Парижский Александро-Невский собор
Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, Экзархат Московского Патриархата
Западноевропейский экзархат ведёт свою родословную от приходов сформированных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 года. Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 1 октября 1920 года указом Южно-Русского Высшего Церковного Управления, находившегося в то время в городе Симферополе, в стане генерала Деникина. Подтвердительный указ в январе 1921 года был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя.
Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 года святитель Патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал её управление архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 года), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе. Указом от 30 января 1922 года свт. Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита.
Указ патриаршей канцелярии за № 348 от 5 мая 1922, написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее Церковное Управление Заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию, который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату. Этим он отсёк группу приходов решивших сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, во главе которых встал архиепископ Серафим (Лукьянов). Однако, общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещен в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Владимиру (Тихоницкому). При этом большинство приходов всё же остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты Константинопольским Патриархом Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе». Этот переход совершился без отпускных грамот и в ряде писем митрополита Сергия (Страгородского) Патриарху Фотию был признан канонически неосновательным и незаконным. При этом, как Патриарх Фотий в письме митрополиту Сергию, так и митрополит Евлогий в обращениях к пастве и пастырям, подчеркивали временный характер создавшегося положения.
В конце Второй мировой войны, с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ. После уведомления об этом Константинопольского Патриарха Вениамина Патриархом Алексием I и митрополитом Евлогием возражений не последовало.
Однако по смерти митрополита Евлогия 8 августа 1946 года и назначения также вернувшегося в Московский Патриархат митрополита Серафима (Лукьянова) на должность Экзарха, собрание Экзархата в октябре 1946 года в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией, которое было удовлетворено 6 марта 1947 года Патриархом Максимом V. Экзархат был возглавлен Владимиром (Тихоницким), также вышедшим из подчинения Русской Церкви. В то же время приходы оставшиеся верными Московскому Патриархату продолжили своё существование как Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата.
Грамотой от 22 ноября 1965 года Патриарх Константинопольский Афинагор I упразднил Экзархат ввиду того что Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу» и нужда во временной организации отпала. Предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви, однако, не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил бывший Экзархат «независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния».
22 января 1971 года решением Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому, чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви.
19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ — Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Грамотой от 21 июня 1999 года Экзархату были даны права широкой автономии в областях административных, пастырских и материальных. Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата.
В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее общения с русской церковной диаспорой. С учетом результатов собеседований с представителями рассеяния, Патриарх Алексий II обратился 1 апреля 2003 года с посланием к архипастырям, окормляющим русское церковное рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции в странах Западной Европы, призвав их к восстановлению церковного единства русской диаспоры путем создания самоуправляемого Митрополичьего округа как основания для грядущей многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе. В ответ на этот призыв, в заявлении Совета Архиепископии от 9 декабря 2004 года выражается готовность возглавляющего Экзархат архиепископа Гавриила (де Вильдера) «начать диалог о будущем Архиепископии и о ее связях с Московским Патриархатом», но признаются «неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской Патриархией» и сообщается что «отцы и учители в вере» Экзархата отвергали «всякую возможность возврата в Московский Патриархат».
На 2006 год приходы Архиепископии-Экзархата находились главным образом во Франции, но также и в Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии, Швеции, Италии и Испании. Bо Франции Архиепископия насчитывала около 40 приходов, являясь наибольшей православной епархией. В её составе приходы русских эмигрантов, где службы идут на церковнославянском языке, сосуществуют с многонациональными приходами, наряду с чисто западными приходами, где службы ведутся на языках стран, в которых они находятся.
Содержание
Воссоединение Архиепископии с Московским Патриархатом
27 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви решил отменить патриарший Томос 1999 года, который патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, этим решением упразднялся канонический статус Архиепископии. Константинопольский Патриархат призвал клир Архиепископии прекратить поминать своего собственного архиепископа и присоединиться к духовенству греческих митрополий. Согласно коммюнике Синода, «решение направлено на дальнейшее укрепление связи приходов русской традиции с материнской церковью Константинопольского Патриархата» . Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнять решение Фанара о своем роспуске до общего собрания духовенства и делегатов от мирян.
23 февраля 2019 года на состоявшейся в Париже генеральной ассамблее Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе было принято решение о сохранении архиепископии как отдельной церковной структуры. Из 206 присутствующих за роспуск высказались всего 15, против – остальные 191.
7 сентября 2019 года состоялась очередная генеральная ассамблея Архиепископии, на которой рассматривался вопрос о присоединении Архиепископии к Московскому Патриархату. За вхождение в РПЦ проголосовали 104 человека, а 75 выступили против, однако по уставу структуры необходимо две трети голосов (117) генассамблеи.
14 сентября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской Православной Церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Синод постановил принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление.
На состоявшемся в Париже 28 сентября 2019 года собрании духовенства большинство клириков Архиепископии последовали примеру архиепископа Дубнинского Иоанна и присоединились к Русской Православной Церкви.
3 ноября 2019 года в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну (Реннето) грамоту о восстановлении единства архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. Как сообщил, архиеп. Иоанн, «На сегодняшний день мы сохранили 60 приходов, но есть ещё приходы, которые вернутся к нам. Что касается клириков, священников и диаконов — около 90 человек остались и утвердились в своём решении жить в архиепископии в общении с Московским Патриархатом… Около 10 общин остались в Константинопольском Патриархате, другие думают — кто в Румынский Патриархат уйти, кто в Русскую Православную Церковь Заграницей, но ещё не решились».
Исторические названия
- Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе (1931 — 1945; 1947 — 1965)
- Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе (1971 — 1999)
- Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе, Экзархат Вселенского Патриархата (1999 — 2018)
Статистика
- 2003 — ок. 60 приходов, 4 монастыря, ок. 70 священников и диаконов
- 2018 — 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании. Клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов
Архипастыри
Викарные епархии
- Брюссельская (недейств.)
- Великобританская и Ирландская
- Ниццкая (недейств.)
- Пражская (недейств.)
Монастыри
- Сен-Мар-де-Локенейский Силуановский (мужской)
- Бюсси-ан-Отский Покровский (женский)
Учебные заведения
- Парижский православный богословский институт прп. Сергия Радонежского
Использованные материалы
- Страницы с официального сайта Архиепископии:
- Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г.:
- Страница портала «Русское Православие»:
- Страница проекта «Иерархия Церквей»:
- Солдатов, Г. М., «Предисловие», Солдатов, Г. М., ред., Совещание глав Русской Зарубежной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Варнавы. Сремские-Карловцы 1935, Minneapolis, Minnesota, AARDM PRESS, 2004:
- Сафонов, Дмитрий, «Святитель Тихон и Русская Православная Церковь за границей в 1922-1925 гг. Неизвестные страницы истории. Часть 1»:
«Константинополь объяснил упразднение «русского экзархата» Европы желанием укрепить свою связь с русским православием» —
Патриарший экзархат Западной Европы
Дата создания: 28 декабря 2018 г. Описание:
Патриарший экзархат Западной Европы с центром в Париже образован решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 105).
Главе экзархата Синод постановил иметь титул «Корсунский и Западноевропейский».
На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 г. (журнал № 7) принято «Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Западной Европы».
Высшая церковная власть в экзархате принадлежит Синоду Патриаршего экзархата Западной Европы, возглавляемому митрополитом Корсунским и Западноевропейским, Патриаршим экзархом Западной Европы, и состоящему из епархиальных архиереев епархий экзархата (Положение, п. 7).
Экзарх является епархиальным архиереем Корсунской епархии (Положение, п. 14).
В состав Экзархата входят епархии: Корсунская (Княжество Лихтенштейн, Княжество Монако, Республика Франция, Швейцарская Конфедерация), Брюссельская (Королевство Бельгия, Великое Герцогство Люксембург), Гаагская (Королевство Нидерландов), Испанско-Португальская (Княжество Андорра, Королевство Испания, Португальская Республика), Сурожская (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия) епархии, а также приходы Русской Православной Церкви в Италии (Итальянская Республика, Республика Мальта, Республика Сан-Марино) (Положение, п. 20).
Патриаршими ставропигиями, подчиненными непосредственно Патриарху, являются следующие храмы, расположенные на территории Экзархата: Патриаршее подворье святителя Николая чудотворца в Бари; храм Рождества Богородицы в Женеве (Представительство Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей); храм Всех святых в Страсбурге (Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы) (Положение, п. 21).
***
Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Западной Европы
Город: Париж Викарий Патриаршего экзарха: Амвросий, епископ Богородский, викарий Патриаршего экзарха Западной Европы (Мунтяну Виталий Петрович) Глава экзархата: Антоний, митрополит Корсунский и Западноевропейский (Севрюк Антон Юрьевич)
Священный Синод Русской православной церкви (РПЦ) освободил от должности главу Белорусского экзархата (отдельного церковного округа) митрополита Минского и Заславского Павла (Пономарева). Новым патриаршим экзархом в Белоруссии назначен епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин (Тупеко). Об этом сообщил в Telegram председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Патриарший экзарх РПЦ в Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Вениамин
Фото: Белорусская Православная Церковь
«Священный Синод РПЦ принял прошение патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении от должности… и выразил ему благодарность за понесенные труды»,— написал господин Легойда.
Синод РПЦ проходит сегодня в Москве под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его экзарх (наместник) в Белоруссии — постоянный член высшего органа церковного управления. Митрополит Павел занимал эту должность с декабря 2013 года, до этого он в течение 10 лет возглавлял Рязанскую епархию РПЦ. Епископ Вениамин (Тупеко) возглавил Борисовскую епархию в 2014 году, тогда же введен в состав Синода Белорусского экзархата РПЦ с правом голоса.
Решение Синода РПЦ принято на фоне продолжающихся в Белоруссии протестов из-за результатов президентских выборов. Митрополит Павел призывал президента Александра Лукашенко прекратить насилие над протестующими, а граждан страны — к сдержанности и мудрости. Позже Белорусская православная церковь выступила с заявлением, в котором призвала своих священнослужителей не принимать участия в политической жизни общества, в частности — не призывать к участию в протестах.
Подробнее о ситуации в Белоруссии — в материале «Ъ” «Тяжела ты, шапка Белоруса».