Не переживайте, ошибки бывают даже в учебниках!
Про историю любят поговорить все, даже те, кто не особо в ней разбирается. Беда только в правописании дат и исторических событий и эпох. Сейчас это исправим! Почему оттепель, но Смутное время и как писать даты.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm
Правильно: 90-е годы XX века
Сразу скажем, что допустимы оба варианта — «годы» и «года». Различаются они по смыслу и стилю. Форма «годы» используется, когда мы говорим о промежутке времени в пределах десятилетия: 1941–1945 годы, проект на 2018–2019 годы, данные за 1995–1998 годы. Второй вариант допустимо употреблять, когда мы говорим о каком-то периоде времени и о возрасте: военные годы (или года), преклонные годы (года). При этом «года» считается разговорным вариантом, а предподчительная форма всё-таки «годы».
Правильно: с 1941 по 1945 год
Продолжим про даты. Если нам нужно указать конкретный отрезок времени (с такого-то по такой-то год), принято употреблять единственное число слова «год». С 1941 по 1945 год, с конца 2017 по начало 2018 года. То же самое с веками: XV–XVI века, но с XIX по XX век.
Правильно: 73 года Великой Победе
С Великой Отечественной вообще связано много исключений. Например, чуть ли не единственное исключение из правописания названий праздников. Обычно с прописной пишется только первое слово (Новый год, День знаний), а День Победы — целиком прописными. Кстати, 9 Мая в значении праздника, а не даты, правильно тоже писать прописными буквами.
Но мы тут про словосочетание «Великая Победа». Если речь о победе в Великой Отечественной войне, пишем Великая Победа. Если просто как синоним крупной победы — великая победа. Ещё одна частая ошибка, распространённая в СМИ, это неправильное склонение. Как пишет «Грамота.ру» (почитайте, там очень подробно), правильно писать и говорить «лет чему-либо», а не «чего-либо». Верный вариант: 73 года Великой Победе.
Правильно: мифы и легенды Древней Греции
Кто не читал в детстве «Мифы и легенды Древней Греции» Куна! Если вспомнить обложку книги (конечно, если она у вас всё-таки была) или курс истории Древнего мира за 5 класс, то проблем с написанием не будет. Словосочетания Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет пишутся с прописной буквы, потому что всё это лишь части названия государства. Вполне можно встретить и вариант древняя Греция, но уже в значении «старого города». Производные названия народов (Древняя Греция — древние греки) ничем не отличаются от привычных нам петербуржцев, ньюйоркцев, томичей. А значит, пишутся со строчной буквы.
Правильно: литература Древней Руси
Тут вы, возможно, захотите спросить, а зачем мы отдельно вынесли «Древнюю Русь» и чем она отличается от «Древней Греции». Честно говоря, ничем. Кроме того, что в написании почему-то ошибаются чаще. Древняя Русь не намекает, что Русь была древней (хотя IX век — это и правда ужасно давно). Древняя Русь, Киевская Русь и Древнерусское государство — всё это названия одного государства, где много-много-много лет назад правили Рюриковичи (точно знакомые вам ребята). В названиях государств, как вы наверняка помните, все слова пишутся с прописных букв: Северная Корея, Объединённые Арабские Эмираты, Российская Федерация и так далее. Прилагательное «древнерусский» уже будет писаться с маленькой буквы. Сравните: литература Древней Руси, но древнерусская литература. Ловко, правда?
Правильно: в годы Второй мировой войны
В старых словарях, справочниках, энциклопедиях и даже учебниках названия всех войн действительно писались строчными буквами. Семьдесят лет назад они не считались именами собственными. Во многом это было связано с политическими запретами. В 90-е годы правописание изменили. Теперь названия исторических событий пишутся по общему правилу: первое слово с прописной буквы. Первая мировая война, Вторая мировая война, Куликовская битва, Русско-турецкая война (обратите внимание, что тут «турецкая» уже со строчной буквы).
Правильно: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война война
С Великой Отечественной войной (или сокращенно ВОВ) дела обстоит иначе. Её можно считать исключением из правила. По сложившейся традиции в названии Великой Отечественной войны с прописной пишется не только первое слово, но и второе.
Правильно: Гражданская война (в России или США)
Правильно: гражданская война (характер войны)
В общем значении гражданская война пишется именно так — строчными буквами. То есть когда мы описываем характер войны. Прописная буква появляется, если мы говорим о двух важных войнах в истории: Гражданской войне в России в 1918–1920 годах и Гражданской войне в США в 1861–1865 годах. В этих случаях это не только «характер», но и название войн.
Правильно: Холокост (историческое событие)
Правильно: холокост (синоним «геноцида»)
Ещё одно без преувеличения страшное слово, которое важно правильно писать. Некоторые словари разделяют значения: Холокост — как массовое уничтожение евреев в годы Второй мировой войны (то есть историческое событие). И холокост — как синоним слова «геноцид». Но всё-таки большинство словарей, в том числе орфографический словарь РАН, фиксируют правописание слова «холокост» строчными буквами.
Правильно: горбачёвская оттепель, годы перестройки
Если вы уже рвёте на себе волосы и отчаялись понять логику, то, похоже, придётся продолжить (рвать волосы). Часто выбор прописной или строчной буквы определяется просто традицией. Поэтому разные периоды в истории Советского Союза — оттепель и перестройка — словари, как ни странно, рекомендуют писать со строчной буквы.
Правильно: причины Смутного времени
А вот другой важный период в истории России — Смута (или Смутное время) — правильно писать с прописной. Никакой логики, просто запоминайте.
Правильно: в эпоху Античности; Средние века
Если вы внимательно читаете книги и статьи (исторические и не очень), то явно обращали внимание, что названия эпох пишутся по-разному: иногда с прописной буквы, а иногда со строчной. Даже в разных учебниках по истории даются разные варианты.
По правилам русской орфографии и пунктуации 1956 года, в названиях исторических событий и эпох с прописной буквы пишется только первое слово. Но! По этим же правилам названия некоторых исторических эпох именами собственными не считаются. Средневековье и античность — в их числе. По поводу эпохи Возрождения у составителей словаря 1956 года вопросов не возникло — это название они решили писать с прописной буквы.
«Грамота.ру» даёт другой вариант, ссылаясь на современный орфографический словарь под редакцией Лопатина: Средние века (Средневековье) пишется с прописной буквы. Нам кажется, что эпоха Возрождения или Просвещения недалеко ушли от Средневековья или Античности. Поэтому названия этих эпох верно писать с большой буквы. Если, конечно, вы не имеете в виду что-то устаревшее: «Тут как будто средневековье — мрак!», «античная жизнь она была такая — не очень-то радостная».
Правильно: искусство и живопись эпохи Раннего Возрождения
Эпоху, которая идёт вслед за Античностью, а потом и Средневековьем, лингвисты оценили получше. И решили, что её название надо писать полностью большими буквами: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение (его ещё называют Ренессанс).
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Как хорошо вы помните правила русского языка? Мини-ЕГЭ от «Грамотности на «Меле»»
Почему Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов. И как вернуть к нему интерес
Strādāt по-латышски и программировать на tölva: проверьте, что вы знаете о языках мира
1 сентября 2019 года весь мир будет вспоминать, что в этот же день 80 лет началась Вторая мировая война.
Вторая мировая война (1939 – 1945 гг.) – крупнейший в истории военный конфликт, развязанный гитлеровской Германией и ее союзниками на территории Европы, Азии и Северной Африки.
Сейчас история «старательно» переписывается. Что делать? Вечный вопрос.
Мы подготовили предметный проект и ужаснулись его результатам… Чтобы узнать, достаточно ли того, что современные школьники изучают в школе о Второй мировой войне, чтобы владеть хотя бы элементарным представлениям об основных событиях, мы провели опрос среди учащихся нашей школы. В опросе принимали участие учащиеся 2-11 классов. Всего мы опросили 234 человека (78% от учащихся этих классов). Учащихся 2-4 классов – 118 человек, 5-9 классов – 82 человека (72%), 9-11 классов – 34 человека (67%).
Проанализировав ответы учащихся, мы получили следующий результат.
Среди учащихся 2-4 классов верно назвали праздник День Победы 79% (90 человек), неверно – 21% (28 человек), среди неверных ответов были названы такие праздники как Женский день, День космонавтики, День защитника Отечества; правильно назвали дату Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.) 31% учащихся (36 человек), при этом только два человека назвали полную дату (число и год), 69 % опрошенных (82 человека) не ответили на этот вопрос или ответили неверно; 71% (84 человека) верно назвали основные воюющие страны (Россия и Германия), 29% (34 человека) неверно ответили на данный вопрос, при этом несколько человек назвали Украину противником России.
Среди учащихся 5-8 классов правильно назвали дату второй мировой войны (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.) только 2 человека (2%), вместо даты Второй мировой войны 59% (48 человек) учащихся назвали годы Великой Отечественной войны, это говорит о том, что большинство учащихся не разделяют эти два события, 39 % (32 человека) неправильно написали дату или вообще не ответили на этот вопрос. 20% учащихся (16 человек) назвали хотя бы одну из стран-союзников Германии, 33% (27 человек) назвали саму Германию в качестве союзника, 52% опрошенных (42 человека) не ответил на этот вопрос или ответили неверно, назвав среди союзников Германии США, СССР, Францию, Польшу, Китай. 32% (26 человек) учащихся назвали хотя бы одну страну, входящую в состав антигитлеровской коалиции, при этом половина из них обозначил только Советский союз, 68% (56 человек) неверно ответили на данный вопрос, при этом 1 человек назвал Германию членом антигитлеровской коалиции. Отвечая на четвертый вопрос о роли Советского союза 3 человека (4%) не смогли ответить на данный вопрос, 96% опрошенных (79 человек) отметили, что СССР сыграл важную и ведущую роль в победе над фашистской Германией. При этом если учащиеся 5-7 классов давали преимущественно ответы, состоящие из одного-двух слов («важную роль», «одержали победу»), то учащиеся 8 класса отвечали полными развернутыми предложениями, отмечая значимость победы и последствия войны, если бы СССР не победил.
Среди учащихся 9-11 классов правильно назвали дату Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) 7 человека (21%). Вместо даты Второй мировой войны 58% (20 человек) учащихся назвали годы Великой Отечественной войны, это говорит о том, что большинство учащихся не обозначают Великую Отечественную войну как часть Второй мировой войны. 21 % (7 человек) неправильно написали дату или вообще не ответили на этот вопрос. 53% учащихся (18 человек) назвали хотя бы одну из стран-союзников Германии, 47% опрошенных (16 человека) неответил на этот вопрос или ответили неверно, назвав среди союзников Германии Польшу. 47% (16 человек) учащихся назвали хотя бы одну страну, входящую в состав антигитлеровской коалиции, при этом половина почти все из них назвали Советский Союз, США и только 4 человека вспомнили про Великобританию, 53% (18 человек) неверно ответили на данный вопрос. Отвечая на четвертый вопрос о роли союзных войск и второго фронта 3 человека (9%) не ответили на данный вопрос, 1 человек ответил, что СССР победил бы и без помощи союзников, 88% опрошенных (30 человек) отметили, что союзник и второй фронт сыграли важную роль и оказали существенную помощь Советскому союзу в победе над фашистской Германией. При этом если учащиеся 9 классов давали преимущественно ответы, состоящие из одного-двух слов («важную роль», «очень помогли»), то учащиеся 10-11 классов отвечали полными развернутыми предложениями, отмечая конкретные заслуги союзников (поставка продовольствия, медикаментов, техники, оттягивание существенных сил противника).
Таким образом, опрос учащихся нашей школы позволяет сделать вывод, что современные школьники не владеют фактическим материалом (даты, страны участники), при этом преобладающее большинство учащихся осознает значимость победы над фашизмом, последствия для страны и мира того, если бы гитлеровская Германия одержала победу, значимость помощи союзных войск и второго фронта в разгроме Третьего рейха. При том учащиеся 9-11 классов лучше владеют фактическим материалом, так как изучали Втору мировую войну на уроках истории, а учащиеся начального и среднего звена основную информацию получают во время проведения внеклассных мероприятий.
Поэтому, мы, как участники российского движения школьников, планируем в 2019-2020 учебном году реализовать социальный проект, связанный с изучением событий второй мировой войной. К 80-летию начала Второй мировой войны, 75-летнему юбилею Победы мы планируем составить календарь знаменательных дат, выпустить брошюры, оформить стенд и провести несколько классных часов для учащихся начальных классов и среднего звена, чтобы познакомить школьников с основными событиями Второй мировой войны.
Война в Сирии унесла жизни 707 сотрудников СМИ. Об этом говорится в докладе правозащитной организации Сирийская сеть по правам человека (SNHR), приуроченном ко Всемирному дню свободы печати, который отмечается 3 мая.
По данным правозащитников, страна занимает 174-е место в ежегодном индексе свободы прессы по версии организации «Репортеры без границ».
В отчете SNHR отмечается, что среди погибших – шесть женщин и 9 иностранных журналистов.
Согласно докладу, 551 сотрудник СМИ (в том числе пять иностранцев и одна женщина) был убит силами режима Башара Асада и проиранскими иностранными террористическими группировками.
Жертвами авиатак ВКС России стали 22 работника медиа-структур.
От рук боевиков террористической организации ДЕАШ погибли 64 журналиста, включая троих иностранцев и 2 женщин.
Террористы YPG/PKK убили на захваченных ими территориях четверых представителей СМИ. В результате действий отрядов вооруженной оппозиции и воюющих против дамасского режима военизированных группировок погибли 33 журналиста.
В ходе атак международной коалиции по борьбе с ДЕАШ погиб один медиа-работник. Неизвестными убиты 32 журналиста, включая одного иностранца.
За время боевых действий в Сирии задержаны 1169 сотрудников СМИ, 422 человека (в том числе один иностранец) все еще находятся в заключении.
Согласно документу, среди жертв гражданской войны в Сирии есть и четверо сотрудников агентства «Анадолу».
В июле прошлого года при авиарейде ВКС РФ в Идлибе погиб внештатный корреспондент АА, 22-летний Энес Диаб.
Корреспондент агентства в Алеппо Салих Махмуд Лейла стал жертвой подрыва заминированного автомобиля террористами ДЕАШ в 2015 году.
В результате бомбардировки ВКС России 23 сентября 2015 года оборвалась жизнь внештатного фотокорреспондента АА Васима аль-Адиля. Инцидент имел место в уезде Бинин провинции Идлиб.
Другой внештатный корреспондент АА, 21-летний Маджид Дирани, погиб 19 февраля 2016 года в пригороде Дамаска Дарея. Он получил смертельное ранение в результате попадания осколков танкового снаряда, снимая момент атаки войск режима Башара Асада.
Авторы доклада призвали положить конец нападениям на сотрудников СМИ в Сирии и освободить задержанных в этой стране журналистов.
На веб-сайте агентства «Анадолу» в укороченном виде публикуется лишь часть новостей, которые предоставляются абонентам посредством Системы ленты новостей (HAS) АА.
Президент России Владимир Путин написал статью о Второй мировой войне. Материал был опубликован в четверг, 18 июня, в издании The National Interest.
Работа главы государства носит название «Фактические уроки 75-й годовщины Второй мировой войны».
В данном материале российский лидер предлагает «всестороннюю оценку наследия Второй мировой войны», отметили в издании.
В статье Путин высказался, в частности, о роли СССР в разгроме фашистской Германии. По его словам, Советский Союз внес наибольший вклад в победу над нацизмом. Россия будет твердо отстаивать историческую правду о Второй мировой, основанную на фактах, подчеркнул президент.
Особенно это актуально в период, когда многие партнеры России не готовы к совместной работе по установлению правды о Второй мировой войне, отмечается в материале.
В статье также отмечается значение стран ядерной «пятерки» СБ ООН и доверия между их лидерами.
«Без сомнения, саммит России, Китая, Франции, США и Великобритании может сыграть важную роль в поиске общих ответов на современные вызовы и угрозы и продемонстрирует общую приверженность духу союзничества, тех гуманистических идеалов и ценностей, за которые наши отцы и деды сражались плечом к плечу», — выразил мнение глава российского государства.
Во время большой пресс-конференции 19 декабря Путин заявил, что собирается написать и опубликовать статью о событиях, предшествующих Второй мировой войне. На следующий день Путин признался, что принятая Европейским парламентом 19 сентября резолюция о причинах Второй мировой войны, в которой утверждается, что война была спровоцирована Германией и СССР, удивила и задела его.
19 сентября Европейский парламент 535 голосами за при всего 66 против принял резолюцию «О важности европейской памяти для будущего Европы», где содержится резкая критика политики руководства СССР.
Так, в документе есть утверждения, что Вторая мировая война была спровоцирована Германией и СССР, подписавшими договор о ненападении. Как утверждает Европарламент, СССР «оккупировал» тогда страны Балтии и часть территории Польши, развязал войну с Финляндией.
23 января президент Путин на Всемирном форуме памяти холокоста в Израиле призвал «ядерную пятерку» провести встречу и найти коллективные ответы на актуальные вызовы и угрозы.
По данным опроса ВЦИОМ, около половины россиян считают, что Вторая мировая война началась в 1941 году. Эксперты Высшей школы экономики, с которыми пообщалась новостная служба портала, считают такие результаты закономерными, отмечая, что ключевое место в России в школьном курсе истории и информационном поле занимает Великая отечественная война.
Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса россиян о Второй мировой войне. По его данным, 54% опрошенных неправильно ответили на вопрос о дате ее начала. 48% респондентов назвали 1941 год, т.е. дату начала Великой отечественной войны, еще 6% – иные даты. Правильную дату (1939 г.) назвали 33% опрошенных. Еще 13% ответили, что не знают или затруднились с ответом.
Эксперты Высшей школы экономики считают такие результаты закономерными. «Тут нет ничего удивительного. Центром нарратива во Второй мировой войне всегда была Великая Отечественная. У многих сограждан знания не выходят за пределы школьного курса истории, в котором Великая Отечественная изучалась более детально, как часть истории СССР, а Вторая мировая – в новейшей истории, на которую отводилось меньше часов. Соответственно у людей сложилась картина, в которой Великая Отечественная заслоняет Вторую мировую», – отмечает директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ Олег Будницкий.
У большинства сложилась картина, что СССР не участвовал во Второй мировой войне до 1939 г., ее события до лета 1941 г. представляются многим не столь значительными. Чтобы всерьез разбираться в этом, надо читать литературу, что вряд ли делают неспециалисты, говорит историк.
Научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева Дарья Хлевнюк считает сложившееся восприятие Второй мировой войны следствием комплекса факторов, в частности, определенного типа обучения истории в школах и образа войны, транслируемого в масс-медиа. «В России очень мало, значительно меньше, чем о Великой Отечественной, говорят о Второй мировой. Растяжки на школах, плакаты на шоссе, заставки на ТВ всегда датируют войну как 1941-1945. 22 июня 1941 года выбито в сознании любого российского школьника. Что происходило до этого, мало кому известно и интересно. Поэтому, к примеру, роль Великобритании часто недооценена, и поэтому, подозреваю, пакт Молотова-Риббентропа воспринимается как нечто загадочное и, возможно, вообще не существовавшее», – полагает Дарья Хлевнюк. Кроме того, на восприятие событий на других фронтах Второй мировой повлияла государственная политика, стремившаяся создать в массовом сознании культ Великой Отечественной войны и победы в ней.