Американские ученые из университета Вандербильта провели исследование, в результате которого пришли к выводу, что чувство зависти обладает особой энергетикой, способной быть эффективным двигателем в конкурентной борьбе. Но для этого необходимо научиться работать с этим противоречивым чувством.
Исследователи провели эксперимент в одной из организаций, разделив людей на две группы и предложив им одну и ту же идею к исполнению. Одной группе сказали, что она исходит со стороны компании-конкурента, а другим, что это мысль одного из сотрудников. Оказалось, что люди, которые, считали, что идея принадлежит сторонней организации, восприняли ее с большим энтузиазмом, чем те, кто был уверен, что это предложение коллеги.
Ученые далеко не в первый раз изучают чувство зависти. В 2012 году французские исследователи из Национального института здравоохранения и медицинских исследований (INSERM) и вовсе назвали зависть отклонением в работе головного мозга. Во время эксперимента ученые зафиксировали чувство зависти при помощи ФМРТ, отметив повышенную активность зеркальных нейронов в теменной доле и в перемоторной коре. Обычно эти же области помогают решать человеку, стоит ли тот или иной объект внимания или активности. Таким образом, ученые сделали вывод, что система оценки и система подражания связаны в мозге, и чем больше эта связь, тем завистливее человек. Исходя из этого, возникло предположение, что у завистников нарушена система работы мозга.
А вот немецкий специалист по предпринимательству, профессор Рейнхольд Вюрт из университета Карлсруэ и вовсе отмечает, что зависть никогда не была такой сильной, как у сегодняшнего поколения, даже несмотря на высокий уровень жизни.
«Хотя люди никогда еще не жили так хорошо, как сейчас, современное общество более чем когда-либо пронизано завистью. В Швеции, Германии и Австрии особенно часто слышишь сетования на это», – говорит он.
С ним согласна и профессор медицины из Калифорнии Бетси Коэн. По ее мнению, все последующие поколения будут еще завистливее. «Никогда еще не было столько зависти, как сегодня. И наши внуки станут еще более завистливыми, чем мы», – говорит Коэн.
Российские психологи считают зависть стратегией мышления, с помощью которой люди воспринимают мир, рассказала корреспонденту «МИР 24» врач-психотерапевт Айна Громова.
«Ревность и зависть – самые стандартные эмоции, которые мы испытываем каждый день. Они обусловлены тем, что мы постоянно сравниваем свои успехи и достижения с успехами и достижениями других людей. Мыслим мы, как правило, в этом случае так – если у меня лучше, чем у других, то я молодец. Если другие в чем-то меня обошли, то значит мне плохо, потому что зависть пошатывает не очень правильную самооценку. Это такая стратегия мышления, с помощью которой мы воспринимаем мир», – говорит эксперт.
Опять-таки если вы завидуете, не думайте, что это чувство знакомо только вам. Испытывает зависть в той или иной мере почти каждый человек, уверяет эксперт.
«Первое, что нужно для себя уяснить – это стандартная разрушительная эмоция, которую испытываем, к сожалению, мы все, за редкими исключениями. Она обусловлена тем, что мы неправильно воспринимаем себя и других людей. Эта неправильная стратегия мышления называется «несправедливое сравнение». Сравнивая себя с кем-то другим, ты обязательно обнаружишь у него что-то лучше, чем у себя, и начинается рушиться твоя самооценка, происходит эмоциональный дискомфорт. Постоянно сравнивая себя с кем-то другим, ты не становишься лучше. Завидуя другому, нет возможности продвинуться ни в каком направлении, будь оно профессиональным или личным. Ты все свои ресурсы выбросишь в топку этих эмоциональных переживаний», – говорит Громова.
Работа мечты
Однако в большинстве случаев зависть оказывается неоправданной. Лишь изредка можно адекватно оценить результат достижений человека, который видят окружающие. Но есть у зависти и обратная сторона – это защитная реакция в виде преуменьшения успехов человека.
«Очень важно понимать, в чем несправедливость таких суждений. Мы ревнуем и завидуем, очень искаженно воспринимая успех другого человека, видя, скорее обертку, яркий красивый фантик, но мы не в состоянии адекватно сравнить свои достижения с достижениями другого, оценивая суть. Вот конкретный пример. Сосед купил себе хорошую машину. Человек ему завидует и пытается объяснить успех соседа. Например, «он сам бестолковый и ни на что не способный, но его спонсируют богатые родители». Или ему «просто повезло». И если такое оправдание найдено, то человек испытывает успокоение», – сказала Громова.
Зависть возникает гораздо реже у тех, кто задумывается, как много человеку, возможно, пришлось пережить, чтобы достигнуть сегодняшних результатов.
«Несправедливость заключается в том, что мы ограничены в убеждениях. Мы не думаем о том, каково соседу было в реальности заработать эти деньги, на которые он приобрел автомобиль. Отсюда вывод – окружающие всегда оценивают поверхностно, они не готовы пройти путь другого человека. В чужую шкуру никто не готов влезть. Мы судим по внешним признакам, не желая пройти тот путь, который прошел другой человек. В этом и есть несправедливость», – объясняет психолог.
Чтобы избавиться от зависти, для начала нужно сказать себе жесткое «стоп».
«Надо базово понимать, что ревность и зависть приносят много отрицательных, негативных моментов. Это проявления аутоагрессии. Чтобы избавиться от них, человек должен сказать себе «стоп». И, прежде всего, разобраться в причинах возникновения зависти. Именно работа с причиной, которая вызывает негативные эмоции – и есть ключ к тому, чтобы от них навсегда избавиться», – сказала Громова.
Чаще всего причинами зависти становятся неуверенность и заниженная самооценка. В этом случае психолог рекомендует начать вести дневник собственных достижений.
«Как инструмент избавления от этих причин полезен будет дневник, в который нужно записывать свои достижения. Всякий раз, как что-то особенно хорошо получилось, нужно записать в дневник и обозначить буквой «М» – мастерство. Такой способ поможет посмотреть на себя со стороны в позитивном ключе – «я молодец», «у меня многое получается».
Параллельно этому, на основании реальных достижений, не только меняется самооценка, но и растет уверенность в себе. Чем больше человек видит, какой он молодец, тем выше его уверенность в себе и меньше невротический мотив сравнения с другими. Вектор внимания будет направлен на собственные успехи и достижения, собственное планомерное развитие и предметы для гордости собой», – сказала Громова.
Победу над завистью можно будет считать успешной в том случае, если на ее месте возникло уважение. «Тогда ты будешь воспринимать успехи и достижения других людей как должное и нормальное явление. Идя своим путем, ты понимаешь, что не бывает успеха просто так. Это большой труд. Те люди, которые раньше вызывали у тебя зависть и ревность, начинают вызывать уважение. Ты понимаешь, что это большой путь, и ты тоже идешь этим путем», – заключила психолог.
Завидовать — неприятно, но не завидовать, кажется, невозможно. Надо ли вообще бороться с завистью и может ли она быть полезной? Вместе с компанией HP мы задали эти и другие вопросы клиническому психологу Григорию Мисютину и философу Олегу Аронсону, а они рассказали, что думают об одном из самых сильных чувств (спойлер: их взгляды разошлись).
Зависть нужна, чтобы научиться себя понимать
Ben Sweet / Unsplash
Григорий Мисютин, клинический психолог
Есть миф, что есть хорошие эмоции и плохие. Глобально это не так: оружие — не зло само по себе; все зависит от того, как его использовать. Зависть — это наша ответная реакция на предъявляемые стимулы, и она так же естественна, как зевота. При этом, конечно, мы испытываем зависть по-разному, и важно не стать ее заложниками. Многое зависит от нашего эмоционального интеллекта — способности понимать, что происходит с нами и с людьми вокруг, насколько мы можем регулировать происходящее и как относимся к появлению эмоции. Мы знаем: для того чтобы научиться подтягиваться, нам нужно накачать мышцы. Так и здесь: чтобы справляться с эмоциями, нужно разобраться в том, что я испытываю, как это во мне проявляется и как я реагирую. Например, человек в гневе может использовать принцип «бей, беги, замри» и постараться атаковать, а может сэкономить силы и просто побыть некоторое время в печали.
Завидовать люди могут по разным причинам. Обычно при этом выполняется одно из трех условий. Во-первых, мы можем столкнуться с человеком, у которого есть то, что нам недоступно — например, социальное признание или материальное благосостояние. Когда у нас этого нет, мы чувствуем себя уязвимыми, и эта уязвимость вызывает эмоциональный дискомфорт. И здесь есть ловушка: можно почувствовать уязвимость и бросить все силы на то, чтобы добиться желаемого. А можно просто задать себе вопрос: почему мне это нужно? Нам ведь нужно не все, чего мы хотим. Придя на рынок, мы можем накупить килограммы фруктов, а потом понять, что физически не можем столько съесть — хотя все они кажутся привлекательными.
Во-вторых, зависть может быть не привязана к конкретным людям. Нас может расстраивать сам факт отсутствия чего-либо — например, научной степени или машины определенного автоконцерна. В этом случае каждый раз, когда я буду об этом вспоминать, я буду понимать, что у меня этого нет.
И в-третьих, зависть может быть болезненным стремлением к чему-либо. В этом случае отсутствие чего-либо становится навязчивой идеей и заполняет все сознание. Помните Смеагола из «Властелина колец» с «моей прелестью»? Такая страсть связана не с объектом вожделения, а с тем, что я чувствую нестерпимую боль, пока моя жизнь не будет соответствовать внутренним стандартам. Это желание почувствовать себя защищенным и, как следствие, стремление к превосходству.
Javier García / Unsplash
В любом из этих случаев зависть может стать импульсом для более внимательного исследования собственных ценностей и потребностей. Во-первых, неплохо бы разобраться, чего я на самом деле хочу. А во-вторых, продумать запасные пути. У нас есть ценностные ориентиры, к которым приводят разные пути. Чтобы почувствовать себя в безопасности, не обязательно садиться за руль машины за 5 миллионов долларов: этого ощущения можно добиться и другими способами.
Когда мы захвачены какой-то идеей, это прекрасно, но в то же время одержимость делает нас уязвимыми — мы можем упустить сигналы об истощении. Если вы настроились чего-то добиться в определенный срок и бросили на это все силы, а потом, скажем, заболели и цель стала временно недостижимой — это станет для вас большим разочарованием. Наличие одной-единственной цели — всегда довольно хрупкая конструкция: слишком велик риск почувствовать себя опустошенным.
В то же время есть идея антихрупкости, и она занятно описана в книге Нассима Талеба: он говорит о том, что важно развивать гибкость — она позволяет нам быть свободными от детерминированности эмоциональных импульсов. Гнев может побудить нас резко ответить обидчику, но это не значит, что мы должны поддаться порыву и сотворить что-то, что приведет к неблагоприятным последствиям. Гораздо более конструктивным ответом может стать любопытство. И этот же принцип работает с завистью. Ощутив ее, стоит задать себе вопросы. Что я сейчас испытываю? Почему мне это важно? Чего именно я хочу? Так мы можем лучше узнать собственные ориентиры и потребности. Главное — не стать заложником собственной мечты.
Ориентиры и потребности могут меняться в зависимости от обстоятельств, но исполнять свои мечты и достигать поставленных целей в работе, учебе и увлечениях позволяет современная цифровая техника. Супермобильный ноутбук HP ENVY 13 сделает цели достижимыми, и его название говорит само за себя. Топовые характеристики заставят окружающих завидовать владельцу гаджета. Ноутбук работает до 20 часов от аккумулятора (а значит, во время путешествий не придется искать розетку). Дисплей 13,3 дюйма, плюс есть LED-подсветка — она отвечает за яркость и цветопередачу. Ноутбук выпускается в нескольких модификациях для разных задач — от Full HD до Quad HD.
Зависть непродуктивна, рефлексивна и эгоистична
Stephane YAICH / Unsplash
Олег Аронсон, философ
Многим кажется, что зависть — необходимая составляющая человеческой культуры. Но я так не считаю. Например, когда мы утверждаем, что Каин убил Авеля из зависти, мы, несомненно, переносим наши современные представления о достаточно хорошо известном нам чувстве на доисторическое время, в котором эта ситуация должна интерпретироваться совершенно иначе.
Возможно, стоит обратить внимание на антропологические исследования архаических культур, где были специальные ритуалы для сглаживания противоречий, возникающих между родными братьями (и сестрами тоже). Является ли соперничество между ними завистью? Не уверен. Скорее я склонен думать, что зависть — феномен, связанный с появлением собственности и экономики обмена, для развития которой было важно подавить внутривидовую агрессию. В зависти мы обнаруживаем след, ведущий нас к архаическим и хтоническим силам, в которых жизнь проявляет себя в виде мести и предельной жестокости. Именно эти забытые культурой силы и притягивают. Подобно тому как из ритуала жертвоприношения рождается театр, так и месть, гуманизируясь, превращается в зависть. И здесь важно не столько пытаться представить мировую культуру без зависти (это важная, но не универсальная ее составляющая), сколько научиться различать зависть и соперничество, зависть и ревность, наконец, зависть и ресентимент (от фр. ressentiment — бессильное злопамятство, вытесненный момент собственной ущербности), который, как полагал Ницше, лежит в основании всех нынешних ценностей.
Я лично не вижу в зависти потенциала для развития культуры. Мне кажется, что нет никакой «белой зависти», а это всего лишь способ отождествить ее с античным духом агона (соревнования). Зависть отделена от действия жизненных сил. Она рефлексивна и эгоистична. В ней даже можно усмотреть своеобразную изнанку картезианского cogito. То, что у Декарта описывается как универсальное сомнение, благодаря которому мы впадаем в своеобразное смирение перед богом, с одной стороны, становится источником разума и критического мышления, но с другой — эта же структура описывает пассивную зависть, постоянно переживающую собственную ущербность. Другими словами, мир зависти накрепко связан с европейской рациональностью, с культурой созерцания и рефлексии. И это, кстати, очень наглядно представил Пушкин в «Моцарте и Сальери». Для Сальери убийство Моцарта — рациональный поступок, благо для мира, которому нужны труженики, а гении (агенты жизни) только мешают. В этом смысле и саму зависть можно определить как постоянно восполняемую негативным переживанием нехватку действия жизни в мире труда. Но все же пушкинский Сальери действует, а потому выходит за рамки зависти.
Мир искусства в гораздо большей степени зависим от тщеславия, чем другие сферы деятельности. И хотя сегодня искусство радикально изменилось, а тщеславием заполнены скорее массмедиа и политика, по-прежнему все, что нужно художнику, — это похвала и даже примитивная лесть. Конечно, это нужно и обычному человеку, но все же не в таком объеме.
Romain GILLE / Unsplash
Зависть непродуктивна, но в творчестве есть дух соперничества. Ближе всего к проявлению творческой зависти для меня фильмы Андрея Тарковского. Он делает «Андрея Рублева», чтобы справиться со своим восхищением «Иваном Грозным» Эйзенштейна (а зависть — это всегда подавляемое скрытое восхищение). «Солярис» — его ответ «Космической одиссее» Кубрика, «Жертвоприношение» — Бергману. Рискну предположить, что все его фильмы — состязания.
Еще я бы обратил внимание на различие между завистью и ревностью. Многие отмечали, что оба эти чувства возможны лишь в ситуации близости. Для зависти — родственной, профессиональной, социальной, а для ревности эта близость становится интимной. В принципе, зависть раба к господину или представителя низшего сословия к представителю высшего почти невозможна. Наш сегодняшний мир, стремящийся к равенству, конечно, провоцирует зависть к чужому успеху, который чаще всего представлен как богатство нуворишей. Эта зависть пассивна. Она культивирует чувство несправедливости, но при этом уже лишена мстительности. Мир искусства — заповедник зависти. Он весь наполнен фальшью ресентимента. В ревности же есть определенная честность аффекта. Она связана со сферой желания и эротизма. В европейской культуре ревность и зависть почти отождествились, ревность стала восприниматься как эффект любви. Пруст в «Пленнице» показывает, насколько все иначе. Ревность у него — аффект, благодаря которому мы продолжаем любить, а не собственническое чувство, как у Толстого в «Крейцеровой сонате».
Зависть не существовала испокон веков. Современные антропологические исследования американских индейцев (хопи, навахо), а также описания обществ инков и ацтеков показывают, что в этих культурах практически не было того негативного отношения к благу соплеменника, которое мы называем словом «зависть». Вообще, в обществах, не ориентированных на собственность и на принципы политической власти, понимаемой как господство, место зависти найти очень трудно. Там, где общность превалирует над индивидом, там чувство зависти оказывается ослабленным и неуместным.
Европейскую культуру сложно представить без стремления к рациональности и созерцанию, но воплощать идеи современным художникам помогают технологии. Ноутбук-трансформер HP ENVY 360 позволяет творить в любое время и в любом месте. Он может работать как ноутбук, планшет и даже стенд. В отличие от зависти, которую называют лишенным продуктивности чувством, HP ENVY 360 — один из наиболее результативных гаджетов от HP. Современные процессоры и графические модули рассчитаны на то, чтобы пользователь мог воплотить любые замыслы и реализовать вызывающие восхищение проекты. А длительное время автономной работы от аккумулятора позволяет работать, не отвлекаясь на подзарядку.
Сделано в продано!
- Напишите нам
Зависть
Зависть. Кого и почему «душит жаба»?
Думаю, что большинству знакомо «светлое» чувство зависти. Хотя бы пару раз в жизни это «доброе» чувство испытывал каждый. По крайней мере я так считаю. Хотя всегда находятся те, кто утверждает, что ему это чувство категорически незнакомо. «Ой было бы кому завидовать» — часто именно эта фраза звучит так, что становится понятно — с завистью человек знаком не понаслышке.
Действительно есть те, кто завидует редко и ситуационно, а есть люди, которых хронически «душит жаба», правда они в этом не признаются. В этой статье я вкратце расскажу почему возникает это чувство, как оно проявляется, и каким образом меняется поведение завистливого человека. Немного поговорим что делать, если зависть возникает у вас, и что делать, если приходится общаться с завистливыми людьми.
Что такое зависть научным языком?
Начать пожалуй стоит с определения. Я представлю два определения зависти – научное и простонародное.
В науке зависть определяют как: Аффективные переживания человека при виде успеха другого человека, сопровождающиеся повышением мотивации достижения.
В статье мы как раз рассмотрим почему возникают переживания, и что на самом деле происходит с мотивацией, т.к. я научное определение не совсем верно трактует изменение мотивации при возникновении зависти.
Обывательское определение можно сформулировать следующим образом: зависть, когда тебе становится плохо, потому что другому становится хорошо.
Я уже писал, что есть люди, у которых зависть нечастный гость их чувственной сферы и есть наоборот, крайне завистливые люди. Поэтому давайте определимся, кто склонен испытывать чувство зависти и почему. Рассмотрим предпосылки ее возникновения.
Причины возникновения зависти
Нестабильная самооценка
Что это такое я здесь подробно расписывать не буду, потому что это большой и важный материал. Вкратце, это самооценка, которая приводит к изменению мнения человека о самом себе, в зависимости от событий, которые происходят в его жизни. Некоторые события приводят к повышению самооценки, другие события приводят к падению самооценки. Например, долго копил на машину, купил ее, чем был несказанно горд. Случайная встреча с приятелем, который передвигается на более дорогой машине может привести к падению самооценки, ибо собственное авто меркнет в блеске машины товарища. К реальному положению дел это не имеет никакого отношения (ведь машина не стала ни хуже ни лучше), но самооценка сильно падает, и представление человека о самом себе могут измениться в худшую сторону. Причина — нестабильная самооценка.
Соответственно, человек успех приятеля начинает воспринимать как собственную неполноценность, которая сопровождается падением самооценки, со всеми сопутствующими последствиями в виде негативных эмоций, переживаний и прочего.
Чем больше амплитуда колебаний самооценки от плюса к минусу и обратно, тем больше человек склонен к зависти. Поэтому чаще всего зависть возникают у людей с самооценкой «Я+Если Я Лучший». Представители других типов так же могут завидовать, но обычно это протекает не столь явно.
Человек со стабильной самооценкой не подвержен зависти, т.к. его «Я» не зависит от внешних обстоятельств.
Оценка объекта зависти
Помните Семен Семенович Горбунков, в фильме «Бриллиантовая рука» говорил: «Ребята. На его месте должен был быть я». Правда там контекст был другой. Но когда человек завидует другому, то он фактически говорит примерно то же самое, что и Семен Семенович. На его месте должен был быть я. Это меня должны были повысить. Это я должен столько зарабатывать. Это у меня должна быть такая машина. Это я должен был ехать на конференцию в Штаты.
«Жаба» начинает душить далеко не всегда, когда мы сталкиваемся с успехами других. Завистливый человек может спокойно перенести очередной успех Билла Гейтса, вернувшегося на первую строчку рейтинга Форбс. Но может долго переживать повышение коллеги по службе, который теперь еще и получает процентов на 10 больше него.
Почему же миллиарды основателя Майкрософт не вызывают приступов зависти, а десять тысяч коллеги воспринимаются крайне болезненно?
Мы снова возвращается к теме нестабильной самооценки. Кто знаком с материалом, тот помнит, что характерным моментом для людей с нестабильной самооценкой, является классификация людей по типу «выше-ниже», «лучше-хуже». Естественно человек находит и себе место в этой классификации. Есть люди, которых он ставит «ниже» себя, а есть те, кого он считает «выше» себя.
Кому он обычно завидует?
Тем кого считает ниже себя и тем, кого может считает чуть выше на сегодняшний день, но не на много. Таким образом зависть к коллеге возникла, потому что он в классификации стоял либо ниже, либо ненамного выше. То есть человек как бы считает, что он не менее, а может быть и даже более достойный кандидат для получения результата, который достался товарищу. А глава Майкрософт в его же классификации находится гораздо выше. Он признает превосходство Билла Гейтса над собой, сам не рассчитывает на подобные достижения, поэтому спокойно воспринимает успехи авторитета. Хотя встречал я пару людей, которых нервировали даже Гейтсы и Джобсы .
Подобные перекосы в оценке людей приводят к тому, что «душимый жабой» человек не пытается даже разобраться, а почему, за счет чего субъект зависти пришел к результату. В итоге сам ничему не учится и никаких выводов не делает.
Сфера деятельности
Кто-то из великих сказал, что самая сильная зависть это зависть к личностным качествам человека. Я считаю, что это не совсем верно, потому что завидуют прежде всего результату. Действительно есть личностные качества, которые позволили человеку достигнуть результата. Но… Положа руку на сердце, если взять 1000 человек и предложить им сразу результат, без приобретения всех личностных качеств, я думаю, что количество отказов будет стремиться к нулю. Так что завидуем мы все же результату. Не обязательно материальному. Результат в виде замужества подруги, вполне может привести к появлению зависти в девичьем окружении.
Но важен не только результат, но и то каким путем этот результат был получен. Если он получен на том пути, в той сфере деятельности, которую человек рассматривает для себя как возможную, то шансов для возникновения зависти намного больше. И напротив, если результат получен в сфере, которую человек даже не рассматривал для себя как возможную, то зависть может и не возникнуть.
Что это означает?
Если я себя вижу в бизнесе, то я могу завидовать достижениям, полученных в различных сферах коммерции. Кто-то стал топ-менеджером и теперь летает бизнес-классом за счет фирмы. Кто-то открыл свое дело и преуспел в нем. Так как я все эти пути расцениваю как возможные для себя, то есть я готов тоже заниматься этим, то результаты других, полученные ими на пути бизнеса могут вызывать зависть.
А встреча с успешным гинекологом, или артистом филармонии может не вызывать отрицательных эмоций и скорее не вызовет зависть, т.к. я эти сферы деятельности не рассматриваю для себя как возможные.
Иногда даже спрашивают, можно определить свое предназначение, по тому, кому ты завидуешь. Теоретически можно, но в реальности совершенно не факт, что это твое предназначение. Зависть то возникает к результату, и тебе просто кажется, что на этом пути достижения придут быстрее. То есть, это весьма спорный индикатор, который может ввести в заблуждение.
Неуверенность в том, что ты стоишь на правильно пути
Это важный пункт, потому что, если человек не уверен, что ему интересно то, чем он занимается, либо он сомневается, что он получит нужный ему уровень достижений на этом пути, то он начинает «крутить головой по сторонам», пытаясь разглядеть более интересные и более быстрые способы получения желаемого. Именно поэтому появление зависти сопровождается часто мыслями, что может я не тем занимаюсь, может стоит заняться чем-то другим. Человека мотивирует пример того, кому он завидует, и ему кажется, что он сможет преуспеть на этом пути. Тем более, что как мы выяснили во втором пункте, он же лучше и талантливее.
Мы разобрали четыре предпосылки для возникновения зависти, само же «светлое чувство» возникает тогда, когда мы сравниваем себя с другими людьми и проигрываем в этом сравнении. Проигрыш сопровождается падением самооценки, что сопровождается негативными эмоциями, которые в научном определении звучали как «аффективные переживания».
Так как самооценка пожалуй самое важное в психике человека, то когда она падает, он пытается всячески это падение компенсировать. То, как себя ведет человек, когда возникает зависть, определяется способами компенсации падения самооценки.
Способы компенсации зависти
Во-первых, можно выделить осознаваемые и неосознаваемые способы компенсации зависти. Буду использовать этот термин, хотя по сути компенсация зависти это компенсация падения самооценки. Способ быстро восстановить упавшую самооценку.
В подавляющем большинстве случаев человек просто не понимает, что он завидует. Более того, он всячески отрицает, что он испытывает зависть. Фразы типа «Было бы кому завидовать» как раз из этой «оперы». Все что он делает в этом случае, он делает от «чистого сердца», а не из-за какой-то там зависти.
Иногда человек понимает, что он завидует, хотя варианты поведения в этом случае мало отличаются от неосознаваемых способов. А если Вы понимаете механизм, то Вы легко можете понять, чем пользуется человек для компенсации зависти. Арсенал ограниченный и сводится к следующему: так как моя задача вернуть самооценку в плюс, то вот что я могу сделать:
Принизить достижение человека, которому завидую.
Принизить самого человека, которому завидую.
Приподнять себя.
Как это работает?
Давайте представим ситуацию.Студентки стоят возле ВУЗа. Подъезжает дорогое авто, из него выходит девушка с соседнего потока. Говорит: «Привет, девчонки!» и заходит в здание. Казалось бы, ситуация рядовая, но настроение испорчено на неделю. И у девчат есть три волшебных способа, чтобы прекратить переживания в ближайшие три минуты.
Давайте пройдем по списку.
Опускаем достижение, то есть машину.
— Мне БМВ никогда не нравились.
— Заднеприводная. Блин. Как на ней зимой ездить.
— Сто процентов бэ/ушка.
— Немцы «сыпятся» просто караул. У меня у знакомого…
Опускаем сам объект зависти:
— Я слышала она спит с мужиком. Ему 60 лет.
— Просто родиться в богатой семье — великое достижение, да
— Лишний раз убеждаюсь, что вкус деньгами не купишь
— Машину купили, а права забыли
Поднимаем себя:
— Фу. Спать с дедком из-за машины. Я бы на за что на это не пошла.
— Я всего добилась сама
— Я, хотя бы, честная
Я привел немного утрированный пример. Теперь зная механизмы, Вы можете потренировать в диагностике проявления зависти у себя и у других. Что обычно используют для компенсации зависти.
Принизить достижение.
-Критика. Поиск «блох» в работах, в результате субъекта зависти.
-Обесценивание. Принижение ценности достижения.
Принизить личность.
-Критика личности.
-Критика способа получения результата – наворовали, жулики, честно не заработаешь, пользуется заслугами других и пр.
Поднять себя.
-Противопоставление. Бедные, но честные. Работаем на производстве, а не спекулируем.
Есть еще один способ компенсации зависти, который встречается у людей с особо болезненным «Я». Это месть, агрессия, которая может проявляться в осознанных, либо неосознанных гонениях. Стремлении сделать плохо тому, кому завидует. Это может произойти не сразу, но «камень за пазухой» будет ожидать подходящего момента.
Именно по этой причине нужно быть осторожными при общении с завистливыми людьми. Многие любят вызывать зависть, а потом недоумевают, почему к ним так относятся. Думаю, что я смог ответить на этот вопрос.
Как общаться с завистником?
На мой взгляд с завистливым человеком нужно общаться с осторожностью. Ибо ваши достижения он воспринимает как свои поражения. В принципе даже неплохо, если он просто компенсирует зависть одним из первых трех способов. Хуже, когда он начинает мстить.
Когда кто-то задает вопрос и пишет, что «у меня завистливые друзья», то нужно понимать что это вовсе не друзья. В моем понимании друзья это те, кто может порадоваться твоим успехам. А это редкое качество, в нашем довольно завистливом социуме.
Но иногда мы вынуждены общаться с завистливыми людьми. Мы же не можем сами выбирать коллег по работе. Что делать тогда? Во-первых старайтесь меньше рассказывать о своих успехах. Щадите чувства коллег. А во-вторых, помогите им. Как? Есть такой прием, который я называю «поломай себе ногу сам».
В фильме «Приключение Итальянцев в России» есть эпизод, когда мафиози обещает поломать ногу персонажу, которого играет великолепный Евстигнеев. Думаю все помнят знаменитую сцену, когда со словами «Не надо. Я сам» — Евстигнеев бьет колонну здания и ломает себе ногу, а заодно и колонну. Что это значит применительно к завистливому окружению?
Если Вы знаете, что человек завистлив, то нужно понимать, что либо он сам будет компенсировать возникшую зависть, либо Вы это сделаете за него. Если Вы сделаете то, что собирается сделать он сам, то Вы поможете ему восстановить внутренний баланс «малой кровью». По крайней мере вы будете управлять этим процессом.
Как это выглядит. Например, Вы приехали на новой машине на работу, и знаете что этот факт некоторые коллеги воспримут неоднозначно. Что Вы можете сделать? Скажите, что разочарованы в машине и тупо ошиблись с выбором. Что жалеете, что взяли и влезли в кредит. В общем протяните руку помощи завистливым товарищам. Чем больше Вы сделаете работу за них, тем меньше последствий.
Однажды ко мне обратилась девушка с одной проблемой. Она работала в отделе банка и у нее сложились прекрасные отношения с начальницей. Она недавно рассталась с парнем, руководитель отдела недавно развелась, на этой теме они и сошлись. Начальница взяла ее под свое крыло. Через некоторое время девушка начинает встречаться с парнем, и чем лучше были ее отношения с молодым человеком, тем хуже становились отношения с шефиней. Она начала придираться, придумывать работу, чтобы та оставалась после рабочего дня. Стала озлобленной и раздражительной.
Когда она спросила что делать, ответ лежал на поверхности. Кстати, кто понял механизмы, остановитесь и попробуйте придумать решение.
Решение простое. Парня попросили не заходить за ней на работу. Начальнице она сказала, что он ее бросил. И тут же вернулись первоначальные хорошие отношения.
Часто слышу возражения, «как же так, теперь вообще ничего не рассказывать». Если честно, то я от подобных методов тоже не в восторге, но если Вы вынуждены, подчеркиваю вынуждены, общаться с завистливыми людьми, то лучше это сделаете Вы, чем они. А они обязательно зависть будут компенсировать, и к чему это приведет непонятно. Если Вы с этими людьми никак не связаны, то просто не обращайте внимание. А вот если вам важен контакт, то лучше учитывать то, о чем я написал.
Про знаменитую «белую зависть». Как Вы понимаете, нет такой. Зависть всегда черная, то есть сопровождается негативными эмоциями. Белая зависть скорее относится к термину радости достижениям других людей. Или может быть употребляется человеком в стремлении порадовать другого, выражением «Я тебе завидую белой завистью». Заменяйте это выражение на «Я за тебя искренне рад!» и путаницы не будет.
О мотивации
В заключении немного о мотивации. Часто слышу, что зависть хороший мотиватор.Это неправда.
Во-первых обычно возникающей мотивации надолго не хватает.
Во-вторых, зависть приводит к падению самооценки, и если мотивироваться постоянно завистью, то у тебя будет ощущение «унылого неудачника», который пытается компенсировать свой комплекс неполноценности.
В-третьих, это не мотивация достижения, в научном определении приведенном в начале статьи — ошибка, это внутренняя мотивация избегания. Зависть приводит к активизации комплекса неполноценности, и вся мотивация направлена на то, чтобы избавиться от этого комплекса. Поэтому человек начинает делать не то, что на самом деле нужно ему, а стремиться к тем достижениям, которые есть у объекта зависти. Хотя может ему туда и не надо.
Зависть очень плохой мотиватор. Я видел людей, которые добились немалого, но в основе их достижений лежала зависть. Не могу такой жизни даже врагам пожелать. Злые, подавленные. В общем, это плохая мотивация.
И совсем в заключении. А что же делать, чтобы самому избавиться от зависти? Можно конечно написать, что нужно перестать себя сравнивать с другими. Это будет правильно, но…
Но этого недостаточно. Нужно вернуться к предпосылкам возникновения зависти. И прежде всего это стабилизация самооценки.
Зависть — лишь симптом нестабильной самооценки, который исчезнет или уменьшится, когда самооценка стабилизируется.
У нас в клубе регулярно проходят онлайн коучинги, под моим личным руководством, по работе со своей самооценкой, как сделать ее стабильной за 7 шагов и более углубленные курсы, например, по работе с собственными чертами характера.
Рекомендую прочитать мою следующую статью «Ревность»
Более подробную информацию о самооценке и о мышлении Победителей, вы можете узнать на нашем коучинге «7 шагов к стабильной самооценке » ⬋
Вопрос: В десяти заповедях говорится: «Не завидуй». Означает ли это, что если я увидела на моей подруге платье, которое мне очень нравится, я не могу завидовать и хотеть такое же платье, даже если я ничего ей не скажу? (Вопрос восьмилетней девочки)
Ответ: Мы все завидуем. Без этого невозможно. Мы же люди, и мы видим, что есть у других и тоже хотели бы это иметь. Но не всегда это плохо. Существуют три вида зависти: злая зависть, опасная зависть и хорошая зависть.
Если Вы хотите токое же платье, как у вашей подруги, но не хотите, чтобы оно было и у нее, — это злая зависть. Почему вам мешает то, что у вашей подруги есть что-то красивое? Даже если вы хотите такую же вещь, вы должны радоваться, что у нее она тоже есть. Хотеть чего-либо для себя, при этом желая, чтобы того же самого не было у подруги, попросту очень нехорошо.
А если, скажем так, вы не возражаете, чтобы это платье было у нее, только вы хотите такое же, это нормально? Это не злая зависть, но будьте осторожны. Думая слишком много о том, что есть у других, вы постепенно будете постоянно недовольны тем, что есть у вас. Вместо того, чтобы наслаждаться тем хорошим, что дал вам Всевышний, вам всегда будет хотеться большего. Этому не будет конца. В конечном итоге, у вас появятся дурные чувства по отношению к друзьям, поскольку вы не можете обладать всем тем, что есть у них. Таким образом, зависть этого типа не злая, но опасная.
Но есть и хорошая зависть. Например, завидовать кому-то из-за его добрых дел и прекрасного характера. Когда вы видите друга доброго, щедрого, умеющего прощать, дисциплинированного и надежного, и говорите себе: «Как бы я хотел быть, как он», — это хорошая зависть. На самом деле, именно поэтому зависть и заложена в нашей природе. Она может сделать нас лучше.
Талмуд учит нас, что мир не может существовать без зависти. Без нее у нас не было бы стимула чего-то достичь. Все лишь зависит от того, как вы ее используете. Завидуйте — но правильным вещам. Платье вашей подруги в один прекрасный день выйдет из моды. Хорошие качества останутся навсегда.
Спасибо за прекрасный вопрос. Я бы тоже хотел задавать такие хорошие вопросы, когда мне было восемь лет!