Времена меняются, меняются люди и отношения между людьми. То, что раньше казалось совершенно неприемлемо, сейчас рассматривается как норма. До недавнего времени учитель рассматривался как неизменный авторитет для своих учеников. Невозможно было представить ситуацию, когда дети могли позволить себя какие-либо вольности в отношении педагога.
Сейчас все иначе. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученики ведут себя неподобающим образом с учителем, могут обозвать или оскорбить его. Как поступить в таком случае педагогу и существует ли в законе статья за оскорбление учителя учеником?
Содержание
Что такое личное оскорбление
Для начала немного теории. Что такое личное оскорбление? Это действия одного лица по отношению к другому, которые унижают человека, оскорбляют его честь и достоинство.
Оскорбление может выражаться устно. То есть это разные обидные слова и фразы, нецензурная лексика. Также личное оскорбление может выражаться в виде непристойных жестов, пощечин и плевков. Оскорбление может быть как личным, то есть с глазу на глаз, а может быть публичным, когда есть свидетели нанесенного унижения.
В настоящее время за личное оскорбление можно привлечь виновного к административной ответственности. Наказанием в этом случае будет штраф. Но это все применимо к взрослым, совершеннолетним гражданам. Если говорить о школе, то по закону вполне можно привлечь к ответственности учителя за оскорбление ученика. Можно легко найти родителей, которые пользовались этим правом.
Но вполне возможна и обратная ситуация. Ученик оскорбляет учителя. Молчать и делать вид, что ничего не происходит, в этом случае тоже нельзя. Надо знать законные методы воздействия на ребенка. Иначе можно вместо восстановления справедливости самому попасть под суд.
Что говорит закон
В школах нередко можно встретить жестоких и агрессивных детей. Как правило, они растут в неблагополучных семьях и имеют большие огрехи в воспитании. Такие дети часто становятся настоящей головной болью как для одноклассников, так и для педагогов.
Они позволяют себе не только жестокое обращение со сверстниками, но и вполне могут пойти на такой неприемлемый шаг, как оскорбить учителя.
Раньше оскорбление рассматривалось как уголовное преступление. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Наказание за оскорбительные действия предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. То есть, за такое преступление полагается штраф. Вот только действие Кодекса не применяется к несовершеннолетним.
Таким образом, если нанесенное оскорбление настолько серьезно, что учитель захочет наказать обидчика, сделать это через суд не представляется возможным. Даже если будет написано заявление в суд или в прокуратуру, судья отклонит его, как противоречащее закону.
Единственное, что можно попробовать сделать — подать иск с требованием компенсации морального вреда от родителей провинившегося ученика.
Что можно сделать
Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.
Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.
Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.
Это наиболее часто применяемые и, в то же время, достаточно лояльные методы воздействия. Если ситуация не очень запущенная, они вполне могут помочь исправить сложившееся положение.
Советы о том, куда обращаться если сайт оказался мошенническим.
А особенности банкротства МУП.
Комиссия по делам несовершеннолетних
А если описанные выше методы не дали результата? Или обстоятельства оскорбления настолько серьезны, что учитель непременно хочет добиться справедливости? Учитель имеет право обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Это постоянно действующий в каждом регионе орган. Основная функция его — защищать права детей и предупреждать развитие преступности.
Так вот, если несовершеннолетний совершил проступок, который рассматривается как административное правонарушение, это веский повод для обращения в КДН. А личное оскорбление как раз и относится к таким нарушениям.
Когда в Комиссию поступила соответствующая жалоба, ее сотрудники должны разобраться в произошедшем. Необходимо сформировать объективную картину случившегося. И если поводов окажется достаточно, то неблагополучного ребенка поставят на учет.
Конечно, если вина ученика не будет доказана или это был единичный случай, то на учет никто никого не поставит. Но если ребенок регулярно совершает неправомерные действия, у него неблагополучная семья, то скорее всего КДН примет решение не в пользу ученика.
Постановка на учет серьезный повод для ученика задуматься о своем поведении, ведь теперь все его действия будут под пристальным вниманием. И возможно, он станет на путь исправления. Да и жажда справедливости учителя будет удовлетворена.
Конечно, сложно представить ситуацию, когда ученики осмеливаются нанести оскорбление учителю. Ведь это противоречит всем этическим правилам. Но такое, к сожалению, случается. Главное для учителя в этой ситуации поступить максимально грамотно. Чтобы и своего достоинства не уронить, и попытаться помочь ученику сойти с неправильного пути.
Несет ли ответственность учитель за учеников вне школы?
Только если ученик отправлен учителем по какому-либо поручению, на пути до дома, если транспорт предоставлен школой, и на выездных мероприятиях — ученика необходимо доставить до школы.
Полную ответственность за ученика по закону «Об образовании» учитель несет только в школе — на уроке, на переменах, за двадцать минут до и после занятий. Чаще всего до и после уроков за учеников, находящихся в школе, отвечает дежурный учитель.
Как может влиять учитель на поведение учеников вне школы?
Только разговорами. Учитель не может заставить учеников выбирать ту или иную дорогу. Также трудно договориться о вопросах безопасности с родителями. В Республике Татарстан несколько лет назад школы пытались заставить родителей забирать младшеклассников после уроков. Работало это плохо: родители отказывались подписывать расписки о своей ответственности и жаловались на школы на интернет-форумах и в письмах в региональное министерство образования.
Если учитель заводит с учениками разговор о том, как проводить свободное время, то говорить стоит об ответственности ученика за свою жизнь и обучение. Ученик вряд ли воспримет аргумент, что учеба — это его работа и нужно идти домой и заниматься. Лучше он отнесется к мысли, как важна безопасность. Важно донести до ученика, что идти куда бы то ни было можно только с друзьями и знакомыми, которым доверяешь, и сообщать родителям о своем местонахождении.
Должен ли учитель говорить с родителями, если что-то подозревает?
В законе «Об образовании» не сказано, что учитель обязан сообщать информацию о ученике администрации школы или родителям. Но лучше сообщать родителям о своих подозрениях, обращая внимание, что это только подозрения. Идеально — поговорить с самим учеником, рассказать, что вы почти уверены, что он пойдет в небезопасное место и дождаться ответа ученика. Если тот явно находится под давлением сверстников, можно обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу.Можно ли заставить ученика ходить к психологу?
Нет, если ученик не представляет опасности для общества. Тем более, психолог поможет при депрессии, а не при желании опасно проводить свободное время. Другое дело, если друзья принуждают ученика пить пиво, играть в азартные игры или склоняют к аутоагрессии. Тогда психолог может научить ученика ассертивному поведению — умению говорить «нет».
Поможет ли включение ученика в группу риска?
Не факт. В группу риска попадают ученики с социальной дезадаптацией, причем именно психолог проводит диагностику и принимает решение о включении ученика в эту группу. Получается, что если психолог может определить, насколько неадаптивен ученик и сможет научить его навыкам общения, то включение в группу риска поможет. Если психолог не понимает, кого включать в группу риска, то толка от такой работы не будет. Тем более лишний контроль со стороны взрослых может привести к протесту и включить по-настоящему девиантное поведение.
Поможет ли проведение тематических классных часов?
Классные часы, так же как и лекции, помогут только при хорошей подготовке лектора. Если он сможет завоевать доверие учеников и рассказать им о контрацепции, последствиях алкогольного опьянения, противодействии насилии, тогда ученики, по крайней мере, многие из них примут эту информацию к сведению.
Спикер должен обладать опытом в теме, о которой рассказывает. О том как не потеряться после школы могут рассказать волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт». Специалисты из психологического центра «Доверие» расскажут, как противостоять давлению сверстников и взрослых знакомых.
Наверняка многие молодые, а иногда и не очень, учителя задаются одним простым вопросом: «Почему мои ученики меня не любят?”. И правда, казалось бы, приветливый и добрый педагог, который уважает своих учеников, должен по умолчанию получать то же самое взамен. Но, оказывается, не все так просто. Очень часто, имея даже самые светлые побуждения и искреннюю любовь в сердце, обратно мы получаем совсем не то, что ожидаем. Обнадеживает то, что в большинстве случаев эта ситуация поправима: уважение и признание учеников можно вернуть, а ваш авторитет поднять на самую верхнюю точку школьного флагштока. Все зависит от решений, принимаемых нами как учителями, которые способствуют либо повышению, либо потере уважения наших учеников.
Давайте рассмотрим несколько самых распространенных причин, по которым ученики могут испытывать к вам неприязнь.
- Класс вам неподконтролен.
Представьте, что вы находитесь на семинаре, который проводит уважаемый профессор. Вам интересно послушать то, о чем он рассказывает, но один из слушателей постоянно перебивает его, всех остальных и в том числе вас, а профессор при этом не делает ровно ничего, чтобы его остановить. В аудитории становится шумно и уловить нужную информацию просто невозможно. В итоге вы раздражены и уходите с разочарованием из-за того, что не получили информацию в нужном объеме, а авторитет профессора, не способного возразить бестактному слушателю, безвозвратно потерян.
То же самое чувствуют и ваши ученики, когда вы не справляетесь с дисциплиной в классе. Попробуйте, помимо вашей любви к детям, подключать еще и логику с холодным рассудком. Посмотрите на себя со стороны, пересмотрите тон и характер общения с детьми, представьте каждого хулигана по отдельности и попытайтесь выработать план действий эффективный по отношению к каждому из них.
- Вы не слышите своих учеников.
Во время занятий ученикам приходится слушать вас и то, чему вы их учите. Вы требуете от них внимательности и усидчивости. А слушаете ли вы их, даете ли возможность говорить? Если на ваших уроках звучит в основном лишь ваш голос, попробуйте применить несколько приемов, которые помогут вашим ученикам ощутить, что их тоже слушают и, самое главное, слышат:
- возьмите за привычку обсуждать какую-либо тему вместе со своими учениками хотя бы раз в неделю. Иногда можно даже проводить экспериментальные уроки, в течение которых будут говорить только дети (учитывая, конечно же, определенный порядок этого разговора);
- в течение года просите учеников заполнять анкеты, ответы в которых помогут вам понять, какие из применяемых вами методов работают, а какие нет. Сообщайте о своих выводах ученикам, обсуждайте интересующие вас и их моменты. Пусть работа над вашими отношениями будет коллективной, а беседы доверительными;
- если вы учитель словесности, то попробуйте применить такой интересный прием: заведите «классный журнал”, в котором ученики каждый день могли бы писать небольшие заметки на самые различные темы, например, о том, что их волнует, что им нравится на ваших уроках, какое у них сегодня настроение и т. д. Давайте им на полях короткие ответы (например: «Да, иногда я тоже люблю дождливую погоду”). Это поможет вам установить доверительные отношения и прочную связь с вашими учениками.
- Вам стоит пересмотреть свои приоритеты.
Очень часто случается так, что учитель видит себя в роли руководителя, в плохом смысле этого слова. Он ожидает всеобщего признания, чувствует свое превосходство и всячески показывает это своим поведением, иногда даже не осознавая это. Поведение учителя, сравнимое с поступками самовлюбленного директора, не приносит плодов. И в первом, и во втором случае «подопечные” недолюбливают своего руководителя. Посмотрите на себя с другой стороны. Возможно, стоит сделать ставку на более доверительные, партнерские отношения?
- Не нужно бояться показаться глупым.
Не бойтесь, например, извиниться перед ребятами за то, что в прошлый четверг вы были в плохом настроении и позволили себе накричать на учеников без особой на то причины. Не бойтесь выглядеть глупым или слабым, вы, в конце-концов, тоже живой человек. Ученики очень внимательны к вашим слабостям. Если вы найдете силы признать ваше «поражение” и весело посмеяться над ним вместе с классом, это гарантировано поднимет уровень вашего авторитета перед ребятами. В противном же случае, вы приобретете стойкую репутацию диктатора.
- Вы забыли о «золотом правиле”.
Всем знакомо утверждение о том, что к окружающим нужно относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе. То же самое касается и преподавания. Наверняка вам доводилось ощущать раздражение по отношению к учителям, с которыми вы сталкивались на протяжении жизни. Убедитесь, что вы не повторяете их ошибок. Прислушивайтесь к себе и придерживайтесь простого правила: учите так, как хотите, чтобы учили вас, дарите небольшой кусочек вашей души с каждым новым уроком.
В васильковской школе №9 под Киевом — скандал. Учительница в жесткой форме оскорбила ученика седьмого класса. Школьникам удалось записать видео, шокировавшее соцсети. Они передали его родителям, которые сразу пожаловались руководству школы. «Вести» узнали все подробности истории, а также разобрались, как родителям нужно отстаивать права своих детей.
В соцсети опубликовали видео, на котором 67-летняя учительница Людмила Новоселова в конце урока всячески обзывает и ругает ученика. Видеозапись в Facebook выложила пользовательница Виктория Гедзь. «Чему может научить вот такой «воспитанный педагог» наших детей. Прошу максимального репоста, чтобы Людмилу Анатольевну узнало как можно больше людей», — отметила Виктория. «Произошло из-за того, что ученик клацнул два раза ручкой, чтобы записать домашнее задание, так как это был конец урока.
Это не первый агрессивный припадок учителя», — добавила пользовательница. На видео учительница записывает на доске пример. Она оборачивается к классу и спрашивает: «Кто щелкает?» Далее идет к парте ученика: «Ты — с*ка, ты — тварь! Животное ты!..» И так далее.
Сразу уволилась
В отделе образования Васильковского городского совета «Вестям» сообщили, что оскорбившего ученика педагога уволили. «Она сама написала заявление об увольнении по собственному желанию, поэтому восстанавливаться через суд в школе она не будет», — сказали нам в отделе. При этом чиновники провели служебное расследование, в ходе которого выяснили, что дети провоцировали ее. «Дети соглашаются с тем, что они ее спровоцировали. Один из учеников стучал постоянно по парте, мешал проводить урок. В любом случае она не имела права так поступать. Она нарушила права ребенка. Мы все были шокированы. Такой случай в городе у нас впервые», — говорят в отделе образования.
«Люди боятся идти в магазин». В Киеве банды подростков громят супермаркеты
Как рассказала «Вестям» директор васильковской школы №9 Оксана Шагова, на уволенного учителя родители оскорбленного Виктора Юрова подавать в суд не собираются. «В пятницу члены родительского комитета класса написали заявление в школу, чтобы мы разобрались в конфликте между учениками и Людмилой Новоселовой. Свое поведение она объяснила тем, что готовила детей к контрольной, а ученик ей мешал. Из-за этого она и сорвалась. В понедельник нам прислали видеоролик, провели расследование, ее вызвали в городской отдел образования, и она написала заявление», — пояснила директор. По словам Шаговой, на преподавателя в этом учебном году уже однажды жаловались родители одного из учеников. «Был небольшой эпизод, связанный с выставлением оценок, но мы устно разобрались с родителями и ребенком», — говорит Шагова. Извинилась ли учительница перед детьми или родителями ученика, по словам директора, неизвестно.
Наказывают только после огласки
Инциденты вызывающего поведения педагогов случаются нередко. Ранее, например, в Кривом Роге педагог заклеил школьникам рты скотчем, а в Закарпатье учительница поставила оценку ученице на лбу. Адвокат Иван Либерман сказал «Вестям», что украинцы подают в суд на учителей едва ли не каждый день. «Многие родители хотят привлечь к ответственности учителей, оскорбивших, по их мнению, детей. Требуют возместить моральный ущерб или привлечь ответственности. В случае с васильковской школой это административное нарушение, за которое максимум должны уволить или выписать штраф. За более серьезные нарушения, как побои, учитель может получить реальный срок», — пояснил Либерман.
Пригород Киева держит в страхе банда подростков
Юрист общественной организации «Батьки SOS» Роман Бондаренко говорит, что наказывают учителей очень редко. «В Украине 17 000 школ, представьте, сколько там подобных ситуаций. В СМИ попадает максимум 5% таких конфликтов. Как правило, только в случае огласки удается наказать виновного. В остальных случаях педагогов руководство школ пытается уберечь от наказания, чтобы не подрывать репутацию учреждения», — сказал Роман. По его словам, очень часто даже уволенные преподаватели восстанавливаются в тех же самых школах. «А родители чаще подают заявления на педагогов, когда их ребенок уже уходит из школы, чтобы уберечь его от преследований», — говорит Роман.
Он добавил, что согласно указу МОН, термин «жестокое обращение с детьми» определяется по более чем 20 признакам. От «поставить в угол» или указания при остальных учениках на недостаки ребенка до запрета идти в туалет и требований к внешнему виду ребенка (прическе, форме). «Но большинство этих случаев проходят незамеченными», — отметил Бондаренко.