Содержание
Идеология всехристианского единства
В современном мире термин трактуют тремя разными путями:
Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.
Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью, то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается полностью еретическим. Таким образом, в рамках православия возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий. Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.
Краткая история экуменического движения
Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.
Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году. В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы.
Позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими, т.е. языческими религиями).
Возникновение организации ВСЦ восходит к 1844 году, когда в Лондоне Джордж Уильямс положил основание организации YMCA (Yong Men’s Christian Association), Через 11 лет после основания YMCA в Англии были организованы еще два женских общества — на юге Англии Эмма Робартс создала кружок с целью молитвенного объединения, а в Лондоне леди Кинниэрд положила начало обществу с целью практической благотворительности молодым женщинам. В 1887 году эти два общества слились в одно и стали именоваться YWCA (Yong Women Christian Association).
На двух последующих конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге было решено эти два движения объединить в одну организацию — «Всемирный Совет церквей», но из-за начавшейся Второй мировой войны его официальное создание было отложено до 1948 года, когда представители 147 церквей провели первую учредительную ассамблею в Амстердаме, чтобы основать ВСЦ.
Главный руководящий орган Всемирного совета церквей — Генеральная ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает президиум состоящий из 8 президентов и Генеральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями. Одним из президентов был митр. Никодим (Ротов).
Всемирный Совет Церквей
Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. Всемирный Совет Церквей— крупнейшая международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, членами которой являются 348 христианских церквей из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением Римско-католической церкви, Адвентистов седьмого дня, Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Сибирской евангелическо-лютеранской церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ), старообрядцев, Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария).
РПЦ является частью данного совета с 1959 года.
На сессию ЦК ВСЦ (19—29 августа 1959 года) на острове Родос был направлен наблюдатель от РПЦ — протоиерей Виталий Боровой.
С 1997 года Московская патриархия критически оценивает деятельность ВСЦ «в связи с усилением негативных тенденций в Совете», оставаясь членом оного, при том что Грузинская и Болгарская церкви покинули ВСЦ.
27 августа 2009 года новым генеральным секретарем Всемирного совета Церквей голосованием на закрытой сессии Центрального комитета ВСЦ в Женеве избран норвежский пастор Олаф Фюксе Твейт.
Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму
Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший в августе 2000 года в Москве, принял документ под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Документ подтвердил традиционную точку зрения РПЦ на цель сношений с инославными — «восстановление богозаповеданного единства христиан «, — указав, что «безразличие по отношению к этой задаче или отвержение её является грехом против заповеди Божией о единстве»; документ констатировал: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины». Она несёт полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым». «Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознаёт тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви. Диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе»
Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:
- межцерковные службы;
- общие молитвы и дискуссии;
- богословские консультации;
- общие диалоги и помощь в социальных вопросах.
Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.
Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.
Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.
Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.
Отношение церковных деятелей
Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.
Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.
12 февраля 2016 года. В Гаване встретились Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск
Экуменизм и другие религии
Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.
Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.
главная / религии мира / Всемирная церковь Бога ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ БОГА, одна из маргинальных протестантских конфессий, относящихся к так называемым британским израилитам. Конфессия заимствовала многие адвентистские доктринальные положения, однако отошла от основополагающих принципов классического протестантизма гораздо дальше, чем сами адвентисты, включив некоторые элементы, характерные для учений свидетелей Иеговы и мормонов.
Всемирная церковь Бога была основана выходцем из квакерской семьи, бывшим специалистом по рекламному бизнесу Гербертом У. Армстронгом (1892—1986). Вначале он состоял в Церкви Бога (седьмого дня), однако затем, не порвав (до 1937) формальную связь с этой церковью, создал в 1934 независимую Радиоцерковь Бога, которая стала вести религиозную радиопропаганду. В 1968 организация Г. У. Армстронга была переименована во Всемирную церковь Бога.
Как и другие британские израилиты, последователи Всемирной церкви Бога придают большое значение судьбе 10 потерянных колен израилевых. Они различают понятия «израильтяне» и «иудеи», считая, что под ними подразумеваются два разных народа, причём еврейский народ отождествляется только с иудеями. Предполагается, что после завоевания Израиля ассирийцами в VIII в. до н. э. 10 колен израилевых откочевали на запад и, попав в Северную Европу, стали прародителями саксов, которые затем вторглись в Британию. Говорящие на английском языке белые люди, таким образом, признаются богоизбранным народом. Считается, что жители Великобритании происходят от колена Ефрема, а жители Северной Америки — от колена Манассии.
Весьма специфичны и многие другие догматические положения Всемирной церкви Бога. Так, ею фактически отвергается христианская тринитарная доктрина, поскольку отрицается личность Святого Духа. Утверждается, что все верующие станут в конце концов частью Бога-семьи, то есть фактически допускается возможность достижения человеком божественности.
Для Всемирной церкви Бога характерны эсхатологические тенденции (вера в скорый конец света). Согласно Г. У. Армстронгу, в недалёком будущем произойдёт возрождение Священной Римской империи, которая будет состоять из 10 государств или из 10 объединений государств с теократическим правлением. Деятельность империи приведёт к войне с Россией, которая завершится финальным катаклизмом — концом света в его современном виде. Этот конец возвестит второе пришествие Иисуса Христа.
Для спасения человека, согласно вероучению Всемирной церкви Бога, требуется соблюдение ряда условий, в частности водное крещение, вера, совершение добрых дел. Спасение не считается исключительной привилегией лиц, связанных с Всемирной церковью Бога. Верующие не попадут после смерти в небесный рай, а с наступлением Царства Божьего на Земле будут вечно существовать на ней вместе с Иисусом Христом. Грешники после смерти и суда не будут подвергнуты вечным мукам в аду, а просто уничтожены. Таким образом, бессмертие души как всеобщее явление не признаётся.
Обряды во Всемирной церкви Бога кое в чём напоминают адвентистские. Крещение совершается над лицами, достигшими такого возраста, когда они могут иметь сложившиеся убеждения. Причащение (незаквашенным хлебом и вином) совершается раз в год в день еврейской Пасхи на специальном собрании или дома. Как и у адвентистов седьмого дня, во Всемирной церкви Бога перед причащением совершается взаимное омовение ног. Существуют также обряд заключения брака, похоронный обряд. Обряды совершаются священниками, посвящёнными в сан путём наложения рук.
Члены Всемирной церкви Бога проводят в специальных центрах или арендуемых помещениях ежегодные собрания. Без какой-либо чёткой регулярности проводятся и другие религиозные собрания. На этих собраниях верующие поют гимны, читают молитвы, отрывки из Библии.
В отличие от основной массы христиан, приверженцы Всемирной церкви Бога отмечают не воскресенье, а субботу, причём часами молитвы считается время от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Всемирная церковь Бога не признаёт Рождество Христово и Пасху, считая их языческими праздниками, и в то же время отмечает иудаистские праздники.
Ещё недавно этические предписания во Всемирной церкви Бога были достаточно жёсткими. Например, прежде женщинам не разрешалось использовать косметику, члены церкви не имели права праздновать день своего рождения, запрещалось даже лечиться у врачей. Принимавшиеся в церковь лица, состоявшие во втором браке, должны были его расторгнуть. Из-за положения о богоизбранности англосаксов членам церкви не разрешалось вступать в брачные отношения с представителями другой расы. С 1975 эти строгие предписания были существенно смягчены. Тем не менее членам Всемирной церкви Бога по-прежнему советуют придерживаться ветхозаветных правил употребления пищи (в частности, не есть свинину). Курение продолжает рассматриваться как нежелательная привычка. Азартные игры, как и ранее, категорически запрещены.
Всемирная церковь бога является в высокой степени централизованной организацией. Управленческие структуры церкви находятся в городе Пасадена в штате Калифорния.
Общая численность сторонников Всемирной церкви Бога (вместе с детьми) — более 0,2 млн. чел. Самые крупные её филиалы находятся в США (около 200 тыс.), Великобритании (20 тыс.), Канаде (7 тыс.), есть также отделения в Австралии и Новой Зеландии.
Реклама: