, что нам это разрешается».
На волнах радио «Свобода» закончилась передача «Ваши письма». У микрофона был автор — Анатолий Стреляный. Наши адреса. Московский. Улица Малая Дмитровка, дом 20, 127006. Пражский адрес. Радио «Свобода», улица Виноградска 159-а, Прага 10, 100 00. В Интернете я в списке сотрудников Русской службы на сайте: svoboda.org
Ищете цитаты про зависть? Вам хочется узнать, из-за чего пробуждаются завистливые чувства у людей, как они проявляются и можно ли этому противостоять? Читая цитаты о зависти, поговорки и афоризмы вы сможете найти ответы на все эти вопросы.
Зависть — это эмоция, которая поедает многих из нас. Это нездоровая черта человека, она мешает нам двигаться вперед, так как фокусирует наш взгляд на успехах других, а не на том, над, чем нам хотелось бы работать.
Существует буддийский термин «Мудита», что означает симпатию или бескорыстную радость к успеху других. Развив такую симпатию, наша жизнь в корне поменяется, превращая ранее отрицательные эмоции в позитив, который мотивирует и вдохновляет нас.
Поэтому предлагаю вам приступить к чтению некоторых мыслей о зависти и сплетнях, с которыми стоит считаться на своем жизненном пути.
Цитаты про зависть и сплетни
- Неразумно искать или желать чужого несчастья. Если бы злоба или зависть были осязаемыми и имели форму, это была бы форма бумеранга. (Чарли Риз)
- Зависть, окруженная со всех сторон блеском чужого процветания, подобна скорпиону, заключенному в огненный круг, где он и погибнет. (Чарльз Калеб Колтон)
- Зависть увядает в чужой радости, при этом ненавидит всякое превосходство, которого она не может достичь. (Джеймс Томсон)
- Зависть — это пистолет с неисправным затвором, который взрывается в руках прицелившегося. (Остин О’Мэлли)
- Зависть — это незначительность души, которая не может видеть за пределами определенной точки. (Уильям Хэзлитт)
- Зависть — это трусливая сторона ненависти, все ее пути мрачны и опустошены. (Неизвестный)
- Не переоценивайте то, что вы получили, и не завидуйте другим. Тот, кто завидует не получает спокойствия. (Будда)
- На одного человека, искренне жалеющего о наших бедах, есть тысячи, которые искренне ненавидят наш успех. (Чарльз Калеб Колтон)
- Не держите недовольства против тех, кто пытается удержать вас. Чем выше вы поднимаетесь, тем меньше они становятся. Не доверяйте тем, кто пытается подтолкнуть вас, когда вы встаете. Чем завистливей они, тем опаснее становятся. (Неизвестный)
- Держитесь подальше от зависти. Она поедает добрые дела, подобно тому, как огонь сжигает лес. (Мухаммед)
- Блажен тот, кто научился восхищаться, но не завидовать, следовать, а не подражать, хвалить, но не льстить, вести, а не манипулировать. (Уильям Артур Уорд)
- Мы ничего не делаем, кроме как критикуем завистников, в то же время мы делаем все, чтобы позавидовать другим. (Неизвестный)
- Завидующий человек думает, что если его сосед сломает ногу, он сможет идти лучше его. (Хельмут Шойк)
- Жизнь — невидимый предмет посуды, а вы — то, что бросается в него. Бросаете зависть, сплетни или злобу тем самым подавляете беспокойство. Бросаете доброту, сопереживание и любовь тогда вас переполняет безмятежность. (Фабрицио Караманья)
- Зависть — это чувство, которое мы испытываем, когда тот, кого мы считаем своей собственной ценностью, превосходит нас. Тогда создается впечатление глубокой несправедливости в мире. Мы пытаемся убедить себя, что тот человек не заслуживает этого. Мы делаем все, чтобы обесценить его, говорим о нем плохо, мы критикуем его. Но если общество продолжает «поднимать» его, мы становимся сердитыми и все подвергаем сомнению. Потому что мы не уверены, что правы. Вот почему нам стыдно за собственную зависть. С точки зрения психологии мы могли бы сказать, что зависть — это несколько неуклюжая попытка восстановить доверие и самоуважение, предотвращая падение своей ценности за счет девальвации других. (Франческо Альберони)
- Фактически, все успешные люди которыми восхищаются и которых любят, всегда имеют врагов, которые их ненавидят и яростно им завидуют. (Франческо Альберони)
- Мы можем описать нашу ненависть, ревность, страхи или позор, но только не собственную зависть. (Франческо Альберони)
- Эффект зависти заключается не в желании обладать некой вещью, а в том, чтобы ее не было у других. (Неизвестный)
- Зависть — это база, если не ядро всех психопатологий. Потому что, если я завидую, значит, неизбежно хочу вам зла. А если я хочу вам зла, то неизбежно причиню себе вред. (Гвидо Савио)
- Поистине завистливый человек ненасытен, он никогда не может быть удовлетворен. Потому что его зависть исходит изнутри и поэтому всегда находит объект, на котором можно сосредоточиться. (Мелани Кляйн)
- Зависть — это форма порока, отчасти моральная, а отчасти интеллектуальная, которая заключается в том, чтобы никогда не видеть вещи относительно себя, а только по отношению к другим. (Бертран Рассел)
- Остерегайтесь тех, кто легко возмущается, поскольку негодование отделяется от унижения только через тонкую завесу зависти. (Хуан Миро)
- Зависть никогда не приходит на бал, одетая в костюм зависти. Приходит в чем-то другом: аскетизм, высокие стандарты, здравый смысл. (Мартин Луис Эмис)
- Не завидуйте тому у кого, кажется, есть все. У него есть то, что он хочет, например, жизнь, которую он хочет. Но у него нет того, что ему действительно нужно. (Марио Агилар)
- Если в доме много ценностей, это цель для многих грабителей. А когда у человека много талантов он является мишенью для многих завистников. (Неизвестный)
- Наша зависть к другим пожирает нас больше всего. (Александр Солженицын)
- О, какая горькая вещь — смотреть на счастье через чужие глаза. (Уильям Шекспир)
- Дураки могут нас презирать, а не завидовать нам. Потому что зависть — это своего рода похвала для нас. (Джон Гей)
- Зависть — это признак отсутствия понимания нашей собственной уникальности и самооценки. У каждого из нас есть что-то такое, чего не имеет никто другой. (Элизабет О’Коннор)
- Законы не мешают каждому человеку жить в соответствии с его склонностью, если только люди не навредили друг другу; ибо зависть создает начало раздоров. (Демокрит)
- Если у зависти ваших завистников нет смысла, вы на шаг впереди них. А если у вас есть смысл, вы на многие мили опередили их. (Неизвестный)
- Негодование во многих случаях составляет 2% морали, 48% негодования и 50% зависти. (Кристиан Де Сика)
- Зависть — самая глупая из пороков, потому что нет ни единого преимущества, которое можно получить от нее. (Оноре де Бальзак)
- Самый верный знак рождения с выдающимися качествами — это родиться без зависти. (Франсуа де Ларошфуко)
- Заслуга часто является препятствием для спокойной жизни, потому что она пробуждает у соседей два плохих качества — зависть и страх. (Неизвестный)
Афоризмы про зависть
- Зависть всегда длится дольше, чем счастье тех, кому завидуют. (Бальтасар Грасиан)
- Зависть — это налог, который оплачивает все различия. (Ральф Уолдо Эмерсон)
- Ничто не заостряет так взгляд, как зависть. (Томас Фуллер)
- Зависть более непримирима, чем ненависть. (Овидий)
- Зависть похожа на муху, которая облазит все тело, но остановится на язвах или ранах. (Неизвестный)
- Всякая зависть пропорциональна желанию.(Сэмюэл Джонсон)
- Всякий раз, когда друг преуспевает, что-то во мне умирает. (Гор Видал)
- Пусть возраст оставит на лице морщины, а не зависть. (Томас Браун)
- Зависть была, есть и будет уничтожением многих. (Пифагор)
- Зависть рождается в сравнении себя с другим человеком. Где нет никакого сравнения, нет зависти. (Френсис Бэкон)
- Птица с красивыми перьями является мишенью для многих охотников.
- Прекрати завидовать людям за то, что у них есть; начни работать над тем чего ты хочешь.
- Когда они не могут убить вашего гения, они пытаются завистью убить вашего персонажа.
- Плодородному дереву нет причин завидовать плодам другого дерева.
- Чем ярче плоды дерева, тем больше камней в них бросают люди, желая их сбить.
- Превосходство раздражает наших завистников, успех их бесит, а гений убивает.
- Зависть — это восхищение, вызванное негодованием.
- Зависть — это шедевр ваших врагов, чтобы вы засомневались в своем гении.
- Завидущий человек становится худее с тучностью своего соседа. (Сократ)
- Ревность — это мучить себя, опасаясь, что тебя замучает другой.
- Любовь смотрит через телескоп, а зависть, через микроскоп. (Джош Биллингс)
- Зависть — это искусство подсчета благословений другого человека, а не своих собственных. (Гарольд Коффин)
- Зависть скрывается на дне человеческого сердца, словно гадюка в своем логове. (Оноре де Бальзак)
- Ревность всегда рождается с любовью, но не всегда умирает вместе с ней. (Франсуа де Ларошфуко)
- Зависть нападает на самых благородных, так и ветры воют вокруг самых высоких вершин. (Овидий)
- Свист зависти — оскорбление самого себя. (Евтушенко Евгений Александрович)
- Зависть убивает себя своими же стрелами. (Неизвестный)
- Если зависть была бы работой, в мире не было бы безработных.
(Неизвестный) - Ревность травмирует нас кинжалом неуверенности. (Терри Гиллеметс)
- Зависть — это мучение собственного бессилия. (Сальваторе Натоли)
- Зависть — это словно принять яд и ждать, пока другой человек умрет. (Малаки Мак-Корт)
- Собака, сидящая на привязи, лает на ту, которая бегает свободно. (Марти Рубин)
- Как моль грызет одежду, так и зависть поглощает человека. (Неизвестный)
- Зависть всегда нуждается в аудитории. (Франческо Альберони)
- Тишина завистливого человека производит много шума. (Джебран Халиль Джебран)
- Те, у кого меньше всего уверенности в себе, самые завистливые люди. (Уильям Хэзлитт)
- Подобно тому, как ржавчина поедает железо, зависть поглощает завистливых людей.
(Антисфен) - От зависти к восхищению всего один шаг — честность. (Анна Кулик)
- Те, кто живут с завистью, умирают от гнева. (Неизвестный)
Пословицы о зависти
- Где присутствует зависть, там любовь увянет. (Сицилийская)
- Зависть — спутница большого провала. (Шведская)
- Зависть — это самая верная форма лести. (Шведская)
- Ревность жестока, словно могила. (Румынская)
- Любовь никогда не бывает без ревности. (Румынская)
- Зависть всегда стреляет с высокой точностью. (Румынская)
- Зависть никогда не умирает. (Румынская)
- Зависть следует за заслугами, как тень следует за телом. (Никарагуанская)
- Ревность — это пепел оставшийся от огня любви. (Нигерийская)
- Зависть к успехам друга, словно запах гнилой тыквы. (Перуанская)
- Зависть и жадность растут на одном стебле. (Намибия)
- Нерадивый кузнец всегда завидует другому. (Венгерская)
- Ревность — это боль, которая ищет причину своего появления. (Немецкая)
- Дом зависти лежит в самых низких впадинах, бездыханных, безветренных, мрачных и наполненных холодом. (Греческая)
- Чтобы заставить вашего соседа ревновать, ложитесь спать рано и вставайте с рассветом. (Корсиканская)
- Зависть стреляет по другим, а ранение наносит себя. (Коста-риканская)
- Пока на Земле останется хотя бы два человека, ревность будет существовать. (Бенгальская)
- Зависть — это груз, который трудно нести. (Арабская)
- Укус льва заживает быстрее, чем от зависти. (Арабская)
- Настоящая дружба может разрушиться завистью. (Албанская)
- Зависть слепа. (Албанская)
- Зависть всегда кроется за преувеличенной похвалой. (Албанская)
- Зависть не входит в пустой дом. (Албанская)
- Зависть друга хуже ненависти врага. (Албанская)
- Мучение зависти подобно песчинке в глазу. (Китайская)
- Если бы зависть была лихорадкой, весь мир был бы болен. (Датская)
- Когда колесница фортуны легко катится, зависть и стыд цепляются за колеса. (Датская)
- Лучше иметь нелюбимого мужа, чем ревновать. (Итальянская)
- Из колодца зависти только дурак пьет воду. (Нигерийская)
- Лучше быть объектом ревности, чем жалости. (Марокканская)
- Любовь слишком редка, чтобы ее терять от ревности. (Мексиканская)
- Любовь без ревности словно пан, без усов. (Польская)
- Зависть видит море, но не скалы. (Русская)
- Зависть может из лебединых яиц выводить плохих утят. (Русская)
- Если бы зависть могла гореть, то не было бы необходимости в древесине. (Югославская)
- У ревности и страха большие глаза. (Сербская)
- К счастливым людям всегда без приглашения приходит зависть. (Неизвестный)
- Зависть — спутник славы. (Латинская)
- У зависти никогда не бывает праздника. (Латинская)
- Зависть ждет чьего-то хвастовства. (Латинская)
- Зависть ничего не делает на пустом месте. (Греческая)
- Собственное наказание врага — его зависть. (Индийская)
- Любящий человек — ревнивый человек. (Итальянская)
- Там, где нет ревности, нет и любви. (Немецкая)
- Кто завидует, тот всегда страдает. (Немецкая)
- Нет ревности без любви. (Немецкая)
- Зависть ничего не ест, кроме собственного сердца. (Немецкая)
- Ревность питается сомнениями. (Французская)
- Любовь изгоняет ревность. (Французская)
- Зависть выходит за пределы скупости. (Французская)
- Зависть — это собственный мучитель. (Датская)
- Зависть никогда не была хорошим представителем. (Датская)
- Глаз соседа полон ревности. (Датская)
- Глаза завистливее, чем ухо. (Африканская)
- Соревнуйтесь, но не завидуйте. (Арабская)
- Зависть стреляет в других, а ранит себя. (Английская)
Заключение
Что вы думаете об этих цитатах про зависть? Развитие чувства бескорыстной радости не
позволит в нашем сердце, прорасти семенам зависти. Мы в состоянии по-настоящему наслаждаться чувством радости, а не увязнуть в негативе. Вместо этого давайте вдохновляться и быть позитивно мотивированными.
Зависть исходит от латинского слова in-videre («смотреть предвзято», «выглядеть неправильно»). Она является одной из самых распространенных и даже самых невыразимых, современных чувств. Датская пословица гласит: «Если бы зависть была лихорадкой, весь мир был бы болен».
В этой подборке цитат вы смогли найти широкий выбор пословиц и афоризмов, а также цитаты про зависть и завистников, которые помогут вам сделать правильные выводы.
С уважением, Helen.
В заключение посмотрите 10 фото, на которых показано дикую зависть.
Людишки меня забавляют. Физиономии позеленели от зависти, надулись как сычи. Розалин, забава моя прибавляет силы и здоровья.
Женские коллективы всегда полны слухов, сплетен, домыслов и зависти.
Лучших люди ненавидят за их успешность и гениальность.
Зависть – чувство противоречивое. Сегодня ты на коне, завтра – кто-то купил лимузин, и лошадка твоя померкла. Жизнь как ралли, в котором всегда есть лидеры, которые непрерывно меняются. Глупо всех ненавидеть.
Талант похож на цветок, поднимающийся высоко над поляной, и затемняющий остальной цветник. Глупо завидовать сорванному первому цветку. Его жизнь висит на нитке, из-за оторванности гения от корней и земли. А вы еще будете здравствовать.
Благополучие для другого печальна. Вызывает зависть. – Я. Княжнин
Жалость бесплатна, а над завистью еще требуется поработать.
При восторженности злобы рождается зависть.
Соседи снова поменяли авто. Жди. Приду душить. Твоя Жаба.
Зависть ведет к разрушению ауры, душевного равновесия, отвлекая от цели и дел. Следуй за ней – попадешь в психушку.
Дракон летит на три особы. С головами ненависти, обмана и злобы.
Продолжение красивых цитат читайте на страницах:
Тех лишь не хулят, кто зависти не стоит. – Эсхил
Зависть не знает выходных.
Зависть — ревность самолюбия.
Зависть – это сожаление о чужом благе. – Плутарх
Зависть — это сожаление о чужом благе. – Плутарх
Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти. – Оноре де Бальзак.
Ничто так иных не напрягает, как умение других расслабиться!
Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастье тех, кому мы завидуем.
человеческая зависть – это в первую очередь желание поменяться местами в жизни…
Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги. – Клод Адриан Гельвеций
Зависть — это восторженная злоба.
Где надежды значительнее, там всегда и зависть губительнее, и ненависть опаснее.
Любовь и зависть заставляют человека трепетать.
Люди всегда говорят плохо о том, кому они завидуют.
Зависть не оправдывает никого: в ущерб другим она действует исключительно в свою пользу. – Сенека Младший
Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении. – Диоген
Собственное счастье нередко замечаешь лишь благодаря зависти, которую оно вызывает.
Всегда рад был сочувствовать радостям ближнего.
Чем выше мы поднимаемся, тем меньше и ничтожнее кажемся тем, кто не может взлететь.
Замок Нидзё в Киото — он был построен сёгуном не потому, что сёгун жил или собирался жить в Киото. В Киото жил император, ровно напротив сёгунского нового дворца, и очень завидовал. В этом вся цель.
Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью. – Френсис Бэкон
Небезопасно хвалить предмет твоей любви приятелю — стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.
Тело людишки покрывают одеждой, а эгоизм и зависть — болтовней о прекрасных чувствах. Сумей сорвать тряпки и вот они перед тобой, нагие и послушные.
Чёрт, а мне так нравятся завистливые люди.которые шепчутся у тебя за спиной.обсуждают.завидуют. они тратят на это время.а мне приятно.забавляет как-то…
Наскакивают на тебя те люди, которые, увидев у тебя ведро говна, потребуют отдать им половину.
Эти косые взгляды, эта наглая зависть, давит на меня хоть и самую малость!
Будем наслаждаться тем, что имеем, не вдаваясь в сравнения; никогда не будет счастлив тот, кто досадует на более счастливого.
Зависть – это признание себя побеждённым.
Зависть — это наиболее бессознательная и наиболее низкопоклонная лесть. – Э. Марбо
Зависть — враг счастливых. – Эпиктет
Зависть не умеет прощать.
Человек готов на многое, чтобы пробудить любовь, но решится на все, чтобы вызвать зависть.
В зависти, среди прочего, заложена и любовь к справедливости.
Как печально видеть мелкую зависть в великих мудрецах и наставниках мира сего. Я уже с трудом понимаю, чем руководствуются люди — да и я сам — в своих поступках. – Ч. Диккенс
Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаваться. – Франсуа Ларошфуко.
Незавидна участь того, кому никто не завидует. – Эсхил
Зависть – это чувство, пораждаемое у других моей улыбкой…
Овцы, завидующие волку, — волки в овечьей шкуре.
Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие. – Б. Спиноза
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
Нет комплимента более искреннего и красноречивого,чем людская зависть.
Чужая зависть — лучшее утешение.
Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия. – Аристотель
Зависть и ревность суть срамные части человеческой души. – Ф. Ницше
Она не одинока в своей болезни. Если бы зависть сопровождалась горячкой, трясло бы весь мир.
Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. – Ф. Ларошфуко
Зависть, которая говорит и кричит, обычно бездейственна; бояться надо той зависти, которая безмолвствует. – Антуан де Ривароль
Честь и зависть идут бок о бок.
Завидуя хорошему, можно самому стать неплохим.
По своей природе люди являются мелочными и ревнивыми. Они завидуют тому, чего сами не имеют, и так как сами они это получить не могут, то просто уничтожают. И красота — это та вещь, которая им ненавистна большего всего.
Как тень за светом, так по пятам за успехом идет зависть.
Те, кто любил тебя до твоего успеха, после успеха тебя любить не будут. Славы и успеха люди не прощают.
На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее. – Овидий
Очевидно, что ничего не стоит тот человек, который не вызывает к себе зависти. – Эпихарм
Ненависть — активное чувство недовольства, зависть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.
Cочувствие можно получить, зависть нужно заработать…
Лекарство для завистников — пустыня.
Любопытство — надежнейшее лекарство от зависти: проникнув за покров внешнего, всегда обнаруживаешь, что завидовать нечему.
Почему люди завидуют друг другу вместо того, чтобы понять, как прекрасны они сами?
Там где есть необоснованная ненависть, всегда имеет место вполне обоснованная зависть
Зависть обычно стремится уничтожить то, что есть у другого.
Зависть не только сердце делает уродливым.
Если бы зависть сопровождалась горячкой, трясло бы весь мир.
Зависть — подруга пустых душ. – Пиндар
Завистники умирают, но зависть — никогда.
Никакое благородное и возвышенное чувство недостаточно сильно, чтобы оказать противодействие низкому чувству зависти. – И. Флавий
Зависть — самая искренняя форма лести. – Д. Коллинз
Величина башни измеряется длиной отбрасываемой ей тени, а величие человека — количеством его завистников.
зависть – плохой советчик
Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность. – Г. Левис
Красивая девушка, хватившая родительской любви и избалованная настолько, что последствия уже необратимы, имеет особый талант портить настроение другим людям.
Локти кусают, когда руки короткие.
У завистливых людей длинные руки. – Д. Келли
Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья. – Екатерина II
Никакая страсть не околдовывает человека, как любовь или зависть. – Френсис Бэкон
Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий. – Г. Сковорода
Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других. – Абу-ль-Фарадж
Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав. – Антисфен
Зависть – самая искренняя форма лести. – Джон Коллинз
Зависть накидывается на самые высокие достоинства и щадит одну только посредственность. – Гастон де Левис
Чувство зависти не дает тебе расслабиться, тебе не нравиться, что я поднялась, а ты в заднице?!
Те, кто говорят в спину, всегда там были, там и останутся.
Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть. – Г. Филдинг
Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем. – Франсуа де Ларошфуко
Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным. – Менандр
Зависть — сестра соревнования. – А. Пушкин
Главная причина враждебности между людьми… — зависть.
Единственные страсти, которые не дают наслаждения, — это зависть и страх. – Д. Коллинз
Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют. – Р. Декарт
Зависть… есть такая низкая и трусливая страсть, что в ней признаться не смеет никто. – Ф. Ларошфуко
Самое тягостное для завистника — если никто ему не завидует. – М. Мартен дю Гар
Зависть непримиримее ненависти. – Ф. Ларошфуко
Чего только на свете не скажет и не сделает женщина, особенно если речь идет о красоте другой женщины!
Если не хочешь страдать, не будь завистливым. (Унсур аль Маали)
В сегодняшнем мире так много зависти, зла, лицемерия и обмана, что невозможно насладиться чистой любовью и искренним счастьем.Завистники умрут. Но зависть – никогда!
Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду.
Зависть — секира души. – Анахарсис
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. – Б. Спиноза
Даже если у всех современников зависть вызовет молчание, придут те, которые будут судить без раздражения и без снисхождения. – Сенека Младший
Зависть лучше сочувствия…
Зависть терзает и сама терзается. – Овидий
Обсуждай, тихо ненавидь, в лицо ты все равно мне улыбнешься, не обожгись, я буду знать твою слабость – зависть.
Завидуют те люди,которые сидят в жопе,мечтая добиться того же, что и ты!
Многие каждый шиллинг в чужом кармане воспринимают как личное оскорбление.
Люди готовы завидовать даже красивым похоронам.
Зависть – враг счастливых
показывает, насколько несчастными они себя чувствуют .» Сенека
«Не завидуй тому, что нельзя изменить. » Хайям О.
«По зависти противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.» Гельмгольц Г.
«Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья .» Екатерина II
«Люди часто похваляются самыми преступными страстями,
но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.»
Ларошфуко Ф.
«Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные .» Спиноза
«Зависть, если можно так выразиться, лишена корысти. Она возникает не из стремления обладать. Напротив, это желание, чтобы кто-то другой чего-то не имел. Её цель — отобрать это «что-то» и уничтожить или хотя бы уменьшить его ценность или значение .» Вишневский Я.
«Смотрите, – сказал граф, схватив молодых людей за руки, – смотрите, ибо клянусь вам, на это стоит посмотреть: вот человек, который покорился судьбе, который шёл на плаху, который готов был умереть, как трус, правда, но без сопротивления и жалоб. Знаете, что придавало ему силы? Что утешало его? Знаете, почему он покорно ждал казни? Потому, что другой также терзался; потому, что другой также должен был умереть; потому, что другой должен был умереть раньше него! » Дюма А. Граф Монте-Кристо
» Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду. » Пушкин А.
» Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки. » Имам Садык
«Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его .» Библия. Ветхий завет
Зависть терзает и сама терзается.
Зависть — враг счастливых.
Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.
Бальзак О.
Царят на свете три особы, Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба.
Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.
Невыносимой мукою томим Тот, кто во всем завидует другим. Всю жизнь тоской и злобою дыша, Затянута узлом его душа.
На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.
Льстясь на чужое, своего лишаешься.
Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, — никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья… Когда тебе придет в голову, сколько людей идет впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади.
Завистники умрут, но зависть — никогда.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Спиноза Б.
Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.
Сковорода Г. С.
Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.
Абу-ль-Фарадж
Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику.
Грасиан-и-Моралес
Зависть — яд для сердца.
Не многие из нас могут вынести счастье — разумею, счастье ближнего.
Марк Твен
Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, чем я моим недругам.
Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью.
Зависть обвиняет и судит бездоказательство, она приумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости.
Вовенарг
Зависть — сестра соревнования.
Пушкин А. С.
С завистью можно бороться только одним способом: сделать так, чтобы жизнь завистливых была счастливее и полнее.
Рассел Б.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть ограничительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Фонвизин Д. И.
Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги. Ильвеций К. Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло.
Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других.
Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим.
Рассел Б.
В зависти, среди прочего, заложена и любовь к справедливости.
Хэзлитт У.
Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.
Спиноза Б.
Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.
Демокрит
Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им.
Лейбниц Г.
Пусть одарен Фортуной вдруг Наш недруг, только бы не друг; Мы первое стерпеть готовы, Но не переживем второго.
Зависть порождает раздор среди людей.
Гельвеций К.
Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.
Одна напечатанная ерунда создает еще у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырех.
Маяковский В. В.
Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.
Филдинг Г.
Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
Екатерина Великая
Если не хочешь страдать, не будь завистливым.
Кей-Кавус
Зависть для ума — что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум.
Зависть еще непримиримее, чем ненависть.
Ларошфуко
Неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать, ибо невозможно, чтобы многие хоть в чем-нибудь их не превосходили.