Содержание
- С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.
- Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?
- Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.
- Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?
- Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?
- Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?
- Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?
- Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?
Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.
Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.
Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.
Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?
Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.
Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).
Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.
Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.
Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.
Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?
Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.
Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?
Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.
Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?
Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.
Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?
Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.
Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?
Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.
Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?
Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.
С I века н.э. христиане собирались в «первый день недели», то есть, в день после Субботы. Именно в этот день наш Господь воскрес из мёртвых, и в память об этом первые христиане собирались для празднования Евхаристии — воспоминания Страстей, смерти и Воскресения Иисуса.
Из Деяний Апостолов мы узнаем, что собрание христиан в Троаде происходило в первый день недели: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба (т.е.для совершения Евхаристии), Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян 20, 7). Также он просил, чтобы христиане в Коринфе откладывали в этот день милостыню для бедных в Иерусалиме: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние. …Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (1Кор 16, 2 — 3).
Со временем этот первый день недели, т.е. день после Субботы, стал известен как «День Господа”, по-латински «Доминика» (ср. Откр 1.10).
Св. Игнатий Антиохийский, епископ и мученик (†107 г.), в письме к христианам Магнезии просит их соблюдать не еврейскую Субботу, но «День Господа». Св. Иустин Философ, мученик (†165 г.), исповедует перед императором, что христиане собираются по воскресеньям для участия в Евхаристии. Он объясняет это тем, что воскресенье является первым днем в истории сотворения мира Богом, и в этот же день Христос воскрес из мёртвых.
Св. Августин использует слово «таинство» применительно к воскресенью, потому что в этот день верующие близко соприкасаются с тайнами Искупления, особенно с Крещением и Евхаристией.
Церковь также с ранних времён начала согласовывать с гражданскими властями принятие законодательства относительно соблюдения воскресенья. Участие в воскресной Мессе стало основной обязанностью, установленной церковным и гражданским правом, предписывающим также и то, что воскресенье должно быть днем отдыха и воздержания от работы.
общинах. Соблюдение этой Заповеди было основным элементом в истории евреев и формировании их народа.
Однако со времени Моисея до настоящего времени порядок соблюдения Субботы развивался. Раввинские школы в течение веков способствовали этому развитию, добавляя или отменяя правила о соблюдении Третьей Заповеди.
Вот главные указания о соблюдении Субботы: сохранять один день недели как день отдыха; вспоминать Божественное сотворение и Исход из Египта. Указания в Законе разделяются на три категории — о передвижении, разведении огня и работе. Раввины со временем установили запреты на следующие виды деятельности: разжигание и тушение огня; приготовление пищи и выпечка; перенесение в общественных местах товаров, вещей и даже грудных младенцев. Были также добавлены другие категории, например: не трогать рабочие инструменты; не совершать действий, которые не соответствуют духу Субботы; не читать деловых документов. В субботу также не следует включать свет, радио, телевидение, компьютеры, музыкальную аппаратуру, телефон, пылесос, пользоваться транспортом; разрезать бумагу или ткань; заниматься ремонтом дома, спортом, экономической деятельностью любого вида; открывать почту, пользоваться губной помадой, нажимать электрические кнопки звонка или лифта, совершать покупки. Также существует множество правил и религиозных обрядов в доме и в синагоге, касающихся пищи, которую можно вкушать.
Нам может показаться, что этих правил о соблюдении Субботы слишком много, что многие из них бессмысленны. Но такие постоянные практики в один день недели в течение всей жизни дают практикующим евреям переживать Субботу как особенный день. «Суббота, святейшее время, дает нам возможность испытать эмоциональный пик для того, чтобы почувствовать что-то выдающееся, необычайное, необыкновенное, исключительное, особенное, чего нет в другие дни недели. В Субботу по сравнению с другими днями я могу почти чувствовать нечто особенное в воздухе, которым дышу, ярче видеть свет светильников в моей комнате, красоту природы. А когда я зажигаю свои Субботние свечи, то кажется,
католического Образования в его «Инструкции относительно Литургического Формирования в Семинариях”, выпущенной 3 июня 1979 года. Часть четвертая этой инструкции для будущих священников имеет прекрасное название «Освящение Времени”. Эта часть Инструкции, связанная с воскресеньем, заслуживает нашего особенного внимания. Ее подзаголовок: «Учение о воскресенье как о дне, который является основанием и ядром всего литургического года, что должно иметь первостепенное значение в учёбе семинаристов». И далее: «Следует отметить чрезвычайную важность воскресенья. Его определения и элементы должны быть объяснены согласно Конституции о Священной Литургии Второго Ватиканского Собора. С точки зрения исторического процесса нужно показать, что воскресенье, эта еженедельная Пасха, тесно связано с положением Церкви в начале её возникновения, с апостольской традицией, так как воскресный день происходит от дня Воскресения Господа. Следует с тщательностью представить пастырские причины, которые могут вести к истинному освящению этого дня, что и должно соблюдать всем верующим».
Эта инструкция, подчеркивающая значимость воскресенья в формировании будущих священников, была выпущена более тридцати лет назад, в 1979 году. Но в действительности это указание чрезвычайно важно для всей Церкви и каждого её члена: для Папы Римского, кардиналов и епископов, священников и монашествующих, юных и взрослых мирян.
Если все верные христиане будут ясно сознавать, что воскресенье – это День Создания, День Воскресения, День Троицы, тогда ярче воссияет святость Церкви, и Благая Весть более действенно будет распространяться в мире.
- Слово о воскресении мертвых свт. Иаков Низибийский
- Беседа о всеобщем воскресении мертвых прот. Серафим Слободской
- Второе пришествие Христово митр. Иерофей (Влахос)
- О Боге Завершителе судеб мира протопр. Михаил Помазанский
- О воскресении мертвых прот. Георгий Флоровский
- Воскресение мертвых свт. Тихон Задонский
- О воскресении мертвых прот. Григорий Дьяченко
- Беседы о страшном суде свт. Иоанн (Максимович)
- Воскресение Христово – победа над смертью еп. Александр (Милеант)
- О воскресении мертвых блаж. Аврелий Августин
- Беседа о воскресении мертвых свт. Иоанн Златоуст
- Случаи воскресения из мертвых А. Сороковиков
- О воскресении мертвых Афинагор Афинский
- Воскрешения из мертвых в Св. Писании
***
Воскресе́ние мёртвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока (1Кор. 15:52).
Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.
В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24-29; 8:51). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник.
Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3:20-21).
«Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. Ириней Лионский. – Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. Ефрему Сирину, истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (Мф. 13:43). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3:20-21), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1Кор. 15:43)». Св. Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».
По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».
***
Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела».
«Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп. Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».
***
См. ИИСУС ХРИСТОС, ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, СТРАШНЫЙ СУД, АД, РАЙ, ВЕЧНОСТЬ