Принят Государственной Думой 26 января 2018 года
Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года
Статья 1
1) наименование изложить в следующей редакции:
«О благотворительной деятельности
и добровольчестве (волонтерстве)»;
2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;
3) в пункте 1 статьи 2:
а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;
б) абзац десятый изложить в следующей редакции:
«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;
в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;
4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;
5) в статье 5:
а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;
б) часть четвертую изложить в следующей редакции:
«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;
в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;
г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:
«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;
6) статью 71 признать утратившей силу;
7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;
8) в статье 15:
а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;
б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;
9) дополнить разделом III1 следующего содержания:
«Раздел III1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 171. Права и обязанности добровольца (волонтера)
1. Доброволец (волонтер) имеет право:
1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;
2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;
3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:
поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.
4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.
5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.
Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.
6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.
Статья 172. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:
1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 173. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)
1. Правительство Российской Федерации утверждает:
1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
Статья 174. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 175. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)
1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.
2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.
Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.
Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;
10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».
Статья 2
1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;
2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;
3) пункт 121 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».
Статья 3
Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:
«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.
Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.».
Статья 4
Статья 5
«91) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);».
Статья 6
1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом «(волонтерству)»;
2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом «(волонтерству)»;
3) пункт 11 части 1 статьи 162 дополнить словом «(волонтерства)».
Статья 7
1) в пункте 31 статьи 2 слово «волонтеры» заменить словами «добровольцы (волонтеры)»;
2) в статье 20:
а) в части 11 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)»;
3) в части 4 статьи 313 слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)».
Статья 8
Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».
Статья 9
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.
УДК 378
Пушкарева Татьяна Владимировна
доктор педагогических наук Московский педагогический государственный университет
Мельникова Валентина Николаевна
Московский педагогический государственный университет
kupri@rambler. ш
ВОЛОНТЕРСТВО КАК ДОБРОВОЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье представлены основные принципы добровольчества, обозначен исторический аспект становления волонтерства, описаны мотивы осуществления добровольной деятельности, даны методические рекомендации по ее осуществлению.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтерская деятельность.
Сегодня добровольчество — это сравнительно новая идея. Основополагающим принципом добровольчества является добровольный выбор, отражение личной позиции. Человек максимально реализует себя в каком-либо виде деятельности, если работает без принуждения, добровольно. Это позволяет рассматривать добровольчество (волонтерство) как один из важнейших элементов социально ориентированного общества.
Добровольческим организациям свойственны следующие черты: они организованы для защиты общих интересов своих членов; членство является добровольным, поэтому лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов ассоциации; всегда существует возможность выйти из организации, если не устраивает деятельность ее лидеров, ассоциации не связаны с местными государственными или правительственными органами; члены добровольческой организации работают бесплатно.
На каждом историческом этапе трансформировалась роль волонтерских движений, их влияние на зарождение профессиональной социальной работы (в современном ее понимании).
До 1917 года история благотворительной добровольческой помощи развивалась параллельно в России и на Западе. Перерыв на 70 лет в этой сфере внес существенные сложности в развитие идеи волонтерского движения в современной России. И если идеи христианской благотворительности уже получают свое воплощение на российской почве, то идеи светской добровольной благотворительной деятельности в российском обществе прокладывают себе дорогу с большим трудом и, чаще всего, при содействии западных коллег через посредство всевозможных международных программ и грантов. Предоставляя финансирование, западные коллеги предлагают также и обучающие программы для лидеров движений и организаций, в которых транслируется их представление о том, какой должна быть общественная организация. Между тем, волонтерство как социальное явление на Западе и в России имеет сегодня значительные различия, которые выражаются в количественной вов-
леченности населения в волонтерскую деятельность, в широте охвата различных сфер жизни сообщества, и. главное, в отношении к проблеме на законодательном уровне и государственной поддержке волонтерского движения.
В 90-х годах во всем мире происходит всплеск добровольческой деятельности. Наиболее благополучные с социальной точки зрения страны, такие как США, Великобритания, Япония, Австралия задают тон добровольчеству, ежегодно увеличивая численность участников и их активность. В Японии свыше 3000 добровольческих центров. В Великобритании около 800 благотворительных организаций и агентств. В 1998 году 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 часа в неделю (помимо основной работы). С учетом подростков старше 14 лет в добровольном труде участвует 79% граждан. Важно отметить, что в США и многих европейских странах работа в качестве волонтера засчитывается при определении трудового стажа. Во многих случаях волонтерская деятельность частично оплачивается, поэтому вполне естественно, что, несмотря на добровольность, волонтерство и в США, и в Европе не исключает ответственности за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, репутацию организации. То есть там волонтерство является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая, строится на определенных механизмах материального и нематериального стимулирования. В США существует три вида нематериального стимулирования волонтеров: практическое — приобретение дополнительных навыков, знаний, опыта работы; информационное — свободный доступ к информационным источникам и материалам; привилегированное -предоставление права бесплатного пользования услугами некоммерческих организаций, поддержка со стороны государственных органов власти .
В России, в отличие от США и стран Западной Европы, уровень развития волонтерской деятельности остается крайне низким.
По данным исследований, проведенных при поддержке института «Открытое общество», более
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
© Пушкарева Т.В., Мельникова В.Н., 2013
20% населения крупных городов России относятся к идее добровольного труда отрицательно, а 15% никогда ничего о добровольцах не слышали. И лишь 10% отметили, что польза добровольного труда — в привлечении интеллектуального потенциала добровольцев к решению тех или иных проблем. Однако, несмотря на столь разные точки зрения на волонтерский труд, более 60% опрошенных согласны потратить какую-то часть своего времени (в основном — 1-4 часа в неделю) на неоплачиваемый труд.
Среди добровольцев были выделены следующие мотивы, побуждающие людей заниматься благотворительной деятельностью в качестве волонтеров: быть социально полезным; способствовать изменениям в обществе; самореализация; поиск единомышленников; из чувства долга за помощь в прошлом; интересно провести досуг; решить собственные проблемы. Реализация мотива сопричастности, поиска идентичности (для одиноких людей); прагматические мотивы: перспективы и карьерного роста, связанные с возможностью обучения и получения профессионального опыта; мотивы материального характера; возможность разнообразить свой досуг (характерны для молодежи); религиозные (этически или идеологически обоснованные) мотивы; наличие большого количества свободного времени (характерно для «молодых» пенсионеров) .
Для большинства волонтеров речь идет как об удовлетворении личной, индивидуальной потребности человека быть полезным другому человеку, так и со стремлением решить свои собственные проблемы как материального, так и психологического характера. То есть это потребность человека преодолеть социальную исключенность, стать кому-то нужным, полезным, найти какую-то опору для себя и избавиться от ощущения одиночества и неполноценности жизни.
Специфика всех организаций, возникающих в рамках социальных движений в том, что они создаются самими гражданами, существуют автономно от государства, свою деятельность осуществляют в рамках действующих законов. Объединения граждан возникают спонтанно, в связи с возникновением какой-либо проблемной ситуации. Часть объединений со временем, может прекратить деятельность, часть организаций становится постоянно действующими, авторитетными и эффективными защитниками интересов граждан.
Все общественные объединения условно можно разделить на организации само- или взаимопомощи и организации, оказывающие помощь населению. Организации в процессе своего развития на разных этапах проходят все этапы роста: создания команды, роста компетентности, стадии «зрелости». Некоммерческие организации могут зависеть от финансовой помощи других или нейтральные.
Успешность деятельности волонтерской организации в своей основе зависит от команды волонтеров, которые в ней работают и их мотивации. Мотивация волонтера как субъекта общественно полезной деятельности имеет широкий диапазон: от религиозных мотивов до корыстных. В целом же можно говорить об осознанном желании улучшения жизни, социальной зрелости и ответственности, духовных потребностях, поиска гармонии в сопряжении личных и общественных интересов.
Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность. Постепенно это начинают признавать и в России. С общественными деятелями начинают считаться, их перестают воспринимать как людей со странностями или подозревать в корысти.
Хорошими социальными волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психолого-педагоги-ческая компетентность, определяемая как сумма знаний, необходимых для оказания помощи и поддержки отдельным лицам, личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность: эмпатийность; настойчивость; целеустремленность; самодисциплина; ответственность; смелость; самоконтроль; оптимизм; великодушие; одаренность; толерантность; интеллектуальность; аккуратность; участливость; независимость; рациональность; вежливость; инициативность; исполнительность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация, бескорыстие и честность, милосердие; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать, и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность .
Следует отметить, что волонтер может терять интерес и силы для добровольной работы, если: атмосфера кажется напряженной или пугающей; сам не может участвовать в каких-то мероприятиях или влиять на свою работу из-за недостатка информации; работа непонятна для него, нет поддер-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
жки, на встречах не обсуждаются волнующие его проблемы.
Причем доброволец охотно будет работать, если: вместе с ним создаются представления о целях его работы и заданиях; доброволец принимает участие в планировании, на его идеи обращают внимание; разделяется ответственность между добровольцами и сотрудниками; группы добровольцев способны самостоятельно разделять работу и развивать свою деятельность; группы и люди в группах хорошо работают вместе; поддерживается общение добровольцев, обсуждение общих дел и влияние на них.
Главным фактором для добровольцев становится способность общаться с людьми: слушать и быть услышанными, быть понятыми и понимать других.
Противопоказанием для волонтерской социальной работы может быть отсутствие или невыраженность таких качеств, любовь и доверие к людям, доброта, коммуникативность, эмоциональная стабильность; стиль взаимодействия, исключающий агрессивность и доминантность, и некоторые другие.
Волонтерская деятельность способствует развитию активной социальной позиции личности. Сти-
мулирование волонтерской активности выступает одним из важных условий формирования системы ценностей, образующих аксиологическое ядро социально-педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / сост. С.В. Тетерс-кий. — М.: ACADEMIA, 2000. — С. 56-57.
2. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». — М.: Дашков и К, 2005. — 337 с.
УДК 378
Секованов Валерий Сергеевич
доктор педагогических наук, профессор
Миронкин Дмитрий Петрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕКАРЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье исследуются модификации преобразования пекаря, приведены алгоритмы построения аттрактора данного преобразования, указаны методические приемы изучения преобразования пекаря.
Ключевые слова: нелинейность, множество Жюлиа, неподвижные и периодические точки.
В самом общем смысле мы понимаем креативность как способность к творчеству и считаем важнейшими креативными качествами гибкость мышления, интуицию, способность преодолевать стереотипы, толерантность к новизне, установление неожиданных связей между объектами и явлениями.
В современном преподавании в вузе и школе формированию креативности уделяется мало внимания.
Однако интерес к нелинейной динамике в рамках вузовских программ только начинает проявляться. Единственную возможность знакомства студентов с преобразованием пекаря предоставляют дисциплины по выбору. Однако нужна преемственность в обучении, о преобразовании пекаря следует хотя бы в описательном плане рассказывать и в школе в рамках элективных курсов.
Преобразование пекаря является одним из простейших нелинейных отображений и имеет доста-
точно большие приложения (например, используется при исследовании сыпучести материалов, криптографии и др.) Достаточно сказать, что еще основоположник теории информации Клод Шеннон упоминал об использовании преобразовании пекаря в криптографии.
Однако в вузовских программах изучение преобразования пекаря не предполагается. Правда, в стандартах магистерских программ математических специальностей в рамках дисциплин «Динамические системы» стало возможным знакомство магистров с этим отображением. Однако методические приемы изучения преобразования пекаря авторам неизвестны. В данной статье мы предлагаем методику исследования преобразования пекаря с использованием дистанционного обучения.
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных техноло-