Меню статьи:
- Лейтмотивы рассказа «Уроки французского»
- Сюжет произведения Валентина Распутина
- А теперь – о героях…
- Мальчик
- Мать юного ученика
- Учительница французского языка
- Директор школы
- Дядя Ваня
- Федя
- Вадик
- Птаха
- Тишкин
Рассказ «Уроки французского», герои которого живут и действуют в 1948 году, впервые вышел в 1973 году. Тогда читатели часто знакомились с литературными произведениями, покупая «толстые журналы», вроде «Невы» или «Советской молодежи». Вот и рассказ Валентина Распутина напечатали в одном из таких журналов.
Содержание
Лейтмотивы рассказа «Уроки французского»
Читатель по мере знакомства с этим произведением заметит, что автор здесь затрагивает вечные темы: добро, зло и конфликт между ними, правда и ложь, безразличие людей, борьба нравственности и безнравственности, справедливость и притеснение человеческого достоинства.
Сюжет произведения Валентина Распутина
Итак, события рассказа разворачиваются в 1948 году. Тяжелые послевоенные годы. В 1947 году страна переживает голод. Таков контекст произведения, в котором действуют герои рассказа «Уроки французского».
Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина «Уроки французского”.
Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, грамотным и смышленым, «башковитым», как говорили. Соседи навещали дом мальчика, чтобы тот посмотрел облигации: ходили слухи, что юноша был наделен «счастливым глазом». Но вот беда: в селе была только начальная школа. Мать героя хотела, чтобы сын продолжал учебу. Сильная женщина – в период голода и разрухи – сумела отправить мальчика в районный центр.
Юноша болел малокровием, анемией. Ему требовалось молоко (а стакан молока стоил целый рубль – большие деньги по тем временам) и нормальное питание. Однако город требовал сильного напряжения: если в селе можно было попросить еду у соседей или обменять на что-то, то в городе нужны были деньги. Продукты можно было лишь купить. Мальчик часто голодал.
В школе юноша показывал успехи: все предметы давались мальчику хорошо, только вот произношение французского – плохо. Учительница французского языка демонстрировала недовольство, когда слушала выговор мальчика. Тогда он узнает: есть возможность заработать деньги, чтобы оплатить дополнительные уроки французского языка и получить нормальное питание.
Мы долго думали и решили, предложить вашему вниманию остросюжетную повесть Валентина Распутина «Пожар”, где раскрывается характер каждого местного жителя, заставляя показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.
Заработок состоял в азартной игре в «чику». Однако юноша знал меру и контролировал себя: выигрывая рубль, мальчик уходил. Однако постоянно это продолжаться не могло: в одну из игр мальчишки-игроки не позволяют нашему герою уйти. Юноша должен остаться и играть дальше – против Вадика. Тот учился в седьмом классе и считался местным «специалистом» по «чике», а потому стало ясно: у несчастного мальчика нет шансов выиграть. Вадик учинил драку и на следующий день мальчик пришел в школу в синяках.
Учительница узнала о произошедшем. Однако преподавательница подумала, что заработанные игрой в «чику» деньги мальчик тратит на покупку сладостей. Когда же юноша рассказал ей, что нуждается в средствах для поддержания здоровья, женщина изменила отношение к ученику.
«Француженка» решила: мальчику следует давать дополнительные, бесплатные уроки. Учительница звала юношу домой, предлагала чай и еду. Однако мальчик был горд, застенчив, робок и скромен, а потому отказывался есть.
Учительница имела достаточно средств и хотела помочь мальчику, но тот упорно не принимал ни приглашение на ужин, ни посылки с продуктами, которые та посылала ученику. Лидия Михайловна – так звали учительницу – переживала, что мальчик голодает. Чтобы помочь мальчику, женщина идет на хитрость: придумывает новую игру, которую называет «замеряшки» или «пристенок». Мальчик согласен играть: считая, что это справедливо, юноша соглашается на помощь женщины.
Скоро об этой игре узнает директор школы. Мужчина не стал разбираться в корнях игры, назвав поступок Лидии Михайловны попыткой совратить ученика. Учительница вынуждена покинуть школу и уехать на родину, на Кубань.
Однако и оттуда женщина старалась помочь мальчику, присылая посылки с продуктами. Однажды юноша получил яблоки, которых до этого момента никогда не ел, зная лишь по книжным картинкам.
.
А теперь – о героях…
Во время знакомства с сюжетом произведения «Уроки французского», герои которого проявляют почти всю, знакомую читателю, эмоциональную и нравственную палитру, мы уже наметили карту главных персонажей.
Мальчик
Безымянный герой, от которого читатель узнает о событиях рассказа. Юноше 11 лет, родом он из бедной семьи. Живет в деревне. Как и полагается персонажам такого рода, мальчик замкнутый и скромный. Герою свойственно одиночество и необщительность, видимо, он – интроверт, робкий и стеснительный.
Как мы говорили выше, юноша болен малокровием, ситуацию со здоровьем усугубляет постоянное недоедание. Ум и природная одаренность способствуют отъезду мальчика из дома – на учебу. Таким образом, юноша оказывается далеко от семьи. Ребенок скучает по дому, тоскует по матери.
Несмотря на юные годы, персонаж выказывает смелость, силу и стойкость характера. Автор характеризует любимца-героя как честного и мужественного, храброго и смелого, борющегося за справедливость.
Мальчик упорный и упрямый: недоедая, ученик все равно не берет еды у учительницы, так как считает это несправедливым, ведь так юноша бы стал тунеядцем. Для героя важно оправдать надежды, возложенные семьей, не оставить учебу. Жизнь юноши – сложна. Болезнь требует от мальчика нормального питания, которое тот не может себе позволить.
Тяжелые обстоятельства жизни не сломили мальчика: не жалуясь, герой находит способы выжить. Уроки французского превращаются в уроки не языка, но нравственности, уроки жизненного опыта.
Мать юного ученика
Сильная женщина: у нее трое детей, которых та воспитывает одна, без мужа. Видя, что сын проявляет недюжинные способности и талант к учебе, решает во что бы то ни стало «поднять» сына: мать отправляет ребенка на учебу в город, в райцентр. Семья бедная, переживает нищету, но женщина все равно старается передать сыну деньги и продукты.
Учительница французского языка
Имя учительницы – Лидия Михайловна. Ей приблизительно 25 лет. Несмотря на молодые годы, учительница мудра и добра. Читатель узнает, что женщина приехала из Кубани, там находится родина учительницы.
Героиня красива: молодая, стройная, черноволосая, глаза – немного косят, но это почти незаметно. Женщина хорошо обеспечена, не испытывает нужды. Однажды Лидия говорит, что к человеку приходит старость, если он теряет в себе ребенка. Из рассказов женщины читателю становится известно, что в детстве будущая учительница не отличалась примерным поведением, часто приносила родителям неприятности и переживания.
Поначалу Лидия Михайловна испытывает к ученику неприязнь: мальчик показывал успехи и одаренность в остальных предметах, но сложный и заковыристый французский язык давался юноше с трудом. Французские слова мальчик произносил с заметным акцентом. Учительница кривилась и отворачивалась, когда ученик силился что-то сказать по-французски.
Со временем отношение Лидии Михайловны к мальчику меняется. Учительница узнает, для чего юноша зарабатывал деньги, играя в «чику», узнает, что бедняга болен и недоедает. Может быть, только одна «француженка», молодая и, казалось бы, неопытная, увидела проблемы мальчика. Женщина приглашает ученика домой, пытается помочь ему, накормить. Но юноша принципиален и строг к себе.
Читатель видит, что правда и мораль относительны: хитрость может быть полезным средством, если используется во благо. Хитрость помогает Лидии Михайловне придумать новую игру для ученика: считая, что выиграть еду справедливо, тот соглашается на предложение учительницы.
Директор школы
Ученики побаивались директора районной школы Василия Андреевича. Строгий, дисциплинированный, громкий и шумный директор отличался принципиальностью и стереотипными взглядами на жизнь. Если какой-то из учеников совершал проступок, директор заставлял провинившегося объясняться перед всей школой, всеми учениками.
Однажды Василий Андреевич застал Лидию Михайловну, когда учительница играла с ребятами в новую, придуманную женщиной игру. Директор посчитал поступок женщины аморальным, обвинив Лидию Михайловну в извращенности и попытке совратить учеников. Разбираться в ситуации мужчина не стал.
Это – первостепенные герои «Уроков французского». Но есть и персонажи второго плана.
Дядя Ваня
Этот персонаж работает шофером. В один день, раз в неделю мальчик получает продукты – передачу от матери, которую доставляет юноше дядя Ваня.
Федя
Мальчик живет в съемной квартире. У собственницы этого жилья был сын – Федя. Именно Федька знакомит мальчика – главного героя рассказа «Уроки французского» – с ребятами, которые играют в «чику». Федина семья, да и сам мальчик, тайно воруют продукты у проживающего у них юноши, когда мальчик уходит на учебу.
Вадик
Семиклассник, которого местные ребята считают главным «специалистом» по игре в «чику». Вадик злой и неприятный персонаж, жестокий и беспринципный. Хитрюга Вадик обижает тех, кто слабее него, издевается над младшими по возрасту. Водит дружбу с Птахой – тоже задирой и драчуном. Однажды Вадик бьет главного персонажа – за то, что мальчик играет в «чику» лучше.
Птаха
Пятиклассник, тоже хулиган, товарищ Вадика. Но в 5-м классе Птаха учится второй год: в учебе юноша слаб, а в школу ходит через раз. Во всем подчиняется Вадику и прислушивается к товарищу. Любит драться и задирать других ребят.
Тишкин
Одноклассник главного героя. Среди остальных героев «Уроков французского» выделяется позицией наблюдателя. Хотя Тишкин первым рассказывает учительнице причину синяков и ран мальчика – главного действующего лица рассказа.
Герои рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» выделяются разнообразием и неоднозначностью. Читатель в очередной раз понимает: жизнь амбивалентна, и не всегда то, что мы видим, представляет истинную картину.
3.8 / 5 ( 26 голосов ) Виктория Давыдова
Валентин Распутин описал прекрасный образец человечности в своем рассказе «Уроки французского». Трудно найти такой же тонкий и легкий одновременно рассказ, где так трогательно освещены отношения между учителем и учеником.
В центре произведения главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» — так внешне можно описать главного героя. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и помогает ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что способствует развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна.
Учитель французского языка восхищает главного героя тем, что коренным образом отличаясь от него, предстает перед ним некой волшебницей, существом неземным и возвышенным. А учитывая, что его успехи во французском поначалу весьма скромны, еще и неким пугающим образом. Характеризуя Лидию Михайловну следует уделить особое внимание тому, как видит ее главный герой: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».
По мере того, как развивались события в рассказе барьер между учителем и учеником постепенно таял, обнажая истинную природу души каждого из них. Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.
«Уроки французского» В. Г. Распутина — это автобиографический рассказ, воспоминания о детских годах самого автора, поэтому образы писателя и его героя слиты в моем представлении в один.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только Для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Ответственность и чувство долга не позволяют мальчику бросить учебу и вернуться домой.
Наверняка, многие на его месте давно бы уже сдались или нашли бы другие, непорядочные способы заработать деньги и еду. Однако развитое чувство собственного достоинства не позволяет
Главному герою даже воспользоваться своим умением играть в «запретную» игру и выигрывать больше суммы, необходимые для ежедневной покупки молока. Перебарывая себя, он не поддается даже на уговоры учительницы, всеми правдами и неправдами старающейся помочь ему, подкормить. Без тени сомнения мальчик возвращает ей посылку с драгоценными макаронами и так необходимым ему гематогеном. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает.
Читая рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», понимаешь, что каждый день в нашей жизни дает нам множество уроков, которые не только добавляют знаний, но и являются своеобразной проверкой на прочность. И от каждого шага, от каждого слова зависит: станем ли смелыми, порядочными, добрыми людьми или постоянно будем сожалеть о поступках, совершенных вчера и в далеком прошлом.
Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас интересными подробностями внутренней жизни обыкновенного, скромного, почти незаметного человека. Автор рисует образы простых людей, которые живут обычной жизнью с ее печалями и радостями, в постоянном труде и заботах. В то же время он раскрывает перед нами богатый внутренний мир этих людей. Так, в рассказе «Уроки французского» автор раскрывает перед читателями жизнь и душевный мир деревенского подростка, которого тяжелая судьба и голод вынуждают искать разные способы выхода из тяжелого положения.
Герой произведения — умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея». Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает». Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.
Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему — дать шанс честно выигрывать свой рубль.
Несмотря на то, что герой рассказа «Уроки французского» ввязывается в игру на деньги, он вызывает у меня глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».
Род, жанр, творческий метод
Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.
Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».
Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.
Тематика
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
Идея
Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, — поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Основные герои
Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.
Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:
1. «Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), … я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди… не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
Сюжет и композиция
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.
Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.
Художественное своеобразие
С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.
Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:
«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).
«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).
«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).
«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).
Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:
Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.
Значение произведения
Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».
Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика — 11 лет. Он учится в 5-ом классе: «…Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» «…Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…» Внешность главного героя выглядит так: «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки — обувь) «…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый — короткий, тесный) Действие рассказа происходит в 1958 году — в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно: «…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…» Главный герой — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, отец мальчика умер и мать одна содержит троих детей: «…Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда…» «…ведро картошки — под весну это было немалое богатство…» «…Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…» Главный герой — старший ребенок в семье. У него есть младшие сестра и брат: «…нас у матери было трое, я самый старший…» Семья мальчика живет очень бедно. Они питаются только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген: «…Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает Совсем не бывает Горох бывает. Редька бывает…» «…Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…» Мальчик настолько беден, что он никогда не пробовал яблоки. Он видит их только на картинках: «…Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…» С 11 лет мальчик живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне: «…Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» В райцентре мальчик живет у знакомой тети Нади. У главного героя есть много товарищей, но все они остаются в деревне, когда он переезжает в райцентр: «…в деревне, там у меня товарищей много…» Главный герой — способный мальчик: «…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…» Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского: «…Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…» «…Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…» Главный герой — упорный, настойчивый мальчик. Он не отступает от своей цели: «…Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…» «…А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти…» Главный герой — упрямый мальчик: «…Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…» Главный герой страдает малокровием. Врачи советуют ему пить молоко, чтобы не кружилась голова: «…Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…» «…Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…» Во время одного из уроков учительница показывает мальчику игру в «замеряшки». Она предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится игра. У него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается своей цели — мальчик больше не голодает: «…И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…» К сожалению, директор школы узнает об этих играх учителя и ученика. Директор осуждает ее за «развращение» ученика. На самом деле, она делала доброе дело — спасала мальчика от голода. Однако директор школы не вникает в суть проблемы. И учительница навсегда уезжает домой на Кубань: «…Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»
Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографическим, повествующим об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Уроки французского», а также закрепить знание произведения, пройдя тест.
Главные герои
Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».
Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.
Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея».
В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком: ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза».
На новом месте главный герой сильно похудел: передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.
***
Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко: мальчику его нужно было пить «от малокровия». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игры» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.
***
На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Учительница была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.
Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.
Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.
***
Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому: учительнице было жалко мальчика, она, желая его чуть подкормить. Она предлагала ему поужинать, но мальчик каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.
Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы: у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался оставить себе продукты.
***
Занятия французского продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у учительницы себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие».
Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее никому, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.
«Знать бы нам, чем это все кончится…»
В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он возмутился.
***
«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет: тут виновата она.
«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.
Рекомендуем прочесть не только краткий пересказ «Уроков французского», но и ознакомиться с полным вариантом произведения.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 11
В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?
- 1972;
- 1973;
- 1974;
Начать тест(новая вкладка)