ИЛЬИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1954), русский философ и правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1910–1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов – Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э.Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 1921 был избран председателем Московского психологического общества. В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: Религиозный смысл философии. Три речи, 1925; О сопротивлении злу силою, 1925; Путь духовного обновления, 1935 и др. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954.
Будучи крупным правоведом, учеником П.И.Новгородцева, Ильин в своем фундаментальном исследовании Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека рассматривал гегелевское учение о праве и государстве как элемент «целостной» метафизики немецкого философа. В основе этой метафизики, по Ильину, лежал религиозный опыт, который стал источником основной философской идеи Гегеля – идеи «спекулятивно-конкретного» («все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности – вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля»). Хотя Ильин никогда не был последовательным гегельянцем, он, как и Гегель, был склонен подчеркивать единство правового и морального сознания. В работе О сущности правосознания (1956) он определил «аксиомы правосознания», лежащие в основе общественной и государственной жизни: «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первый из них фиксирует духовно-личностный статус гражданина, его неотъемлемое право на самоуважение, достоинство личности, отстаивание собственной позиции (интеллектуальной, религиозной, нравственной, эстетической). Второй момент отражает сложную диалектику свободы и ответственности гражданина, который может сохранить собственную «автономность» только в том случае, если является подлинным субъектом права и «внутренне свободно» исполняет возложенные на него обществом и государством обязанности. Третий принцип признает важнейшим условием гражданской жизни взаимное уважение граждан и понимание ими безусловной ценности гражданских и государственных институтов. Будучи сторонником монархии, Ильин в то же время считал, что монархический идеал далеко не всегда может и должен быть воплощен в жизнь. Так, размышляя о перспективах развития России в постсоветскую эпоху, он признавал целесообразным соединение в ее государственной организации монархических, республиканских и аристократических (элитарных) элементов. Отвергая любые формы антигосударственной, анархической идеологии, Ильин подверг резкой критике моральный анархизм Л.Толстого в своей работе О сопротивлении злу силою (1925). В религиозно-метафизических построениях Ильина решающая роль отводится духовности (духу) в человеке и в обществе. Уровень духовности определяет качество индивидуальной и общественной жизни и в конечном счете зависит от волевых, творческих усилий личностей. «Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое самое главное – и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, – но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического осознания состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа». Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции занимают его многочисленные статьи о России, ее прошлом, настоящем и будущем. 3 октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.
Обширный архив корреспонденции и писем Ильина 26 мая 2006 был передан университетом штата Мичиган библиотеке Московского государственного университета. Эти материалы были вывезены в США учеником Ильина профессором Н.П.Полторацким в 1965 из Цюриха.
См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Комментарии (2)
Все книги автора: Ильин И. (41)
Ильин И. О России. Три речи
О путях России
Что сулит миру расчленение России
В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле — время ее мученического очищения, ее исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде; в наши дни, дни великого соблазна для близоруких и великих надежд для дальнозорких; — когда русский народ, всеми иными народами преданный и покинутый, сам с собой наедине, перед лицом Божиим, добывает себе свободу голодом и кровью, пытаясь по?самсоновски повалить на себя капище Дагона, но выйти из?под развалин с молитвою на устах и с приговором для своих врагов; в такое время, в такие дни, когда у каждого русского сердце горит от святой любви и священного гнева, когда уже иноземцы начинают постигать мировое и пророческое значение русской трагедии и содрогаться о своей собственной судьбе, — чудится мне, что у всех у нас есть потребность обратиться к России в ее историческом целом, окинуть взором, сколько его хватит, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы .ее культуры, из коих все вышло и к коим все сводится, увидеть их в их силе и славе, увидеть их в их опасных уклонах и соблазнах, увидеть все это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе, в явных деяниях дня и в тайных сновидениях ночи; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недо строенности и неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мирового соблазна, но привели наш народ на гноище мировой истории, те несовершенства и незавершенности нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России, ни нам, ни нашим детям и внукам…
Духовная культура народа не есть его почетное кладбище; не есть только музей его лучших свершений, или все множество его вещественных и сверхвещественных созданий; нет, — она живет и творится и в нас, его сынах, связанных со своею родиной любовью, молитвою и творчеством; она живет незримо в каждом из нас, и каждый из нас то бережет и творит ее в себе, то пренебрегает ею и запускает ее… Россия не только «там», где?то в бескрайних просторах и непроглядных лесах; и не только «там», в душах ныне порабощенного, но в грядущем свободного русского народа; но еще и «здесь», в нас самих, с нами всегда, в живом и таинственном единении. Россия всюду, где хоть одна человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость. И потому возрождение и перерождение ее совершается в нас, в наших душах, в их горении, творческом напряжении и очищении. Очистившиеся души найдут новые молитвы; созревшие души породят новые дела. Новыми молитвами и новыми делами обновится Россия и ее культура
Мы призываем думать об этом и трудиться над этим день и ночь, — и там в России, в рабском стеснении городов, на ограбленных полях, в каторге ссыльного труда; и здесь за рубежом, сидя в бесправии и уничижении у негостеприимных очагов недопогибших народов. И прежде всего, и больше всего каждый из нас призван, не соблазняясь иностранными и инославными суждениями о нашей России и предоставляя упорствующим в слепоте стать жертвою их слепоты, — постигнуть Россию з ее вечном, исторически духовном естестве, найти ее в себе и найти в своей душе то место, от которого он мог бы ныне же заткать новую ткань своей жизни, как ткань Ее жизни
Видим Россию любовью и верою; делим ее муку, и знаем, что придет час ее воскресения и возрождения. Но дня и часа не знаем, ибо они во власти Божией.
«О России. Три речи.»: «Российский Архив»; г. Чехов Московской области; 1995
ISBN 5 86566 015 2
Статьи Ивана Александровича Ильина, написанные им с 1948 по 1954 гг. в виде бюллетеней «Наши задачи», несмотря на прошедшие 50 лет не только не утратили своей актуальности, но, как хорошее вино, улучшающееся с течением времени, стали ещё более понятны и ЗНАЧИМЫ на фоне происходящего (и предсказанного И. А.Ильиным) в Российской Федерации («РФ») «демократического геноцида» русского народа.
Печатается по изданиям:
И. А. Ильин. О России. Три речи. 1926 1933. София, изд. «За Россию», 1934
И. А. Ильин. Наши задачи. Статьи 1948 1954. Том I. Изд. Русского Обще Воинского Союза. Париж, 1956
Издание второе. Издание осуществлено благодаря помощи и поддержке господина С.В.ИВАШКЕВИЧА
Род Ильиных
Он родился в Москве, в доме Байдакова на Плющихе, в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина (1851–1921) и Екатерины Юльевны Ильиной (1858–1942). Его прадед Иван Ильич Ильин служил при императоре Павле I коллежским советником, в 1796 году ему был пожалован диплом на дворянское достоинство. Дед философа Иван Иванович Ильин (1799–1865) — военный инженер-строитель, полковник, возводил Большой Кремлевский дворец, стал его комендантом и получил титул «Майор от ворот Большого Кремлевского дворца». В Кремле жила семья деда; там же родился и отец философа — Александр Иванович Ильин, крестным которого был император Александр II. Дед по материнской линии — надворный советник Юлиус Швейкерт фон Штадион (1805–1876), немецкий медик, в 1832 году переселившийся в Россию, позже стал главным врачом Императорского Вдовьего дома и почетным гражданином императорской России. Его дочь Каролина Луиза Швейкерт, лютеранка по вероисповеданию, приняла православие, когда венчалась с Александром Ивановичем Ильиным в 1880 году в Христорождественской церкви села Быково и стала именоваться Екатериной Юльевной Ильиной. Она родила пятерых сыновей — Алексея, Александра, Иоанна (Ивана), Иулия и Игоря. Маленького Иоанна крестили 22 апреля 1883 года в Богородице-Рождественской за Смоленскими воротами церкви.
Годы учебы
Иван Ильин учился в знаменитой Московской 1-й классической гимназии и окончил ее в 1901 году с золотой медалью, что дало ему право поступления без экзаменов на юридический факультет Императорского Московского университета. Здесь у него сложился глубокий интерес к философии; его научным руководителем был известный правовед, профессор Павел Иванович Новгородцев, который в 1906 году оставил Ильина в университете для приготовления к профессорскому званию.
Семейная жизнь
27 августа 1906 года Иван Ильин венчался с выпускницей Высших женских курсов Наталией Вокач (1882–1963), дочерью Николая Антоновича Вокача (1857–1905) и Марии Андреевны Муромцевой (1856–?). Она была племянницей председателя Первой Государственной думы Сергея Муромцева и двоюродной сестрой жены Ивана Бунина Веры Муромцевой. Ее научные интересы лежали в области философии, искусствоведения, истории; она была духовно близка мужу, с которым прожила долгую жизнь. Детей у них не было, и после смерти Ивана Александровича Наталия Николаевна передала его архив и наследие близким друзьям и ученикам, которые 21 декабря 1956 года создали «Содружество имени профессора Ивана Александровича Ильина».
Становление философа
В 1909 году Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и после двух пробных лекций был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права своего родного университета. В 1910 году он начал читать свой первый курс в Московском университете, тогда же стал членом Московского психологического общества; в «Вопросах философии и психологии» опубликовал свою первую научную работу «Понятия права и силы». В конце года он вместе с женой поехал за границу в научную командировку и провел там два года в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена и Парижа. С лета 1911-го он год слушал лекции основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (Геттинген) и часто общался с ним, постигая его феноменологический метод, сущность которого, по выражению самого Ильина, состояла в следующем:
Анализу того или другого предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета.
Вернувшись в Москву в 1912 году, он читал лекции в университете, применяя этот метод, получивший позже название «метод феноменологической редукции». С 1913 года он проживал с супругой в Крестовоздвиженском переулке, 2, кв. 36, — отныне постоянном его местожительстве вплоть до высылки его из Советской России в 1922 году.
Великая война с Германией 1914 года вызвала в России патриотический подъем, Ильин не только проникся им, но сыграл немаловажную роль в его упрочении. В этот период появились две работы Ильина: «Основное нравственное противоречие войны» и «Духовный смысл войны», которые стали лучшими страницами русской нравственной философии; без них невозможно правильное понимание важной и во многом трудной его книги «О сопротивлении злу силою». В них, как в коде, заложены идеи будущих его работ, касающиеся предметов, за «которые стоит жить, бороться и умереть», — это лейтмотив, пронизывающий все последующие творения Ильина. Здесь впервые и пророчески говорилось о добровольчестве, потом эта тема перешла в «Белую идею», и не только в военно-историческом смысле, но в более широком понимании: тысячелетнего государственного строительства России. Кроме того, это были смелые строки о трудной и деликатной проблеме войны.
Высылка из большевистской России
Февральская революция 1917 года поставила перед Ильиным серьезнейшую проблему: сокрушился государственный строй его Родины, он — ученый-юрист, каково его отношение ко всему происходящему? Ильин решал эту труднейшую задачу в духе Сократа: он не пытался уклоняться от бед и невзгод, которые обрушились на его страну и народ, он глубоко анализировал положение, все свои знания применял для достойного выхода из сложившейся ситуации: из кабинетного ученого он превращается в активного политика, борца и идеолога правого дела. Октябрьский переворот он воспринял как катастрофу и активно включился в борьбу с незаконным режимом; его пламенная статья «Ушедшим победителям» в газете «Русские ведомости» вышла через три недели после переворота и была прямым обвинением большевиков и провидением их исторической гибели. В это время он создает свое оригинальное русское Учение о Правосознании.
В 1918 году его трижды подвергали аресту и содержали в застенках ВЧК в общей сложности около двух месяцев. Он проходил по «делу № 93 американского гражданина Бари В.А., штабс-капитана Кривошеина В.В., Халафова К.М., приват-доцента Ильина И.А. и др.», обвинявшихся в принадлежности к контрреволюционной организации, именуемой «Добровольческая армия».
19 мая 1918 года его отпустили на время для защиты магистерской диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая была столь безукоризненна, что факультет единогласно присудил ему сразу две степени: магистра и доктора государственных наук, а осенью он получил в университете звание профессора. Его известность помогла избежать наказания по делу «Добровольческой армии», и он был оправдан за недостаточностью доказательств и амнистирован. 24 августа 1918 года к Ленину обратился с письмом профессор Алексей Иванович Яковлев — сын известного чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, друга семьи Ульяновых, хлопотавшего в свое время за Александра Ульянова, — в котором просил прекратить дело Ильина, что существенно повлияло на ход процесса.
Еще три раза Ильин подвергался аресту органами ЧК и ОГПУ (в 1919, 1920 и 1922 году), окончательно ему было предъявлено обвинение в том, что он
…с момента октябрьского переворота до настоящего времени не только не примирился с существующей в России рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в моменты внешних затруднений для РСФСР свою контрреволюционную деятельность усиливал, то есть в преступлении, предусмотренном статьей 57 Уголовного кодекса РСФСР.
29 сентября 1922 года Ильин вместе с другими учеными, философами и литераторами был выслан в Германию на пароходе «Обер-бургомистр Хакен». В Советской России шла кампания по высылке лучших людей за границу.
Жизнь в Германии. Преследование со стороны нацистов
По прибытии в Берлин в начале октября 1922 года Ильин немедленно связался с генералом Алексеем фон Лампе, представителем барона Врангеля, и стал аналитиком, помощником генерала Врангеля и идеологом Русского Обще-Воинского союза. (Позже фон Лампе организует выпуск 216 знаменитых ильинских бюллетеней «Наши задачи», которые рассылались по всему миру для единомышленников.)
В феврале 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, на открытии которого Ильин произнес актуальную речь «Проблемы современного правосознания». Ильин стал профессором этого института, прочел ряд курсов: энциклопедия права, история этических учений, введение в философию, введение в эстетику, сущность правосознания и др. — на двух языках, русском и немецком.
В 1923–1924 годах он был деканом юридического факультета РНИ, в 1924 году был избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. В этом же 1926 году выходит в свет его знаменитая брошюра-призыв «Родина и мы» — героическая песнь Белой армии и Белому движению.
С 1925 года появляются его большие работы: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества. О совершенном в искусстве» и не менее значимые по содержанию брошюры: «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Кризис безбожия», «Основы христианской культуры», «Пророческое призвание Пушкина», «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера», «Основы борьбы за национальную Россию» и др. Особое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней России привлекла книга Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою», которая остается актуальной до настоящего времени.
После прихода к власти Гитлера в 1933 году у Ильина назрел конфликт с немецким министерством пропаганды. Представитель Геббельса Эрт, следуя общей политике немецкого правительства, потребовал от профессоров Русского научного института, чтобы они включились в антиеврейскую пропаганду и выступали в этом направлении перед студентами. Ильин отказался следовать этим указаниям, и в 1934 году был уволен из университета. В 1938 году Гестапо наложило арест на его печатные труды и запретило ему публичные выступления.
Жизнь в Швейцарии
Лишившись источника к существованию, Иван Александрович решил покинуть Германию и переехать в Швейцарию, где Ильины поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. С помощью друзей и знакомых, в частности Сергея Рахманинова, он в третий раз стал заново налаживать свою жизнь.
Так как власти Швейцарии запретили Ильину заниматься политической деятельностью, он сосредоточился на литературной работе, часто выступал с лекциями о русской культуре в различных швейцарских аудиториях, что давало ему небольшой заработок.
Однажды после одного его выступления к нему подошла слушательница, Шарлотта Барейсс, и спросила, не пишет ли он книги на темы, о которых рассказывает на своих лекциях. Он ответил, что для издания книг у него нет материальных возможностей. Позже она, будучи состоятельной швейцарской женщиной, предложила Ильину свою меценатскую помощь. Она сняла Ильиным квартиру на Цолликерштрассе, 33, и обеспечивала ежемесячным пособием в размере 500 франков для издания его рукописей. С ее помощью Ильин издал на немецком языке несколько блестящих книг: «Сущность и своеобразие русской культуры», «Вечные основы жизни», трехтомник «Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований», книгу «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге» и свое фундаментальное исследование на русском языке «Аксиомы религиозного опыта».
Кончина и возвращение в Россию
Всю свою жизнь Ильин болел — часто и много. К болезням он относился с христианским мужеством и считал их перстом Божиим; умер он в больнице города Цолликон утром за одну секунду, сидя на стуле около своей постели во время одевания. Это была «непостыдная и мирная кончина». Его вдова и друзья сделали все, чтобы его неопубликованные труды увидели свет, а его большой и ценный архив сохранился: профессор Николай Петрович Полторацкий (1921–1990) по предложению «Содружества…» в 1966 году перевез архив Ивана Ильина на хранение в Мичиганский университет, город Ист-Лансинг, США. Госпожа Барейсс поставила на могиле философа памятник с эпитафией, составленной на немецком языке самим Ильиным, а в русском переводе звучащем приблизительно так:
Все прочувствовано
Так много выстрадано
С любовью созерцаемо
Немало прегрешений
И мало понято
Спасибо Тебе, вечная Доброта!
Шарлотта Барейсс поддерживала Наталию Николаевну до самой ее смерти, 30 марта 1963 года, похоронила ее и, как бы исполнив последний долг, вскоре скончалась сама.
Останки Ивана Александровича Ильина и его супруги Наталии Николаевны Ильиной были перенесены из Цолликона в Москву, на государственном и церковном уровне были перезахоронены в некрополе Донского монастыря 3 октября 2005 года; архив философа был возвращен в его родной университет в 2006 году. Всем этим культурным акциям содействовала вдова профессора Полторацкого Тамара Михайловна (1921–2016), передавшая все необходимые для этого юридические права доктору физико-математических наук Юрию Трофимовичу Лисице — составителю и комментатору 30-томного Собрания сочинений Ивана Александровича Ильина (Москва, 1993–2015).
Ю.Т. Лисица, профессор ПСТГУ