Ученые выяснили, что общего у сторонников теорий заговоров — это люди, имеющие склонность к шизотипическому расстройству. Подозрительность и мрачный взгляд на мир приводят к тому, что они пытаются найти виновных, считают исследователи.
Ученые из Юнион-колледжа в США выяснили, что общего у сторонников различных теорий заговора. Свои выводы они изложили в журнале Journal of Individual Differences.
«Эти люди подозрительны, ненадежны, эксцентричны, им хочется чувствовать себя особенными и кажется, что мир вокруг полон опасностей,
— рассказывает профессор психологии Джош Харт, ведущий автор исследования. — Они также с большей вероятностью обнаруживают закономерности там, где их на самом деле нет. Люди, которые не слишком доверяют теориям заговора, обладают противоположными качествами».
Харт и его студентка Молли Грейтер обследовали более 1200 взрослых американцев. Они должны были ответить на вопросы, связанные с чертами их личности, политическими взглядами, демографическими характеристиками. Также им было предложено согласиться или не согласиться с высказываниями наподобие «Власть глав государств стоит на втором месте после власти небольших неизвестных групп, которые действительно контролируют политику» и «Группы ученых манипулируют доказательствами, выдумывают или замалчивают их, чтобы обмануть общественность».
Более ранние исследования показали, что люди тяготеют к теориям заговора, которые подтверждают их политические взгляды. Так, республиканцы вероятнее, чем демократы, верят, что Барак Обама стал президентом незаконно, так как не был рожден в США, или что глобальное потепление — просто мистификация. Демократы же с большей охотой верят, что президент США Дональд Трамп состоит в сговоре с Россией.
Но некоторые люди просто склонны верить во все теории заговора подряд — от фальсификации высадки американцев на Луну до спланированности спецслужбами США теракта 11 сентября 2001 года. Это и подтолкнуло исследователей к поиску общих черт сторонников теорий заговора.
«Наши результаты ясно показали, что сильнее всего к вере в теории заговора были предрасположены люди с характеристиками личности, подходящими под определение шизотипии», — отмечает Харт.
Для шизотипического расстройства личности характерны почти те же симптомы, что и для шизофрении, но они слабо выражены. Симптомы могут включать странное или эксцентричное поведение, склонность к социальной изоляции, холодность или неадекватность эмоциональных реакций, параноидные идеи (не достигающие уровня выраженного бреда), болезненные навязчивости, также могут быть редкие преходящие эпизоды иллюзий или галлюцинаций.
Согласно официально используемому в России международному классификатору болезней МКБ-10, шизотипическое расстройство характеризуется чудаковатым поведением, аномалиями мышления и эмоций, которые напоминают наблюдаемые при шизофрении, но ни на одной стадии развития характерные для шизофрении нарушения не наблюдаются; нет какой-либо превалирующей или типичной для шизофрении симптоматики.
Исследование также показало, что сторонники теорий заговоров склонны видеть несуществующие закономерности. В 1944 году психологи Фриц Хайдер и Марианна Зиммель разработали эксперимент, состоящий в демонстрации добровольцам геометрических фигур, пары треугольников и круга, движущихся по экрану. Эксперимент показал, что многие люди склонны наделять фигурки сознанием и приписывать им человеческие свойства, создавая из увиденного целую историю — например, про любовника, которого муж застукал с женой, или про родителей, наказывающих детей.
Как выяснили Харт и Грейтер, сторонники теорий заговора куда чаще приписывали фигуркам человеческие свойства, чем остальные люди.
По словам Харта, сторонников теорий заговора отличает весьма мрачный взгляд на мир. Очевидно, это способствует поиску каких-то мифических групп, ответственных за все беды, считает он.
В 2017 году психологи попытались выяснить, почему люди верят в теории заговора. Эксперименты показали: такие люди способны обнаруживать закономерности там, где их нет, и это проявляется не только в вере в существование мирового правительства, двойников Сталина и Гитлера, плоскую Землю и рептилоидов, но и в совершенно бытовых вещах.
Они видят определенные узоры в хаотичных мазках на картинах Поллока и находят закономерности в частоте выпадения орла или решки при подбрасывании монетки, хотя результат подчиняется лишь теории вероятностей.
Ученые давно предполагали, что образ мысли сторонников теорий заговора связан именно с этой особенностью работы мозга, но исследований, подтверждавших это, не проводилось.
«Удивительно, насколько мало эмпирических данных о том, как ошибочное выявление закономерностей связано с иррациональными убеждениями и, в особенности, с теориями заговора», — подчеркивают исследователи.
Почему в Православных храмах черпают энергию люди, занимающиеся колдовством, магией, сатанизмом (знаю реальные примеры)? Олег
Здравствуйте, Олег!
Давайте сначала разберемся в определениях. В храме есть только одна энергия – это Божественная благодать. Другой там просто нет. Думаю, что людям, сознательно служащим диаволу в ней нет никакой необходимости. Как раз наоборот, Божественная благодать будет для них опаляющим огнем. Но смысл посещения ими храмов кроется совсем в другом – это осквернение святыни, кощунство. Именно это дает им такую удовлетворенность в своем деянии. Ведь, как правило, в храм они приходят для совершения того или иного магического обряда. Но не всегда им удается оставаться незамеченными.
Я неоднократно просил удалиться из храма людей, которые тайком, а зачастую и в открытую, занимались откровенным колдовством. Таким образом, в храме они черпают ту же «энергию», что и при использовании в магических ритуалах церковных свечей, православных икон, ладана. И «энергия» эта исходит от врага рода человеческого – диавола. Именно это и необходимо людям, сознательно служащим ему.
Является ли целительство при помощи молитв и церковных свечей грехом? Игорь
Здравствуйте, Игорь!
Прежде всего давайте дадим определение молитве. Как говорил свт. Иоанн Златоуст, молитва – это наша благоговейная беседа с Богом. В молитве мы испрашиваем у Господа благопотребного для нашей жизни. В молитве к святым угодникам мы просим их молиться о нас у престола Вседержителя. Конечно, можем мы молиться и об исцелении от телесных недугов. Но это всего лишь молитвенная просьба и не более того. Именно таково православное определение молитвы. Свечи же мы возжигаем перед святыми образами и святынями, они символизируют горение нашей веры.
Как видите, ничего общего с целительством ни молитвы, ни свечи не имеют. Целители обычно используют вовсе не молитвы, а заговоры, которые с первыми не имеют ничего общего и являются «творением» деятелей черных культов. А свечи, как правило, используются ими в магических обрядах, которые, как Вы понимаете, с Богом тоже ничего общего не имеют. Но вот молиться Господу или святым угодникам об исцелении от болезни, возжигая свечи перед их святыми образами, никто не запрещает. Это даже необходимо.
А обращение к целителю, который «лечит» молитвами и свечами нельзя. Это, действительно, грех.
У меня следующая проблема. На меня одна девушка постоянно делает порчу я в этом уверен. Одна бабушка мне посоветовала пойти в церковь и перекреститься под другим именем, тогда заговоры этой девушки не будут действовать так как она не будет знать моего второго имени. я знаю что это грех второй раз креститься, но что мне делать? Помогите. Евгений
Здравствуйте, Евгений!
А кто вам сказал о том, что эта девушка делает на Вас порчу? Случайно не одна из тех бабушек, которые ее с Вас снимали? Ну не девушка, а монстр какой-то получается! Ее бы во времена инквизиции, вот там бы сразу решили, что с ней делать! А может быть все не так уж и плохо и девушка уже давно забыла о вашем существовании? Скорее всего, так оно и есть, а вот становится вам хуже как раз от посещения этих «добрых» бабушек, которые «снимают» с вас порчу.
Бабушки-то с Богом общего ничего не имеют и вся работа их от лукавого. Да, да, именно так! А Вы удивлены? Вы думали, что бабушки все святые и напрямую с Богом общаются? Да они, как видно из вашего письма, даже понятия не имеют о православных таинствах, раз советуют креститься второй раз. Да еще и с таким обоснованием.
Имя дается православному христианину раз в жизни, при крещении. И называют человека в честь какого-либо святого. Вот и Вы в крещении носите имя кого-либо из святых. И Вам должно обращаться к нему с молитвой и просить о помощи в трудных ситуациях. А Вы бегаете по бабушкам.
На самом деле, посещение бабушек – это прямое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). Это прямое обращение к диаволу за помощью, но посредством этих самых бабушек. И как понимаете, это тяжкий грех, который требует особого покаяния на исповеди у священника. И не откладывайте это дело в долгий ящик. Ведь грех имеет свойство накапливаться, если он не раскаян. Именно тогда он становится смертным, т.к. ведет к смерти души. Таким образом, дорога у вас теперь одна – в храм Божий, на исповедь и причастие. И забудьте дорогу к бабушкам, она ведет в ад. Помните одно: человеку, живущему в согласии с Богом и исполняющему Его заповеди, не страшны никакие порчи и колдовство. Помощи вам Божией!
Вот уже на протяжении 8 лет боремся с колдовством. Все безрезультатно. Общие отчитки в Загорске у Отца Германа, соборования ничего не помогло. Как сказала одна ясновидящая, что уже ничего не поможет. Слишком долгий срок заговора. Изменилась сущность человека. Срок ее жизни истекает. Помимо того что она не имеет пути в жизни вдруг стала не любить русских ребят. Идет на контакт только с киргизами. Вопрос. Можно ли организовать персональную отчитку у отца Герма в Загорске. Валентина
Здравствуйте, Валентина!
И откуда у Вас такие познания в оккультной терминологии? Наверное, от тех ясновидящих и экстрасенсов, которых Вы с таким удовольствием слушаете. Я Вам могу сказать лишь одно – все это полнейшая чушь! А беды Ваши как раз от посещений этих «добрых» ясновидящих, которые дерзают говорить, что человеку уже ничего не может помочь. С каких это пор, позвольте узнать, православные христиане стали так доверять людям, не имеющим ничего общего с Богом? И более того, сознательно служащим диаволу. Да, да, именно так! И никак иначе!
Гадалки, экстрасенсы, целители, ясновидящие – все это служители черных культов. И не помогут Вам никакие отчитки у о. Германа и соборования, будет от них лишь хуже. А все от того, что невозможно одновременно молить Бога о помощи и в то же время бегать по экстрасенсам.
Обращение к ясновидящему – это обращение к диаволу! Это прямое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). А за нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь. Вот и сделайте вывод, отчего же Ваша дочь тает на глазах. А если не остановитесь, то все может закончиться еще более печально, ибо «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20, 5-6).
Если Вы сделали для себя соответствующие выводы, то продолжу дальше. Вам необходимо понять, что человеку, живущему в согласии с Богом и исполняющему Его заповеди, не страшно никакое колдовство. На данный момент вам и Вашей дочери крайне необходима исповедь у духовника, на которой необходимо рассказать о визитах к ясновидящим и экстрасенсам.
Возможно, священник назначит Вам епитимью. Со смирением примите все увещания духовника и выполните все его наставления. И выбросьте из головы мысль о том, что отчитки у о. Германа – это панацея от всех болезней. Ваша дочь не страдает беснованием, а чин отчитки – это непосредственно изгнание злого духа из тела человека. Ей необходимо как можно чаще исповедоваться, причащаться и при необходимости собороваться. Но помните, что все это несовместимо с посещениями оккультистов. Все остальные наставления вы сможете получить у священника в храме. Помощи вам Божией!
Только надо понимать, что в православии магии нет и не какое священнодействие без собственного покаяния( того настроя которое описано пророком Давидом «жертва богу дух сокрушен сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит») не будет иметь той пользы на которую она рассчитана.(прим ред.) Как войти в церковь после долгих лет?
В Карелии написали «заговор от коронавируса». В соцсетях появилось видео, на котором активистка карельского движения читает заговор на карельском языке. Карелы издревле считались сильными колдунами, и до сих пор к «карельским знахарям» продолжают ездить люди из соседних регионов: излечиться от болезней, снять сглаз или сделать приворот. Корреспондент сайта Север.Реалии выяснял, можно ли «заговор против коронавируса» воспринимать всерьез или это всего лишь попытка разнообразить карантинный досуг.
«Корона, дитя блудницы,
Вирус гадкий, отвратительный,
Не был ты ни великим, ни маленьким,
И красивым ты тоже не был:
Лето ты пролежал в лошадиной моче,
Зиму – под навозом кобылицы.
Не приставай к моим ногтям,
Не цепляйся к моим ладоням,
Приставай к холодным камням,
Цепляйся к вербам у воды.
Ступай, вирус, в лошадиное лоно,
Проваливай, коронушка, к черту»
(Отрывок из «заговора», перевод с карельского языка)
Автор этого «заговора от коронавируса» – сотрудница Карельского научного центра РАН, фольклорист с карельскими корнями Мария Кундозёрова. Мария исследует карельский фольклор: заговоры, эпические песни, свадебные песни, баллады, колыбельные песни – все жанры связаны между собой тем, что исполнялись калевальским размером («размер этот близок четырехстопному хорею, нерифмованный, аллитерационный», – уточняет Мария). Этот «калевальский размер», по словам Марии, сочетает руны легко между собой, и их можно «переплести бесшовно», то есть соединять, менять местами, компоновать.
Мария Кундозёрова
Именно этим приемом пользовался финский литератор Эллиас Лённрот, собрав множество рун в известном карельском эпосе «Калевала». Создание заговора от коронавируса по замыслу схоже с идеями Лённрота – популяризовать карельскую культуру и язык. И текст заговора – не случайный набор слов, он составлен на основе настоящих заговоров, собранных и записанных учеными Карельского научного центра РАН в 1970–1980-х годах в Лоухском районе республики.
– Это первая попытка, максимально упрощенная и укороченная версия возможного заговора. Реконструировать заговоры, конечно, можно. Но настоящие карельские заговоры могут быть очень длинными. А этот вариант рассчитан на широкую публику, – рассказывает Мария Кундозёрова.
«Овцы под лавку»
Те, кто занимается сегодня изучением истории и культуры карелов, считают традиционные знания «кладезью» для исследователя. В Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра есть специальное подразделение – «Сектор фольклористики с фонограммархивом», где много лет собирают образцы карельских заговоров и других произведений рунической поэзии.
Бытовые заговоры знал каждый карел или карелка. Короткие заклинания до сих пор в ходу
– Традиционные знания, как и язык, – фундамент любой нации. И заговоры – одна из самых важных и наиболее живучих составляющих культуры. Тексты заговоров менее всего подвергаются импровизационным процессам, благодаря чему дольше сохраняются в памяти носителей, – говорит Мария Кундозёрова. – Бытовые заговоры знал каждый карел или карелка. Короткие заклинания до сих пор в ходу. Меня коллега-карелка наставляла: «Когда будешь перешагивать порог диссертационного собрания, скажи негромко: «Lampahat laučan alla, hukka tuli!» («Овцы – под лавку, волк пришел!»). Я так и сделала.
«Калевала», иллюстрация Николая Кочергина, 1960
Настоящих «носителей» заговоров в Карелии остается все меньше. При этом в глубинку к карельским «бабушкам» до сих пор ездят люди не только из соседних регионов, но и издалека. Люди верят в ритуальные обряды и заговоры, хотят излечиться от болезней, снять порчу или, наоборот, «поднять лемби» (ритуал для повышения сексуальной привлекательности. – СР). Старшее поколение, по словам Кундозёровой, до сих пор использует заговоры в определенных ситуациях: произносят слова, когда парят ребенка в бане, когда поднимают лемби, когда идут на рыбалку, заговаривают болячки. Но чем дальше, тем больше заговоры, как и другие жанры рунической поэзии, калевальского стиха, остаются только предметом исследований.
Тенденция та же, что и с языком. Скоро и язык будут знать только исследователи
– Традиционные знания передавались на протяжении столетий «из уст в уста», от старших родственников – младшим, реже – от учителя к ученику, но в последние десятилетия этот процесс почти остановился. Маловероятно, что эта традиция возродится, – резюмирует Мария. – Тенденция та же, что и с языком. Скоро и язык будут знать только исследователи.
Бабушка Маша заговаривает соль
Поиск в «Яндексе» на словосочетание «карельские колдуны» выдает больше 200 тысяч результатов, а в десятке результатов поиска «карельские заговоры» в Гугле появляется реклама книг с карельскими заговорами, которые можно купить в любом интернет-магазине: «Заговоры карельской целительницы» или «250 карельских заговоров на воду» – вполне себе популярные издания, предлагающие каждому желающему попробовать себя в роли «знахаря» или «колдуна».
– Много сюда с детьми приходят. Я им делаю соль и советую, как правильно употреблять: в горячую еду не класть, в чужую еду не класть, можно на хлеб сыпать, в салат добавлять, можно развести в воде и поливать себя в бане, только на уже чистое тело и не вытираться, дать высохнуть. Долго соль не держать в хозяйстве, съесть побыстрее, и ни в коем случае не выкидывать, там более в грязное место, – рассказывает Мария Иванова из карельского села Ведлозеро об обряде заговаривания соли против грыжи.
Мария Иванова
Бабушка Маша, как называют ее местные, показывает всю технологию приготовления, но сам заговор вслух не произносит: шепчет тихо над самым сосудом с солью, иначе весь обряд – насмарку.
А надо было три ночи поспать на месте строительства дома, на голой земле. Проверяли так, хорошее ли место
В марте Марии Ивановой исполнилось 90 лет, она живет одна в своей маленькой неблагоустроенной квартирке, которая занимает половину деревянного одноэтажного дома в Ведлозере, в 100 км от Петрозаводска. Дети разъехались в поисках работы и приезжают только на выходных – привозят продукты, помогают по хозяйству. Летом к бабе Маше приезжают правнуки, которых она учит карельскому языку.
У Марии Ильиничны, несмотря на возраст, хорошая память: из раннего детства она помнит, что в ее родном селе Топорное на юге Карелии почти каждый житель знал песни и заговоры.
– Соседи начали дом строить себе. А надо было три ночи поспать на месте строительства дома, на голой земле. Проверяли так, хорошее ли место. Так с этого места каждую ночь (черти) воду уносили. Ночью приходили и забирали воду. Так старик взял свою метку, и сказал: «<> вашу мать, еще раз придете, разорву!» На четвертую ночь черти пришли, но воду взять не смогли. И тогда построили дом на этом месте. А наш дом в Топорном пришлось переносить. Потому что на дороге чертей он был построен, помешали им. Все ночи напролет коров в хлеву избивали. А потом поют, пляшут, веселятся. В другое место пришлось перенести дом: разобрали и перенесли, – вспоминает Мария Ильинична.
Наш дом в Топорном пришлось переносить. Потому что на дороге чертей он был построен, помешали им
Вспоминает она и «бессмертный камень», к которому люди ходили за помощью. Это был огромный валун, а на нем – след от ладони, как человеческий, и пальцы видны, только в размерах гораздо больше. «Это следы Спасителя», – говорили в Топорном. Маленькая Маша с друзьями часто бегали на него смотреть, но что с ним делают взрослые, они не знали, потому что к камню ходили в основном мужчины, и обряды проводили без посторонних глаз. Известным знахарем был и дед Марии Ильиничны по материнской линии. Его называли «знатоком земли», он многому научил мать, но та по каким-то причинам передала Марии Ильиничне только небольшую часть своих знаний.
Карелы не были колдунами?
Жительница Ведлозера Наталья Антонова родилась и выросла в селе, но карельский язык выучила в зрелом возрасте: в советские годы говорить на карельском было не принято, а некоторые и вовсе не признавались, что они карелы и знают язык, поэтому своих детей языку не учили. Нынешнее поколение молодых карелов, по словам Натальи, хоть и общаются на языке свободно, но родным его назвать не могут. Потому и традиционный фольклор, песни и заговоры, они, в отличие от своих родителей, знают только по книгам, да из разговоров. Сама Наталья старается чаще общаться с бабушками – как баба Маша, – они используют специфические слова, которых не найти в словарях и говорят на языке, которого не выучить по учебнику.
Наталья Антонова
– Я не заговариваю, но как любая женщина, имеющая очень сильную связь с карельской традицией, я обладаю базовым набором бытовых знаний, которые есть в нашей семье. Я четко знаю, что кругом нашего ничего нет, мы пользуемся чужим. И если тебе нужна вода, ты должен ее попросить, если тебе нужен лес, то я чувствую, что я там не одна и пришла туда в гости. Я стараюсь просить разрешения за право воспользоваться, благодарить за то, что дали. Всё это на карельском и своими обычными словами, как в голове слагаются. И я точно уверена, что то, что сейчас происходит у человечества, это от чрезмерного потребления, – говорит Наталья Антонова.
Я точно уверена, что то, что сейчас происходит у человечества, это от чрезмерного потребления
Из рассказов местных жителей и книг о карелах Наталья знает, что еще полсотни лет назад, то есть в позднесоветский период, в карельских селах было много мужчин, которые общались со стихиями и всем, что дала жизнь: лесом, водой, воздухом, огнем, камнем, землей, песком, и пр. По словам Натальи, стихии позволяли делать и хорошее, и плохое, причем плохое было сделать проще, чем хорошее, потому всяких порч и сглазов было много. И для этого не надо было обладать особыми умениями. Но сильное и хорошее могли делать только сильные мужчины, которые и ходили к стихиям. Женщины этого не выдерживали, они хорошо справлялись с более мелкими делами – грыжей, ворожением, кожной сыпью, радикулитом и так далее. Конечно, договариваться напрямую со стихиями – хозяевами воды и леса, было гораздо важнее, поскольку они сразу говорили, помогут или нет, а «делать» через предметы, связывающие со стихиями, – гораздо дольше. Поэтому и статус у таких мужчин был гораздо выше.
Карельский «колдун», 1927–1928 гг. Фото: Л.Капица
– В этих сакральных делах есть очень важный момент: не знакомые с карельскими традициями боятся карельских колдунов, потому что не понимают, что карелы не колдовали, а договаривались со стихиями, знали, делали. В карельском языке есть определенный глаголы – luadie, то есть «делать», и tiedovoija – применять знания, а не «колдовать». Поэтому и tietaja – это «знахарь», «заклинатель», а не колдун. Колдовство – сказочное слово, а применять знания и делать – из карельской повседневной жизни. Карелы – не колдуны, а «знающие», «делающие», – говорит Наталья.
Она знакома со многими людьми в Ведлозере, которые не сами «делали», но которые были свидетелями «дел». Ее покойная тетя ходила в лес со «знающим» и слышала, как он говорил с лесными мужиками. Другой мужчина, которого тоже брали с собой в лес, рассказывает, что и он видел, как навстречу «знающему» выходили три огромных, очень высоких мужика с длинными бородами. Они поговорили со «знающим» и ушли обратно в лес. Чего просил «знающий» у лесных людей, мужчина не помнит.
Карельские рунопевцы Братья Трихво и Поавила Яманены. Ухта, 1894
Сотрудница музея-заповедника «Кижи» Татьяна Бердашева, однако, утверждает, что в Карелии сосуществовали и колдуны, и знахари, но отношение к ним у народа было разное. Знахари в большинстве своем были людьми верующими и носили крест, разбирались в религиозных вопросах и представляли собой образцы нравственного поведения. А вот колдуны пользовались дурной славой и не принадлежали к христианской общине. Их считали владельцами чертей, людьми «вне Бога и без креста», – писала доктор наук, сотрудница Российского этнографического музея Ольга Фишман.
Источником силы колдуна была особая связь с нечистью, знахаря – дар Божий
– Я изучала представления карел о народных целителях, колдунах и знахарях по различным источникам. Можно сказать, что у карел, живущих в разных частях Карелии, эти представления были немного разные, хотя для большинства карел четкой разницы между «знахарем» и «колдуном» не было. Главную разницу люди видели в том, что источником силы колдуна была особая связь с нечистью, знахаря – дар Божий, – говорит Татьяна Бердашева.
Идею заговора против коронавируса специалисты по карельской культуре считают как минимум интересной. Наталья Антонова уверена, что в его создании есть смысл: если тот, кто его сложил, и тот, кто его может применить, верят в силу слова, находятся с ним «на одной волне».
– Конечно, если человек никогда не верил в силу народных заговоров, то для него это не больше чем «прикол», – говорит Антонова. – Если же человеку такая вера не чужда и он чувствует связь с произносимыми словами, знает, что они действуют при очень бережном и верном отношении к ним, вере в традицию, то слова имеют силу материализовываться для него. Не зря же раньше обходились без медицины, сами лечили.