Социальная работа смолодыми выпускниками детских домов
Каримова Кундузхан, магистр;
Артыкбаева Сонунбу Жумабековна, магистр, старший преподаватель;
Ошский технологический университет имени академика М. М. Адышева (Кыргызстан)
В современном Кыргызстане социальное положение молодежи не из легких, поэтому в обществе имеются разные категории молодежи и с разными потребностями.
Молодежь из обыкновенной, полноценной семьи, которая воспитана родителями, с трудом получает образование, профессию. Выпускники детского дома, которые тоже хотят получить хорошее образование и профессию, относятся к особой категории молодежи, решение проблем которых на сегодняшний день остается весьма актуальным.
В Кыргызстане было проведено немало исследований. Можно опираться на одно из этих исследований, которое было проведено общественно благотворительным фондом «Oasis» и общественной организацией «Наш голос». К исследованию привлечено 350 молодых выпускников (2009–2013гг.) детских домов с возрастным показателем от 15 до 25 лет. Из них 48% — девушки, 52% — юноши. Социальный состав опрошенных: 45% считают себя «круглыми сиротами», 43% ‑ лишенные «родительской опеки», 6% считают себя воспитанниками с «ограниченными возможностями здоровья и полусиротами»
По результатам этого исследования дана оценка возможностям адаптации выпускников к окружающему миру, в какую среду попадает выпускник. Эта оценка выражается следующим показателем опрошенных выпускников.
Полноценной адаптации к взрослой жизни выпускникам детских домов препятствуют следующие проблемы:
2,8% воспитанников привлекаются к экстремистским организациям и радикальной религии, 7,4% выпускников ‑ к преступным группировкам, 8,0% ‑ к алкогольным напиткам и наркотикам. У 9,1% ‑ отсутствует возможность профессионального образования, 11,4% ‑ отсутствие начального капитала для бизнеса, 14,2% ‑ нецелеустремленность и пассивность выпускников, у 17% возникают проблемы устроиться на работу, 39,2% ‑ недостаточность социальных навыков, отсутствие жилья и т. п. .
Полноценной самостоятельной адаптации также препятствуют заряжение ВИЧ/СПИДом, участие в противоправных действиях, привлечение в экстремистские группы, пристрастие к наркомании, совершение самоубийств и склонность к самоубийству (суицидальному поведению), проституция, вступление в преступную сферу, пьянство, бродяжничество (бродяги), заключение в тюрьмы .
В Кыргызстане «…каждый год около 400 молодых людей выпускаются из детских домов, через 10 лет – 4 000, через 20 лет – 8 000» , поэтому все должны осознавать необходимость решения проблем социальных сирот на общественном и государственном уровне. В некоторых исследованиях даны такие выводы: проблема социальных сирот — «это проблема общегосударственная, как бы мы ни старались, но молодежь, оказавшаяся в жизненнотрудных ситуациях, даже у которой есть родители, нуждается в социальной поддержке, социальной помощи, социальной защите» . Наша страна, являясь социальным государством, должна как одну из высших ценностей признать социальную защищенность человека.
Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого «наставничества», предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники детского дома или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.
На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.
Первая группа — выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.
Вторая группа — выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, имеют проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.
Третья группа — выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, имеют серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).
Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.
Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому, что, покидая детский дом, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, и у них возникают такие проблемы, как:
– ведение иждивенческого образа жизни;
– формирование алкогольной или наркотической зависимости;
– совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.
У социальных сирот с рождения не все нормально. И в совершеннолетии каждый час наполнен неожиданностями. Для них в нужный момент важный человек в нужном месте может ли появиться?
Отвечая на этот вопрос, мы могли бы отметить, что важным человеком мог бы стать социальный педагог, социальный работник, социальный психолог или можно назвать их по-другому «наставник-воспитатель», «общественный воспитатель», который могли бы заменить родителей.
Социальная работа с молодыми выпускниками должна включать в себя социально-педагогические, социально-психологические, социально-трудовые сопроводительные и адаптационные работы.
Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другими.
Длительное пребывание в условиях детского дома нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.
В связи с этим, одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детского дома является совершенствование системы социальной работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. Во многих странах, включая страны СНГ, разработаны специальные программы для 9–11-классников таких учреждений.
Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:
- Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных «семейных групп», наличие постоянных воспитателей в группах).
- Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение, и содержащие маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей.
- Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий.
- Формирование законопослушного поведения воспитанников.
И в нашей стране можно создавать и развивать такие подготовительные программы для воспитанников детских домов к дальнейшей жизни в обществе. Можно сказать, это один из перспективных путей решения социальных проблем социальных сирот.
Литература:
Конкурс на поступление в престижные столичные университеты сегодня составляет десятки человек на место. Среди абитуриентов, вышедших из детских домов, находится не так много смельчаков, готовых переехать в большой город и успешно пройти вступительные экзамены.
Портал Москва 24 решил рассказать истории трех студентов, которым удалось поступить в московские университеты, несмотря на тяжелый жизненный путь, страхи и сомнения.
Фото: /kasto
Женя Папроцкий РУДН. Факультет физико-математических и естественных наук 1 курс
Сейчас Женя живет в общаге и делит комнату еще с двумя людьми: аспирантом из Африки и магистрантом из Сирии. Еду соседи готовят самостоятельно, и сегодня у Жени на завтрак бутерброды с чаем. А вообще он любит картошку во всех вариациях: вареную, жареную, тушеную. Может сделать омлет или рис с курицей в выходные. И, конечно, пельмени. «Их еще надо уметь сварить», – смеется новоиспеченный студент.
Готовить картошку Женя научился еще в детстве, которое провел в небольшом поселке Муромцево Владимирской области. За свои недолгие 18 лет ему уже пришлось пройти нелегкий путь. До 11-ти мальчик жил с мамой, а потом у нее отобрали родительские права из-за проблем с алкоголем. Опекунство над Женей взяла бабушка, но вскоре и ее лишили прав на ребенка по той же причине. Следующим этапом в жизни мальчика стала приемная семья, в которой он прожил год, после чего, по непонятным ему мотивам, Женя оказался в Ляховском детском доме, где и провел последние пять лет.
Фото: личный архив
Еще будучи в 10 классе, парень прошел тест на участие в образовательной программе онлайн-обучения детей-сирот. Занятия включают в себя тренинги, направленные на личностный рост, помощь в выборе профессии и командную работу. В рамках программы Женя самостоятельно выбрал предметы и дистанционно занимался с преподавателями по информатике, математике и русскому языку, что очень помогло ему перед поступлением.
Вообще наш герой всегда хотел заниматься информатикой и поступить в московский университет. И когда представители РУДН приехали в Ляховский детский дом, он загорелся идеей поступать именно туда. На глазах парня уже семь выпускников детдома поступили в вуз, и искренняя поддержка этих ребят добавили уверенности в принятом решении – поступать в университет.
На вступительных экзаменах Женя делал ставку на математику, которую хорошо знал. Но в итоге сдал предмет хуже, чем ожидал, и уже почти смирился с тем, что план поступить в московский университет с треском провалился. Но, к Жениному удивлению, по баллам его вытянул русский язык.
Весь период ожидания результатов парень был так напряжен, что от волнения даже забыл название своей специальности. Поэтому, когда в конце июля вышли приказы о зачислении, пришлось скачать списки по всему факультету. По иронии судьбы выбранная им специальность «прикладная математика» была на последнем листе, и пришлось просмотреть несколько сотен фамилий, прежде чем будущий студент нашел свою.
Конечно, радость о Женином поступлении была воспринята друзьями и близкими на ура. А ведь если оглянуться назад, до пятого класса он практически не учился, отношения с учителями были натянутыми, и ходить в школу не хотелось. Попав в детский дом и перейдя в другую школу в шестой класс, он все еще придумывал «отмазки», почему сегодня не пойдет в школу. Первую четверть шестиклассник закончил с двумя тройками, но потом как-то втянулся и стал показывать хорошие результаты.
Фото: личный архив
В новой университетской жизни для Жени непривычно много людей и лабиринтов кабинетов. Хотя, где находится столовая, он запомнил сразу, и теперь использует ее как ориентир, если не может найти нужную аудиторию. Несмотря на то, что с начала учебы прошло всего два месяца, студент легко влился в коллектив и уже успел приобрести друзей. «Здесь главное – договориться с человеком, чтобы он занял тебе место на лекции», – смеется парень.
О прошлом Женю никто не спрашивает, да и сам он особо не рассказывает. Каких-то различий с однокурсниками не ощущает и считает, что все имели равные шансы при поступлении. И неважно, воспитывался ты в детском доме или нет, важно – как подготовился к ЕГЭ.
Сегодня жизненная цель парня – стать успешным: «Успех для меня – это хорошая работа, хорошая семья, а остальное приложится».
Лера Лазарева МПГУ. Институт детства (факультет начального образования) 1 курс
Еще находясь в начальной школе, Лера решила для себя, что пойдет учиться на педагога. По воскресеньям она устраивала игры с подружками: высаживала в ряд игрушки и обучала их. Потом закрутилась школьная жизнь, и о том, чтобы заняться педагогикой, девушка всерьез задумалась уже в 11 классе. Бывший директор детдома посоветовала ей поехать в столицу, а один из менеджеров образовательной программы для детей-сирот порекомендовал рассмотреть именно МПГУ.
Изначально Лера подавала документы в одно из учебных заведений Казани, но по какой-то случайности у нее не оказалось справки из органов опеки, и документы не приняли. В этот момент абитуриентка поняла, что нужно точно ехать в Москву. Девушка сама нашла социального педагога, которого попросила сопроводить ее в поездке в столицу. Деньги на билеты пришлось снять со сберегательной книжки, куда перечислялись алименты от родителей.
Фото: личный архив
Но до того, как она услышала это радостное сообщение, Лере пришлось много через что пройти. Родилась девочка в селе Рожки Кировской области. В семье было еще две сестры, одна младше на год, другая – на пять лет. Родителей по очереди лишили прав на детей. Лера очень рано стала взрослой, будучи еще малышкой, уже ощущала большую ответственность. Младшая сестра практически выросла на ее руках. Уже в семь лет девочка постоянно думала о том, чем накормить сестер. Зачастую находила дома картошку и варила жидкую баланду, потому что есть больше было нечего. Когда не удавалось приготовить и это, собирала сестер и вела их к тете. Женщина кормила девочек и укладывала спать, а на утро дед или отец приходили за ними и забирали.
Потом Лера со средней сестрой попали в приют, а младшую отправили в дом малютки. Приходилось тайно бегать к сестренке после уроков. Но через полгода всех троих переместили в Сосновскую школу-интернат, и они стали жить вместе.
Начиная с девятого класса, Лера стала не только дополнительно обучаться по необходимым для сдачи ЕГЭ предметам, но и участвовать в тренингах по саморазвитию. На занятиях их обучали, как правильно управлять своими эмоциями и ставить цели. Да и просто рассказывали о базовых вещах, необходимых старшеклассникам (как, например, финансовые операции и безопасность).
Фото: личный архив
Сейчас девушка не только учится, но и подрабатывает няней – заботится о годовалом ребенке. Стипендии на жизнь хватает, но дополнительная работа позволяет ей купить билет в театр или на балет. Также она помогает сестрам, может отправить что-то из одежды или других нужных вещей. Ведь по собственному опыту она знает, что в детском доме не хватает обычных радостей. Девушка с грустью вспоминает, что конфеты им выдавали только по воскресеньям и на Новый год.
Сейчас одногруппницы Леры удивляются, как человек с такой сложной судьбой умудряется оставаться оптимистом и подбадривать других. А она всего лишь хочет подарить людям любовь и заботу, которые сама недополучила в детстве. После окончания университета выпускница планирует стать учителем начальных классов, дефектологом или специалистом по раннему развитию. А также хочет использовать знания, полученные в университете, для того, чтобы потом правильно воспитать своих детей.
«Многие сомневались и говорили, что надо быть смелым человеком, чтобы поступить в университет и уехать в Москву. Но я думаю, что надо рисковать, потому что вся жизнь – это риск, а риск – это и есть жизнь», – считает Лера.
Саша Шабалин РГСУ. Факультет социальной работы 2 курс
Саша всегда любил точные науки, математику и физику, но абсолютно не видел себя в этих областях, хотел работать с молодежью. Еще со школьных времен он был активистом, участвовал в различных олимпиадах и соревнованиях, благодаря чему и сформировалось понимание, кем он хочет стать.
Сейчас студент учится на втором курсе и уже начинает изучать предметы для углубления в профессию: государственную молодежную политику, историю, психологию. Спустя год он ничуть не жалеет о выборе этого направления. Кстати, любопытно, что его группа на треть состоит из парней, что нечасто встретишь на социальных специальностях. На сегодняшний день Саша уже успел войти в студсовет своего факультета, является его лидером и играет роль наставника для первого курса.
Фото: личный архив
Глядя на энергичного, полного сил парня, невозможно поверить, что за детство жизнь успела его серьезно измотать, перекидывая из одного места в другое. До трех лет он жил с мамой в Екатеринбурге, потом они переехали в город Воткинск в Удмуртии. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его маму лишили родительских прав. Причину он до сих пор не знает и принципиально у мамы не спрашивает: не хочет знать. Попавшего в «Понинский детский дом-школу» Сашу больше никто не смог оттуда забрать: папу он никогда не видел, да и другие родственники в силу тяжелого финансового положения не могли взять еще одного ребенка. Единственный, кто помог в тот момент, – дедушка. Он оформил на внука опекунство, поэтому у мальчика была возможность ездить к деду в гости на каникулы.
Когда пришло время переходить в десятый класс, Сашу перевели в другой детский дом в Ижевске, где он пошел уже в общеобразовательную городскую школу. Обычный путь ребенка из детского дома – это окончить девять классов и перейти в колледж. Некоторые пробуют поступить в университет, но не набирают достаточного количества баллов. Саша был единственным из своего детского дома, кому удалось пробиться в вуз.
Фото: личный архив
С переездом в столицу первокурснику сложнее всего было адаптироваться к огромной территории и новым технологиям. Готовить и убираться Саша уже умел, с этим сложностей не было. Они с соседом по комнате удивительно совпали в любви к чистоте – моют пол раз в два дня. Не каждый мужчина в наше время может похвастаться таким рвением!
В эти дни у Саши насыщенный и бурный период – подготовка к конкурсу «Мистер РГСУ». Он уже прошел кулинарный, танцевальный и спортивный этапы, а также конкурс по актерскому мастерству. Теперь остался финал, в котором необходимо будет продемонстрировать интеллектуальные способности.
Пройдя непростой путь, Саша признается, что хочет быть полезным другим, ведь и ему во многом по жизни помогают самые простые люди. Он смотрит, как они добиваются своих целей, анализирует и старается перенять положительный опыт. И если раньше он загружал себя ненужными мыслями, что-то утаивал, переживал, то теперь не боится в любой ситуации подойти к человеку и попросить совета, да и просто поговорить по душам.
По секрету Саша делится своим кредо: «Пусть кто-то гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы» (из стихотворения Андрея Дементьева «Ни о чем не жалейте» – прим. ред.).
Он уверен, что мы все талантливы, просто нужно показать это миру: «Ты можешь гениально резать фрукты или складывать спички, главное – найти свою сферу и идти вперед».
Наталья Лоскутникова
Редакция благодарит фонд «Арифметика добра» за помощь в подготовке материала. Программы дистанционного обучения детей-сирот представляют также фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и центр «Вверх».