ТРОПАРЬ, КОНДАК, МОЛИТВА И ВЕЛИЧАНИЕ
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы,
глас 4
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод:
В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы,
глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Перевод:
Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Греческий:
Ὅτε οἱ ἔνδοξοι Μαθηταί, ἐν τῷ νιπτῆρι τοῦ Δείπνου ἐφωτίζοντο,
τότε Ἰούδας ὁ δυσσεβής, φιλαργυρίαν νοσήσας ἐσκοτίζετο,
καὶ ἀνόμοις κριταῖς,σὲ τὸν δίκαιον Κριτὴν παραδίδωσι.
Βλέπε χρημάτων ἐραστά, τὸν διὰ ταῦτα ἀγχόνῃ χρησάμενον,
φεῦγε ἀκόρεστον ψυχὴν τὴν Διδασκάλῳ τοιαῦτα τολμήσασαν.
Ὁ περὶ πάντας ἀγαθός, Κύριε δόξα σοι.
Церковнославянский:
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся,
тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся,
и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.
Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша!
Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия:
Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Перевод Ольги Седаковой:
Когда славных учеников омовение ног на Вечери просвещало,
тогда Иуду нечестивого недуг сребролюбия помрачал;
и беззаконным судьям он Тебя, праведного Судию, предает.
Смотри же, искатель наживы, как наживы ради пришлось повеситься!
Беги от алчной души, осмелившейся такое (сделать) Учителю:
Ты же, ко всем благой Господи, слава Тебе!
Мы уже говорили (в шестом комментарии) о том значении, которое сообщают литургическому песнопению место, на какое оно помещено в богослужении, и способ его исполнения, и распев. Место нашего тропаря очень выделено в богослужениях утрени Великого Четверга и Великой Пятницы, да и всего постного времени. Каждое из его немногих слов приобретает, таким образом, необычайный вес. То исполнение, к которому мы привыкли, впечатляет своим видимым контрастом к крайне драматичному моменту евангельского сюжета, о котором повествует тропарь. Этот распев несет сдержанное, печальное и почти колыбельное настроение, ощущение полумрака, надвигающейся тьмы (мелодический подобен песнопения «Се Жених грядет в полунощи»). В тексте же тропаря речь идет о двух противоположных движениях света: ученики просвещаются (в этом слове соединены два значения – обретения знания и освещения; на них падает свет мудрости), Иуда «омрачается», наполняется последней темнотой. Это просветление и это помрачение происходят одновременно, как с удивлением отмечено в тропаре: «когда» – «тогда». В каком-то смысле можно сказать, что общий тон тропаря – настроение «погребения Иуды».
Тема Иуды неотделима – трагически неотделима – от учреждения Евхаристии и причастия. Иуду – как остерегающий пример – вспоминают каждый раз в молитве перед причастием:
Вечери Твоея Тайныя
днесь, Сыне Божий, причастника мя приими:
не бо врагом Твоим тайну повем,
ни лобзания Ти дам яко Иуда,
но яко разбойник исповедаю Тя:
помяни мя Господи во царствии Твоем.
Трапезы Твоей таинственной
сегодня, Сын Божий, участником прими меня:
ибо я не открою тайну врагам Твоим
и не поцелую Тебя, как Иуда.
Но, как разбойник (благочестивый), исповедаю Тебя:
вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем.
Эту молитву (которую обычно читают, а не поют – миряне дома, готовясь к причастию, а священник перед тем, как подавать причастие) Страстная седмица выносит на особую высоту. В Великий Четверг – единственный раз в году – она поется на месте песни входа («Херувимской» на «полных» литургиях, «Ныне Силы Небесныя» на Преждеосвященной и «Да молчит всякая плоть» в Великую Субботу), а также вместо причастна, во время причащения мирян и сразу после причащения вместо «Да исполнятся уста наша».
И тропарь, о котором мы говорим, и это уникальное использование причастной молитвы в качестве песни входа напоминают о том, как до конца времен остаются связанными тема Причастия – и тема предательства. Предательство, и такое, за которым следует гибель души, остается возможным и для того, кто получил дар участия в Трапезе Божией, кому омыл ноги и кого назвал Своим другом сам Господь.
Тропарь, о котором мы говорим, разделен на две симметричные части: первые три стиха повествуют о событии умовения ног на Вечере; другие три стиха обращены к слушателю (предостережение о сребролюбии) и к Господу (горестная хвала последнего стиха).
Если писатели последнего столетия, предлагая разнообразные апологии Иуды, ищут в его образе какой-то особой сложности и глубины (эта традиция, впрочем, восходит к древним апокрифам), то литургическая поэзия ничего интересного и сложного в Иуде не видит. Для нее он – жертва сребролюбия, жадный до денег и неблагодарный человек, и не более. Единственно, что вызывает постоянное изумление песнописцев, так это то, что такая страсть оказывается совместима с близостью Самого Христа. «Недуг сребролюбия» Он, исцелявший прокаженных и слепорожденных, воскрешающий умерших, не излечивает! Любовь к земным приобретениям оказывается сильнее проказы и смерти.
Итак, первые стихи говорят о прибавлении света у славных учеников и погружении во тьму Иуды. Мне хотелось бы остановиться на третьем стихе, на который обычно не обращают особого внимания, когда комментируют этот тропарь:
и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.
Иуда не убивает прямо своего Учителя: он предает Его на суд. Справедливый суд должен был бы оправдать невинного. Но Иуда знает, какие судьи ждут Христа. Он предает Его не на «рассмотрение дела», а на неизбежное осуждение, на казнь. Он хочет действовать чужими руками.
В этом стихе, по обыкновению гимнографической мысли, сопоставлены несопоставимые и невообразимые вещи: вечного Судью, Судию мира, отдают на земной суд: больше того, на суд беззаконных судей. Каждое сопоставление такого рода дает еще один пример того, что все происходящее паче ума вся, и выше ведения («за пределами смысла и выше понимания»), как говорит другое песнопение Страстной. Но почему Христос представлен здесь как Судья?
Тема суда (и Божьего Суда, и человеческого суда) и закона, по которому производится суд, – важнейшая тема Ветхого Завета. Собственно, и властитель, царь (исторически сменивший судей, управлявших народом) предстает в Библии прежде всего как судья своих подданных. Библейский мудрец – тоже, среди другого, справедливый судья человеческих дел. Требование справедливого суда «невзирая на лица» и в особенности суда для бедных и униженных (то есть для тех, кто не может себя обеспечить надежной защитой на суде, чьи иски не принимаются; но при этом, заметим, «подсуживание» бедным и убогим только за то, что они бедные, также обличается как нарушение справедливости) – постоянная тема псалмов и пророческих книг. В случае обиды бедняка на суде Бог обещает быть его защитником, адвокатом. Об этом говорит, среди другого, воскресный прокимен первого гласа на утрени: Ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем – «(Из-за страдания нищих и скорби убогих – часть стиха, опущенная в прокимне) ныне восстану, говорит Господь, стану ему (нищему) защитником, не отрекусь от него1 (Пс. 11:6). Бог на земном суде предстает одновременно защитником бедных и беззащитных – и судьей над несправедливыми судьями. Бог на месте подсудимого – юридическая ситуация, немыслимая в Ветхом Завете. Единственное исключение – «иск» праведного страдальца Иова к Богу. Неслучайно паремии из Книги Иова звучат на богослужениях Страстной седмицы.
Итак, Христос становится подсудимым на земном – и вопиюще несправедливом – суде. Причем суд этот не только «профессиональный» – традиционный суд первосвященников и суд Пилата по римскому праву. На двух этих судах предъявляются два разных, но одинаково предполагающих смертную казнь обвинения: за провозглашение себя богом (первосвященники), за провозглашение себя царем (Пилат). На Кресте, по воле Пилата, запечатлевается «римский» приговор: «Царь Иудейский». Но евангельское повествование говорит еще и о третьем суде, народном. Выбирая Варавву (буквально – имярека), народ осуждает Христа на смерть. Пилат соглашается на смертный приговор Иисусу из страха перед Цезарем, первосвященники ищут его смерти из зависти (их лишают власти над святыней) – а народ? Невообразимую ситуацию единодушного суда народа над Богом (не только того «народа», толпы, о которой повествуют Евангелия, – всякой толпы) прекрасно передает французский поэт Поль Клодель в своем «Крестном пути»:
Кончено. Мы судили Бога и постановили Его казнить.
Мы не желаем больше иметь Христа среди нас, ибо он не дает нам жить.
В евангельском повествовании Христос не раз отказывается быть судьей в земных делах, неоднократно говорит о том, что «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин 12:47). И в своих последних словах Он вновь выступает в роли адвоката на Суде Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34), – адвоката тех, кто выносит Ему смертный приговор и исполняет его. К этому моменту обращен последний стих тропаря:
Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Но, Подсудимому и Защитнику в земной жизни, Ему принадлежит тот Последний Суд, который мы вспоминаем, вступая в Великий пост (Неделя мясопустная, о Страшном суде).
… Есть такое место на Литургии, когда священник возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» В старые времена христиане обнимали в этом месте друг друга в знак любви к ближнему, что сейчас утеряно в традиции приходов. И договорились мы с братом пономарём эту традицию на приходе попробовать восстановить. И вот, подходит момент, смущение напало жуткое. Как-то неудобно. Вроде не прощаемся и не встретились после приезда издалека… А всё таки договор есть договор. И в какой то момент как прорвался барьер. Я от души обнял брата во Христе, хлопнув его по спине ладонью. Сказал тогда что-то вроде: «Спаси тебя Господи, брат!». И оглянулся. Думал будут непонимающие взгляды или усмешки, нет. Растерянные и какие-то грустно-добрые улыбки у людей. Только пара «профессиональных праведниц» что-то пробурчали и стали каждая кутать в платок тот, глаз, что смотрел в нашу сторону. Потом закончилась служба и , конечно, были расспросы о том, что это мы такое посреди храма на службе отчебучили. Ну, мы и рассказали, что рЕвновали о пакисозиждении древлего благочестия :).
Обычай, сразу скажу, восстановить не удалось, зато я получил представление о том, что даже в храме нашего человека не отпускает чувство недоверия, отчуждённости и настороженности. Приходим к Богу, а стоим, как загнанные жизнью в угол зверьки, такие себе ежата. И хотим, наконец, научится доверять ближним и страшимся этого одновременно. А из алтаря чуем на себе душами истерзанными бесконечно добрый родной взгляд Кого-то незримого, но очень близкого и родного.
Архив 28.02.2008 2060
Будет ли сокращаться количество аудиторских компаний в Казахстане?Рынок аудита Казахстана характеризуют по-разному – слаборазвит…
Будет ли сокращаться количество аудиторских компаний в Казахстане?
Рынок аудита Казахстана характеризуют по-разному – слаборазвитым, монополизированным «большой четверкой» (Deloitte&Touche, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG), временами некачественным и дорогостоящим. «Капитал.kz» провел исследование, целью которого было выяснить настоящую ситуацию, понять расстановку сил в относительно новой для Казахстана отрасли и определить тенденции развития этого рынка в 2008 году.
В текущем году рынок аудита ожидает рост. Однако показателем его будет считаться отнюдь не количество новых компаний, полагают основные игроки. Речь идет об увеличении оборота аудиторских организаций благодаря возрастающему интересу со стороны потенциальных клиентов. Сапар Кошкимбаев, генеральный директор BDO «Казахстанаудит» и президент Палаты аудиторов Казахстана считает, что в нынешнем году количество аудиторских компаний будет сокращаться, в первую очередь из-за слияния местных аудиторов с международными сетями. По его прогнозам, в ближайшие пять лет в республике останется максимум 50 организаций.
Сегодня на рынке представлено около 160 аудиторских компаний. Однако говорить можно скорее о «двадцатке», включая четверку международных (Deloitte & Touche, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG), которая соответствует определенному уровню качества и допущена на фондовый рынок страны. Руководители компаний, участвовавшие в опросе, отмечают, что такого количества для нормальной конкуренции явно не хватает. Складывается ситуация, когда, с одной стороны, рынок растет, выдвигает спрос и свои требования, а с другой стороны, компании не способны адекватно на него реагировать. В недавнем исследовании «Deloitte» был сделан акцент на том факте, что компании оценили необходимость, но в то же время осознали всю трудность соответствия стандартам открытости и прозрачности.
Некоторые даже вынуждены самостоятельно сокращать свои объемы работы, прежде всего, в связи с дефицитом кадров. Кроме того, огромный разрыв между возможностями, опытом, ресурсами «большой четверки» и отечественных компаний создает определенный дисбаланс, когда клиент не может пройти аудит в силу того, что одни не имеют физической возможности, другие — требуемого профессионализма. Отдельную «прослойку» занимают казахстанские компании, вошедшие в международные сети.
Три вместо одного
Говоря о возможности уменьшения/увеличения количества компаний в 2008 году, прогнозы относительно стабильные. Основной толчок, побудивший аудиторов объединить свои усилия, был дан еще в мае 2006 года в поправках к Закону РК «Об аудиторской деятельности», согласно которому в Казахстане были введены международные стандарты аудита (МСА). В целях соблюдения минимального контроля качества каждая компания обязана иметь не менее 3 сертифицированных аудиторов. Тогда количество организаций заметно поубавилось, что, однако, не говорит о том, что аудиторов стало меньше. Они лишь объединились в более крупные компании. Участники рынка, несмотря на принятые поправки, сходятся во мнении, что и 3 аудитора не дадут требуемого качества работы. «Малочисленная аудиторская фирма из 3-4 человек не в состоянии оказать услуги по аудиту финансовой отчетности в соответствии с требованиями междунардных стандартов и адекватно ожиданиям быстро растущего рынка», — уверена Жанат Бердалина, президент KPMG Казахстана и Центральной Азии.
Принимая во внимание жесткий контроль качества и саму сложность создания такого бизнеса, некоторые участники не ожидают большого количества новых аудиторских компаний, даже несмотря на все возрастающий спрос. По мнению же управляющего партнера «Deloitte» по каспийскому региону Даррела Хэдэвея, можно ожидать увеличение количества компаний, выходящих на фондовый рынок, так как система банковского финансирования поменялась, и люди находятся в поиске более надежного будущего. «Я думаю, в ближайшие два года привлечь капитал на бирже будет непросто, пока РФЦА не станет крупным региональным рынком капитала», — говорит г-н Хэдэвей. Сейчас же основная ставка делается на качественный рост существующих аудиторов страны.
Работа в данном направлении ведется постоянно. В прошедшем году удалось 10 казахстанских аудиторских компаний ввести в международные аудиторские сети. Эти организации уже вышли на казахстанскую фондовую биржу. «В течение 2008 года мы планируем еще около 10 аудиторских организаций завести в сеть», — делится г-н Кошкимбаев. Компании подбираются самые подготовленные, потому что первые два-три года подразумеваются большие затраты на обучение специалистов, в том числе и отправка за границу. Такая тенденция участия казахстанских компаний в международных сетях только приветствуется игроками рынка. Благодаря этому значительно повышается качество предоставляемых услуг, имя компании приобретает значимость. А для аудиторов – компетентность и имидж собственной компании стоят едва ли не на первом месте.
В мае текущего года в Казахстан планирует зайти еще одна влиятельная международная сеть — Grant Thornton, то есть еще одна казахстанская компания станет членом всемирно известной сети. В целом, по оценке Сапара Кошкимбаева, для создания нормальной конкуренции необходимо как минимум около 30-40 мощных сетевых аудиторских организаций.
Что касается возможности слияния существующих компаний внутри страны, ведущие аудиторы не считают это путем развития рынка в нынешнем году. «Пока мы не пройдем контроль качества, не достигнем определенного уровня профессионализма, очень сложно выбирать компанию, с которой ты был бы готов соединиться», — говорит директор по аудиту «НАК Центраудит» Ольга Шмидт. Для крупных игроков большее значение имеют кадры, нежели более мелкие организации, а последние не стремятся слиться с опытными участниками рынка, предпочитая иметь маленький, но свой бизнес. Вероятным вариантом поглощения можно назвать разве что выход в Казахстан новой иностранной аудиторской компании или сети.
Расстановка сил
Определить в процентном соотношении, какую долю рынка аудита страны занимает «четверка», участники рынка не берутся. Однако ее роль смело можно назвать преобладающей, потому как все крупные национальные компании, включая банки, большинство пенсионных фондов, страховые и нефтяные компании, аудируются именно «четверкой». И дело не только в качестве, но и в доверии. Кроме того, по словам г-жи Бердалиной, аудировать банки и другие финансовые учреждения технически сложно и ответственно, принимая во внимание то, что международные стандарты финансовой отчетности, которые отражают специфические операции в таких учреждениях, подвергаются большим изменениям и дополнениям; в ходе аудита обращается особое внимание на систему управления рисками, включая операционный риск, риск финансовых инструментов и, конечно же, ключевой риск в системе контроля. На сегодня практически ни одна местная аудиторская компания не способна делать такой аудит.
Здесь уместно говорить о диверсификации аудиторских услуг. Уровень компаний «четверки» и всех остальных настолько отличается, что они даже не позиционируются как конкуренты. Услуги «четверки», например, достаточно дорогие, поэтому они не проводят аудит маленьких фирм. Эту нишу могут занять менее опытные организации. Мнение Жанат Бердалиной разделяет и Виктор Радостовец, директор ТОО «НАК Центраудит». «Те, кто не зарекомендовал себя на рынке, выполняют сопутствующие услуги. Аудит проводят те, к кому сейчас есть кредит доверия. Помимо «четверки» это порядка 10 крупных местных аудиторских компаний», — добавляет г-жа Шмидт.
Что касается мировой практики, речь все чаще заходит о «большой шестерке», в которую кроме четверки лидеров попадают BDO и Grant Thornton. Хотя сравнивать их можно разве что по уровню качества. По обороту же пропасть между четверкой и всеми остальными по-прежнему огромна. Г-н Хэдэвей, однако, не уверен, что будет «большая пятерка», так как многие компании в настоящий момент делятся на подразделения, тогда как «большая четверка» становится сильнее.
Не все так гладко
Несмотря на растущий спрос в аудиторских услугах, которые довольно затратны для заказчика, высокие заработные платы аудиторов, рынок этого вида услуг также нельзя назвать гладким. Главная проблема, как и в любом другом бизнесе, заключается в кадрах. Как отмечает г-жа Бердалина, данная проблема не касается разве что рынка Китая. Вопрос в том, что нет ощутимого разрыва между теорией и практикой при обучении студентов, то есть компании практически получают сотрудника, готового к работе в аудите. «И, благодаря жесткой конкуренции, в Китае нет проблемы избалованных ожиданий, не подкрепленных соответствующими знаниями и умением, которая отчасти присуща выпускникам наших вузов», — говорит Жанат Бердалина. Для казахстанских компаний со специалистами дело обстоит сложнее. Мало того, что для достижения необходимого профессионального уровня человека надо долго обучать, потом нередки случаи, когда он уходит в более «спокойные» условия крупных компаний. Идет ощутимый отток специалистов. «Уже в течение полутора лет не проводится сертификация аудиторов. Новых участников нет, а по Казахстану всего около 500 сертифицированных аудиторов», — рассказывает Виктор Радостовец. Такое небольшое количество специалистов зависит и от сложности экзамена. Но сама профессия к этому обязывает. «Вот почему сейчас все спорят о том, что чем жестче вход в профессию, тем выше качество услуг. А оно сейчас превыше всего», — делится г-жа Шмидт.
Быстрорастущий рынок влечет за собой и растущие ожидания. Клиенты хотят все и сразу, но так не бывает. «Рынок нуждается только в качественном, профессиональном аудите, результатам которого могут доверять все заинтересованные лица. Аудит по сути – это долговременный процесс: в среднем он идет не менее 2-3 месяцев, и если взять, к примеру, небольшую компанию, то менее чем о 6 неделях даже говорить не стоит. А если компания впервые осуществляет аудит финансовой отчетности согласно МСФО, то нужно сразу эти сроки умножать на два. Следовательно, об аудите ннеобходимо задумываться загодя, тогда не будет формироваться неверное понимание, что аудиторы якобы просто отказываются делать свою работу», — говорит г-жа Бердалина.
Кроме того, профессия аудитора сама по себе очень сложная, она требует большой отдачи и постоянного самосовершенствования. По мнению президента KPMG Казахстана и Центральной Азии, сейчас надо думать о пути по обеспечению устойчивого развития аудиторской деятельности, включая решающую роль бухгалтеров предприятий в обеспечении достоверности финансовой отчетности. Нужно серьезно думать над тем, как поддержать относительно молодую профессию аудитора в нашей стране. Требуется большая работа над тем, чтобы сохранить интерес сотрудника трудиться именно в аудите, мотивировать его делать свою карьеру в аудиторской компании, а не относиться к ней только как к отличной стартовой площадке, месту, где можно набраться необходимого опыта в течение первых двух-трех лет. В профессии есть и свои немалые плюсы: независимость, разносторонность и важное ощущение того, что ты должен быть на голову выше других специалистов. Если в компании человек работает по горизонтали, то аудиторы всегда по вертикали.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. 28.02.2008 2060