23.01.2020
14 января начался новый сезон открытого бразовательного проекта факультета журналистики МГУ на ВДНХ, посвящённый журналистике и СМИ военного периода и году 75-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ О. Д. Минаева рассказала, как складывалась фронтовая биографии советских журналистов в Великую Отечественную войну и какие темы были в печати этого периода.
Ольга Дмитриевна объяснила, почему военная журналистика для современного человека выглядит противоречивой, необъективной и предвзятой. Как выяснилось в ходе лекции, на это были свои причины.
Система советских СМИ подвергалась серьезной цензуре, требования которой были жёсткими. Цензура объясняется сложностью военной ситуации, неправильно выбранный пропагандистский посыл мог играть большую роль. СМИ хорошо управлялись и быстро меняли вектор своего контента, что и помогло в годы Великой Отечественной войны.
Ольга Дмитриевна отметила, что манипулирование информацией – типичная ситуация для воины (например, потери врага преувеличивались). В годы войны традиционное содержание прессы стало неактуальным и малозначимым. С июня советские газеты начали публиковать (а радио передавать) сводки Совинформбюро. По словам Ольги Дмитриевны, сводки первых недель войны не отражали событий, происходящих на фронте, потому что содержали прямые ошибки и неубедительные факты. Кроме того, они несколько отставали от того, как реально двигался фронт.
«Это связано не столько с задачами пропаганды, сколько с тем, что не могли сразу наладить систему сбора информации с фронтов, журналисты не могли охватить все события, которые там происходили. К тому же в первые дни войны было не совсем понятно, что писать и как писать и как сообщать о наших поражениях», — сказала Ольга Дмитриевна.
Основным ресурсом пропаганды были именно журналисты и художники, рисовавшие плакаты и карикатуры. Порой газеты становились похожи на современные комиксы. Однако перед прессой, в первую очередь, ставилась задача поднимать боевой дух.
На фронт журналисты шли добровольцами или призывались как специалисты по пропаганде и воевали так же, как и солдаты. Они могли носить личное оружие, а так же имели специальные военные документы и форму, которая помогала проще передвигаться по фронту. В основном отправлялись опытные журналисты, такие как Константин Симонов и Василий Гроссман.
Так как система подготовки и отправки военных корреспондентов на фронт не была отлажена, многие из них не добирались до места боев. Всего в командировке на фронт погибло 225 журналистов. Среди них А. П. Гайдар, Е. П. Петров и Л. А. Карастоянова.
Перед журналистами, отправившимся освещать войну, стояло несколько задач:
- объяснить цель и характер войны, ответить на вопрос, что мы защищаем и от кого мы защищаем;
- поднять моральный дух бойцов, помочь им победить страх перед врагом, воспитать ненависть, необходимую для его уничтожения;
- ярко и доступно описать примеры героизма солдат и офицеров;
- осмыслить и отобразить в художественной форме чувства и мысли воюющего народа;
- зафиксировать множество разрозненных фактов, записать рассказы непосредственных участников событий;
- отразить свои впечатления как очевидцев событий.
Эти задачи, требования военной цензуры, а также творческий и жизненный опыт военного журналиста определяли содержание его публикаций. И. Г. Эренбург писал о немцах, А. Н. Толстой изображал Родину, а Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, В. С. Гроссман описывали подвиг солдата. Каждая из тем раскрывалась определенным образом: Родина показывалась как русская, советская, «малая», общая; враг — отвратительный, безжалостный, несправедливый; а подвиг — ежеминутный сознательный риск, страдание или порыв.
Радиовещание во многом заменяло бумажную прессу, так как большинство людей не могли по привычке читать газету утром. Информационные передачи стали занимать гораздо больше эфирного времени. В печатных СМИ все же превалировала беллетристика, поскольку журналистам сложно было раскрыть все темы в информационном ключе.
Текст: Ксения Трусова, Мария Уросова.
Фото: Георгий Никаноров.
Профессия журналиста часто требует от человека определенной смелости и даже авантюризма. Но есть в этом деле люди, готовые ради хорошего материала рискнуть собственной жизнью.
«Вместе жили, Родине служили острое перо и автомат, фронтовою дружбою дружили журналист, писатель и солдат», – эти строки поэт Александр Жаров посвятил военным корреспондентам. Эта профессия всегда была востребована, ведь далеко не каждый может решиться добровольно идти под огонь.
Но смельчаки идут. Освещают события непосредственно в горячих точках: ведут прямые включения с линии фронта, делают уникальные снимки прямо в разгар боев и иногда поневоле сами берут в руки автомат. Военные корреспонденты сопровождают практически все крупные военные конфликты, но сегодня мы расскажем о тех, чьи имена связаны с одной из самых страшных войн в мировой истории. Эту статью мы посвящаем памяти журналистов, работавших в годы Великой Отечественной войны – репортерам, дикторам, фотографам и другим «рупорам» фронта и тыла.
Юрий Левитан
Когда из репродукторов звучал его голос, вся страна замирала. Уникальный тембр Юрия Левитана был известен каждому советскому человеку, его и сейчас сложно с кем-то спутать. Юрий Левитан (настоящее имя – Юдка Беркович Левитан) родился в 1914 году во Владимире. Еще в детстве мальчику дали прозвище «Труба» – за его зычный голос. В 17 лет Левитан приехал в Москву, чтобы поступить в кинотехникум, но членов приемной комиссии рассмешил его просторечный окающий говор. Зато в радиодикторы юношу приняли, несмотря на произношение. Так он попал в группу стажеров Радиокомитета.
Именно Юрий Левитан на протяжении всей Великой Отечественной войны зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Иосифа Сталина. Ему было доверено объявить как о начале войны, так и о капитуляции Германии. Всего за годы войны диктор передал около 2000 сводок и более 100 экстренных сообщений с фронта.
Через такой скупой жанр, как новостная сводка, Левитану удавалось воодушевлять людей, сплачивать, вселять в них надежду. Его голос стал символом крепости духа, стойкости и борьбы советского народа за победу. И даже когда у Сталина спросили: «Когда победа?», в ответ последовало: «Когда объявит Левитан».
Значение Левитана для Советского Союза трудно переоценить, и в Германии это тоже понимали. Так, в личном списке врагов Гитлера первую строчку занимал не Сталин, а именно Юрий Левитан. А Йозеф Геббельс мечтал, что именно знаменитый советский диктор объявит о триумфе Третьего рейха. Но, как мы знаем, этим планам не суждено было сбыться, и 9 мая 1945 года жители нашей страны услышали из уст любимого диктора известие о долгожданной победе.
Фото: Тиханов Е./ТАСС
Константин Симонов
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…», – эти строки поэта Константина Симонова врезаются в память один раз и навсегда. Все детство будущего писателя было связано с войной. Отец – участник Первой мировой – пропал без вести на фронте, с ранних лет Кирилл (такое имя родители дали ему при рождении) жил в военных городках и командирских общежитиях. Окончив семь классов, Симонов сперва получил рабочую специальность: работал токарем сначала в Саратове, потом в Москве. Однако писательский талант дал о себе знать: свои первые стихотворения Симонов написал около 1935 года, а в 1936 году его работы впервые были опубликованы. Желая получить достойное литературное образование, юноша поступил в Литературный институт имени Горького, по окончании которого был принят в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского.
В 1939 году Симонов по распределению отправился в Халхин-Гол и в аспирантуру уже не вернулся. Незадолго до отъезда на фронт писатель решил окончательно расстаться с родным именем и взял себе псевдоним Константин (Симонов не выговаривал буквы «р» и «л», из-за чего с трудом мог произнести «Кирилл»).
Константин Симонов проходил обучение на курсах военных корреспондентов, с началом войны стал публиковаться в «Известиях», писал для фронтовых газет «Боевое знамя», «Красная звезда». В 1940 году Симонов создал свою первую пьесу «История одной любви», в 1941 году последовала вторая – «Парень из нашего города». После окончания войны Константину Михайловичу было присвоено звание полковника. Он был представлен к ордену Отечественной войны 1-й степени, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа». В качестве журналиста Симонов побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны, описывал события в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, наблюдал последние бои за Берлин. После войны продолжал работать военным корреспондентом в СССР, США и Японии, был главным редактором «Литературной газеты».
Константин Симонов (в центре) и начальник политотдела 75-й гвардейской стрелковой дивизии Илья Власенко (справа) около Понырей, Курская дуга (1943). Фото: семейный архив семьи Власенко/общественное достояние
Муса Джалиль
Муса Джалиль был известным в СССР татарским поэтом и журналистом. Он родился в 1906 году в Оренбургской области, окончил медресе, где изучал теологию, литературу, рисование. Свои первые стихи Муса написал около 10-11 лет. В 1919 году он вступил в комсомол, учился в Татарском институте народного образования. В 1931 году окончил литературный факультет МГУ. В 1931-1932 годах работал редактором в детских журналах. Первый сборник его стихов «Мы идем» вышел в 1925 году, спустя 10 лет были опубликованы еще два сборника – «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы».
В 1941 году Муса Джалиль отправился на фронт, работал военным корреспондентом и принимал участие в боях. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, писал для газеты «Отвага». Через год после начала войны в ходе Любанской наступательной операции Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. Вступив в созданный немцами легион «Идель-Урал», журналист тайно присоединился к подпольной группе и помогал другим военнопленным устраивать побеги. Под видом отбора артистов самодеятельности для созданной в легионе хоровой капеллы Джалиль вербовал новых членов подпольной организации. В августе 1943 года Джалиль и большинство его соратников были арестованы гестапо. 25 августа 1944 года поэта казнили на гильотине в одной из берлинских тюрем.
На Родине Муса Джалиль долгое время считался пособником врага и предателем. Все изменилось лишь в 1953 году, когда в печать вышла статья Константина Симонова: писатель опубликовал последние стихи Джалиля и доказал, что тот до последнего действовал в интересах Родины и был честным патриотом своей страны. В итоге Муса Джалиль был полностью реабилитирован и посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
Фото: ТАСС
Михаил Шолохов
Михаил Шолохов родился в 1905 году в Ростовской области в простой крестьянской семье. В 1912 году мальчик поступил сразу во второй класс начальной школы, впоследствии учился в различных гимназиях – в Москве, Воронежской, Ростовской областях. Свои первые рассказы Шолохов стал сочинять, когда ему было десять лет. В 1920 году он стал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения в хуторе Латышове,
Вновь оказавшись в Москве, Шолохов снова стал пробовать себя в писательстве. При этом он не боялся тяжелой работы: трудился грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Шолохов активно занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». Первой опубликованной работой писателя стал фельетон «Испытание», напечатанный в 1923 году в газете «Юношеская правда». А через год в газете «Молодой ленинец» начинают выходить донские рассказы. В 1925 году Шолохов начинает работу над одним из главных своих произведений – романом «Тихий Дон».
Когда началась Великая Отечественная война, Шолохов, как и многие литераторы, стал военным корреспонеднтом. Он писал для газет «Правда» и «Красная звезда», часто ездил на линию фронта, общался с солдатами. В годы войны он опубликовал множество очерков («На Дону», «На смоленском направлении», «На юге», «Казаки»), рассказ «Наука ненависти», а также несколько глав из романа «Они сражались за Родину». После окончания войны Шолохов также продолжал писать патриотические тексты: «Слово о Родине», «Борьба продолжается», «Свет и мрак», «Не уйти палачам от суда народов!» и другие произведения. Помимо литературы, писатель посвящал много времени общественной деятельности, борьбе за мир.
В 1928 году Шолохов завершил работу над романом «Тихий Дон» о донском казачестве в период Первой мировой и Гражданской войн. Произведение было одобрено к печати лично Иосифом Сталиным, несмотря на то, что в нем много говорится о представителях белого движения. В 1965 году за этот роман Шолохов был удостоен Нобелевской премии. Полученные средства писатель передал на постройку школы в родной станице Вешенской, где и скончался в 1984 году.
Фото: Википедия/общественное достояние
Лев Озеров
Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия Гольдберг) был известным советским поэтом, переводчиком и журналистом. Он родился в 1914 году в Киеве, в 1939 году окончил ИФЛИ. Первые стихи Льва Озерова были опубликованы в 1932 году, в 1940 – вышла первая книга.
Озеров едва успел защитить кандидатскую диссертацию, как грянула война. Он в числе первых записался добровольцем и отправился на фронт в качестве военного корреспондента – писал для фронтовой газеты «Победа за нами», в 1945-1948 годах работал в журнале «Октябрь». Озеров до конца жизни преподавал в Литературном институте, в 1979 году также получил должность профессора кафедры художественного перевода.
За всю свою жизнь Лев Озеров издал более 20 сборников, перевел огромное количество стихов. Он делал переводы с украинского, литовского, идиша и других языков народов СССР. Также он получил известность благодаря многочисленным исследованиям биографий и творчества таких писателей, как Ахматова, Тютчев, Фет, Пастернак, Заболоцкий и многих других.
Фото: Википедия/общественное достояние
Александр Прокофьев
Александр Прокофьев – известный советский поэт, герой социалистического труда и военный корреспондент. Он родился в 1900 году в деревне Кобона Волховского района Ленинградской области. Начальное образование Саша получил в местной сельской школе, с 191 по 1917 год обучался в Петербургской учительской семинарии. Принимал участие в Гражданской войне, в 1919 году вступил в РКП(б). Попал в плен, но сумел сбежать.
В 1920 году Прокофьев окончил Петроградский учительский институт РККА. В 1922-1930 годах был оперуполномоченным полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому военному округу, после чего состоял в действующем резерве органов госбезопасности.
Военным корреспондентом Прокофьев стал еще во время Советско-финской войны (1939-1940). В дальнейшем был членом писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта.
Впервые произведения Прокофьева появились в печати в 1927 году, а уже через четыре года в свет вышла первая книга стихов. Почти все работы этого поэта и журналиста критики сопровождают словами «самобытный», «своеобразный». И они действительно уникальны. На стихи Прокофьева были написаны песни, самая известная из которых – «Товарищ» (музыка Олега Иванова). Эта песня, вышедшая в 1970 году, стала неофициальным гимном молодежи. Также многие помнят и любят композицию «Тайга золотая» (музыка Венедикта Пушкова), которая прозвучала в одноименном фильме. Также на стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму «Ладога».
Художественный маркированный конверт 1980 года. Фото: Википедия/общественное достояние
Победителями международной премии RT имени погибшего в Сирии журналиста Халеда Аль-Хатыба стали журналисты из России, Сирии и Индии, сообщает телеканал RT.
Международная премия имени Халеда аль-Хатыба вручается в трёх категориях: «Лучшая работа из зоны конфликта: Короткое видео», «Лучшая работа из зоны конфликта: Длинное видео», «Лучшая работа из зоны конфликта: Текст». На победу претендовали журналисты из 16 стран.
Победителем в категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Короткое видео» стал журналист из Сирии Мохамед Али. Его репортаж «В Идлибе началось перемирие» рассказывает об обстановке в сирийской провинции Идлиб, где в результате договоренности между Россией и Турцией вступил в силу режим прекращения огня.
Российский журналист Александр Коневич стал победителем в категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Длинное видео». Его серия репортажей «Российские военные в Сирии» повествует о том, как ВС России помогают сирийским военным и гражданскому населению страны преодолеть последствия продолжающегося конфликта.
В категории «Лучшая работа из зоны конфликта: Текст» победил журналист из Индии Ручи Кумар. Публикация Кумара «Почему Иран массово депортирует афганских беженцев» рассказывает о тяжелых условиях, в которых оказываются афганские беженцы в Иране. Власти страны ежегодно депортируют на родину сотни тысяч человек.
Отмечается, что в состав жюри вошли военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный, удостоенный за свою работу в Сирии и на Украине трёх телевизионных премий ТЭФИ, и военкор RT Мурад Газдиев, освещавший крупные вооруженные конфликты последних лет и массовые акции протеста по всему миру.
«Наша премия отмечает труд военкоров, которые каждый год ездят в горячие точки с камерой и микрофоном. Их работа не остановилась даже во время глобальной эпидемии коронавируса. Мы благодарны всем, кто подал заявки на участие, и поздравляем победителей», — приводит RT слова заместителя главного редактора телеканала Анны Белкиной.
Работы участников также оценивали журналист, писатель, эксперт в области внешней политики США и стран Латинской Америки Ева Голинджер, директор по развитию международной ассоциации вещателей AIB Том Рэгг, военный корреспондент итальянской газеты il Giornale Джан Микалессин, эксперт по арабским странам, корреспондент египетской газеты Youm7 Ахмед Гомаа и греческий журналист, лауреат международных премий Константинос Антонопулос.
В 2019 году на победу претендовали работы из 25 стран. Лауреатами стали представители России, США, Италии и Индии, рассказавшие о конфликтах в Сирии, Ираке и Ливии. В состав жюри премии вошли видные иностранные и российские журналисты, в том числе Ирада Зейналова и Евгений Поддубный.