С 1 мая вступают в силу Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые направлены на обеспечение школьников бесплатным горячим питанием. О необходимости принятия такого закона в Послании Федеральному Собранию говорил Президент РФ Владимир Путин. Закон был разработан и внесен Председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и руководителями всех фракций ГД.
Кто сможет бесплатно обедать в школе
Дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день быть обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета.
«Это важная социальная инициатива, принятие которой позволит каждому школьнику младших классов независимо от того, живет он в городе или селе, бесплатно обедать в школе. Законопроект направлен на укрепление здоровья наших детей», — подчеркивал Вячеслав Володин.
Когда заработает закон
Реализация закона должна начаться уже с нового учебного года — с 1 сентября 2020 года. А все мероприятия, связанные с организацией горячего питания для младшеклассников, должны полностью завершиться в сентябре 2023 года. Таким образом, к 1 сентября 2023 года не должно остаться ни одной школы в нашей стране, где не было бы организовано бесплатное качественное, контролируемое обществом питание для школьников начальных классов.
Чем будут кормить детей
Закон четко прописывает также требования к детскому питанию. Оно должно быть здоровым — при производстве продукции для детского питания не должно использоваться сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста, ГМО, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья веществ.
«Пищевые продукты для питания детей должны удовлетворять физиологические потребности детского организма, быть качественными и безопасными для здоровья детей», — сказано в законе.
Кроме того, образовательное учреждение обязано будет опубликовать на своем сайте в интернете информацию об организации питания школьников вплоть до ежедневного меню.
18 февраля Госдума единогласно приняла в третьем чтении проект Федерального закона о внесении изменений в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в статью 37 Закона «Об образовании в РФ» (сокращенно – законопроект о школьном питании).
Напомним, что в своем послании Федеральному собранию 15 января этого года президент Владимир Путин заявил о необходимости «обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс», причем независимо от доходов их родителей.
Поддержка президента позволила максимально быстро принять важнейший закон, который был инициирован Советом Федерации еще в прошлом году, но имел все шансы быть отклоненным из-за сопротивления финансового блока правительства. На его реализацию в этом году запланировано выделить из федерального бюджета 21 млрд рублей, в следующем – 46 млрд. Проект по обеспечению бесплатными завтраками учащихся начальных классов рассчитан до 2023 года, главный критерий отбора регионов – стопроцентная готовность расположенных на их территории школ к организации горячего питания. Это означает наличие в них столовых, оснащенных необходимым оборудованием. Недавно состоялось заседание рабочей группы при Комитете Государственной думы по образованию и науке по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Мы попросили члена этой рабочей группы Алдара Дамдинова рассказать о существующих проблемах и путях их преодоления.
– С какими трудностями столкнулись регионы на первом этапе реализации закона?
– Закон о бесплатном питании можно по праву назвать революционным, поскольку впервые в нем говорится о бесплатном горячем питании всех школьников без исключения с 1-го по 4-й классы.
Поправки были внесены не только в Закон «Об образовании в РФ», но и в Федеральный закон «О пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах», в котором объясняется, что такое «горячее питание», введено и много других терминов и норм, регулирующих систему питания детей от дошкольного возраста до 18 лет, то есть от детского сада до организаций СПО.
В настоящее время правительство разрабатывает правила распределения бюджетных субсидий для субъектов РФ.
Понятно, что в этих правилах есть ряд условий, которые должны соблюдать регионы. Прежде всего субъекты РФ обязаны предоставить софинансирование из своих бюджетов. Как и в других федеральных проектах, доля региональных средств зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.
Поначалу речь шла о предоставлении федеральных субсидий только дотационным регионам, но после дискуссий все же приняли решение распространить поддержку и на регионы-доноры. Из их числа только Москва отказалась от федеральных субсидий: в столице учащихся младших классов кормят за счет городского бюджета уже последние несколько лет. Вообще, надо отметить, у нас 18 субъектов РФ на сегодняшний день обеспечивают горячими завтраками учащихся с 1-го по 4-й классы за собственные средства.
– Каковы критерии отбора регионов для участия в проекте?
– Главный критерий – стопроцентная готовность всех без исключения школ региона к организации горячего питания. Это означает наличие в школах столовых с необходимым оборудованием. 15 апреля, по данным Роспотребнадзора, который проводит мониторинг готовности, 1/3 регионов, подавших заявки, уже сейчас готова приступить к обеспечению горячим питанием, 1/3 сможет это сделать лишь с 1 сентября этого года. Но по этой группе есть серьёзные сомнения, поскольку в каждом из «отстающих» регионов существует то или иное количество школ, в которых вообще нет столовых. Это может быть всего одна школа на весь регион, как в Нижегородской области, или три, как в Томской области. Например, в Республике Бурятия, которую я представляю в Госдуме, 21 школа не имеет столовых. Это малокомплектные школы, в которых обучается от 1 до 28 детей максимум. Столовые там не были предусмотрены, так как строить и содержать отдельное помещение с поварами и сторожем для трех-четырех детей не представлялось экономически целесообразным. Эти дополнительные расходы привели бы к нерентабельности такой школы, а впоследствии к ее закрытию. Конечно, регионы на это не шли. И за счёт того, что горячее питание у нас не было обязательным, они выходили из положения за счёт длинной перемены, когда у детей появлялось время пообедать дома. Теперь, после принятия закона, всё поменялось, и регионы должны обеспечить соответствующие условия в каждой школе для питания детей. Это непреложная норма закона.
– Какие опции предлагаются для решения этой задачи?
– Следует предусмотреть совершенно разные варианты обеспечения горячим питанием в малокомплектных школах. Во-первых, это можно сделать посредством аутсорсинга, то есть передачи полномочий по реализации этой задачи другой стороне, например предпринимателям. Во-вторых, мы рассматривали создание мобильных столовых. В-третьих, выдавать семьям денежную компенсацию на обеспечение детей горячим питанием.
Если мы не найдем оптимального решения этого вопроса, то регионы, не сумевшие обеспечить стопроцентную готовность своих школ (даже если у них имеется одна такая школа), останутся без федеральной субсидии, а дети, проживающие на их территории, – без горячего питания. Потому что до 15 июля (такой дедлайн установлен Роспотребнадзором) регионы с дефицитными бюджетами не смогут решить эту проблему за счет собственных средств.
И очень трудно будет объяснить родителям, почему им придется платить из своего кармана за школьное питание в столь сложных экономических условиях.
Если взять в качестве примера Республику Бурятия, у нас, с одной стороны, 313 детей обучаются в школах, в которых не обеспечены условия, а с другой стороны – 46 тысяч учеников начальных классов, которые не получат горячее питание по этим правилам, несмотря на то что в их школах имеются столовые. Я думаю, что это несоизмеримо. И моё предложение было совершенно иное. Сегодня у нас век компьютеризации, и каждая школа имеет сайт, на котором опубликована вся информация, и Роспотребнадзор уже сейчас проводит мониторинг готовности дистанционно.
15 июля мы определим количество школ, где на 100% созданы условия для организации горячего питания. Не составит труда посчитать количество учеников в этих школах, определить, сколько понадобится федеральных средств для обеспечения их горячим питанием, и направить адресно ассигнования в эти школы.
Для тех образовательных организаций, где в положенный срок не удастся создать условия, следует установить переходный период до 1 сентября 2023 года. И по мере готовности направлять туда финансовые средства. Вот моё мнение, но пока оно ещё не принято.
– Какой объем средств запланирован на горячее питание школьников?
– На 4 месяца 2020 года в федеральном бюджете на эти цели запланирован 21 млрд рублей. На будущий год – 46 млрд. Впоследствии сумма может меняться в зависимости от количества субъектов РФ – участников программы и контингента учеников начальных классов, который растет ежегодно.
В конечном счете до 2023 года учеников 1–4-х классов всех регионов обеспечат горячим питанием за счет федеральных субсидий.
Кроме того, наша рабочая группа выступила с предложением принять на федеральном уровне комплексную программу содействия созданию и модернизации (оснащению и переоснащению) пищеблоков и столовых государственных общеобразовательных организаций.
– Те 18 субъектов, которые уже сейчас кормят своих школьников за собственные средства, тоже получат федеральные субсидии наравне со всеми. Смогут ли они использовать освободившиеся в их бюджетах деньги по собственному усмотрению?
– Конечно. Просто они возместят в своих региональных бюджетах эти суммы. Председатель нашей комиссии по горячему питанию школьников Геннадий Онищенко настоятельно рекомендовал не распылять эти средства на другие цели (такой соблазн может возникнуть у региональных Минфинов), а направлять их на приобретение современного оборудования или на обеспечение бесплатным питанием бОльшего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У нас практически во всех регионах есть законы, по которым детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают бесплатным питанием.
Во время пандемии многие регионы выдавали сухие пайки ребятам из малоимущих семей, и это стало для них существенным подспорьем.
Надеюсь, реализация закона будет решать многие задачи, в том числе охраны здоровья наших школьников за счет полноценного питания.
Закон об организации детского питания в школах и детских садах внесут на обсуждение в Государственную Думу в феврале. Об этом заявила его разработчик,член Совета Федерации РФ от Челябинской области Ирина Гехт.
По словам Гехт, причиной разработки закона стали жалобы родителей, которых не устраивает то, как кормят детей в школах и детских садах.
«Наша задача была сделать Федеральный закон, который определяет приоритет в части детского питания. В законе будет прописана норма приготовления пищи. Уже не получится сказать, что мы не выполняем эти нормы из-за того, что нет денег. Все дети должны получать нормальное сбалансированное питание. Если мы хотим здоровую нацию, то должны учитывать, что на 50% это определяется питанием».
Гехт также прокомментировала предложение управления Роспотребнадзора о запрете ученикам носить в школу еду из дома.
«Речь шла о приготовленной пищи. Детям нельзя давать пищу с собой – неизвестно, как долго она у ребенка в портфеле пролежит. Соки, шоколадки, яблоки, морковку – это никто не запрещает приносить. К тому же сегодня в законодательстве предусмотрено отдельное питание для детей, которым надо специализированное питание. Родителям надо только написать заявление».
В нем, в том числе закрепляются понятие «здоровое питание» и его принципы, прописаны требования к организации питания детей.
— Закон запрещает обращение опасных, некачественных, фальсифицированных пищевых продуктов, а также тех, о которых нет точной, полной, достоверной информации (нельзя отследить происхождение, нет маркировки, сведений), — сообщает Минпросвещения.
Согласно документу, при организации питания образовательные организации и организации отдыха и оздоровления детей обязаны учитывать санитарно-эпидемиологические требования, информацию от родителей о состоянии здоровья ребенка.
Кроме того, согласно закону, ученики начальной школы должны быть обеспечены не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, включающим горячее блюдо, не считая горячего напитка, за счет федерального бюджета, региональных и местных бюджетов и иных источников финансирования.
Как рассказал сегодня на совещании у президента министр просвещения Сергей Кравцов, обеспечить горячим питанием учащихся готовы все регионы страны. Председателем правительства принято решение выделить дополнительные средства для 27 субъектов Федерации.
— Более половины проблемных зон, а это 1125 школ, приведены в соответствие с нормами. Первоочередное внимание уделяется малокомплектным школам. В 271 малокомплектной школе из 483 вопрос уже закрыт, в остальных — работа в активной стадии, — рассказал Сергей Кравцов. — Тем не менее, во всех школах страны, даже там, где требования Роспотребнадзора еще не выполнены, будет организовано горячее питание. Более 7 млн школьников будет обеспечено горячим питанием.
По словам министра, выработано несколько вариантов обеспечения школьников в таких школах горячим питанием. Во-первых, через доставку в школу уже готового питания. Во-вторых, это может быть организация питания в других столовых. Наконец, возможна выдача продовольственных наборов, которые дети смогут просто забирать домой.
— Как эти решения будут реализованы и отлажены на практике, начиная с 1 сентября, проконтролируем вместе с Общероссийским народным фронтом. Все необходимые ресурсы и рычаги у нас для этого есть, — рассказал Сергей Кравцов.
— Мы проследим, чтобы регионы ответственно отнеслись к этим деньгам. Горячее питание учащихся начальной школы не должно вызывать нареканий у детей и родителей, — рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.
Как сообщили «РГ» в Общероссийском народном фронте, который по поручению президента ежедневно мониторит ситуацию, технически не приспособлены к приготовлению школьных завтракови обедов оказались помещения старых и малокомплектных школ. Многие из них строились в пятидесятые или даже довоенные годы под другие требования и другое число детей. Во многих из них нет ни пищеблоков, ни столовых. Причина и в том, что отраслью школьного питания на федеральном уровне долго никто не занимался. В ряде субъектов ее взяли под свой контроль сами руководители регионов, как, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Вологде. Но в масштабах страны это делается впервые.
Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
В последний месяц процент неготовых школ сильно сократился. Уже сегодня общая готовность приближается к 100%, а до этого проблемы были выявлены примерно в 25% школ на территории 27 российских регионов. Как рассказал руководитель Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев, сейчас регионы исправляют то, что копилось годами: в школьные пищеблоки докупается необходимое оборудование, под столовые переоборудуют свободные помещения. Где нет возможности организовать полноценные столовые, создаются буфеты, в которые горячее питание будут привозить. В каждом конкретном случае регионам удалось найти нестандартные решения и исправить ситуацию.
«Отстающие» регионы получили федеральные деньги только на то количество школ, в которых вопрос с организацией питания решен в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.В остальных образовательных учреждениях школьные обеды и завтраки в этом году регионы должны будут обеспечить за счет своих средств. ОНФ возьмет и это на контроль. Планируется, что к 1 сентября бесплатными завтраками или обедами будут обеспечены все младшие школьники страны.
Горячее, здоровое, а главное — бесплатное питание в новом учебном году будут получать около 6,8 млн учеников 1-4-х классов
«Все-таки День знаний — это праздник для каждого, все, что доступно одному ребенку, должно быть доступно всем. И глава государства на это четко указал», — подчеркнула сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева.
Что важно? По словам Шмелевой, впервые в этом году закупку горячего питания будут проводить администрации муниципальных образований, а не директора школ. Как пояснил «Российской газете» депутат Госдумы Антон Гетта, благодаря этому контроль и ответственность будет намного серьезнее. Фактически за организацию горячего питания в школах будет отвечать учредитель.
При этом губернаторы должны раз в неделю мониторить ситуацию на планерках с главами муниципалитетов. Депутат подчеркнул, что внедрение бесплатного питания для школьников позволит оздоровить поколение детей. А еще исключит дискриминацию в школе, когда дети из бедных семей получали качественно худшее питание, нежели их сверстники, чьи родители могли заплатить за обеды.
«Мы рады, что ОНФ удалось повлиять на принятие этого решения, — подчеркнул руководитель исполкома ОНФ Михаил Кузнецов. — Таким образом, всего горячим питанием в этом году будут обеспечены около 6,8 млн детей, в том числе 1,8 млн учащихся из тех 27 регионов, которые оказались не готовы». Он также рассказал, что в каждой школе будут размещены плакаты ОНФ с телефонами «горячей линии», по которой можно будет позвонить и рассказать о проблемах с организацией питания.
«Горячую линию» по питанию школьников в новом учебном году запустит и минпросвещения. Как рассказали «Российской газете» в ведомстве, «школы обязаны обеспечить детей качественным, здоровым и полноценным горячим питанием, не допуская подмены полумерами (разогретыми бутербродами с чаем или чем-то иным)». Это должен быть сбалансированный рацион, обеспечивающий физиологическое развитие молодого организма.
— У регионов есть возможность и все инструменты для того, чтобы при формировании меню учитывать потребности детей, которые нуждаются в диетическом питании, в том числе детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья, — подчеркнули в минпросвещения. — Родители могут давать предложения по составу школьного меню и участвовать в мониторинге качества питания в соответствии с локальными актами школы.
— Обеспечить горячее питание абсолютно всех детей в начальной школе — это очень ощутимая помощь российским семьям. Если мы возьмем среднюю стоимость школьного завтрака — 50 рублей, или обеда — 75 рублей, то родители учеников смогут сэкономить 1000-1500 рублей в месяц. Для многих это очень ощутимая сумма, — рассказала «РГ» директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко. — Но главное — потратить эти средства с умом. Так, чтобы тарелки у детей оставались пустыми. Несколько лет подряд родители жаловались нам на невкусную и холодную еду в школьных столовых. Ребенок проводит в классах по 6-8 часов, это если считать «продленку». И часто школьники живут на каких-то перекусах или вообще ничего не едят весь день, пока не вернутся домой.
Горячее питание для всех в начальной школе — это ощутимая помощь семьям, считают в родительской ассоциации
Это действительно большая проблема, и родители здесь не могут оставаться в стороне. Более того, у родителей по закону есть возможность организовать доступ в школьные столовые, дегустировать блюда и смотреть, как они готовятся. А затем передать свои претензии организатору питания. Очень важно, чтобы этот процесс был организован цивилизованно — по договору со школой, в котором прописаны не только права родителей и график контроля, но и обязанности мам и пап. Если дома мы не готовим рыбу, если на семейном столе нет каш и овощей, то ничего удивительного, что и в школе все это ребенок есть не будет. Как бы вкусно повара ни готовили…
МЧС
Проверки учебных заведений страны в самом разгаре. Но инспекторы Госпожнадзора уже подвели предварительным итоги. Согласно им около 90 процентов проверенных на этот момент школ готовы принять учеников — в них соблюдены необходимые меры безопасности.
Приемочные комиссии школ особое внимание уделяют исправности средств пожаротушения и автоматической противопожарной сигнализации. Оценивается состояние эвакуационных выходов. Также проверяют умение коллективов школ действовать в случае возникновения ЧС и оказывают необходимую консультативную помощь администрации школ.
Наиболее частые нарушения — загромождение путей эвакуации, закрытые эвакуационные выходы и неисправность огнетушителей. Но до начала учебного года есть время для устранения нарушений.
По данным МЧС, на учете надзорных органов находятся свыше 95 тысяч образовательных организаций, в том числе более 3,5 тысяч учреждений с круглосуточным пребыванием детей.
Подготовил Тимофей Борисов
Москва
Учебный год в столице, как и планировалось, начнется 1 сентября, но линеек из-за угрозы коронавируса не будет. Школы на время откажутся от массовых мероприятий, а учиться одноклассники по возможности будут в одном кабинете. Не исключено, что часть школьников вновь вернется на дистанционку.
Увы, коронавирус не исчез, поэтому риск подцепить заразу остается. По словам мэра Сергея Собянина, каждый день в Москве COVID-19 подтверждается в среднем у 25-30 школьников. Поэтому ученикам и учителям будут измерять температуру, а помещения дезинфицировать. «Если заболеет учащийся и тест на коронавирус подтвердится, весь класс переведут на дистанционное обучение в течение 14 дней», — объяснил Собянин.
Родительское сообщество встревожено. «Папы и мамы по несколько раз в день задают один и тот же вопрос: «Как будем учиться?», — рассказала «РГ» председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова. По ее словам, наболевшие вопросы с Роспотребнадзором и департаментом здравоохранения обсудят 26 августа на родительском селекторе. Сама Людмила Мясникова не прочь отправить младших дочек в школу. «Без линейки можно и обойтись. А все, что касается остального, если есть возможность, то нужно учиться, — говорит она. — Ребенок должен понимать, что 1 сентября он пойдет в школу, где будет учиться слышать, слушать, общаться, работать в команде».
В целом родители солидарны: вирус осенью никуда не денется, а учиться надо. Вместе с тем отмечают: важно, чтобы школы исправно следовали всем санитарным правилам, профанация тут неуместна.
У Екатерины Никитиной дочь идет в 7 класс. Она уверена: знания нужно получать очно. «На дистанционке дети часто предоставлены сами себе. Хотя моему ребенку проще, чем младшеклассникам, — считает Екатерина. — Я не знаю, как можно научить писать, толково объяснять материал, когда дети дома за компьютером». Отправлять дочь в школу она не боится. Говорит, главное, чтобы соблюдались меры безопасности. «Может, стоить разделить ребят: кто-то учится утром, а кто-то — во вторую смену, — рассказывает Никитина. — У меня родственники живут в Германии. Там разделили класс на две группы — примерно по 15 учеников каждая. Учатся в разные дни».
За очный формат обеими руками и Светлана Лемесева — мать восьмиклассника и шестиклассницы. Дистанционка, вспоминает она, им не подошла. Уроки шли в Зуме, а задания приходилось скачивать с других программ. То же и с «домашкой»: одни учителя просили скинуть ее в Ватсапе, другие — на почту, третьи — через специальную платформу. Дети путались, задания сдавали не вовремя. Пришлось на два месяца брать репетитора, вспоминает Светлана:
— На дистанционном обучении дети очень много времени проводили за компьютерами, дочка начала жаловаться на зрение. Врач поставил ей диагноз: близорукость. Теперь ребенку больше часа в день нельзя пользоваться любыми гаджетами, компьютерами, смотреть телевизор. Дистанционка нам не подходит. Встанет выбор: либо учиться, либо беречь здоровье.
Подготовил Сергей Жуков