Менингит…Это один из крупнейших кошмаров родителей. Как не потерять золотое время? Как максимально защитить ребенка? Как действовать, если диагноз подтвердился? На эти и многие другие вопросы отвечает педиатр, инфекционист, врач с богатым опытом лечения нейроинфекций Елена Луцкая.
– Елена, начнем с начала. С новорожденности. В менингите новорожденных чаще всего виноват стрептококк группы Б. И в некоторых странах женщинам, которые являются носителями этого типа стрептококка, вводят антибиотики во время родов. Насколько эффективна такая практика и или внедряют ее в Украине?
– Действительно, среди менингитов у новорожденных стрептококк группы Б занимает первое место. Насколько мне известно, в государственном секторе таких анализов не делают и профилактику не проводят. Но частные родильные проводят такую практику. По статистике, антибиотикотерапия в течение родов помогает снизить случаи менингитов у новорожденных в 20 раз.
– Как вовремя выявить менингит у новорожденного ребенка?
– Менингит у новорожденного ребенка – это часть сепсиса. Ребенок подавлен, не сосет, не демонстрирует рефлексы. Согласно протоколам, любому ребенку меньше 3-х месяцев, у которого лихорадка свыше 38,5 и нет признаков ОРВИ или других причин, следует провести люмбальную диагностику для исключения менингита.
– Менингит бывает вирусным и бактериальным. Можно симптоматично понять разницу?
– Четкой градации в проявлениях нет. Вирусными менингитами чаще страдают взрослые и подростки. Вирусные менингиты менее тяжкие. Они лечатся симптоматически. При бактериальном менингите родители часто могут назвать время, когда ребенок заболел. Он возникает внезапно. Вирусный менингит – это постепенный процесс. Но повторюсь, четкой градации нет.
– Можно ли утверждать, что одни дети более склонны заболеть менингитом, чем другие? Кто в группе риска?
– Прежде всего дети с иммунодефицитами. Вообще, если ребенок перенес менингит, то это повод посетить иммунолога.
– Как не потерять золотое время? На что следует обратить внимание, когда у ребенка, например, ОРВИ?
– Существуют так называемые красные флажки. Менингит – это сильная головная боль. Ребенок все время жалуется. Младенцы – плачут. Даже есть такой термин: «мозговой крик». Это постоянный монотонный крик. Ребенок вообще слабый, у него часто рвота, вынужденно принимает положение тела с запрокинутой назад головой. К ребенку нельзя прикоснуться, он неадекватно реагирует на дотрагивания, свет, звук.
– Насколько можно понять из онлайн-дискуссий, родители отождествляют менингит и менингококцемию. Вам не составит труда объяснить разницу между этими состояниями?
– При менингококцемии у ребенка характерная сыпь на теле, которая не исчезает при надавливании. Не всегда сыпь на теле – это менингит. Не всегда менингит – это сыпь на теле. Не стоит отождествлять эти понятия. Менингококцемия – это менингококковый сепсис. Летальность при менингококцемии в разы выше. Менингиты могут вызвать и другие возбудители, кроме менингококка. Хотя, сочетание этих состояний, конечно, встречается.
– Вакцинация. Врачи в своих блогах пишут, что иногда к ним приходят родители с чистой прививочной картой и просьбой: дайте нам вакцину от менингита. Существует эта волшебная вакцина или группа вакцин, которая снизит риск к нулю?
– К сожалению, не все так просто. Среди детей младшего возраста наиболее распространенные возбудители – это менингококк и пневмококк. Пневмококк является наиболее агрессивным возбудителем, который дает самую высокую смертность. Они являются причиной 80 процентов бактериальных менингитов. А на третьем месте, в странах с низким уровнем вакцинации от ХИБ-инфекции – гемофильная инфекция типа Б. Поэтому, если ребенок вакцинированы от этих трех возбудителей, то уровень ее защиты очень высок. Вакцина Менактра, зарегистрированная в Украине защищает от типов менингококка A, C, Y и W-135. Но наиболее распространенный тип – это тип B. На втором месте – тип С. От него и защищает Менактра.
– Какая профилактика еще эффективна, кроме вакцинации?
– Если есть подтвержденный контакт с менингококковой инфекцией, то проводят профилактику антибиотиками.
– Есть ли смысл родителям настаивать, чтобы терапию антибиотиками начали еще в догоспитальном периоде?
– Если речь идет о менингококцемии – то да. Догоспитальное вмешательство крайне важно. Это введение инфузионных растворимых гормонов и антибиотиков.
– Кстати, по поводу гормонов: есть ли смысл вводить дексаметазон, если, например, скорая помощь в пробке, а ребенок совсем в плохом состоянии? Поможет ли это выиграть время, или наоборот – навредит?
– Если это менингококцемия, то все препараты вводятся только внутривенно. При менингите введение гормонов – этот вопрос все еще в стадии дискуссий на сегодня. И вводят его исключительно для профилактики неврита слухового нерва.
Интервью с педиатром провела журналистка Наталия Бушковская.
Мы все очень волнуемся, когда заболевает ребенок; в том числе боимся, что его непременно отправят в больницу. А детская больница, как известно, дело такое: попадешь с одним, выйдешь — с другим. Именно поэтому мамы часто отказываются от госпитализации или откладывают визит к врачу, надеясь, что болезнь отступит сама, иные предпочитают онлайн-консультации на форумах и советы бабушек и подруг.
К счастью для всех мам, в большинстве случаев современная медицина позволяет поставить диагноз и оказать необходимую помощь очень быстро, прибегая к госпитализации лишь в крайнем случае. Примерно как в известном сериале с Хью Лори — и МРТ, и все нужные анализы, и КТ, и, что самое главное — грамотные врачи-педиатры и узкопрофильные специалисты. К сожалению, такой набор есть не во всех поликлиниках, но в одном месте в Москве есть точно — в отделении неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, где врачам требуется обычно не более 2 часов, чтобы установить точный диагноз, взяв всех необходимые анализы и быстро получив их результаты, стабилизировать ребенка и отправить его домой, если нет угрозы для жизни и показаний для экстренной госпитализации.
Если вы понимаете, что ваш ребенок нуждается в оперативной консультации специалиста, но по каким-то причинам откладываете визит к врачу, если боитесь, что ребенка тут же от-правят в больничную палату «для уточнения диагноза», или ему не окажут должного внимания, просто приезжайте в отделение неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Здесь сразу делают все необходимые исследования и оказывают ребенку помощь максимально качественно и быстро. Ежегодно в отделении получают помощь более 3000 детей, и только 2% из них врачи госпитализируют в круглосуточный стационар. Остальных отправляют домой после проведения всех необходимых процедур с соответствующими рекомендациями, или будут наблюдать несколько дней в дневном стационаре. Отделение принимает детей без предварительной записи, работает по ОМС, ДМС и на коммерческой основе.
Если вашему ребенку от 0 до 5 лет, не пренебрегайте визитами к врачу, потому что ваш ребенок входит в группу риска. Именно на этот возраст приходится большинство серьезных заболеваний, которые хорошо изучены медициной, прекрасно лечатся, но требуют оперативного врачебного вмешательства. Татьяна Владимировна Куличенко, заведующая отделением неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, доктор медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, эксперт ВОЗ, рассказала о том, в каких случаях стоит незамедлительно обращаться к специалистам детям младшего возраста (речь идет о детях первых 5 лет жизни).
Высокая температура (лихорадка)
Для начала важно определиться с тем, что такое лихорадка с точки зрения врача. Лихорад-ка – это повышение температуры тела до более чем 38 ºС, если измерение производится ректально (предпочтительно, так как это самый надежный способ определить температуру тела у любого человека), и более чем 37,5 ºС, если измерение производится в подмышеч-ной впадине.
Не всякая повышенная температура – очень плохой признак, но с детьми до трех лет лучше перестраховаться и обратиться к врачу максимально быстро. Законодательных «сроков терпения» нет; ждать три дня, как обычно говорят педиатры, не надо: все самые тяжелые инфекции развиваются очень быстро и могут быть угрожающими с первых часов болезни. Чем быстрее вы обратитесь к специалисту, тем будет лучше. Осмотр ребенка, инструментальные и лабораторные исследования помогут понять причину лихорадки и быстро стабилизировать состояние ребенка.
Если просто повышенная температура кажется вам недостаточной причиной для обращения к врачу, то обратите внимание на симптомы интоксикации:
- Ребенок отказывается пить (не есть, а именно пить).
- Наблюдается вялость и сонливость, трудно установить глазной контакт с ребенком (не-которые педиатры говорят про таких больных «ребенок смотрит в себя»).
Если у ребенка вместе с повышением температуры тела стала появляться какая-то сыпь на коже, то к врачу надо идти немедленно.
Кашель
Кашель – достаточно частый симптом у детей. Именно из-за того, что он кажется обычным, «понятным» признаком болезни, родители часто пропускают момент своевременного обра-щения к врачу. Кашель может быть вызван не только проблемами с органами дыхательной системы. Он может сигнализировать о неполадках в работе сердечно-сосудистой или пищеварительной систем. Его может вызвать даже серная пробка в ухе. Пока не устраните причину, симптом не исчезнет!
Незамедлительно везите ребенка к врачу, если:
- Ребенку меньше 6 месяцев (неважно, есть ли у него лихорадка и другие симптомы).
- У ребенка ночной кашель.
- У ребенка кашель до рвоты.
- Кашель не проходит больше 3 недель.
- Кашель «лающего» характера, такой кашель часто сопровождается осиплостью голоса и шумным дыханием.
Затруднения дыхания
Любое затруднение дыхания может быть жизнеугрожающим симптомом, особенно у детей первого года жизни. Как понять, что дыхание затруднено у младенца: при вдыхании видно втяжение по краю реберной дуги (ребенок как бы сильно втягивает живот при дыхании). За-труднение дыхания у детей старшего возраста можно заметить, если отсутствует плавность речи: ребенок не может говорить длинными предложениями (как правило, это обструктивный бронхит или астматические состояния).
Незамедлительно везите ребенка к врачу, если заметили у него признаки затрудненного дыхания, особенно если дыхание кряхтящее, стонущее или вы слышите хрипы или свисты при дыхании даже на расстоянии.
Рвота, диарея (понос, жидкий стул)
Эти симптомы часто связаны с простыми и известными всем нам состояниями, которые обусловлены крайне неприятными, но в современных условиях при правильном лечении не угрожающими жизни кишечными инфекциями. Но если ребенка не выпаивать специальными растворами для регидратации, не восполнять правильно объем потерь жидкости, то рвота и разжиженный стул опасны тем, что приводят к быстрому обезвоживанию и электролитным нарушениям из-за потери воды и солей.
Случается, что разжиженный стул не является серьезной проблемой, если это случилось, например, один раз. Если вы наблюдаете его чаще 3 раз за сутки – это повод бить тревогу, особенно если вы заметили первые признаки обезвоживания:
- Уменьшение частоты и объема мочеиспусканий. Если ваш ребенок не мочился 5 часов – срочно обратитесь к врачу!
- Сухость кожи и слизистых оболочек: стало меньше слез, слюны, кожа стала сухой и непривычно дряблой.
- Жажда.
Когда нужно незамедлительно везти ребенка к врачу:
- Ребенок отказывается от питья (не хочет пить, несмотря на то, что очень обезвожен).
- Ребенок перестает мочиться (перерыв больше 5 часов).
- Ребенок вялый, капризный, не интересуется игрушками (даже если нет температуры).
- «Западают» глаза или родничок (такое бывает редко, но это грозный симптом).
- Появилась кровь в стуле (даже если нет поноса).
Кожные высыпания
Сыпь на коже всегда не является нормой. Если сыпь сопутствует повышению температуре, это всегда повод для срочного обращения к врачу. Есть дети, у которых диагностированы кожные заболевания (например, атопический дерматит или псориаз), в таком случае роди-тели обычно уже обучены, как вести себя при усилении сыпи или обострении кожного про-цесса. Тогда надо отправиться к доктору, если предпринятые рекомендованные вам ранее меры оказываются неэффективными – и вы, скорее всего, пойдете к аллергологу или дер-матологу, т.е. к известному вам узкому специалисту. Но если сыпь появилась впервые, если высыпания не связаны с понятными провоцирующими факторами, это повод обратиться к врачу. Далеко не все сыпи являются признаком тяжелой болезни, но четкий диагноз специалиста успокоит вас и позволит быстро справиться с проблемой.
Боли
Боль всегда симптом тревоги, которым организм человека сигнализирует об опасности. Ин-тенсивный и нарастающий болевой симптом, всегда является поводом для обращения к специалисту. Помните, что если у ребенка «режутся зубки» — это может быть причиной ка-призности и раздражительности ребенка, но в подавляющем большинстве случаев не вызывает повышения температуры выше 37,5*С или сильной боли. Поэтому не стоит списывать появившиеся симптомы на прорезывание зубов.
Как понять, что ребенку больно:
- Ребенок плачет, не успокаивается.
- Немотивированная возбудимость.
- Беспокойство (ребенок не может найти покоя, удобного положения).
Травмы головы и потеря сознания
Очень часто родители обращаются к врачу, только когда травма оставляет следы (гемато-ма, отечность). Если ребенок упал с некоторой высоты (даже если вы не видели, чем имен-но он ударился) или он ударился головой, не поленитесь сразу съездить к специалисту. Не всякая травма головы может пройти бесследно, а, главное, вы можете не видеть внутренние повреждения, случившиеся при травме.
Эпизод потери сознания, «обмякания» или судороги всегда являются поводом для обраще-ния к врачу безотлагательно.
Подробнее об отделении неотложной педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» вы можете прочитать на официальном сайте >>>
08 Дек Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком?
Posted at 21:48h in Справочник by admin
У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.
Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло, что у него кружится голова, появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.
Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита. Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».
Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.
Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.
Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин – необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим – ребенок «перегулял»).
Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.
ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.
Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».
Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.
Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами – ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.
НАБЛЮДЕНИЕ – НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения, которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.
Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость, так и повышенная активность, переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне – также явления, которые достойны дополнительного внимания.
Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.
Тревожным фактором является изменение аппетита. Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно – со стороны органов пищеварения. Расстройства стула – это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях – следует немедленно обратиться к специалисту.
Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.
Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях – организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.
Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел – их организму не хватает кальция.
Следующее – это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).
Расспросите вашего ребенка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.
Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру телау ребенка. Повышенная температура тела – это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 оС до 37 оС. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 оС. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.
Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк, кашель, осиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.
Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память – запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.
О необходимости же обращения к врачу – педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту – мы будем напоминать постоянно.
Предисловие
Глава 1. Аллергические реакции
1.1. Аллергические реакции на насекомых
1.2. Анафилактический шок
1.3. Крапивница и отек Квинке
1.4. Сывороточная болезнь и поствакцинальные осложнения
1.5. Эритема многоформная. Некролиз эпидермальный токсический (синдром Лайелла)
1.6. Антигистаминные препараты
Глава 2. Артериальные дистопии
2.1. Артериальная гипертензия
2.2. Артериальная гипотензия
2.3. Гипертонический криз
2.4. Препараты, применяемые для лечения артериальной дистонии
Глава 3. Боль
3.1. Боль головная
3.2. Боль при глотании.
3.3. Боль в области грудной клетки
3.4. Боль в области живота
3.4.1. Синдром «острого живота»
3.5. Боль в суставах
3.6. Боль в мышцах, невралгии
3.7. Боль при мочеиспускании
3.8. Боль при дефекации
3.9. Анальгетики, анестетики, наркотики
Глава 4. Гемолиз острый
4.1. Гемолити ко-уремический синдром
4.2. Гемолитический криз
4.3. Средства, ингибируюшие свертывание крови, и антиагреганты
Глава 5. Дыхательная недостаточность и удушье
5.1. Аспирация инородных тел
5.2. Острая бронхиальная обструкция
5.2.1. Бронхиальная астма
5.2.2. Острый (обструктивный) бронхит, бронхиолит
5.3. Дыхательная недостаточность острая
5.4. Ларингит обструктивный острый (круп)
5.5. Пневмония
5.6. Синдром внутриплеврального напряжения
5.7. Бронх осп азмолитические препараты
Глава 6. Кома
6.1. Кома гипогликемическая
6.2. Кома диабетическая
6.2.1. Кома гипергликемическая кетоацидотическая
6.2.2. Кома гиперлактацидемическая
6.2.3. Кома гиперосмолярная
6.3. Кома при недостаточности надпочечников
6.4. Кома тиреотоксическая
6.5. Гормоны
Глава 7. Кровотечения и геморрагические синдромы
7.1. Кровотечение носовое
7.2. Кровотечение из пищеварительного тракта
7.3. Кровотечение легочное
7.4. Кровотечение из мочевых путей
7.5. Геморрагические синдромы
7.5.1. Геморрагический синдром при гемофилии
7.5.2. Геморрагический синдром при тромбоцитопенической пурпуре
7.5.3. ДВС-синдром
7.6. Гемостатические средства
Глава 8. Лихорадка острая
8.1. Антипиретики
Глава 9. Недостаточность кровообращения
9.1. Острая сосудистая недостаточность
9.2. Препараты, тонизирующие сосудистую систему
Глава 10. Нейротоксикоз
10.1. Ганглиоблокаторы
Глава 11. Обезвоживание организма
11.1. Диабет почечный несахарный
11.2. Токсикоз кишечный с эксикозом
11.3. Солевые растворы
Глава 12. Отравления
12.1. Бытовые химические и пищевые отравления
12.2. Отравления лекарственными препаратами
12.3. Антидоты
Глава 13. Печеночная недостаточность
13.1. Кома печеночная
13.2. Препараты гепатопротекторного действия
Глава 14. Пищеварение, острые нарушения
14.1. Диарея
14.2. Запор
14.3. Метеоризм
14.4. Рвота
14.5. Противорвотные средства
Глава 15. Почечная недостаточность
15.1. Почечная недостаточность острая
15.2. Кома уремическая
15.3. Диуретические средства
Глава 16. Сердечная недостаточность
16.1. Аритмии и нарушения проводимости
16.2. Одышечно-цианотический приступ
16.3. Сердечная недостаточность острая
16.3.1. Левожелудочковая недостаточность острая
16.3.2. Правожелудочковая недостаточность острая
16.3.3. Отек легких
16.4. Остановка сердца и дыхания
16.5. Синдром внезапной смерти
16.6. Антиаритмические и кардиотонические средства
Глава 17. Судорожный синдром
17.1. Противосудорожные препараты
Глава 18. Травма
18.1. Травма механическая
18.2. Травма термическая
18.2.1. Замерзание
18.2.2. Отморожение
18.2.3. Ожоги
18.2.4. Солнечный удар
18.2.5. Тепловой удар
18.2.6. Электротравма и поражение молнией
18.3. Укусы
18.4. Средства, действующие на периферические адренергические процессы
Глава 19. Угрожающие жизни состояния у новорожденных
19.1. Адреногенитальный синдром с потерей соли
19.2. Асфиксия при рождении
19.3. Внутричерепная родовая травма
19.4. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного
19.5. Геморрагическая болезнь новорожденного
19.6 Метаболические нарушения у новорожденного
19.6.1. Ацидоз
19.6.2. Алкалоз
19.7. Респираторный дистресс-синдром
19.8. Судороги у новорожденного
19.9. Хлоридорея
19.10. Антиоксиданты
Глава 20. Утопление
Глава 21. Шок
21.1. Геморрагический шок
21.2. Инфекционно-токсический шок
21.3. Кардиогенный шок
21.4. Травматический шок
21.5. Плазмозамещаюшие растворы
Приложение
Список основной литературы
Предметный указатель
«Он у нас болезненный», — с сочувствием говорит бабушка, кутая Даника в пять кофт и три шарфа. В медицинской карточке малыша врач уде давно сделал пометку «часто болеющий». В сад Даника и не собираются отдавать. Мол, все равно, дома большую часть года просидит.
Продолжение статьи находится под рекламой Реклама Часто — это сколько?
Часто болеющими называют малышей, которые по несколько раз в году ложаться в постель с острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ). В каждом возрасте у детей своя «норма». В возрасте до года ребенка считают часто болеющим при частоте ОРЗ четыре и более в году, от года до трех лет — шесть и более ОРЗ в год, в возрасте от трех до пяти лет — пять и более, старше пяти лет — четыре и более острых респираторных заболеваний на протяжении года. Бывают ситуации, когда ребенок болеет не только часто, но и длительно — более 10-14 дней в каждый период ОРЗ. Это тоже ситуация, так сказать, не из легких.
— Вообще, инфекционные заболевания органов дыхания являются самой распространенной инфекционной патологией у детей, — считает доктор Регина Упмале. — У ребенка, который ходит в сад, ОРЗ могут возникать в среднем восемь раз на первом году посещения, пять-шесть раз на втором, три-четыре раза на третьем году. У часто болеющих детей острые респираторные заболевания возникают, как правило, ежемесячно. Особенно часто ОРЗ болеют дети в возрасте одного-пяти лет, что объясняется утратой материнского и еще недостаточно активным приобретенным иммунитетом.
— Многие родители, глядя на такое состояние ребенка, действительно, списывают все на слабость иммунитет. От чего вообще зависит активность иммунной системы?
— От правильно организованного питания ребенка, его окружения (курение родителей), режима дня и даже элементов воспитания. Поэтому и решать проблему предупреждения частых повторных заболеваний у детей следует начинать именно с этих вопросов. Как ни банально звучит, но в семье, где есть часто болеющий ребенок, во главу угла должен быть поставлен вопрос о здоровом образе жизни.
Начни с себя
— То есть, начинать нужно, когда малыш еще в утробе?
— Совершенно верно. Для начала будущая мама должна выработать правильный режим дня, отказаться от курения и начать пить поливитамины. После рождения самый важный для ребенка этап — грудное вскармливание. Лучшей защиты от инфекций, чем грудное молоко, а в первые несколько суток после рождения молозиво — не найти. Очень важно оградить новорожденного ребенка от контактов с приходящими людьми, так как взрослые всегда имеют определенный «набор» микрорганизмов в органах дыхания, на коже, которые могут быть небезопасны для маленького ребенка.
— Наверное, и здоровая среда в доме, где живет малыш, важна?
— Конечно! Еще раз хочется упомянуть курение. В помещении, где находится малыш, делать это строго настрого запрещено. Табачный дым приводит к пересушиванию слизистой оболочки верхних дыхательных путей, при этом снижается количество защитной слизи на ее поверхности и «облегчается» проникновение микроорганизмов в более глубокие слои слизистой оболочки. В состав защитной слизи входят вещества, которые вырабатывают клетками крови — лизоцим и интерферон. Они выполняют роль первого барьера на пути проникновения инфекции.
Тот самый сад
— Все меры предосторожности и профилактика ОРЗ могут гарантировать, что малыш не превратиться в часто болеющего, когда пойдет в садик?
— Не буду обнадеживать мамочек, поэтому отвечу — нет. Родителям нужно быть готовыми к тому, что малыш может заболеть ОРЗ после одной — двух недель посещения садика. Это закономерная реакция организма на контакт с новыми видами вирусов и бактерий. Главное постараться не допустить, чтобы эти ОРЗ повторялись каждые две-четыре недели. Желательно, чтобы мама не выходила на работу в тот же день, когда ребенок начал посещать садик. Оформление больничного листа и сложности с посещением работы у молодой мамы могут приводить к нарастанию нервозной обстановки в семье и к тому, что малыш возвращается в детский коллектив с небольшими остаточными явлениями ОРЗ. Безусловно, неоценимую помощь в таких ситуациях оказывают родственники, бабушки, няни.
— Мне, как маме, стало страшновато. Может вообще не стоит отдавать малыша в сад, чтобы не «испытывать на прочность» его иммунную систему?
— Вы, как мама, должны помнить и о другой стороне медали. О социальном аспекте проблемы часто болеющих детей. Такие ребята постепенно отвыкают от посещения садика, становятся отчужденными, не охотно идут на контакт со сверстниками. И родителям приходится посещать не только педиатра, но и детского психолога. Поэтому, стоит просто заботиться о здоровой среде и при этом мужественно преодолеть все испытания вирусами. Очень важно разобраться в причинах частых ОРЗ и принять меры для их профилактики.
Если малыш часто болеет, сдайте анализы:
крови,
мочи,
УЗИ внутренних органов,
при необходимости — рентгенографии органов грудной клетки,
бактериологическое и вирусологическое исследования слизи из носа, зева,
анализы кала на дисбактериоз и т.д
Причины ОРЗ
недостаточно сбалансированное питание,
дефицит витаминов в организме,
дисбактериоз кишечника,
нарушения в работе мочевыделительной системы,
незрелость иммунной системы,
неблагоприятная экологическая обстановка в крупных промышленных центрах и городах,
очаги хронической инфекции в ЛОР-органах и органах брюшной полости,
изменения функции желез внутренней секреции,
аллергизация организма