Воскрешение дочери Иаира — Василий Дмитриевич Поленов. 1871. Холст, масло. 173 х 280 см
Популярный библейский сюжет гласит, что Иисус в обществе своих верных апостолов — Петра, Иоанна и Иакова — силой веры воскресил умершую двенадцатилетнюю девочку — единственного ребенка служителя синагоги Иаира. На картине мастера как раз изображен эпизод, когда Христос повелевает девочке встать с постели, беря ее за руку и простирая свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка. По библейскому преданию, Иисус велел всем выйти из комнаты, а родителям накормить воскресшую девочку, никому не рассказывая о случившемся.
Полотно изображает просторную комнату в каменном жилище, что сразу указывает нам на социальное положение отца девочки — Иаира. Он далеко не беден, раз может позволить себе иметь такое жилище и достаточно богато украшенное помещение. На полу из аккуратно уложенных гладких каменных плит у кровати больной лежит красивый пестрый ковер в бордово-золотистых тонах с замысловатым рисунком. Мебели в комнате немного — это кровать девочки, накрытый богатой скатертью стол в ее изголовье, восьмигранный табурет с интересными ножками, напоминающими стилизованный «ласточкин хвост», и невысокая тумба под окном у входа в комнату. Окно затеняет красная штора, чтобы яркий дневной свет не беспокоил больного ребенка. Над изножьем кровати, в стене имеется неглубокая и небольшая ниша, в которой стоят различные сосуды — она исполняет роль полки или подвесного шкафчика в этом древнем жилище.
Больше всего внимания привлекает убранство кровати девочки. По нему понятно, что родители очень ее любят и не скупятся на дорогие вещи. В изголовье постели положен очень крупный, объемный валик из тонкого белого полотна, на нем лежит кусок цветной ткани, скорее всего, полотенце. Под головой ребенка большая белая подушка, благодаря чему верхняя часть ее туловища достаточно высоко приподнята. Она укрыта несколькими богатыми и дорогими покрывалами — из-под верхнего шелковистого в сине-золотую широкую поперечную полоску выглядывает другое, очевидно, шерстяное, белое с широкими вставками тканого орнамента в бордовых тонах.
Бледная кожа и белая рубашка девочки контрастирует с темными фигурами окружающих ее взрослых. Только в центре картины стоящий Иисус Христос выглядит ярким и заметным благодаря своему красному хитону и цветной накидке.
При всем богатстве цветовой гаммы и многочисленным деталям художнику удалось создать органичное, цельное изображение, поражающее нас одухотворенностью и силой истинной веры, которая поднимает даже мертвых.
Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему.
На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление.
Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль-сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны.
Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь.
Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.
Святитель Феофан Затворник.
ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Глава 8.41-56.
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
ТОЛКОВАНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ:
Фарисеи в гордости своей высокомерно осуждали Господа за Его милостивое обращение с грешниками и мытарями, а Он посрамлял их лицемерие, являя дивные чудеса Своего милосердия над всеми, кто притекал с верой и смиренным сердцем к Его неизреченному человеколюбию. Он еще возлежал за столом в доме Своего новопризванного апостола Матфея и беседовал с учениками Иоанна Крестителя, когда народная толпа, стоявшая у дверей, почтительно расступилась: КОГДА ОН ГОВОРИЛ ИМ СИЕ — вот входит — ПОДОШЕЛ К НЕМУ НЕКОТОРЫЙ НАЧАЛЬНИК, именем Иаир, один из начальников капернаумской синагоги, т.е. главный старейшина прихода, пользовавшийся особенным уважением у Иудеев. Может быть это был один из тех старейшин, которые приходили к Спасителю от лица сотника, строителя синагоги, с просьбой исцелить его слугу.
Теперь у него было свое великое горе: его милая дочь, его единственное детище, лет двенадцати, находилась при смерти; никакие средства капернаумских врачей не помогали ей; и вот, несчастный отец, зная по опыту Божественное могущество Иисуса Христа, в крайнем волнении спешит к Нему в дом Матфея И, КЛАНЯЯСЬ ЕМУ, не обращая внимания на окружающую толпу, с великим смирением бросился к ногам Его и стал умолять Его,ГОВОРИЛ: ДОЧЬ МОЯ ТЕПЕРЬ УМИРАЕТ, может быть, пока я шел сюда, уже и умерла; НО ПРИДИ, ВОЗЛОЖИ НА НЕЕ РУКУ ТВОЮ, И я верю, что Твоей благодатной силой ОНА БУДЕТ ЖИВА. «Те, которые просят помощи, — говорит святитель Златоуст, — имеют обыкновение преувеличивать свои бедствия, дабы тем удобнее склонить на милость тех, у кого они просят милости». «Видно, — замечает блаженный Феофилакт, — Иаир имел веру, но небольшую, потому что просил Иисуса не слово только сказать, как сотник, но и прийти, и возложить руку». Но Господь и малую искру веры Иаировой постарался обратить в пламя. Он внял скорбному воплю несчастного отца: И ВСТАВ, ИИСУС (из-за трапезы), ПОШЕЛ ЗА НИМ. Вместе с Ним пошли И УЧЕНИКИ ЕГО, и множество народа. Сердце Иаира было так измучено печалью, что не имело достаточной силы преодолеть всякое сомнение и страх; между тем, его слабой вере вскоре предстояло страшное искушение, которого он боялся, но еще не знал, что оно уже близко, что его дочь уже в самом деле умерла. Нужно было поддержать эту веру, и вот что творит премудрость Божия для подкрепления веры его. Народ со всех сторон теснил Господа; всем хотелось видеть, что сделает с болящей необыкновенный Учитель Чудотворец. Но в этой многолюдной толпе была одна больная женщина, которой было не до праздного любопытства. И ВОТ, ЖЕНЩИНА, ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ СТРАДАВШАЯ КРОВОТЕЧЕНИЕМ, много претерпела она от многих врачей, истощила на них все свое имение, но никакой пользы не получила, а пришла в еще худшее состояние. Услышав об Иисусе Христе, эта страдалица решилась прибегнуть к помощи Божественного Врача; с усилием пробралась она сквозь тесную толпу и, не смея по женской стыдливости прямо просить Господа об исцелении своей болезни, не смея даже остановить Его или коснуться Его пречистой руки, — только ПОДОЙДЯ СЗАДИ, с великой верой и благоговением ПРИКОСНУЛАСЬ незаметным образом К КРАЮ ОДЕЖДЫ ЕГО, к тем белым кистям на одежде Его, которые Иудеи должны были носить по закону Моисееву в знак того, что они помнят и исполняют заповеди Божий. Она прикоснулась именно к этому «воскрилию» ризы Его, приписывая ему особенную святость.
«Она не имела еще, — говорит святитель Златоуст, — надлежащего и совершенного понятия об Иисусе; иначе она не думала бы, что может укрыться от Него; но она и не сомневалась, и не говорила сама себе: исцелюсь ли я от болезни или нет? но подошла с твердой уверенностью, что получит исцеление. ИБО ОНА ГОВОРИЛА САМА В СЕБЕ: видно никто, кроме Иисуса, не восстановит моего здоровья; но как явиться мне, как приступить к Нему? Закон Моисеев объявляет меня нечистой; если я повергнусь перед Иисусом при всем этом народе, то я вызову в людях всеобщее отвращение; если коснусь руки Его, я оскверню Его Самого… Что же мне делать? Как быть? Но ведь Он не погнушался войти в дом мытаря; вот идут за Ним разные грешники и Он не гонит их прочь от Себя… Пойду и я, грешница, хотя бы ризы Его коснусь: Он так милосерд, так преисполнен Божественной силы, что ею, этой благодатной силой, орошены самые ризы Его, поэтому ЕСЛИ ТОЛЬКО ПРИКОСНУСЬ К ОДЕЖДЕ ЕГО, ВЫЗДОРОВЕЮ. Так в ее сердце явилась благая надежда, и эта надежда не посрамила ее. Прежде самих апостолов познала она — не умом, а простым своим сердцем ту великую истину, что во Христе Иисусе обитает «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Прикасаясь к краю одежды Христовой, она не боготворила ее, а только выразила свою крепкую веру во всемогущество Иисуса Христа. Так впоследствии больные исцелялись от прикосновения главотяжей и убрусцев (Убрусец (ц.-сл.) — полотенце, узкий пояс, платок) апостола Павла; так по вере болящих одна тень апостола Петра исцеляла их. Так и ныне, по благодати Божией, верующие исцеляются, прикасаясь с верой к чудотворным иконам, к мощам угодников Божиих, или освящая себя Таинствами Церкви. «Для нас, чувственных, — говорит святитель Феофан затворник, — необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Господь так и устроил: Его Святая Церковь имеет видимое устроение: благодатная сила Божия приемлется через прикосновение с верою в Таинствах, в святыне храмов Божиих, в святых иконах и мощах. Господь видит веру прикасающегося и в его же сердце изрекает ему: «дерзай, чадо!»» Но среди множества народа, теснившегося вокруг Господа, вероятно были и другие страждущие застарелыми недугами; может быть, они были телом еще ближе к Небесному Целителю, нежели кровоточивая, и однако же не касались Его с той верой, с какой прикоснулась она, и потому оставались неисцеленными. Так бывает и в Христовой Церкви: многие называют себя христианами, Христовыми по имени, участвуют в Таинствах Церкви, но Христа не касаются, не притекают к Нему с живой, сердечной верой, не ищут и потому не получают жизни и исцеления от Него через те благодатные средства, какие предлагает им Святая Церковь.
Почувствовав, что стала совершенно здоровой, женщина поспешно укрылась в толпе. Этого никто не заметил, но Господь Сердцеведец все видел, все знал. Ради славы Божией и для примера, в чем состоит сущность смиренной спасающей веры, Он не восхотел оставить ее в неизвестности. Кроме того, оставить исцеление ее как бы незамеченным означало бы дать повод думать, будто одежды Христовы имеют силу сами по себе. «Для чего же Господь не оставил ее в неизвестности? — вопрошает святитель Златоуст. — Неужели любит славу Тот, Кто другим запрещает говорить, и Сам не упоминает о безчисленных чудесах Своих? Но Он, во-первых, освобождает женщину от страха, дабы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во-вторых, исправляет ее, потому что она напрасно думала утаиться. В-третьих, открывает всем веру ее, дабы и другие подражали ей. В-четвертых, чтобы показать Свое всеведение, которое само по себе есть великое чудо. Наконец, и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с ней и все, исправляет примером жены». Святые евангелисты Марк и Лука повествуют, что Господь тотчас остановился и обратился к народу с вопросом:»кто прикоснулся ко Мне?» Когда же все отрицались, то апостол Петр, не понимая, в чем дело, сказал Господу: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит», — «и Ты спрашиваешь: кто прикоснулся ко Мне?.». Но Господь сказал:»прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». А святой Матфей рассказывает короче: ИИСУС ЖЕ, ОБРАТИВШИСЬ (посмотрев вокруг и остановив Свой Божественный взор на исцеленной) И УВИДЕВ ЕЕ, одним взглядом милосердия вызвал в ней признание. Желая загладить свою вину, она забыла свою женскую стыдливость, трепеща от страха, пала перед Ним и перед всем народом, и рассказала Ему всю правду. Она, очевидно, боялась гнева Его, потому что Закон ясно гласил, что прикосновение кровоточивой делало человека нечистым до вечера. Она как бы так говорила: «Прости мне мое дерзновение, милосердный Господи! Целых двенадцать лет страдала я, несчастная; все потратила на врачей без пользы для себя; услышала, что другие так легко получают помощь от Тебя, Врача милосердного, они удостаиваются счастья принять Тебя в доме своем, а я, грешница, не смею и мечтать об этом, — я только прикоснулась к воскрилию риз Твоих святых и вот — я исцелилась… Не сочти же мое прикосновение осквернением для Себя!» Но прикосновение кровоточивой к Нему не только не осквернило Его, но еще и очистило ее саму. И Спаситель с отеческой любовью СКАЗАЛ ей: ДЕРЗАЙ, ДЩЕРЬ!и в этом ласковом слове дщерь уже звучало для нее прощение — дерзай, не бойся, ВЕРА ТВОЯ соделала тебя чадом Божиим, она СПАСЛА ТЕБЯ, иди с миром и будь здрава от болезни твоей. Дивно смирение нашего Господа!
Сотворив чудо, Он относит исцеление к вере исцеленной: «вера твоя спасла тебя!» Дивно преизбыточество Его благодати: поспешая на одно дело милосердия, Он являет Свое всемогущество и в другом. Дивно и Его премудрое милосердие. Он не потребовал от страдалицы всенародного признания своей болезни, почитавшейся нечистотой по Закону, прежде, чем исцелил ее, и таким образом очистил от этой нечистоты… ЖЕНЩИНА С ТОГО ЧАСА, с той минуты, как она прикоснулась к ризам Спасителя, СТАЛА ЗДОРОВА. «Видишь ли, — говорит святитель Златоуст, — превосходство жены перед начальником синагоги? Она не остановила, не спрашивала Мужа, но краями перст прикоснулась только к одежде Его, и придя последней, первая получила исцеление. Начальник синагоги Самого Врача вел в дом свой, а для нее довольно было и одного прикосновения». Эта остановка Господа, разговор Его с учениками, потом с женщиной, — все это было болезненным испытанием для убитого горестью отца, когда ему дорога была каждая минута, когда смерть быстро гасила последние искры жизни в страдалице-отроковице. Так впоследствии испытана была вера Марфы и Марии, когда они с болью сердца видели, что их возлюбленный брат Лазарь близился к могиле, а Господь, несмотря на это, медлил… Но как ни болезненно было это испытание для отца, мы не замечаем в нем никаких признаков нетерпеливости, и это, без сомнения, Господь вменил ему в заслугу. Несчастный Иаир слышал рассказ женщины и кто лучше него мог принять к сердцу это событие? Если женщина только коснулась ризы Его и исцелилась, то почему же и его больной дочери не получить исцеления? Ведь Иисус не отказал ему, — Он для того и идет в его дом… Но теперь-то и готово было для него искушение: Спаситель не окончил еще слов Своих к жене, как Иаиру объявили: дочь твоя уже умерла, не безпокой Учителя, мертвых не лечат… Но Господь не дает проникнуть сомнению в смятенную этой вестью душу отца. Чудотворец в ту же минуту поспешил утешить его: «не бойся, только веруй и будет жива». Мертвая — будет жива! Кто мог понять это? Но там и место вере, где недоумевает ум. И вера не покинула Иаира: Христос медленно идет, много разговаривает с апостолами и женщиной, чтобы дать время умереть отроковице и прийти тем, которые возвестили о ее смерти. Христос хотел, чтобы все уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так и к Лазарю приходит Он по прошествии трех дней после его смерти. Наконец, вот и дом архисинагога. Там уже раздавался жалобный плач и крикливые причитания наемных плакальщиц, которых тогда имели обычай приглашать родные умерших, и которые с шумом и криком колотили себя в грудь и притворными воплями возмущали душу; там погребальные свирели уже издавали свои печальные звуки.
Тело умершей, вероятно, уже было омыто и приготовлено к погребению, так как на Востоке хоронят умерших в самый день смерти. Множество народа неотступно следовало за Господом до жилища Иаирова. И КОГДА ПРИШЕЛ ИИСУС В ДОМ НАЧАЛЬНИКА, подойдя к дверям его, остановился, запретил толпе следовать за Собой, вошел в дом только с отцом умершей и с тремя самыми приближенными апостолами, Петром, Иаковом и Иоанном, И УВИДЕЛ СВИРЕЛЬЩИКОВ (или музыкантов) И НАРОД В СМЯТЕНИИ, шумную толпу праздных зрителей около покойницы, СКАЗАЛ ИМ: что за смятение? о чем вы плачете? Не плачьте, ВЫЙДИТЕ ВОН, ИБО НЕ УМЕРЛА ДЕВИЦА, НО СПИТ. Так, истощая владычество смерти до основания, Он не оставляет ей даже имени: «не умерла, но спит!» «Так поступил Он и при воскрешении Лазаря, сказав: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11: И), а вместе с тем учит нас не страшиться смерти, ибо смерть не есть уже более смерть, но сделалась сном. Поелику и Самому Ему надлежало умереть, то, воскрешая других, Он заранее приготовляет учеников Своих к мужественному и спокойному ее перенесению, ибо по пришествии Его смерть соделалась сном», — говорит святитель Златоуст. Называя смерть сном, Господь еще раз подкрепляет веру отца умершей отроковицы, ибо эта вера, при виде знаков сетования, при виде доказательств того, что все кончилось, могла совершенно угаснуть. И вот, Владыка жизни опускает страшное слово: «она умерла» и заменяет его более кротким: «она спит». В то же время в Своем святом смирении, которое побуждает Его при всяком возмолшом случае скрывать от наблюдения чудные дела Свои, Он через это слово, имеющее двоякое значение, как бы завесой укрывает от взоров толпы то дело, которое намеревается совершить. «И за это смирение, за это любвеобильное утешение сетующим родителям Небесный Утешитель Сам подвергается осмеянию: И СМЕЯЛИСЬ НАД НИМ. Вот — гордость ума без веры! Чего не понимают, над тем издеваются. Потому они и недостойны видеть чудеса Божия всемогущества. Впрочем, понятно и то, что наемные музыканты и плакальщицы так легко перешли от притворных слез к грубым насмешкам. Но эти самые насмешки и свидетельствовали о чуде: смерть отроковицы была удостоверена всеми и никто не мог сказать, что с ней случился только болезненный припадок или попросту — обморок», — говорит митрополит Филарет Московский. Иисус повелел выслать всех вон. «Он не оскорбился, — говорит святитель Златоуст, — тем, что они не верили чуду, которое Он намерен был вскоре сотворить, и не укорял смеющихся, дабы и самый смех, и свирели, и кимвалы, и все прочее свидетельствовало о смерти девицы». «Поелику люди часто не верят чудесам, которые уже совершились, то Господь заранее предохраняет их от такого неверия их же собственными ответами.
Так предохранены были от неверия присутствовавшие при воскрешении Лазаря; и тогда Господь спрашивал: «где положили его?» Дабы те, которые отвечали: «пойди и посмотри» и «уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:34-39), не могли уже не верить, что Он воскресил мертвого», — говорит Филарет, митрополит Московский. «Если даже из апостолов только трое были достойны быть свидетелями страшного Таинства воскрешения, тем более не подобало бросать жемчуг священного действия, чуда, перед теми, кто дерзал осмеивать Чудотворца». КОГДА ЖЕ НАРОД БЫЛ ВЫСЛАН и восстановилась тишина, ОН взял с Собой только родителей девицы и трех избранных апостолов, «цвет и венец апостольского сонма», и тихо ВОЙДЯ в комнату, где лежала покойница, ВЗЯЛ ЕЕ, спокойно и властно, ЗАпохолодевшую уже РУКУ и, как Владыка жизни и смерти, громко произнес только два слова: «талифа куми» (отроковица или дитя), «встань!»И тотчас ДЕВИЦА ВСТАЛА, как бы от сна и пошла… Можно себе представить изумление и радость родителей при виде такого поразительного чуда Божия всемогущества! «Не другую душу вложил Он в умершую, — говорит святитель Златоуст, — но возвратил ту самую, которая ушла из нее, и как бы от сна пробудил отроковицу. Для большего же убеждения зрителей Он берет ее за руку, дабы этим проложить путь к вере в ее воскресение. Отец говорил Ему: возложи руку, а Он больше творит: не возлагает Своей руки, но, взяв умершую за руку, воскрешает ее, показывая тем, что Ему все легко сделать, и не только воскрешает, но и приказывает дать ей пищу, дабы сотворенное Им чудо не почли за обман. И не Сам дает ей пищу, но повелевает родителям; как и о Лазаре говорит: «развяжите его, пусть идет», и потом делает его общником Своей трапезы. Потом Христос повелел родителям, чтобы они никому об этом не говорили и, прежде всего, научились быть смиренными и не тщеславиться». Вместе с тем, запрещением разглашать чудо Господь желал оградить дело Божие от молвы и пересудов людских, а также из предосторожности, как бы не усилить злобы врагов и не возбудить в народе мечтательных представлений о Царстве Мессии. Так впоследствии, когда Он сотворил чудо умножения хлебов, народ хотел взять Его и насильно объявить Царем: то же могло быть и теперь. И, однако же, несмотря на запрещение, РАЗНЕССЯ СЛУХ О СЕМ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ТОЙ, чудо стало известным по всей Галилее и всей Палестине. Это было первое проявление Божественного всемогущества Христа Спасителя над смертью, первое воскрешение мертвеца.
Объяснив евангельский рассказ о воскрешении дочери Иаира, святитель Иоанн Златоуст обращает свое слово к родителям, скорбящим о потере детей: «спит отроча твое, а не умерло; покоится, а не погибло… Оно воскреснет и получит жизнь вечную, безсмертие и жребий ангельский. Или ты не слышишь, что говорит Псалмопевец: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). Бог называет смерть благодеянием, а ты сетуешь. Что бы ты большего сделал, если бы был врагом умершего? Если кому должно плакать, то пусть плачет диавол и рыдает о том, что мы идем получить высочайшие блага. Смерть есть тихое пристанище. О здешней жизни сказано:»В мире будете иметь скорбь», а о будущей: «печаль и вздохи удалятся» (Ин.16:33; Ис. 51:11)… Там чертог духовный и светлые светильники и жизнь небесная: о чем же плакать?..».
Азбука Веры
8 Оставить отзыв: Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии. Новости все новостиОкт 29 2020 День основания Владивостокского президентского кадетского военно-морского нахимовского училища Нравится: 76 Московские суворовцы сердечно поздравляют командование, кадет, командиров и преподавателей Владивостокского президентского кадетского военно-морского нахимовского училища с 7-й годовщиной со дня основ…
Окт 29 2020 ЛОНГИН СОТНИК Нравится: 81 Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, во время казни Спасителя стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копь…
Окт 28 2020 День армейской авиации Нравится: 83 Днем рождения Армейской авиации считается 28 октября 1948 года, когда в Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащённая вертолётами…
Окт 27 2020 ЗЛОВЕЩИЕ «СВУ» Нравится: 363 Запад часто пишет о зловещих КГБ и ГРУ, которые угрожают «цивилизованному миру», но сегодня вся «свободная демократия» узнала об еще одной леденящая душу организации, это — СВУ (суворовские военны…
Окт 26 2020 РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Р-36 С РГЧ Нравится: 88 Постановлением правительства Советского Союза от 26 октября 1970 года стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой тяжёлого класса 8К67П с разделяющейся головной частью 8Ф676 и боевыми блоками 8Ф67…
Окт 25 2020 Память святых отцев VII Вселенского Собора Нравится: 85 В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Всел… Окт 25 2020 День Таможенника России Нравится: 76 Московские суворовцы поздравляют сотрудников и ветеранов Федеральной таможенной службы России с профессиональным Праздником – Днем Таможенника! Желаем вам здравия, благополучия, мира, добра,… Окт 24 2020 С 70-летием, дорогие воины специального назначения! Нравится: 134 Дорогие воины частей и соединений Специального Назначения! От всей души поздравляем вас с 70-летием Спецназа Вооруженных Сил России! Желаем Вам крепкого здоровья, мужества, стойкости, суворовс… Окт 23 2020 «Он мог с бердышем идти с ополчением Минина и Пожарского» Нравится: 168 Памяти о. Александра Шумского, сердечного друга Московских суворовцев, истинного русского патриота, образца верности Богу и Отечеству, верности русской жизни и семье, верности в дружбе и правде, талан… Окт 23 2020 Сто лет Русской эмиграции Нравится: 34 В ноябре этого 2020 года исполняется сто лет с начала Русской Белой эмиграции. Началом исхода русских эмигрантов принято считать 22 ноября 1920 года, день высадки в Галлиполи частей Русской Армии, эвакуировавшихся… Окт 22 2020 290-летие А.В.Суворова Нравится: 65 Поздравляем членов общественной организации «Московские суворовцы» с победой в конкурсе грантов мэра Москвы в номинации «Наше наследие» с проектом «Празднование 290-летия со дня рождения генералиссиму… Окт 22 2020 Час психолога для пятиклассников Московского СВУ Нравится: 36 В ходе часа психолога суворовцы ознакомились с приемами и способами психической саморегуляции и провели сеанс релаксации в кабинете психологической разгрузки. В продолжение состоялся турнир по настоль… Окт 21 2020 Кяхтинский договор Нравится: 79 В поселке Кяхта (Бурятия) 21 октября 1727 года между Россией и Китаем подписан Кяхтинский договор об установлении границы и торговле. Этот договор служил правовой основой взаимоотношений между… Окт 20 2020 С Днем Войск Связи России! Нравится: 83 Поздравляем наших дорогих военных связистов с Днем рождения Войск Связи России! Во все времена основой успешного управления и ведения военных действий любой армии мира является устойчивая и надеж… Окт 19 2020 Реальные итоги правления В.В. Путина Нравится: 123 Что сделал Путин, находясь более 20 лет у власти? Прежде, чем дать точный развернутый ответ, опираясь на статистику и факты, необходимо напомнить, что размышляя о плюсах или минусах деятельности Путин… Окт 19 2020 Провокаторов, шпионов и агентов врага расстреливать на месте Нравится: 80 19 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым объявлялось осадное положение в г. Москве и прилегающих к городу районах. Постановление предписывало «нарушителей пор… Окт 18 2020 Духовное укрепление реактивной бригады Нравится: 85 В рамках программы «Духовное укрепление российского воинства» 79-й гвардейской реактивной артиллерийской Новозыбковской Краснознаменной, орденов Суворова и Александра Невского бригаде преподнесли в да… Окт 18 2020 Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними Нравится: 89 Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель… Окт 17 2020 ЗА ОТВАГУ И БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ Нравится: 91 Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Первыми удостоились этих наград воины, сражавшиеся у о. Хасан (1938 г.) и на р. Халхин-Гол (1939 г.). Медал… Окт 16 2020 Две конфеты Нравится: 112 Это было еще в Ленинграде, в середине 80-х. Ехал я в маршрутке на Васильевский. На сиденье рядом бушевал ребенок, лет шести. Его мама безучастно смотрела в окно, не реагировала. А он дергал и дергал е…
И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его
<…> как кровоточивая жена, истинно уверовав и прикоснувшись воскрилию ризы Господней, тотчас получила исцеление, и иссох поток нечистого источника кровей: так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу, и истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление от неисцельного тока страстей, и силою единого Иисуса иссякнет, оскудев, оный источник, источающий нечистые помыслы; но никому другому невозможно исцелить сию язву. Ибо того и домогался враг, чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей.
Посему, человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа. Ему единому возможно сие. Ибо Он пришел и взял грех мира, то есть, иссушил нечистый источник душевных помышлений. Как оная кровоточивая, расточив все имущество тем, которые бы могли уврачевать ее, ни от кого из них не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно в Него уверовав, и не прикоснулась к воскрилию риз Его, при чем тотчас почувствовала исцеление и остановилось течение крови: так и душу, в начале уязвленную неисцельною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить ни из праведных, ни из Отцов, ни из Пророков, ни из Патриархов.
Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по Закону; а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда ее не в состоянии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный врач, туне врачующий, и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души; Он освободил ее от рабства, и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим; Он иссушил в ней источник нечистых помыслов. Ибо сказано: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29).
Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого — сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление.
Собрание рукописей типа II. Беседа 20.
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о самом главном — о вере.
В нем рассказывается о том, как Господь наш Иисус Христос встретил направляющегося к Нему начальника синагоги по имени Иаир, который находился в отчаянии: его дочь была при смерти. Очевидно, что отец уже испробовал все возможные средства, нашел необходимых врачей, но ничего не помогало. И вот он узнал об Иисусе, который исцеляет неисцелимых больных, прокаженных, изгоняет бесов. И Иаир не послал слуг, а сам предпринял этот труд: нашел Спасителя и попросил о помощи своей дочери. Господь согласился и пошел в его дом.
По дороге, рассказывает нам Евангелие, к Спасителю приблизилась некая женщина, которая также находилась в безутешном состоянии. Она страдала от тяжелой болезни кровотечения и безуспешно испытала все возможные средства, истратив на врачей все свои средства. Ветхозаветный закон запрещал ей входить в толпу иудеев и прикасаться к кому-либо, поскольку из-за своей болезни была в нечистоте. Но она, преступив закон, прикоснулась к одеждам Спасителя, сказав сама себе: «Если прикоснусь — выздоровею».
Господь, стесняемый со всех сторон народом, повернулся и спросил: «Кто ко Мне прикоснулся?» Апостолы в недоумении ответили: «Нас теснят множество людей. О чем Ты говоришь?» Он сказал: «Я почувствовал силу, которая вышла от Меня».
Женщина поняла, что не укрылась, и всё рассказала. И ответ Господа: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя».
Здесь вершина драматизма этого евангельского отрывка. Приходят из дома Иаира и говорят: «Не утруждай Учителя. Дочь твоя умерла». Начальник синагоги в отчаянии отказывается от помощи Христа, но Господь и его укрепляет, говорит: «Не бойся, но только веруй».
И мы знаем, что было дальше. Господь вошел в дом Иаира, всех оттуда попросил удалиться и, взяв ближайших трех учеников — апостолов Иоанна, Иакова и Петра, — произнес слова: «Талифа-куми» («Девица, тебе говорю: встань!»). И она встала, ей дали есть. И все дивились чуду.
Не смотря на эти поражающие сознание события, которые нам описывает Евангелие: исцеление неисцелимой женщины, воскрешение умершей дочери Иаира, самое главное, о чем говорит нам сегодняшнее Евангелие, — это о вере. О вере, которая творит такие великие чудеса, дает возможность Богу вмешиваться, входить в нашу жизнь. Слова Господа «не бойся, но только веруй» обращены не только к Иаиру — к каждому из нас.
Что такое вера? Апостол Павел говорит: «Вера есть уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Не надежда, не упование, а именно уверенность в невидимом как бы в видимом. Вот этой уверенности в Бога, Его помощь, в то, что мы будем исполнять то, что Бог повелит, не хватает в нашей жизни.
Господь нам говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Вера в Господа — то, что спасает нас с вами. Мы сотворены по образу и подобию Божьему, и одно из самых главных наших качеств, которое делает нас подобными Богу, — это наша совершенная свобода воли. Никто не может нарушить эту свободу. Только лишь тогда, когда мы верой открываем свое сердце навстречу Богу, Господь может действовать в нас, и это самое главное, что может совершиться в нашей жизни.
Зачастую мы верим теплохладно, только надеемся (может, получится) — и, конечно же, не получаем. Только лишь когда мы доходим до того состояния, в котором были Иаир и кровоточивая женщина, когда нам не на кого и не на что надеяться, наше сердце находит основание лишь в Боге и Господь приходит в нашу жизнь. Если бы мы сразу просили в молитве не сомневаясь, как заповедует нам Спаситель, то сразу получали бы просимое. Если бы в наших тяжких обстоятельствах, в которых мы иногда бываем, мы ни на кого не уповали так, как на Бога, то Господь бы избавил нас от них.
Вера — это то, что делает для нас возможным присутствие Бога в нашем сердце и изменение Им нашей жизни. Поэтому давайте откинем всякие сомнения. Пускай в вере в то, что Господь может сделать всё, что нам во благо, откроется наше духовное зрение. Аминь.
Протоиерей Владислав Софийчук. 20.11.2016 г.