Монастырь Высокие Дечаны расположен в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, в нескольких километрах к западу от посёлка Дечаны, в 17 км южнее города Печ. Монастырь был построен в 1327-1335 г.г. святым королем Стефаном Дечанским, названным так в честь основанной им обители, и его сыном царем Стефаном Душаном. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из приморского Котора. Грамота об основании датирована 1330 годом. В 1331 г. король святой Стефан Дечанский преставился и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Монастырь был посвящен Вознесению Господню и стал самым величественным в средневековой Сербии — большие размеры и характерный стиль монастырского храма выделяли его среди всех прочих. Высота монастырской церкви дала обители название «Высоких» Дечан. Строительство продолжалось до 1335 г., после чего была выполнена роспись стен. Роспись велась силами многочисленной артели, собранной для этого со всей страны, и была завершена только к 1350 г. В средневековье в Дечанах было создано много выдающихся произведений церковного искусства: фрески и иконы, рукописные книги и церковные стихи.
Эпоха реставрации Печской Патриархии во второй половине XVI в. стала самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII в. монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополнились драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период была работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги.
Во время Великого переселения сербов и патриаршества Арсения (Черноевича) в конце XVII в. монастырь был разграблен турками. Наступили тяжелые времена, когда монастырь едва сохранял численность своей монашеской братии.
В 1836 г. князь Милош Обренович построил вспомогательное здание монастыря, а в 1849 г. князь Александр Карагеоргиевич подарил монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX в. были обновлены все монастырские здания. В начале XX в. со Святой Горы Афон в Дечаны был приглашен иеросхимонах Кирилл (Абрамов) с русской братией для возрождения пришедшей в запустение обители. Через некоторое время монастырь вновь начал процветать. Позднее обитель возглавил другой русский подвижник, владыка Митрофан (Абрамов). В предвоенный период в монастыря действовала монашеская школа.
В марте 1992 г. в обитель перешла группа монахов из Чернорецкого монастыря. Тогда же в Дечанах возродилось общежитие и монастырь скоро вырос в самую многочисленную мужскую обитель Сербской Церкви. День здесь начинался очень рано с утреннего богослужения по древнему Афонскому правилу. После завтрака все расходились на послушания в сад, огород, виноградник, пасеку, коровник и многочисленные мастерские. В горячую летнюю пору в сельскохозяйственных работах принимали участие все монахи, независимо от сана. Помимо хозяйственных обязанностей и работы на кухне, поочередно исполняемой всеми монахами, у каждого было особое послушание в иконописной, дуборезной, швейной мастерской. Отцы монастыря занимались издательской и миссионерской деятельностью.
Бомбардировки НАТО 1999 г. и последующие события не смогли изгнать монахов из обители, хотя монастырь оказался в положении постоянной осады. Большую самоотверженность проявили охраняющие монастырь итальянские военные, которые блокировали любую попытку штурма со стороны албанцев. При этом во время войны монахи спасли жизни многим местным албанцам, нашедшим защиту в стенах монастыря. В 2004 г. монастырь был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На начало 2000-х г.г. Дечанская обитель была православным сербским анклавом, со всех сторон окруженным агрессивно настроенным албанским населением. Братия годами испытывала на себе проявления ненависти — угрозы, провокации, негативные выпады в прессе. 30 марта 2007 г. косовский албанец Етон Муляи с несколькими подельниками обстрелял строения монастыря из гранатомета, причем монастырь понёс значительный ущерб, хотя обошлось без человеческих жертв. При этом жизнь монастыря продолжалась по возможности в прежнем русле, причём дечанские иеромонахи приняли на себя также окормление некоторых окрестных приходов, оставшихся без постоянного священника.