Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
- Улучшение качества образования
- Помощь обучающимся
- Учителя и педагогика
- Учебный план и учебные материалы
- Школа и ресурсы
- Менеджмент образовательной системы
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
- Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
- Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
- Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
- Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
- Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.
Помощь обучающимся
- Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
- Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
- Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
- Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
- Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.
Учебный план и учебные материалы
- Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
- Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
- Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
- Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
- Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Школы и ресурсы
- Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
- Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
- Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
- Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
- Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.
Менеджмент образовательной системы
- Анализ образовательной среды и стратегическое планирование на основании надежных исследований, данных для определения приоритетных вопросов и средств улучшения результатов обучения.
- Позволить децентрализовано принимать решение в отношении локальных приоритетов развития в образовательной организации, обеспечивая при этом справедливое распределение ресурсов.
- Обеспечить достоверность в отчетах образовательных организаций с целью эффективного изменения плана развития.
- Разработка крупномасштабных систем мониторинга, позволяющих получить достоверные данные для улучшения образовательной среды посредством системных изменений.
- Выделять достаточные ресурсы на образование, финансирование организаций, с учетом очевидной эффективности использования средств для улучшения качества образования.
– Скажи мне, ты нашёл ответ на вопрос «зачем нужна школа»?
– Я нашёл несколько ответов на этот вопрос.
– Поделишься?
– На самом деле, честно говоря, есть самые простые ответы на этот вопрос.
– Давай так: вообще школа-то нужна?
– Это хороший вопрос, и один из ответов, например, который мне очень нравится, для чего нам учителя и школа, – это быть твоим навигатором в тех нереальных потоках информации, которых сейчас всё больше и больше будет… Есть прекрасный анекдот про то, что «как получается красивый кораблик в бутылке?» Ты насыпаешь туда много камней, глины, заливаешь это водой, долго-долго трясёшь, и иногда получается кораблик.
Вот учитель – это тот, у кого получится кораблик. Навигатор в море информации.
– И как ты выбрал страны и школы? Почему ты поехал именно туда?
– У меня не было какого-то определённого плана. Я знал, что есть инновационные школы, которые я очень хочу посетить, где пространство без стен влияет на процесс обучения. Мне было интересно не читать об этом в интернете, а посмотреть вживую.
– Сколько ты проехал стран и школ?
– Не так много, как это можно представить. У меня получилось три десятка школ примерно, и несколько сотен учителей.
– У тебя сложилась какая-то картинка идеальной школы?
– Есть некоторые условные штрихи идеальной школы, которые я подметил.
Но какой-то идеальной школы, в общем, нет.
То, что хорошо сработало во Франции или в Дании, например, плохо сработало в России. Те же самые уроки сексуального воспитания в первом классе, например, в Дании, которые меня поразили, и я бы сам на них подписался.
– Есть какие-то отдельные важные вещи, которые должны быть в любой школе?
– Да, есть. Мне вообще было интересно обращать внимание на какие-то штуки, которые применимы, условно говоря, в россий.
В финской школе учительница, вместо того чтобы кричать, когда ученики начинают шуметь, переходит на шёпот.
Я спрашиваю: «Почему Вы так сделали?» Она говорит: «Потому что я заметила, что когда начинаешь переходить на шёпот, они сразу замолкают».
– А это известная психологическая методика, кстати.
– Или, например, как тебя стимулировать к командной работе, чтобы ты за друга реально «впрягался»? В датской школе у тебя есть команда, и вам ставят одну общую оценку. То есть если ты хочешь получить «пять», убедись, чтобы твой сосед получил «пять».
В Швеции любая школа, вне зависимости от того, частная она или государственная, обязана следовать общей школьной программе. Школа под сложным названиемKunnskapskolan- этошкола знаний. Это очень важно.
Время учителей в классическом смысле слова прошло. Нужно, чтобы они были, прости Господи, коучами.
Всё твоё образование делится на несколько шагов, и роль учителя в том, чтобы убедиться, что ты по ним следуешь. Мало того, он в каком-то смысле берёт на себя функцию твоей профориентации. И не только профориентации, кстати.
Условно говоря, ты, Нина Добрынченко-Матусевич, хочешь поступить на юрфак, но ненавидишь математику, так получилось, что ты ненавидишь математику, а тебе её нужно сдать, чтобы поступить. И роль учителя, моя, например, в том, что я тебе говорю: «Слушай, Нина, я понимаю, ты математику терпеть не можешь. Но давай мы сделаем так. Мы оставим её два часа в неделю, чтобы ты сдала этот экзамен (то есть ты сразу видишь цель, понимание, для чего тебе это нужно), причём ты можешь делать её дома, в школе, я тебе помогу, мы будем с тобой всё время в контакте, и при этом добавим три часа твоего любимого испанского».
Вот тебе, пожалуйста. У тебя есть понимание того, зачем тебе это нужно, у тебя есть сохранение любознательности, потому что тебе выстроили обучение так, что тебе кайфово, есть бонус, и под тебя сконфигурировали школьную программу. У всех вроде как общая программа, но при этом у каждого она своя. Это очень работающая модель, она сейчас с успехом применяется в Индии и в Англии.
– А скажи, у нас родитель для учителя –такой кнут и пряник. Пряник реже, но чаще кнут, когда педагог не справляется с ребёнком, или не справляется со своей педагогической задачей, он начинает ябедничать родителю.
– Так было всегда. Для чего были родительские собрания всегда? Для того, чтобы пожаловаться.
– Сейчас для этого есть вотсапы и прочие мессенджеры, когда это единственная роль, в которой педагог видит родителя в российской школе. А там как?
– Там родители участвуют, они всё время спрашивают.
– Родители вообще приходят в школу? Открыта школа для родителей?
– Да.
– У нас родители стоят, как известно, в загончике специальном у двери, а дальше стоит охранник, который не пускает в школу. У них так же?
– Нет, я такого не видел. Не могу сказать, что я много общался с родителями, но из тех, что я общался, мне очень запомнилась одна история.
Семья: женщина русская, муж датчанин. У них дочка родилась на территории Дании.
Она попала в плохую датскую школу, где её травили не одноклассники, а учителя.
Девочка – дислексик. Она с трудом читает, и её за это учителя просто гнобили.
Её забрали в другую школу и отправили к учительнице Стине. Я с этой Стиной потом общался много. Девочка за две недели читать, писать научилась. Всё получается, и мама в шоке: что за чудодейственная программа? Они идёт в школу к этой Стине: «Что? Какие у вас учебники? Или у вас методологические ноу-хау? Как вообще Вы сделали так, что мой ребёнок за две недели научился всему?»
Она говорит: «Я ничего с ней не делала кроме того, что я работала с её самооценкой».
Это простые вещи, но почему-то мы забываем об этом в школах и видим в тетрадях комментарии учителей красной ручкой: «Ты дебил».
В той же самой Дании скажут, что у них были давно отменены красные ручки.
– Я, кстати, хотела спросить, а есть где-то красные ручки, или только в нашей старой доброй советской школе?
– В Дании директор одной школы, Штефан, сказал, что они давно поняли, что красная ручка убивает как раз любую любознательность. Чего ты добьёшься, просто отметив недочёты? Ты должен человеку дать понять, где он может приложить усилия, чтобы в следующий раз сделать лучше.
– А есть домашка?
– Есть такой стереотип, что в Финляндии нет домашней работы. Она там есть. Мало того, в традиционных школах там она вполне себе традиционная, например, ты на математике решил 10 примеров, ещё тебе пять дают на дом.
– Насколько я знаю, там регулируется объём домашней работы и время, которое дети должны тратить на неё.
– Вот, я перехожу к самому материалу интересному. Там, где Phenomenon based learning, бывает домашняя работа, это, например, помочь маме убрать на кухне. Или (это же всё построено на явлениях, явления истории, географии). У них же ещё Inquiry based learningтеперь с 2016 года, это обучение на основе вопросов «кто я такой?», «откуда я пришёл?», «чем я здесь…?»
– Это в Финляндии?
– Да, phenomenon based learning. И там, например, бывает такая домашка: провести интервью с бабушкой на тему того, какой школа была в её юности, и сравнить её, например, с тем, что происходит сейчас. Если вы спросите школьников, они вам скажут, что если они делают домашку не больше 20 минут в день.
– И родители помогают им там, где это их касается на самом деле, а не примеры по математике решать.
– Да.
– Это вчера нам в чат одного из моих сыновей классный руководитель прислал сообщение: «Дорогие родители. У вас завтра на математике должен быть циркуль и карандаш». На что я ответила: «Уважаемый классный руководитель, у меня завтра нет урока математики».
Учитель математики ГБОУ лицей № 179 г.Санкт-Петербурга Пак Наталья Николаевна
Эссе конкурса «Я – директор школы»
Как сделать школу лучше?
Я более 10 лет работаю в одном из самых замечательных лицеев нашего города. Прочитав многие работы конкурсантов, я поняла, что многие идеи уже давно воплощены в нашей школе, так как наш лицей – член школьной лиги Роснано, ресурсная и экспериментальная площадка, участник международных проектов ЮНЭСКО. Но всё же, если бы я была директором, то ввела кое-что новое… То, чего нет в других школах России.
Конечно, ответ на вечный вопрос: «Что первично материя или сознание?», заставляет всех современных директоров облагораживать территорию школы, улучшать материальную базу, делать вечный ремонт. В идеале сделать душевые кабинки для принятия душа после физической культуры, поставить в рекреациях теннисные столы, улучшить питание (для этого каждое утро директор должен есть то, что готовят бесплатникам), и т.д. Но это ведь не главное!!!
За бытовыми проблемами мы не замечаем главного – уровень образования в стране падает. В старших классах учителя вынуждены натаскивать учеников на ГИА и ЕГЭ, забывая объяснять, как следует материал предмета. И с этим надо что-то делать.
В июле 2013 года я приняла участие в лагере TeenГрад в г. Пензе от школьной лиги Роснано и познакомилась с очень интересными учителями разных городов России, а также с педагогами Франции и США. В августе 2013 года на конференции я общалась с учителями Узбекистана. А летом 2012 года мне удалось пообщаться с учителями Южной Кореи. Обсудив с коллегами многие проблемы школьного образования, я пришла к выводу, что если бы я была директором, то модернизировала систему образования в своей школе. Понятно, что программу Министерства образования менять нельзя, но кто запретит её адаптировать под местные проблемы?
А именно, если бы я была директором, то:
1) Ввела обязательный минимум предметов и часов, а далее позволила каждому ребёнку и родителю выбрать свой самостоятельный образовательный маршрут. Не в том виде, в каком сейчас есть во многих гимназиях и лицеях, начиная с 7-8 класса. А разрешила бы выбирать курс тем по каждому предмету и поднимать его, не зависимо от уровня класса. То есть каждый ребёнок смог бы ходить в разные классы и общаться с детьми разных возрастов. Например, ребёнок по биологии блистателен и учится по основной или углубленной программе с ровесниками или с учениками старше него, но с математикой у него проблемы. Вернее не со всеми темами, а выпадает тригонометрия или планиметрия. Ребёнок может выбрать дополнительный курс по этому блоку и заниматься дополнительно, может быть с детьми младше него. Причём совершенно бесплатно! При этом у каждого ребёнка не будет комплексов, что он учится с малышами и боязни остаться на второй год. Он может решить все свои пробелы вовремя, зная, что пропущенный или не усвоенный материал он поднимет через специальный дополнительный курс. А не через «липовую» тройку, поставленную учителем, дабы не было проблем с администрацией и родителями ученика;
2) Изменила систему оценивания. Необходимо вводить зачетную систему по тематическим разделам. Ученик будет знать, какой курс у него выпадает. Например, «Оптика» по физике на «2», а «Электричество» он знает на «5» и ему надо изучить проблемный курс;
3) Разрешила ставить «2» учителям для того, чтобы ребёнок и его родитель знали вовремя о проблемах по конкретному предмету, а не тогда, когда с низкими баллами за ЕГЭ ребёнок не может поступить на бюджетное отделение выбранного ВУЗа. При этом необходимо создать условия ребёнку, чтобы он смог после изучения неусвоенного материала, пересдать, исправив оценку на более высокую;
4) Поощряла не только лучших учеников за отличные успехи в учёбе, но и тех, кто успешно пересдал неусвоенный материал. Создав ситуацию успеха слабому ученику, мы сможем повысить мотивацию к учению;
5) Приложила максимум усилий к тому, чтобы родители перестали бегать и жаловаться на учителей. Сейчас в нашей стране это очень распространено и чуть ли не поощряется. Каждый родитель берёт на себя функцию завуча и методиста. Это подрывает авторитет учителя и мешает учебному процессу.
6) Постаралась создать все условия для работы учителя. Чтобы в мою школу стремились прийти работать лучшие учителя города. Для этого постаралась найти денежные средства для оплаты достойного труда. Хороший директор всегда найдёт деньги для отличного сотрудника.
7) Нашла спонсоров и предпринимателей крупных предприятий, готовых вкладывать свои средства в подрастающее поколение, дабы получить в дальнейшем творческих и трудолюбивых сотрудников. Для этого наладила тесную связь с ВУЗами, которые готовят специалистов для данных предприятий, и добивалась выдачи целевых направлений абитуриентам – выпускникам моей школы. В старших классах уделила бы особое внимание практико-ориентированному подходу в образовании и работе с кейсами по исследованию и по модернизации производства.
Может быть с моём эссе покажется много не выполнимого в реальных условиях. Но если не ставить перед собой планы, идеи по улучшению школьного образования, то они никогда не сбудутся. А любой успех – это одна из форм наших усилий и стараний.
«Всероссийский смотр-конкурс образовательных организаций «ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» на основе многокомпонентного анализа» проводится в один заочный этап с 12 августа по 30 декабря 2020г. в формате открытой публичной выставочной интернет-площадки на всероссийском уровне.
С целью:
— выявления лучших образовательных организаций РФ на основе многокомпонентного анализа;
— обобщения и распространения опыта работы образовательных организаций;
— укрепления материально-технической базы образовательных организаций, вошедших в число призёров, на основе привлечения спонсорских средств предприятий РФ, внебюджетных средств, средств призового фонда мероприятия;
— популяризации инновационных подходов в образовательной и воспитательной деятельности системы образования РФ.
К участию приглашаются образовательные организации РФ, независимо от ведомственной принадлежности.
В качестве основного регламента устанавливаются следующие сроки для мероприятия:
— Приём заявок от образовательных организаций с 12 августа по 25 декабря 2020 г.
— Оформление электронных выставочных стендов образовательными организациями с 12 августа по 30 декабря 2020г. В том числе: период непубличного (стенд виден только участнику) оформления электронных выставочных стендов образовательными организациями с 12 августа по 15 октября 2020г.; период публичного (стенд виден всем пользователям сети интернет) оформления, редактирования, дополнения электронных выставочных стендов образовательными организациями с 16 октября по 30 декабря 2020г.
Дни профилактических работ на Серверах экспонирования и технические регламентные работы (Сервера экспонирования недоступны для посетителей и участников):
3 декабря 2020г.
14 января 2021г.
— Работа экспертных групп с 9 по 16 января 2021г.
— Регистрация посетителей и голосование с 17 по 31 января 2021г.
— Подведение итогов и опубликование списка призёров и победителей 11 февраля 2021г.
— Отправка наградных материалов до 6 марта 2021г. на региональные и муниципальные органы власти для торжественного награждение призёров и победителей.