«Ангел вопияше…” — это пасхальное пеcнопение, так называемый задостойник Пасхи.
Содержание
Текст:
Перевод:
Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте!
Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.
Вопияше — возглашал; паки — снова; тридневен — в третий день; воздвигнувый — воскресив; красуйся — радуйся; восстании — воскресении; Рождества Твоего — Рождённого Тобой
Смысл:
Задостойник («за» (вместо) «Достойно»)- песнопение литургии, которое поется в составе евхаристического канона вместо «Достойно есть» в двунадесятые праздники, Пасху, Преполовение Пятидесятницы (центральная дата между праздниками Пасхи и Троицы), Великий Четверг и Великую Субботу.
Это песнопение также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете конкретного праздника.
На литургии в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), а также в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени: в дни, когда совершается литургия Василия Великого – особый Богородичный тропарь «О Тебе радуется».
Автором пасхального канона, из которого взят задостойник, является преподобный Иоанн Дамаскин («Дамаскин» — «из Дамаска»). Этот святой, живший на рубеже VII и VIII веков, прославлен как гимнотворец, богослов, философ и отец Церкви. Во времена иконобоческой ереси в Византии и жестоких гонений властей на почитателей православных икон Иоанн Дамаскин ревностно отстаивал истину (автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания») и в последствии добился её принятия.
Святой известен как создатель «Октоиха» — богослужебной книги «осьмогласия», т.е. системы восьми гласов (определённых мелодических оборотов), которые поочерёдно менялись каждую неделю. Эта система, в дальнейшем, была перенята Русской православной церковью вместе с другими византийскими традициями. Кроме того, Иоанн Дамаскин написал множество других духовных сочинений — канон Рождеству, Пасхе и другим праздникам, ряд молитв из утреннего и вечернего правил.
По церковной традиции пасхальный канон поётся целиком, без чтеца, со своим особенным праздничным распевом (мелодией) и исполняется так до отдания праздника.
Автор в первой части задостойника поэтически связал текст с событиями Благовещения — явлением Деве Марии Архангела Гавриила с вестью о том, что она родит Спасителя. В гимне воскресшему Христу Архангел является к ней снова, но уже с иной, пасхальной, вестью.
Как пишет сам Иоанн Дамаскин:
«…Радостную весть о Господнем воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…»
Во второй части — в самом ирмосе — Архангел обращается к Новозаветной Церкве («Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»). Эта же фраза является цитатой из книги пророка Исаии, который предвозвестил воскресение Христа: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис.;60,1).
«Ликуй ныне и веселися, Сионе…» — в буквальном смысле Сион — это гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а в последствии горница Тайной вечери, сошествие Святого Духа на апостолов. В Новом Завете, как пишет блаженный Иероним, под Сионом подразумеваются святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собой Сион, о котором сказано: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс. 86, 2).
Далее, Вестник вновь обращается к Марии, именно как к Матери Иисуса («о восстании Рождества Твоего»).
Слово «Радуйся», неоднократно повторенное в песнопении, проходит лейтмотивом через все пасхальные тексты: именно так Господь приветствовал жён-мироносиц: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф 28:9)
«Ангел вопивше» Ф. Макарова
«Ангел вопияше» Пасхи М. Балакирева
Один из самых часто исполняемых сочинений среди русских церковных хоров, является обработкой валаамского распева. Исполняет хор «Серебрянные голоса»:
«Ангел вопияше» П. Чеснокова с соло сопрано
Павел Чесноков — известный русский композитор конца 19 — начала 20 века, автор множества духовных сочинений (ок. 400), регент. Его музыке свойственна большая эмоциональность, даже чувственность.
Исполнитель — хор Академии хорового искусства им. Попова, дирижер Алексей Петров, солистка — Алёна Саяпина.
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й Воскресе́ние.
Перевод:
Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря «Радуйтесь!» и Твоим апостолам даруя мир и падшим — Воскресение.
Аще — хотя; снизшел — сошёл вниз, спустился; еси — есть; адову — ада; воскресл — воскрес; яко — как; вещавый — говоря; даруяй — даруя.
Смысл:
Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Если тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых») является утверждением и свидетельством Воскресения Спасителя, то кондак раскрывает и дополняет содержание этого события.
В начале текста подчёркивается парадокс смерти Творца самим эпитетом «Бессмертне», как пишет Ефрем Сирин:
«Господь самим делом подтвердил смертным обетование Свое, показывая и на деле являя, что человеческая природа Его могла страдать…»
О сошествии во ад говорится в ветхозаветных пророчествах:
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Осия 13, 14)
О нем говорят Апостолы:
«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф 4,8).
Последние фразы кондака («женам-мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй воскресение») напрямую восходят к Евангельскому тексту, о явлении Христа женам-мироносицам и апостолам в Сионской горнице; ключевые слова — «радуйтесь» и «мир».
«Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф 28,9)
«Падшим подаяй воскресение» — падшей называется наша человеческая природа, которой Бог даровал воскресение в жизнь вечную: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,40).
Музыка архимандрита Феофана (Александрова) в исполнении Сретенского хора:
Архимандрит Феофан (ок 1785-1852) получил образование в Троице-Сергиевой и Вифанской семинариях. Закончив обучение, он был назначен регентом митрополичьего (лаврского) хора Троице-Сергиевой Лавры. После реформ духовно-учебных заведений будущий архимандрит вёл курсы церковного пения в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище. Уже в сане архимандрита он стал членом Комитета для устройства церковного пения. В рукописи известны 8 томов его сочинений: всенощное, литургия, великопостные песнопения, Страстная седмица, Пасхальные песнопения, песнопения всех двунадесятых праздников, праздников Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла, а также особые песнопения — при погребении, на акафистах, «Под Твою милость», «Утоли болезни».
..Как выглядит ишачья пасха?
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Через двадцать минут Он уже сидел за столом со своим Учителем, своим Мастером и наверное самым Дорогим Человеком который всегда Его поддерживал.
-Ну рассказывай, что стряслось, — начал разговор Учитель
-Да собственно ничего Викторович, просто с Вами посоветоваться хочу. Я вот думаю, у Марины послезавтра день рождение и я хочу сделать ей предложение .
-Опаньки, интересно. А мне то зачем рассказываешь ?
-Ну как блин зачем, посоветоваться типа. Стоит не стоит это делать, да и одобрямс Ваш как отцовский для меня будет , — с улыбкой ответил Он
-Ну я даже не знаю, смотри сам. это как тебе сердце подсказывает. Я знаю что ты ее любишь, по ней ты долго убивался, сейчас у вас вроде все нормально. Девушка она на мой взгляд достойная. Поэтому смотри сам, если чувствуешь что это тот самый момент, то действуй.
-Спасибо Мастер.
Сказано сделано.
**********************************
20 апреля
Тойота-Центр Жетысу. Там работает Его любимая. Он приезжает с огромной корзиной белых роз . На ресепшене девушка в шоке.
-Ой, это что Марине, да ?
-Конечно , — с радостью и гордостью отвечает Он
-Ой, а почему в этот раз такой огромный? (для справки, Он каждую неделю привозил ей букет цветов на работу) .
-Так у нее же сегодня день рождение .
-Ой блин, я и забыла. сейчас я позову ее.
Именинница спускается со второго этажа .
-С днем рождения , любимая моя и курьер спешит доставить розы , — чуть на распев произносит он
-Миииилый, это что мне ?
-Конечно маленькая, тебе. Тебе пошел двадцать третий год, поэтому здесь двадцать три розы. И вот подарок , — и с кармана появляется футляр в котором лежат золотые серьги.
-Милый, я тебя люблю ! спасибо !
-Ну все, давай , до вечера . Вечером заеду .
19 апреля, за сутки до этого момента.
Привычный цветочный магазин, привычная его хозяйка Катя.
-Ой Аза, привет ! Как ты ?
-Да нормалек Катюша.
-Ты снова за букетом для своей? Ну ты ее задариваешь,- завидуя белой завистью говорит Катя
-Эт точно. На работе у нее уже спрашивают, у вас что , молодой человек в цветочном бизнесе ?
-Нет, но ты у нас точно лучший клиент , — закатываясь в смехе произносит Катя
-Блин пасхальный ! Она точно так и ответила !
Они оба посмеялись, и после продолжили.
-Нет Катюша, мне в этот раз нужен букет на заказ. У Марины завтра день рождение и мне нужна даже скорее корзина, большая с розами.
-Ну можно сделать, вечером займусь. Сколько роз ?
-Двадцать три наверное. И обязательно белые.
-Не проблема, завтра во сколько ?
-К обеду
-Все, будет сделано.
-Спасибо Катюшка, я ей кстати решил предложение сделать .
После он отправился покупать подарок и Кольцо, то самое, которое он преподнесет Ей.
20 апреля , за полчаса до приезда в Тойота Центр Жетысу
Забрав букет, который был явно не маленьким он направился к дороге и начал ловить такси. Но вот западло — ни в одну легковую машину не влазил сей шедевр флористики .
-* ! Да*ы в рот! Ну что за *я . Господи, пожалуйста, пусть какая нибудь Сиэрвишка тормознется . И о ЧУДО ! Через две минуты из-за поворота выворачивает и тормозится Honda CR-V . Загрузив букет, Он ехал поздравлять свою любимую.
20 апреля. Вечер.
Тойота Центр Жетысу. На парковку вальяжно и спокойно заезжает белый десятиметровый лимузин Линкольн украшенный лентами и цветами. И в нем сидит Он . На лицах охранников читается мягко говоря удивление, не говоря уже о всем остальном персонале.
-К кому этот лимузин ? , — раздается со всех сторон
Из лимузина выходит Он и направляется во внутрь Центра.
-Марина, я приехал, выходи. , — сообщает он по телефону о своем приезде
Через минуту Он выходит вместе со своей любимой на парковку
-Карета подана, моя дорогая !
-Ты что на лимузине приехал. — абсолютно находясь в изумление вопрошает именинница
-Неа блин, на летающей тарелке прилетел
-Ты сумасшедший.
И лимузин не спеша вез их в ихней любимый ресторан Султан на другой конец города.
19 апреля. За сутки до этого.
-Да здравствуйте, мне нужен лимузин. Сколько час у вас стоит ? СКОЛЬКО *Ь . Вы че упали что ли ? Триста баксов за час ? Да мне ровно на час нужно. Ладно * с вами. Да алло, мне нужен лимузин . Какой ? Да я откуда знаю ? Какие есть ? так понятно, Линкольны , Крайслеры, Хаммеры. Мне желательно Линкольн. Сколько стоит ? ЧЕГО * . Минимум на три часа , а час сто пятьдесят бакинских зеленых комиссаров ? Девушка, вы че, головой*нулись ? Мне ровно на час нужен ! Нет ? Ну и идите *. Да, алло . Мне нужен лимузин . Сколько ? полтинник за час ? *се, а че так дешево то ? какой год ? восемьдесят девятый ? УПАЛ ЧТО ЛИ ? На * иди со своей развалюхой ! . Алло, да, здравствуйте, мне нужен лимузин. На час . Да на час, мне нужно забрать девушку и отвезти в ресторан. Сколько ? Сто бакинских ? Нормально, а какой год? о, две тысячи второй это нормально. На сколько мест ? Десять ? отлично, где можно посмотреть ?
И он отправился смотреть лимузин.
20 апреля. Вечер.
Ресторан «Султан». К нему не спеша подъезжает белый лимузин Линкольн. Из него выходит пара, заходят в ресторан и тут.
-С Днем Рождения Тебя, С днем рождения Тебя, С днем рождения тебя, дорогая Марина , с Днем рождения тебя !, — поют хором десять официантов ресторана прямо в холле .
-Ой ой, блин, я шоке ! , — только и слышно сквозь смех радости именинницы
После их провожают к столику который украшен воздушными шариками и всякой прочей дребеденью.
-Милый, я шоке ! Все просто прекрасно !
19 апреля, за сутки до этого.
Ресторан Султан. Он заходит один и все в шоке
-Аза, ты почему один . , — сразу чуть ли не с порога спрашивает администратор Таня
-Танюша, все тип топ. Короче, завтра у Марины День рождение, и я приехал забронировать столик.
-А ну блин, тогда все нормально. а то я уж испугалась .
-Да не боись. и короче, мне надо чтобы официанты ей песню спели .
-ээээ, с песней не знаю, сам договаривайся с ребятами.
-Да не проблема, не обижу их. и еще мне надо стол украсить.
-Тоже будет
-И еще кое что мне нужно.
20 апреля. Вечер .Ресторан «Султан»
Они сидели и ужинали , а Он ждал когда начнется шоу программа. Ведь все песни которые будут играть в этот вечер уже заказаны им наперед. И вот
-Добрый вечер наши дорогие Гости ! Мы рады видеть вас в нашем ресторане Султан ! И сегодня у нас особенный вечер, сегодня здесь празднуют день рождение наши дорогие друзья , счастливая пара, празднуют день рождение Марины, и первый музыкальный подарок звучит специально для нее от Азы.
Играет Билан — Поздравляю, далее Перцы — Марина и так далее и так далее.
19 апреля. за сутки до этого
-Что тебе еще надобно старче ? , -спрашивает Татьяна
-Таня, мне на до чтобы все песни звучали в этот вечер для нее. Я диск сам запишу
-О, ну это уже серьезно. сам понимаешь , это уже не пять копеек.
-Таня, когда я за деньги переживал ?
-Тоже верно. Ну хорошо, устроим, диск завтра утром завезешь.
-Без проблем, как скажешь.
-Что нибудь еще ?
-Да, есть одна тема.
20 апреля. Вечер. Ресторан Султан.
Вечер подходил к концу, и у Него уже начинали сдавать нервы. Он весь извелся , ожидая этого момента. Когда же, когда . И вот. его черед.
Он спустился и вышел на сцену. Взял микрофон .
-Марина, а это песня специально для тебя.
И запел своим ниибацо каким фальшивым голосом «Необыкновенная» . . закончив песню , он произнес :
-Марина, солнышко, маленькая моя, я очень тебя люблю ! надеюсь сегодня я подарил тебе много радости и счастья , но все это по идее пыль. ничто. сейчас я хочу подарить тебе самое ценное что я могу тебе дать в этой жизни.
С этими словами Он взял заныканную розу, поднялся обратно к столику достал кольцо и при всех кто был в ресторане сказал :
-Марина, выходи за меня замуж !
Во залу прокатилось удивленное «ООООООО»
-Ой, блин, А У. я.я.я.
-Ты согласна ?
-Ой мамочки.
-Ты согласна? — твердым голосом повторил Он, едва сдерживая дрожь которая так и хотел охватить все его тело.
-ДА !, — наконец то уверенным голосом ответила Она.
И он надел кольцо на ее безымянный палец.
Их уста сомкнулись , он подхватил ее на руки под аплодисменты всех присутствующих и заиграла песня JCS «Потому что я тебя одну люблю».
19 апреля. за сутки до этого
-Ну что за тема ?
-Я решил ей предложение сделать ?
-Да ты шо . Ну красавец !
-Ага, только мне надо чтобы вы мне разрешили спеть тут
-Ну не проблема
-Проблема * в том что я петь ни разу не умею, — честно сознался Он.
-*я война Аза, идешь щас и репетируешь всю ночь , -посоветовала Татьяна
Он и пошел, и репетировал всю ночь на пару со своим Другом , который чуть не вешался в начале от тех звуков которые издавала Он
))
*************************************
А после, спустя всего полтора месяца они расстались . Что было, я уже вам рассказывал. Он поехал к входу в Дендро Парк и бухал там всю ночь до беспамятства.
***************************
Вот таким я был ахуенным Ослом дорогие мой Друзья ))) И было это все именно 20 апреля 2009 года, поэтому отныне я считаю что этот день смело может претендовать на звание «Ишачья Пасха» , потому как таким Ослом по моему мало кто был ))
Но у вас наверное остался один вопрос, с какого перепоя я все это решил рассказать ? Поясняю — на днях встретил одну свою подругу, мы с ней разговорились . Я ей сказал что очень жду весну, на что она мне ответила
-Блин, так до весны еще как до Ишачьей Пасхи , — и рассмеялась своим задорным смехом
Но мой пытливый ум не выдержал и
Надо ждать до ишачей пасхи! А это сколько.
Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
нут наверное никогда
ровно столько же. как и до того, когда рак на горе свистнет))))
значит не дождетесь
Ждать до ишачьей пасхи равносильно ждать вечность
до Уразы Байрама !
Раз не можешь, так не мучай.
Вот так выставить на весь свет свой недостаток «ума»- это героизм!
Я смотрю, у тебя отовсюду выпирает? Этот самый достаток.
Согласись писать насмешки на религиозные темы не каждый идиот сможет решиться.
Во первых это не насмешка, а во вторых «не зная броду, не суйся в воду».
Лишь бы примкнуть своё Я.
Лучше думай о традициях своего народа. и меньше обращяй внимание на жидов.
долго. но может наступить неожиданно .
Её не существует,вот и жди.
если до ишачей.то можете и не ждать вовсе.оно вам и не надо,
У нас говорят, если человек что то долго делает, то надо ждать до турецкой пасхи! А про ишачью не слышала. ))
вот до ее наступления
да это ж в один день, когда рак на горе свистнет )))
первый раз слышу такое выражение
Надо еще знать каких ишаков пасха , белых , серых , или черных . )))
если до ишачей.то можете и не ждать вовсе.оно вам и не надо,
Без конечно. Всю жизнь.
О О О это Ишачить и ишачить до нее
У них, что праздники есть?
С чего-то ведь взяли такое. мне самому интересно с чего.
Вы разве первый раз слышите?
Как у ишака наступит пасха.так значит время и пришло!
что означает ишачья пасха?
иди туда , не зная куда . возьми то , не зная что . печалька(((
На счет бреда не знаю, но такое выражение ещё со времен союза.
ОК , Я НЕ СПОРЮ . УДАЧИ ))))
И вам не хворать.
Ждать придется бесконечно.
Пока ишак не свистнет.
Этот вопрос надо задать ишаку, а не мне.
Это значит, не дождешься
охренел- совершенная форма глагола, прошедшего времени, ед. числа, мужского рода.
Ты не оскорбляй чувства верующих. Иначе бумерангом вернется
Я тут при чем? Такое выражение есть и не я это придумал!
Я только у тя прочла
янезнаю. сколько? но это очень. долго
Ишачья пасха выражение символизирующее то, чего нет. Ждать до ишачьей пасхи равносильно ждать вечность. сноска из Интернета
Во! Можно же адекватно ответить. спасибо!;-)
А почему вы не пользуетесь интернетом как справочником. Там же можно ОСЛА ЛЫСОГО найти.
Я то знал ответ, это я так, обществу. Как помню, это еще в детстве сосед так выражался.
Самое интересное, что в интернете я не нашла про лысых ослов ничего.
ишаков спросить надо
Пока рак свиснет
такого еще не слышала )
Ты наверно с своим байрамом перепутал или рамаданом
просто воспевать имена Господа.
тебе виднее,раз ты о такой пасхе пишешь))))))
А это- когда рак на горе свистнет.
Столько как до морковкиной отрыжки
сколько хочешь,ишаков много
А как сын ишака вскрикнет петухом на базаре в славном городе Ашхабад
когда рак свиснет.
ДОЛГО И ДОЖДИСЬ ЗАМУЖ НЕ ВЫХОДИ . ЗА НЕГО ЖЕ ПОТОМ И ВЫЙДЕШЬ.
. . . .
Пока рак на горе не свистнет
А это у ыас нужно спросить))
Также как до ослиного навруза
Был я и узбекистане в казахстане и вас киргизии в бишкеке с ташкента на автобусе ездил все вы кроме лоапты и рынка ничего знаете потому что ЧУРКИ НЕГРАМОТНЫЕ.докажи обратное. Жду
Что такое:: история праздника Пасха
Пасха для верующих людей — очень важный праздник, который возвышается над другими торжествами. Это главный день в году, ведь жизнь победила смерть. Иисус после воскресения приветствовал людей одним словом: «Радуйтесь!». Мы привыкли воспринимать смерть как трагедию, беду, а Христос показал людям, что после смерти есть настоящий триумф жизни!
Традиция праздновать Пасху пришла к нам из глубокой древности, из времен Ветхого Завета. Еврейский народ еще за долгое время до Рождества Христова был рабом египетского фараона, который отвергал все просьбы об освобождении. Однако потом нахождение в рабстве для евреев стало настоящей пыткой: власти Египта начали умерщвлять всех новорожденных еврейских мальчиков.
Освобождения своего родного народа добивался пророк Моисей. На египетскую землю обрушились «Десять египетских казней». Все люди, кроме евреев, страдали от различных напастей. А Господь через пророка Моисея обратился к еврейскому народу с тем, чтобы каждая семья заколола агнца (молодого ягненка), запекла его и полностью съела. Кровью же животного нужно было помазать дверной косяк дома, тем самым совершив защитный обряд. По преданию, ангел, который умерщвлял первенцев египтян, не тронул еврейский народ.
После всего этого фараон Египта освободил всех евреев от рабства. Именно с этого момента израильтяне отмечают праздник Пасхи как праздник освобождения из рабства.
Праздник Пасхи по Ветхому Завету
Пасха праздновалась семь дней. Само слово «Пасха» происходит от еврейского «Песах», что значит — проходить (в значении избавлять, освобождать). В эту неделю весь верующий иудейский народ находился в Иерусалиме. Праздник сопровождался употреблением в пищу пресного хлеба, который назывался маца. Это дало второе название празднику Пасхи — Праздник Опресноков. Согласно обряду, который Бог передал через Моисея, каждая семья на Пасху должна была съесть агнца. Молодой ягненок был своеобразным символом Пасхи. Кроме того, в пищу необходимо было употреблять горькие травы, кашу, приготовленную из фруктов и орехов и выпить 4 бокала вина. Было принято, чтобы за общим столом отец семейства рассказывал историю освобождения еврейского народа от египетского фараона.
Пасха по Новому Завету
Праздник Пасхи теряет свой старозаветный смысл после прихода Иисуса. По Новому Завету Пасха — это праздник Воскресения Христа. Сегодня невозможно точно вычислить то, какого числа воскрес Иисус. Согласно Евангелию, Иисуса распяли 14 числа весеннего месяца Нисана (который соответствует марту-апрелю), а воскресение его произошло 16 числа того же месяца в первый день после субботы. Этот день позже назвали «воскресением».
Во 2-3 веке было принято решение торжественно праздновать Пасху один раз в году, а не каждое воскресение. Уже в 4 веке церковь постановила, что Пасха будет праздноваться в первый по счету весенний воскресный день (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая по нашему календарю). Светлый праздник Пасхи — главное торжество для верующих, это символ победы жизни над смертью.
О том, как праздновать Пасху
К этому празднику нужно готовиться заранее: соблюдать строгий пост, который длится семь недель. Любой пост — это время, когда люди должны быть открыты для покаяния и нравственного, духовного очищения.
Начало пасхального торжества — это богослужение. Верующие стремятся к причастию. По окончании пасхальных песнопений принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и слышать в ответ: «Воистину Воскресе!». Такое приветствие получило название «христосование».
Пасху празднуют на протяжении сорока дней. Эта цифра отнюдь не случайна: именно в течение сорока дней воскресший Христос являлся своим любимым ученикам, а на последний сороковой день вознесся на небеса. Первая неделя Пасхи — самая праздничная, самая торжественная. В эти дни люди ходят друг к другу в гости, христосуются, дарят пасхальные куличи и яйца.
Почему же на Пасху стало традицией красить яйца? Мария Магдалина, которая прибыла в Рим, подарила императору Тиберию яйцо (более дорогой подарок она не могла себе позволить), поприветствовала его словами: «Христос воскресе!» и объяснила, что Иисус воскрес, восстал из своего гроба, как и цыпленок, который когда-то появится из яйца.
Тиберий не воспринял эти слова серьезно и спросил: «Как мертвый может воскреснуть? Это все равно, что яйцо превратится сейчас из белого в красное!». И на глазах у них скорлупа яйца, которое принесла Мария Магдалина, окрасилась в алый цвет, олицетворяя собой кровь, пролитую Христом во имя спасения народа. В праздник Пасхи нужно не только веселиться, но и помогать нуждающимся, заниматься благотворительностью, приносить пожертвования.
В чем же значение этого светлого праздника?
Иисус принес в жертву себя для того, чтобы спасти все человечество от неминуемой гибели. Причем говорится не о смерти физической, ведь люди умирали, умирают и буду умирать по разным причинам, а о смерти духовной. И благодаря Великому Воскресению Иисуса Христа биологическая смерть — это не прекращение всего живого, не замкнутый круг, а, наоборот, выход из тупика. За гранью смерти — долгожданная встреча с Богом. Ад и рай после смерти — это не конкретные места, а лишь состояние человека, который встретился с Христом.
Значение Пасхи по Новому Завету очень хорошо отражено в иконографии. Для нас привычной является икона, на которой изображен Иисус в белых одеждах, вознесшийся над своим гробом. Вплоть до 16 века люди не знали икону с таким изображением. На традиционной иконе изображался Иисус Христос, который выводит из ада первых людей на земле — Адама и Еву.